В исламе можно красить волосы черным цветом

Фетвы, касающиеся окрашивания волос

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху — Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

В этой маленькой статье нам бы хотелось напомнить нашим дорогим сестрам вопрос, к которому наши дорогие сестры относятся пренебрежительно по знанию или незнанию, приводя в доказательство фетвы, вынесенные крупными учёными нашей уммы. И вопрос этот таков: «Разрешается ли окрашивать волосы в черный цвет»?

Источники данных фетв:

«Фетвы мусульманской женщины» Собрал и подготовил: Хашим Дарвиш. Издательство: Дар ибн аль-Хайсам/ Каир/ ТФ:4210986

«Свыше 1500 ответов женщине» Собрал и подготовил: Ахмад ибн Шаабан ибн Ахмад. Издательство: Мактабат ас-Сафа/ Каир/ ТФ: 5147320

1- Вопрос: Каково шариатское постановление (хукм) относительно окрашивания женщиной волос в чёрный цвет?

Ответ: Окрашивание женщиной своих волос в чёрный цвет запрещено из-за общего запрета пророком (да благословит его Аллах и приветствует) окрашивания женщиной волос в чёрный цвет. Подтверждением (тому) является хадис Джабира ибн Абдуллаха, (да будет доволен им Аллах), который сказал: (растение с цветами и плодом белого цвета). И сказал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Измените эту седину, но остерегайтесь чёрного (цвета)».

И хадис Ибн Аббаса, (да будет доволен им Аллах), в котором посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Будут люди в последние времена, которые будут краситься в чёрный цвет, подобный голубиному зобу. Они не почувствуют даже запаха Рая».

Шейх Абдуллах аль-Фавзан.

2- Вопрос: Какое шариатское постановление (хукм) окрашивания волос в другие цвета, кроме черного, такие, как кофейный, белокурый (блондин)?

Ответ: В основе это разрешается. Однако, если эти (цвета) будут доходить до той степени, что будут походить на головы неверующих женщин, распутниц и блудниц, то тогда это запрещено (харам).

Шейх Мухаммад ибн Солих аль-Усаймин (да смилуется над ним Аллах)

3- Вопрос: Разрешается ли окрашивание волос в чёрный цвет, и перемешивать с хной?

Ответ: Окрашивание волос чисто черным цветом запрещено (харам), потому что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

Что касается того, что, если с ней (черной краской) перемешать другой цвет, пока не станет темноватым, то в этом нет ничего плохого.

Шейх Мухаммад ибн Солих аль-Усаймин.

4- Вопрос: Разрешается ли окрашивать части волос, такие, как кончики или, например, верхнюю часть (корни)?

Ответ: Если же окрашивание волос является в черный цвет, то пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил это, когда приказал изменить седину и остерегаться черного цвета. Сказал он:

И также, в нем (хадисе) приводится (сообщается) угроза тому, кто поступил так, и он указывает на запретность изменения (цвета) волос в черный. А что касается других цветов (окрасок), кроме черного, то в основе это разрешено, если не будет походить на образ неверующих женщин. В таком случае запрещено, согласно словам пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «

Также Шейх Солих аль-Фавзан вынес фетву в решении (хукме) изменения цвета черных (по природе) волос в другой цвет, что это не разрешено. Потому что в этом нет необходимости. Потому что черный цвет в отношении волос — это красота, а не уродство, которое надо изменить, и потому, что в этом есть уподобление неверующим женщинам

Шейх ибн Усеймин (да смилуется над ним Аллах).

5- Вопрос: Шариатское решение (хукм) изменения седины?

Ответ: Изменение седых волос является сунной пророка (да благословит его Аллах и приветствует), которую он приказал.

А чем изменить седину?

Можно изменить в любой цвет, за исключением чёрного. Потому что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил использовать чёрный цвет, сказав: « устраните от нее черноту».

И в этом хадисе приводится угроза тому, кто красит (волосы) в чёрный цвет.

Верующий обязан остерегаться окрашивания их чёрным цветом, из-за того, что в нем содержится запретность, и угроза тому, кто делает этого. И потому, что тот, кто красит их в чёрный, будто противоречит Закону Аллаха, Велик Он и Могуч в Своем творении.

Мухаммад ибн Солих ибн Усеймин.

6- Вопрос: Каково решение (хукм) полного окрашивания волос в любые цвета (красный, жёлтый, белый, золотистый)?

