Общество потребления продукт какого общества
Содержание статьи
ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ
Развитие цивилизации привело к значительному росту научно-технических достижений, что позволяло обеспечить высокий уровень потребления материальных благ. Одним из оснований идеологии индустриального общества стала просветительская идея прогресса. Именно индустриализм впервые породил способ производства, обладающий самоподдерживающейся способностью к росту и экспансии.
Идея прогресса преломилась в общественном сознании буржуазного общества в убеждение, что все новое заведомо лучше старого. Прогресс переориентировался на сокращение жизненного цикла производимой продукции, ускоренную смену ее поколений. Это породило особое явление: экономику предложения и общество потребления.
Международное разделение труда обусловило разворачивающийся процесс глобализации, распространяющий универсальные, «общечеловеческие» ценности, унифицированные стандарты потребления во всем мире, независимо от религиозных или национальных традиций, исторических типов цивилизаций. Навязывание этих и других стандартов, выдаваемых за абсолютные истины, неизбежно сопровождается оскудением мышления, подавлением оригинальных, независимых мнений. Победа цивилизации стандарта над культурой личности привела к ликвидации индивидуального человеческого фактора в истории.
Таким образом, общество потребления оказывается самой тоталитарной социальной конструкцией из всех, когда-либо существовавших на Земле, но его тоталитаризм ненавязчив и маскируется под огромную, невиданную ранее, свободу выбора материальных благ.
Общество потребления — это еще и новый исторический тип социализации. Известный историк Д. Бурстин утверждал, что в США ксередине XX в. приверженность тем или иным потребительским стандартам оказалась главной силой, связывающей людей в сообщества: «Устаревшие политические и религиозные общины так и остались в одиночестве среди множества новых ассоциаций, которые раньше трудно было даже представить. Американцев с все возрастающей силой стали связывать друг с другом не несколько прочных уз, а бесчисленное множество невидимых связей, из которых, как из паутины, сплетались нити их повседневной жизни».
Потребителей, предпочитающих продукцию той или иной компании, объединяет сознание общего благосостояния, общих интересов, общего ощущения, что о них заботится, их опекает, к ним приспосабливается целое общество, «поставленное на службу идее счастья». Как отмечает французский философ Ж. Бодрийар, именно так в обществе потребления формируется «новый гуманизм», утверждающий свободу наслаждения жизнью и право каждого потребителя покупать то, что способно принести ему радость, предоставляющий схемы приспособления к обществу и рецепты комфортной жизни.
Сквозь сладостное воспевание предметов потребления слышится истинный императив рекламы: «Смотрите: целое общество занято тем, что приспосабливается к вам и к вашим желаниям. Следовательно, и для вас разумно было бы интегрироваться в это общество».
Всеобщая деградация идеи труда, которая «знаменует отступление на второй план всех стимулов к труду, кроме денег» (М. Лернер), была явным отступлением от породившего, по М. Веберу, капитализм духа предпринимательства и культа труда, созидания как высшей, религиозно освященной ценности.
Принятие ценности потребления как главной цели человеческого бытия стало необходимым и едва ли не главным условием существования современного западного общества.
Его мощь обеспечивается не военной силой, не финансовыми потоками, не природными ресурсами, а господством в массовом сознании культа тотального потребительства. Именно он, став элементом сознания, обусловливает поведение индивидов и социальных групп.
В потребительском обществе трансформируется и само понятие свободы, для многих сводящейся сегодня к увеличению материального уровня потребления, гедонизму, социальному паразитизму, отсутствию ответственности перед теми, кто оказался менее удачлив. Озабоченность западного человека своим материальным и чувственным удовлетворением делает его все более неспособным к моральному самоограничению, а стало быть, все более нетерпимым к позициям других.
Не знающее границ стремление к потреблению, ставшее доминантой социально-экономической и культурной жизни Запада, давно вошло в противоречие с ресурсными возможностями Земли. Г. Уэллс в свое время писал: «Было бы смешно доказывать, что соединенных мировых средств и энергии всего человечества, особенно если они хорошо организованы, хватит с излишком, чтобы удовлетворить материальную нужду всякой человеческой единицы. И если возможно организовать так, что каждый человек будет довольствоваться разумным физическим и умственным комфортом, не воспроизводя типа низшего порядка, нет никакой причины, чтобы это было не устроено».
