Тамас раджас саттва в каких продуктах содержится
Содержание статьи
Энергетика продуктов, гуны (Саттва, Раджас, Тамас), правильное питание
В природе все живое стремится к гармонии. Гармонии материи, гармонии сознания. Для человека пребывание в гармоничном состоянии — это приведение жизненной энергии в оптимальный поток, сбалансированное течение. Достижению энергетического баланса способствуют не только духовные и телесные практики, но и соответствующая еда.
Питание изначально – это удовлетворение голода – одной из первейших человеческих потребностей. И вместе с тем еда, как ничто другое, может превратиться в зависимость. Самые злостные ее проявления: появление излишней массы тела, проблемы со здоровьем, в частности, с пищеварительной системой, плохое общее самочувствие и настроение.
Все это происходит оттого, что мы не просто насыщаем тело питательными веществами. Мы становимся заложниками пищи: перестаем различать естественный вкус продуктов, слышать истинные потребности организма в тех или иных веществах, захламляем тело ненужными нам продуктами. Но все не так страшно. Тело – более простая субстанция, нежели сознание, очистить его просто – нужно лишь следовать точным рекомендациям по очищению, голоданию, диете.
Страсть, лень и благость: сочетание состояний
Как очистить сознание и энергетику? Можно ли это сделать с помощью корректного питания?
Древняя наука о жизни – аюрведа считает, что любая сущность, будь то тело, ум или дух, может находиться в трех состояниях. Они названы гунами.
Саттва-гуна – это самое благостное состояние, это покой и умиротворение, мудрость и знание, внутренняя тишина, терпение.
Раджас-гуна – это высшая активность, страсть, стремление к преодолению препятствий.
Тамас-гуна – это остановка, инерция, сон.
Нельзя сказать, что какое-то из этих состояний абсолютно положительное или совершенно неприемлемое. Хотя идеальным считается саттвичное состояние, нет ни одного живого существа или субстанции, где бы ни встречались все три гуны в разной концентрации. У каждой гуны свои преимущества и недостатки. В состоянии саттвы мы не можем испытать бешеного восторга или насладиться красочными сновидениями, но без него не примем здравого жизненно важного решения. В состоянии раджаса мы готовы совершать безумные поступки, но, не имея искорки внутри, мы не будем двигаться к цели так быстро, как порой нам хотелось бы. Тамас позволяет нам вовремя останавливаться, дает глубокое расслабление мышцам и мыслям, но при его избытке мы словно погружаемся в тягучее болото.
Продукты питания также обладают тремя этими состояниями, а из-за преимущества той или иной гуны в них, принято разделять пищу на тамасичную, раджасичную и саттвичную.
Тамасичные продукты
В своем негативном аспекте тамас в еде – это все несвежее, переваренное, испорченное, употребляемое спустя долгое время после готовки (разогреваемое вновь). Такая пища приносит тяжесть тела и ума, повышает склонность к депрессии. Кроме этого, к тамасичным продуктам, которые вполне могут входить в рацион здорового питания, но в очень небольших количествах, относятся:
— яйца;
— рыба;
— грибы;
— некоторые фрукты (авокадо, абрикосы, арбузы, сливы);
— коричневый рис
Раджасичные продукты
К продуктам раджаса относятся хоть и свежие продукты, но при этом также способные вызвать болезненные состояния. Это вся очень горькая, слишком соленая и чересчур горячая пища, словом, все, что разжигает пищеварительный огонь. Из свежих овощей и фруктов: те, что содержат резкие и ярко выраженные острые и кислые вкусы. Они могут употребляться при недостатке пищеварительного тонуса в организме, при обильном накоплении амы (токсинов и шлаков), но оказывают агрессивное воздействие при уже имеющемся повышенном раджасе пищеварительной системы и организма в целом.
Раджасичные продукты – это:
— соленый сыр;
— шоколад;
— некоторые овощи (лук, чеснок, томаты, баклажаны, перец, картофель, огурцы, редис, цветная капуста, кукуруза, шпинат);
— гречка;
— чай и кофе;
— белый сахар;
— все продукты животного происхождения;
— некоторые фрукты (апельсины, лимоны, яблоки, бананы, грейпфруты);
— белое мясо птицы;
— креветки;
— практически все специи и пряности.
Саттвичные продукты
Пища, увеличивающая саттву, питательна, свежа, содержит масла, приятна на вкус. Такая еда улучшает физическое состояние, очищаем ум, радует, вкусно пахнет.
