Можно ли волосы вопросы священнику
«Ты зачем длинные волосы носишь?!»
23 апреля исполнилось полгода по преставлении ко Господу геронды Григория (Зумиса), игумена святогорского монастыря Дохиар. Он мог сказать то, что ты никогда и нигде больше не услышишь. Как, например, проникнуть в сущность другого человека? Но главное — чего это будет тебе стоить? Старца вспоминают в том числе и те, кто до сих пор ломает голову над его поступками и словами…
Архимандрит Григорий (Зумис)
Актуальный разговор
Протоиерей Валериан Кречетов, настоятель храмов Покрова Пресвятой Богородицы и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской в Акулове:
— Геронда Григорий — очень трогательный старчик. Такой любовью к людям обладал.
Мы как-то раз пришли в Дохиар, у них там был какой-то особый день, мы думали, он нам что-то скажет, а он стал меня просить, и так я там перед братией выступал.
Протоиерей Валериан Кречетов и р.Б.Рафаил
Это он, кстати, сказал эти очень актуальные сейчас слова:
— Дьявол сначала поднимает национальное сознание, потом религиозное разворачивает в ту сторону, что, мол, какие мы исключительные, особые… И отделяет так от всех остальных. А потом по одному всех передавит!
А одному батюшке, у которого были проблемы со взрослыми детьми, и он спросил, как ему быть, геронда ответил:
— Не ввязывайся, будешь всю жизнь виноват!
Как богемного рок-музыканта может переплавить монашество
р. Б. убогий Рафаил:
— В Дохиаре были очень интересные беседы. Отец Григорий — это был такой кремень веры! Старец был такого смирения! Мы, когда впервые приехали, заходим на территорию обители, там ходит какой-то человек весь в рванье, а вокруг него, наверно, 100 котов бегают. Хвосты у всех — трубой! И еще маленькие собачки мельтешат. Мы — к нему, а он:
— Да вот сейчас монахи придут, все будет… — а себя как бы ни во что ставит.
Пришли монахи, нам тут же попался среди них русскоговорящий парень, выходец из России. Он нам все объяснил. Потом мы узнали, что этот брат раньше был музыкантом, играл тяжелый рок. А геронда Григорий смотрел в сердце, в душу человека, ему неважно было, как до этого жил человек. Мог просто взять и сказать паломнику:
— Оставайся!
Геронда Григорий и кошки
Геронда Григорий смотрел в душу человека, ему неважно было, как до этого жил человек
Я видел потом этого брата два года спустя — его было не узнать! Монашество его очистило, переплавило.
А тогда мы, помню, прошли на трапезу, глядь, а во главе стола тот самый монашек… Только ряса на нем уже другая, не рабочая. Это, оказывается, и был игумен. Геронда Григорий. Начал он говорить, и все просто рты пооткрывали. Он нам такие вещи рассказывал! Я такого ни в каких книгах не читал. Это такой духовный человек. Греция по одним его молитвам удерживаема была от многого зла. А как он любил Россию!
На престольный праздник монастыря в Дохиар приезжало очень много паломников. И из Греции, и из России даже детей с собой привозили — лишь бы только старец их благословил.
Что это было?
Илья Авраменко, сценарист:
— Геронда Григорий, — об этом знают все, кто бывал в Дохиаре, — имел обыкновение благословлять пощечиной. При этом считалось, что чем сильнее — тем лучше. Рука у геронды была очень тяжелая — по крайней мере у меня осталось такое впечатление. Я вот сейчас это вспоминаю, и у меня щека начинает гореть. В отдельных случаях мог и посохом «благословить» — если, например, кто-то в его присутствии сидел нога на ногу (потому что так раньше блудницы сидели).
Сам я много лет носил длинные волосы. Мне казалось, это весьма соответствует придуманному мной самим образу элегантного и богемного господина.
И когда я впервые пришел в Дохиар, архондаричий мне объявил:
— А тебе надо подстричься! Давай-ка я прямо сейчас тебя подстригу.