Ориентация людей на все больший рост производства и потребления создала счета, по которым некому платить. Конечность природы, ограниченность ее ресурсов не дают возможностей для безграничного роста производства. Осознание этого факта привело западное общество не к идее создания ресурсосберегающих технологий и усмирению своих растущих потребностей (США, где проживает 5% населения всего мира, потребляет 40% мировых ресурсов), а к формированию концепции «золотого миллиарда».
В современном западном «обществе потребления» отсутствует степень разумного ограничения потребностей, механизм контроля над их ростом. Более того, безудержное, ничем и никем не ограниченное удовлетворение, в соответствии с навязанными обществом же нормами, потребностей преподносится СМИ как модель нормального, естественного, единственно правильного человеческого поведения.
Тоталитарная модель общества потребления бесцеремонно навязывается всему миру в качестве универсальной. И эта экспансия распространяется благодаря интернету и другим современным средствам массовой коммуникации со скоростью пандемии.
Впервые сознательно общество потребления стало пропагандироваться американскими президентами Д. Эйзенхауэром, Дж. Кеннеди, Л. Джонсоном. Материальная обеспеченность, по их мысли, должна была стать главным козырем в холодной войне с СССР: «Пусть русские запускают спутники, пусть освобождают негров от рабства колониализма, пусть гордятся своими достижениями в шахматах и балете, а мы будем просто… лучше жить и в конце концов, масса пойдет за нашими идеалами».
Принято считать, что социализм в нашей стране рухнул в 1991 г. На самом деле это произошло гораздо раньше, когда Н. Хрущев провозгласил свой знаменитый лозунг: «Догнать и перегнать Америку по молоку и мясу». Именно тогда советское руководство признало ценности общества потребления универсальными, объявив главной целью страны «удовлетворение все возрастающих материальных потребностей советских людей», в чем якобы и состоит смысл строительства коммунизма как общества «в котором все будет бесплатно». Подмена Хрущевым коммунистического общественного идеала ценностями общества потребления и привела к катастрофическим для страны последствиям в 1980–90-е гг.
В США в последние годы растет движение антипотребителей, которые утверждают: смысл жизни человека не в потреблении материальных благ, а значит, и смысл жизни и деятельности нации, государства также не должен быть направлен на экономический рост. Вместо министерства экономики антипотребители предлагают создать министерство духа и свободного времени.
В России парадигма «общества потребления» до сих пор остается господствующей. В программах всех партий повышение уровня жизни народа стоит как главная цель, различаются лишь способы ее достижения.
Между тем, такая цель вовсе не очевидна. Подобно тому, как смысл жизни отдельного индивида не исчерпывается потреблением материальных благ, смысл жизни народа так же, возможно, состоит в реализации какой-либо миссии, в историческом свершении, для чего зачастую приходится отказываться от высокого уровня жизни.
Большая актуальная политическая энциклопедия. — М.: Эксмо.
А. В. Беляков, О. А. Матвейчев.
2009.
Источник
Общество потребления: «за» и «против»
Термин «Общество потребления» (англ. consumer society) ввел немецкий социолог Эрих Фромм. Так он обозначил совокупность общественных отношений, которые организованы на основе принципа индивидуального потребления.
Общество потребления возникает в результате капиталистического бурного экономического и технического развитие, а также определенных социальных изменений. К ним можно отнести рост доходов, который существенно изменяет структуру потребления; снижение продолжительности рабочего дня; рост свободного времени; размывание классовой структуры; индивидуализация потребления; шопинг, который становится популярной формой досуга и самоцелью (товары приобретаются не только для практического использования, но и в целях некоего морального удовлетворения, т.е. для «покупки ради покупки»)..
Общество потребления характеризуется массовым потреблением материальных благ, а также формированием соответствующей системы ценностей и установок. Количество людей, разделяющих ценности общества потребления, постоянно растет. Растет количество «шопоголиков», тратящих все свое время и деньги на покупки. В торговле и сфере обслуживания снижается количество небольших магазинов, все больший оборот приходится на крупные торговые центры и супермаркеты. Благодаря развитию коммуникаций (мобильные телефоны, интернет) расширяется сфера общения и возможности для «шопинга» он-лайн. Потребление отражает не только социальные характеристики потребителя, но и является демонстрацией его индивидуального образа жизни и социального статуса. Покупатель все чаще платит за «брендирование» товаров, покупая товары и услуги определенных компаний-брендов. Потребитель прекращает пользоваться вещами потому что они устаревают не физически, а «морально», выйдя из моды или потому что появилась более новая или модная модель. Товаром становятся образование, физкультура, спорт, оздоровление и омолаживание.
