Ниже какого давления можно говорить о вакууме между стенками сосуда дьюара
РЕШИ ЗАДАЧУ!
2. Определите число N атомов в 1 кг водорода и массу одного атома водорода. 3. В закрытом сосуде вместимостью 20 л находятся водород массой 6 г и гелий массой 12 г. Определите: 1) давление; 2) молярную массу газовой смеси в сосуде, если температура смеси Т = 300 К. 4. Определите плотность смеси газов водорода массой m1 = 8 г и кислорода m2 = 64 г при температуре Т = 290 К и при давлении 0,1 МПа. Газы считать идеальными. 5. В баллоне вместимостью 15 л находится азот под давлением 100 кПа при температуре t1= 27 °С. После того как из баллона выпустили азот массой 14 г, температура газа стала равной t2 = 17 °С. Определите давление азота, оставшегося в баллоне. 6. Баллон вместимостью V = 20 л содержит смесь водорода и азота при температуре 290 К и давлении 1 МПа. Определите массу водорода, если масса смеси равна 150 г. 7. Азот массой 7 г находится под давлением p = 0,1 Мпа и температуре Т1 = 290 К. Вследствие изобарного нагревания азот занял объем V2 = 10 л. Определите: 1) объем газа до расширения, 2) температуру газа после расширения, 2) плотность газа до и после расширения. 8. В сосуде вместимостью 1 л находится кислород массой 1 г. Определите концентрацию молекул кислорода в сосуде. 9. В сосуде вместимостью 5 л при нормальных условиях находится азот. Определите: 1) количество вещества v; 2) массу азота; 3) концентрацию n его молекул в сосуде. 10. Средняя квадратичная скорость некоторого газа при нормальных условиях равна 480 м/с. Сколько молекул содержит 1 г этого газа? 11. В сосуде вместимостью V = 0.3 л при температуре Т = 290 К находится некоторый газ. Насколько понизится давление газа в сосуде, если из него из-за утечки выйдет N = 1019 молекул. 12. Определите давление, оказываемое газом на стенки сосуда, если его плотность ρ = 0,01 кг/м3 и средняя квадратичная скорость молекул газа составляет 480 м/с. 13. Определите наиболее вероятную скорость молекул газа, плотность которого при давлении 40 кПа составляет 0,35 кг/м3. 14. Определите среднюю кинетическую энергию (ε0) поступательного движения молекул газа, заходящегося под давлением 0,1 Па и имеющим концентрацию молекул 1013 см-3. 15. Определите: 1) наиболее вероятную vв; 2) среднюю арифметическую v; 3) среднюю квадратичную vкв скорость молекул азота (N2) при 27 °С. 16. При какой температуре средняя квадратичная скорость молекул кислорода больше их наиболее вероятной скорости на 100 м/с? 17. Используя закон распределения молекул идеального газа по скоростям, найдите формулу наиболее вероятной скорости Vв. 18. Используя закон распределения молекул идеального газа по скоростям, найдите закон, выражающий распределение молекул по относительным скоростям u (u = v/vв). 19. Используя закон распределения молекул идеального газа по скоростям, найдите среднюю арифметическую скорость v молекул. Указание: средняя арифметическая скорость определяется по формуле 20. Используя закон распределения молекул идеального газа по скоростям, найдите среднюю квадратичную скорость (vкв). 21. Используя функцию распределения молекул идеального газа по энергиям, найдите среднюю кинетическую энергию (ε) молекул. 22. Используя функцию распределения молекул идеального газа по энергиям, найдите наиболее вероятное значение энергии εв молекул. 23. Используя функцию распределения молекул идеального газа по энергиям, найдите для данной температуры отношение средней кинетической энергии ε молекул к их наиболее вероятному значению энергии εв. 24. Закон распределения молекул газа по скоростям в некотором молекулярном пучке имеет вид f(v) = Av3e-m0v^2, определите: 1) наиболее вероятную скорость; 2) наиболее вероятное значение энергии молекул в этом пучке. 25. На какой высоте давление воздуха составляет 60% от давления на уровне моря? При решении считать, что температура воздуха везде одинакова и равна 10 C. 26. Каково давление воздуха в шахте на глубине 1 км, если считать, что температура по всей высоте постоянная и равна 22 С, а ускорение свободного падения не зависит от высоты? Давление воздуха у поверхности Земли равно p0. 27. Определите отношение давления воздуха на высоте 1 км к давлению на дне скважины глубиной 1км. Воздух у поверхности Земли находится при нормальных условиях, и его температура не зависит от высоты. 