О продукте какой культуры идет речь
Содержание статьи
1.2.1. Культурный продукт . Арт-менеджмент
Культурный продукт – собирательное понятие, в которое включается как непосредственные результаты культурной деятельности субъектов сферы культуры и искусства, так и в более широком смысле – нечто, имеющее определенных набор свойств, создающих культурную или эстетическую ценность.
Обычно культурный продукт может быть выражен:
• в конкретной культурной ценности или артефакте (рисунок, рукопись, музыка, песня, выступление, архитектурная среда и т. д.);
• в товаре, т. е. культурной ценности в материальной форме, предложенной к продаже (книга, картина, музыкальная пластинка, иное произведение искусства);
• в услуге, т. е. культурной ценности в нематериальной форме, создаваемой субъектом сферы культуры и искусства в целях удовлетворения определенных потребностей целевой группы (театральное выступление, музыкальный концерт, выставка, фестиваль);
• в совокупности вышеперечисленных видов культурного продукта, создающей дополнительную ценность в других видах деятельности (культурный туризм, образование в области культуры и искусства, культурно-досуговые мероприятия для детей).
Выделяя особенности культурного продукта, отличающие его от традиционных продуктов, остановимся на таких моментах, как контекст потребления; роль творца (созидателя культурного продукта); географическое влияние. Кроме того, нужно подчеркнуть еще одну особенность культурного продукта – его ориентацию «на себя». Это отражает традиционный взгляд на культурный продукт как на продукт, созданный ради искусства, имеющий смысл, значение. Зачастую это и определяет ценность культурного продукта, в отличие от традиционных товаров и услуг, ориентированных на конечного потребителя и оценивающихся потребительскими свойствами.
Контекст потребления культурного продукта. Существует два традиционных представления о значении культурных продуктов в обществе (это противоречие относится в основном к продуктам искусства) – культурный продукт как элитарный (высокое искусство), с одной стороны, и массовый культурный продукт (низкая или массовая культура), с другой. Высокое искусство предполагает элитарность, значимые эстетические свойства создаваемых продуктов и соответственно большую ценность с позиции культуры и с экономической точки зрения. Создание таких продуктов происходит под влиянием внутренних эстетических и нравственных установок творца, с помощью его воображения, фантазии, творческого замысла. Творец менее подвержен внешним влияниям – моде, стереотипам, желаниям потребителей. Процесс восприятия высокого искусства предопределен знаниями, вкусами, пристрастиями потребителя. Однако элитарность культурного продукта определяет прежде всего ограниченность в возможности его «потребления» широким кругом лиц, ориентацию «на себя». Большей частью общества высокое искусство представляется недемократичным, снобистским, бесполезным, что, в свою очередь, снижает интерес к культуре, культурным продуктам. Противоположными свойствами обладает массовый культурный продукт. Он создается с целью удовлетворения потребностей максимально широкого круга лиц, ориентирован на текущие запросы, моду, усреднен и упрощен в плане культурно-эстетической составляющей, эксплуатирует самые простые эмоциональные сферы человека. Массовый культурный продукт создается талантливыми людьми, но под влиянием ориентации на прибыль, а не на искусство как таковое, что представляет серьезную опасность для развития культуры с эстетико-нравственных позиций.
В отличие от других сфер, при оценке культурных продуктов происходит уникальное соприкосновение различных систем критериев. Для культурных продуктов характерна такая ситуация: чем хуже продукт с эстетических и художественных позиций, тем он бывает более ценен для широкого круга потребителей. Если, по мнению профессиональных критиков, создается низкопробное произведение, которое не просуществует и нескольких лет, то массовая аудитория очень часто реагирует на него положительно. Подобное «противостояние» значения и роли продуктов в обществе нетипично для обычных товаров и услуг.
Для менеджмента в организациях культуры и искусства сложность состоит в том, чтобы сохранить причастность к высокой культуре и при этом в максимальной степени популяризировать свой культурный продукт. Неправильные решения могут вызывать нежелательные реакции в обществе, влиять на репутацию организации. В подобных условиях возрастает роль маркетинговых инструментов, нацеленных на объективный анализ запросов и грамотное позиционирование культурных продуктов.
