По продаже какого продукта курган вышел на 2 место в 19 веке
Промышленность Кургана и округа в XIX — начале ХХ веков
Промышленность в Сибири развивалась гораздо медленнее, чем в центральных районах России, которые начинали осваиваться раньше. Используя свою экономическую мощь, промышленники центральных районов страны, тормозили развитие промышленности Сибири, чтобы устранить возможную конкуренцию и сбывать на сибирских окраинах собственные товары по завышенным ценам. Развитие промышленности Зауралья приходится на 2-ю половину XIX века, особенно на конец XIX века.
В 1842 году в Курганском округе располагались: 5 салотопенных заводов, 1 кожевенный, 1 мыловаренный, 12 кирпичных, 2 ветряные мельницы, 10 кузнечных заведений, 9 огородов, 1885 сенокосных участков. Землю под заводы отводили со взносом единовременно в пользу города по 6/7 копеек серебром с каждой квадратной сажени.
В 1851 году в Кургане действовали: слесарни, кузни, мыловарни, кирпичные сараи, салотопни, картофеле-паточные заводы, поташные и свечные заведения.
В 1857 году «Тобольские губернские ведомости» писали: «Поручить Курганскому исправнику Кондратовичу при содействии заседателя Лобковского и других, кого он найдет способным для этого дела, исследовать и описать промышленность крестьян Курганского округа, сельские торжки и ярмарки, торговлю и промышленность купцов, поселившихся или учредивших свои заводы и заведения в Кургане и деревнях, а также торговлю салом и салотопенные заводы, мукой и мельницы».
Из статистических сведений по Тобольской губернии за 1861 год следует: «В Курганском округе имеется 133 завода, в том числе 53 салотопенных, 2 свечных, 4 мыловаренных, 16 маслобойных, 1 винокуренный, 2 паточных, 3 мельницы, выделывающие крупчатую муку, 1 кирпичный, 3 кожевенных, 1 стекольный заводы».
В 1862 году по Тобольской губернии числилось 95 салотопенных заводов, из них 30 в городах и 65 в округах. Рабочих на этих заводах было 327 человек, т. е. по три с небольшим работника, на каждом заводе. Мыловаренных заводов по губернии насчитывалось — 58, в городах — 25, и 33 — в округах. Работали на них 58 человек, т. е. по 1 человеку на заводе. Свечных заводов насчитывалось — 12, и все они действовали в городах. Кожевенных заводов в 1862 году в губернии насчитывалось — 197, из них 104 — в городах и 93 в округах, с 572 рабочими, т.е. почти по 3 человека на заводе. Считалось, что самое большое число предприятий находилось в Кургане и его уезде — 133, самое большое количество салотопенных заводов в Кургане и его округе — 55, мыловаренных заводов в Кургане и округе — 29, кожевенных — 15. Работали на этих заводах 152 человека. Кирпичных заводов самое большое количество было в Курганском округе — 40, в Кургане — 14, гончарных заводов — 1 в Курганском округе, стеклянных заводов — 1 — в Курганском округе.
В 1862 году действовало значительное количество предприятий, обрабатывающих растительные продукты: поташные, маслобойные, канатные, винокуренные, пивоваренные, паточные, бумажные, табачные заводы, мельницы, выделывающие крупчаточную муку. В 1862 году в Тобольской губернии было 3 поташных завода, с 19 рабочими, т. е. по 6 человек на заводе. 1 завод был в Курганском округе. Маслобойных заводов — 17, в Курганском округе — 4, 1 винокуренный завод в Курганском округе, 2 паточных завода в Кургане, 1 в округе, 3 крупчаточные мельницы действовали в Курганском округе. Как писалось в «Обзоре Тобольской губернии» за 1864 год: «Ценность произведений, выделываемых на этих заводах средним числом простирается в год до 366.191 рублей серебром».
В 1881 году «Сибирская газета» писала: «В Кургане и округе насчитывается ныне до 50 фабрик и заводов. Город с округом ведет обширную хлебную торговлю, производит и сбывает много патоки, сала, кож и т.п. Из общего числа по всей губернии кожевенных заведений на Курганский округ приходится 40-50 %. Из салотопенных заведений — 60-67 % Что касается производства, то в этом отношении Курган занимает второе, после Тюмени место. В 1879 году он произвел продукции на 860000, Тюмень — чуть менее 2 миллионов».
