Можно стричь волосы православному священнику
Содержание статьи
Можно ли стричься православным священникам
Автор Команда Pravlife На чтение 3 мин. Просмотров 129
Уже так заведено в наших православных храмах, что большинство священников носят длинные волосы и бороды. Но откуда пошел этот обычай или действительно ли нельзя батюшкам стричься?
Немного истории
Все помнят, что в Ветхом Завете говорилось о так называемых «назореях». Это – особый тип людей, посвятивших свою жизнь служению Богу. Они были обязаны никогда не стричь свои волосы. Вспомним также ветхозаветного судию Самсона, у которого вся сила была – в его волосах. Когда ему их обрезали, он не смог защититься и попал в плен к врагам.
Возможно, от этих древних героев и пошел обычай – не стричь волосы в знак посвящения себя Богу. У монахов Востока была такая традиция, западные же монахи стригли волосы и бороды скорее в гигиенических целях. Они считали окунаться в водоемы – это опасно для здоровья, а в волосах и бороде обычно размножались вредные организмы. Поэтому волосы стригли, но на востоке омовение и купание в водоемах было обычным делом. И стричь волосы и бороды им было незачем.
Позднее в России был распространен обычай среди священнослужителей – выстригать макушку, оставляя только кольцо из волос по бокам. Это символизировало терновый венец Христа. По этому признаку и узнавали священников на Руси. На оголенную макушку надевали скуфейку. Такой обычай существовал вплоть до девятнадцатого века.
Если священник по каким-то прегрешениям был запрещен к служению, он согласно апостольскому правилу начинал снова отращивать волосы. Однако, если вспомнить послание святого апостола Павла, там говорится, что если мужчина отращивает волосы, это – позор для него. Стало быть, апостол запрещает мужчинам растить волосы, в отличие от прекрасного пола. Он же говорит, что длинные волосы для женщин служат покрывалом. У мужчин же должны быть короткие волосы.
Мода отращивать длинные волосы мужчинам была у язычников. Таким образом, они привлекали милость своих богов. Также это считалось символом распутности, привлечения женского пола. Апостольское правило запрещает верующим мужчинам носить длинные волосы, золотые перстни на пальцах, роскошные сандалии и т.д. Значит, православный мужчина всегда должен быть подстрижен аккуратно.
Может ли стричься священник
Насчет этого специального запрещения Церкви не существует. Но еще сравнительно недавно, после обращения в 90-х годах массы народа в православие, при хиротонии священника он должен был подписать клятву, где запрещалось ему стричь волосы и бороду. Однако, со временем такая клятва была упразднена.
Просто уже сложился некий стереотип, что духовное лицо, будь то монах или священник, должен выглядеть «не как все». Это значит, иметь длинную бороду и волосы. Но насчет этого рекомендаций Церковного устава нет. Но зато есть повеление всем священнослужителям: «иметь аккуратный, опрятный внешний вид». Это значит, не ходить как чучело, со спутанными грязными сосульками на голове вместо волос, забранными в лохматый хвост резинкой непонятного цвета.
Священник должен привлекать людей, а не отталкивать своим внешним видом. А при виде неопрятной прически появляется мысль о присутствии живности на голове и в бороде у батюшки. Многие ли станут духовными чадами таких священнослужителей?
Конечно, священник не должен иметь стильную укладку, стрижку по последней моде, иметь вид только что покинувшего салон красоты. Но следить за своим внешним видом он обязан, дабы не отпугивать верующих. В идеале – опрятные, не совсем коротко подстриженные волосы, чистые, тщательно расчесанные. К такому же виду должна стремиться и борода. Как писал архимандрит Киприан: «ухоженный внешний вид священника не может уменьшить его духовности и подать повод к упреку в служении капризной моде».
Источник
опросы священнику
Выберите раздел | Задайте новый вопрос |
Вопрос № 4006 (Разное) Ответов: 7 Просмотров: 6498 Благословите отец Александр!Сейчас читаю книгу старца Паисия Святогорца,он пишет,что женщине нельзя краситься.А волосы стричь можно?И ещё сегодня стала невольной свидетельницей-в магазинчик на рынке вошел священик, в руках у него были свячена (ну я так думаю что свячена) вода,свечи,и ларчик для сбора пожертвований,он поздравил с днем памяти Св.вмч.Екатерины и начал окраплять свяченой водою и тут одна женщина говорит ему «Вам православная церковь запрещает ходить вот так» А он ей отвечает в Библии написано,что надо ходить и проповедовать,вот я проповедую,что сегодня день св.Катерины,эта женщина что-то там ещё сказала насчет свидетелей Иеговы и недовольна ушла.А я вспомнила ,что у нас на отдаленном участке хотят построить церковь,батюшка там молодой(я правда его незнаю в лицо),и крутится как мне рассказывали сам,я положила пожертвование.А Вас хочу спросить-правда ли это,что православным священикам нельзя ходить и собирать пожертвования?Я считаю,что эта женщина не права.Спаси Вас Господи! (елена, 07.12.2012 15:13) | ||||||
Протоиерей Александр Билокур 07.12.2012 21:31:
|
| |
---|---|
Внимание! Вопросы, содержащие ссылки сохранены не будут! |
Источник
Памяти старца Григория (Зумиса). «Ты зачем длинные волосы носишь?!» / Православие.Ru
23 апреля исполнилось полгода по преставлении ко Господу геронды Григория (Зумиса), игумена святогорского монастыря Дохиар. Он мог сказать то, что ты никогда и нигде больше не услышишь. Как, например, проникнуть в сущность другого человека? Но главное – чего это будет тебе стоить? Старца вспоминают в том числе и те, кто до сих пор ломает голову над его поступками и словами…
Архимандрит Григорий (Зумис)
Актуальный разговор
Протоиерей Валериан Кречетов, настоятель храмов Покрова Пресвятой Богородицы и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской в Акулове:
– Геронда Григорий – очень трогательный старчик. Такой любовью к людям обладал.
