При каком давлении красят акрилом
Содержание статьи
При каком давлении красить акрилом
as1209 › Блог › Как выбрать краскопульт для покраски авто
Регулятор подачи воздуха для точной настройки давления на выходе.
Регулятор формы факела. Позволяет непосредственно во время работы подобрать оптимальную форму распыла.
Регулятор хода иглы (открытия форсунки), отвечающий за количество и подачу материала.
Все современные предлагаемые на продажу краскопульты подразделяются по следующим системам распыления:
HP (High Pressure) — высокое давление.
HVLP (High Volume Low Pressure) — высокий объем, низкое давление.
LVLP (Low Volume Low Pressure) — низкий объём, низкое давление.
LVMP (Low Volume Middle Pressure) — низкий объем среднее давление.
RP (Reduced Pressure) — пониженное давление.
MP (Middle Pressure) — среднее давление.
HTE (High Transfer Efficiency) — Высокая эффективность передачи.
Ниже, более подробно рассмотрим системы переноса краски, наиболее часто применяемые малярами для гаражной и вообще ремонтной окраски автомобилей.
Краскопульты системы HP
Пожалуй, занимают первое место среди гаражных маляров и это уже ставшая классической, система распыления краски. Краскопульты этой системы распыляют материал при большом давлении на выходе распыляющей головки составляющим порядка 1,2 — 1,5 атм.
Рекомендуемое давление на входе такого краскопульта имеет широкий диапазон и составляет 2.5 — 5 атм. Расход воздуха при работе с такими краскораспылителями можно считать достаточно низким от 100 до 300 литров в минуту.
Широкий факел, вследствие чего достигается равномерное нанесение материала (краски, лака).
Большая скорость нанесения покрасочного материала.
Недостатки HP.
К недостаткам можно отнести низкий процент переноса краски, примерно до 45%, т.е. 55% купленной вами краски-лака просто улетает в воздух рикошетом от поверхности, превращаясь в туман и оседая, окрашивают все вокруг.
Также, благодаря высокому давлению создаются завихрения в воздухе, что приводит к высокой замусоренности окрашиваемой поверхности, что в дальнейшем ведёт к неизбежной шлифовке и полировке поверхности после окрашивания.
Краскопульты системы HVLP
Были придуманы конструкторами в 80-х годах прошлого столетия в угоду защиты окружающей среды. Их конструкция устроена так, что благодаря специальному строению воздушных каналов пистолета распыление краски происходит при низком давлении на выходе (примерно 0,7атм) и достаточно высоком давлении на входе 2,5-3атм. За счет такой конструкции распылителя разработчики добились высочайшего переноса материала, свыше 70%. (Официальное требование к производителям такого оборудования — перенос материала не менее 65%) И как можно понять, всего 35-20% краски улетает в воздух, соответственно, это система распыления является не только экономичной, но и более экологичной.
Такая экономия достигается тем, что на выходе из сопла капли краски имеют очень невысокую скорость, соответственно и меньший рикошет и меньшее образование тумана. Поэтому, наносить материал таким краскопультом следует достаточно близко от окрашиваемой поверхности, примерно 12 — 15см.
Высокая экономия материалов.
Практически отсутствие опыла.
Нет завихрений — нет мусора.
Недостатки HVLP.
Высокое потребление сжатого воздуха, от 360 и выше литров в минуту, следовательно, нужен мощный компрессор с большой производительностью.
Увеличенный диаметр воздухопровода.
Установка дополнительных фильтров очистки воздуха от влаги и масла, так как компрессор работает, что называется «на всю катушку» перегоняя массу воздуха.
От маляра требуется высокий профессионализм. Чуть задержал руку при проводке, и подтеки тебе гарантированы. Из-за близкого расстояния краскопульта до окрашиваемой поверхности, неудобно красить далеко расположенные места, к которым трудно дотянуться.
Краскопульты системы LVLP
Достаточно свежая разработка и является неким компромиссом между HVLP и HP. Конструкторы постарались убрать недостатки присущие вышеуказанным системам распыления, поэтому LVLP является на сегодня наиболее перспективной. Имея на выходе давление 0.7-1.2 атм, а на входе около 1.5-2.0 атм, получаем высокий перенос краски от 65% при относительно небольшой прожорливости сжатого воздуха 150-350 литров. Увеличение расстояния от пистолета до поверхности, при нанесении краски-лака по сравнению с HVLP на 5-10 см, позволяет проще окрашивать труднодоступные места.
