Пространственный фактор является продуктом работы какой доли мозга

Понятие нейропсихологического фактора и синдрома (продолжение…)

<В письме это проявляется в неконтролируемых повторах букв и их частей, особенно в тех случаях, когда буквы содержат сходные по написанию элементы. В графических действиях каждая линия вырисовывается отдельно или воспроизводится многократно в виде штрихов. Становится невозможным остановить ранее начатое движение. Все отмеченные аномальные механизмы относятся и к речевой моторике, поскольку она требует плавной смены артикуляции и перехода от слова к слову при построении высказывания: пропускаются согласные в тех словах, где они сочетаются («страшный-срашный»), а также появляется телеграфный стиль с преимущественным употреблением существительных в именительном падеже или глаголов в неопределенной форме. Предполагается, что такие особенности речи могут быть связаны не только с ее внешней, собственно моторной составляющей, но и с последовательным развертыванием смысловой схемы высказывания, представленной во внутреннем плане. Динамика мыслительного процесса также теряет свою плавность. Это может проявляться в замедленном понимании арифметических задач, в необходимости многократного прочитывания условий, в счетных операциях, которые плохо автоматизируются. Слабость кинетического фактора обнаруживается и при решении логических задач, в которых необходим переход к новому алгоритму решения.

Модально-специфический фактор — связан с работой тех зон мозга, куда стекается информация от органов чувств и в которых обеспечивается восприятие с одновременным вводом получаемой информации в системы памяти. Периферические рецепторные аппараты и соответствующие зоны мозга являются закономерно взаимодействующими системами, причем работа одного анализатора в определенные возрастные периоды или при определенных условиях может активировать работу другого (у детей тактильная рецепция важна для формирования представления о букве, обоняние и вкус функциональны и по пространственной мозговой организации тесно связаны с эмоциями и т. п.). В группе модально-специфических факторов особое место занимает восприятие звуков речи. Модально-специфические нарушения в зрительной, слуховой, кожно-кинестетической и двигательной сферах проявляются в виде гностических дефектов, вторичных дефектов праксиса, специфических мнестических нарушений (ослабления соответствующего типа памяти).

Кинестетический фактор — частный случай модально-специфического фактора. Он обеспечивает передачу и интеграцию сигналов, поступающих от рецепторов, расположенных в мышцах, суставах и сухожилиях, и несущих информацию о взаимном расположении моторных аппаратов в их статическом состоянии или в режиме движения. Корковым представительством данного фактора является передняя часть теменной области, дополнительно привлекающая функциональные возможности осязания и зрительного анализатора (по отношению к различным предметам одно и то же пространственное действие может осуществляться по-разному). Исключения составляют речевая моторика и формирование артикуляции, которые обычно протекают на доминирующей кинестетической основе без участия зрения, но с определенным уровнем акустического контроля. Существенную роль кинестетический фактор играет в формировании представления о схеме собственного тела, образа телесного «Я», на чем впоследствии строится более сложное представление ребенка о себе и его самоидентификация как необходимое условие развития личности. Внутренняя рабочая модель собственной схемы тела у ребенка в основном формируется за первые шесть лет жизни. Примером устойчивости работы этого фактора может служить синдром ампутированной конечности, при котором ранее сформировавшаяся схема тела продолжает себя реализовывать в виде ощущения болей или чувства движения в фактически отсутствующей руке или ноге (фантомные ощущения).

Пространственный фактор — обеспечивает различные уровни переработки пространственных параметров и отношений внешней среды, является одной из наиболее сложных форм психического отражения. Его реализация — необходимое условие адаптивного поведения человека, существующего в упорядоченном мире предметов, которые расположены относительно друг друга. Учет всей совокупности многомерных характеристик протяженности и взаимоположения позволяет активно преобразовывать среду и передвигаться в ней. Потеря чувства пространства приводит к тревоге, дискомфорту и неуверенности. Структурная организация мира представлена человеку в трех основных составляющих — реальное пространство окружающей среды, аналогичное ему представление о пространстве во внутреннем плане и так называемое квазипространство, которому нет аналогов в реальном мире. В последнем случае речь идет об отражении упорядоченности пространства и его компонентов в понятийно-знаковой и символьной форме, исторически выработанной человеком для обобщения представлений о мире для передачи их другим людям и мыслительных операций с абстракциями. Ярким и наиболее распространенным примером последнего является семантическое пространство. Формирование квазипространства — существеннейший компонент и результат обучения. Пространственный фактор является продуктом работы ассоциативной теменной, особенно нижнетеменной, области мозга, занимающей промежуточное положение между церебральными отделами, которые обеспечивают наиболее высокий уровень переработки информации зрительной, слуховой и тактильной модальности (зона перекрытия).