Мы как-то раз пришли в Дохиар, у них там был какой-то особый день, мы думали, он нам что-то скажет, а он стал меня просить, и так я там перед братией выступал.
Протоиерей Валериан Кречетов и р.Б.Рафаил
Это он, кстати, сказал эти очень актуальные сейчас слова:
– Дьявол сначала поднимает национальное сознание, потом религиозное разворачивает в ту сторону, что, мол, какие мы исключительные, особые… И отделяет так от всех остальных. А потом по одному всех передавит!
А одному батюшке, у которого были проблемы со взрослыми детьми, и он спросил, как ему быть, геронда ответил:
– Не ввязывайся, будешь всю жизнь виноват!
Как богемного рок-музыканта может переплавить монашество
р. Б. убогий Рафаил:
– В Дохиаре были очень интересные беседы. Отец Григорий – это был такой кремень веры! Старец был такого смирения! Мы, когда впервые приехали, заходим на территорию обители, там ходит какой-то человек весь в рванье, а вокруг него, наверно, 100 котов бегают. Хвосты у всех – трубой! И еще маленькие собачки мельтешат. Мы – к нему, а он:
– Да вот сейчас монахи придут, все будет… – а себя как бы ни во что ставит.
Пришли монахи, нам тут же попался среди них русскоговорящий парень, выходец из России. Он нам все объяснил. Потом мы узнали, что этот брат раньше был музыкантом, играл тяжелый рок. А геронда Григорий смотрел в сердце, в душу человека, ему неважно было, как до этого жил человек. Мог просто взять и сказать паломнику:
– Оставайся!
Геронда Григорий и кошки
Геронда Григорий смотрел в душу человека, ему неважно было, как до этого жил человек
Я видел потом этого брата два года спустя – его было не узнать! Монашество его очистило, переплавило.
А тогда мы, помню, прошли на трапезу, глядь, а во главе стола тот самый монашек… Только ряса на нем уже другая, не рабочая. Это, оказывается, и был игумен. Геронда Григорий. Начал он говорить, и все просто рты пооткрывали. Он нам такие вещи рассказывал! Я такого ни в каких книгах не читал. Это такой духовный человек. Греция по одним его молитвам удерживаема была от многого зла. А как он любил Россию!
На престольный праздник монастыря в Дохиар приезжало очень много паломников. И из Греции, и из России даже детей с собой привозили – лишь бы только старец их благословил.
Что это было?
Илья Авраменко, сценарист:
– Геронда Григорий, – об этом знают все, кто бывал в Дохиаре, – имел обыкновение благословлять пощечиной. При этом считалось, что чем сильнее – тем лучше. Рука у геронды была очень тяжелая – по крайней мере у меня осталось такое впечатление. Я вот сейчас это вспоминаю, и у меня щека начинает гореть. В отдельных случаях мог и посохом «благословить» – если, например, кто-то в его присутствии сидел нога на ногу (потому что так раньше блудницы сидели).
Сам я много лет носил длинные волосы. Мне казалось, это весьма соответствует придуманному мной самим образу элегантного и богемного господина.
И когда я впервые пришел в Дохиар, архондаричий мне объявил:
– А тебе надо подстричься! Давай-ка я прямо сейчас тебя подстригу.
– Вот еще новости, – уперся я, – даже не подумаю. Мне так нравится.
– Тогда, – архондаричий был конкретен, – приложись к «Скоропослушнице» и уходи. В монастыре мы тебя не оставим. Геронда благословил длинноволосых не оставлять.
Геронда благословил длинноволосых не оставлять
Я и ушел. Геронду тогда так и не увидел.
Спустя несколько лет, уже в последний день нашего паломничества на Афоне, я пришел в Дохиар вместе с моим сыном Иоанном, которого в семье мы зовем Яником. Тогда ему еще не было 16-ти…
Как раз закончилась трапеза, и геронда вместе с братией вышел в галерею. Рядом со старцем бежали маленькие собачки, и было видно, как они его обожают. Одна из собачек так хотела быть рядом с ним, что прыгнула именно на то место, куда геронда садился, и именно в тот момент, когда он уже садился. И геронда, разумеется, сел прямо на нее. Но собачка даже не пискнула. Она выбралась из-под геронды, встряхнулась, как бы приходя из сплющенной в прежнюю форму, и с совершенно счастливым видом приткнулась к его боку.