Низкое потребление воздуха.
Высокий перенос материалов на окрашиваемую поверхность.
Низкая чувствительность к перепадам давления.
Недостатки LVLP.
Пока не обнаружены.
Остальные системы распыления (LVMP, RP, MP, HTE и другие) являются симбиозом вышеперечисленных, не имеют особых конструктивных особенностей и отличаются только оригинальным названием, данным им производителем, поэтому углубляться в их изучение, пожалуй, нет смысла.
Рассмотрим основные критерии выбора системы распыления для наших требований по работе в гараже
Как видно из информации приведенной выше, наиболее подходящими под требования гаражного ремонта подпадают краскораспылители с системой передачи материала LVLP. Но вместе с тем, есть еще немало нюансов влияющих на выбор. Это и производитель и стоимость, и конечно компрессор, с которым будет работать ваш краскопульт.
Связь компрессор — краскопульт.
Если у вас уже есть компрессор, то краскопульт подбирайте под его производительность. Если он вырабатывает 260 литров, то система HVLP ему будет явно не по зубам.
Подбирайте малярный пистолет таким образом, чтобы его потребность в сжатом воздухе была ниже производительности компрессора.
Является ли покраска автомобилей вашим основным делом?
Если нет и вы красите всего пару деталей в год, то и пульвер за 3-4 сотни баксов вам явно не нужен. В этом случае стоит обратить внимание на китайские краскопульты, и среди них попадаются экземпляры достойные внимания за очень небольшие деньги около 100$. Правда тут высока вероятность нарваться на полный отстой. И учтите — китайцы любят завышать или занижать, где нужно технические параметры на свои изделия.
Теперь по поводу размера дюзы (она же форсунка, сопло)
Чем меньше зерно распыляемого материала, тем меньше должен быть диаметр дюзы у краскораспылителя.
Так для базовых покрытий типа металлик подойдет — 1.2 — 1.3 мм.
Для лака и акриловых красок — 1.4 — 1.5 мм.
Для акриловых 2К грунтов наиболее предпочтительней будет дюза — 1.5 — 1.7 мм.
Для нанесения жидкой шпатлевки — 1.7 — 2.0 мм иногда и больше, смотреть в техничках производителей ремонтных и окрасочных материалов.
Если вы только собираетесь заняться покраской, то рекомендую для начала приобрести краскопульт с дюзой 1.4 мм. Этого будет достаточно, на первое время и его можно будет использовать как универсальный. В том числе и для грунтовочных работ, немного добавляя в грунт растворителя сверх нормы, для более жидкой консистенции.
Некоторые производители выпускают и продают сменные комплекты дюз и запирающих игл с широкой линейкой диаметров, делающие краскопульт универсальным. Поэтому, выбирая себе краскораспылитель, поинтересуйтесь этим моментом.
Делаем выводы
Теперь, вооружившись теорией и сделав для себя нужные выводы можно смело идти к продавцам краскопультов, мучить их всякими вопросами и не бояться, что они начнут вас грузить мудреными терминами из жизни краскораспылителей — ведь вы уже в курсе.
Несомненно, если вы собираетесь заняться покраской автомобилей профессионально, то со временем у вас наберется несколько видов краскораспылителей, а может даже и больше десятка. Каждый будет, скажем так — заточен под необходимую работу, будь то покраска, лаком или базой, грунтование или нанесение жидкой шпатлевки. Но свой путь к профессиональному покрасочному оборудованию надо начинать с первого шага, так пусть этот шаг будет правильным и ваши средства, потраченные на приобретение первого краскопульта, не будут выброшены на ветер.
Источник
Каким типом краскопульта лучше наносить акриловую автоэмаль?
Распылители акриловых красок сегодня представлены на рынке в огромном количестве, чтобы каждый желающий мог выбрать для себя наиболее подходящий инструмент. Главным отличительным свойством таких приборов является использование сжатого воздуха, под давлением которого материал распределяется по поверхности. Всем известно, что краскораспылитель используется практически повсеместно при обработке поверхностей автомобильных кузовов.
