При каком объемном соотношении метана и хлора основным продуктом реакции является

как происходит и где используется процесс, механизмы хлорирования

Что такое метан

Метан в переводе с латинского обозначает «болотный газ». В обычных условиях это бесцветный газ без запаха, в два раза легче воздуха, малорастворим в воде, для человека не ядовит, хотя обладает небольшим наркотическим действием. Относится к простейшим предельным углеводородам.

Является третьим по значимости парниковым газом, его вклад в парниковый эффект оценивается специалистами в 4–9 %. Химическая формула — (CH_{4}).

Применение метана: используется в качестве топлива как в промышленности, так и в быту. В случае использования в быту его специально одорируют, т. е. добавляют запах, с помощью тиолов, чтобы можно было почувствовать утечку. В промышленности для отслеживания утечек используют датчики.

Для человека является опасным не избыток метана в помещении, а недостаток кислорода. При 20–30 % содержания метана в воздухе человек испытывает одышку, а более высокая концентрация метана вызывает симптомы, характерные для горной болезни.

При накоплении в закрытом помещении в концентрации от 4,4 до 17 % взрывоопасен. Класс опасности метана — четвертый.

Формула и молекула метана:

Формула метана

Источник: химия.ру

Химические свойства метана

Метан довольно устойчив к химическим реакциям, как первый член гомологического ряда алканов (насыщенных углеводородов).
Доступные ему химические реакции разнообразны.

Горение — метан горит голубоватым пламенем с образованием углекислого газа и воды, реакция имеет необратимый характер:

(CH_{4} + 2O_{2} → СO_{2}↑ + 2Н_{2}O)

Замещение — реакция с галогенами, такими как хлор или бром:

(CH_{4} + Cl_{2} → CH_{3}Cl + НСl)

(CH_{4} + Br_{2} → CH_{3}Br + НBr)

Разложение бывает двух типов:

  1. Полное: (СН_{4} → С + 2H_{2}.)
  2. Неполное: (2СН_{4} → С_{2}Н_{2} + 3Н_{2}.)

Реакция с кислотами:

(2CH_{4} + Н_{2}SО_{4} → СН_{3}SО_{3}Н + Н_{2}О)

Окисление:

  1. Полное: (2СН_{4} + 3O_{2} → 2CO + 4Н_{2}O.)
  2. Неполное: (СН_{4} + О_{2} → С + 2Н_{2}O.)

Также у метана присутствует каталитическое окисление, т. е. происходящее в присутствии катализатора. При этом можно получить разный конечный результат, зависящий от количества молей веществ:

  1. Спирты: (2СН_{4} + O_{2} → 2СO_{3}OН.)
  2. Альдегиды: (СН_{4} + O_{2} → НСОН + Н_{2}O.)
  3. Карбоновые кислоты: (2СН_{4} + 3O_{2} → 2НСОOН + 2Н_{2}O.)

Нитрирование метана или реакция Коновалова с образованием нитросоединений:

(CH_{4} + НNО_{3} → СН_{3}NO_{2} + H_{2}O)

Дегидрирование, т. е. разложение метана с образованием ацетилена:

(2CН_{4} → C_{2}H_{2} + 3Н_{2})

Особенности хлорирования метана

Характерное свойство алканов — вступать в реакцию с таким представителем группы галогенов, как хлор. Метан не является исключением.
В хлорировании метана есть свои особенности:

  • для распада хлорной молекулы на атомы используют ультрафиолет;
  • в процессе хлорирования метана выделяется теплота в количестве 108,8 кДж/моль;
  • хлорирование алканов происходит при рассеянном свете, потому что при прямом освещении возможен взрыв;
  • хлорирование метана происходит либо с подогревом до 200 градусов Цельсия, либо при ультрафиолетовом свете.

В ходе реакции хлорирования происходит замещение в формуле алканов атомов водорода атомами хлора. В результате получаются хлорпроизводные насыщенные углеводороды. В зависимости от мольного соотношения хлора и метана получают:

  • при реакции 2 молей хлора с 1 молем метана — в основном хлористый метил, хлористый метилен и хлороформ;
  • при соотношении хлор/метан два к четырем главными продуктами являются хлороформ и четыреххлористый углерод.