Фактор произвольной-непроизвольной регуляции психической деятельности. В произвольную регуляцию деятельности включают: 1) постановку целей действий в соответствии с мотивами, потребностями, актуальными и прогнозируемыми задачами; 2) планирование (или программирование) путей достижения цели с выбором оптимальных способов действий и определения их последовательности; 3) контроль за исполнением выбранной из уже имеющихся в индивидуальном опыте или создаваемой в данной момент программы с возможностью ее изменений по ходу выполнения (это требует постоянного сличения цели с промежуточными результатами, а также отказа от возникающих в процессе достижения цели побочных действий и ассоциаций). Этот фактор связан с работой лобных отделов мозга.

Читайте также:  Какие продукты из европы запретила ввозить россия

В регуляции поведения ребенка самым слабым звеном является контроль, что проявляется в недоведении действия до конечного результата, соскальзывании на побочные действия или ассоциации, в отсутствии проверки после окончания задания. Анатомическая и функциональная готовность лобных отделов мозга начинает оформляться к 7 годам, что отражает способность соответствующих нейронных ансамблей в первые годы жизни ребенка динамически адаптироваться к вероятностным характеристикам среды и кумулировать собственный опыт на уровне индивида. С другой стороны, многочисленные данные указывают на то, что произвольный уровень регуляции ВПФ связан не только с лобными долями, но и с работой левого «реченесущего» полушария (у правшей), а непроизвольный, автоматизированный — с работой правого полушария. Таким образом, смысловая ось фактора произвольности-непроизвольности проходит через мозг как бы диагонально — от левой лобной доли к правой теменно-затылочной области.

Фактор осознанности-неосознанности психических функций и состояний имеет два разнокачественных, но взаимосвязанных источника. С одной стороны, он ориентирован на речевую систему, обеспечивающую возможность вербального отчета о собственных психических процессах и в этом аспекте его морфологической базой является левое полушарие. С другой стороны, поражения правого полушария значительно чаще, чем поражения левого, сопровождаются анозогнозией. Подобные больные имеют тенденцию отрицать у себя наличие той или иной недостаточности, либо у них возникают феномены игнорирования, неосознаваемости левой половины тела, левой части зрительного или слухового пространства. Осознанность и произвольность являются взаимодополняющими и неразрывными характеристиками целостной, собственно человеческой деятельности и поведения. Поэтому они в принципе не могут рассматриваться отдельно, и это надо учитывать при анализе реализующих их мозговых структур.

Источник

Таблица «Основные нейропсихологические факторы»

Фактор

Мозговая локализация

Роль фактора в обеспечении психической деятельности

Модально-неспецифический фактор

Глубинные отделы мозга.

Неспецифический фактор выражается степенью активности мозговых структур, что предполагает участие, прежде всего, отделов, имеющих отношение к витальным потребностям и жизнеобеспечению организма. В его же рамках реализуется управление биологическими ритмами, в том числе и в «сон-бодрствование».

Модально-специфический фактор

Вторичные поля коры больших полушарий вместе с их корково-корковыми и корково-подкорковыми связями.

Модально-специфические нарушения в зрительной, слуховой, кожно-кинестетической и двигательной сферах проявляются в виде гностических дефектов, вторичных дефектов праксиса, специфических мнестических нарушений (ослабление конкретного типа памяти).

Кинестетический фактор

Передняя часть теменной области, дополнительно привлекающая функциональные возможности тактильного и зрительного анализаторов.

Обеспечивает передачу и интеграцию сигналов, поступающих от рецепторов, расположенных в мышцах, суставах и сухожилиях, и несущих информацию о взаимном расположении моторных аппаратов в их статическом состоянии или в режиме автоматизированного или предметного движения.