Ответ: Является желательным перекрасить седину чем-то другим, кроме черного цвета; хной, ва́йдой (растение), катмой ( الكتمрастение для окрашивания волос, имеющее красный цвет) в жёлтый цвет, однако их окрашивание в чёрный цвет запрещается из-за слов пророка (да благословит его Аллах и приветствует):«Измените эту седину и устраните от нее…».

Шейх Мухаммад ибн Солих аль-Усаймин (да смилуется над ним Аллах).

Даже современная медицина доказала вред использования красок, и особенно краски чёрного цвета, для окрашивания волос. Вот высказывание некоторых медиков, после проведённых исследований:

«Окрашивание волос и рак.Более значительными, на наш взгляд, являются результаты проведенных недавно исследований, согласно которым, при регулярном окрашивании волос у женщин возрастает вероятность развития неходжкинской лимфомы, рака яичников или лейкемии. Например, в ходе одной из таких работ было установлено, что из 573369 участниц исследования те, кто на протяжении 20 лет красили волосы в черный цвет, подвергались несколько повышенному по сравнению с остальными женщинами риску смерти от неходжкинской лимфомы и множественной миеломы. Правда, по итогам работы не ясно, был ли также повышен риск не только смерти, но и развития раковых заболеваний этой локализации.

Читайте также:  Можно покрасить волосы один день

Подводя итоги, следует отметить, что женщинам необходимо соотносить невысокий и пока точно не установленный риск развития рака с теми преимуществами, которые они видят в окрашивании волос. С этой точки зрения, многие исследователи, как и сами женщины, в большей мере склонны считать процедуру окрашивания волос достаточно безопасной.

Тем не менее, клиницисты рекомендуют беременным женщинам временно воздержаться от окрашивания волос, по крайней мере, после первого триместра. Они также предлагают пациенткам, желающим покрасить волосы в темный цвет, пользоваться растительными красками на основе хны в смеси с басмой или ацетатом свинца, которые считаются более безопасными, чем такие химические вещества, как 4 MMPD (4-метокси-м-фенилендиамин)или 4 MMPD сульфат.

К.Карлсон

«Окрашивание волос и рак»

Источник medpanorama.ru

Так, если Аллах запретил что-то своим рабам, то из-за Своей нескончаемой мудрости, и милости к Своим рабам. Нам же остаётся только повиноваться и подчиняться Ему, Свят Он и Велик.

Прошу Всевышнего Аллаха себе и своим дорогим сестрам стойкости веры. И также прошу, чтоб Он вознаградил нас за оставление недозволенного наивысшей наградой на этом и том свете!

Да благословит Аллах нашего пророка, его семейство и всех, кто последовал ему и да приветствует!

И в заключении, хвала Аллаху — Господу миров!

Источник

(3554)

Источник

Окрашивание волос в черный цвет

В исламе можно красить волосы черным цветом

Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение нашему господину Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам.

Учёные разошлись во мнениях относительно вопроса окрашивания волос в чёрный цвет. Одни учёные считали это нежелательным действием (макрух), некоторые дозволяли его, но, согласно основополагающему мнению шафиитского мазхаба, это действие считается запретным.

Шейх уль-Ислам Абу Закария ан-Навави (631-676 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет в своей книге «Аль-Маджму» (1/294):

اتفقوا على ذم خضاب الرأس أو اللحية بالسواد، ثم قال الغزالي في الإحياء والبغوي في التهذيب وآخرون من الأصحاب هو مكروه: وظاهر عباراتهم أنه كراهة تنزيه: والصحيح بل الصواب أنه حرام: وممن صرح بتحريمه صاحب الحاوي في باب الصلاة بالنجاسة: قال إلا أن يكون في الجهاد: وقال في آخر كتابه الأحكام السلطانية يمنع المحتسب الناس من خضاب الشيب بالسواد إلا المجاهد: ودليل تحريمه حديث جابر رضي الله عنه قال أتي بأبي قحافة والدأبي بكر الصديق رضي الله عنهما يوم فتح مكة ورأسه ولحيته كالثغامة بياضا فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم غيروا هذا واجتنبوا السواد رواه مسلم في صحيحه والثغامة بفتج الثاء المثلثة وتخفيف الغين المعجمة نبات له ثمر أبيض وعن ابن عباس رضي الله عنهما قال قال رسول الله صلى الله عليه وسلم يكون قوم يخضبون في آخر الزمان بالسواد كحواصل الحمام لا يريحون رائحة الجنة رواه أبو داود والنسائي وغيرهما ولا فرق في المنع من الخضاب بالسواد بين الرجل والمرأة: هذا مذهبنا

«Учёные (шафииты) согласились с порицанием окрашивания головы или бороды в чёрный цвет. Аль-Газали в труде «Ихья», аль-Багави в книге «Ат-Тахзиб» и другие учёные (шафииты) сказали, что это нежелательно (макрух), и, согласно буквальному смыслу их слов, это макрух ат-танзих[1].

