В каком классе изучают давление
Содержание статьи
Конспект «Давление тел, жидкостей и газов» — УчительPRO
Силу, действующую перпендикулярно опоре, называют силой давления.
Давлением (р) называют отношение модуля F силы давления, действующей на опору, к площади S поверхности этой опоры: p = F / S
В СИ единица давления носит название паскаль (Па): 1 Па = 1 Н/м2.
Давление — физическая величина, равная отношению силы к площади поверхности, перпендикулярно которой эта сила действует. Давление характеризует силу, приходящуюся на каждую единицу площади её приложения.
Давление газа
Все газы вне зависимости от того, находятся они в сосуде или нет, постоянно оказывают давление на окружающие их тела. Давление газа в закрытом сосуде возрастает при увеличении плотности или температуры газа.
Состояние газа при низком давлении называется вакуумом.
Закон Паскаля (для газа): Воздух передаёт оказываемое на него давление во всех направлениях одинаково.
Атмосферное давление
Сила, с которой столб атмосферного воздуха давит на земную поверхность, равна силе тяжести: Р = M*g, где М — масса столба воздуха.
Давление воздуха на поверхность Земли (на уровне моря) почти не изменяется и в среднем равно: ратм = 101 325 Н/м2 = 0,1 МПа. Это давление называют нормальным атмосферным давлением. Его существование объясняется притяжением атмосферного воздуха к Земле.
Давление жидкости. Гидростатика
Давление жидкости на покоящееся в ней тело называют гидростатическим давлением. Оно прямо пропорционально плотности и высоте слоя (столба) жидкости. Науку, изучающую давление жидкостей, называют гидростатикой.
Гидростатическое давление на глубине h равно p = pатм+ p*g*h
Закон Паскаля: давление, оказываемое на покоящиеся жидкости или газы, передается без изменения во все части этих жидкостей или газов. Жидкость и газ передают оказываемое на них давление во всех направлениях одинаково.
Вне зависимости от формы и размеров сосуда давление внутри жидкости на одной и той же глубине одинаково.
Приборы для измерения давления
Барометр — прибор для измерения атмосферного давления. Нормальным атмосферным давлением называют такое давление, которое уравновешивается столбом ртути высотой 760 мм рт.ст. при температуре 0°С: ратм = 0,1 МПа. Существуют ртутные барометры и барометры-анероиды (безжидкостные барометры)
Понижение атмосферного давления, как правило, предвещает ухудшение погоды и наоборот. По мере подъёма над поверхностью Земли атмосферное давление понижается приблизительно на 1 мм рт. ст. на каждые 10,5 м подъёма. Приборы для измерения давлений ниже атмосферного, называются вакуумметрами.
Манометр — прибор для измерения давления внутри закрытых сосудов. Как правило, манометр измеряет разность давления в сосуде и атмосферного давления. Существуют открытые U-образные жидкостные манометры, а также безжидкостные (деформационные) манометры.
Жидкостные манометры основаны на измерении разности высот столбов однородной жидкости в сообщающихся сосудах, один из которых находится под действием атмосферного давления. Измеряемая разность давлений равна p1 — pатм = p*g*D*h
Решение задач
Практика: Задачи на давление твердых тел с ответами и решениями.
Практика: Задачи на давление жидкостей с ответами и решениями.
Таблицы и схемы по теме «Давление тел, жидкостей и газов»
Конспект всех уроков по теме «Давление тел, жидкостей и газов».
Следующая тема «Закон Архимеда»
Источник
Давление. Единицы давления.
Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, проблемного изложения, частично-поисковый; беседа, рассказ, эксперимент, работа с учебником, работа с карточками, использование ТСО, наблюдение, решение задач.