Какой инструмент выбрать?
Материалы, основными компонентами которых являются полиакрилаты, представлены на современном рынке в качестве акриловых красок. После отделки поверхности машины при помощи таких средств кузов приобретает блеск, сравнимый с лаковым покрытием. Поскольку полиакрилатная пленка достаточно твердая и износостойкая, почти всегда использование акриловой краски практикуется в целях экономии. Обработка поверхности всего автомобиля такими материалами представляет собой достаточно трудоемкий процесс, требующий немалых затрат времени.
Сложно найти специальные распылители, разработанные исключительно для акриловых красок. Поэтому при выборе необходимо обращать внимание на технические особенности прибора, позволяющие работать с высокоплотными составами. Обыкновенный краскопульт представляет собой мобильный прибор с нагнетателем, вмонтированным в корпус. Эти устройства отличаются повышенной мощностью и достаточно высоким напором во время подачи краски. Распыление акриловых компонентов осуществляется под высоким давлением. Таким образом исключается возможность закупоривания каналов подачи отделочных материалов крупными частицами краски.
Краскопульт с системой распыления HVLP хорошо подходит для нанесения акриловой краски. Эти приспособления на выходе выдают напор 3-6 бар, что позволяет покрывать корпус машины составами высокой степени вязкости.
Таким образом наносится качественное, ровное покрытие, но расход краски при этом будет большой.
Преимущества распылителей
Можно выделить несколько положительных качеств, которыми обладают краскопульты, предназначенные для покраски авто:
- повышенная экономичность;
- экологичность (путем уменьшения объема окрасочного облака);
- обрабатываемая поверхность всегда остается гладкой, а слой краски распределяется равномерно, благодаря отсутствию выработки различных загрязнений;
- краскораспылитель не потребляет небольшое количество воздуха в процессе распределения.
Использование таких краскораспылителей сэкономит финансовые расходы и время. К тому же краскопульт не загрязняет окружающую среду, что характерно для обыкновенных аэрозольных распылителей в виде баллончиков.
Конкретные модели
SATAjet 4000 B
Краскораспылитель идеально подходит для распыления финишных покрытий с минимальными потерями краски. Использовать устройство можно как для работы с традиционными, так и водорастворимыми лакокрасочными материалами.
- максимальное давление — 2 атм.;
- вес — 491 г;
- расход воздуха — 430 л/мин;
- диаметр сопла — 1,4 мм;
- объем бачка — 600 мл;
- рабочее давление — 2 атм.
Форма факела без особых трудностей настраивается посредством вращения сопла, а удобный пусковой механизм обеспечивает комфортную работу. Хромированный корпус защищает устройство от коррозии.
Abac AB 166 HVLP
Этот краскопульт, как и вышеописанный, оснащен емким бачком в 600 мл, что позволяет не отвлекаться на частую дозаправку. Рукоятка устройства удобная, имеет закругленные края, ее легко удерживать. На корпусе есть крючок для хранения краскораспылителя.
- максимальное давление — 3,5 атм.;
- расход воздуха — 180 л/мин;
- вес — 470 г;
- диаметр сопла — 1, 6 мм;
- рабочее давление — 3, 5 атм.;
- подключение — ¼.
Jonnesway JA-HVLP-1080G
Этот краскопульт хорошо подходит для распыления краски на больших площадях обрабатываемой поверхности. Он совместим со многими ЛКМ, включая акриловые, и положительно отмечен мастерами по покраске авто.
- расход воздуха — 283 л/мин;
- максимальное давление — 3 атм.;
- емкость — 600 мл;
- подключение — ¼;
- вес — 740 г;
- рабочее давление — 3 атм.;
- диаметр сопла — 1, 4 мм.
Эксплуатационный срок пистолета продлевают дюзы из нержавеющей стали, а подача воздуха может быть отрегулирована с помощью вентилей, расположенных внизу и сбоку устройства.
Patriot LV 500 LVLP
Это универсальный инструмент для покраски различных поверхностей — от кузова автомобиля до стен помещения. Для этого краскопульта характерно низкое давление и экономичный расход краски — полезный объем ЛКМ составляет более 70%.