Роль творца. Знания, компетенция и профессионализм конкретных людей являются ключевыми ресурсами во многих отраслях и сферах – медицине, образовании, IT и т. д. Однако значение личности творца для культурного продукта крайне высоко. Культурный продукт – результат деятельности человека, и конечная ценность такого продукта связана с талантом, харизмой, мастерством творца. Так, например, на выбор кинофильмов для просмотра или театральных постановок для посещения очень часто влияет актерский состав.
Для культурных продуктов характерно еще одно свойство, связанное с личностью творца, точнее, с его известностью. Нередко имя исполнителя, его имидж определяют интерес к создаваемому им продукту даже в большей степени, чем его эстетико-культурные качества. Такое положение дел наблюдается в музыкальной поп-культуре, исполнительском и изобразительном искусстве, кинематографе. Например, многие молодые художники не подписывают свои работы до тех пор, пока не приобретут определенной известности.
Значение этих особенностей культурного продукта в контексте управления организациями сферы культуры и искусства очень важно. Культурный продукт неотделим от творца, и, несмотря на традиционные представления о существенной роли человеческого капитала, чувствительность к личности творца в организациях сферы культуры и искусства гораздо более сильная, чем во многих других областях деятельности.
Местоположение. Совершенно очевидно, что культурный продукт подразумевает сложную взаимосвязь материальных и нематериальных элементов, тем не менее можно выделить одну особенность, которая является важной в контексте создания культурного продукта, а именно местоположение. Здесь нужно остановиться на двух аспектах. Во-первых, это «физические характеристики» тех мест, где создается культурный продукт, а во-вторых, «эмоциональные характеристики», т. е. ассоциация конкретных мест с определенным видом искусства. Эти два фактора тесно связаны между собой, однако их влияние на процесс и потребление культурных продуктов различно.
Когда говорят о «физических характеристиках» местоположения, то имеют в виду прежде всего инфраструктуру, набор условий для развития культуры и искусства и расширения возможностей создания культурных продуктов. К таким элементам обычно относят наличие большого количества культурных объектов, организаций сферы культуры и искусства, учреждений образования, «точек культурного роста» и географические характеристики – климат, географическое местоположение, природные особенности и т. д. Причем речь может идти как о многих направлениях культуры и искусства, так и о сосредоточении на одном или нескольких направлениях. Примерами мест, в которых развитие культуры и искусства обеспечивается «физическими характеристиками», в России могут служить Москва и Санкт-Петербург – признанные культурные центры мирового значения. Существуют места, где созданы условия для развития определенных видов искусства, например, Голливуд – лидер киноиндустрии.
Подход к анализу местоположения с позиции «физических характеристик» опирается на изучение кластеров как неких территорий, в рамках которых наблюдается большая концентрация взаимосвязанных организаций определенной сферы деятельности, инфраструктуры, научных и образовательных учреждений, взаимодополняющих друг друга. Эти взаимосвязи усиливают конкурентные преимущества и отдельных организаций кластера, и кластера в целом. Последние несколько лет особый интерес вызывал подход к развитию культуры и искусства с позиции культурных или творческих кластеров. Такой подход основывается на учете высокого вклада культурных отраслей в инновационное развитие определенных регионов. Более подробно данный вопрос будет рассмотрен в главе, посвященной инновационному менеджменту в сфере культуры и искусства.
Второй важный аспект, влияющий на создание культурного продукта, можно определить как «эмоциональные характеристики» местоположения. Под ними понимается набор представлений, мнений рационального или эмоционального характера о конкретном месте, сформировавшийся в общественном или индивидуальном сознании. По сути, имидж места, где был создан культурный продукт, очень часто оказывает влияние на этот продукт даже большее, чем какие-то другие его характеристики. Одним из факторов может быть национальное наследие – русский классический балет, японский театр кабуки, ирландские танцы, бразильский карнавал. Упоминание о том, что тот или иной культурный продукт имеет непосредственное отношение к таким «эмоциональным характеристикам», усиливает интерес, создает определенный имидж культурного продукта. Ориентация на причастность к тем или иным культурным ценностям, свойственным национальным культурам, прослеживается в музыкальной индустрии: многие молодые певцы исполняют песни на английском языке, поскольку англоязычная музыка доминирует в мире.
