Пробка радиатора какое давление

Как проверяется крышка радиатора на работоспособность (3 способа)

Как проверить крышку радиатора? Этим вопросом задаются автолюбители в разное время года. Ведь работа крышки радиатора обеспечивает повышенное давление в системе охлаждения двигателя, что, в свою очередь дает возможность нормально работать двигателю и функционировать печке салона в холодное время года. Поэтому за ее состоянием необходимо регулярно следить, и при необходимо менять клапан, уплотнительное кольцо, или же крышку целиком, поскольку чаще всего она представляет собой не разборную конструкцию. Поэтому чтобы проверить как работает крышка одного визуального осмотра недостаточно, нужен еще тест и давлением.

Содержание:

  • Принцип работы крышки радиатора
  • Неисправность крышки радиатора
  • Проверка крышки радиатора
  • Ремонт крышки радиатора
  • Какая крышка радиатора лучше

Как проверить крышку радиатора

Как работает крышка радиатора

Для того, чтобы лучше понять суть проверки крышки радиатора, для начала необходимо обсудить ее устройство и схему. В первую очередь необходимо отметить, что антифриз в системе охлаждения находится под повышенным давлением. Это обстоятельство сделано специально для того, чтобы повысить температуру кипения охлаждающей жидкости, поскольку рабочая температура двигателя немного превышает традиционные +100 градусов по шкале Цельсия. Обычно температура кипения антифриза находится в районе +120°С. Однако она зависит, во-первых, от давления внутри системы, а во-вторых, состояния охлаждающей жидкости (по мере старения антифриза снижается и температура его кипения).

Через крышку радиатора не только заливают антифриз непосредственно в корпус радиатора (хотя обычно доливают антифриз в расширительный бачок соответствующей системы), но и через нее выходит в расширительный бачок охлаждающая жидкость, превращенная в пар. Устройство крышки радиатора автомобиля достаточно простое. Ее конструкция подразумевает использование двух прокладок и двух клапанов — перепускного (другое название — паровой) и атмосферного (другое название — впускной).

Пробка радиатора какое давление

Перепускной клапан размещен на подпружиненном плунжере. Его задача состоит в том, чтобы плавно контролировать давление внутри системы охлаждения. Обычно оно составляет около 88 кПа (отличается у разных автомобилей, а также зависит от условий работы двигателя у конкретного двигателя). Задача же атмосферного клапана противоположная. Так, он предназначен для обеспечения постепенного выравнивания атмосферного давления и повышенного давления внутри системы охлаждения в ситуации, когда двигатель выключен и остывает. Использование атмосферного клапана обеспечивает два аспекта:

  • Исключается резкий скачек температуры охлаждающей жидкости в момент остановки помпы. То есть, исключается тепловой удар.
  • Исключается перепад давления в системе в то время, когда температура охлаждающей жидкости постепенно снижается.

Таким образом, перечисленные факторы являются ответом на вопрос, на что влияет крышка радиатора. На самом деле частичный выход ее из строя обычно приводит к тому, что температура кипения антифриза снижается, а это может привести к его закипанию в процессе работы мотора, то есть, перегреву двигателя, что само по себе очень опасно!

Симптомы неисправности крышки радиатора

Автовладельцу рекомендуется периодически проверять состояние крышки радиатора, особенно, если машина не новая, состояние системы охлаждения среднее или ниже этого, и/или если в качестве охлаждающей жидкости использовалась вода или разбавленный ею антифриз. Также состояние крышки имеет смысл проверить в случае, когда антифриз очень долго используется в системе охлаждения без его замены. В этом случае он может начать разъедать резиновое уплотнение на внутренней поверхности крышки. Аналогичная ситуация может возникнуть, например, когда при пробивании прокладки головки блока цилиндров в охлаждающую жидкость может попасть масло. Эта технологическая жидкость вредна для уплотнения крышки, а кроме того, она ухудшает эксплуатационные свойства антифриза.

Основной симптом поломки в данном случае — течь из под крышки радиатора. И чем она сильнее — тем хуже ситуация, хотя даже при малейшем пропускании жидкости необходимо выполнить дополнительную диагностику, ремонт или замену крышки.

