Виадуки это продукт какого искусства
Содержание статьи
Акведук
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 4 апреля 2021; проверки требует 1 правка.
Пон-дю-Гар, Франция, древнеримский акведук, сохранившийся до наших дней, одно из наиболее посещаемых туристами мест во Франции
Акведу́к (от лат. aqua — вода и duco — веду) — водовод (канал, труба) для подачи воды к населённым пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам из источников, расположенных выше них.
Акведуком в более узком значении называют часть водовода в виде моста над оврагом, рекой, дорогой. Достаточные по ширине акведуки могли также использоваться судами (водный мост). Акведук по своей структуре аналогичен виадуку, с тем отличием, что его применяют для перетока воды, в отличие от дорог или железнодорожных путей.
Акведуки сооружаются из камня, кирпича, железобетона или стали. Такие сооружения состоят из основания, на котором возводят каменные, чугунные или кирпичные опоры (обычно между ними для устойчивости помещают каменные арки), и берегового устоя, на которое укладываются трубы или устраиваются кюветы.
История[править | править код]
Хотя акведуки больше всего ассоциируются с римскими постройками, они были изобретены столетиями ранее на Ближнем Востоке, где вавилоняне и египтяне строили сложные ирригационные системы. Акведуки римского образца использовались уже в VII столетии до н. э., когда ассирийцами был построен акведук из известняка высотой 10 метров и длиной 300 метров для перетока воды через долину в столицу, Ниневию; полная длина акведука составляла 80 километров. Примерно в то же время, акведуки использовались в городах майя[1].
Известно, что в Древней Греции также строились акведуки. Самым выдающимся акведуком Геродот считал Эвпалинов тоннель на острове Самос. Этот акведук историк включил в список чудес света[2].
Считается, что древние народы строили акведуки, потому что не знали закон сообщающихся сосудов[3] и не умели изготавливать трубы, способные выдерживать высокое давление воды в дюкере (обратном сифоне). В действительности известны сифон в Пергаме, относящийся ко времени правления Эвмена II (197-159 годы до н. э.) и более 20 сифонов, относящихся ко времени Римской империи, главным образом на территории современной Франции[4].
Акведуки Древнего Рима[править | править код]
Римляне строили многочисленные акведуки для доставки воды в города и к хозяйственным центрам. В сам город Рим вода поставлялась через 11 акведуков, которые были построены в течение 500 лет и имели общую длину почти 350 километров. Однако только 47 километров из них были наземными: большинство проходило под землёй (Айфельский акведук в Германии — очень хорошо сохранившийся тому пример). Самый длинный римский акведук был построен во II столетии нашей эры для поставки воды в Карфаген (сейчас это место находится на территории современного Туниса); его длина составляла 141 километр.
При строительстве применялись передовые строительные материалы того времени — такие как водостойкий пуццолановый бетон.
Римские акведуки были чрезвычайно сложными сооружениями, технологически они не устарели даже через тысячу лет после падения Римской империи. Они были построены с удивительной точностью: акведук Пон-дю-Гар в Провансе имел уклон всего 34 см на километр (1:3000), спускался всего на 17 метров по вертикали при всей его длине 50 километров.
Транспортировка воды только за счёт силы тяжести была очень эффективна: через Пон-дю-Гар проходило 20000 кубических метров воды в день. Иногда, при пересечении впадин поверхности с перепадом больше 50 метров, создавались напорные водопроводы — дюкеры (хотя почти всегда для этих целей использовали внутренности мостов). В современной гидротехнике используются аналогичные методы, позволяющие коллекторам и водным трубам пересекать различные впадины.
Дальнейшее развитие системы акведуков[править | править код]
Бо́льшая часть опыта римских инженеров была потеряна во времена Тёмных веков, и в Европе строительство акведуков практически прекратилось до XIX века. Воду часто добывали путём рытья колодцев, хотя это могло вызвать экологические проблемы, когда местные подземные водяные горизонты стали загрязняться.
Одним известным исключением был канал Нью-Ривер[en], искусственный водный путь в Англии, открытый в 1613 году для снабжения Лондона свежей питьевой водой. Его длина составляла 62 километра. Развитие каналов дало новый толчок в строительстве акведуков. Однако только в XIX столетии их строительство возобновилось в крупных масштабах для поставки воды в быстрорастущие города и к промышленным объектам, нуждающимся в воде. Разработки новых материалов (таких, как бетон и чугун) и новых технологий (например, паровой двигатель) позволили провести множество существенных усовершенствований. Например, применение чугуна позволило строить большие дюкеры, нагруженные бо́льшим давлением, а создание насосов на паровой тяге позволило значительно увеличить скорость и объём водяного потока.