- диаметр сопла — 1, 5 мм;
- вес — 500 г;
- максимальное давление — 1,5 атм.;
- в объем бачка — 500 мл;
- расход воздуха — 175 л/ мин;
- наличии быстросъемный патрон;
- рабочее давление — 1,5 атм.
Подготовительные работы
Для того, чтобы использовать в работе пневматический краскопульт, необходимо следовать приведенным далее инструкциям. В первую очередь нужно выбрать нужные краски и определиться с подходящим растворителем. Обрабатываемую поверхность необходимо подготовить. На все предметы, расположенные рядом с окрашиваемой площадью, надеваются специальные чехлы для защиты, на пол тоже желательно что-нибудь постелить. Важно также обеспечить достаточно хорошую вентиляцию помещения. Если обрабатывать поверхность на улице, следует учитывать, что в ветреную погоду распыляемые материалы могут распространяться на очень большом расстоянии. Чтобы капли краски ничего не испортили, нужно ставить все емкости на защищенную поверхность.
Когда применяется краскораспылитель, рекомендуется использовать перчатки, очки для защиты, маску или респиратор. Вредные испарения не будут проникать в дыхательные пути и краска не будет попадать на руки или в глаза.
Окрашиваемую поверхность необходимо подготовить предварительно. Ржавчину, а также следы коррозии следует очистить, используя шлифовальную машинку или наждачную бумагу, маслянистые пятна, грязь, пыль тоже нужно удалить перед нанесением краски.
Для этого рекомендуется использовать обыкновенный уайт-спирит, после чего окрашиваемую поверхность можно прогрунтовать.
Подготовка компрессора
Необходимо нагнать воздуха в компрессор, чтобы протестировать краскопульт. На корпусе устройства должен быть установлен специальный регулятор, позволяющий выставлять необходимое давление, чтобы предотвратить возможные перепады во время распыления акриловой краски. Необходимо настроить компрессор на 1-1,7 атмосфер. Конкретный показатель будет зависеть от того, какой используется краскораспылитель, поэтому предварительно необходимо ознакомиться с инструкцией, прилагаемой к прибору.
К устройству необходимо присоединить специальную пневматическую муфту и убедиться в качестве соединения. Для обеспечения герметичности можно применять фум-ленту. Такая необходимость может возникать в случае, если краскопульт работает с компрессором при помощи муфты быстрого соединения. После этого в специальный резервуар заливается краска.
Тестирование устройства
Краскопульт необходимо направить в мусорное ведро и нажать на рычаг. Чтобы механизм заполнился жидкостью, почти всегда достаточно нескольких секунд, поэтому сначала из распыляющего устройства будет выходить один воздух. Если этого не произошло, придется разобрать краскопульт, чтобы проверить его на наличие засоров или нарушения герметичности соединения сифонной трубки.
Покраска акрилом
К акриловой краске добавляются отвердители в пропорциях, указанных в инструкции по применению. Это необходимо для доведения материала до нужной степени вязкости. Факел необходимо открывать полностью или на 80 % при минимальном достаточном давлении 3-4 атмосферы. Интенсивность подачи краски выставляется на средний уровень и только после этого может постепенно повышаться, чтобы не возникало подтеков.
Краскораспылитель необходимо использовать справа налево, чтобы при каждой последующей подаче наполовину перекрывался предыдущий покров. Эта технология должна использоваться даже в том случае, если планируется нанесение нескольких слоев. Каждый шар будет ложиться равномерно без возникновения ненужных подтеков. Необходимо осуществлять покраску на расстоянии 20-40 см от автомобиля.
Крупные детали, например, крышу, нужно красить, начиная от себя, продвигаясь к центру, а затем перейти на другую сторону и наносить слои по направлению от середины к себе. На вертикальные элементы отделочный материал наносится по направлению сверху вниз.
Обязательно необходимо определиться с расстоянием, на каком будет удерживаться краскораспылитель. Для этого следует учитывать модель краскопульта, интенсивность подачи, ширину факела. Краску необходимо наносить с достаточно большого расстояния, чтобы не допускать возникновение нежелательных подтеков. Работать распылителем при этом нужно очень быстро, все действия необходимо выполнять в специально предназначенной одежде.