— Вот еще новости, — уперся я, — даже не подумаю. Мне так нравится.
— Тогда, — архондаричий был конкретен, — приложись к «Скоропослушнице» и уходи. В монастыре мы тебя не оставим. Геронда благословил длинноволосых не оставлять.
Геронда благословил длинноволосых не оставлять
Я и ушел. Геронду тогда так и не увидел.
Спустя несколько лет, уже в последний день нашего паломничества на Афоне, я пришел в Дохиар вместе с моим сыном Иоанном, которого в семье мы зовем Яником. Тогда ему еще не было 16-ти…
Как раз закончилась трапеза, и геронда вместе с братией вышел в галерею. Рядом со старцем бежали маленькие собачки, и было видно, как они его обожают. Одна из собачек так хотела быть рядом с ним, что прыгнула именно на то место, куда геронда садился, и именно в тот момент, когда он уже садился. И геронда, разумеется, сел прямо на нее. Но собачка даже не пискнула. Она выбралась из-под геронды, встряхнулась, как бы приходя из сплющенной в прежнюю форму, и с совершенно счастливым видом приткнулась к его боку.
А геронда в это время среди многочисленных паломников увидел нас — и вдруг говорит Янику:
— А ты оставайся с нами! Сейчас подрясник тебе принесем… Будешь с нами жить, я тебя монахом сделаю!
В монастыре Дохиар
Я замер. Мы, когда ехали тогда на Святую Гору, мне вдруг жена сказала:
— Смотри только, ребенка там не оставь!
Материнское сердце чуткое, похоже, что-то оно чувствовало…
Яника, приехавшего тогда на Афон впервые, вообще принимали как-то особенно: в Кутлумуше архондаричий брат Иосиф, только его увидел, снял с себя скуфейку и на него надел…
И теперь вот такое предложение от старца.
Яник молчит. Думает. Принимает решение.
А я стою, у меня сердце бьется. Молюсь и думаю: «Если сейчас он согласится, то и я останусь с ним… хотя бы на какое-то время… Не оставлю же я его тут одного?»
Мне страшно.
А Яник все молчит.
«Ну, — думаю, — все. Прости, любимая, не смог я твою просьбу исполнить».
И вдруг слышу, сын мой произносит:
— Простите, я еще маленький.
А геронда смотрит на него пристально и спрашивает:
— А сколько тебе лет?
— Скоро будет 16.
— А мне, когда я сюда пришел, было 12, — сказал старец и тут же, видимо, чтобы больше никого не смущать, перевел разговор на другую тему.
Тот самый Яник, которого геронда хотел оставить в Дохиаре, видимо, прозирая в нем служителя Христова Вскоре взгляд игумена остановился на моих длинных волосах:
— Послушай, — обращается он ко мне, — Что-то волосы у тебя длинные… Давай-ка мы тебя подстрижем.
— Нет-нет, — говорю, — спасибо, не надо. Мы сейчас приложимся и уйдем…
Я же помнил, как тут относятся к длинноволосым…
— Нет, подожди, — не отступается от меня старец. — А ты зачем длинные волосы носишь?!
— А ты зачем? — вдруг так дерзко поинтересовался у него и я.
— Мы, монахи, — спокойно отвечает он, — носим длинные волосы для смирения. А ты для чего?
И этим простым ответом он все поставил на свое место. Что я мог ему на это сказать? Я же свои длинные волосы носил, совсем наоборот, для выпендрежа.
И я смирился.
— Ладно, — говорю — стригите.
Все обрадовались, а геронда, кажется, больше всех.
«Постриг» Ильи Авраменко
Легконогий отец Иаков — наш, русский монах — помчался за ножницами.
— Где же Яша? Где ножницы?! — волновались все, пока он не вернулся, переживая, видимо, что я могу передумать.
Но отец Иаков прибежал назад очень скоро. Благочинный монастыря отец Гавриил (Гиуврис) взял у него ножницы, собрал мои патлы в пучок и спокойно его отрезал.