Истинно саттвичными продуктами считаются:
— коровье молоко (с оговоркой — молоко в Аюрведе принимается как лекарство, в горячем виде, в нужное время, с определенной дозировкой для того или иного типа конституции, приправляя специями, добавляя масло гхи, и т.д.);
— гхи (топленое масло);
— мед;
— зерновые, орехи, семена, бобовые;
— фрукты (финики, персики, кокосы, груши, гранаты, манго);
— овощи (листовой салат, сладкий картофель, кабачки);
— зелень (петрушка, кинза);
— сухофрукты;
— свежевыжатые соки;
— ласси (йогурт с водой);
— некоторые специи (имбирь, тмин, кардамон, кориандр, корица, фенхель, базилик, куркума).
Саттвичной также считается пища, которая соответствует климату местности, где живет человек, потребляющий эту пищу. Так, в холодных странах, еда должна согревать, а в тропиках – охлаждать организм.
На правильное питание нужно правильно настроиться
Известный ведический доктор О. Г. Торсунов, уделяющий значительное внимание здоровому питанию, питанию по Аюрведе, рекомендует принимать пищу в соответствии с тем состоянием, в котором находится человек к моменту наступления чувства голода. Часто преобладающая гуна затмевает истинные потребности организма и не дает человеку почувствовать, чего же на самом деле не хватает его телу. Ленивый будет тянуться к сладкому, вспыльчивый и обидчивый человек предпочтет острые и кислые блюда, жадные и жестокие люди очень любят мясо.
Для того, чтобы тело понимало свои естественные потребности в определенных питательных веществах, нужно его очистить и стараться не заглушать просьбы организма в нужных ему продуктах. Принимать пищу следует только в состоянии голода, находясь в спокойном настроении, не стоит есть, засыпая на ходу, или, наоборот, когда вы слишком возбуждены или нервничаете.
Перед каждым приемом пищи следует немного помолчать, настроиться, ощутить запах блюда, которое вы собираетесь съесть. Не нужно за обедом читать, смотреть телевизор, разговаривать. Насыщение должно быть осознанным.
Саттвичное питание предполагает употребление в пищу только тех блюд, которые приготовлены непосредственно перед трапезой.
Готовим с любовью и молитвой
Немаловажное значение имеет и процесс приготовления пищи. Во время готовки вас не должны обуревать никакие эмоции. Если вы раздражены, огорчены, обижены, подавлены, вся еда так или иначе впитает вашу энергетику и либо подгорит, либо не доварится, либо просто будет безвкусной. Даже если вы соблюдете все пункты рецепта, все равно результат вас не порадует. Кроме всего прочего, древние Веды советуют не разговаривать ни с кем во время приготовления пищи, лучше включить спокойную музыку без слов и настроиться на любовь к тому, для кого вы собираете приготовить свой кулинарный шедевр, даже если это вы сами.
Думайте только о процессе готовки, представляйте, как каждая составляющая вашего блюда отдает все самое полезное и питательное, а вы благодарны ей и природе за этот дар.
Следует настроиться на благостный лад, успокоить ум и сердце. Благословите свою еду, поблагодарите за то, что имеете возможность сейчас взять для себя все ее свойства, позволяющее вам утолить голод и оздоровить тело.
В некоторых древних традициях перед едой потирают ладошки, как бы разжигая пищеварительный огонь. Благочестивые католики читают молитву. В практике сахаджа-йоги совершают бандан – ритуальные жесты руками, позволяющие отпускать проблемы и негативные эмоции в пространство Вселенной с целью растворить их там и проникнуться общим состоянием гармонии.
Неважно, какой обряд вы будете совершать перед пищей – простой или более изощренный, главное, понимать, что вы едите и для чего вы едите.
Совмещаем гунны и доши
Гармоничное питание предполагает не просто употребление саттвичных продуктов, нужно также учесть уровень гун в организме на момент трапезы и питаться в соответствии с дошей.
Люди с Вата-дошей могут увеличить саттву, исключив из рациона лук, чеснок, яйца, мясо и рыбу. Осторожно нужно относиться к таким специям, как горчица, черный и красный перец, асафетида, ограничить количество соли при приготовлении еды.
Питте, наиболее склонной к раджасу, следует исключить бобы (кроме маша и тофу), редис, репу и животные продукты. Не стоит злоупотреблять сладким, быть осторожными с острыми и горькими вкусами.
Капха-тип чаще всего уходит в тамас, поэтому следует включить в рацион острые специи, цельные крупы, ограничить бобовые, мясо и животные продукты.
Живем не для того, чтобы есть, но…
Кажется, что держать все рекомендации по питанию в голове постоянно невозможно. Но это и необязательно. Есть более простой и естественный способ прийти к гармоничному питанию. Нужно очистить организм и внимательно прислушиваться к его потребностям.