ФОПД: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | Сопровождение | Время |
1. Оргмомент. Самоопределение к учебной деятельности | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, мобилизация внимания детей. Вопрос: как справились с домашним заданием? (рассчитать свой вес) В чем были затруднения? | Включаются в деловой ритм урока | 2 | ||
2. Актуализация знаний (устная работа) | Актуализация опорных знаний и способов деятельности | Организует устную работу. Вы не случайно получили такое домашнее задание. Оно связано с темой нашего урока. Какой вес у вас получился? (спрашиваю несколько учеников) Давайте вспомним
| 1. Отвечают на вопросы | Регулятивные: демонстрируют готовность к уроку. Коммукативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения. Познавательные: осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие. | Презентация «Давление. Единицы давления» | 3 |
3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии | Актуализация опорных знаний и способов деятельности | Предлагает задачу: Почему в обычной обуви вы проваливаетесь на рыхлом снегу, а на лыжах нет? Ведь ваш вес не меняется, т.е сила с которой вы действуете одинакова. Почему результат действия силы разный ? | Решают проблему. Делают вывод: результат действия силы зависит от еще чего-то. Разное — опора у лыж большая | Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Коммукативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения. Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; | Презентация «Давление. Единицы давления» | 2 |
4.Целеполагание и мотивация | Обеспечение мотивации учения детьми, формулирование ими целей урока | Значит что нам нужно сделать? Ответить научно на этот вопрос нам помогут знания о новой физической величине — давлении. Запишем тему нашего урока…. | Дают ответ: Выяснить почему так происходит Формулируют тему и цель урока, записывают в тетрадь. | Регулятивные: Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные. Понимать причины и факторы вызывающие давление в твердых телах. | Презентация «Давление. Единицы давления» | 2 |
5. Этап построения проекта выхода из затруднения. | Организация мыслительных операций необходимых для формулирования и согласования цели урока и плана выхода из затруднения, через проблемный диалог | Что значит познакомиться с физической величиной? Это и будут задачи (план ) на урок Записывает план за учащимся. ПЛАН
| Отвечают: дать определение, обозначение, формулу, единицы измерения, научиться применять | Регулятивные: умение действовать по плану; принимать учебную задачу; Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; Познавательные: проблема выбора эффективного способа решения, умение применять знания для практических задач. | Презентация «Давление. Единицы давления» | 3 |
6. Этап реализации построенного проекта. | Организация использования плана изучения физической величины и фиксация преодоления затруднения. | Итак, начнем.. ..но прежде чем дать определение поработаем в группах Объясняет задачу каждой группы (приложение 1) А теперь я вам предложу необычную запись формулы . с ее помощью вы легко сможете получить другие формулы Подытожим наши знания.
А теперь зафиксируйте свой результат в карте достижений (приложение 2) Оцените свою работу в группе и работу в группы Итак какие этапы нами выполнены? Обращает к плану | 1 группа выясняет, как зависит глубина проваливания тела в песок от силы тяжести; 2 группа — от площади поверхности; 3 группа (теоретики) изучает текст в учебнике стр 102 -103 ; ищут ответы на вопросы: определение Р, формула для расчета Р, единицы измерения Р. Группы выполняют задания и отчитываются Отвечают на вопросы Фиксируют результат этапа Оценивают работу в группе и работу группы | Регулятивные: умение действовать по плану; Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий; осознание ответственности за общее дело; выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Контролируют процесс и результаты своей деятельности. Коммукативные: выражение своих мыслей, достижение договоренности в группе и согласование общего решения. Познавательные. Понимать причины и факторы вызывающие давление в твердых телах. | Приложение 1 Приложение 2 | 10 |
7. Первичное закрепление | Выявление пробелов первичного осмысления изучаемого материала, коррекция пробелов, обеспечение закрепления новых знаний и способов действий, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу | Предлагает работу в парах. Рассмотреть образец решения задачи на стр. 103 (пример) Затем решить задачу (раздает карточки с заданиями приложение 3) по образцу задачи в учебнике Дается вам 5 минут. Выполните самопроверку по эталону и рассказать решение у доски. Сделаем еще раз вывод. Были проблемы? Какие? Зафиксируйте результат и оцените свою работу в листе достижений (приложение 2), критерии прописаны после текста задачи А так же оцените работу в парах | 1.Выполняют задание. Работают в парах. Записывают в тетрадях результат. Выполняют самопроверку, по ответу на экране. Озвучивают затруднения Фиксируют результат | Личностные: осознание ответственности за общее дело. Коммукативные: выражение своих мыслей, достижение договоренности и согласование общего решения. Познавательные. Анализируют условия и требования задачи. Выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения. | Презентация «Давление. Единицы давления» Приложение 3. Самопроверка по эталону Приложение 2 | 10 |