Однако согласно достоверному и правильному мнению, это запрещено. К тем, кто сказал о запретности этого, относится автор книги «Аль-Хави» (аль-Маварди). В разделе о намазе, совершённом с нечистотой, он пишет: «Это запрещено, если речь идёт не о джихаде»[2].

Также он сказал в своей книге «Аль-Ахкам уль-Султания»: «Мухтасиб[3] запрещает окрашивать седину в чёрный цвет всем, кроме муджахидов, и доказательством запрета служит хадис Джабира (да будет доволен им Аллах): «В день покорения Мекки привели Абу Кухафу, отца Абу Бакра ас-Сыддика (да будет доволен Аллах ими обоими). При этом его голова и борода были белыми, как цветы растения сагама, и Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Измените это[4], но избегайте чёрного цвета»» (Муслим).

Со слов Ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«На исходе времён появятся люди, которые будут красить волосы в чёрный цвет, подобный цвету груди голубя. И такие не почувствуют даже запаха Рая» (Абу Дауд, ан-Насаи и другие). В том, что касается запрета окрашивания волос в чёрный цвет, то между мужчиной и женщиной нет разницы, согласно наиболее достоверному мнению в мазхабе».

Однако имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) в книге «Равдат ат-Талибин» (1/364) делает исключение:

خضاب المرأة بالسواد إن كانت خلية من الزوج و فعلته فهو حرام و إن كانت زوجة و فعلته بإذنه فجائز على المذهب

«Незамужней женщине запрещено красить волосы в чёрный цвет, но если она замужем, то с позволения мужа это дозволяется, согласно мазхабу».

Желательно окрашивать волосы хной.

В «Кувейтской энциклопедии фикха» (2/281) говорится:

اتَّفَقَ الْفُقَهَاءُ عَلَى أَنَّ تَغْيِيرَ الشَّيْبِ بِالْحِنَّاءِ أَوْ نَحْوِهِ مُسْتَحَبٌّ لِلْمَرْأَةِ كَمَا هُوَ مُسْتَحَبٌّ لِلرَّجُل ، لِلأْخْبَارِ الصَّحِيحَةِ فِي ذَلِكَ

«На основании достоверных сообщений учёные-фахики единогласны в том, что маскировка седины [покраской] хной либо веществом, подобным ей, является желательным действием (мустахабб) как для женщин, так и для мужчин».

Сообщается, что Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) сказал, что слышал, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) произнёс:

إنّ أحسن ما غيرتم به الشيب الحناء والكتم

«Наилучшее из того, чем вы закрашиваете седину — это хна и катам». (ат-Тирмизи, Абу Дауд)

Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни (773-852 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) сказал в книге «Фатх уль-Бари» (10/355):

Читайте также:  Когда можно красить волосы после татуажа

والكتم نبات باليمن يخرج الصبغ أسود يميل إلى الحمرة وصبغ الحناء أحمر فالصبغ بهما معا يخرج بين السواد والحمرة

«Катам — это растение, встречающееся в Йемене, при окраске даёт чёрный цвет с оттенком красного. Хна же при окраске даёт красный цвет. А при смешивании они дают оттенок между чёрным и красным».

А Аллах знает лучше.

[1] В книге «Аль-Фикх уль-Манхаджи» приводится деление макруха на «ат-тахрим» и «ат-танзих»: «Макрух-тахрим — это то, что Шариат требует от нас оставить в категоричной форме, однако в более мягкой форме, чем требует оставить харам. За отказ от макрух-тахрима следует награда за подчинение повелению Всевышнего Аллаха, а за совершение макрух-тахрима следует наказание, не достигающее, однако, степени наказания за совершение харама. Например, суннат-мутлак намаз, совершённый в период восхода или захода солнца — макрух-тахрим. Макрух-танзих — то, что Шариат не в категоричной форме требует от нас оставить, например, соблюдение поста во время хаджа в день Арафа. За несоблюдение поста в таком случае будет дарована награда за подчинение повелению религии, однако соблюдение поста не считается грехом.

[2] Цель этого — устрашение врага.