Кинетический фактор

Премоторные отделы мозга.

Обеспечение возможности естественного и целесообразного перехода от одного элемента к другому при выполнении различных действий — цепи последовательно сменяющих друг друга шагов.

Пространственный фактор

Нижнетеменная область мозга, занимающая промежуточное положение между отделами мозга, обеспечивающими переработку зрительной, слуховой и тактильной информации.

Восприятие и переработка пространственных характеристик.

Фактор произвольной-непроизвольной регуляции психической деятельности

Проходит диагонально — от левой лобной доли к правой теменно-затылочной области.

Обеспечение регуляции и контроля поведения.

Фактор осознанности-неосознанности психических функций и состояний

Речевые зоны левого полушария и правое полушарие, а также глубинные участки мозга.

Обеспечивает возможность вербального отчета о собственных психических процессах, в том числе и самому себе. Он имеет два разнокачественных, но взаимосвязанных источника, а именно с одной стороны, он ориентирован на речевую систему, а с другой — к работе правого полушария. При поражении правого полушария значительно чаще, чем при повреждении левого возникают анозогнозии. Подобные больные отрицают у себя ту или иную патологию или недостаточность, а также эти люди не осознают нарушение своего поведения (нарушена критика)

Фактор сукцессивности (последовательности) организации ВПФ

Фактор сукцессивности обеспечивается работой структур, объединенных в левое полушарие мозга

Фактор сукцессивности обеспечивает определенные виды информации, требующие последовательной (сукцессивной) обработки.

Фактор симультанности (одновременности) организации ВПФ

Фактор симультанности обеспечивается работой структур, объединенных в правом полушарии мозга

Существует такие формы восприятия и действий, в которых переработка осуществляется целостно, одномоментно, как говорят с ходу. Такая форма психического отражения обозначается как симультанная.

Фактор межполушарного взаимодействия

Морфологически он привязан к работе мозолистого тела и других комиссур мозга, важнейшими из которых являются четверохолмие и зрительная хиазма.

Обеспечение совместной деятельности левого и правого полушария как целостной системы.

Общемозговой фактор

Связан не с самим мозгом, а с теми системами, которые обеспечивают его полноценную работу: с кровообращением, ликворообращением, гуморальными влияниями, биохимическими процессами и др.

Синдромы, возникающие при поражениях данного фактора достаточно разнообразны и часто приводят к изменению большинства процессов и состояний.

Фактор работы глубоких подкорковых структур

Глубокие подкорковые структуры

Изучен недостаточно, но проявляется, как составная часть ряда синдромов, возникающих при раздражении или деструкции лимбической системы, таламуса и прилежащих к нему областей.

Читайте также:  Какие продукты будут в будущем

Источник

Функциональные блоки мозга

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 октября 2017; проверки требует 1 правка.

Общая структурно-функциональная модель мозга — концепция мозга как материального субстрата психики, разработанная А. Р. Лурией на основе изучения нарушений психической деятельности при различных локальных поражениях центральной нервной системы. Согласно данной модели, мозг может быть разделён на три основных блока, которые имеют собственное строение и роль в психическом функционировании:

  1. Энергетический
  2. Приём, переработка и хранение экстероцептивной информации
  3. Программирование, регуляция и контроль за сознательной психической деятельностью

Функциональные блоки мозга[править | править код]

Каждая отдельно взятая психическая функция обеспечивается согласованной работой всех трёх блоков, при нормальном развитии. Блоки объединяются в так называемые функциональные системы, которые представляют сложный динамический, высоко дифференцированный комплекс звеньев, находящихся на различных уровнях нервной системы и принимающих участие в решении различных приспособительных задач.

1-й блок: энергетический[править | править код]

Функция энергетического блока состоит в регуляции общих изменений активации мозга (тонус мозга, уровень бодрствования) и локальных избирательных активационных изменений, необходимых для осуществления высших психических функций.