Великий мудрец Ошо подразделял продукты на «поющие» и «заманивающие». То есть, та еда, которая действительно необходима телу в данный момент сама «поет» ему об этом. А пища, которая лишь вызывает азартный аппетит, просто заманивает и способствует медленному отравлению организма.
Телесные практики (йога, ци-гун) помогают найти путь к своему телу, научиться слушать его голос, выбирать пищу не по книгам и древним трактатам, а простым естественным путем. Придя к этому, можно сильно удивиться, когда вдруг начинаешь насыщаться простыми продуктами, чаще всего без термической обработки.
Наше время – это век сложной, коммерческой пищи, быстрых углеводов, позволяющих словно подкинуть в топку страсти вязанку дров, которую пищеварительный огонь сжигает поверхностно, выделяя при этом едкий дым токсинов и оставляя несгораемые отложения в виде шлаков.
Многие из нас, слыша или читая о правильном питании, тут же забывают об этом, сооружают сложносочиненный бутерброд и съедают его перед экраном телевизора за просмотром очередной порции негативных новостей. Но это всего лишь индивидуальный выбор каждого, осознанный или (чаще всего) бессознательный.
Мы то, что мы едим. И мы сами вольны выбирать свою сущность, свое здоровье, выбирать энергетику, которой хотим себя наполнить.
Еда может быть в равной степени ядом и лекарством.
Питайтесь, чтобы жить. Ни больше, ни меньше.
————
Читайте также статью о правильном питании по дошам (Аюрведа).
Источник
Саттвичное питание
Перед тем как рассказать о саттвичном питании, следует напомнить читателю о том, что такое саттва.
Саттва — это одна из гун (качеств) материальной природы. Как поведано в «Бхагавадгите» (древнеиндийском источнике философского и религиозного знания), это гуна благости, которая просветляет и избавляет живое существо от грехов, устремляет его к знанию и к ощущению счастья.
В Аюрведе пищу принято подразделять на саттвичную, раджасичную и тамасичную в зависимости от того, проявление каких качества ума она стимулирует. Например, саттвичная пища довольно легко переваривается организмом, приносит здоровье, повышает ясность ума; раджасичная — улучшает мыслительную активность, при этом возбуждая нервную систему, а тамасичная пища тяжела для переваривания, она притупляет сознание, вызывает состояние вялости и подавленности и, как правило, ведёт к заболеваниям.
Употребление саттвичной пищи способствует развитию любви (не страсти!), сострадания, всепрощения и аскетизма. К таким продуктам относятся:
- свежие фрукты
- овощи (приготовленные на пару)
- свежевыжатый сок
- молоко
- масло гхи
Молоко и масло гхи хороши тем, что увеличивают оджас (высшую форму энергии человеческого организма) и прану (жизненную силу).
Есть некоторые особенности принятия пищи (даже саттвичной), которые будут способствовать возникновению тамасичного состояния сознания:
- употребление несвежих продуктов
- переедание
- приём пищи в дурной компании, в осквернённом месте, в плохом настроении
Такое тяжёлое воздействие тамасичных продуктов проявляется исключительно при их бесконтрольном употреблении. В маленьких же количествах такая еда поддерживает состояние стабильности. Например, при преобладании раджаса в уме небольшая порция тамасичной пищи поможет человеку заземлиться, успокоиться и наладить сон.
В книге «Домашние средства аюрведы» Васант Лад приводит следующий список саттвичных продуктов питания.
Фрукты: манго, гранаты, кокосы, инжир, груши, персики.
Зерновые: рис, тапиока.
Овощи: сладкий картофель, латук, петрушка, спраутсы, некоторые виды тыквы (не уточняет).
Бобовые: маш, жёлтая чечевица, фасоль обыкновенная, лимская фасоль.
Молочные продукты: молоко, свежие домашняя простокваша и творог.
Мясо: НЕТ!
По поводу молока следует отметить следующее: оно принесёт благо вашему телу и сознанию только в том случае, если взято от домашних животных, которых выращивают в условиях любви и заботы. Иначе оно оказывается продуктом, полученным в условиях насилия (как и мясо), так как, чтобы корова давала молоко в бидон, её телёнка нужно пустить в мясорубку (чтобы не пил материнское молоко), а сами коровы вынуждены страдать от непрекращающихся маститов с последующим попаданием гноя в молоко. Как вам такая саттва?
Поэтому, если не получается обеспечить себя молочными продуктами домашнего производства, хорошей альтернативой послужит веганский рацион питания на основе растительного молока: овсяного, рисового, миндального, кокосового и других видов. То же касается употребления масла гхи. Альтернативой могут послужить любые растительные масла в зависимости от цели и способа приготовления пищи.