Все засмеялись, закричали «Аксиос!»
Благочинный отец Гавриил взял ножницы, собрал мои патлы в пучок и отрезал
А я подумал: «Интересно, а почему геронда сам меня не стрижет? Это же он настаивал, вот сам пусть и стрижет».
И со словами:
— Геронда, ты хотел, ты и стриги! — протянул ему ножницы.
Все обомлели.
Отец Иаков перевел геронде на греческий.
Повисла пауза…
Потом уже мне сказали, что геронда так никогда никого не стриг.
А тут вдруг он взял ножницы и как-то очень нежно отстриг мне сначала один огромный клок, потом посмотрел и еще отстриг — вроде как подровнял. А потом поднял руку с отстриженными моими волосами, засмеялся и закричал звонко, на весь монастырь:
— Аксиос!
Все подхватили:
— Аксиос! Аксиос!
Геронда Григорий и Илья Авраменко. После «пострига»
А геронда сказал:
— Имя тебе отныне Михаил…
И было это все в день моего рождения.
Такой вот невероятный, неземной подарок.
Что это было? Одни убеждены: некое сакральное действо, смысл которого мы узнаем потом. Другие возражают: просто старец почудил немножко, бывает… Третьи говорят: это на Афоне ты монах Михаил, а в миру, как был, так и остаешься Илья — семейный человек; ты же обеты никакие не давал.
Сам геронда после этого «пострига» сказал мне:
— Монастырь теперь твой дом родной. Приезжай, живи с нами, сколько хочешь.
Я был в Дохиаре в октябре прошлого года. Геронды не было. Мне объяснили, что он сильно болен и в обители его нет.
Собачки его ходили какие-то потерянные.
Не было и отца Гавриила.
Я уехал из Дохиара, а через два дня геронда Григорий отошел ко Господу.
Но у меня чувство, что он не оставил нас, он рядом с нами.
Помяни, Господи, схиархимандрита Григория во Царствии Твоем!
Источник
Вопросы священнику
В этом разделе публикуются ответы священника нашего храма на Ваши вопросы. Вопросы можно присылать по электронному адресу храма преп. Сергия в Бусинове — Этот адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript с пометкой «на сайт, вопросы священнику». На вопросы ответит священник Павел Миронов. Вопросы священнику 15 — О длине волос православной женщины Картина Ф. Сычкова «Девушка в голубом платке» (фрагмент) Вопрос. Дорогой отец Павел! Я слышала,что православной женщине положено ходить с длинными волосами. Но многие православные женщины ходят сейчас с короткими стрижками. Является лиэто грехом?В каких случаях стричься оправданно? Например, когда плохие волосы, в целях экономии шампуня, практического удобства… Елизавета Здравствуйте, Елизавета! Действительно, в наше время многие верующие православные женщины ходят с короткими стрижками. Конечно, это не является грехом. Так, как и женщина,не стригущая волос, не станет автоматически праведной. Для внешнего облика православной христианки нет каких-то строгих догм и правил. Самое главное правило — стараться выглядеть опрятно и благочестиво,не быть соблазном для окружающих. Также хорошо помнитьоб идеале, который предложен святым апостолом Павлом: «Итак желаю, чтобы… и жены,в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением [волос], не золотом,не жемчугом,не многоценною одеждою, но добрыми делами» (1Тим.2:8-11). Священник Павел Миронов Вопросы священнику 14 — О забытом имени во Крещении Источник фото — i2.wp.com Вопрос. Здравствуйте, отец Павел! У меня есть знакомая бабулька, ей 79 лет.Где-то в 1994-1995 г. она была в санаториив Старой Рузе. Там ей врач посоветовала креститься, что онаи исполнилана следующий день. Воцерковления после этого не произошло. Тогда ей было55-56 лет.