Обмен продуктами какая сфера

Основные сферы жизни общества

Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, учеными было выработано понятие «подсистема». Подсистемами именуются «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.

Подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни, которых обычно выделяют четыре:

Название сферыОтношения, в которые вступают люди в рамках этой сферыОсновные элементы
Экономическая сфераОтношения в процессе производства, обмена и потребления. Отношения по поводу права собственности. Отношения в процессе предпринимательской деятельности. Взаимосвязь государства и экономики.Экономические системы; производство; обмен; распределение; формы собственности; рынки; деньги; бюджет; банки; налоги; безработица; предпринимательская деятельность.
Политическая сфераОтношения по поводу власти и управления обществом. Отношения человека и государства. Отношения между большими группами населения по вопросам управления, национальных отношений и пр.Политика; власть; государство; разделение властей; формы государственной власти (формы правления, формы территориального устройства, формы политических режимов); политические партии; выборы; гражданское общество.
Социальная сфераВзаимоотношения социальных групп между собой (классов, страт, профессиональных и социально-демографических групп, национальных общностей). Порядок и принципы этих взаимоотношений. Структура (стратификация) общества; социальные группы (классы, сословия, касты, страты, нации, и пр.); социальная мобильность и социальные лифты; национальные отношения; семья.
Духовная сфераОтношения людей, в основе которых лежат духовные ценности (культура, религия, образование, наука, мировоззрение и пр.). Отношения в процессе создания, распространения и усвоения этих ценностей.Культура; искусство; образование; наука; религия; вера; мировоззрение; мораль; нравственность; этика; эстетика и пр.

Каждая их этих сфер, будучи сама элементом системы, называемой «общество», в свою очередь оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни взаимосвязаны и взаимно обусловливают друг друга. Разделение общества на сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь. 

Подобная классификация применяется и к социальным институтам. Не стоит путать это понятие с учреждениями образовательной системы.

Социальный институт — исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей. 

Социальные институты:

  • обладают целями деятельности и наборами конкретных функций, позволяющими их достигать (например, суд как орган, осуществляющий правосудие и обладающий полномочиями для этой деятельности);

  • обеспечивают схожее, стандартное поведение людей в социально-типичных ситуациях (например, социальный институт — наследование);

  • организуют человеческую деятельность в систему ролей и статусов, устанавливая различные образцы поведения (например, социальный институт — семья).

Основные комплексы социальных институтов:

– экономические;

– политические;

– социальные;

– действующие в духовной области.

ВОПРОС:

Найдите в приведенном списке примеры, относящиеся к политической сфере общества, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)выборы главы государства
2)церковное богослужение
3)получение гражданином кредита
4)съезд правящей партии
5)строительство жилого дома

2. Установите соответствие между социальными ситуациями и подсистемами общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 СОЦИАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ ПОДСИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА
А)Проведение референдума о доверии президенту1)экономическая
Б)Написание приключенческого романа 2)духовная
В)Проведение научного исследования3)политическая
Г)Принятие закона об общественных организациях  
Д)Производство товаров массового спроса  

Источник

Структура производства

В целом производство — это деятельность общества, направленная на удовлетворение своих потребностей. Можно выделить 4 этапа производства, первым из которых будет выступать производство в узком смысле этого слова:

1) Производство — это процесс создания экономических благ и услуг, которые выступают исходным пунктом экономической деятельности.

* Существуют различные подходы к классификации. Например, производство разделяют на материальное и нематериальное, отдельно выделяя сферу услуг. При другой классификации разделение производится только на два вида: материальное и нематериальное производства, в каждом из которых происходит разделение на производство товаров и услуг.

Товар  — продукт труда (материальный, т.е. вещь) произведённый для продажи на рынке.  

Услуга  — результат деятельности, направленной на удовлетворение определённых потребностей общества и предлагаемой на рынке.  Не имеет материального выражения, реализуются и потребляется в процессе осуществления этой деятельности.

2) Распределение — это разделение произведённого продукта, дохода между участвующими в его производстве. 

Может рассматриваться как в узком смысле (между отдельными лицами, участвующими в производстве товара/услуги), так и в широком смысле (в экономике в целом, с учётом перераспределения с участием государства). 

3) Обмен — это процесс, в котором взамен произведённого продукта люди получают деньги или другой продукт (бартер).