Стимулируют потребление развитая система кредитования в виде как прямых банковских кредитов, так и через банковские карточки, дорожные чеки, дисконтные карты и т. д. В результате кредитования происходит превышения темпов роста потребительских расходов населения над темпами роста его доходов.
«За» общество потребления:
Общество потребителей– потребление способствует возникновению ответственного правительства, служащего на благо общества;
– производители получают стимул совершенствовать и создавать новые товары и услуги, способствуя тем самым прогрессу в целом;
– потребление является стимулом для зарабатывания денег, что в свою очередь стимулирует учебу, повышение квалификации, качественную работу;
– потребление способствует снижению социальной напряженности, национальных и религиозных конфликтов, экстремизма, повышению терпимости;
– потребление стимулирует развитие государства.
«Против» общества потребления:
– общество потребления делает человека зависимым, лишает его самостоятельности;
– основной целью человека становится потребление, а учеба и работа – лишь промежуточный этап;
– основой общества потребления являются плоховосполнимые природные ресурсы;
– общество потребления существует исключительно в высокоразвитых странах, паразитируя на сырье и рабочей силе неразвитых стран;
– общество потребления поощряет ускорение не только положительных , но и разрушительных процессов;
– в обществе потребления снижается ответственность отдельного человека за деятельность производителей товаров и услуг;
– общество потребления развивает лишь «верхнюю» часть общества;
– в обществе потребления происходит «массовизация» культуры и манипулирование сознанием, что ведет к деградации самого общества. Обществу потребления не нужен индивидуалист, образованный человек, который становится придирчивым и редким покупателем – плохим потребителем.
Источник «Потрепедия»: https://www.potrepedia.ru/prava/obshtestvo.htm
Источник
О́БЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕ́НИЯ
О́БЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕ́НИЯ, понятие, используемое в социальных науках и публицистике для характеристики порядка, в рамках которого потребление товаров и услуг играет роль ведущей силы общественного развития и господствующей жизненной мотивации его членов. Генезис О. п. обычно связывается в социологич. теории с процессом становления обществ модерна и особенно с его новейшим (20 в.) этапом, характеризующимся формированием структур массового общества, а также с распространением ценностей массовой культуры, которое осуществляется в первую очередь благодаря воздействию на человеческое сознание и поведение средств массовой информации. Ранние концептуализации феномена О. п. представлены в работах Т. Веблена, изучавшего социальные функции и механизмы статусно-демонстративного, или «престижного», потребления, и В. Зомбарта, стремившегося показать (в противовес позиции М. Вебера), что рождение капитализма «из духа роскоши» было не менее реальным и значимым фактом хозяйств. истории, чем его рождение из духа «протестантской этики».
Сам термин «О. п.» вошёл в широкий оборот в 1950–1960-е гг. Несмотря на то что в полном объёме ценности О. п. воплощаются лишь в странах, достигших в своём развитии стадии «позднего капитализма», тенденцию к их глобальному распространению отмечают практически все аналитики. Процессы «консьюмеризации» (от англ. consumer – потребитель; consumption – потребление) не ограничиваются сферой экономики, охватывают и др. стороны жизни общества, в т. ч. политику, науку, искусство. Потребление разнообразных материально-веществ. и символич. благ как способ конструирования личностной идентичности выступает одной из отличит. черт эпохи постмодерна, или «текучей современности» (З. Бауман).
Позитивная оценка О. п., представленная в оптимистич. версиях теорий индустриального общества и постиндустриального общества, обосновывается тем, что беспрецедентное развитие производств. возможностей ставит экономику в прямую зависимость от готовности людей непрерывно наращивать объёмы своего потребления. Кроме того, О. п. трактуется как воплощение демократич. идеала: если не только экономика, но также политика, религия, образование и т. д. выступают в роли лишь поставщиков специфич. «услуг», то потребитель, отдающий предпочтение тем или иным из них, становится субъектом подлинно суверенного волеизъявления. Но, как показали оппоненты данной точки зрения, постулируемый суверенитет потребителя фиктивен по причине подчинения его выбора целям «техноструктуры» (Дж. К. Гэлбрейт), а «консьюмеризм» как установка сознания ведёт к параличу и даже разрушению индивидуального «я», превращённого в функцию продуцируемых экономич. системой потребностей и способов их удовлетворения (Э. Фромм).