28. На какой высоте плотность воздуха в е раз (е — основание натуральных логарифмов) меньше по сравнению с его плотностью на уровне моря? Температуру воздуха и ускорение свободного падения считайте не зависящими от высоты. 29. Используя идею установки Перрена для определения постоянной Авогадро и применив к частицам краски, взвешенным в воде, больцмановское распределение, найдите объем частиц, если при расстоянии между двумя слоями 80 мкм число взвешенных частиц в одном слое вдвое больше, чем в другом. Плотность растворенной краски 1700 кг/м3, а температура окружающей среды 300 К. 30. Определите среднюю длину свободного пробега l молекул кислорода, находящегося при температуре 0 С, если известно среднее число z столкновений, испытываемых молекулой за 1 с, равно 3,7 * 109. 31. При каком давлении средняя длина свободного пробега молекул водорода равна 2,5 см, если температура газа равна 67 С? Диаметр молекулы водорода считать равным 0,28 нм. 32. Определите среднюю продолжительность τ свободного пробега молекул водорода при температуре 27 С и давлении 0,5 кПа, принимая диаметр молекулы водорода равным 0,28 нм. 33. Средняя длина свободного пробега l1 молекул водорода при нормальных условиях составляет 0,1 мкм. Определите среднюю длину их свободного пробега при давлении 0,1 мПа, если температура газа остается постоянной. 34. При температуре 300К и некотором давлении средняя длина свободного пробега l молекул кислорода равна 0,1 мкм. Чему равно среднее число столкновений, испытываемых молекулами за 1 с, если сосуд откачать до 0,1 первоначального давления? Температуру газа считать постоянной. 35. Определите: 1) плотность p воздуха в сосуде; 2) концентрацию n его молекул; 3) среднюю длину свободного пробега (l) молекул, если сосуд откачан до давления 0,13 Па. Диаметр молекул воздуха примите равным 0,27 нм. Температура воздуха 300 К. 36. Определите коэффициент теплопроводности λ азота, находящегося в некотором объеме при температуре 280 К. Эффективный диаметр молекул азота равен 0,38 нм. 37. Кислород находится при нормальных условиях. Определите коэффициент теплопроводности λ кислорода, если эффективный диаметр его молекул равен 0,36 нм. 38. Пространство между двумя параллельными пластинами площадью 150 см2 каждая, находящимися на расстоянии 5 мм друг от друга, заполнено кислородом. Одна пластина поддерживается при температуре 17 С, другая — при 27 С. Определите количество теплоты, прошедшее за 5 мин посредством теплопроводности от одной пластины к другой. Кислород находится при нормальных условиях. Эффективный диаметр молекул кислорода считать равным 0,36 нм. 39. Определите коэффициент диффузии D кислорода при нормальных условиях. Эффективный диаметр молекул кислорода примите равным 0,36 нм. 40. Определите массу азота, прошедшего в следствии диффузии через площадку 50 см2 за 20 с, если градиент плотности в направлении, перпендикулярном площадке, равен 1 кг/м4. Температура равна 290 К, а средняя длина свободного пробега молекул равна 1 мкм. 41. Определите, во сколько раз отличаются коэффициенты динамической вязкости η углекислого газа и азота, если оба газа находятся при одинаковых температуре и давлении. Эффективные диаметры молекул этих газов равны. 42. Определите коэффициент теплопроводности азота, если коэффициент динамической вязкости для него при тех же условиях равен 10 мкПа * c. 43. Азот находится под давлением 100 кПа при температуре 290 К. Определите коэффициенты диффузии D и внутреннего трения η. Эффективный диаметр молекул азота принять равным 0,38 нм. 44. Ниже какого давления можно говорить о вакууме между стенками сосуда Дьюара, если расстояние между стенками сосуда равно 8 мм, температура 17 С, эффективный диаметр молекул воздуха равен 0,27 нм. 45. Давление разреженного газа в рентгеновской трубке при температуре 17 °С равно 130 мкПа. Можно ли вести разговор о высоком вакууме, если характерный размер l0 (расстояние между катодом и анодом трубки) составляет 50 мм? Эффективный диаметр молекул воздуха примите равным 0,27 нм. |
Источник
(. 4 )
Дано: |
Решение:
С газом находящемся в запаянном конце трубки происходит изотермический процесс:
Пример №12
При какой температуре средняя кинетическая энергия теплового движения атомов гелия будет достаточна для того, чтобы атомы гелия преодолели земное тяготение и навсегда покинули земную атмосферу? Решить аналогично задачу для Луны.