А геронда в это время среди многочисленных паломников увидел нас – и вдруг говорит Янику:
– А ты оставайся с нами! Сейчас подрясник тебе принесем… Будешь с нами жить, я тебя монахом сделаю!
В монастыре Дохиар
Я замер. Мы, когда ехали тогда на Святую Гору, мне вдруг жена сказала:
– Смотри только, ребенка там не оставь!
Материнское сердце чуткое, похоже, что-то оно чувствовало…
Яника, приехавшего тогда на Афон впервые, вообще принимали как-то особенно: в Кутлумуше архондаричий брат Иосиф, только его увидел, снял с себя скуфейку и на него надел…
И теперь вот такое предложение от старца.
Яник молчит. Думает. Принимает решение.
А я стою, у меня сердце бьется. Молюсь и думаю: «Если сейчас он согласится, то и я останусь с ним… хотя бы на какое-то время… Не оставлю же я его тут одного?»
Мне страшно.
А Яник все молчит.
«Ну, – думаю, – все. Прости, любимая, не смог я твою просьбу исполнить».
И вдруг слышу, сын мой произносит:
– Простите, я еще маленький.
А геронда смотрит на него пристально и спрашивает:
– А сколько тебе лет?
– Скоро будет 16.
– А мне, когда я сюда пришел, было 12, – сказал старец и тут же, видимо, чтобы больше никого не смущать, перевел разговор на другую тему.
Тот самый Яник, которого геронда хотел оставить в Дохиаре, видимо, прозирая в нем служителя Христова Вскоре взгляд игумена остановился на моих длинных волосах:
– Послушай, – обращается он ко мне, – Что-то волосы у тебя длинные… Давай-ка мы тебя подстрижем.
– Нет-нет, – говорю, – спасибо, не надо. Мы сейчас приложимся и уйдем…
Я же помнил, как тут относятся к длинноволосым…
– Нет, подожди, – не отступается от меня старец. – А ты зачем длинные волосы носишь?!
– А ты зачем? – вдруг так дерзко поинтересовался у него и я.
– Мы, монахи, – спокойно отвечает он, – носим длинные волосы для смирения. А ты для чего?
И этим простым ответом он все поставил на свое место. Что я мог ему на это сказать? Я же свои длинные волосы носил, совсем наоборот, для выпендрежа.
И я смирился.
– Ладно, – говорю – стригите.
Все обрадовались, а геронда, кажется, больше всех.
«Постриг» Ильи Авраменко
Легконогий отец Иаков – наш, русский монах – помчался за ножницами.
– Где же Яша? Где ножницы?! – волновались все, пока он не вернулся, переживая, видимо, что я могу передумать.
Но отец Иаков прибежал назад очень скоро. Благочинный монастыря отец Гавриил (Гиуврис) взял у него ножницы, собрал мои патлы в пучок и спокойно его отрезал.
Все засмеялись, закричали «Аксиос!»
Благочинный отец Гавриил взял ножницы, собрал мои патлы в пучок и отрезал
А я подумал: «Интересно, а почему геронда сам меня не стрижет? Это же он настаивал, вот сам пусть и стрижет».
И со словами:
– Геронда, ты хотел, ты и стриги! – протянул ему ножницы.
Все обомлели.
Отец Иаков перевел геронде на греческий.
Повисла пауза…
Потом уже мне сказали, что геронда так никогда никого не стриг.
А тут вдруг он взял ножницы и как-то очень нежно отстриг мне сначала один огромный клок, потом посмотрел и еще отстриг – вроде как подровнял. А потом поднял руку с отстриженными моими волосами, засмеялся и закричал звонко, на весь монастырь:
– Аксиос!
Все подхватили:
– Аксиос! Аксиос!
Геронда Григорий и Илья Авраменко. После «пострига»
А геронда сказал:
– Имя тебе отныне Михаил…
И было это все в день моего рождения.
Такой вот невероятный, неземной подарок.
Что это было? Одни убеждены: некое сакральное действо, смысл которого мы узнаем потом. Другие возражают: просто старец почудил немножко, бывает… Третьи говорят: это на Афоне ты монах Михаил, а в миру, как был, так и остаешься Илья – семейный человек; ты же обеты никакие не давал.
Сам геронда после этого «пострига» сказал мне:
– Монастырь теперь твой дом родной. Приезжай, живи с нами, сколько хочешь.
Я был в Дохиаре в октябре прошлого года. Геронды не было. Мне объяснили, что он сильно болен и в обители его нет.
Собачки его ходили какие-то потерянные.
Не было и отца Гавриила.
Я уехал из Дохиара, а через два дня геронда Григорий отошел ко Господу.