Существует еще несколько косвенных признаков того, что крышка радиатора не держит давление в системе охлаждения. К ним относится:

Пробка радиатора какое давление

  • плунжер перепускного клапана заедает (обычно с перекосом) при возвратном движении на сжатие;
  • ослабление пружины крышки;
  • при вытягивании атмосферного клапана из его посадочного места (седла) он заедает и/или не полностью возвращается на него;
  • диаметр прокладки клапана по размеру больше, чем диаметр ее седла;
  • растрескивание (эрозия) резиновых прокладок на внутренней поверхности крышки радиатора.

Перечисленные неисправности могут стать причиной того, что крышка радиатора пропускает наружу охлаждающую жидкость (тосол или антифриз). Существует еще пара косвенных признаков выхода крышки из строя. Однако они могут указывать и на другие, более серьезные, поломки в системе охлаждения. Так, к ним относится:

  • при заедании перепускного клапана верхний патрубок радиатора вздувается;
  • при заедании атмосферного клапана верхний патрубок радиатора втягивается.

Еще если один или другой клапан не будут нормально работать, что уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке будет одинаковым. В нормальных условиях он должен меняться (пусть и незначительно) в зависимости от температуры двигателя.

Как проверить работу крышку радиатора

Проверить исправность крышки радиатора можно несколькими методами. Для этого нужно следовать представленному ниже алгоритму.

Проверять крышку радиатора необходимо при полностью остывшем двигателе, поскольку деталь будет иметь высокую температуру охлаждающей жидкости. Прикоснувшись к ней в нагретом состоянии можно обжечься! Кроме этого, антифриз в горячем состоянии находится в системе под давлением. Поэтому при открывании крышки он может выплеснуться наружу, что также грозит серьезными ожогами!

  • Визуальный осмотр. В первую очередь необходимо визуально проверить состояние крышки. В идеале она не должна иметь механических повреждений, сколов, вмятин, царапин и так далее. Если имеют место перечисленные повреждения, то рано или поздно на их месте возникнет очаг коррозии, который будет постоянно расширяться. Такую крышку можно или зачистить и покрасить заново, или поменять на новую. Второй вариант предпочтительнее.
  • Проверка пружины. Конструкция каждой крышки радиатора подразумевает наличие пружины, которая служит частью предохранительного клапана. Для проверки нужно сдавить ее пальцами. Если она сдавливается очень легко — значит, она негодная, и ее нужно заменить (в случае, если крышка разборная). Однако чаще всего крышки являются неразборными, поэтому она полностью подлежит замене.
  • Проверка атмосферного клапана. Для проверки его нужно потянуть и открыть. Далее отпустить и проверить, чтобы он полностью закрывался. Также в процессе проверки нужно обязательно проверить седло клапана на предмет наличия в нем грязи или отложений, которые могут появиться в процессе испарения старого антифриза. Если грязь или отложения имеются, то вариантов два. Первый — попробовать почистить седло. Второй — заменить крышку на новую. Однако все зависит от степени загрязнения внутренней поверхности вакуумного клапана.
  • Проверка срабатывания клапана. Для этого необходимо воспользоваться специальным прибором. О нем чуть далее.
Читайте также:  Какое давление в газопроводе среднего и низкого давления

Существует так называемый «народный» метод проверки состояния крышки радиатора. Он заключается в том, чтобы на прогретом (включенном) двигателе пощупать патрубок радиатора. Если давление в нем есть, значит, крышка держит, а если патрубок мягкий — значит, клапан на ней пропускает.

Однако встречается и описание еще одного «народного» метода, который на самом деле некорректен. Так, утверждается, что необходимо сдавливать рукой верхний патрубок, одновременно с этим наблюдая повышение уровня жидкости в расширительном бачке. Или, аналогично, демонтировав конец отводного патрубка наблюдать, как антифриз будет вытекать из него. Дело в том, что столб жидкости приподнимает седло клапана лишь в ситуации, когда давление от силы сжатия будет гораздо больше. На самом же деле жидкость при возрастании давления давит во всех направлениях, и будет приподнимать перепускной клапан лишь «на излишках». И давление охлаждающей жидкости распространяется по всем каналам, а не только в одном конкретном (к седлу).

