Можно носить православному длинные волосы или нет
«Ты зачем длинные волосы носишь?!»
23 апреля исполнилось полгода по преставлении ко Господу геронды Григория (Зумиса), игумена святогорского монастыря Дохиар. Он мог сказать то, что ты никогда и нигде больше не услышишь. Как, например, проникнуть в сущность другого человека? Но главное — чего это будет тебе стоить? Старца вспоминают в том числе и те, кто до сих пор ломает голову над его поступками и словами…
Архимандрит Григорий (Зумис)
Актуальный разговор
Протоиерей Валериан Кречетов, настоятель храмов Покрова Пресвятой Богородицы и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской в Акулове:
— Геронда Григорий — очень трогательный старчик. Такой любовью к людям обладал.
Мы как-то раз пришли в Дохиар, у них там был какой-то особый день, мы думали, он нам что-то скажет, а он стал меня просить, и так я там перед братией выступал.
Протоиерей Валериан Кречетов и р.Б.Рафаил
Это он, кстати, сказал эти очень актуальные сейчас слова:
— Дьявол сначала поднимает национальное сознание, потом религиозное разворачивает в ту сторону, что, мол, какие мы исключительные, особые… И отделяет так от всех остальных. А потом по одному всех передавит!
А одному батюшке, у которого были проблемы со взрослыми детьми, и он спросил, как ему быть, геронда ответил:
— Не ввязывайся, будешь всю жизнь виноват!
Как богемного рок-музыканта может переплавить монашество
р. Б. убогий Рафаил:
— В Дохиаре были очень интересные беседы. Отец Григорий — это был такой кремень веры! Старец был такого смирения! Мы, когда впервые приехали, заходим на территорию обители, там ходит какой-то человек весь в рванье, а вокруг него, наверно, 100 котов бегают. Хвосты у всех — трубой! И еще маленькие собачки мельтешат. Мы — к нему, а он:
— Да вот сейчас монахи придут, все будет… — а себя как бы ни во что ставит.
Пришли монахи, нам тут же попался среди них русскоговорящий парень, выходец из России. Он нам все объяснил. Потом мы узнали, что этот брат раньше был музыкантом, играл тяжелый рок. А геронда Григорий смотрел в сердце, в душу человека, ему неважно было, как до этого жил человек. Мог просто взять и сказать паломнику:
— Оставайся!
Геронда Григорий и кошки
Геронда Григорий смотрел в душу человека, ему неважно было, как до этого жил человек
Я видел потом этого брата два года спустя — его было не узнать! Монашество его очистило, переплавило.
А тогда мы, помню, прошли на трапезу, глядь, а во главе стола тот самый монашек… Только ряса на нем уже другая, не рабочая. Это, оказывается, и был игумен. Геронда Григорий. Начал он говорить, и все просто рты пооткрывали. Он нам такие вещи рассказывал! Я такого ни в каких книгах не читал. Это такой духовный человек. Греция по одним его молитвам удерживаема была от многого зла. А как он любил Россию!
На престольный праздник монастыря в Дохиар приезжало очень много паломников. И из Греции, и из России даже детей с собой привозили — лишь бы только старец их благословил.
Что это было?
Илья Авраменко, сценарист:
— Геронда Григорий, — об этом знают все, кто бывал в Дохиаре, — имел обыкновение благословлять пощечиной. При этом считалось, что чем сильнее — тем лучше. Рука у геронды была очень тяжелая — по крайней мере у меня осталось такое впечатление. Я вот сейчас это вспоминаю, и у меня щека начинает гореть. В отдельных случаях мог и посохом «благословить» — если, например, кто-то в его присутствии сидел нога на ногу (потому что так раньше блудницы сидели).
Сам я много лет носил длинные волосы. Мне казалось, это весьма соответствует придуманному мной самим образу элегантного и богемного господина.
И когда я впервые пришел в Дохиар, архондаричий мне объявил:
— А тебе надо подстричься! Давай-ка я прямо сейчас тебя подстригу.
— Вот еще новости, — уперся я, — даже не подумаю. Мне так нравится.
— Тогда, — архондаричий был конкретен, — приложись к «Скоропослушнице» и уходи. В монастыре мы тебя не оставим. Геронда благословил длинноволосых не оставлять.
Геронда благословил длинноволосых не оставлять
Я и ушел. Геронду тогда так и не увидел.