Где используется процесс

Хлорпроизводные насыщенные углероды, получаемые в процессе хлорирования метана, используются в различных сферах человеческой деятельности.
Прежде всего продукты хлорирования метана являются хорошими растворителями. Пример такого растворителя — (CH_{2}Cl_{2}), дихлорметан.

Хлористый метил применяют при производстве метилцеллюлозы, в качестве хладагента для холодильных установок. Также он используется как производное для получения пластмасс и каучуков.

Тетрахлорметан (CСl_{4}) применяется для тушения пожаров. Хлороформ (CHCl_{3}) — в медицине в качестве анестетика.

Радикальный механизм хлорирования метана

Механизм радикально-цепного типа (S_{R}) способствует осуществлению реакции хлорирования метана с участием в ней инициаторов, способствующих образованию радикалов, при нагреве и облучении светом.
Процесс состоит из трех этапов:

  • инициирование цепи — под воздействием света или тепла молекула хлора возбуждается и распадается на два атома (радикала);
  • рост цепи — радикал хлора при столкновении с молекулой метана замещает один атом водорода;
  • обрыв цепи — атом водорода соединяется с атомом хлора, отщепляя его от молекулы хлора.

Потом цикл повторяется.

Процесс наглядно показан на нижеприведенной схеме:

Хлорирование метана

Источник: ппт-онлайн.орг

Закономерности радикального хлорирования метана

Процесс радикального хлорирования метана имеет характерные закономерности:

  • взаимодействие атомов хлора и водорода будет происходить, только если их свободная энергия равна энергии активации;
  • возникновение дополнительной активационной энергии происходит из-за нагревания или светового облучения;
  • хлорирование метана при температуре 200 градусов Цельсия — это плохо управляемый химический процесс, который идет и после образования хлористого метила (СН_{3}Сl).

Ионный механизм хлорирования метана

Если хлорирование метана будет протекать в кислой среде в присутствии катализаторов (кислот Льюиса (SbF_{5}, AlCl_{3})), то хлорирование пойдет по ионному механизму. Без катализаторов такой механизм практически не осуществляется, потому что для процесса необходимо много энергии.

Катализатор запускает гетеролитический распад молекул хлора, что сопровождается образованием ионной комплексной пары ([AlCl_{4}]^{-} Cl^{+}), так как алюминий нуждается в электронах из-за соединения с отрицательно заряженными атомами хлора.

Из-за этого же атом алюминия отрывает от атома хлора два электрона, что приводит к образованию катиона хлора, который впоследствии гетеролитично разрывает связь (С—Н). В результате получается метильный карбокатион. При взаимодействии с хлорной молекулой он образует хлористый метил и катион хлора, который начинает взаимодействие со следующей молекулой.

Поскольку для распада хлорных молекул необходима энергия, то реакция хлорирования метана в присутствии катализатора сопровождается нагревом смеси.

Источник

Зачетный материал по химии

Зачетный материал по химии за курс

10-11 классов

(базовый уровень)

Учитель: Мамунц Светлана Самвеловна

Саратов -2015

Пояснительная записка.

I. Зачетный материал составлен на основании:

  1. Федерального компонента государственного стандарта по
    среднему(полному) общему образованию по химии, одобренного
    решением коллегии Минобразования России и утвержденного
    приказом Минобразования России «Об утверждении
    федерального компонента государственных стандартов от 5
    марта 2004 года №1089;

  1. Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных
    учреждений (базовый уровень)/О. С. Габриелян. — М. Дрофа.
    2006./, адаптированной с учетом системы обучения химии в классах с заочной формой обучения.
    Учебно-методического комплекта:Габриелян О. С. Химия. 10 класс. Базовый уровень.-М.: Дрофа,2005

  2. Габриелян О. С. Химия. 11 класс. Базовый уровень.- М .: Дрофа,
    2007

  3. Габриелян О. С., Яшукова А. В. Химия. 10 класс. Базовый
    уровень. Методическое пособие.-М.: дрофа, 2006

  4. Габриелян О. С., Маскаев Ф. Н. и д. р Химия . 10 класс. М.
    :Дрофа,2005

  5. Габриелян О. С., Лысова Г. Г-М.: Дрофа, 2005

  6. Габриелян О. С. Настольная книга учителя, химия. 11 класс. В
    двух частях. Часть I, II. —