Но у меня чувство, что он не оставил нас, он рядом с нами.
Помяни, Господи, схиархимандрита Григория во Царствии Твоем!
Источник
ðàì Ñìîëåíñêîé èêîíû Áîæèåé Ìàòåðè. Ïðàâîñëàâèå.Äóáíà.Ðó
 Íîâîì Çàâåòå íå òàê ìíîãî êîíêðåòíûõ çàïðåòîâ è áëàãîñëîâåíèé, êàñàþùèõñÿ ïðàêòè÷åñêîé öåðêîâíîé è äîìàøíåé æèçíè õðèñòèàí. Íî âîïðîñ î ïîêðûòèè ãîëîâû è ïîñòðèæåíèè âîëîñ ïî÷åìó-òî êîíêðåòíî, ïîäðîáíî è äîñòàòî÷íî ñòðîãî îãîâàðèâàåòñÿ. Ãëàâíîé ïðè÷èíîé òàêîé æåñòêîé ðåãëàìåíòàöèè ïîñëóæèëà ðàñïóùåííîñòü ÿçû÷åñêîãî îáùåñòâà, ðàñøàòàííîñòü ìîðàëüíûõ óñòîåâ. Àïîñòîë Ïàâåë â ïîñëàíèè ê ðèìñêèì õðèñòèàíàì äàåò òàêóþ õàðàêòåðèñòèêó íðàâñòâåííîãî ñîñòîÿíèÿ ÿçû÷íèêîâ:
??è ïðåäàë èõ Áîã â ïîõîòÿõ ñåðäåö èõ íå÷èñòîòå, òàê ÷òî îíè ñêâåðíèëè ñàìè ñâîè òåëà. Îíè çàìåíèëè èñòèíó Áîæèþ ëîæüþ, è ïîêëîíÿëèñü, è ñëóæèëè òâàðè âìåñòî Òâîðöà, Êîòîðûé áëàãîñëîâåí âî âåêè, àìèíü. Ïîòîìó ïðåäàë èõ Áîã ïîñòûäíûì ñòðàñòÿì: æåíùèíû èõ çàìåíèëè åñòåñòâåííîå óïîòðåáëåíèå ïðîòèâîåñòåñòâåííûì; ïîäîáíî è ìóæ÷èíû, îñòàâèâ åñòåñòâåííîå óïîòðåáëåíèå æåíñêîãî ïîëà, ðàçæèãàëèñü ïîõîòüþ äðóã íà äðóãà, ìóæ÷èíû íà ìóæ÷èíàõ äåëàÿ ñðàì è ïîëó÷àÿ â ñàìèõ ñåáå äîëæíîå âîçìåçäèå çà ñâîå çàáëóæäåíèå. È êàê îíè íå çàáîòèëèñü èìåòü Áîãà â ðàçóìå, òî ïðåäàë èõ Áîã ïðåâðàòíîìó óìó — äåëàòü íåïîòðåáñòâà, òàê ÷òî îíè èñïîëíåíû âñÿêîé íåïðàâäû, áëóäà, ëóêàâñòâà, êîðûñòîëþáèÿ, çëîáû, èñïîëíåíû çàâèñòè, óáèéñòâà, ðàñïðåé, îáìàíà, çëîíðàâèÿ, çëîðå÷èâû, êëåâåòíèêè, áîãîíåíàâèñòíèêè, îáèä÷èêè, ñàìîõâàëû, ãîðäû, èçîáðåòàòåëüíû íà çëî, íåïîñëóøíû ðîäèòåëÿì, áåçðàññóäíû, âåðîëîìíû, íåëþáîâíû, íåïðèìèðèìû, íåìèëîñòèâû. Îíè çíàþò ïðàâåäíûé ñóä Áîæèé, ÷òî äåëàþùèå òàêèå äåëà äîñòîéíû ñìåðòè; îäíàêî íå òîëüêî èõ äåëàþò, íî è äåëàþùèõ îäîáðÿþò? (Ðèì 1:24-32).
Âûäåëåííîå ïðåäëîæåíèå äàåò íàì êëþ÷ ê ïîíèìàíèþ ïðîáëåìû. Öåðêîâü ñòðåìèòñÿ ê ÷åòêîìó åñòåñòâåííîìó ðàçãðàíè÷åíèþ ïîëîâ ìóæñêîãî è æåíñêîãî ïî âñåì ïðèçíàêàì è ôóíêöèÿì. ßçû÷íèêè èñêàçèëè ñìûñë áîæåñòâåííîãî òâîðåíèÿ, âîçâðàòèëèñü âî âðåìåíà Ñîäîìà è Ãîìîððû. Ïðè÷åì, ìàñøòàáû ðàñïðîñòðàíåíèÿ ñîäîìñêèõ ãðåõîâ áûëè îãðîìíû. ?Ëþáîâü? âî âñåì ñðåäèçåìíîìîðñêîì àðåàëå âî âðåìåíà ðèìñêîé èìïåðèè ïîíèìàëàñü ñïåöèôè÷åñêè. Ñ÷èòàëîñü, ÷òî ìóæ÷èíà ìîæåò ?ëþáèòü? ïî-íàñòîÿùåìó òîëüêî ìóæ÷èíó, à æåíùèíû íóæíû äëÿ ïðîäîëæåíèÿ ðîäà è òàê, ïî õîçÿéñòâó. Æåíùèíû, ñàìî ñîáîé, íàõîäèëè óòåøåíèå âî âçàèìíîé ëåñáèéñêîé ?ëþáâè?. Êîðî÷å, ?âñå ñìåøàëîñü â äîìå Îáëîíñêèõ?.