В XIX веке Англия стала ведущей державой в строительстве акведуков, обеспечивая водой свои крупнейшие города, такие как Бирмингем, Манчестер и Ливерпуль. Самые большие акведуки были построены в Соединённых Штатах для поставки воды в самые крупные города. Акведук Катскилл[en] доставлял воду в Нью-Йорк на расстояние 190 километров, но это достижение было превзойдено акведуками на крайнем западе страны; наиболее примечательным был акведук Колорадо[en], который снабжал водой Лос-Анджелес и окрестности с расстояния в 400 километров с востока. Не смотря на все достоинства акведуков, они имеют и свойственный им недостаток — огромное количество воды, переносимое ими, может привести к серьёзному экологическому ущербу из-за истощения питающих рек.
Акведуки в России[править | править код]
Появление акведуков в России, как и в Древнем Риме, было связано с возведением централизованных систем водоснабжения для крупнейших городов. Первые акведуки были сооружены по трассе самотёчного Мытищинского водопровода 1781-1804 годов постройки в Москве. Вопреки распространённому мнению, акведуков на трассе этого водопровода было несколько. Кроме отреставрированного Ростокинского акведука существовало еще четыре, о двух из которых достаточно хорошо известно:
- Акведук через реку Яузу в районе слияния с рекой Работней к западу от Ярославского шоссе (демонтирован при реконструкции шоссе в период между 2003-2006 годами);
- Акведук через реку Ичку возле МКАД (его остатки разобраны в 1998 году).
Источником воды послужили подземные воды в верховьях реки Яузы около села Большие Мытищи. Вода подавалась в Москву самотёком, для чего был сооружён подземный кирпичный водовод длиной около 16 км. Через долину Яузы вода шла уже по Ростокинскому акведуку. Длина его составляла 356 м, при ширине водовода 90 см и высоте 1,2 м. Далее водовод шёл к Самотёчной и Трубной площадям, где находился бассейн, а затем к Неглинной улице с двумя фонтанами для разбора воды.
Примечания[править | править код]
См. также[править | править код]
- Арык
- Виадук
- Дюкер
- Мост
- Летающий паром
- Путепровод
- Эстакада
Ссылки[править | править код]
- Акведук // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890-1907.
Источник
СЕКРЕТ РИМСКИХ АКВЕДУКОВ
В переводе с латинского слово «акведук» означает «водопровод», то есть техническое сооружение для снабжения населенного пункта водой, своего рода искусственный канал. Наибольшее количество акведуков было построено древними римлянами. Императорский Рим снабжали водой 11 акведуков — такой роскоши не было ни у одной столицы европейского государства. Правда, возводились акведуки в общей сложности в течение 500 лет, их протяженность составила 350 километров. И почти все они были спрятаны в землю.
До сих пор ученые ломают головы над загадкой:
как древним строителям удавалось сохранять наклон на многокилометровом пути акведуков?
Остатки римского акведука Айфеля, ведущего в Кёлън (Германия). Длина 95 км
Совсем недавно английские кинооператоры, которые вели съемки старой разрушенной часовни недалеко от Рима, наткнулись на закрытую дверь. Открыв ее, они обнаружили подземный лаз. Спустившись на глубину трех метров, они попали в необычное подземное сооружение. В обе стороны вел подземный ход, облицованный камнем, он был заполнен водой примерно на 30-50 сантиметров.
Куда ведет удивительный подземный ход?
По колено в воде они двинулись вперед. Над головой — каменный свод, никаких надписей, никаких указателей. Через несколько десятков метров они вышли в сводчатое помещение. Двигаться дальше было слишком рискованно, и они выбрались на поверхность.
Тоннель акведука Траяна в Риме. Длина 25 км
Поработав в архивах, английские кинооператоры поняли, что нашли акведук, сооруженный примерно 1900 лет назад, в эпоху правления императора Траяна. Как выяснилось позднее, акведук начинался около озера Браччано, его общая длина составила 25 километров. Он проходил под землей, поэтому со временем о нем забыли. Оканчивался акведук в Риме на холме Яникул. Как отметили гидрологи, бассейн, на который наткнулись операторы, выполнял роль отстойника, в нем вода проходила фильтрацию от грубых примесей. В древних записях были обнаружены также сведения, что 24 июня 109 года на открытие акведука приезжал император Тра- ян, который во многом способствовал развитию Рима.
Для защиты воды от загрязнений римляне прятали акведуки под землю, стены и потолок которых покрывали камнем. Их прокладку держали в строжайшем секрете, чтобы противник не смог через них незаметно пробраться в город.
Самый длинный римский акведук был протянут во II веке в Карфаген, ныне это территория современного Туниса. Его общая длина составила 141 километр.