Саттвичное питание для разных типов конституции
Все люди разные — от внешнего вида до внутренних процессов всех систем организма. Данное разнообразие порождает много видов конституции людей. Виной тому наличие дош — «несовершенств» в наших организмах, которые «наполняют» нас переизбытком либо огня, либо слизи, либо ветра, чаще — двух из трёх элементов одновременно. Как следствие, для того чтобы прийти к саттвичному состоянию сознания, каждому конституциональному типу придётся придерживаться своего рациона питания, который будет гармонизировать именно этот тип.
Аюрведа выделяет шесть основных вкусов потребляемой пищи (продуктов):
- сладкий
- кислый
- солёный
- острый
- горький
- вяжущий
Считается, что преимущественно сладкий вкус является саттвичным. Но, как мы уже обозначили выше, существуют разные типы конституции, соответственно, для каждого типа имеются свои подходящие вкусы, которые будут гармонизировать вышедшую из равновесия дошу.
Для ваты это будут кислый, сладкий и солёный вкусы. Для питты — сладкий, горький и вяжущий. Для капхи — острый, горький и вяжущий вкусы.
Для конституции типа вата подходят почти все сладкие фрукты и ягоды, то же самое касается и питта-доши. А вот капхам придётся пренебречь сладкими фруктами и ягодами в пользу вяжущих.
Из овощей для вата-доши предпочтительны те, которые приготовлены на пару, для питты хороши овощи в сыром виде с преобладающим сладким и горьким вкусами, для капхи — приготовленные, преимущественно с острым и горьким вкусом.
Бобовые в принципе не подходят для вата-доши, так как активно усиливают её, но есть те, которые будут иметь слабовыраженный эффект, например, маш. Для питты бобовые подойдут особенно хорошо, потому что надолго утолят голод сильного пищеварительного огня. Капхам бобовые также подойдут, но в небольшом количестве и только в обеденное время, чтобы хватило пищеварительного огня для переваривания.
Молочные продукты особенно хороши для ваты, так как имеют заземляющий эффект, утяжеляя излишнюю лёгкость и уменьшая чрезмерную активность. Кисломолочные продукты дополнительно простимулируют изменчивый аппетит. Для питты полезным будет молоко, особенно в полуденное время. Кисломолочные продукты могут ещё больше усилить и без того мощный пищеварительный огонь. Также противопоказаны жирные, солёные сыры. Для капхи в принципе нежелательно употребление молочных продуктов, так как в процессе их переваривания в организме вырабатывается большое количество слизи, которой у капхи и так с избытком.
Орехи могут послужить хорошим перекусом для ваты, особенно если добавить туда соль. Для питты орехи — слишком «горячая» еда, но в небольшом количестве допускается употребление кокоса и вымоченного, очищенного миндаля. Для капхи орехи нежелательны, так как для неё они слишком маслянисты.
Из масел наиболее подходящими для ваты будут кунжутное и гхи, для питты — кокосовое, оливковое и подсолнечное, а вот капхам лучше и вовсе отказаться от масел, в крайнем случае возможно употребление небольшого количества кукурузного и горчичного.
Ветрогонные и согревающие специи отлично подойдут для вата-доши (асафетида, лавровый лист, гвоздика, ваниль, корица, имбирь, кардамон, мускатный орех, паприка, орегано, перец чёрный, фенхель, розмарин и др.), охлаждающие — для питты (фенхель, ваниль, кардамон, мята, тмин, укроп, шафран и др.), а острые и разогревающие — для капхи (гвоздика, имбирь, кориандр, майоран, тимьян, куркума, перец (все виды), лавровый лист, кумин, горчичное семя, базилик и др.).
Сладкий вкус — один из наиболее подходящих для ваты и питты, но речь не о рафинированном белом сахаре, который может вывести из состояния равновесия все три доши! Умеренно употребляйте коричневый тростниковый сахар, а также концентрированные фруктовые подсластители. Мёд подойдёт вате и в очень умеренном количестве — капхе, а вот для питты он будет слишком горяч.
Также важно понимать, что, несмотря на важную роль питания в нашей жизни, существуют практики, совершая которые, мы также можем способствовать пребыванию нашего сознания в саттве. Например, медитативные практики, такие как остановка внутреннего диалога или концентрация на образе. Также к гармоничному состоянию духа, а значит, и к саттве способны приблизить занятия йогой, которые будут улучшать работу нервной системы и оздоравливать организм в целом.
Таким образом, важно отслеживать не только то, что мы едим, но и то, чем мы занимаемся, и в каком окружении.

Источник