Ê ñëîâó ñêàçàòü, êîíåö ôðàçû: ?ïîëó÷àÿ â ñàìèõ ñåáå äîëæíîå âîçìåçäèå çà ñâîå çàáëóæäåíèå?, âîçìîæíî, îçíà÷àåò íè ÷òî èíîå, êàê âåíåðè÷åñêèå è ïðî÷èå ñîïóòñòâóþùèå áîëåçíè.
Êðîìå òîãî, æåíùèíû, èìåâøèå ðèìñêîå ãðàæäàíñòâî, áûëè äîñòàòî÷íî íåçàâèñèìû è çàùèùåíû çàêîíîì, ìîãëè ðàçâîäèòüñÿ è âûõîäèòü çàìóæ ñêîëüêî äóøå óãîäíî. Ïîýòîìó àïîñòîë Ïàâåë áûë âûíóæäåí âîññòàíàâëèâàòü èåðàðõèþ â õðèñòèàíñêèõ ñåìüÿõ, íàïîìèíàÿ î òîì, ÷òî â ñåìüå, êàê è â Öåðêâè, äîëæåí áûòü ãëàâà ? ìóæ, à æåíà äîëæíà íàõîäèòüñÿ ó íåãî â ïîñëóøàíèè. Çíàê òîìó ? ïîêðûâàëî íà ãëàâå æåíû. Åñëè äåâèöàì ðàçðåøàëîñü ïîÿâëÿòüñÿ â îáùåñòâå áåç ïîêðûâàëà, áëèñòàòü óêðàøåíèÿìè è ïðè÷åñêîé, òî çàìóæíèì õðèñòèàíêàì ýòî áûëî óæå íå ïðèëè÷íî.
Ñòðèæêà âîëîñ ó æåíùèí ñ÷èòàëàñü ïðèçíàêîì íåïðàâèëüíîé îðèåíòàöèè, êàê äëèííûå âîëîñû è ñáðèòûå áîðîäû ó ìóæ÷èí. Áûòü îñòðèæåííîé èëè îáðèòîé îçíà÷àëî íå òîëüêî èñêàæåíèå òðàäèöèîííîãî æåíñêîãî îáëèêà, ñàìîé ïðèðîäû, íî è äåìîíñòðàòèâíîå îáëè÷åíèå â ïðîòèâîåñòåñòâåííûõ ãðåõàõ, ÷òî äëÿ õðèñòèàíêè áûëî, ïîíÿòíî, ïîçîðîì.
Àïîñòîë ñðàâíèâàåò âîëîñû æåíû ñ ïîêðûâàëîì ? ñèìâîëîì ïîñëóøàíèÿ è öåëîìóäðèÿ. Ýòà èäåÿ íàøëà ñâîå îòðàæåíèå â õðèñòèàíñêîì èñêóññòâå. Èñïàíñêèé õóäîæíèê 17 âåêà Õîñå äå Ðèáåðà íà ñâîåé çàìå÷àòåëüíîé êàðòèíå ?Ñâÿòàÿ Èíåññà? èçîáðàçèë õðèñòèàíñêóþ ìó÷åíèöó ïåðåä êàçíüþ. Ñîãëàñíî ïðåäàíèþ, êîãäà ïàëà÷è ñîðâàëè ñ íåå îäåæäó, â òîò æå ìîìåíò àíãåë Áîæèé áðîñèë åé ïîêðûâàëî, à ó ñàìîé Èíåññû â îäíî ìãíîâåíèå îòðîñëè ãóñòûå è äëèííûå âîëîñû, ñêðûâøèå åå íàãîòó îò ïîñòîðîííèõ ãëàç.
Ýòî ïðèìåð èç êàòîëè÷åñêîãî èñêóññòâà, âïðî÷åì, ó êàòîëèêîâ ìîæíî óâèäåòü Ìàäîííó è áåç ïîêðûâàëà, ïîäîáíî è ñâÿòûõ æåí. Ñòðèæåíûõ, ïðàâäà, è òàì íå íàéòè. À â ïðàâîñëàâíîé èêîíîãðàôèè äî 18 âåêà è âîâñå íå íàéäåíî íè îäíîé èêîíû, ãäå áû èçîáðàæàëàñü Áîãîìàòåðü èëè ñâÿòûå æåíû áåç ïîêðûâàëà. Èñêëþ÷åíèå: ïðï. Ìàðèÿ Åãèïåòñêàÿ, íî òàì îñîáûé ñëó÷àé ? âñÿ îäåæäà åå çà 40 ëåò æèçíè â ïóñòûíè èñòëåëà.  18 âåêå è ïîçæå â Ðîññèþ ñòàëè ïðîíèêàòü êàòîëè÷åñêèå ñþæåòû ñîìíèòåëüíîãî ñîäåðæàíèÿ, íî ýòî ê Ïðàâîñëàâèþ îòíîøåíèÿ íå èìååò.