Римский акведук вПон-дю-Гаре (Франция). Длина около 50 км
Римские акведуки были сложными архитектурными и технологическими сооружениями. Они исправно выполняли свою функцию многие столетия уже после падения Римской империи, не устарели и через 1000 лет. Их отличала удивительная точность. Например, акведук Пон-дю-Гар в Провансе, ныне Франция, имел уклон всего 34 сантиметра на каждый километр пути. В общей сложности он спускал воду с высоты 17 метров при всей его длине 50 километров. Транспортировка воды за счет силы тяжести в те времена была очень эффективна. Через Пон-дю-Гар вдень протекало до 20 тысяч кубометров воды. Через препятствия в виде глубоких оврагов возводили арочные мосты или устраивали дюкеры — пускали воду по трубам, которые полого спускались и поднимались по склонам оврагов или даже под руслом рек.
Римский акведук в Сеговии (Испания). Длина 728м, высота опор в центре города 28 м
Как предполагают ученые, древние римляне наверняка использовали такой прибор какуровень, или ватерпас, который служил для измерения угла между заданной линией и горизонтальной плоскостью. С помощью ватерпаса устанавливали равномерное снижение сооружаемого акведука.
Кладка акведуков была безрастворная
Раскрыть все тайны прокладки акведуков до настоящего времени не удалось — большая часть опыта римских инженеров была утеряна.
В Европе акведуки прекратили строить уже в конце XVIII века. Там стали рыть колодцы. Это было гораздо дешевле и практичнее — вода всегда была рядом. Но одновременно возникла проблема чистоты стоячей воды. Без кипячения она могла быть причиной кишечных заболеваний, иногда эпидемий. У римлян этого не было — пробегавшая многие километры под землей в каменном лабиринте вода очищалась и приходила в город питьевой, поэтому воду из всех фонтанов Рима можно пить. Ō
Еще публикации от журнала БОРДЮР:
Источник
Виадуки
или путепроводы (франц. Viaduc, нем. Viaduct, англ. Viaduct). — Обыкновенно принято называть так значительных размеров мосты, устраиваемые через овраги или сухие долины или вообще там, где требуется провести шоссейную или железную дорогу выше поверхности земли. Постройка виадуков составляет очень важный отдел инженерного искусства, в особенности в странах с большими неровностями земной поверхности. В России, в Крыму, при постройке Лозово-Севастопольской железной дороги пришлось прибегнуть к их помощи; с постройкой же железных дорог на Кавказе для виадуков в России открылось обширное поле.
Когда приходится провести дорогу на значительной высоте над земной поверхностью, вопрос о том, устроить ли для этой цели виадук или просто земляную насыпь, решается на основании следующих соображений. Объем насыпи, небольшой при малых ее высотах, быстро возрастает по мере увеличения высоты и притом не пропорционально ей, а почти пропорционально ее квадрату. Примерно так же возрастает и ее стоимость. Стоимость же В. мало изменяется с увеличением высоты, так как пролетные части остаются приблизительно те же, а увеличиваются только быки; возрастание их стоимости идет гораздо медленнее и более приближается к простой пропорциональности высот. Таким образом оказывается, что, начиная с известного предела высоты, насыпь становится уже более дорогой, чем В. Этот предел зависит от многих условий: стоимости работы, материалов, системы В. и пр. Для каменных виадуков его можно полагать примерно в 10-15 сажен. Далее: насыпь, пересекая долину, преграждает сток дождевым и снеговым водам. Если бассейн долины обширен, то для пропуска этих вод в насыпи придется делать очень значительные отверстия в виде мостов, причем в случаях, исключительных по обилию атмосферных вод, которые заранее трудно предвидеть, оставленные отверстия могут оказаться недостаточными и насыпь под давлением скопляющейся воды может разрушиться. Виадук вполне избавляет от возможности подобных катастроф. Наконец, площадь основания насыпи очень велика по сравнению с площадью, занимаемой виадуком, что часто имеет важное значение. Было бы, очевидно, совершенно немыслимо провести на насыпях многочисленные железные дороги, которые изрезывают ныне Лондон на виадуках.
Об устройстве В. см. Мосты. Разница между виадуком и мостом заключается в значительной высоте опор виадуков и в отсутствии посторонних причин, влияющих в мостах на выбор размеров пролетов, напр., навигационных потребностей; вследствие этого пролеты между опорами могут быть уменьшаемы в виадуках очень значительно; в то же время значительно уменьшаются и размеры верхнего строения. При небольшой высоте стоимость опор, очевидно, может возрастать слабее с увеличением их числа, чем уменьшаться стоимость верхнего строения с уменьшением пролетов. Отсюда экономия в общей стоимости сооружения при такой системе. При высоких виадуках, когда каждая лишняя опора представляет значительную ценность, пролеты приходится увеличивать для того, чтобы получить минимальную общую стоимость. Примеры деревянного и железного В. с малыми пролетами показаны на черт. 2 и 5 табл. «Виадуки». Пример железного с пролетами больших размеров — на черт. 1.