Проверка крышки подручными средствами

Пробка радиатора какое давление

Проверить работу перепускного клапана достаточно просто. Для этого нужно отсоединить любой небольшой патрубок системы охлаждения на двигателе, например, подогрев заслонки или коллектора. Далее необходимо с помощью компрессора с манометром (чтобы знать точное подаваемое давление) необходимо подавать воздух в систему. Значение давления, при котором срабатывает клапан, будет легко определить по шипению и бульканию, исходящему из элементов системы охлаждения. Обратите внимание, что в конце процедуры нельзя резко сбрасывать давление. Это грозит тем, что при открывании крышки антифриз может выплеснуться под давлением. В нормальных условиях для предотвращения этого и предназначен атмосферный клапан.

Из расширительного бачка жидкость попадает в радиатор через обратный клапан. Он удерживает давление со стороны радиатора, однако спокойно открывается в случае, если там имеется полный вакуум. Проверка его проводится в два этапа:

  1. Пальцем нужно попытаться приподнять пятачок клапана. В идеале он должен передвигаться с минимальным усилием (без механического сопротивления).
  2. На холодном двигателе, когда в радиаторе нет избыточного давления необходимо установить пробку на ее посадочное место. Далее отсоединить трубочку, идущую на расширительный бачок системы охлаждения и через попробовать «надуть» радиатор. Клапан рассчитан на небольшое давление, поэтому у вас наверняка получится вдуть в радиатор небольшое количество избыточного воздуха. Это можно проверить, открутив крышку радиатора вновь. При этом должен быть слышен характерный шипящий звук исходящего из него воздуха. Вместо рта также можно использовать компрессор с манометром. Однако нужно следить, чтобы давление росло не резко.

Проверка прокладки крышки

Вместе с клапанами имеет смысл проверить и герметичность верхней прокладки крышки радиатора. Даже когда воздух со свистом выходит при открывании крышки это свидетельствует лишь о работоспособности клапана. Однако через негерметичную прокладку антифриз может понемногу испаряться, из-за чего его уровень в системе падает. При этом возникает и обратный процесс, когда вместо того, чтобы забрать антифриз из расширительного бачка в систему попадает воздух из атмосферы. Так образуется воздушная пробка («завоздушивание» системы).

Проверить пробку можно параллельно с проверкой обратного клапана. В исходном положении она должна быть установлена на своем месте на радиаторе. Для проверки нужно «надуть» радиатор через трубку, идущую от расширительного бачка (однако давление должно быть небольшим, около 1,1 Бара), и закройте трубку. Можно просто послушать наличие шипение выходящего воздуха. Однако лучше сделать мыльный раствор (пену), и обмазать им пробку по периметру (в районе прокладки). Если воздух из-под нее выходит, — значит, прокладка негерметична и требует замены.

Прибор для проверки крышки радиатора

Многих автовладельцев, столкнувшихся с разгерметизацией системы охлаждения интересует вопрос о том, как проверить на работоспособность крышку радиатора с помощью специальных тестеров. Такой заводской прибор стоит более 15 тысяч рублей (по состоянию на начало 2019 года), поэтому он будет доступен лишь для автосервисов и мастеров, занимающихся ремонтом автомобилей на постоянной основе. Рядовым же автовладельцам можно сделать аналогичный прибор из следующих компонентов:

Пробка радиатора какое давление

  • Негодный радиатор с любого старого автомобиля. Его общее состояние неважно, главное, чтобы у него был целым верхний бачок. Особенно та часть, где крепится непосредственно пробка.
  • Наждачная бумага и «холодная сварка».
  • Ниппель с автомобильной камеры.
  • Компрессор с точным манометром.

Опуская подробности изготовления прибора, можно сказать, что он представляет собой отрезанный верхний бачок радиатора, на котором заглушили все соты, чтобы через них не выходил воздух, а также боковые стенки с аналогичной целью. К одной из боковых стенок герметично присоединяется ниппель автомобильной камеры, к которой подсоединяется компрессор. Далее испытуемая крышка устанавливается на свое посадочное место, а с помощью компрессора подается давление. По показаниям манометра можно судить о ее герметичности, а также работоспособности встроенных в нее клапанов. Преимущество данного прибора — низкая себестоимость. Недостатки — трудоемкость изготовления и неуниверсальность. То есть, если крышка отличается диаметром или резьбой, то для нее нужно изготавливать аналогичный прибор, однако уже из другого негодного радиатора.