Читайте также:  В каких продуктах нет халестерина

М.: Дрофа, 2003

  1. Дроздов А. А. поурочное планирование по химии .10 класс: к
    учебнику О. С. Габриеляна «Химия 10 класс» / А. А. Дроздов-М:
    издательство «Экзамен» 2006 (серия «УМК»)

  2. ЕГЭ-20010: Контрольные измерительные материалы: химия. /А. А.
    Каверина, Д.Ю. Добротин, и др. Министерство образования РФ. —
    М.: Просвещение, 20010

  3. Самое полное издание реальных заданий ЕГЭ:20010. Химия/ авт.-
    сост. А. С. Корощенко, М. Г. Снастина.-М.: АСТ: Астрель, 20010.-( (Федеральный институт педагогических измерений).

  4. ЕГЭ-20010.Химия.Тематические тренировочные задания(И,А,С околова-М.: эксмо,2009.

  5. ЕГЭ-20010.Химия.Тренировочные задания.(П,А,Оржековский, Н,Н,Богданова и др.-М.:Эксмо,200910.

  6. Х омченко И.Г, Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. — М.: «Издательство Новая Волна»,1997.

  7. ХомченкоГ.П . Задачи по химии для поступающих в вузы:Учебное пособие.- -М.:Высш.шк., .
    Структура зачётного материала.

Количество зачётов:

10 класс — 5;

11 класс-5;

Класс

Зачёты

Тема зачёта

Форма проведения зачёта

10

1

Строение и классификация органических соединений.

  1. Собеседование.

  2. Сообщение.

  3. Тест.

  4. Решение задач и выполнение упражнений.

  5. Тест по теме «Строение и классификация органических соединений».

  6. Контрольная работа.

10

2

Углеводороды.

1.Собеседование.

2. Сообщение.

3.Тесты.

4. Контрольная работа.

10

3

Спирты, фенолы, альдегиды.

1.Собеседование.

2. Сообщение.

3.Тесты

4. Контрольная работа.

10

4

Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы и азотосодержащие

органические соединения.

1.Собеседование.

2. Сообщение.

3.Тесты.

4. Итоговое контрольное тестирование .

10

5

Химический практикум.

Практические работы.

Класс

Зачёты

Тема зачёта

Форма проведения зачёта

11

1

Периодический закон и периодическая система химических элементов

Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома.

1.Собеседование.

2.Доклад или сообщение.

3.Тест.

4.Контрольная работа.

11

2

Строение вещества.

1.Собеседование.

2. Сообщение.

3.Тест.

4.Контрольная работа.

11

3

Химические реакции.

1.Собеседование.

2.Доклад или сообщение.

3.Тест.

4.Контрольная работа.

11

4

Вещества и их свойства.

1.Собеседование.

2. Решение задач и выполнение упражнений.

3. Тест.

4.Контрольная работа.

5.Итоговое тестирование.

11

5

Химический практикум.

Практические работы

( №1 , №2)

III. График проведения зачётов.

Класс

Зачёт № 1

Зачёт №2

Зачёт №3.

Зачёт №4.

Зачёт №5

10

11

IV. В ходе зачётов учащиеся должны показать следующие

а) знания:

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль. Молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет. Функциональная группа, изомерия, гомология;

  • основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянство состава, периодический закон;

  • основные теории химии: химические связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;

  • важнейшие вещества и материалы: металлы и их сплавы; серная, соляная, азотная, ортофосфорная и уксусная кислоты; щелочи и аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, углеводы, белки, волокна, каучуки, пластмассы;

б )умения:

  • называть изученные вещества по « тривиальной» или международной номенклатуре;

  • определять : валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд ионов, характер среды в водных растворах неорганичеких соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

  • характеризовать: элементы по их положению в ПСХЭ ; общие химические свойства металлов и неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений

  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи, зависимости скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;

в) навыки:

  • правильного составления формул веществ и уравнений химических реакций, четкого и правильного проведения всех математических операций в процессе решения расчетных задач;

  • химически грамотно составлять уравнения реакций ионного обмена в молекулярной, полной и сокращенной ионной формах и правильно разбирать окислительно-восстановительные реакции (ОВР) -расставлять коэффициенты в уравнениях ОВР методом электронного баланса и указать окислители и восстановители.