Наиболее развёрнутый анализ О. п. дан в одноим. книге франц. социолога Ж. Бодрийяра. Мнению, что в О. п. «пуританские» ценности трудовой аскезы сменяются духом расточительства, он противопоставил тезис о господстве стратегии «массового обольщения», когда эксплуатация принимает более мягкую и опосредованную, но не менее эффективную форму. В отличие от К. Маркса, Бодрийяр указывал на фетишистский характер не столько меновой («товарный фетишизм»), сколько именно потребительной ценности, которая в совр. условиях приобрела характер самовоспроизводящейся знаковой системы. В результате налицо уже не столько сокрытие недополучения рабочим части произведённого продукта, сколько вполне откровенное «приглашение» субъекта растворить своё существование в потоке имитаций, реализуемых в т. ч. в потреблении (т. н. симулякров). «Подлинность» же бытия человека, к которой апеллировали критики О. п., здесь способна заявлять о себе лишь в иррациональных, преим. негативных, формах, напр. в действиях деструктивного характера.
Хотя тезис о том, что консьюмеризм радикально искажает подлинные жизненные цели, стал общим местом целого ряда теорий 19–20 вв. (Г. В. Ф. Гегеля, Г. Д. Торо, неомарксизма, франкфуртской школы, экзистенциализма и т. д.), опыт последних десятилетий показал, что тот или иной аргумент против О. п. может стать основой нового тренда его развития (напр., борьба за экологию порождает «экотовары», на фоне недовольства «фастфудом» выстраивается реклама ресторанов «здорового питания» и т. п.). Свойством «нового духа капитализма» (Л. Болтански, Э. Кьяпелло) становится произ-во товаров, которые отвечают критике О. п. и одновременно интенсифицируют само потребление.
Источник
Общество потребления
03.09.2015 12 988 21 Время на чтение: 16 мин.
Мы — общество потребления. И это довольно печально… Сегодня я хочу предложить вашему вниманию немного своих мыслей по этому поводу, а также рассмотреть основные характерные черты общества потребления, в которых вы без проблем узнаете окружающую реальность. Я бы очень хотел, чтобы вы задумались об этом и, возможно, изменили свое отношение к некоторым вещам, которые уже давно превратились в привычки, вредные привычки.
Что такое общество потребления?
В классическом понимании общество потребления — это общество, в котором ведущую роль занимает потребление людьми материальных благ и услуг. Другими словами, люди в обществе потребления живут ради того, чтобы потреблять, потреблять как можно больше, ведь это выступает очень значимой ценностью. Одни люди складывают мнение о других, исходя из того, сколько те потребляют. Кто потребляет больше — занимает более высокое положение в обществе, кто меньше — более низкое.
У классического общества потребления есть свои преимущества и недостатки. К преимуществам можно отнести следующие моменты:
- Стимул и мотивация для развития как производителей, так и потребителей;
- Все развивается очень быстрыми темпами;
- Люди хотят работать и зарабатывать;
- Люди быстро тратят заработанное — деньги всегда в движении, в обороте;
- Относительная социальная стабильность в обществе;
- Низкая социальная напряженность — все думают о том, как заработать и потратить деньги.
Теперь рассмотрим основные недостатки общества потребления:
- Люди в обществе потребления становятся очень зависимыми и несамостоятельными;
- В погоне за потреблением люди забывают о более важных человеческих ценностях;
- Из-за высоких темпов производства быстро истощаются природные ресурсы, очень часто они не восстанавливаются;
- Все процессы происходят очень быстро, в том числе и разрушительные;
- У людей не развито чувство ответственности, ответственность отдельного человека перед обществом очень мала;
- Люди в большинстве своем малограмотны и слаборазвиты, они не умеют мыслить, ими легко управлять и манипулировать сознанием;
- Люди неспособны принимать решения, они привыкли, что за них все решают другие.
Наиболее известное описание общества потребления содержится в книге «Общество потребления» Жана Бодрийяра — французского социолога, культуролога и философа, изданной в 1970 году. В русском переводе книга выпущена только в 2006 году.