4) Потребление — заключительная стадия производства, в процессе которой произведённый продукт используется (потребление предметов длительного пользования) или уничтожается (потребление краткосрочной продукции).

Сферы производства, распределения, обмена и потребления как фазы единого процесса производства не только следуют друг за другом, но и взаимопроникают друг в друга. 

В производстве задействованы средства производства:

Предмет труда — вещество природы, преобразуемое в процессе трудовой деятельности и/или информация, перерабатываемая в процессе интеллектуальной деятельности. Например, дерево, из которого создаётся мебель или статьи журналистов, проверяемые редактором журнала. Предмет труда, уже изменённый человеком, но требующий дальнейшей обработки (не конечное изделие, а используемое для последующего создания товара) называется сырьём.

Средства труда — то, с помощью чего осуществляется производственная деятельность, инструменты деятельности. Например, станки на предприятии. 

Создание товаров/оказание услуг обычно разделяется на несколько этапов (может быть и непрерывным процессом). Такие этапы называются производственными циклами.

Производственный цикл — период пребывания предметов труда в производственном процессе с начала изготовления до выпуска готового продукта.

Леон Вальрас (1834−1910) — французский экономист, лидер лозаннской школы маржинализма. 

Обмен продуктами какая сфера

Профессор Лозаннского университета, кафедра политической экономии (1870). 

Изучением его творчества занимаются Центр междисциплинарных исследований Вальраса — Парето, Международная ассоциация Вальраса и Центр Огюста и Леона Вальрасов.

Основатель концепции общего экономического равновесия. Впервые ввёл наиболее общие критерии рыночного равновесия, ввёл понятия 4 рынков: труда, капитала, финансовый, потребительских благ и услуг.

Закон Вальраса гласит, что стоимость требуемых экономикой товаров равна стоимости продаваемых товаров.

Разработал концепцию предельной полезности, полезности, которую человек получает от использования ещё одной дополнительной единицы блага.

Читайте также:  Какие продукты снижают холестерин в крови список

Считал использование математических методов обязательным элементом экономической науки, представитель математической школы в экономике.

Основные произведения: «Элементы чистой политической экономии» (1874), «Этюды социальной экономии» (1896), «Этюды прикладной политической экономии» (1898).

Чистая политическая экономия — это, по существу, теория определения цен при гипотетическом режиме совершенной свободной конкуренции. Она является разделом прикладной экономической теории, исследующей, всегда ли режим свободной конкуренции является наилучшим.

Аналогично, если существует определённая чистая экономическая теория, она должна предшествовать прикладной экономической теории; и эта чистая экономическая теория есть наука, во всех отношениях подобная наукам физико-математическим… Если чистая экономическая теория или теория обмена и меновой ценности, т. е. теория общественного богатства, взятая сама по себе, есть физико-математическая наука, подобно механике или термодинамике, тогда экономисты не должны бояться использовать методы и язык математики.

Совершенное или общее равновесие рынка имеет место лишь в том случае, если цена двух каких-либо товаров, одного в другом, равна отношению цен и того и другого в каком-либо третьем (товаре).

Источник

Гдз Боголюбов Л.Н. к учебнику по обществознанию 8 класс Параграф 20

Авторы: Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф.
Год: 2014
Описание: Гдз к учебнику ⁠Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. по обществознанию для 8 класса. На страницах решебника Вы найдёте, сделанные опытными специалистами — готовые домашние задания, большие и краткие конспекты, подробные и грамотные ответы на вопросы, правильные решения к тестам, отличные сочинения к проблемам и практикумам.

Боголюбов 8 класс / Параграф 20

1. Как связаны между собой затраты и прибыль производства? Какую роль в хозяйственной жизни играет торговля? Что такое экономический выбор? Какие существуют экономические системы?

2. Обязательно ли управлять экономикой? Нужны ли правила поведения на рынке? Как рождаются цены на товары и услуги? Рынок — зло или благо для общества?

Менеджмент или Управление производством — разработка и создание (организация), максимально эффективное использование (управление) и контроль социально-экономических систем.

Система управления экономикой – совокупность увязанных, согласованных методов и средств управления экономикой, хозяйством, используемых органами управления, управленческим аппаратом. Система управления экономикой представляет иерархическую структуру, разделенную на уровни. Система управления экономикой страны разделяется на территориальные и отраслевые системы (подсистемы второго уровня), которые в свою очередь включают локальные системы управления предприятиями, организациями, фирмами.