Контекст «эмоциональных характеристик» местоположения может быть выражен и в позиционировании культурного продукта в соответствии с местом, обладающим необходимым имиджем. Например, «выставка санкт-петербургского художника», «оригинальный бродвейский мюзикл», «шоу ирландских танцев» и другие тексты объявлений отодвигают на второй план имена исполнителей, как правило, не особо известных.
Влияние «эмоциональных характеристик» местоположения проявляется и в стремлении творцов, коллективов или культурных организаций быть представленными на рынках культурных продуктов этих мест. Место проведения выставки, гастролей может повысить статус художника или его продукта, улучшить репутацию, стимулировать интерес к культурному продукту.
Учет местоположения при создании и продвижении культурного продукта особенно важен в маркетинге. Иногда продукт бывает трудно отделить от местоположения, что ограничивает варианты распространения продукта. В то же время правильное использование имиджа места обеспечивает возможности для привлечения новых потребителей, способствует выходу на новые географические рынки. Идентичность местоположения – существенный фактор для творцов и организаций сферы культуры и искусства, но не менее значимы те ресурсы, прежде всего инфраструктурные, которыми обладает та или иная территория.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Источник
В чём особенности народной культуры (материалы для ЕГЭ)
Завершаем разговор о видах культуры. В этой статье Вас ждёт информация про народную или традиционную культуру.
Кто автор?
Скриншот с методических материалов автора. Схема 1
Автор неизвестен. Народная культура зародилась в традиционном обществе, поэтому культурологи связывают её с социальной группой, которая в те времена составляла большинство населения. Речь идёт о крестьянстве.
Кто потребитель?
Скриншот с методических материалов автора. Схема 2
Потребителем традиционной культуры может быть абсолютно любой человек. Все в детстве читали народные сказки и любили разгадывать загадки. Взрослые увлечённо рассказывают анекдоты и произносят тосты за праздничным столом.
Какой продукт создаёт?
Народная культура за всё время своего существования создала огромное количество уникального продукта.
Скриншот с методических материалов автора. Схема 3
Удивительно, что всё это многообразие создано народом, который в большинстве своём не умел читать и писать.
Многие достижения традиционной культуры популярны до сих пор. Из народных мотивов черпали своё вдохновение представители элитарной культуры. М. Глинка первым использовал народную музыку в симфонических произведениях. Его знаменитая «Камаринская» была создана на основе задорных мелодий русских плясовых.
Современная массовая культура России также активно использует народные мотивы. Русские песни в новых аранжировках исполняют
Н. Бабкина, Н. Кадышева и многие другие.
Легко ли понять смысл?
Если хотя бы раз слышали русские частушки, то для Вас ответ очевиден. Но на ЕГЭ нужно будет дать как минимум три характеристики.
Скриншот с методических материалов автора. Схема 4
Хранителями народной культуры являются сельские жители старшего поколения. Они передают не только жизненный опыт (в приметах, пословицах и поговорках), но и тайны традиционных ремёсел. Именно от дедушек и бабушек можно узнать как валять Елецкие валенки, лепить Дымковскую свистульку, плести Вологодское кружево…
Мем от автора: Бабушкины страдания
Знания свои передают они по старинке (от мастера к ученику). Обучают совершенно так же, как учили их самих много лет назад.
Как можно классифицировать?
Скриншот с методических материалов автора. Схема 5
При составлении развёрнутого плана на ЕГЭ можете воспользоваться классификацией народной культуры по количеству исполнителей (схема 5) или по производимому продукту (схема 2).
Какова цель народной культуры?