В процессе покраски необходимо учитывать температуру материалов. Именно этим показателем должен быть обусловлен выбор разновидности растворителя, минимальное необходимое количество шаров, выдержка рекомендуемого промежутка времени перед нанесением следующих слоев. Для окрашивания машины 20 °С считается наиболее оптимальным показателем.
Совокупный расход материалов будет зависеть от технологии окрашивания и количества наносимых слоев. Условия работы и способ отделки тоже определяют количество используемых средств. Чтобы не расходовать краску чрезмерно, рекомендуется предварительно сделать необходимый просчет.
Для лучшего качества отделочных работ распыляется три шара акриловой краски:
- первый слой наносится максимально тонко;
- второй наносится более плотно;
- консистенция третьего слоя должна быть немного слабее.
В процессе покраски обычной машины в гараже понадобится:
- краска акриловая;
- пистолет;
- растворитель;
- лак;
- рабочий комбинезон.
Растворители отличаются друг от друга по интенсивности испарения и составу. Его выбор всегда будет зависеть от погодных условий, в которых проводятся покрасочные работы. Для покраски в холодное время года рекомендуется использовать растворители с повышенной степенью летучести. Чтобы сэкономить на этих средствах, желательно хорошо изучить состав применяемой краски. Основная задача растворителя — понижение тягучести наносимых материалов, но во многих случаях это вещество также может использоваться и для очистки поверхностей, обработка которых планируется в ближайшее время.
Источник
Источник
Настройка краскопульта: рабочее давление, подача краски, размер факела, диаметр сопла
Автор Забытый Автомаляр На чтение 14 мин. Опубликовано 21.10.2015
В борьбе за идеальный внешний вид автомобиля главным «личным оружием» маляра является покрасочный пистолет — по-научному краскопульт. Слава богу, маляры применяют свои пистолеты исключительно в мирных целях, хотя привязаны они к ним не меньше, чем агент 007 к своей «беретте». О настройке краскопульта, его подготовке к «покрасочному бою» мы поговорим в сегодняшней статье.
Когда я слышу слово «покраска», я хватаюсь за пистолет…
Все пистолеты, применяющиеся в ремонтной окраске автомобилей, работают по принципу пневматического распыления. Это означает, что лакокрасочный материал, подающийся в краскопульт и выходящий из его сопла, разбивается на мелкие частицы потоком сжатого воздуха, вылетающего с большой скоростью из отверстий воздушной головки.
В результате образуется так называемый окрасочный факел, состоящий из частичек лакокрасочного материала, движущихся по направлению к окрашиваемой поверхности. Долетев до поверхности, частички оседают на ней, формируя лакокрасочного покрытие.
Устройство и особенности конструкции окрасочных пистолетов
Конструкция окрасочных пистолетов включает в себя:
- корпус с каналами для подачи сжатого воздуха и краски, снабженными игольчатыми клапанами,
- спусковой рычаг, управляющий переключением клапанов,
- выходное сопло для смесеобразования и формирования факела требуемой формы,
- резервуар (бачок) для краски,
- регулировочные винты для изменения расхода воздуха, краски и корректировки пятна распыла.
Устройство краскопульта SATA
К особенностям конструкции можно еще отнести механизм спускового крючка. Он устроен так, что при его нажатии сначала открывается подача сжатого воздуха. Дальнейшее нажатие приводит к срабатыванию клапана подачи краски.
Функции и расположение регуляторов
Как уже было сказано, на корпусе любого современного краскопульта имеется несколько регулировочных винтов.
- Первый, самый верхний (на некоторых краскопультах, как например у SATA, может располагаться сбоку), отвечает за корректировку размера и формы окрасочного факела.
- Второй отвечает за регулировку хода иглы и количество подаваемого материала.
- На многих краскопультах присутствует еще и третий винт, с помощью которого регулируется подача воздуха на входе. Как правило, он располагается внизу на рукоятке пистолета. У SATA этот винт находится «сзади» — под винтом регулировки подачи материала.
Регуляторы на корпусе краскопульта SATA
Вопрос регулировки краскопульта сводится к выбору правильного баланса «воздух — материал». При правильно подобранном соотношении эти параметры позволяют получить максимально равномерный окрасочный факел по всей ширине, и такое же равномерное распределение лакокрасочного материала по поверхности.