  • V Итоговая зачетная оценка по зачетам №1-№4 (10 класс), и №1-№ 4 (11 класс) складывается из оценок знаний теоретического материала, тестирований и контрольных работ. Определяющей приоритетной оценкой является оценка за контрольную работу. Зачетная оценка по зачету №3 в 10 классе и зачету №5 в 11 классе выставляется с учетом оценок за практические работы.

10класс.

Зачет № 2 по теме: «Углеводороды»

I. Собеседование.

1. Дайте характеристику гомологического ряда а) алканов; б)алкенов; в) алкинов; г) алкодиенов; д)аренов согласно плану:

  1. определение; 2. общая формула; 3. Родовой суффикс; 4.виды
    изомерии; 5. номенклатура; 6. характерные реакции

  2. Дайте сравнительную характеристику

а) этану и этену; б) этану и ацителену; в) этену и арену

3. Какие виды изомерии характерны для УВ состава С 4Н 8 ?
Напишите формулы всех возможных изомеров.

4.Какие типы гибридизации электронных орбиталей атома углерода характерны алканам, алкенам, алкинам и аренам.? Дать обоснованный ответ

5. Какое пространственное строение имеют гомологические ряды углеводородов? (Алканы, алкены, алкины, арены)

II. Сообщение или презентация по теме «Природные источники УВ».

III.Тесты по темам: «Алканы», «Алкены», «Алкины»,
«Алкадиены»(задания прилагаются).

Итоговое тестирование по теме «Углеводороды»- с целью подготовки к ЕГЭ (задания прилагаются)

Читайте также:  Какие продукты питания выгоднее всего продавать

IV. Контрольная работа №2 по теме «Углеводороды» (задания
прилагаются)

10 класс.Тест к зачёту №2 по теме:

« Углеводороды».

Алканы.

І вариант.

  1. В какие реакции не вступает метан?

а) изомеризации;

б) присоединения;

в) замещения;

г) горения;

д) правильного ответа нет.

  1. Какие условия необходимы для начала реакции между метаном и хлором?

а) охлаждение;

б) нагревание;

в) освещение;

г) применение катализатора;

д) правильного ответа нет.

3. При каком объемном соотношении метана и хлора основным продуктом реакции является хлороформ?

а) 1 : 1;

б) 1 : 2;

в) 1 : 3;

г) 1 : 4;

д) правильного ответа нет.

4 . Вычислите объем водорода, образующегося при дегидрировании 1 л этана с образованием этилена.

а) 1 л;

6)2 л;

в) 3 л;

г) 6 л;

д) правильного ответа нет.

5* Какое вещество будет конечным продуктом приведенной цепочки

превращений?

С 2 Н6 …. ?

а) дихлорэтан;

б) изобутан;

в) н-бутан;

г) этан;

д) правильного ответа нет.

10 класс.Тест к зачёту №2 по теме:

« Углеводороды».

Алканы.

ІI вариант.

  1. В какие реакции не вступает бутан?

а) дегидрирования;

б) изомеризации;
в) присоединения;

г) обмена со щелочами;

д) правильного ответа нет.

  1. Какие условия необходимы для начала реакции между этаном и хлором?

а) охлаждение;

б) нагревание;

в) освещение;

г) применение катализатора;

д) правильного ответа нет.

  1. При каком объемном соотношении метана и хлора основным продуктом
    реакции является дихлорметан?

а) 26: 1;

б) 1 : 2;

в) 1 : 1;

г) 1 : 4;

д) правильного ответа нет.

  1. При дегидрировании пропана образовалось 0,4 л водорода Вычислите
    объем вступившего в реакцию пропана (единственным продуктом реакции
    является пропилен).

а) 1 л;

б) 2 л;
в)3 л;

г) 6 л;

д) правильного ответа нет.

5 ☼. Какое вещество будет конечным продуктом приведенной цепочки
превращений?

С Н4….….….

а) бромбутан;

б) н-бутан;

в) дибромэтан;

г) изобутан;

д) правильного ответа нет.

10 класс.Тест к зачёту №2 по теме:

« Углеводороды».