Цена — количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать) единицу товара. По сути, цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги. Цена — фундаментальная экономическая категория.

Проверим себя.

1. Каковы условия функционирования рынка?

1) Свобода ценообразования;

2) Свобода предпринимательства;

3) Конкуренция;

4) Развитая система общественного разделения труда;

5) Развитая рыночная инфраструктура;

6) Гарантия свободы всех форм собственности.

2. Почему конкуренцию считают главным мотором рыночной экономики?

Конкуренция — это борьба фирм за ограниченный спрос потребителя. Она заставляет производителей учитывать интересы потребителей, т. к. в ходе конкуренции рынок отбирает только те товары, которые нужны обществу, а прочие остаются невостребованными и их производство прекращается. 

3. Что влияет на спрос и предложение на рынке?

Спрос и предложение зависят от цены товара (чем она выше, тем меньше спрос и больше предложение), а также от некоторых неценовых факторов.

Для спроса — это изменение:
 1) Предпочтений, вкусов покупателей;
 2) Цены на другой взаимозаменяемый (субститут) или взаимодополняющий товар;
 3) Дохода покупателей; 
 4) Числа покупателей и др..

Для предложения — это изменение:
 1) Технологий производства;
 2) Цен на ресурсы;
 3) Ассортимента;
 4) Числа продавцов;
 5) Природно-климатических условий;
А также:
 6) Инфляционные ожидания;
 7) Введение дополнительных налогов и др.

4. Как производители в условиях рынка решают главные вопросы экономики?
Свободно формирующиеся в процессе купли-продажи цены являются ориентиром для производителя при принятии решений по основным экономическим вопросам: что, как и для кого производить?

Главные вопросы экономики:

1) Что производить? Производители решают проблему распределения ограниченных ресурсов между необходимыми товарами. Увеличение производство любого товара можно при сокращении другого.

2) Как производить? Один и тот же продукт может быть произвёден с помощью разных комбинаций ресурсов. Производители должны выбирать оптимальный способ.

3) Для кого производить? Производители должны понимать систему распределения общественного продукта, от чего будет зависеть экономическая система.

5. Каков механизм установления равновесной цены?

Желания потребителей и продавцов различны: одни хотят купить товар как можно дешевле, другие — продать как можно дороже. Их желания и возможности совпадают в одной точке, где совпадает количество товара, которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить по цене, которая устраивает обе стороны.

6. В чём состоит принцип «невидимой руки» рынка?

Производитель преследует собственную выгоду, но он не получит выручки, если покупателю не понравится его товар. В итоге все производители, как будто движимые «невидимой рукой», активно и добровольно удовлетворяют потребности всего общества.

В классе и дома

1. Можно ли отнести к достоинствам рыночной экономики тот факт, что полезность продукта определяется в сфере обмена? Аргументируй свой ответ.

Сфера обмена – это рынок, или же любое другое место, где осуществляется обмен. Полезность продукта определяется спросом (это количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар) Спрос можно определить лишь непосредственно на рынке товаров.

Вряд ли это является достоинством, ведь в процессе обмена участники (субъекты обмена) рискуют получить продукт, не обладающий необходимыми полезными свойствами и желаемыми функциями. В итоге покупатель остается разочарованным качеством, функционалом, и в результате фирма теряет покупателя, а значит и теряет прибыль.

2. В производстве холодильников внедрена новая технология, обеспечившая снижение затрат. Что случится с предложением на рынке этого товара?

В случае снижения затрат на производство падает цена изготовления изделия (в нашем случае холодильника). Теперь у производителя есть два варианта действия — когда оставшиеся средства он вкладывает в развитие исследований на новые улучшения продукции, при этом цена на холодильник остается такая же, либо на снижение продажной цены. В любом случае это произойдет с задержкой пока не продадутся холодильники из старой партии и новые не поступят в магазины.

Читайте также:  100 к 1 какие продукты и товары покупают про запас игра матрешка

3*. Большая часть человечества отдаёт предпочтение рыночному способу хозяйствования. Попробуй найти аргументы в пользу этого выбора.

У рыночного способа хозяйствования есть несколько преимуществ. 

1. Большая конкуренция среди производителей. Поэтому они расширяют ассортимент товаров, снижают цены, улучшают качество продукции. 

2. Отсутствие монополии. Потребителям не навязывают цены и товары.  