Система окрасочного пистолета
В зависимости от величины давления сжатого воздуха на входе в краскопульт и на воздушной головке (на выходе), все окрасочные пистолеты можно разделить на три основные группы:
- конвенциональные (высокое давление);
- HVLP (High Volume Low Pressure — большой объем воздуха и низкое давление);
- LVLP (Low Volume Low Pressure — низкий объем воздуха и низкое давление).
Различные типы окрасочных пистолетов внешне выглядят практически одинаково. «Изюминка» скрыта внутри конструкции
На сегодняшний день самыми прогрессивными, экономичными и удовлетворяющими экологическим нормам являются последние два типа распылителей. Как видно из названия, они характеризуются низким рабочим давлением: если обычные конвенциональные пистолеты распыляют материал при высоком давлении (примерно 3-4 бар), то пистолеты систем HVLP и LVLP — при низком (примерно 0,7-1,2 бар).
Что это дает? Главное преимущество — высокий коэффициент переноса краски. При малом давлении меньше краски превращается в бесполезный туман вокруг детали (так называемый overspray, «перепыл»), и больше переносится на окрашиваемую поверхность. У краскопультов низкого давления коэффициент переноса достигает 65-70% (по сравнению с 30-45% у конвенциональных распылителей). Учитывая, что краски типа металлик и перламутр недешевы, можно подсчитать, сколько денег сохранит для вас такой краскопульт.
Наиболее точно измерить давление на выходе можно с помощью специальной тестовой воздушной головки с двумя манометрами.
Для настройки и контроля давления пистолета HVLP SATA выпускает тестовую головку с двумя манометрами
К сожалению, такие насадки в комплекте с пистолетом не идут, поэтому указанная величина контролируется косвенно, по параметру давления на входе в краскопульт. С регулировки этого параметра мы и будем начинать настройку краскопульта.
Настройка входного давления
Давление на входе в краскопульт — показатель нормируемый и рекомендуемый заводом-изготовителем. Он всегда указывается в технической документации к пульверизатору.
Настраивать входное давление желательно по регулятору с манометром, подключенному непосредственно к рукоятке пистолета. Потому что на пути сжатого воздуха от компрессора к краскопульту неминуемы потери до 1 бар, а иногда и выше (это зависит от протяженности воздушной магистрали, количества «местных» сопротивлений, состояния фильтров и т.д.). Регулятор, подключенный к ручке пистолета позволит настроить давление более точно.
Настройка входного давления с помощью манометра-регулятора
Процесс настройки входного давления сам по себе достаточно прост.
1. Откройте (отверните) до максимальных значений регуляторы подачи воздуха и размера факела. Регулировка подачи краски при этом не играет роли.
2. Затем нажмите на спусковой рычаг краскопульта, чтобы началась подача сжатого воздуха. В это время, вращая регулировочный винт подачи воздуха на манометре, установите рекомендованное давление на входе.
Напоминаю, что для конвенциональных краскопультов это значение составляет от 3 до 4 бар; для пистолетов системы HVLP и LVLP, в зависимости от модели и производителя, данная величина может варьироваться в пределах 1,5-2,5 бар (в основном 2 бар).
Регулировка входного давления по подключенному к ручке пистолета манометру-регулятору. 1. Полностью открываем подачу воздуха. 2. Полностью открываем регулятор ширины факела. 3. Нажимаем на курок. 4. Устанавливаем рекомендованное давление на манометре.
3. После настройки входного давления полностью откройте подачу краски (3-4 оборота регулятора). Убедившись, что все регулировочные винты открыты на максимум, а вязкость краски или лака соответствует заданной, можно приступать к тестам. Но о тестах позже.
Если пистолет оборудован встроенным манометром
Настроить входное давление на «продвинутых» моделях, оборудованных встроенными цифровыми манометрами, еще проще.
SATAjet 4000 B RP Digital со встроенным цифровым манометром
Если пистолет оборудован встроенным манометром. 1. Полностью открываем регулятор факела. 2. Нажимаем на курок. 3. Устанавливаем рекомендуемое давление, вращая регулятор подачи воздуха на краскопульте.
Если манометр без регулятора
Если манометр без регулятора. 1. Полностью открываем подачу воздуха. 2. Полностью открываем регулятор ширины факела. 3. Нажимаем на курок. 4. Вращая регулировочный винт на редукторе компрессора или фильтр-группе, устанавливаем рекомендованное давление.