8. Первичный контроль (самостоятельная работа — тест ) | Выявление качества и уровня усвоенных знаний и способов действий, установление причин выявленных недостатков | Ну а теперь проверим, насколько каждый из вас усвоил материал урока. Вы отвечаете на вопросы теста (приложение 4), затем самостоятельно проверите его и оцените по критериям, представленным после текста так же 5 минут. Тест к уроку «Давление. Единицы давления.» (приложение 4) Зафиксируйте результат в листах достижений (приложение 2) и поставьте отметку. Критерии оценки после теста |
Фиксируют результат в листах достижение (приложение 2) | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: анализ, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму. Личностные: положительно относится к учению. развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям. | Тест к уроку»Давление. Единицы давления.» Приложение 4 Приложение 2 | 10 |
9.Рефлексия. | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. Инициировать рефлексию детей по поводу мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми | 1. Итак, давайте подведем итог урока. Какова была цель нашего занятия? Как вы думаете достигли ли мы ее. Хорошо, тогда давайте вернемся к вопросу в начале урока(обращает внимание на рисунки в начале урока). Дадим научный ответ на вопрос. Почему в обычной обуви вы проваливаетесь на рыхлом снегу, а на лыжах нет? Ведь ваш вес не меняется, т.е сила с которой вы действуете одинакова. Почему результат действия силы разный? Предлагает продолжить предложение «Сегодня на уроке Я повторил … Я узнал … Я научился …» 2. Предлагает еще раз просмотреть листы достижений и поставить отметку за урок по результатам 3 На следующем уроке мы посмотрим, насколько объективно вы оценили свои достижения. | 1. Отвечают на вопросы Отвечают. Продолжают предложение | Познавательные: рефлексия способов и условий действия, адекватное понимание причин успеха и неудач, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументация своего мнения. | Презентация «Давление. Единицы давления» Приложение 2 | 2 |
7.Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | §35. Ответить на вопросы, выучить новые определения и формулы, решить задачи из упр. 14(1,2), № 4- индивидуально — по желанию. | Записывают домашнее задание | Личностные: положительно относится к учению. Коммуникативные: Умеют способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию. | 1 |
Источник
Конспект урока по физике в 7 классе «Давление. Единицы давления» план-конспект урока по физике (7 класс) на тему
Урок по физике в 7 классе
Тема: Давление. Единицы давления
Учитель: Соловьёва Наталья Ивановна
Тип урока: урок формирования новых знаний, умений, навыков.
Цели и задачи урока:
Образовательные:
- ввести понятие давления, расширить и углубить знания по данной теме,
- дать представление учащимся о зависимости давления от силы, действующей на поверхность и площади этой поверхности
- применить знание давления к решению задач.
Развивающие:
- развитие умения наблюдать и выдвигать гипотезы при решении поставленных вопросов
- развитие логического мышления учащихся, развитие памяти, внимания, монологической речи, умения рассуждать, выделять главное, самостоятельно приобретать знания, навыки и применять их на практике,
- развитие умения давать объективную самооценку,
- научить применять знакомые формулы в измененных условиях,
Воспитательные:
- воспитание уважительного отношения к одноклассникам,
- формирование самостоятельности,
- развитие аккуратности, внимательности учащихся
- воспитание интереса к физике.
Оборудование:
- презентация «Давление»,
- кроссворд «Давление»
- бруски, дощечка с гвоздями,
- кювета с песком
План урока:
- Организационный момент.
- Мотивация.
- Целеполагание
- Актуализация опорных знаний
- Изучение нового материала
- Закрепление изученного материала
- Фронтальный эксперимент
- Домашнее задание
- Итог урока. Рефлексия
Ход урока:
- Орг. момент. (1 мин)
Создать благоприятный психологический настрой на работу. Мотивировать обучающихся к изучению темы. «Все готовы к уроку? Мы закончили изучать виды сил. Подвели итог. Сегодня будем продолжать изучать физические явления и отвечать на вопросы — Почему? (слайд)
- Мотивация. (3 мин)
Проблемные вопросы:
Как вы думаете, почему рельсы не кладут прямо на землю? (слайд)
Почему легковая машина в песке сильнее проваливается, чем такой тяжёлый экскаватор? (слайд)
Выслушать все ответы. На эти вопросы мы попробуем ответить ещё раз в конце урока.
3. этап. Целеполагание. (3 мин)
А сейчас давайте представим что:
1.Папа с сыном идут по рыхлому снегу. Кому и почему идти труднее? Как называется сила, с которой папа и сын действуют на снег? (слайд)
2.Теперь представьте, что папа встал на лыжи, а сын продолжает идти в сапогах. Кому и почему теперь идти труднее? (сдайд)
3. А почему папе стало легче, то изменилось у папы?