Спустя несколько лет, уже в последний день нашего паломничества на Афоне, я пришел в Дохиар вместе с моим сыном Иоанном, которого в семье мы зовем Яником. Тогда ему еще не было 16-ти…
Как раз закончилась трапеза, и геронда вместе с братией вышел в галерею. Рядом со старцем бежали маленькие собачки, и было видно, как они его обожают. Одна из собачек так хотела быть рядом с ним, что прыгнула именно на то место, куда геронда садился, и именно в тот момент, когда он уже садился. И геронда, разумеется, сел прямо на нее. Но собачка даже не пискнула. Она выбралась из-под геронды, встряхнулась, как бы приходя из сплющенной в прежнюю форму, и с совершенно счастливым видом приткнулась к его боку.
А геронда в это время среди многочисленных паломников увидел нас — и вдруг говорит Янику:
— А ты оставайся с нами! Сейчас подрясник тебе принесем… Будешь с нами жить, я тебя монахом сделаю!
В монастыре Дохиар
Я замер. Мы, когда ехали тогда на Святую Гору, мне вдруг жена сказала:
— Смотри только, ребенка там не оставь!
Материнское сердце чуткое, похоже, что-то оно чувствовало…
Яника, приехавшего тогда на Афон впервые, вообще принимали как-то особенно: в Кутлумуше архондаричий брат Иосиф, только его увидел, снял с себя скуфейку и на него надел…
И теперь вот такое предложение от старца.
Яник молчит. Думает. Принимает решение.
А я стою, у меня сердце бьется. Молюсь и думаю: «Если сейчас он согласится, то и я останусь с ним… хотя бы на какое-то время… Не оставлю же я его тут одного?»
Мне страшно.
А Яник все молчит.
«Ну, — думаю, — все. Прости, любимая, не смог я твою просьбу исполнить».
И вдруг слышу, сын мой произносит:
— Простите, я еще маленький.
А геронда смотрит на него пристально и спрашивает:
— А сколько тебе лет?
— Скоро будет 16.
— А мне, когда я сюда пришел, было 12, — сказал старец и тут же, видимо, чтобы больше никого не смущать, перевел разговор на другую тему.
Тот самый Яник, которого геронда хотел оставить в Дохиаре, видимо, прозирая в нем служителя Христова Вскоре взгляд игумена остановился на моих длинных волосах:
— Послушай, — обращается он ко мне, — Что-то волосы у тебя длинные… Давай-ка мы тебя подстрижем.
— Нет-нет, — говорю, — спасибо, не надо. Мы сейчас приложимся и уйдем…
Я же помнил, как тут относятся к длинноволосым…
— Нет, подожди, — не отступается от меня старец. — А ты зачем длинные волосы носишь?!
— А ты зачем? — вдруг так дерзко поинтересовался у него и я.
— Мы, монахи, — спокойно отвечает он, — носим длинные волосы для смирения. А ты для чего?
И этим простым ответом он все поставил на свое место. Что я мог ему на это сказать? Я же свои длинные волосы носил, совсем наоборот, для выпендрежа.
И я смирился.
— Ладно, — говорю — стригите.
Все обрадовались, а геронда, кажется, больше всех.
«Постриг» Ильи Авраменко
Легконогий отец Иаков — наш, русский монах — помчался за ножницами.
— Где же Яша? Где ножницы?! — волновались все, пока он не вернулся, переживая, видимо, что я могу передумать.
Но отец Иаков прибежал назад очень скоро. Благочинный монастыря отец Гавриил (Гиуврис) взял у него ножницы, собрал мои патлы в пучок и спокойно его отрезал.
Все засмеялись, закричали «Аксиос!»
Благочинный отец Гавриил взял ножницы, собрал мои патлы в пучок и отрезал
А я подумал: «Интересно, а почему геронда сам меня не стрижет? Это же он настаивал, вот сам пусть и стрижет».
И со словами:
— Геронда, ты хотел, ты и стриги! — протянул ему ножницы.
Все обомлели.
Отец Иаков перевел геронде на греческий.
Повисла пауза…
Потом уже мне сказали, что геронда так никогда никого не стриг.
А тут вдруг он взял ножницы и как-то очень нежно отстриг мне сначала один огромный клок, потом посмотрел и еще отстриг — вроде как подровнял. А потом поднял руку с отстриженными моими волосами, засмеялся и закричал звонко, на весь монастырь:
— Аксиос!
Все подхватили:
— Аксиос! Аксиос!
Геронда Григорий и Илья Авраменко. После «пострига»
А геронда сказал:
— Имя тебе отныне Михаил…
И было это все в день моего рождения.