Àïîñòîë ïîä÷åðêèâàåò, ÷òî ïîêðûâàëî íà ãëàâå æåíû íå òîëüêî âíóòðèñåìåéíûé çíàê ïîêîðíîñòè ìóæó, íî îí ÿâëÿåòñÿ ÷àñòüþ áîæåñòâåííîé èåðàðõèè ? çíàêîì ?äëÿ Àíãåëîâ?. Êîãäà ìû ïðîñèì â ìîëèòâå Ãîñïîäíåé: ?äà áóäåò âîëÿ Òâîÿ, ÿêî íà íåáåñè è íà çåìëè?, òî ìû ïðîñèì, ÷òîáû ñîâåðøåííûé èåðàðõè÷åñêèé ïîðÿäîê è áåçóñëîâíîå ïîñëóøàíèå Áîãó, óñòàíîâëåííûå íà íåáå, ò.å. â àíãåëüñêîì ìèðå, óòâåðäèëèñü è íà çåìëå: íà íàøåé ïëàíåòå, â íàøåì ãîñóäàðñòâå, â íàøåì ãîðîäå, â íàøåé îáùèíå, â íàøåé ñåìüå è â íàøåé äóøå.
 èóäàèçìå è â äðåâíîñòè è äî ñèõ ïîð ìóæ÷èíû äîëæíû âî âðåìÿ ìîëèòâû ïîêðûâàòü ãîëîâó. Äàæå â áûòó ïðàâîâåðíûå èóäåè íîñÿò åðìîëêè (êèïû) èëè øëÿïû â çíàê ïîêîðíîñòè Áîãó. Õðèñòèàíñòâî äåìîíñòðàòèâíî ïðîòèâîïîñòàâèëî ñåáÿ èóäàèçìó, îòìåíèâ åãî îáðÿäû è îáû÷àè. Íå âäàâàÿñü â ïîäðîáíîñòè, ñêàæó, ÷òî ìîëèòâà ìóæ÷èíû-õðèñòèàíèíà ñ íåïîêðûòîé ãîëîâîé ? ýòî ñèìâîë ïðèíöèïèàëüíî íîâûõ îòíîøåíèé ÷åëîâåêà è Áîãà ïîñëå Áîãîâîïëîùåíèÿ è Âîñêðåñåíèÿ. Íå òîëüêî åïèñêîï èëè ñâÿùåííèê ìîæåò ñèìâîëèçèðîâàòü Õðèñòà êàê ãëàâó Öåðêâè, íî è âñÿêèé ìóæ ñèìâîëèçèðóåò Õðèñòà â îòíîøåíèè ñâîåé æåíû è ñåìüè êàê ãëàâà ìàëîé öåðêâè. ?Æåíû, ïîâèíóéòåñü ñâîèì ìóæüÿì, êàê Ãîñïîäó, ? ïèøåò àï. Ïàâåë, ? ïîòîìó ÷òî ìóæ åñòü ãëàâà æåíû, êàê è Õðèñòîñ ãëàâà Öåðêâè, è Îí æå Ñïàñèòåëü òåëà. Íî êàê Öåðêîâü ïîâèíóåòñÿ Õðèñòó, òàê è æåíû ñâîèì ìóæüÿì âî âñåì? (Åô 5:22-24). Íåïîêðûòàÿ ãëàâà ìóæåé ? ýòî òàêæå ñèìâîë áîæåñòâåííîé èåðàðõèè, óñòàíîâëåííîé Õðèñòîì íà çåìëå, èáî ìóæ åñòü ?îáðàç è ñëàâà Áîæèÿ?. À ïîêðûòàÿ ãîëîâà ìóæà îçíà÷àåò âîçâðàùåíèå ïîä ÿðìî âåòõîãî çàêîíà, ëèáî ïðîòèâîåñòåñòâåííîå ñêëîíåíèå ïîä êàáëóê æåíû.