Читайте также:  К каким видам нагрузок относятся вес и давление грунтов

С помощью тестера крышки радиатора можно проверить рабочий диапазон их давлений. Он будет отличаться для различных двигателей. В частности:

  • Бензиновый двигатель. Значение давления открытия главного клапана — 83…110 кПа. Значение давления открытия вакуумного клапана — -7 кПа.
  • Дизельный двигатель. Значение давления открытия главного клапана — 107,9±14,7 кПа. Давление закрытия вакуумного клапана — 83,4 кПа.

Приведенные значения являются усредненными, однако на них вполне можно ориентироваться. Точную информацию о рабочих давлениях главного и вакуумного клапанов вы найдете в мануале или на специализированных ресурсах в сети интернет. В случае, если тестируемая крышка показывает значение давления, которое сильно отличается от приведенного, — значит она неисправна, и, следовательно, требует ремонта или замены.

Ремонт крышки радиатора

Отремонтировать крышку радиатора чаще всего невозможно. Точнее, результат будет, скорее всего, негативным. Так, можно самостоятельно можно попробовать заменить резиновые прокладки на крышке, очистить ржавчину на ее корпусе, заново покрасить. Однако, если в конструкции ослабилась пружина или вышел из строя один из клапанов (или два сразу) — то их ремонт вряд ли возможен, поскольку сам корпус является в большинстве случаев неразборным. Соответственно, лучшим решением в данном случае будет покупка новой крышки радиатора.

Какую крышку радиатора поставить

Многих автолюбителей, затеявших проверку и замену упомянутой крышки, интересует вопрос о том, какие лучшие крышки для радиатора? Перед тем, как ответить на этот вопрос, необходимо сразу обратить внимание на то, что новая крышка должна обладать теми же эксплуатационными характеристиками, что и заменяемая. В частности, иметь аналогичный диаметр, шаг резьбы, размер внутреннего клапана, а самое главное — должна быть рассчитана на аналогичное давление.

Пробка радиатора какое давление

Как правило, для большинства современных легковых автомобилей в продаже реализуются крышки, предназначенные для работы в диапазоне давлений 0,9…1,1 Бара. Однако перед покупкой необходимо дополнительно уточнить эту информацию, поскольку иногда встречаются исключения. Соответственно, и выбирать новую крышку нужно с аналогичными характеристиками.

Обратите внимание, что также в продаже можно встретить так называемые тюнингованные крышки радиатора, рассчитанные на работу при повышенном давлении, в частности, до 1,3 Бара. Это сделано для того, чтобы еще больше повысить температуру кипения тосола и тем самым поднять КПД двигателя автомобиля. Такие крышки могут применяться на спортивных автомобилях, двигатели которых предназначены для работы на большой мощности, однако в кратковременном режиме.

Для обычных автомобилей, используемых в городском цикле, такие крышки категорически не подходят. При их установке возникает ряд негативных факторов. Среди них:

  • Работа элементов системы охлаждения «на износ». Это приводит к снижению их общего ресурса и риску преждевременного выхода из строя. И если от чрезмерного давления лопнет патрубок или хомут — это половина беды, но гораздо хуже такая ситуация может закончиться, например, в случае, если лопнет радиатор или расширительный бачок. Это уже грозит дорогостоящими ремонтами.
  • Снижение ресурса антифриза. У любой охлаждающей жидкости есть определенный рабочий диапазон температур. Выход за его пределы снижает эксплуатационные характеристики антифриза и значительно сокращает время его использования. Поэтому при использовании тюнингованных крышек придется чаще менять антифриз.

Таким образом, лучше не экспериментировать, и следовать рекомендациям завода-изготовителя вашего автомобиля. Что касается конкретных торговых марок крышек радиаторов, то их существует достаточно много, и для разных машин они разные (для европейских, американских, азиатских автомобилей). Лучше всего покупать оригинальные запасные части. Их артикулы можно найти в документации или на специальных ресурсах в интернете.