Но сейчас она хотела бы сходить в храм, подать записки, исповедоваться, причаститься, но онане запомнила имя, данное ей при Крещении. Очень расстроена этим обстоятельством. Идти в храм и посоветоваться по этому вопросу со священником стесняется. Её зовут Жанна. Можно ликак-то помочь ей? Возможно ли узнать её имяпри Крещении? Спасибо заранее Светлана Здравствуйте! С вероятностью почти 100% в храме, где крестили вашу знакомую бабушку, сохранилась метрическая книга с датой крещенияи наречённым именем. Может быть, есть возможность у близких бабушки позвонить в этот храм? Возможно, эту информацию дадут по телефону. Ещё существует такая практика, в том случае, когда человек не помнит имени, данного ему при Крещении: священник читает молитву наречения имени, и человек приступает к таинствам с выбранным именем. Для имени Жанна чаще всего выбираются православные имена Анна или Иоанна. Священник Павел Миронов Вопросы священнику 13 — О Молченской иконе Пресвятой Богородицы, возможно ли пересылать святыни по почте? Источник изображения -n1s1.hs.ru Вопрос. Здравствуйте! С праздником Крещения Господня Вас! Прочитала, что в Вашем храме есть чудотворная икона Божией Матери Молченская,к которой прибегаютс просьбамиоб исцелении психических недугов. Мне 27 лет, и я больна шизофренией. Научилась терпеть свою болезнь, но иногда всё равно очень тяжело, однако Бог милостив. Узнала также, что естьв Вашем храме и икона с частицей мощей преп. Давида Гареджийского. Мы с мужем очень хотим ребёнка, но Господьне благословляет чадом, пока. Сама я неиз Москвы,а из Свердловской области, и возможности приехатьу меня нет. Хотелось бы в лавкеприобрести маслоот мощей преп. Давида и Молченской иконы Божией Матери, а также сами иконы. Скажите пожалуйста, есть ли возможность выслать мне святыни по почте? А я сделаюоплату переводом или на карту, как удобно. Простите за дерзость. Юлия Здравствуйте, Юлия! Пересылать или нет святыни попочте — вопрос спорный. Дело в том, что при пересылкек святыням может быть проявлено недолжное отношение, они могут повредиться и т. д.Да и кражичасто бываюту насна почте. Наилучший вариант пересылки — если кто-то изВаших знакомых будет в Москвеи сможетаккуратно перевезти Вам святыни. Помоги Вам Бог! Священник Павел Миронов Вопросы священнику 12 — О подготовке к Таинству Венчания и православных иконах Карташов Андрей «Венчание» (фрагмент) Вопрос 1. Здравствуйте, отец Павел! Не могли бывы ответитьна пару моих вопросов. Мы с мужем хотим венчаться в Нижнем Новгороде. Во всех храмах обязательным условием является беседа перед Таинством Венчания. Обычно это субботаи воскресенье около месяца. У насвозможности каждые выходные для бесед ездить в другой город нет. Возможно ли пройти у вас беседы, а самоТаинство совершитьв Нижнем Новгороде? Просто там вся моя семья живет. Плюс хотелось бы в вашем храме крестить моего мужа. О Таинстве Крещения тоже хотелось бы узнать поподробнее. Заранее благодарю! Здравствуйте! Насчет венчания в Нижнем Новгороде: вам лучше позвонить или чтобы кто-нибудьиз ваших родственников лично сходил в храм в Нижнем Новгороде и задал священнику этот вопрос.В разных храмах традиции, бывает, отличаются. Но, в первую очередь, конечно же, надо креститься вашему мужу, это тоже требует прохождения бесед (две беседы в течение двух недель) для мужа и его крестного. За более подробной информацией можно обратиться к катехизатору Пронько Марии, тел. 8-916-180-13-88. Помоги Вам Господь! Священник Павел Миронов Вопрос 2. У меня такой вопрос: моя сотрудница прислала кедровую плакетку, сделанную как икона, и сказала: это тебе подарок. Я спросил, откуда эта иконаи кто ее сделал. Оказалось, что самостоятельно сделалиее без благословения. Я сказал, что так обычно не делают: батюшка должен благословить производство и потом после освятить. Я оставил её у себя. Что теперь с ней делать? Оставить или отнести в храм? Можно лиее освятить?С уважением, Александр. Здравствуйте! Вы задали актуальный вопрос, потому как современная массовая культура входитво все сферы человеческой жизни, в том числе и духовные.