Âñå ýòè êîììåíòàðèè ÿ ïðèâåë çäåñü äëÿ òîãî, ÷òîáû âû ìîãëè åùå ðàç ñî âíèìàíèåì è ïîíèìàíèåì ïðî÷èòàòü íàñòàâëåíèÿ àïîñòîëà Ïàâëà Êîðèíôÿíàì. Òåìà ðàñêðûòà ïðåäåëüíî ÿñíî è êîíêðåòíî.  õðèñòèàíñêîé òðàäèöèè, íàäî çàìåòèòü, ñëîâà Ñâÿùåííîãî Ïèñàíèÿ ïðèíÿòî âîñïðèíèìàòü êàê èñòèíó â ïîñëåäíåé èíñòàíöèè è êàê ðóêîâîäñòâî ê äåéñòâèþ. Íå ñëó÷àéíî Àïîñòîë çàêëþ÷àåò ýòó ãëàâó íà ðåäêîñòü ñóðîâîé ôðàçîé, îáðàòèòå íà íåå îñîáîå âíèìàíèå. Èòàê:
?Âñÿêèé ìóæ, ìîëÿùèéñÿ èëè ïðîðî÷åñòâóþùèé ñ ïîêðûòîþ ãîëîâîþ, ïîñòûæàåò ñâîþ ãîëîâó. È âñÿêàÿ æåíà, ìîëÿùàÿñÿ èëè ïðîðî÷åñòâóþùàÿ ñ îòêðûòîþ ãîëîâîþ, ïîñòûæàåò ñâîþ ãîëîâó, èáî ýòî òî æå, êàê åñëè áû îíà áûëà îáðèòàÿ. Èáî åñëè æåíà íå õî÷åò ïîêðûâàòüñÿ, òî ïóñòü è ñòðèæåòñÿ; à åñëè æåíå ñòûäíî áûòü îñòðèæåííîé èëè îáðèòîé, ïóñòü ïîêðûâàåòñÿ. Èòàê ìóæ íå äîëæåí ïîêðûâàòü ãîëîâó, ïîòîìó ÷òî îí åñòü îáðàç è ñëàâà Áîæèÿ; à æåíà åñòü ñëàâà ìóæà. Èáî íå ìóæ îò æåíû, íî æåíà îò ìóæà; è íå ìóæ ñîçäàí äëÿ æåíû, íî æåíà äëÿ ìóæà. Ïîñåìó æåíà è äîëæíà èìåòü íà ãîëîâå ñâîåé çíàê âëàñòè íàä íåþ, äëÿ Àíãåëîâ. Âïðî÷åì íè ìóæ áåç æåíû, íè æåíà áåç ìóæà, â Ãîñïîäå. Èáî êàê æåíà îò ìóæà, òàê è ìóæ ÷åðåç æåíó; âñå æå — îò Áîãà. Ðàññóäèòå ñàìè, ïðèëè÷íî ëè æåíå ìîëèòüñÿ Áîãó ñ íåïîêðûòîþ ãîëîâîþ? Íå ñàìà ëè ïðèðîäà ó÷èò âàñ, ÷òî åñëè ìóæ ðàñòèò âîëîñû, òî ýòî áåñ÷åñòüå äëÿ íåãî, íî åñëè æåíà ðàñòèò âîëîñû, äëÿ íåå ýòî ÷åñòü, òàê êàê âîëîñû äàíû åé âìåñòî ïîêðûâàëà? À åñëè áû êòî çàõîòåë ñïîðèòü, òî ìû íå èìååì òàêîãî îáû÷àÿ, íè öåðêâè Áîæèè? (1Êîð 11:5-16).
 Ïðàâîñëàâíîé Öåðêâè íà ïðîòÿæåíèè äâóõ òûñÿ÷åëåòèé õðàíèëàñü òðàäèöèÿ ? çàìóæíèå æåíùèíû ïîêðûâàþò ãîëîâû â îáùåñòâåííûõ ìåñòàõ â çíàê ñâîåé ïîêîðíîñòè ìóæó è Öåðêâè, óñòàíîâèâøåé òàêîé ïîðÿäîê. Âñå æåíùèíû è äåâóøêè, è äàæå äåâî÷êè ïî ðóññêîé òðàäèöèè âñåãäà ïîêðûâàëè ñâîè ãîëîâû â õðàìå è äîìà âî âðåìÿ ìîëèòâû. Ýòî, ïîä÷åðêèâàþ, ðóññêàÿ òðàäèöèÿ, áîëåå ñòðîãàÿ, ÷åì â äðóãèõ ñòðàíàõ.
Ñòðè÷ü âîëîñû íå ïðèõîäèëî â ãîëîâó íè îäíîé æåíùèíå â ìèðå äî 19 âåêà, êîãäà íà÷àëàñü ýìàíñèïàöèÿ æåíùèí, è îíè â çíàê ðàâåíñòâà ñ ìóæ÷èíàìè íà÷àëè êîðîòêî ïîäñòðèãàòü ñâîè âîëîñû. Ïîäîáíûå âåÿíèÿ â Ðîññèè ïîäõâàòèëè êîìèññàðøè è âñÿêèå àêòèâèñòêè ïîñëå 1917 ãîäà. Ýòî áûëî ïðîòåñòîì ïðîòèâ ñòàðîãî ìèðà, ñòàðîé ìîðàëè è, êîíå÷íî, Öåðêâè. Íåñìîòðÿ íè íà ÷òî òðàäèöèÿ ïîêðûâàòü ãîëîâó è íîñèòü êîñû ïðîäåðæàëàñü â øèðîêèõ íàðîäíûõ ìàññàõ äî 1960-70-õ ãîäîâ. Êñòàòè, æåíùèí â áðþêàõ äî ýòèõ ïîð íèêòî äàæå â àðìèè íå âèäåë.