Заключение

Помните, что исправная крышка радиатора — залог нормальной работы двигателя любого автомобиля с замкнутой системой охлаждения. Поэтому проверять ее состояние имеет смысл не только, когда она вышла из строя (или начались проблемы в работе системы охлаждения), но и периодически. Особенно это касается старых машин, и/или машин, у которых в системе охлаждения используется вода или разведенный антифриз. Эти составы со временем повреждают материал крышки, и она выходит из строя. А поломка ее отдельных частей грозит снижением температуры кипения охлаждающей жидкости и перегреву двигателя.

Выбирать новую крышку необходимо по заранее известным параметрам. Это касается как ее геометрических размеров (диаметра крышки, диаметра прокладок, усилия пружины), так и давления, на которое она рассчитана. Эту информацию можно узнать из мануала или попросту купить крышку радиатора, аналогичную установленной прежде.

Спрашивайте в комментариях. Ответим обязательно!

Источник

Пробка радиатора. Частая причина перегрева летом и ледяной печки зимой. Как избежать крупных проблем. — Nissan Patrol, 4.2 л., 1992 года на DRIVE2

Всем привет!
Как всегда пишу о том что сделал давно(тогда еще не дружил с Инетом), проверил годами и верстами!
Впереди жара и лишними эти знания не будут точно.
Понимаю что многие в курсе что пробка радиатора очень важный узел СО(системы охлаждения)мотора, но кто то не знает насколько важная. Для них и пишу. Не ругайте тов.знатоки, но не раз сталкивался с тем что не все знают нюансы ее работы и последствия некорректной работы этой(…раной) пробки. Мелочь? Давайте разбираться.
Вообще то, зачем СО у нас должна работать под давлением? Что бы мы мучались с протечками шлангов, печек и радиаторов? Нет. А для повышения точки кипения охлаждающей жидкости. Зачем? Ну, закипит и что? А в том и дело что закипит и завоздушит своим же паром СО и последствия будут самые печальные. Так как вода кипит при давлении на уровне моря условно при 100грС, а под давлением можно эту температуру немного поднять то в СО и придумали поднять давление(в ДВС как правило это 0.9-1.1атм)пробкой/клапаном.
За поддержание этого избыточного давления и отвечает исправная пробка радиатора. И если она неисправна то жди неприятностей. Если она стала держать чересчур высокое давление(заедание парового клапана)то прорвет там «где тонко». Или шланг или полотно радиатора/печки.
Либо забивается возвратный клапан(маленькая тарелочка снизу парового клапана)и шланги сплющивает при остывании ДВС. Это меньшее зло, лечится банальной прочисткой
ниткой под ней и прополаскиванием водой. Но это бывает редко. Чаще пробка просто не держит давление.Это уже серьезнее! Или «устает»
пружина, или прокладка пробки. Владелец может ни чего не подозревать. Нас же обычно напрягают «каменные» патрубки! А мягкие «как титьки» шланги успокаивают. А зря!
Что может произойти? А помпа своей крыльчаткой нагнетает пузырьки кавитационные в ГБЦ! Физика такая : вода на кромках вращающихся лопаток помпы ЗАКИПАЕТ! Да да! Именно закипает превращаясь в пар.Вспомните, что зайдя в воду по пояс и опустив в нее руку вы резко проводя ей вокруг себя увидете пузырьки воздуха вслед за рукой. Это закипела вода в зоне разряжения за вашей рукой. Это и есть кавитация. И от того на сколько будет большее разрежение на грани вызывающего это разрежение предмета и его скорости, настолько и будет обильнее парообразование и дольше эти пузырьки не будут растворяться обратно.Не зря при заходе в порт АПЛ организуется охрана ее винтов боевыми пловцами и их зачехление. Потому что конструкция малошумных винтов(малопаровых)есть гос тайна.Раз они мало кавитирующие, то мало вырабатывают пузырьков которые лопаясь создают шум винтов.Какое значение это применимо к ДВС?
Ну нагнала помпа крыльчаткой воздух(пар), и что? А то что в воздушной среде термостат не работает! Проверял опытом со строительным феном и термостатом лежащим на верстаке(выставлял 400гр.и только к 400 тарелка чуть сдвинулась.Почему ? -ХЗ).
И-Здрассте перегрев с вытекающими! =(
Так же зимой причина постоянно ледяной печки может крыться в неисправной пробке радиатора. Имейте ввиду.Вот тебе и мелочь!
Прошу прощение за экскурс в дебри, но это позволяет понять природу завоздушивания СО с не держащей избыточное давление пробкой. Кроме того на стенках цилиндров так же образуются пузырьки пара, но это уже ближе к температуре закипантя жидкости. А крыльчатка нагнетает пузырьки даже в холодном моторе, если нет избыточного давления.Причем в нашем ТД42 пузырьки попадают сразу из полости корыльчатки в полость термостата! Рядом потому что.
Я имел лопнувшую ГБЦ на Сурфе(2LT)по причине неисправной пробки и с тех пор приобрел стойкую паранойю контролировать давление в СО. =)