Химические свойства, получение и применение алкенов.

І вариант.

  1. Какое из перечисленных веществ не будет реагировать с этеном ?

а) хлор;

б) азот;

в) водород;

г) вода;

д) правильного ответа нет.

  1. Какие реакции обусловлены наличием в алкенах -связи ?

а) замещения;

б) разложения;

в) присоединения;

г) обмена;

д) правильного ответа нет.

3.* Какое вещество образуется в результате реакции 2-метилбутена-2 с хлороводородом ?

а)СНз ─ СН ─ СН2 – СН 2 СL;

СН з

б)СL

СНз С = С СНз;

СНз

в)СНз─СН─СН─СНз;

│ │

СНз СL

г)СНз

СНз-С-СН2-СНз ;

СL

д) правильного ответа нет.

4 Каким из указанных способов нельзя получить пропен ?

а) гидрированием пропана

б) дегидрированием пропана

в) дегидатацией пропилового спирта;

г) дегидрогалогенированием хлорпропана;

д) правильного ответа нет.

4. Этилен не используют :

а) для получения этилового спирта;

б) для получения пластмасс;

в) в качестве горючего;

г) для получения 1,2-дихлорэтана;

д) правильного ответа нет.

10 класс.Тест к зачёту №2 по теме:

« Углеводороды».

Химические свойства, получение и применение алкенов.

ІI вариант.

1. Какое из перечисленных веществ не взаимодействует с пропеном ?

а) оксид углерода ( 4 );

б) хлороводород;

в) раствор перманганата калия;

г) фтор;

д) такого вещества нет.

2. Каким образом можно отличить пентен от пентана ?

а) по продуктам разложения;

б) по продуктам горения;

в) при помощи гидроксида меди ( 2 );

г) по действию бромной воды;

д) правильного ответа нет.

3. Вещество с приведённой формулой СНз

СНз — С — СН2 – СНз

Вr

образовалось в реакции присоединения между :

а)СН2 СН ─ СН ─ СНз и НВr;

СНз

б)СН2 С─ СН2 ─ СН з и Вr2;

СНз

в)СНз СН СНз СНз и Вr2;

СНз

г)СНз─СН С─ СНз и НВr;

СНз

д) правильного ответа нет.

4. Какой из перечисленных способов нельзя использовать для получения алкенов ?

а) дегидратация спиртов;

б) полимеризация;

в) изомеризация алканов;

г) дегидрирование алканов;

д) правильного ответа нет.

5.Летучая, трудно воспламеняющаяся жидкость; хорошо растворяет многиеорганические вещества, используется в сельском хозяйстве для обеззараживания хранилищ . О каком веществе идёт речь ?

а) этан б)этен в) бромэтан г)1,2-дихлорэтан д) правильного ответа нет

10 класс. Тест к зачёту №2 по теме:

« Углеводороды».

Алкадиены и алкины.

І вариант.

1.Гомологическому ряду алкадиенов соответствует общая формула:

а) СпН2n;

б) СпН2п+2;

в) СпН2 п -2;

г) СпН2п;

д) правильного ответа нет.

2 .В какой из представленных групп все вещества взаимодействуют с
перманганатом калия ?

а) метан, этан, ацетилен;

б) прпен, хлорвинил, бутадиен- 1,3;

в) бутин, бутен, циклобутан;

г) гексен, этин, хлорметан;

д) правильного ответа нет.

3. Какое из перечисленных веществ не является изомером бутина- 1 ?

а) бутадиен- 1,3;

б) циклобутен;

в) циклобутан;

г) бутин-2;
д)правильного ответа нет.

4.* Какое вещество является конечным продуктом цепочки превращений ?

С …..…. …..?

а)полиэтилен;

б) хлоропреновый каучук;

в) 1,1,2-трихлорэтан;

г) поливинилхлорид;

д) правильного ответа нет.

5. Какой способ не используют для получения ацетилена ?

а) гидролиз карбида кальция;

б) крекинг метана;

в) соединение угля с водородом;

г) разложение бутана;
д) правильного ответа нет.

10 класс.Тест к зачёту №2 по теме:

« Углеводороды».

Алкадиены и алкины.

ІI вариант.