Если манометра нет вообще. Наименее точный способ
Если же ваш краскопульт не оборудован никакими измерительными приборами, очень грубо и приблизительно можно установить давление на редукторе компрессора или манометре фильтр-группы.
Выбирая давление в этом случае помните, что падение давления в исправном и чистом фильтре составляет 0,3- 0,5 атм (а в забитом — намного больше!), и примерно 0,6 атм «съедает» воздушный шланг внутренним диаметром 9 мм и длиной 10 м.
Если манометра нет вообще. Наименее точный способ! 1. Полностью открываем подачу воздуха. 2. Полностью открываем регулятор ширины факела. 3. Нажимаем на курок. 4. Устанавливаем давление на редукторе так, чтобы на 10 м шланга (внутренний диаметр 9 мм), на редукторе было на 0,6 бар больше рекомендованного входного давления пистолета.
Если рекомендованное входное давление неизвестно. Настройка пистолетов «no name»
Допустим, мы купили на рынке недорогой краскопульт с единственной «маркой» «Professional», и больше никакой информации о данном пистолете нам не известно — ни типа, ни рекомендаций по настройке, ни даже фирмы-производителя. В таком случае определить давление на входе можно опытным путем.
Залейте в бачок пульверизатора эмаль или лак стандартной вязкости, полностью откройте все регулировочные винты и, вращая регулятор на манометре, добейтесь получения максимально равномерного отпечатка факела при расстоянии до тестовой поверхности около 15 см. Зафиксированное при этом давление и будет искомым рабочим давлением на входе для этого пистолета.
Стоит сказать, что прибегнув к такой настройке, вы можете разочароваться во многих краскопультах. Главная проблема настройки дешевых пистолетов состоит в том, что для получения равномерного факела нужно либо огромное количество воздуха, что требует наличия более мощных компрессоров, либо они имеют высокое давление на выходе, что не позволяет качественно наносить базовые эмали, содержащие много алюминиевого зерна.
Качественный профессиональный окрасочный пистолет отличается от дешевого, пусть даже красивого на вид, так же явно, как и фирменные швейцарские часы от китайского ширпотреба.
SATAjet 3000 B HVLP. Слева — оригинал, справа — подделка.
Хороший маляр сможет покрасить машину и плохим пистолетом — и получится хорошо. Покрасит и вторую — тоже неплохо. А на третьей, например, появятся проблемы… Так что виртуозам автопокраски жалеть деньги на свой главный инструмент просто грех.
Размер факела при окраске
Как показывает практика, самая высокая эффективность покраски достигается при работе с факелом максимального размера. Чем шире и равномернее факел, тем равномернее будет распределена по поверхности краска при меньшем количестве проходов.
Конечно, в некоторых случаях, например при частичном ремонте, покраске различных мелких деталей, труднодоступных мест и т.д., размер факела, подачу краски и входное давление можно корректировать исходя из необходимости на усмотрение маляра. Но в большинстве случаев при покраске регулировочный винт размера факела должен быть открыт на максимум.
Помните, что максимальный размер факела можно получить только при достаточной подаче ЛКМ.
Подача краски
Опять же, если речь идет о стандартных ремонтах, покраске кузова или отдельных деталей целиком, подачу ЛКМ рекомендуется открывать полностью. На большинстве «пульверов» максимальная подача краски идет при 3-4 оборотах регулятора, сопло при этом максимально открыто.
При полностью открытой подаче краски обеспечивается наименьший износ сопла и иглы краскопульта.
Диаметр сопла
Немаловажен для автомаляра и подбор диаметра сопла краскопульта — этим можно добиться оптимального распыления материалов с разной вязкостью. Диаметр сопла должен быть тем больше, чем гуще лакокрасочный материал. И наоборот.
Каждый производитель ЛКМ четко указывает, какая дюза для какого материала и какого вида выполняемых работ должна использоваться. Как правило, эти рекомендации соответствуют таким значениям (или недалеки от них):
- базовые эмали — 1,3-1,4 мм (для светлых цветов лучше 1,3);
- акриловые эмали и прозрачные лаки — 1,4-1,5 мм;
- жидкие первичные грунты — 1,3-1,5 мм;
- грунты-наполнители — 1,7-1,8 мм;
- жидкие шпатлевки — 2-3 мм;
- антигравийные покрытия — 6 мм (специальный распылитель антигравийных материалов).