Однако, в «Памятной книжке Тобольской губернии» за 1884 год есть такая запись:
«Промышленная и торговая деятельность Тобольской губернии, ограничиваясь преимущественно удовлетворением насущных потребностей местного населения, не совершенствуется по недостаткам капиталов, предприимчивости и получению технических знаний, а также при неудобстве путей сообщения. Вследствие этих причин, фабричное производство, весьма незначительно. Заводская же промышленность, хотя и имеет развитие и направление и направлена, преимущественно, на сырые продукты, но не заключает в себе достаточной предприимчивости. В последнее время по численности всего более было заводов: винокуренных, кожевенных, для выделки муки, маслобойных и овчинных. По сумме производительности первое место принадлежит винокуренным, второе кожевенным, затем для выделки муки и, наконец, салотопенным заводам. Всех же заводов и фабрик в 1883 году считалось в Тобольской губернии 1.242, рабочих в них — 6252. Сумма производительности этих заводов — 8.517.832 рубля».
Большим толчком к развитию промышленности и торговли нашего края стало строительство железной дороги.
Как сообщалось в «Путеводителе по Великому сибирскому пути» за 1909 год: «В торгово-промышленном отношении город Курган сделался центром солидных производств: винокуренный завод на 280.000 ведер, две больших крупчатых мельницы с перемолом зерна до 2.000000 пудов, несколько скотобоен с приспособлениями для убойки скота и специальной обработки, как скотских, так и свиных туш для вывоза за границу, фабрика для мясных консервов, громадный рефрижератор известной английской фирмы для сливочного масла и вообще скотских продуктов. О размере и развитии торговли дают понятие обороты оперирующих банков».
Винокуренный завод Д.И. Смолина. н. ХХ в.
Если в 1898 году в Кургане было 11 промышленных предприятий, то в 1913 году их стало 49, т.е. за 15 лет количество предприятий увеличилось более, чем в 4 раза. Значительными из них являлись: паровые мельницы Д. Смолина и И. Бакинова, чугуно — литейный завод С. Балакшина, экспортная свинобойня датской фирмы «Брюль и Тегерсен», оснащенная машинами и холодильниками, с расчетом на убой — 4-5 тысяч свиней еженедельно. На территории уезда действовали 2 стекольных завода, 4 кирпичных, 2 винокуренных, 5 салотопенных, 5 пряничных, 1 водочный, 9 пимокатных, 2 гончарных, 2 овчинных и т.д. Отсутствовали такие производства, как: колокольные, оружейные, судостроительные, рыбно-консервные, фосфорно-спичечные и экипажные предприятия.
В 1905 году количество предприятий уменьшилось на 21, по сравнению с 1904 годом, а производительность их возросла на 19%, число рабочих осталось без изменений. Особенно разительно увеличилась сумма производительности заводов маслодельных, механических, овчинно-шубных. Уменьшение производительности произошло на винокуренных и крупчато-мукомольных.
В 1910 по Тобольской губернии произошло резкое увеличение маслодельных предприятий. В Курганском уезде действовали 136 заводов, из них — 33 частных и 103 — кооперативных. На этих предприятиях было переработано молока в пудах — 4667.180, масла — 2330, на сумму 2.800.308 рублей. Таким образом, число маслодельных заводов, количество переработанного в них молока и полученного масла резко увеличилось. По сравнении с 1905 годом число маслозаводов увеличилось на 126, из них частновладельческих — на 5, крестьянских — на 121 по всем уездам: Тюкалинскому, Ишимскому, Тарскому, Курганскому, Ялуторовскому, Тюменскому, Тобольскому и Березовскому.
Маслодельная артель. Курганский округ. н. ХХ в.