Такой вот невероятный, неземной подарок.
Что это было? Одни убеждены: некое сакральное действо, смысл которого мы узнаем потом. Другие возражают: просто старец почудил немножко, бывает… Третьи говорят: это на Афоне ты монах Михаил, а в миру, как был, так и остаешься Илья — семейный человек; ты же обеты никакие не давал.
Сам геронда после этого «пострига» сказал мне:
— Монастырь теперь твой дом родной. Приезжай, живи с нами, сколько хочешь.
Я был в Дохиаре в октябре прошлого года. Геронды не было. Мне объяснили, что он сильно болен и в обители его нет.
Собачки его ходили какие-то потерянные.
Не было и отца Гавриила.
Я уехал из Дохиара, а через два дня геронда Григорий отошел ко Господу.
Но у меня чувство, что он не оставил нас, он рядом с нами.
Помяни, Господи, схиархимандрита Григория во Царствии Твоем!
Источник
Какой длины должны быть волосы православной женщины?
Модератор: Фотина
Автор темы
Агидель Всего сообщений: 10137 Зарегистрирован: 10.03.2010 Статус: нематушка Сыновей: 0 Дочерей: 1 Образование: начальное Профессия: дилетантка Откуда: Россия :
Какой длины должны быть волосы православной женщины?
Сообщение Агидель » 01 май 2010, 10:10
Уважаемые Матушки! Вы, безусловно, знаете все каноны православия. У меня вопрос по поводу женской прически. Я несколько раз отращивала «хвостик», но к моему круглому лицу эта прическа совсем не подходит. Мне подходит стрижка. Обязательно ли православная христианка должна иметь длинные волосы или это не так принципиально?
Синий Чулочек Всего сообщений: 3173 Зарегистрирован: 14.11.2008 Статус: матушка Сыновей: 1 Дочерей: 1 Ко мне обращаться: на «ты» Откуда: Украина. :
Re: Какой длины должны быть волосы православной женщины?
Сообщение Синий Чулочек » 01 май 2010, 10:17
Христианка:Вы, безусловно, знаете все каноны православия.
Лично я не встречала именно «канона» о длине волос, но в Евангелии были слова о том что женщина должна быль с длинными волосами и покрытой головой, а для кого какие считаются длинными , для меня ниже попы длинные, для кого то чуть ниже лопаток, главно выглядеть не вызывающе и красиво
Неважно откуда растут руки, важно что они золотые:)
Белая сирень Всего сообщений: 576 Зарегистрирован: 14.03.2010 Статус: матушка Сыновей: 1 Дочерей: 2 Образование: высшее Ко мне обращаться: на «ты» Откуда: Россия
Re: Какой длины должны быть волосы православной женщины?
Сообщение Белая сирень » 01 май 2010, 10:49
Каждая женщина выбирает для себя тот внешний облик, который ей подходит. Если батюшка вам благословляет ваше желание — то проблемы нет. Знаю матушку с короткой стрижкой, видимо из таких же соображений (другая причёска не идёт). Ничего, ей это не мешает быть красивой, благочестивой…
Селестина Миссис Премудрость Всего сообщений: 8339 Зарегистрирован: 20.04.2009 Статус: матушка :
Re: Какой длины должны быть волосы православной женщины?
Сообщение Селестина » 01 май 2010, 11:24
Такой длины,какую позволяет внешность и здоровье…Жидкие, редкие волосы лучше стричь.Если волосы хорошие но прическа не идет к лицу, то можно сделать аккуратную не вызывающую стрижку.
Или ты православный, в любое время каждого дня,в любой жизненной ситуации,или ты вовсе не православный. (с) иеромонах Серафим Роуз.
Virág Всего сообщений: 1416 Зарегистрирован: 30.04.2009 Статус: нематушка Сыновей: 0 Дочерей: 0 Откуда: Санкт-Петербург
Re: Какой длины должны быть волосы православной женщины?
Сообщение Virág » 01 май 2010, 12:13
Христианка: Обязательно ли православная христианка должна иметь длинные волосы или это не так принципиально?
Думаю, что совсем не обязательно. Генетически не всем дано иметь длинные волосы…
KATARINA Всего сообщений: 3386 Зарегистрирован: 17.10.2008 Статус: нематушка Сыновей: 2 Дочерей: 0 Образование: высшее Откуда: Брянск :
Re: Какой длины должны быть волосы православной женщины?