Нетрудно понять, что диаметр сопла значительно влияет на количество пропускаемой краски, ее расход. Например, покрыть лаком большой капот с дюзой 1,3 мм будет достаточно проблематично (по словам некоторых мастеров — застрелиться можно). Даже если подачу краски открыть на полную, пропускной способности с такой дюзой для ЛКМ такой вязкости будет явно маловато. Через дюзу 1,5 мм, при прочих равных, лакокрасочного материала проходит уже на треть больше, чем через дюзу 1,3 мм.
Разброс в значениях диаметров дюз обусловлен также и привычками маляров: кто-то любит наносить «тонко», а кто-то привык «заливать».
Тестируем краскопульт
Существует три простых теста, позволяющих оценить исправность краскопульта и корректность его регулировок:
- тест правильности формы отпечатка факела;
- тест на равномерность распределения краски в факеле;
- тест на качество распыления.
Основным из них является первый, с него и начнем.
Тест правильности формы отпечатка факела
Для проведения теста нам потребуется лист чистой бумаги или картона, предварительно закрепленный на стене. Дальше действуем следующим образом.
- Убедитесь, что все регулировочные винты краскопульта открыты на максимум, а вязкость ЛКМ в бачке соответствует нормальной.
- Поднесите пистолет к тестовой поверхности, на рекомендуемое для типа вашего краскопульта расстояние (20-25 см для конвенциональных распылителей, 10-15 см для HVLP, 15-20 см для LVLP/RP).
- Направьте ось сопла перпендикулярно поверхности листа и буквально на секунду нажмите на спусковой рычаг.
- Смотрим на отпечаток факела. По его виду можно судить о том, насколько правильно отрегулирован пистолет.
Самый эффективный и наглядный способ проверки правильной работы окрасочного пистолета — контроль формы пятна распыления. Процедуру следует выполнять каждый раз перед окрашиванием. Пробное распыление проводится на поверхность чистого листа бумаги, картона, закрепленного вертикально
При полной исправности и правильной регулировке краскопульта, отпечаток факела должен представлять собой четкий, сильно вытянутый овал равномерно нанесенной краски (возможно, с небольшой размытостью краев). Его боковые стороны ровные, без каких-либо выступов и впадин, а лакокрасочный материал равномерно распределен по всей площади пятна.
Если же отпечаток факела не соответствует эталону, причина зачастую банальна — несбалансированное соотношение подачи воздуха к подаче краски. Так, если наблюдается переизбыток материала в центре или на краях — попробуйте уменьшить подачу материала, ввернув винт не более чем на один оборот, и повторите тест. Если факел имеет форму восьмерки (сильно сужен в центре) — уменьшите давление на входе. Форму банана отпечаток принимает в случае засорения одного из боковых каналов воздушной головки.
Об остальных причинах некорректного распыления подробнее читайте здесь.
Для опытного маляра важна не только форма, но и степень насыщенности пятна распыла (сухое, нормальное, с формирующимися подтеками). Исходя из этой информации можно предварительно оценить скорость перемещения окрасочного пистолета и выбрать оптимальное расстояние до окрашиваемой поверхности.
Тест на равномерность распределения краски в факеле
Разворачиваем воздушную головку или весь краскопульт так, чтобы отпечаток факела стал горизонтальным. Нажимаем на спусковой крючок и распыляем материал до тех пор, пока краска не начнет стекать вниз ручейками. Наблюдая за скоростью течения этих ручейков и расстоянием между ними, мы можем сделать выводы о равномерности или наоборот, неравномерности распределения краски в факеле.
Тест на равномерность распределения краски в факеле
Для качественной и эффективной покраски материал должен распределяться равномерно или с незначительной концентрацией в центре факела. Образцы правильного и неправильного распределения материала приведены ниже.
Нужно иметь ввиду, что существуют воздушные головки, специально разработанные для распыления с высокой концентрацией в центре факела.
Тест на качество распыления
Чтобы окончательно убедиться, что наш краскопульт наносит ла