В «Обзоре Тобольской губернии» за 1912 год сообщалось: «По сравнению с 1910 годом численность заводов в губернии увеличилась на 749 или 13%. Сумма же производительности сократилась. Увеличение числа заводов падало на кожевенные, овчинно-шубные, салотопенные и шерстобитные производства. Самый главный продукт производства в губернии — изготовление экспортного сливочного масла, сумма производительности которого в предыдущем году составляла 55,2% общей производительности всех заводов».
«Курган — один из самых важных в Сибири пунктов отправления следующих товаров: зернового хлеба, муки, коровьего масла, мяса и сала. Станция ж/д Курган ежегодно отправляет более 5000000 пудов товаров. В этом городе множество построенных контор, закупающих здесь масло, яйца, дичь и прочее, они же продают здесь разные орудия и машины. С промышленной точки зрения Курган также на хорошем счету, он имеет две больших мельницы, винокуренные и пивоваренные заводы, салотопни, паточные заводы и прочее. Только со станции Курган в 1911 году было вывезено около 20 млн. штук яиц и 25 тыс. пудов битой птицы (главным образом гусей). Из Мишкино и Лебяжье экспортируется не меньшее количество птиц. Но яйца местных кур расцениваются на заграничных рынках сравнительно низко. Английский покупатель требует яйца, весящие в большой сотне (120 яиц) 15 ½ — 17 фунтов, а сибирские яйца тянут на каких-нибудь 13-14 фунтов, к тому же они много проигрывают своею неоднородностью и грязью» — писала газета «Тобольские губернские ведомости» в 1913 году.
В 1913 году в Тобольской губернии действовало 6525 предприятий, на которых находили себе заработок 12.260 человек. Общая производительность этих фабрик составляла 17.352.474 рубля.
На территории Кургана и уезда действовали: винокуренный завод, Казенный винный склад, пивоваренный, 2 кожевенных, 2 свечных, 5 мыловаренных, 6 салотопенных, 16 кирпичных, 3 канатных, 2 чугунно-медно- литейных, 8 слесарных мастерских, 5 мукомольных паровых мельниц, 36 кузниц, 5 пряничных заведений, 26 хлебопекарен и крендельных, 6 колбасных, 2 овчинных заведения. Город имел усовершенствованную скотобойню, на которой в течение года забивалось до 35000 голов крупного рогатого скота.
Пивоваренный завод В.А. Гампля. н. ХХ в.
Из городов более оживленными в промышленном производстве были Тюмень и Курган, из уездов — Ялуторовский и Курганский. В 1913 году по городам и уездам Тобольской губернии сумма производительности промышленных предприятий была такой: Тюмень: 1934676 рублей, Курган: 1112420 рублей, уезды: 3384718 рублей.
Подводя итог выше сказанному, хочу добавить, что прежде Курган был известным торговым и промышленным городом, прославившимся своей качественной и добротной продукцией, которая пользовалась большим спросом не только в нашей стране, но и заграницей.
Источник
Курган
Курган в 19 веке
Первую характеристику Курганa XIX в. мы находим все в тех же воспоминаниях Августа Коцебу. «В четыре часа по полудни увидели мы Курган. Единая невзрачная колокольня возвышалась над рассеянною кучею домов… Между множеством деревянных лачуг, все в одно жилье, — выказывался только один каменный довольно со вкусом построенный дом — дворец в здешнем месте… Я осведомился, кто ему хозяин, — и мне сказали, какой-то Розинг, бывший вице-губернатор Пермский, имеющий деревни в здешней стране…
После многих в разные стороны извилин прибыли мы наконец к странному плывучему мосту, состоявшему только из одних вместе связанных бревен, утвержденных на том и этом берегу Тобола, а впрочем представленных на произвол струй. Естественно, что всякая повозка давила их глубоко в воду и должно было очень прилежно смотреть вперед, чтоб… переправляться через мост».
Мост, о котором говорит Авг. Коцебу, строился наново после каждого наводнения, когда его уносило быстрым течением и в городских документах он назывался «поплавным». Иногда этот мост служил многие годы. В 1825 году сделали новый мост, он просуществовал до 1838 года, с небольшой перестройкой в 1835 г. Употреблялся он только в страдное время и осенью, зимой переезжали Тобол по льду. К началу XIX в. в Кургане были две широкие улицы, распланированные на кварталы. Каждый квартал разделен на одинаковые усадьбы, 17х30 саженей. Потом эти усадьбы дробились, продавались частями, и к концу XIX в. таких больших усадеб сохранилось очень мало, чаще всего их владельцами были люди зажиточные, иногда даже прикупившие несколько саженей у соседа.