Дано: |
Т-? |
Решение:
Для средней квадратичной скорости:
Чтобы атом гелия покинул земную атмосферу необходимо:
Тогда: и ;
Заключительная часть
Подводятся итоги занятия Задаётся задание на самостоятельную работу по пройденной теме:
«Сборник задач по курсу физики» № 2.4; 2.6; 2.8; 2.13.
Объявляется тема следующего занятия.
Тема 6.2.Молекулярно-кинетическая теория идеальных газов.
Явление переноса.
I. Цель практического занятия:
1. Закрепить и углубить знание теоретических вопросов, основных понятий и формул м. к.т., а также законов Фурье; Фика и Ньютона (для явлений переноса).
2. Учиться применять полученные знания для решения задач по данной теме.
II. Расчёт учебного времени:
Содержание занятия | Время (мин.) |
Вступительная часть: Объявление темы и цели занятия. Контрольный опрос: Наиболее вероятная, средняя квадратичная и средняя арифметическая скорости молекул. Средняя кинетическая энергия поступательного движения молекулы идеального газа. Барометрическая формула. Распределение Больцмана. Среднее число соударений молекулы за 1с. Средняя длина свободного пробега молекулы. Закон теплопроводности Фурье. Закон диффузии Фика. Закон Ньютона для внутреннего трения. Основная часть: Решение задач по темам: § С использованием формул скоростей. § С использованием барометрической формулы. § На определение среднего времени свободного пробега и средней длины свободного пробега. § С использованием основных законов физической кинетики. Заключительная часть: Подведение итогов занятий, объявление задания на самостоятельную работу | 10 70 10 |
Контрольный опрос:
1. Скорости молекул:
в) Наиболее вероятная
г) Средняя квадратичная
д) Средняя арифметическая
2. Энергия поступательного движения молекулы газа:
3. Барометрическая формула
4. Распределение Больцмана:
5. Среднее число соударений молекулы за 1с:
6. Средняя длина свободного пробега:
7. Закон Фурье:
8. Закон Фика: , где ;
9. Закон Ньютона:
Основная часть
Пример №1
Определить среднюю арифметическую скорость молекул газа, если известно, что их средняя квадратичная скорость
=1 км/с.
Дано: |
Решение:
Используем формулы средней квадратичной и арифметической скоростей: и ; ;
Пример №2
На какой высоте давление воздуха составляет 60% от давления на уровне моря? Считать, что температура воздуха везде одинакова и равна 10°С.
Дано: |
h-? |
Решение:
Используем барометрическую формулу:
;
Прологарифмируем полученное выражение:
;
Пример №3
Определить отношение давления воздуха на высоте 1 км к давлению на дне скважины глубиной 1 км. Воздух у поверхности Земли находится при нормальных условиях, и его температура не зависит от высоты.
Дано: | Решение: Найдём отношение давлений: |
Пример №4
Барометр в кабине летящего самолёта всё время показывает одинаковое давление р=80 кПа, благодаря чему лётчик считает высоту h полёта неизменной. Однако, температура воздуха изменилась на . Какую ошибку в определении высоты допустил лётчик? Считать, что температура не изменяется с высотой и что у поверхности Земли давление кПа.
Дано: |
Решение:
Пусть давление воздуха при первоначальной температуре и на первоначальной высоте:
После понижения температуры до , для сохранения давления неизменным следует уменьшить высоту до , тогда:
Учитывая, что , получим: ; и
;
Тогда:
Пример №5
Определить среднюю продолжительностьсвободного пробега молекул водорода при температуре 27°С и давлении 5 кПа. Диаметр молекулы водорода принять равным 0,28 нм.
Дано: |
Решение:
Если 1с поделим на среднее число соударений за 1с , то получим время между двумя соударениями:
Так как , то и ; то
Пример №6
При температуре 300 К и некотором давлении средняя длина свободного пробега молекул кислорода равна 0,1 мПа. Чему равно среднее число столкновений, испытываемых молекулами в 1 с, если сосуд откачать до 0,1 первоначального давления? Температуру газа считать постоянной.
Дано: |
Решение:
До уменьшения давления средняя длина свободного пробега была:
то есть
после откачки и
Пример №7
Ниже какого давления можно говорить о вакууме между стенками сосуда Дьюара, если расстояние между стенками сосуда равно 8 мм, а температура 17°С? Эффективный диаметр молекул воздуха принять равным 0,27 нм.