Энергетический блок включает в себя:

  • ретикулярная формация ствола мозга
  • неспецифические структуры среднего мозга
  • диэнцефальные отделы
  • лимбическая система
  • медиобазальные отделы коры лобных и височных долей

Если болезненный процесс станет причиной отказа в нормальной работе 1-го блока, то следствием будет понижение тонуса коры головного мозга. У человека становится неустойчивым внимание, появляется патологически повышенная истощаемость, сонливость. Мышление теряет избирательный, произвольный характер, который оно имеет в норме. Эмоциональная жизнь человека изменяется, он либо становится безразличным, либо патологически встревоженным.

2-й блок: приём, переработка, хранение экстероцептивной информации[править | править код]

Блок приёма, переработки и хранения экстероцептивной информации включает в себя центральные части основных анализаторов — зрительного, слухового и кожно-кинестетического. Их корковые зоны расположены в височных, теменных и затылочных долях мозга. Формально сюда можно включить и центральные части вкусовой и обонятельной модальности, однако в коре головного мозга они представлены незначительно по сравнению с основными сенсорными системами.

В основе данного блока лежат первичные проекционные зоны коры головного мозга, выполняющие задачу идентификации стимула. Основная функция первичных проекционных зон — тонкая идентификация свойств внешней и внутренней среды на уровне ощущения.

Нарушения второго блока: в пределах височной доли — может существенно пострадать слух; поражение теменных долей — нарушение кожной чувствительности, осязания (больному сложно узнать предмет на ощупь, нарушается ощущение нормального положения тела, что влечёт за собой потерю чёткости движений); поражения в затылочной области и прилегающих участков мозговой коры — ухудшается процесс приёма и обработки зрительной информации. Модальная специфичность является отличительной чертой работы мозговых систем 2-го блока.

3-й блок: программирование, регуляция и контроль[править | править код]

Блок программирования, регуляции и контроля за протеканием сознательной психической деятельности, согласно концепции А. Р. Лурии, занимается формированием планов действий. Локализуется в передних отделах полушарий мозга, расположенных впереди от передней центральной извилины (моторные, премоторные, префронтальные отделы коры головного мозга), в основном в лобных долях.

Поражения данного отдела мозга ведут к нарушениям опорно-двигательного аппарата, движения теряют свою плавность, двигательные навыки распадаются. При этом переработка информации и речь не подвергаются изменениям. При сложных глубоких повреждениях коры лобной области, возможна относительная сохранность двигательных функций, но действия человека перестают подчиняться заданным программам. Целесообразное поведение заменяется инертным, стереотипным либо импульсивными реакциями на отдельные впечатления.

Библиография[править | править код]

  • Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы. — М., 1970. — С. 16-18.
  • Карвасарский Б. Д. Клиническая психология. — 2004. — Гл. 12: Нейропсихология.
  • Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с. ISBN 5-7695-0530-3

См. также[править | править код]

  • Нейропсихология
  • Клиническая психология
  • Лурия, Александр Романович

Источник

О трех блоках мозга

О 3 блоках мозга

Головной мозг человека — это единая система, но состоит она при этом из различных отделов, каждый из которых выполняет свои функции.

Читайте также:  Какими продуктами можно повысить гемоглобин ребенку

С чего всё началось?

Александр Романович Лурия изучал различные нарушения психики человека при локальных поражениях головного мозга и разработал модель, в которой разделил весь мозг на три блока (каждый имеет своё строение, выполняет определённые функции и играет свою роль).

О 3 блоках мозга Автор фото Лев Иванов

1. Энергетический блок;

2. Блок приема, переработки и хранения входящей информации;

3. Блок программирования, регуляции и контроля за психической деятельностью.

О 3 блоках мозга Функциональные блоки мозга (Слева сверху — I блок, справа сверху — II блок, по центру снизу — III блок)

Зачем это нужно?

Когда человека мыслит, заучивает (и вспоминает), говорит, воображает и воспринимает что-то, участвуют все 3 блока мозга, каждый из которых играет в этом процессе свою определённую роль.

Что такое блок? Из чего он состоит?

В I энергетический блок входят такие структуры как ретикулярная формация ствола, мозолистое тело (нервные волокна, соединяющие два больших полушария между собой), структуры среднего мозга, лимбическая система, мозжечок, таламус, гипоталамус, диэнцефальные и медиобазальные отделы коры лобных и височных долей.