В начале XIX в. город уже втиснулся в спроектированные кварталы и только в нескольких местах усадьбы еще выпирали на проезжую часть улицы. Был даже один двухэтажный дом — Розинга Петра. Остальные дома в Кургане в начале XIX в. были в основном настолько малы и низки, что трудно было не расшибить себе голову о притолоку, входя в дверь. Горницы были темные из-за маленьких окон, заклеенных бумагой. Стекла в окнах были редкостью и роскошью. Всю мебель составляли столы и скамейки, иногда сундук, служивший лежанкой.
Кровать была в мещанских домах диковинкой и спали на лавках, печах, полатях, а чаще всего вповалку на полу. Купеческие дома были побольше и побогаче, имели две или три горницы, просторную кухню. Хотя стены и здесь были голые бревна без штукатурки и обоев, но их хотя бы украшали множеством пестрых эстампов, чаще всего немецкого происхождения, привозимых на ярмарки офенями и коробейниками. Мебель была в купеческом доме несколько разнообразнее: стол, стулья, скамейки уже в виде диванов со спинками, которые назывались софами, и посудный стеклянный шкаф, в который ставили фарфор и дорогую нарядную посуду.
В каждом дворе были хозяйственные постройки — один или два амбара, погреб, стая для скота, завозня, конюшня, баня, почти в каждом дворе колодец, когда семья разрасталась, строили флигель, выселяли молодую семью. Флигель обычно стоял в глубине двора, но иногда торцовой частью и выходил на улицу. Богатея, горожане строили не только двухэтажные каменные и полукаменные дома, но и двухэтажные флигели.
Как выглядел город в 30-е годы XIX в., мы можем судить по воспоминаниям декабристов. А. Е. Розен написал в своих «Записках»: «Город… имеет три улицы продольные с перекрестными переулками. Строения все деревянные, кроме двух каменных домов. Один из них принадлежит чиновнику Розингу. В этом доме помещены были все присутственные уездные места. Как все пространство, занимаемое городом, имеет склон к Тоболу, то улицы и дворы на песчаном грунте всегда почти были сухи и опрятны; летом можно было жаловаться только на пыль. Мало садов, мало тени и зелени, несколько кущей тощих березок за городом, одним словом, вид города непривлекателен; почти все уездные города в Сибири походят более на села или большие деревни. Курган имел не больше 2.000 жителей и одну трехпрестольную церковь. Купцы курганские большею частью вели торг на деньги иногородних богатых купцов.
Они имели на другом берегу Тобола свои заводы, кожевенный, салотопенный, мыловаренный».
А другой декабрист, Николай Иванович Лорер, назвал Курган «хорошеньким, небольшим уездным городком», плоская равнина вокруг которого напомнила ему родную Украину. «Курган мне понравился. Городок препорядочный и на взгляд веселый», — так отозвался в одном из писем декабрист Н. В. Басаргин.
На подъезде к городу по Ялуторовскому тракту была довольно болотистая почва, которую приходилось ежегодно мостить гатями, а через речку Быструшку, которая служила восточной границей города, был выстроен деревянный мост на сваях, в отличие от поплавного через Тобол. В начале девятнадцатого века никакой контрольной службы при въезде в город не было, но в 1826 году перед мостом через Быструшку была выстроена каменная будка, «покрытая железом и окрашенная на малахите», так обозначался зеленый цвет. Будочника нанимали по контракту за 114 р. в год и обязывали находиться в будке «денно и ночно», имея при себе другого человека, а во время ярмарок иметь при будке трех человек.