Сообщение KATARINA » 01 май 2010, 12:20
У меня например не растут, до плеч и все и то если не подстригаюсь — ужасно секутся и вглядят неопрятно. Хорошо говорить тем, у того густые, а если 3 волосины — крысиный хвост или крысиная косичка
Юкка Всего сообщений: 11107 Зарегистрирован: 21.12.2008 Статус: матушка Сыновей: 1 Дочерей: 0 Образование: высшее :
Re: Какой длины должны быть волосы православной женщины?
Сообщение Юкка » 01 май 2010, 12:47
Я бы рада отрастить, но у меня в болезни все волосы просто повылезали. Даст Бог отрастить — отращу! Лично моё мнение — растить.И ухаживать, разумеется. Приличную прическу всегда можно подобрать.
…И от полученных знаний скончался на месте (с)
KATARINA Всего сообщений: 3386 Зарегистрирован: 17.10.2008 Статус: нематушка Сыновей: 2 Дочерей: 0 Образование: высшее Откуда: Брянск :
Re: Какой длины должны быть волосы православной женщины?
Сообщение KATARINA » 01 май 2010, 12:53
Юкка
А у тебя растут? У меня по плечи и все, потом идет обратный процесс — ломаются и секутся.
Юкка Всего сообщений: 11107 Зарегистрирован: 21.12.2008 Статус: матушка Сыновей: 1 Дочерей: 0 Образование: высшее :
Re: Какой длины должны быть волосы православной женщины?
Сообщение Юкка » 01 май 2010, 12:57
KATARINA
Когда лучше себя чувствую — растут, когда нет — прекращают…
…И от полученных знаний скончался на месте (с)
Синий Чулочек Всего сообщений: 3173 Зарегистрирован: 14.11.2008 Статус: матушка Сыновей: 1 Дочерей: 1 Ко мне обращаться: на «ты» Откуда: Украина. :
Re: Какой длины должны быть волосы православной женщины?
Сообщение Синий Чулочек » 01 май 2010, 13:23
У моей мамы было как то 3 года вообще не росли, потом я ей 5см срезала и как пошли в рост, да и подруге подрезала стали потом хорошо расти, а вот себе режу не хотят
Неважно откуда растут руки, важно что они золотые:)
Добавить комментарий
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
- 19 Ответы 1751 Просмотры Последнее сообщение Кузина О.
26 июл 2012, 14:50
Источник
О стрижении волос или о ношении хвостов В христианском обществе… | Интересный контент в группе Лабинск православный
Право-славие или криво-славие? Что же торжествует? Торжество Православия, которые мы светло празднуем в этот день, для людей этого мира лишь повод для насмешек и издевательств. И в самом деле, какое уж тут «торжество»? Если что и торжествует в этом мире, так это криво-славие. Все, что перекосилось, покоробилось и искривилось в отношениях с Богом, это как раз и славится. Образно выражаясь, человек упал с высоты рая на землю вниз головой, продолжив дальнейшую жизнь в таком положении. С тех пор все то, что происходит в нашем мире, то, что мы видим стоящим прямо, на самом деле, по отношению к Небу, перевернуто с ног на голову. Небесный мир отражается в земном зеркальной противоположностью. Только Церковь отражает Небо на Земле прямо, зато остальной мир видит Церковь перевернутой. Поэтому он все время хочет ее поправить. Так и рождается криво-славие. И в самом деле, как можно называть «победителями» тех, кто «испытали поругания и побои… узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми́лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления»? (из апостольского чтения недели Торжества Православия). Но, как это не покажется парадоксальным, на самом деле в зеркально-противоположном мире Царства Божия все эти люди настолько прославлены на Небе, насколько унижены на Земле. Давайте посмотрим с этой точки зрения на дело Промысла Божия. Сам Бог действует в нашем мире с «перевернутой верх ногами» логикой. Любой из нас для того, чтобы работать в саду или делать ремонт в квартире, при наличии денежных средств, покупает самый надежный и добротный инструмент. Если есть возможность, мы конечно же купим дорогую и надежную в эксплуатации машину, а не ту, которая стоит может и не дорого, но и проработает не долго. У Бога нет недостатка во Всемогуществе, но Он почему-то всегда выбирает в качестве орудия своего Промысла самое хилое, хлипкое, и ненадежное. Почему «избранным народом» стали евреи? Ведь в то же время были «в самом соку» древнейшие цивилизации Индии и Китая с их уже многотысячелетней философской и религиозной традицией. Почему не Месопотамия или Персы? Или, в конце концов, сами Египтяне? Но Бог выбирает немощный народ, не имеющий своего государства и собственной