3. Производство опирается на потребности людей. Производят только те товары, которые нужны потребителям, не идет навязывание со стороны государства. 

4. Товары производят в больших объемах и вариациях. 

5. Научно-технический прогресс. Чтобы производить новую продукцию, нужны высокие технологии, совершенствование техники. 

4*. Известный австрийский экономист и философ Ф. Хайек отмечал: «Цены и прибыль — это инструмент, подобно биноклю, помогающий предпринимателю расширить пределы обозреваемого и ведущий к тому, что он с максимальной эффективностью обслуживает потребности совершенно незнакомых ему людей».

Для предпринимателя цена означает количество денег, которые предприниматель должен затратить на производство данного товара. Чем выше цена. тем больше денег должен вкладывать предприниматель в производство, тем выше его предпринимательский риск.

Прибыль для предпринимателя означает его заработок. Чем выше прибыль, тем выше отдача на вложенные деньги, тем выше стимул заниматься производством именно этого товара.

Примеры:
1. Производство спальных матрасов. Цена относительно не высока. Прибыль умеренная. В России за последние годы появилось много предприятий, производящих матрасы, конкурирующие по своим качествам с матрасами зарубежного производства.

2. Ракетостроение. Цена — высока. Прибыль — низкая (если вообще есть). Ракетостроение в России происходит за счет государства. Частный бизнес не вкладывает деньги в программы развития космического ракетостроения. Зато охотно выступает в роли субподрядчика. В последнем случае цена — высокая, но и прибыль — высокая, гарантированная.

3. Производство полиэтиленовых пакетов. Цена низкая. Прибыль — высокая. В России существует большое количество частных компаний, занимающихся производством полиэтиленовых пакетов.

Источник

Обществознание. 11 класс

Обществознание, 11 класс

Урок № 9. Экономика, экономическая наука

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Понятие экономики как науки.
  2. Экономики как хозяйства.
  3. Ограниченность ресурсов.
  4. Уровни экономики: микроэкономика, макроэкономика.
  5. Производство.
  6. Факторы производства и факторные доходы.

Тезаурус:

Экономика — область общественных отношений по поводу производства, обмена, распределения, потребления результатов человеческой деятельности, а также эффективного использования ресурсов

Микроэкономика – наука о производственных отношениях на уровне функционирования фирм или хозяйств. Микроэкономика изучает такие вопросы, как формирование стоимости, ограниченность ресурсов, соотношение спроса и предложения, изменение их динамики.

Макроэкономика – наука о хозяйственной системе страны или целого мира. Макроэкономика исследует проблемы занятости населения, причины возникновения и пути преодоления инфляции, проблематику государственного бюджета, факторы влияния на экономический рост.

Производство — это процесс создания экономических благ и услуг, которые выступают исходным пунктом экономической деятельности.

Распределение — это разделение произведенного продукта, дохода между участвующими в его производстве.

Обмен — это процесс, в котором взамен произведенного продукта люди получают деньги или другой продукт.

Потребление — заключительная стадия производства, в процессе которой произведенный продукт используется (потребление предметов длительного пользования) или уничтожается (потребление продовольствия).

Потребность — это необходимость в чем-либо для поддержания и развития жизнедеятельности личности и общества в целом. Потребности могут возникать и изменяться как под влиянием внутренних побудительных мотивов, так и под внешним воздействием. Они становятся побудительным мотивом экономической деятельности.

Экономические блага — это средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве.

Факторы производства — это ресурсы, которые участвуют в процессе производства товаров и услуг.

Факторный доход – это прибыль, которая получается от эксплуатации ресурсов или факторов производства.

Труд — это совокупность физических и умственных способностей, которые используют люди в процессе создания экономических благ. Величина этого фактора зависит от ряда параметров. Прежде всего — от количества населения трудоспособного возраста.

Земля– всевозможные природные ресурсы. Сюда относятся земельные участки, различные полезные ископаемые, древесину, водные ресурсы и т.п.

Капитал– произведенные человеком средства производства, задействованные в процессе производства. Капитал бывает двух видов:

Физический капитал–оборудование, здания, инструменты, транспортные магистрали, то есть все то, что реально относится к процессу производства или к транспортировке.