Скриншот с методических материалов автора. Схема 6
Главная цель народной культуры – сохранение традиций.
Какие функции выполняет?
Совет: если на экзамене потребуется назвать функции народной культуры, то смело применяйте знания о культуре вообще.
Скриншот с методических материалов автора. Схема 7
И не нужно специально заучивать функции каждого вида в отдельности. Элитарная, массовая и народная культуры в той или иной степени выполняют функции культуры в целом.
Какие признаки и характерные черты имеет традиционная культура?
С традиционной культурой мы встречаемся в своей повседневной жизни каждый день, например, когда на завтрак кушаем блины с мёдом. Или когда по совету бабушки варим варенье, непрерывно помешивая его, непременно деревянной ложкой.
Скриншот с методических материалов автора. Схема 8
Традиционная культура основана на интуиции. Повышение температуры определяем прикосновением ладони. В рецептах народной медицины часто встречаем слова: «щепотка», «на кончике ножа», «на глазок» и пр.
Все это (и многое другое) возникло сотни лет назад и сохраняется в нашей повседневности до сих пор.
Скриншот с методических материалов автора. Схема 9
Народная культура консервативна, она передаётся из уст в уста от бабушек своим внукам.
Её нельзя поставить на поток, так как сразу теряется душа и теплота итогового творения. Например, Оренбургская фабрика пуховых платков никогда не сможет создать настоящую паутинку. Такую, как вязала моя прабабушка: легко скользящую через обручальное кольцо, но между тем тёплую и пушистую.
Готовы применить задания?
Скриншот с задания из открытого банка ФИПИ
Напишите свои ответы в комментариях. Проверим?
Советую почитать по теме 1.10 «Понятие культуры. Формы и разновидности культуры»:
«Как справиться на ЕГЭ с простым вопросом (все о массовой культуре)«
«Какие признаки элитарной культуры спрашивают на ЕГЭ«
«Какие примеры приводят на ЕГЭ (№ 26 — элитарная культура)«
«Что пишут на ЕГЭ про массовую культуру«
«Почему на ЕГЭ путают элитарную и массовую культуру«
Удачи на ЕГЭ! Спасибо, что дочитали!
Источник
Что такое культура — понятие культуры, виды
Что такое культура: определение, значение
У слова «культура» множество значений. В обыденной речи мы можем этого не замечать, но это действительно так. Мы говорим хулиганам на улице «не надо ругаться, соблюдайте культуру речи», просим ребенка «не кричи, это некультурно!», ходим на концерт в Дом культуры и покупаем в магазине садоводства семена плодово-ягодных культур.
В разных словарях встречается более 15-и определений слова «культура».
КУЛЬТУРА — КУЛЬТУРА (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) — англ. culture; нем. Kultur.
Совокупность материальных и духовных ценностей, выражающая определенный уровень истор. развития данного общества и человека. Социологический словарь Культура — (лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, почитание) многозначное понятие, употребляемое для обозначения исторически определенного уровня развития общества, творческих сил и развития способностей человека, выраженного в типах… Словарь по культурологии культура — культура I ж.