[3] Мухтасиб — специальный служащий, следивший за претворением в жизнь исламских моральных норм, которые заключаются в «воздержании от порицаемого и побуждении к дозволенному». Одной из обязанностей мухтасиба была профилактика правонарушений, для чего они вели просветительскую кампанию среди населения. В зависимости от тяжести правонарушения мухтасибы могли предупреждать либо в крайнем случае наказывать публичным побиванием палками.

[4] То есть: закрасьте седину.

Источник

Стрижка и окрашивание волос

Можно ли мусульманке иметь короткую стрижку?

Как хотите, на ваше усмотрение. Следует лишь принять во внимание переданное имамом ‘Али: «Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) запрещал женщинам брить налысо волосы на голове»[1]. Подобное действие относится к нежелательному (макрух). В то же время нежелательность аннулируется необходимостью, например, медицинской[2].

Я жду ребенка. Можно ли беременной женщине подстричь волосы, чтобы улучшить их внешний вид? Некоторые говорят, что делать это во время беременности запрещено.

В Исламе нет запретов на этот счет.

И напомню вам высказывание пророка Мухаммада о плохих предзнаменованиях. У Пророка однажды спросили про приметы (суеверия, плохие предзнаменования), и он ответил: «Лучшее — аль-фа’ль (все то, что предзнаменует хорошее и положительное). [А вот плохие предзнаменования] не должны останавливать мусульманина [не должны препятствовать реализации его намерений и планов]. Если кто-то из вас увидит порицаемое им [то, что в его народе считается плохим предзнаменованием], то пусть скажет: «Аллаахумма, ля я’ти биль-хасанаат илля анта, ва ля ядфа’ус-сайи’аат илля анта; ва ля хавля, ва ля куввата илля бикь» (Господи, все хорошее только от Тебя и защищаешь от плохого только Ты. Нет ни силы, ни могущества, кроме как у Тебя)»[3].

Мои подруги (немусульманки) спросили меня о допустимости для мусульманки окрашивания волос. Сама я этим никогда не занималась по той причине, что от этого волосы портятся. Надира.

*

Можно ли красить волосы? Фаина, Тольятти.

*

Разрешено ли красить волосы в черный цвет или в цвет темнее оттенка собственных волос краской природного происхождения (басмой)? Рамиля.

Вы можете красить волосы, выбирая цвет по своему усмотрению, желанию.

В своде хадисов имама аль-Бухари имеется хадис, который четко говорит о допустимости окрашивания волос[4].

Некоторые ученые поясняли, что лучше не использовать черный цвет. В своде хадисов имама Муслима, а также у Абу Дауда и аль-Хакима есть упоминание об этом. Имам ан-Навави говорил о значительной нежелательности (макрух тахриман) окрашивания волос в черный цвет. Но, например, имам аль-Халими считал, что нежелательность касается мужчин и не относится к женщинам. Имам Малик также говорил о нежелательности черного цвета[5].

В то же время немалое количество ученых оговорили, что упомянутая в своде хадисов имама Муслима ситуация с отцом Абу Бакра, Абу Кухафой (волосы его были абсолютно седыми) и то, что пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) оговорил пожелание окраски волос Абу Кухафы, но только без использования при этом черного цвета, касается именно данного человека. Достоверно известно, что несколько сподвижников Пророка, а также некоторые ученые последующих веков красили волосы в черный цвет[6].

Из этого краткого, но очень выверенного изложения можно заключить, что запрет в вопросе окрашивания волос полностью отсутствует и данное действие не относится к разряду «изменения творения Создателя», сатанинская пагубность которого оговорена в Коране[7].

Главное, чтобы применяемое вами средство не было подобно лаку или жиру, которые очевидным образом препятствуют промыванию и протиранию. Краска не должна создавать пленку (оболочку), которая не дает воде проникнуть к вашим волосам.

Надеюсь, вы знаете, что обтирание некоторой части волосяного покрова головы является одной из четырех обязательных составляющих (фард) малого омовения (вуду’)[8].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 518, хадис № 5049, «да’иф»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 346, хадис № 4/1643; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 140.

[2] См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 346, пояснение к хадису № 4/1643.

[3] См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 367, хадис № 4/1679, «сахих»; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 429, хадис № 3919, «да’иф»; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 13. С. 263, в пояснении к хадису № 5755.

[4] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 1076, хадис № 3462.

[5] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 7. С. 176 (пояснения к хадису № 3462); аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 13. С. 100.