О 3 блоках мозга

Во II блок (прием, переработка, хранение внешней информации) входят основные системы анализаторов: зрительная корковая зона расположена в области затылка, слуховая — в виске, кожно-кинестетическая — в теменной зоне.

О 3 блоках мозга

К III блоку (программирование, регуляция, контроль психической деятельности) относятся отделы коры лобных долей, это моторные, премоторные и префронтальные отделы (разрабатывают стратегии поведения, запускают и контролируют движения, осуществляют произвольные функции).

О 3 блоках мозга

Какие именно функции выполняет каждый блок мозга?

Благодаря I блоку человек выполняет любую психическую деятельность, так как кора головного мозга находится в тонусе, в рабочем состоянии. Особенно велико его влияние в процессах внимания и памяти, в обеспечении эмоциональных состояниях и регуляции сознания. Когда снижается тонус, человеку совсем непросто быть внимательным и сосредоточенным, например в конце рабочего дня, после перенесённой болезни и проч.

Помимо этого, с помощью I блока изменяется уровень бодрствования (это обеспечивает РФ ствола и средний мозг). I блок поддерживает общий тонус центральной нервной системы (ЦНС), также он связан с мотивацией и эмоциями. Лимбические структуры I блока, а именно гиппокамп, поясная извилина, миндалевидные ядра и др., обеспечивают человеку страх, боль, удовольствие, гнев. I блок мозга анализирует информацию о внутреннем состоянии организма и регулирует её.

Если у человека поражается I блок мозга, то у него появляется повышенная истощаемость, вялость, сонливость, сниженный тонус мозга, снижается и работоспособность, внимание становится неустойчивым (см. Гипопрозексия), мышление теряет произвольность, эмоции пропадают (нарастает безразличие) или же обостряются, тогда наблюдается патологическая тревожность и обеспокоенность, чрезмерное возбуждение.

II блок мозга осуществляет переработку внешней информации. Первичная кора больших полушарий максимально тонко анализирует поступающие стимулы, отражает свойства окружающего на уровне ощущений. Вторичные поля реагируют на раздражители, объединяют их в сложные синтезы. Третичные зоны обеспечивают работу анализаторов. Благодаря этому блоку человек обрабатывает информацию, которую нужно услышать, увидеть, почувствовать, он может распознавать внешние стимулы по качеству и значению.

При поражениях II блока в области височных долей может нарушаться слух, в области теменных долей — осязание и кожная чувствительность, в области затылка — зрение. У человека с поражением третичных зон II блока наблюдаются затруднения в различении предметов (см. Зрительные агнозии) и звуков (см. Слуховые агнозии), трудности с ориентацией в пространстве (см. Оптико-пространственная агнозия), определением направления (право и лево), пониманием сложных грамматических конструкций и проч.

III блок мозга контролирует любую деятельность человека, следит, чтобы она не протекала хаотично, а была строго организованна, структурирована и последовательна. Этот блок мозга позволяет человеку формировать намерения и замыслы своего поведения, строить планы своих действий, то есть создавать программы, по которым впоследствии будет реализовываться задуманное.

В III блоке (в 4 поле по Бродману) представлена вся мышечная система организма. Передняя центральная извилина — это исполнительный аппарат III блока. Префронтальные отделы головного мозга формируют намерения человека и программы его поведения, регулируют и контролируют сложные формы поведения.

Благодаря III блоку мозга контролируются результаты деятельности и поведения (то есть сравнивается полученный эффект действия с задуманным, намеченным, корректируются допущенные ошибки).

Если поражается III блок мозга, то возникают нарушения опорно-двигательного аппарата (тогда движения становятся отрывистыми, неплавными), нарушается контроль за своей деятельностью, поведение становится стереотипным, импульсивным, начинает регулироваться случайными импульсами (см. Полевое поведение). Поражение правой и левой лобных долей приводит к тому, что человек не может сохранить сложные программы и цели своих действий, он не в состоянии концентрировать внимание на определённой задаче, пропадает критика к своим действиям (см. Анозогнозия), исчезает также и способность осознавать свои ошибки, исправлять их.

Источник