Характерные черты общества потребления
Теперь давайте обозначим основные черты, которые могут характеризовать общество потребления:
- Рост потребностей людей и расходов на личные нужды;
- Снижение роли мелких магазинов в пользу крупных торговых центров и супермаркетов;
- Широкое развитие кредитования на потребительские нужды: потребительские кредиты, кредитные карты и т.д.;
- Широкое развитие всевозможных дисконтных карт, систем скидок и прочих продуктов, стимулирующих потребление;
- Товары «морально устаревают» быстрее, чем физически изнашиваются или выходят из строя;
- Реклама активно навязывает «культуру потребления»: рекламируются не сами товары и услуги, а вкусы, ценности, желания, нормы поведения, интересы, предполагающие приобретение этих товаров и услуг;
- Активно продвигается такое понятие как «бренд», как нечто, за что обязательно «нужно платить»;
- На коммерческую основу ставятся все важные сферы человеческого развития: обучение (обучающие центры, платные курсы, тренинги), спорт, здоровье (фитнес-центры, тренажерные залы, спортивные клубы), даже красота и внешний вид (платный уход за телом, омолаживающие процедуры, пластические операции) — все это активно рекламируется и стимулируется.
Замечаете в этом окружающую действительность? Это и говорит о том, что у нас активно развивается общество потребления.
Общество потребления и наша реальность
Но то общество потребления, которое все вы можете наблюдать вокруг себя, и к которому, с высокой долей вероятности, можно причислить непосредственно вас, ушло довольно далеко от своего классического примера, причем, в худшую сторону. Оно практически не использует классические преимущества общества потребления, зато все недостатки вобрало в себя в многократном количестве.
В большинстве своем наши люди совершенно не хотят и не умеют брать на себя ответственность за свою жизнь и привыкли возлагать ее на кого-то еще: как правило — на государство, а то и лично на президента.
Посмотрите, на каких понятиях чаще всего заостряют внимание политики, идущие на выборы, для поднятия своих рейтингов: зарплаты, пенсии, рабочие места — пожалуй, это ТОП-3. А почему именно эти понятия? Потому что их больше всего хотят слышать люди — общество потребления. Потому что люди хотят, чтобы какой-то «добрый дядя», пришедший во власть, дал им это все: зарплаты, пенсии и рабочие места. Чем больше — тем лучше. Потому что все это даст возможность больше потреблять.
А также потому, что сами люди не могут и не хотят позаботиться о собственном рабочем месте, своем заработке и обеспечении старости. Мало кто думает о том, чтобы стать фрилансером, открыть свой бизнес или создать себе альтернативную пенсию. Люди предпочитают быть зависимыми от кого-то, кто сделает это за них: от государства, от работодателя. Даже несмотря на то, что это гораздо менее выгодно в финансовом плане. Потому что так проще: не нужно сильно думать, не нужно рисковать, не нужно принимать решения, не нужно брать на себя ответственность. Типичное общество потребления.
А пока всего этого нет (желаемых рабочих мест, высоких зарплат и пенсий), можно поругать правительство, устроить акцию протеста или просто пожаловаться на жизнь.
Очень интересно обстоят дела в современной России: когда возникают какие-то локальные проблемы, допустим, в отдельном населенном пункте или на отдельном предприятии, что часто делают люди? Они пишут коллективное письмо президенту: только он решит все их проблемы! Один единственный человек, на которого с надеждой смотрит вся страна! Общество потребления…
Но самое удручающее то, что ценности общества потребления никак не сочетаются с реальными возможностями наших людей и нашей экономики. И, что очень важно, с уровнем финансовой грамотности населения.
В развитых странах тоже существует и развивается общество потребления, но там оно не оказывает настолько негативного эффекта на каждого отдельно взятого человека, как у нас.
Посудите сами: в России и Украине с 2000 по 2012 годы практически каждый год наблюдался рост потребления, его темпы достигали 10-15% в год, при этом рост потребления часто существенно превышал рост производства и рост реальных доходов граждан. Причем, даже в кризисные 2008-2009 годы тоже наблюдался рост потребления, просто его темпы снижались. Остановился он и пошел на спад только в 2014-2015 году, когда финансовый кризис достиг уже очень серьезных масштабов.