Òðàäèöèÿ ïðèõîäèòü â õðàì æåíùèíàì áåç ãîëîâíîãî óáîðà çàðîäèëàñü â Ìîñêâå è Ïèòåðå â 1970-80-å ãîäû, êîãäà íà ñìåíó ?áåëûì ïëàòî÷êàì? â Öåðêîâü ïîòÿíóëàñü ?òâîð÷åñêàÿ èíòåëëèãåíöèÿ?. Êðîìå òîãî, äóðíîé ïðèìåð ïîäàâàëè ?ïðàâûå õîðû?, êîòîðûå íàáèðàëèñü â áîëüøèíñòâå ñâîåì èç íåâåðóþùèõ æåíùèí ? àðòèñòîê, êóïëåòèñòîê.
Ïîñëå 1988 ãîäà äåéñòâèòåëüíî íà÷àëîñü ?âòîðîå êðåùåíèå Ðóñè?, õðàìû ñòàëè íàïîëíÿòüñÿ è ñòðîèòüñÿ, ñòðîèòüñÿ è íàïîëíÿòüñÿ. Âäîáàâîê êî âñåìó íà÷àëàñü ?ñåêñóàëüíàÿ ðåâîëþöèÿ?, ó êîòîðîé, êàê èçâåñòíî, åñòü òîëüêî íà÷àëî. Ëþäè ñòàðîé çàêàëêè è ïðåæíåãî öåðêîâíîãî âîñïèòàíèÿ óõîäÿò, à íà ñìåíó èì ïðèõîäÿò íîâûå, ñðåäè êîòîðûõ íå ìàëî íîâàòîðîâ è ýêñïåðèìåíòàòîðîâ. Ïîìèìî âñåãî ïðî÷åãî, âçãëÿäû ?íîâûõ ðóññêèõ õðèñòèàí? âåñüìà øèðîêè è ñîâðåìåííû, ìàëî ÷åì îòëè÷àþòñÿ îò âçãëÿäîâ ?ìîñêîâñêèõ êîìñîìîëüöåâ?. Âîçìîæíî, ñêîðî îò ñòàðûõ òðàäèöèé íå îñòàíåòñÿ êàìíÿ íà êàìíå, è âû ñìîæåòå ñïîêîéíî ïðèõîäèòü â õðàì íàãîëî îáðèòîé â êóïàëüíîì êîñòþìå ñ ñèãàðåòîé â ðóêàõ. À â àëòàðå áóäåò ñëóæèòü áàòþøêà âåñü â ïèðñèíãå è ãðèâà íà ãîëîâå òîð÷èò! Âîò áóäåò çäîðîâî, ïðàâäà?
Åñëè ñåðüåçíî (õîòÿ ÿ è òàê ñåðüåçíî), òî âàøà äóõîâíàÿ çðåëîñòü, ïî âñåé âèäèìîñòè, íå ïîçâîëÿåò âàì ñîáëþäàòü öåðêîâíûå òðàäèöèè â ïîëíîì îáúåìå. Ïîýòîìó ÿ áû ðåêîìåíäîâàë âàì íå èñêàòü è íå ïðèäóìûâàòü îïðàâäàíèÿ äóõîâíûì íåìîùàì, à èñïîëíÿòü òî, ÷òî âû óæå ñåé÷àñ ìîæåòå èñïîëíèòü. Áîã äàñò, ñî âðåìåíåì âû îêðåïíåòå äóõîâíî, è ó âàñ ñàìîé ïîÿâèòñÿ æåëàíèå îõðàíÿòü öåðêîâíûå òðàäèöèè è êóëüòóðó, ïåðåäàííóþ íàì ìíîãèìè ïîêîëåíèÿìè íàøèõ ïðåäêîâ, êîòîðóþ è ìû äîëæíû îñòàâèòü ïîòîìêàì. Ïëàòêè, âîëîñû, áîðîäû ? ýòî, êîíå÷íî, íå ãëàâíîå, íî âñå-òàêè æàëêî, åñëè ìû âñå ðàñòåðÿåì, è Öåðêîâü íè÷åì íå áóäåò îòëè÷àòüñÿ îò ìiðà.
Î áîðîäàõ ïîãîâîðèì êàê-íèáóäü â äðóãîé ðàç. Ñêàæó òîëüêî îäíî, ÷òî â Ïðàâîñëàâíîé Öåðêâè ñîáîðîâ, ðàçðåøàþùèõ ñòðè÷ü è áðèòü áîðîäû, íå áûëî íè îäíîãî, à âîò çàïðåùàþùèå áûëè, íàïðèìåð, Ñòîãëàâûé ñîáîð 1551 ãîäà.
Источник