Совокупность достижений человечества в области общественно-интеллектуальных и производственных отношений. || Совокупность таких достижений в определённую эпоху, у определённого народа. Толковый словарь Ефремовой
Культура — (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей… Большая советская энциклопедия
Культура — 1. совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей; 2. высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение. Большой бухгалтерский словарь
культура — КУЛЬТУРА -ы; ж. [лат. cultura] 1. Совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни. Материальная к. Духовная к. Достижения культуры. История культуры. К. античного мира. К. Древней Руси. Средневековая к. Толковый словарь Кузнецова
культура — Культуры, ж. [латин. cultura] (книжн.). 1. только ед. Совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе. История культуры. Развитие культуры происходит скачками. Большой словарь иностранных слов
КУЛЬТУРА — КУЛЬТУРА (лат. cultura — возделывание, воспитание, образование) — система исторически развивающихся надбио-логических программ человеческой деятельности, поведения и общения… Новейший философский словарь
КУЛЬТУРА — КУЛЬТУРА (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей… Большой энциклопедический словарь
культура — КУЛЬТ’УРА, культуры, ·жен. (·лат. cultura) (·книж. ). 1. только ед. Совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе. История культуры. Развитие культуры происходит скачками. Толковый словарь Ушакова
культура — КУЛЬТУРА ж. франц. обработка и уход, возделывание, возделка; || образование, умственное и нравственное; говорят даже культивировать, вм. обрабатывать, возделывать, образовать и пр. Культиватор в земледелии, скоропашка, для передваивания пашни, с железными лапами, вместо сошника. Толковый словарь Даля
КУЛЬТУРА — КУЛЬТУРА (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения)… Новая философская энциклопедия культура — -ы, ж. 1. Совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни. Материальная культура. Духовная культура. Малый академический словарь
К.- специфический признак человека, присущий ему с начала его существования. Этнографический словарь
КУЛЬТУРА — (англ. culture) — ценности, нормы и продукты материального производства, характерные для данного общества. Понятие «К.» (так же, как и понятие «общество») чрезвычайно широко употребляется в человекознании: социологии, психологии человека и др. Большой психологический словарь
Виды культуры
Обратимся к самым распространенным видам культуры:
Жизненные ценности
Нормы поведения
Артефакты (материальные произведения)
Культура, как ряд жизненных ценностей, выражается в соблюдении общепризнанных норм поведения. Это как раз тот случай, когда мы объясняем ребенку, что в театре некультурно бегать и кричать. Но речь идет не только о правилах приличия, а обо всех моральных ценностях общества. Так, мы спасаем недоношенных детей, определяя жизнь как высшую ценность, жертвуем деньги на благотворительность, считаем недопустимым воровать и применять к людям физическое, моральное насилие. От отношения к слабым — детям, пожилым людям, людям с особенностями развития, зависит культура всего общества. Как известно, общественные строи, где к людям применялись иные правила (напр. Спарта) не существовали долго.
Культура, как нормы поведения укладывается в правила, которые приняты в том или ином обществе или учреждении. Они могут изменяться со временем, становиться более демократичными или наоборот консервативными. Нормы поведения складываются исторически и, как правило, универсальны, при этом в каждой стране, у каждого народа есть свои особенности, которые стоит учитывать, если вы отправляетесь в путешествие.
Артефакты — это материальные произведения, осязаемое выражение культуры общества.
Основные признаки
Культуролог Софья Гердер выделила основные признаки культуры:
- культуру можно выявить и описать через ценности, нормы, стереотипы;
- культура проявляется и отражается в поведении людей, в искусстве, законах, поэзии, религии, праздниках, идеалах и во многом другом;
- культура всегда исторически обусловлена, но она может меняться на протяжении времени, как меняются представления о мире, о человеке, об обществе;
- культура объединяет людей в единое целое, помогает людям понимать друг друга, видеть самое ценное и благородное в человеке;
- культура может пониматься как система кодов (символы культуры, искусство, язык), с помощью которых люди хранят память о себе и взаимодействуют;
- культура характерна только для человека, потому что она наследуется негенетически, с помощью обучения и воспитания;
- культуру изучить в рамках одной науки невозможно, ее познают филологи, культурологи, политологи, философы, историки, искусствоведы и многие другие ученые;
- культуру измерить вряд ли возможно, потому что в каждой культуре свои «мерила», критерии оценки правильности поведения людей или духовных идеалов;
- культура воплощает свое богатство в творчестве и творческом преображении реальности;
- культура сложно уловима, но проявляется достаточно ярко на фоне других культур;
- культура находятся всюду, она внутри каждого, в его поведении и в ценностях;
- культура – феномен социальный, коллективный, хотя отдельный человек является носителем той или иной культуры;
- культура обладает границами, но нередко они размыты и не всегда можно отделить одну культуру от другой.
Читайте также
- О культуре
- Культура неприязни
- Церковь и культура: традиция и консерватизм
Церковь и культура. Видео
Источник