письменности (они потом ее одолжат у финикийцев), народ без культурного наследия и истории. Далее Господь выводит этих рабов из Египта с помощью Моисея. И здесь в лице своего пророка для переговоров с Фараоном Бог выбирает не ритора с хорошо поставленной речью, а гугнивого оратора. Избранный народ и ведет себя соответственно своему уровню. В пустыне все время ропщет, хнычет, всем недоволен: то воды нет, то мясо ему давай. И только стоило Моисею ненадолго оставить их, как они тотчас стали выливать себе золотого тельца. Завоевав землю Обетованную исключительно благодаря помощи Божией, евреи первым делом стали блудить с соседними языческими племенами, перенимать их обычаи и изменять Единому Богу. Потом евреям надоела власть Бога над ними, и они снова закапризничали, требуя себя царя, «чтобы было, как у других народов». Всех лучших своих людей, которые возвещали им волю Божию, иудеи убивали. В конце концов, они сами в себе разделились на два царства и стали враждовать друг с другом, пока не попали в плен. Но почему-то Бог именно такой народ избирает для того, чтобы вершить судьбы мира. Вся жизнь Господа нашего Иисуса Христа от рождения до смерти также была парадоксом Божественного «бессилия». Творец Вселенной «не имеет место, где главу приклонить». Умножая хлеба — сам терпит голод. Имея возможность призвать легионы ангелов — терпит насмешки и издевательства палачей. Даже воскреснув из мертвых, Он не являет Себя в победной славе ни Каиафе, ни Пилату, ни Анне — никому з тех, кто говорил: «если ты Сын Божий, сойди с Креста, и мы в тебя поверим». И далее все продолжается в том же духе. Апостол Павел пишет в первом веке то, что будет актуально в Церкви всегда: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира… и немощное…и незнатное… и уничиженное и ничего не значащее». Вся Нагорная проповедь Иисуса Христа, с точки зрения земного мира, это перевернутая вверх ногами система ценностей. «Блаженными», т.е. «счастливыми» он называет «нищих», «плачущих», «алчущих», «жаждущих», «гонимых», «оклеветаных». И все это оказывается поводом для того, чтобы «радоваться и веселиться». Для этого, вверх ногами торчащего мира, подобные утверждения — сумасшествие. Поэтому мир примет с распростертыми объятиями того, кто придет на Землю вместо Христа, потому что людским сердцам будет ближе Анти-Христос. Но этот мир, это земное анти-зеркалье Неба, когда-то будет разбит самим Небом. Тогда-то все и станет на свои места. Богач окажется нищим, а бедняк богатым. Тот, кто плакал, засмеется, а кто хохотал, заплачет. Обиженный и бесправный — получит утешение, а обидчики — будут наказаны. И то, что именно так и будет, удостоверяет нас уже теперь наша совесть. Где — то глубоко внутри себя мы чувствуем и понимаем — за все нужно будет отвечать. И, более того, те, кто имеет чуткое сердце, видят внутренним взором, что палач, убивший невинную жертву, убил себя, вор, укравший у другого, обворовал себя, лжец также оболгал не другого, а себя самого. Христианин, сохранивший веру и верность Богу ценой своей жизни, не умер, он уже воскрес. Мы уже по своему опыту духовной жизни знаем, что умершие могут быть намного сильнее живых. Мы уже сейчас видим, как вокруг нас ходят заживо умершие люди, а с икон смотрят ожившие святые. Это знание Церковь давно несет в опыте жизни праведников. Поэтому торжество Православной Церкви — это отражение Небесной Славы, которая еще не явлена, но уже актуализирована. Сейчас наша Церковь торжествует так же, как торжествовал избитый и уязвленный Христос, Который не отвечал на обвинения в свой адрес, не проклинал обидчиков. Он молча предавал Себя в Жертву за грехи мира. И этим восторжествовал над миром, смертью и дьяволом. И что важно — каждый из нас, кто хочет разделить это торжество со Христом, должен также принести себя в жертву Богу. Только так мы достигнем победы. Надежа на то, что мы «прицепимся где — то сбоку» и, затесавшись среди спасаемых, незаметно войдем во врата рая, иллюзорна. Вход в Царство Божие только по пропускным билетам, на которых должна быть отпечатана своя (пусть и небольшая) голгофа и крест, а также прописана личная дорожная карта жизни, где красной линией обозначена заданная от Бога траектория, а пунктиром — путь, который мы выбирали сами. Красная линия и пунктир должны максимально совпадать.
Источник