Читайте также:  Вазар инструкция по применению при каком давлении

Маленький манометр (до 4атм)всегда покажет здоровье пробочки .

У меня были часы, Командирские, Чистопольские «Восток-Амфибия»(сперли гады).На задней крышке было написано: «водонепроницаемые 200м(20Атм)», это запомнилось .Получается что 10 метров глубины равно 1 Атм. (если не так-поправте). У нас клапан пробки удерживает 0.9 — 1.1 Атм. В зависимости от параметров пробки.Получается что это соответствует глубине погружения аж на 10 метров!
Это круто. Ведь чем глубже тем меньше эффект кавитации на винте. А ведь из за этого вредного явления даже огромные гребные винты на флоте меняют.Их этой кавитацией просто сжирает! Вспоминаются случаи когда владельцы греющихся вроде беспричинно моторов снимают таки помпы и охреневают обнаруживая ОТСУТСТВИЕ лопастей крыльчатки! 8( Ее просто сжирает кавитацией при неисправной пробке. Меняет помпу, а через год та же хрень! 8( А вся проблема оказывается в копеечной пробке радиатора. Да и тонкие теперь крыльчатки делают.Прошли времена когда коыльчатки помп делали из жароупорного толстенного металла. Времена менеджеров пришли, и это печальный факт.Делают помпы для идеальных моторов, с правильной пробкой радиатора и др.исправными узлами СО.Для идеальной реальности так сказать. А нам приходится их ставить на моторы.Куда деться? Родные(с завода)ориг.помпы умерли давно(сальники, подшипники и т.д. Расходник же.
А что?! Не прикопаешся.Следи за исправностью.Сам виноват!

Езжу далеко и как правило в жаркий климат, и это для меня важно.ВрЕзал в отводной шланг с корпуса термостата тройничек и воткнул советский манометр с пределом 4атм. Всегда открывая капот вижу какое давление в СО и если при нажатии(жмакании) на верхний шланг оно падает раньше чем при 1.1атм, то ставлю запасную пробку. Как понять пробуя просто руками что шланги излишне тверды? Никак. Только манометром.Ибо у всех понятие «тугости» разное. Заметил что «уставшая» пробка отлежавшись снова работает исправно через годик.Почему?-ХЗ. Кстати просто снять/поставить эту же пробку не катит.Ей «отдохнуть» надо.Год трудится сменная пробка, потом устает и я ставлю предидущую, отдохнувшую.И она так же с год робит как надо.Думаю это зависит от усталости пружины пробки, от работы в температуре и просадки ее заводской термообработки при навивке.
Потому и вожу с собой вторую проверенную пробку. А так как вдали от цивилизации эти крышки/пробки имеют способность теряться, то еще и креплю их на цЭпочках с карабинчиками. Еще армия приучила-«Закрепляй все! Ибо все что можно пролюбить-будет пролюблено!» =))) и маслозаливная пробка(деталь 710 =))тоже на цЭпочке. Терял еще на Мерсе, носком заткнув с отпуска вернулся. Наука…

Все что может

Всем Мир и надежной СО в жару!
ПыСы: не ругайте ежели че не так. Поправляйте.=)
На то и обсуждения наши-что бы подсказывать друг другу.
С Днем Великой Победы! Мой отец начал Войну в 1941, истребителем, а закончил уже после ранения, бомбардировщиком в 1946 году в Харбине.После разгрома Квантунской армии.Его Война длилась 5 лет! Вечная Память Воинам!

Источник