В будочники обычно нанимались мещане. В 1852 году при этой будке был построен шлагбаум. Через пять лет на этой заставе был поставлен столб с доскою, на котором было означено число домов и жителей Кургана. Город почти не был озеленен, но когда строили шлагбаум, решили устроить аллею на выезде из города и даже наняли специального человека для полива саженцев, чтобы они прижились. Эта аллея послужила началом бульвара, устроенного на Троицкой улице в конце века. «Вид города при въезде с Тобольской дороги довольно красив, и вообще наружность Кургана опрятная, улицы прямые и широкие и строения красивые».
О благоустройстве Кургана много заботился городничий Адам Бучковский. Он добился в 1856 г., чтобы общество купцов и мещан выделило «на устройство девяти фонарей для освещения города Кургана 40 р. 50 к. и на содержание загородного гулянья 10 руб.». Фонари были масляные, потом керосиновые, отвечал за них специальный человек. В том же 1856 году впервые на дома жителей Кургана были прибиты номера на деревянных дощечках, за что с жителей было взыскано 14 р. 25 коп. со всех вместе.
В 1857 году в планы городничего входило построить новые тротуары и балюстраду на Набережной улице, завести флаг и фонарь для выставления на каланче во время пожара и построить новые мосты-через Тобол и Быструшку.
Пожары в Кургане бушевали всегда. Сначала это были поджоги степняков, нападавших на Царево Городище по несколько раз в год. Потом на новом месте слобода чаще горела по вине крестьян, которые сушили зерно в овинах с примитивными печами, которые представляли из себя глинобитные очаги без труб, искры из которых сыпались прямо на солому. Крестьяне не только несли урон в хлебе, но вместе с овинами сгорали дома или даже целые кварталы. После получения Курганской слободой статуса города проблемой пожаров стал заниматься городничий. В 1823 году была куплена первая огнегасительная машина, а в 1829 году их было уже три: большая, средняя и комнатная. За этот же период приобрели набор багров, ухватов, черпаков, ведер из кошмы, дубовых бочек и другой инвентарь. Все это хранилось на городской площади в больших ларях. Во время пожара члены команды и добровольцы разбирали инструмент и бежали тушить огонь, но без пожарного обоза было все труднее обходиться. Городничий Ф. PI. Бурдзенкевич добился от хозяйственного управления выделения 1600 рублей на строительство пожарного деревянного здания с каланчой, которое и было возведено в 1830 году. Теперь против единственной колокольни возвышалась каланча, на которой во время пожара поднимались шары: если пожар в первой части города -один шар, во второй части — два шара. В 1877 году управа выработала проект, смету и план на постройку нового каменного с деревянной каланчой пожарного здания, которое было заложено в 1881 году, а через год уже закончено постройкой. Деревянное старое здание теперь казалось просто игрушечным рядом с новостройкой, ведь оно занимало всего 27 квад. саженей. Сломано оно было весной 1884 года.
Каменные и полукаменные дома в один и два этажа стали активно строиться после сильных пожаров 1860-х годов, когда выгорело две трети города. Несмотря на довольно активное строительство, город был невелик, в 1864 году «самое большое протяжение города около версты, а окружность около четырех верст. Внутри городской черты, под заселением, садами и огородами считается 206 десятин 1.698 саженей, а всего во владении города 3.127 десятин 965 сажен». На этих землях, прилегающих к городу, был городской выгон, сенокосные луга, озера с большим количеством рыбы и довольно много болот с торфяниками. Таким небольшим, уютным Курган был до проведения железной дороги, которая сильно изменила жизнь и облик города.
Пленум городского комитета комсомола решил, что каждый комсомолец должен лично участвовать в выполнении постановления и отработать в течение лета 1947 года на общественных работах по благоустройству города не менее 100 часов. Были определены первоочередные объекты: строительство новой дороги и тротуаров по улице Рабочей, приведение в порядок улицы Ленина, благоустройство привокзальной площади и улицы Красина, осушительные работы на городских озерах. Большая работа проводилась по озеленению Кургана. За 1947 — 51 гг. в городе было высажено 22.440 деревьев и кустарников.
Таким образом, к концу 1953 года Курган стал действительно областным центром — городом с красивыми домами, заасфальтированными центральными улицами, регулярным автобусным сообщением, имел много учреждений культуры.
Источник