Дано: |
Решение:
Можно говорить о вакууме в сосуде Дьюара, если молекула воздуха проходя расстояние от одной стенки до другой не испытывает соударений с другими молекулами, то есть если длина свободного пробега молекулы будет больше линейных размеров сосуда: ≥L
≥L поэтому p≤
Пример №8
Пространство между двумя параллельными пластинами площадью 150 см2 каждая, находящимися на расстоянии 5 мм друг от друга, заполнено кислородом. Одна пластина поддерживается при температуре 17°С, другая — при температуре 27°С. Определить количество теплоты, пошедшее за 5 минут посредством теплопроводности от одной пластины к другой. Кислород находится при нормальных условиях. Эффективный диаметр молекул кислорода считать равным 0,36 нм.
Дано: |
Q-? |
Решение:
Используем закон Фурье: ,
где
и , ;
Поэтому
Пример №9
Определить массу азота прошедшего вследствие диффузии через площадку 50 см2 за 20 с, если градиент плотности в направлении, перпендикулярном площадки, равен 1 кг/м4. Температура азота 290 К, а средняя длина свободного пробега его молекул равна 1мкм.
Дано: | Решение: Используем закон Фика: , где коэффициент диффузии Тогда |
m-? |
Пример №10
Определить, во сколько раз отличаются коэффициенты динамической вязкости углекислого газа и азота, если оба газа находятся при одинаковых температуре и давлении. Эффективные диаметры молекул этих газов считать равными.
Дано: | Решение: Коэффициент динамической вязкости: |
Пример №11
Определить коэффициент теплопроводности азота, если коэффициент динамической вязкости для него при тех же условиях равен 10 мкПа·с.
Заключительная часть:
Подводятся итоги занятия. Задаётся задание на самостоятельную работу по пройденной теме: «Сборник задач по курсу физики»: № 2.31; 2.33; 2.37; 2.45. Объявляется тема следующего занятия.
Тема 6.2. Основы термодинамики.
I. Цель практического занятия:
1. Закрепить и углубить знание теоретических вопросов, законов, основных понятий и формул термодинамики.
2. Учиться применять полученные знания для решения задач по данной теме.
II. Расчёт учебного времени:
Содержание занятия | Время (мин.) |
Вступительная часть: Объявление темы и цели занятия. Контрольный опрос: Средняя энергия молекулы. Внутренняя энергия идеального газа. Первое начало термодинамики. Удельные теплоёмкости. Молярные теплоёмкости. Уравнение Майера. Изменение внутренней энергии идеального газа. Работа газа при изменении его объёма. Работа газа в разных изопроцессах. Уравнение адиабатического процесса. Работа в адиабатическом процессе. Термический к. п.д. для кругового цикла. К. п.д. цикла Карно. Основная часть: Решение задач: § На определение теплоёмкостей. § С использованием первого начала термодинамики. § С использованием уравнения адиабатического процесса. § На определение термического к. п.д.. Заключительная часть: Подведение итогов занятий, объявление задания на самостоятельную работу. | 10 70 10 |
Контрольный опрос:
Средняя энергия молекулы: Внутренняя энергия идеального газа: Первое начало термодинамики Удельные теплоёмкости:
а.) при постоянном объёме
б.) при постоянном давлении
5. Молярные теплоёмкости:
а.) при постоянном объёме
б.) при постоянном давлении
6. Уравнение Майера:
7. Изменение внутренней энергии идеального газа:
8. Работа газа при изменении его объёма: ;
9. Работа газа в разных изопроцессах:
а.) при изобарном процессе
б.) при изотермическом процессе
в.) при изохорном процессе
10. Уравнение адиабатического процесса:
; ;
11. Работа в адиабатическом процессе:
12. Термический к. п.д. для кругового цикла:
13.
14. К. п.д. цикла Карно:
Основная часть
Пример №1
Определить удельные теплоёмкости CV и Cp смеси углекислого газа массой m1=3 г и азота массой m2=4 г.
Решение:
По определению:
1. При , с учётом и ,
.
,
где и — число степеней свободы углекислого газа и азота (; ).
Тогда .
2. При , =.
Для смеси газов: ,
Тогда .
Расчёты дают ;
Пример №2
Определить количество теплоты, сообщённое газу, если в процессе изохорного нагревания кислорода объёмом V=20 л его давление изменилось на ∆p=100 кПа.
Дано: |
Q — ? |
Решение:
При изохорном процессе:
, поэтому .
Используя уравнение Менделеева — Клапейрона для двух состояний
И учитывая, что :
, тогда кДж.