ВИАДУКИ. 1. Железный виадук Гараби в департаменте Канталь во Франции. — 2. Деревянный виадук временного характера. — 3. Каменный виадук на мосте через р. Сену в Париже (продольный разрез). — 4. Каменный многоэтажный виадук в Гельштале. — 5. Железный американский виадук с малыми пролетами.
Это знаменитый В. Гараби, построенный в 1882-84 гг. по проекту французского инженера Густава Эйфеля в департамент Канталь, на железной дор. между Марвежолем и Нессаргом. Общая длина В. 664,65 метра. Он состоит из трех частей: металлического строения длиной в 438,30 м и двух каменных коротких виадуков в 70,090 м и в 45,91 метра. Расстояние рельсов от дна долины крайне велико — 122,20 м, вследствие чего в средней части моста обыкновенные опоры для поддержания верхнего строения были заменены большой металлической аркой (165 метров в отверстии и 60 метров в стреле подъема), помещенной над самой глубокой частью долины. Верхнее строение балочного типа опирается в крайних частях на опоры обыкновенные, в средней на опоры, поставленные на арках. Вся эта часть моста была собрана без подмостей, на весу. Виадук Гараби вместе с подобным ему мостом в Опорто на р. Дуро и Парижской башней 1889 г. представляются одними из самых выдающихся металлических сооружений, исполненных инженером Эйфелем.
Каменные В., или вполне однородные с ними мосты-акведуки, уже в глубокой древности отличались грандиозностью размеров. Римляне оставили нам превосходные образцы подобных сооружений; из них почетное место занимает Pont-du-Gard, находящийся во Франции возле Нима. Число каменных виадуков очень значительно. Их отличительная черта — часто встречающееся разделение на этажи, когда высота их выходит за предел 35-40 метров, арками, помещаемыми между опорами. Эти арки, главное назначение коих придать опорам нужную устойчивость, иногда утилизируются для прохожей или проезжей дороги.
Опорам в подобных виадуках (и акведуках) обыкновенно придается только такая прочность, какая нужна для сопротивления вертикальному давлению, так как горизонтальные распоры смежных арок взаимно уничтожаются. Чтобы избежать крушения всего сооружения при случайном или умышленном (во время войны) разрушении одного пролета, через несколько тонких опор ставят в большинстве случаев одну толстую, способную выдержать боковой распор одной арки при разрушенной другой. Благодаря этому разрушение не может превзойти размеров промежутка между двумя такими опорами-устоями. Некоторые из наиболее выдающихся каменных виадуков перечислены ниже.
а) Одноэтажные виадуки.
———————————————————
| | Высота,метров |
|——————————————————-|
| В. Дезендано у | 60,00 |
| Вероны | |
|——————————————————-|
| В. | 46,00 |
| Ньюкастельский | |
|——————————————————-|
| В. Калте-Ринне | 45,66 |
|——————————————————-|
| В. Локвудский | 41,48 |
|——————————————————-|
| В. Фюре | 40,75 |
|——————————————————-|
| В. Камелле | 89,20 |
|——————————————————-|
| В. Штейна | 36,00 |
|——————————————————-|
| В. Гёрлицкий | 35,15 |
|——————————————————-|
| В. Старукка | 33,33 |
|——————————————————-|
| В. Битиггеймский | 32,10 |
———————————————————
б) Двухэтажные виадуки (и акведуки).
———————————————————-
| | Высота,метров |
|———————————————————|
| В. | 69,75 |
| Эльстерстальский | |
|———————————————————|
| В. Диденмюльский | 51,00 |
|———————————————————|
| В. | 40,00 |
| Гейлигенборнский | |
|———————————————————|
| В. Вагнеровский | 38,87 |
|———————————————————|
| В. Францтальский | 87,92 |
|———————————————————|
| В. Гель у Аахена | 36,71 |
|———————————————————|
| А. Сеговийский | 34,00 |
|———————————————————|
| А. Таррагонский | 31,50 |
———————————————————-
в) Трехэтажные виадуки (и акведуки).
———————————————————-
| | Высота, |
| | метров |
|———————————————————|
| А. Рокфавурский | 81,00 |
|———————————————————|
| А. Казертский | 58,51 |
|———————————————————|
| В. Шомонский | 50,00 |
|———————————————————|
| В. Албано-Арричийский | 50,00 |
|———————————————————|
| Pont du Gard (у Нима) | 48,77 |
———————————————————-
4) Четырехэтажные виадуки.
————————————————
| | Высота, |
| | метров |
|————————————————|
| В. Гелтцшальский | 80,37 |
————————————————
Образцы одно-, двух-, трех- и четырехэтажных виадуков показаны на чертежах. Литературу относительно виадуков и их устройства см. в общей литературе мостов.
В. Е. Тиманов.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890-1907.
Источник