Финансовый (денежный) капитал – ценные бумаги или деньги, которые используются в рамках производственного производства т.е. для обогащения

Предпринимательские способности (предпринимательство)- деятельность, основанная на умении и возможности грамотно объединять остальные факторы производства ради получения прибыли, иметь определенные способности

Заработная плата – материальное вознаграждение за труд

Рента-определенная сумма, выплачиваемая за пользование землей.

Прибыль — разница между выручкуой от продаж товаров , необходимыми для производства или организации продажи этих товаров и услуг.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1.Обществознание. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, М. Ю. Телюкиной. — М.: Просвещение, 2018.

2. Курс экономической теории: учебник – 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание – Киров: «АСА», 2004г.

3. Экономический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. – М.: Институт новой экономики, 2007 – С.1152.

4. Седов В.В. Экономическая теория. Введение в экономическую теорию: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. с.36..

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Термин «экономика» (от греч. oikos-домашнее хозяйство и nomos-правила) имеет двоякий смысл. Впервые в научном труде слово «экономика» появилось в IV в. до н. э. у Аристотеля, который назвал ее «естественной наукой».

Экономика как наука прошла долгий путь развития. Вместе с изменением экономических условий жизни общества менялся и предмет экономики. В течение нескольких столетий предметом изучения экономики было богатство. Первоначально экономические школы и направления различались именно тем, что они понимали под богатством и источником богатства нации (от золота до всей массы созданных трудом людей продуктов). Во второй половине XIX в. предмет экономики меняется. Она становится наукой о рациональном ведении хозяйства в условиях ограниченности (редкости) ресурсов и безграничности потребностей. Сегодня такое понимание предмета экономической науки является господствующим.

Экономика –это наука, которая исследует, как люди в условиях ограничеснности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности.

Вопросы экономики как науки следующие:

  • что производить;
  • как производить;
  • кто будет это производить;
  • для кого это будет производиться.
Читайте также:  От каких продуктов поправляется попа

У экономической науки следующие функции:

Познавательная: исследование явлений и процессов экономической жизни

Прогностическая: возможность предсказания наступления экономических событий

Мировоззренческая: формирование взглядов человека на его место в экономике, на роль государства в экономической жизни страны

Методологическая: открытие определенных законов в науке дает ей же возможность развиваться дальше

Критическая: возможность рассмотрения различных точек зрения, утверждения несостоятельности определенных мнений и суждений

Социальная: служение интересам общества, повышение благосостояния людей

Практическая: помощь развитию хозяйства, поиск наилучших производственных решений

Экономика как хозяйство — это система хозяйствования, включающая отрасли материального производства (промышленность, сельское хозяйство , транспорт и т.д.) и нематериальны (образование, культура, здравоохранение) обеспечивающая общество материальными и нематериальными благами.

Экономика построена на экономической деятельности, которая, в свою очередь, состоит из четырех основных элементов: производство –> распределение –> обмен –> потребление.

Производство – процесс создание экономических благ, т.е. объектов, удовлетворяющих потребности человека, изготовление которых подразумевает использование ресурсов и труда; экономические блага ограничены и доступны не всем слоям населения. Например, Помимо экономических благ существуют блага даровые. Их отличие состоит в равной доступности для всех, неограниченности и количественном превосходстве над потребностями людей. Сюда можно отнести воду, воздух, энергию солнца.

Благо существует в виде товара и услуги. Товар — продукт труда, имеющий стоимость и распределяющийся в обществе путём обмена, купли-продажи.Товар обладает рядом особенных черт, таких как обязательное наличие стоимости и пользы для потребителя. Услуга — это трудовая деятельность на основе найма или в обмен на товар.

Стадии общественного производства

В своем движении продукт проходит определенные стадии. Экономическая наука выделяет следующие стадии производства: производство как таковое, распределение, обмен, потребление.

Производство делится на материальное и нематериальное. Ошибочно предполагать, что материальное производство создает товар, а нематериальное образует сферу услуг, потому как услуги бывают и материальными (транспорт, торговля), и нематериальными (образование, культура).

Распределение — это разделение произведённого продукта, дохода между участвующими в производстве.

Обмен — это процесс, в котором взамен произведённого продукта люди получают деньги или другой продукт.

Потребление — значительная стадия производства, в процессе которой произведённый продукт используется (потребление предметов длительного пользования) или уничтожается (потребление продовольствия)

Сегодня существует несколько уровней хозяйственных связей и уровней экономической деятельности. Рассмотрим основные три: микроэкономика, макроэкономика и мировая экономика.