О чем говорит превышение темпов потребления над темпами роста ВВП? О том, что общество потребления оказывает настолько сильное влияние, что люди покупали даже больше, чем страна производила, то есть, покупали импортную продукцию, стимулируя развитие экономики чужих стран.
И такая ситуация оказывает очень негативное влияние на собственную экономику страны. Она стимулирует необоснованный рост цен, и в результате приводит к тому, что местные произведенные товары не выдерживают конкуренции с импортными.
А о чем говорит превышение темпов потребления над темпами роста доходов? О том, что значительная часть товаров и услуг потреблялась в кредит. Люди в обществе потребления согласны жить в долг, лишь бы соответствовать принципам этого общества.
В наших условиях за такую возможность люди на протяжении долгих лет отдавали банкам и другим кредитным организациям десятки и даже сотни (!) процентов годовых, что абсолютно не сочеталось с ростом их доходов и возможностью безболезненно погашать полученные кредиты. Как результат — огромное количество людей ныне пребывают в финансовой яме: имеют задолженность, во много раз превышающую их возможности для погашения, у многих — это 5-10 кредитов и займов в разных организациях. То есть, люди занимали до последнего, пока им еще давали. Виной этому стереотипы, навязанные обществом потребления, ну и, конечно же, низкий уровень финансовой грамотности и грамотности в целом (вспоминаем, что люди, живущие в обществе потребления, не привыкли думать).
Общество потребления в совокупности с нашими условиями кредитования является одной из ключевых причин попадания в финансовую яму огромного количества людей.
Наши люди абсолютно не умеют жить по средствам, они хотят не просто много потреблять, а даже потреблять то, на что еще не заработали! Ведь этого требуют стандарты общества потребления.
Возьмем заезженный пример: ну вот зачем нашему человеку покупать айфон последней модели, который стоит, допустим, 3 его зарплаты? Покупать в кредит, переплачивая еще примерно половину стоимости. А через год снова покупать в кредит уже новую модель, потому что тот уже устарел (вспоминаем признак быстрого «морального устаревания» в потребительском обществе).
Зачем покупать брендовую вещь, если вещь неизвестной торговой марки ничем не уступает по качеству, но, допустим, в 2 раза дешевле? (вспоминаем про важность понятия бренда).
Зачем, чтобы заниматься спортом, ходить в дорогой спортивный клуб вместо бесплатной зарядки на местном стадионе, которая может ничуть не уступать по качеству, и быть даже более полезной?
Зачем брать кредит на авто, когда еще даже нет собственного жилья? Причем, на авто не для бизнеса, а сугубо для потребления: для «удобства передвижения».
В общем, есть еще много таких «зачем?», ответ на которые один: все это навязывает нам общество потребления. И те, кто не способен противостоять такому обществу и жить по собственным правилам, вынуждены исполнять навязанные стереотипы, даже если это наносит огромный вред личному финансовому состоянию.
Вспомните, как чаще всего люди оправдывают свое чрезмерное потребление:
- Живем один раз!
- Я могу себе это позволить!
- Что я, хуже других?
Но это отнюдь не собственные мысли человека — это стереотипы, навязанные ему обществом потребления. Так будет утверждать человек-потребитель, легко поддающийся влиянию. И он будет уверен в том, что в финансовую яму в результате попал не по своей вине, а, например, по вине работодателя (тот его уволил и перестал платить зарплату) или по вине государства (оно не создало ему новое рабочее место) или по вине банка (он, кровопийца, отбирает последнее). То есть, все вокруг виноваты, только не он сам — типичная ситуация для общества потребления.
Для чего я посвятил этой теме отдельную статью и сделал ее такой вот эмоциональной?
Я хочу, чтобы каждый осознал, что он сам может сделать свой выбор. Или жить по законам общества потребления, которые ему навязали, и иметь довольно нерадужные перспективы, или жить по собственным правилам, которые могут идти вразрез с общественным мнением, но конкретно для него будут более эффективными и полезными. Лично я для себя уже давно выбрал второй вариант, чего и всем желаю. Но, конечно же, выбор только за вами, и вам нести за него ответственность. Да-да, так бывает, когда человек сам может выбирать и нести ответственность за свой выбор.
Спасибо за длительное внимание. Всегда рад услышать любое ваше мнение в комментариях или на форуме. До новых встреч на Финансовом гении! Учитесь грамотно и эффективно использовать личные финансы.
Источник