[6] См.: Шальтут М. Аль-фатава [Фетвы]. Каир: аш-Шурук, 2001. С. 390, 391.

[7] См.: Св. Коран, 4:119.

[8] Подробнее об омовении и градации действий в нем читайте в моей книге «Мусульманская молитвенная практика».

Источник

Мусульманские ученые разошлись во мнениях по поводу окрашивания волос в черный цвет.

Однако тексты, запрещающие это, обладают широким смыслом, в виду чего склоняют считать правильным мнение, которое гласит о запрете.

Сообщается, что Джабир (да будет доволен им Аллах) сказал: «В день покорения Мекки привели Абу Кухафу, волосы и борода которого были тогда белые-белые как «сагама» (растение с белоснежными цветами и плодами). [Увидев его] посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), сказал: «Измените это1 чем-нибудь, но избегайте черного [цвета]»» Муслим №5476.

Также сообщается со слов Ибн ‘Аббаса (да будет доволен Аллах им и его отцом), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В последние времена появятся люди, которые будут красить [волосы] в черный [цвет], подобно [цвету] груди голубя2. [И такие] не почувствуют [даже] запаха Рая» Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’» №8153.

Имам ан-Науауи (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Правильным [мнением является то], что [покраска волос в черный цвет] запретна» См. «аль-Маджму’» 1/294.

Данный запрет распространяется как на мужчин, так и на женщин.

«Покраска в черный цвет запретна, как в отношении мужчин, так и в отношении женщин» См. «Фикх аль-‘Ибадат» 1/65.

Это то, что касается абсолютно черного цвета. Однако дозволено красить волосы помимо абсолютно черного цвета, даже если этот цвет будет ближе к черному.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Наилучшее из того, чем вы закрашиваете седину — хна и катам3» Хадис передали ат-Тирмизи №1753, Абу Дауд №4205, Ибн Маджах №3622. Имам Альбани оценил хадис как достоверный. См. «Сахих аль-Джами’» №1546.

Муслим в своем достоверном сборнике хадисов, передал от Анаса (да будет доволен им Аллах), что «Абу Бакр красил свои волосы хной и катамом, а ‘Умар красил лишь хной» Муслим №2341.

‘Усман бин Маухаб (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Однажды я зашел к Умм Саляме (да будет доволен ею Аллах) и она вынесла мне [несколько] волос посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) окрашенных хной и катамом» Хадис достоверный. См. «Сахих Ибн Маджах» №2936.

Катам — вид травы, используемой для окраски волос.

При покраске волос только одним катамом, получается черный цвет. А если только хной, то красный цвет, а если обоими вместе, то что-то между черным и красным.

Ибн Хаджар (да смилуется над ним Аллах) сказал: ««Катам» — растение, растущее в Йемене, при окраске дает черный цвет с оттенком красного. Хна же при окраске дает красный цвет, а в совокупности они дают что-то между черным и красным» См. «Фатх аль-Бари» 10/355.

Ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Запрет касается только окраски в абсолютно черный цвет, поэтому если к хне добавить, к примеру, катам, или что-то подобное ему, то не будет в этом беды. Хна с катамом делают цвет волос между красным и черным, в отличие от басмы, которая красит волосы в абсолютно черный цвет» См. «Задуль-Ма’ад» 4/336.

Из всего этого становится ясным, что можно использовать средства, которые дают результат черного цвета с оттенком красного или иного цвета, но не достигающий абсолютно черного цвета.

А полное знание обо всем этом принадлежит лишь одному Аллаху!

__________________________________________________________________________

1 — То есть: закрасьте эту седину.

2 — Некоторые перевели эту часть хадиса так: «… подобно голубиному зобу». Однако в хадисе использовано арабское слово «хауасыль» — множественное число слова «хаусаля». В сборнике комментариев к «Сунан Абу Дауда» сказано: «Изначально слово «хаусаля» означает «желудок», однако здесь имеется в виду черная грудь голубя. ат-Тиби сказал: ««подобно [черному цвету] груди голубя» — имеется в виду в большинстве случаев, поскольку не все голуби имеют черную грудь»» См. «’Аун аль-Ма’буд» 11/266.

3 — Некоторые перевели «катам» как «басма», что не совсем верно.

Катам обладает теми же свойствами, что и басма, но это различные растения.

В арабском толковом словаре «ас-Сихах фи аль-Люга» 6/297 говорится: ««Катам» — растение, смешиваемое с басмой для окраски».

И в заключении, хвала Аллаху — Господу миров!

Источник