Микроэкономика изучает, что отдельный экономический субъект покупает и продает, что он потребляет и что производит; как он принимает экономические решения во всевозможных ситуациях на различных микроэкономических рынках, т.е. на рынков товаров, услуг, природных ресурсов и т.д. Также микроэкономика изучает, что происходит, когда отдельные экономические субъекты вступают в экономические отношения друг с другом: как формируются рынки и возникает конкуренция; каковы будут цены товаров, продаваемых на этих рынках; что будет с этими рынками в будущем; как эти рынки реагируют на поведение различных субъектов экономических отношений.

Макроэкономика более широкое понятие. Это часть экономической науки, которая исследует экономику как единое целое. Де-факто основатель макроэкономической теории был Джон Мейнард Кейнс. Сегодня существует экономическое направление — кейнсианство.

Современный этап экономического развития характеризуется высоким уровнем взаимосвязи национальных экономик в мировом масштабе. Законы развития мирового хозяйства, которое включает в себя: торговлю, движение капиталов, обмен в области науки и техники, валютные отношения и др., изучает самостоятельная часть экономической науки — мировая (международная) экономика.

Ограниченность ресурсов (редкость ресурсов) — экономическое представление, выражающее конечность, редкость, дефицит ресурсов, общедоступных человеку и людям в любой определенный исторический период, условную их недостаточность, в сопоставлении с бесконечными людскими нуждами для удовлетворения, которых эти ресурсы употребляются. Ограниченность ресурсов ставит общество в целом, каждого отдельного человека или коллектив людей перед проблемой выбора. С развитием общества потребности изменяются количественно и качественно. Из этого следует, что обществу необходимы экономические ресурсы во всевозрастающих масштабах, но ресурсы общества принципиально ограничены. Все потребности людей удовлетворить нельзя. Проблема экономического выбора общества возникает из необходимости производства разнообразных товаров и услуг в условиях ограниченности экономических ресурсов

Часть экономических ресурсов, которые реально участвуют в процессе производства товаров и услуг, называют факторами производства.

Выделяют четыре фактора производства:

1. Труд — умственные и физические способности людей, их навыки и опыт, которые используют в форме услуг. Труд характеризуется интенсивностью и производительностью.

Интенсивность труда — это напряженность труда, которая определяется степенью расходования рабочей силы в единицу времени.

Производительность труда — это результативность труда, которая измеряется количеством продукции, произведённой в единицу времени.

2. Земля – всевозможные природные ресурсы. Сюда относятся земельные участки, различные полезные ископаемые, древесину, водные ресурсы и т.п.

3. Капитал – произведенные человеком средства производства, задействованные в процессе производства.

4. Предпринимательские способности (предпринимательство) – деятельность, основанная на умении и возможности грамотно объединять остальные факторы производства ради получения прибыли, иметь определенные способности: умение идти на риск, способность к принятию решений, умение брать ответственность за принятые решения, восприимчивость к нововведениям.

5. Информация (знания)

В рыночных условиях все факторы производства свободно продаются и покупаются, принося при этом своим владельцам факторный доход:

Рента – доход, приносимый фактором «Земля». Это регулярная плата за пользование имуществом владельца, при этом самому владельцу не требуется прилагать для его получения никаких дополнительных усилий. Пример – плата за аренду земельного участка или квартиры. Человек, живущий на ренту, называется рантье.

Процент – доход от фактора «Капитал». Заработная плата – доход от фактора «Труд». Это плата наемному работнику за труд. Прибыль – доход от фактора «Предпринимательская способность» и информация.

Прибыль – доходы за вычетом расходов. Получение прибыли является основной целью любого предпринимателя и любой коммерческой организации.

Фактор производства

Факторный доход(

Труд

Заработная плата

Земля

Рента

Капитал

Процент

Предпринимательство

Прибыль

Разбор типового тренировочного задания

1. Что из перечисленного является фактором производства?

Варианты ответов:

  1. Зарплата
  2. Рента
  3. Капитал
  4. Прибыль

Правильный вариант: 3. Капитал.

2. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго

Фактор производства

Фактор дохода

Труд

Рента

Предпринимательские способности

Процент

Капитал

Зарплата

Земля

Прибыль

Правильный вариант:

Фактор производства

Фактор дохода

Капитал

Процент

Земля

Рента

Предпринимательские способности

Прибыль

Труд

Зарплата

Источник