Пример № 3
Кислород объёмом 1 л находится под давлением 1 МПа. Определить, какое количество теплоты необходимо сообщить газу, чтобы: 1) увеличить его объём вдвое в результате изобарного процесса; 2) увеличить его давление вдвое в результате изохорного процесса.
Дано: |
Q1 — ? Q2 — ? |
Решение: Найдём отношение давлений:
1. Используем первое начало термодинамики для изобарного процесса:
.
Т. к. , то
кДж
2. При изохорном процессе: и
Т. к. , то и ,
то .
кДж.
Пример №4
Азот массой m=14 г сжимают изотермически при температуре T=3000 K от давления p1=0,5 МПа до давления p2=500 кПа. Определить: 1) изменение внутренней энергии газа; 2) работу сжатия; 3) количество выделившейся теплоты.
Дано: | Решение: Т. к. , то и кДж. — это количество теплоты, полученное газом. Тогда количество выделившейся теплоты: кДж. |
Пример №5
Азот массой m=1 кг занимает при температуре T1=300 К объём V1= 0,5 м3. В результате адиабатического сжатия давление газа увеличилось в 3 раза. Определить: 1) конечный объём газа;
2) его конечную температуру; 3) изменение внутренней энергии газа.
Дано: | Решение: Из уравнение адиабатического процесса: ; где , тогда м3 . , тогда K кДж |
Пример №6
Кислород, занимающий при давлении p1=1 МПа объём V1=5 л, расширяется в n=3 раза. Определить: конечное давление и работу, совершенную газом. Рассмотреть следующие процессы:
1) изобарный; 2) изотермический; 3) адиабатический.
Дано: | Решение: 1. В изобарном процессе Па, а кДж 2. В изотермическом процессе и Па, а кДж. В адиабатическом процессе , где $ и Па, а кДж |
.Пример №7
Азот массой 500 г, находящийся под давлением p1=1 МПа при температуре t1=1270С, подвергли изотермическому расширению, в результате которого давление газа уменьшилось в n=3 раза. После этого газ подвергли адиабатическому сжатию до начального давления, а затем он был изобарно сжат до начального объёма. Построить график цикла и определить работу, совершенную газом за цикл.
Дано: |
Решение:
1à2 — это изотерма, поэтому
Дж
и ; то ,
м3,
2à3 — адиабата, поэтому
, то м3 и
Дж.
3à1 — изобара, поэтому Дж.
Работа газа в цикле: кДж.
Пример №8
Идеальный газ, совершающий цикл Карно, 70% количества теплоты, полученной от нагревателя, отдаёт холодильнику. Количество теплоты получаемой от нагревателя, равно 5 кДж. Определить:
1) термический к. п.д. цикла; 2) работу, совершенную при полном цикле.
Дано: = 0.7 | Решение: Для термического к. п.д. цикла: (30%) кДж |
Пример №9
Идеальный газ совершает цикл Карно. Газ получил от нагревателя количество теплоты 5,5 кДж и совершил работу 1,1 кДж. Определить: 1) термический к. п.д. цикла; 2) отношение температур нагревателя и холодильника.
Дано: | Решение: (20%) ; |
-? |
Пример №10
Идеальный газ совершает цикл Карно. Температура нагревателя T1=500 К, холодильника T2=300 К. Работа изотермического расширения газа составляет 2 кДж. Определить: 1) термический к. п.д. цикла;
2) количество теплоты, отданное газом при изотермическом сжатии холодильнику.
Заключительная часть:
Подводятся итоги занятия. Задаётся задание на самостоятельную работу по пройденной теме: «Сборник задач по курсу физики»: № 2.52; 2.54; 2.58; 2.63, 2.67, 2.71. Объявляется тема следующего занятия.
Литература
1. Трофимова физики. — М.: «Высшая школа», 2002. — 541 с.
2. Трофимова задач по курсу физики. — М.: «Высшая школа»,
1996. — 302 с.
3. , А., Фёдоров по физике. — М.: «Высшая школа», 1973. — 509 с.
4. Волькенштейн задач по общему курсу физики. — М.: «Наука»,
1969. — 464 с.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 3 | |
1. | Практическое занятие № 8 | 4 |
2. | Практическое занятие № 9 | 10 |
3. | Практическое занятие № 10 | 19 |
4. | Практическое занятие № 11 | 25 |
5. | Практическое занятие № 13 | 32 |
6. | Практическое занятие № 14 | 40 |
7. | Практическое занятие № 15 | 48 |
Литература | 55 |
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 |
Источник