1. Гомологическому ряду алкадиенов соответствует общая формула:

а) Сп Н2 п -2;

б)Сп2п;

в) С2nНn-2 ;

г)СnН2n+2;

д) правильного ответа нет.

2. С помощью бромной воды можно отличить :

а) этин от этена;

б) этан от метана;

в) ацетилен от дивинила;

г) гексен от циклогексана;

д) правильного ответа нет.

3. Какое из перечисленных веществ не является изомером гексадиена-1,3 ?

а) циклогексен;

б) 1,2-диметилциклобутан;

в) 3,3-диметилбутин-1;

г) гексадиен-1,4;

д) правильного ответа нет.

4.* Какое вещество является конечным продуктом цепочки превращений ?

С2Н6 …. …… ….. ….

hν -2Н2

а) 1,2-дибромэтен;

б) 1,4-дибромбутан;

в) 1,4-дибромбутен-2;

г) 3,4-дибромбутен-1;

д) правильного ответа нет.

5 Ацетилен не используют:

а )как растворитель для чистки одежды;

б) для получения уксусной кислоты;

в) для получения поливинилхлорида;

г) как горючее для газовой сварки;

д) правильного ответа нет.

Читайте также:  Какие продукты как быстро усваиваются

10 класс.Тест к зачёту №2 по теме:

« Углеводороды».

Ароматические углеводороды (арены).

I вариант.

1.В молекуле бензола атомы углерода связаны:

а) тремя простыми и тремя двойными связями;

б) шестью σ -связями;

в) шестью σ -связями и шестью π- связями;

г) шестью σ -связями и единой системой из шести
π- электронов;

д) правильного ответа нет.

2.Сколько существует изомерных диметилбензолов ?

а) 4;

б) 3;

в) 2;

г) 1;

д) правильного ответа нет.

3.Бензол, как и предельные углеводороды, вступает в реакции :

а) гидрирования;

б) изомеризации4

в) замещения водорода на галоген;

г) присоединения галогена;

д) правильного ответа нет.

4.Как можно отличить толуол от бензола ?

а) по цвету пламени;

б) по растворимости в воде;

в) по действию бромной воды;

г) по действию раствора перманганата калия;

д) правильного ответа нет.

5.*Какое вещество является конечным продуктом цепочки превращений ?

СН 4

а) 1,2-дихлорэтан;

б) хлорбензол;

в) гексахлорциклогексан (гексахлоран);

г) гексахлорбензол;

д) правильного ответа нет.

10 класс.Тест к зачёту №2 по теме:

« Углеводороды».

Ароматические углеводороды (арены).

II вариант.

1.Электронные облака атомов углерода в бензольном кольце :

а)sр-гибридизованы;

б) sр2-гибридизованы;

в) sр3-гибридизованы;

г) не гибридизованы;

д) правильного ответа нет.

2. Сколько существует изомерных триметилбензолов?

а) 4;

б) 3;

в) 2;

г) 1;

д) правильного ответа нет.

3. Бензол, как и непредельные углеводороды, вступает в реакции :

а) полимеризации;

б) гидрогалогенирования;

в) окисления раствором перманганата калия;

г) гидрирования;

д) правильного ответа нет.

4. В какой из перечисленных реакций образуется бромбензол 9

а)С6 Н6 + Вr2 ;

б) С6Н6 + Вr2 ;

в) С6Н12 + Вr2 ;

г) С 7Н8 + Вr2 ;

д) правильного ответа нет

5 * Какое вещество является конечным продуктом цепочки превращений?

2,6-дихлоргексан……?

а) бромбензол;

б) 2,4,6-трибромбензол;

в) 2-бромтолуол;
г)2,4,6-трибромтолуол;

д) правильного ответа нет.

10 класс. Итоговое тестирование по теме:

« Углеводороды».

Задания уровня А

А1. Какое из перечисленных веществ имеет геометрические (цис-транс-) изомеры?

а) бутадиен-1, 3;

б) бутен-1;

в) метан;

г) пентен-2.

А2.Какие из веществ, формулы которых приведены, принадлежат гомологическому ряду алкенов?

а) С10 Н 22;

б) С23 Н 46;

в) С 18 Н 34;

г) С12 Н24 Сl2;

д) С3 Н 6 .