Отвечают на вопросы учителя.
1.Папе идти труднее, так как папа проваливается глубже, т.к. папа тяжелее.
2. Теперь папе идти легче, т.к. он не будет проваливаться в снег.
3. У папы изменилась площадь опоры. (площадь лыж больше площади сапог)
Вывод: Существует физическая величина, которая зависит не только от действующей силы, но и от площади поверхности, на которую она действует. Как называется эта величина, вы узнаете, разгадав кроссворд.
4 этап. Актуализация знаний (5 мин)
Вопросы кроссворда: (слайды кроссворда)
1. Изменение формы и размера тела. (Деформация)
2. Физическая величина, мера инертности. (Масса)
3. Сила, с которой тело действует на опору или подвес. (Вес)
4. Мера взаимодействия тел. (Сила)
5. Явление, возникающее при соприкосновении тел и препятствующее их относительному движению. (Трение)
6. Единица измерения силы. (Ньютон)
7. Прибор для измерения силы. (Динамометр)
8. Сила, с которой Земля притягивает все тела. (Тяжести)
И так тема нашего урока «Давление. Единицы давления» (слайд №13). Записываем в тетрадь.
5. этап. Изучение нового материала. (15 мин)
Чтобы ответить на вопрос — что такое давление, и от чего оно зависит, посмотрим опыт.
Опыт с гвоздями, входящими в песок.
- В каком случае на песок действует большая сила?
- Почему, действуя на песок с той же силой, гвозди, стоящие на шляпках, проваливаются меньше?
Вывод: Вес тела распределяется на всю площадь шляпок, соприкасающихся с песком. Сила, приходящаяся на единицу площади, меньше, чем в первом случае.
Сила, приходящаяся на единицу площади, это и есть давление.
Таким образом, с точки зрения физики:
Давление — это физическая величина, которая показывает силу, действующую на единицу площади (записать в тетрадь). (слайд)
Ввести обозначение давления.
Пользуясь результатами опыта попробуем сформулировать вывод — от чего и как зависит давление.
С увеличением силы, действующей перпендикулярно поверхности, увеличивается давление (прямая пропорциональность)
p ~ F, F — сила давления
C увеличением площади поверхности, на которую действует сила, давление уменьшается. (обратная пропорциональность).
p ~
Формула давления: (записать в тетрадь) (слайд)
Единица измерения давления названа в честь французского учёного Блеза Паскаля. (слайд)
(записать в тетрадь) (слайд)
Наряду с Па для измерения давления используются и другие единицы измерения: (записать в тетрадь)
1 кПа = 1000 Па 1 Па = 0,001 кПа (слайд)
1 МПа = 1000000 Па 1 Па = 0,000001 МПа
1 гПа = 100 Па 1 Па = 0,01 гПа
1 Па = 1000 мПа 1 мПа = 0,001 Па
Вернуться к вопросам, которые были поставлены в начале урока. (слайды)
— Под рельсы подкладывают шпалы, чтобы уменьшить давление на землю.
— У экскаватора колёса имеют большую площадь опоры, уменьшая давление на почву.
6. Закрепление изученного материала. (14 мин)
Решение задачи упр. 12 №2, №4. (слайды)
7. Фронтальный эксперимент
«Определение давления твёрдых тел».
Цель: усвоение способа практического расчета давления твёрдых тел.
Форма работы: индивидуальная, работа в парах.
Метод по характеру познавательной деятельности: исследовательский.
Определите давление бруска на стол. (широкой части и узкой).
- Определите площадь опоры бруска, измерив длину и ширину основания бруска при помощи линейки.
- Определите вес бруска при помощи динамометра.
- Рассчитайте давление.
- Сравните давления на широкое основание и узкое.
Отчего зависит давление? Ответы ребят.
Вывод записать в тетрадь.
Давление зависит:
- от площади поверхности, на которую действует сила;
- величины силы.
8. Домашнее задние (1 мин)
П. 33,34, упражнение 12.№ № 1, 3
9. Итог урока. Рефлексия. (3 мин)
— С какой физической величиной мы познакомились на уроке?
— В каких единицах измеряется эта величина?
— От чего зависит давление?
Источник