А 3. Какие из веществ, формулы которых приведены, принадлежат гомологическому ряду алканов?

а) С10 Н22 ;

б) С23Н46;

в) С18Н 38;

г) С10Н 24 О;

д) С5 Н10.

А 4. В какой гибридизации находится третий атом углерода в 2-метилбутене-1?

а) ;

б) ;

в) ;

г) нет гибридизации.

А 5. В какой гибридизации находится второй атом углерода в

гептене-2?

а) sр3 ;

б) sр2;

в) sр;

г) нет гибридизации.

А 6. В какой гибридизации находится второй атом углерода в бутадиене-1, 3?

а) sр3 ;

б) sр2;

в) sр;

г) нет гибридизации.

А 7. И бензол, и ацетилен реагируют:

а) с бромной водой;

б) с бромом;

в) с водородом;

г) с раствором К Мn О 4.

А 8. И пропан, и бутадиен-1, 3 реагируют:

а) с бромной водой;

б) с бромом;

в) с водородом;

г) с раствором КМnО 4.

А 9. С какими веществами, формулы которых перечислены, реагирует бутилен, но не реагирует бутан?

а) Сl2;

б) НВr;

в)КМnО4;

г) Н2О.

А 10. При взаимодействии какого из веществ с водой в присутствии солей ртути образуется альдегид?

а) этан;

б) этилен;

в) ацетилен;

г) метилацетилен.

А 11. Бензол не реагирует:

а) с бромом;

б) с бромной кислотой;

в) с хлороводородом;

г) с азотной кислотой.

А 12. Ацетилен образуется:

а) при гидролизе карбида кальция;

б) при гидрировании этилена;

в) при дегидрировании этилена;

г) при гидратации пропилена.

Задания уровня В

В1.Запишите пропущенное слово в нужном по смыслу падеже: «Для молекул алканов характерна___________________связь».

В2.Установите соответствие между названием соединения и видом (ами) гибридизации,представленным(и) в молекуле.

1)пропин А)SР3

2)пропен Б)SР3 и SР

3)пропан Г)SР3 и SР2

4)2-метилбутадиен-1,3

1

2

3

4

В3.Массовая доля углерода в углеводороде равна 92% .Относительная плотность паров этого вещества по водороду равна 39.Определите молекулярную формулу этого вещества. В ответе запишите название вещества .

В4.Для ацетилена , как и для этилена , характерна способность к реакциям …

Задания уровня С

С1.углеводород состава С6 Н12 обесцвечивает раствор брома ,при гидратации образует третичный спирт, а при окислении концентрированным раствором перманганата калия превращается в ацетон и пропановую кислоту.Определите строение углеводорода и приведите уравнения происходящих реакций.

КОН (спирт) +Н2 О,Н+

С2.Дана схема превращений: СН3─ СН2 ─ СН 2СI_______________→ А____________ →В

Назовите вещества А и В. Напишите уравнения реакций, соответствующих схеме, укажите условия их протекания.Назовите вещество,которое получается при окислении вещества В.

10 класс. Контрольная работа №2 по теме:

« Углеводороды».

I вариант.

  1. Дано вещество состава С6Н12 — гексен. Напишите возможные его
    изомеры, назовите их.

СН3

  1. Дано вещество: │

СН―СН= СН―СН―С―СН3

│ │

СН3 СН3

Запишите формулы двух его гомологов и двух изомеров, назовите их.

3. Осуществите превращения:

С2Н2→ С2Н4→ С2Н6 → С2Н5Сl → С4Н10→ СО2

4. Органическое вещество содержит 83,3 % углерода и 16,7 % водорода. Относительная плотность паров этого вещества по водороду равна 36. Определите формулу этого вещества.

10 класс. Контрольная работа №2 по теме:

« Углеводороды».

IIвариант.

  1. Дано вещество состава С6Н10— гексин. Напишите возможные его
    изомеры, назовите их.

  2. Дано Вещество:

СН2= СН- С= СН—СН3

СН3

3. Осуществите превращения:

С→СН4→СН3Сl→С2Н6 →С2Н4→СО2

4. В углеводороде массовая доля углерода составляет 84 %. Относительная плотность паров углерода по воздуху равна 3,45. Определите молекулярную формулу углеводорода.

Источник