На прилавках обычных магазинов соседствуют и светские товары, и сувениры с церковной символикой или, например, наборы для вышивания икон… Традиции же Православной Церкви таковы, что человек, который намерен написать, вышить или вырезать в дереве образ, к которому можно будет обращаться с молитвой, должен обладать и мастерством,и знанием иконописных канонов и быть верующим человеком. Прежде чем делать самим, покупать, дарить или принимать в дар иконы, надо задаться вопросом: что такое икона? Ответ такой: икона — это образ, созданный с молитвойи предназначенный для молитвы. Об этом надо всегда помнить и старатьсяне привносить массовую культуру в церковные традиции. Что касаетсясобственноручно сделанных икон, то, да, перед изготовлением такой иконы нужно попросить благословения у священника.А перед тем, как принести в храм освящать икону, задать себе вопрос: качественно и канонично ли изготовлена икона? Не видявашу икону, сложно ответить на этот вопрос. Думаю, если вас что-то смущает, можно просто оставитьее дома, или, если желаете, принести в храм показать священнику. Священник Павел Миронов Вопросы священнику 11 — Мироточивые иконы На фото: мироточение иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», 2016 г. Вопрос. На вашем сайте написано, что «…Благодатной силой осеняют храм мироточивые иконы: Крест-Распятие Спасителя, иконы Божией Матери Иверская, Неупиваемая Чаша, Тихвинская, Явление Пресвятой Богородицы прп. Сергию, свт. Николая, мц. Татианы, Всех Святых…» Мироточит ли какая-то из икон в настоящее время? Мой друг христианин из США приезжает в Москвув декабре2017 года и хотел бы увидеть «православное чудо». Вероника Дормидонтова Здравствуйте! В настоящее времяв нашем храме ни одна икона не мироточит.Но сохранились капельки застывшего мира на иконе явления Божией Матери преподобному Сергию, а также на иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша»; ваш друг может с благоговением помолиться перед образами, которые мироточили. Также Вы можете объяснить вашему другу-христианину, что в православной традиции принято спокойно относиться к мироточению икон. По словаммитрополита Волоколамского Илариона, христианам нужно избегать ажиотажа вокруг чудесных явлений, тем более, что в современном мире велико число фальсификаций и спекуляций на чуде. Помоги Вам Господь! Священник Павел Миронов Страница 4 из 6 << Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 Следующая > Последняя >> |
Источник
Православная Жизнь
сайт Горловской и Славянской епархии
Так уж повелось, что мало кто доволен тем, как он выглядит. А найти того, кто не хотел бы изменить в себе хотя бы что-нибудь, практически невозможно. К тому же, сегодня пропагандируют определенный тип внешности, причем как среди мужчин, так и среди женщин. Не всегда ему удается соответствовать только при помощи косметики и диеты, иногда приходиться прибегать и к более радикальным методам — например, пластической хирургии. Но ведь Бог создал нас по образу и подобию Своему! Можно ли православному христианину менять внешность по своему усмотрению? Об этом корреспондент ТК «Орбита» спросила благочинного Добропольского округа протоиерея Леонида Доценко.
— Абсолютно все хотят хорошо выглядеть — и в то же время Бог создал человека по образу и подобию Своему. Стоит ли в себе что-то менять?
— Менять не нужно, нужно содержать себя в порядке, чтобы другим людям было приятно на нас посмотреть. Нужно вовремя и подстричься, и побриться.
— Самое минимальное, что мы можем с собой сделать — подстричься, нанести макияж, покрасить волосы. Скажите, это как-то противоречит учению Церкви?
— Если седая женщина немножечко цвет своих волос изменит, то ничего в этом греховного не будет — главное, чтобы она имела меру. Можно иметь длинные волосы, но только если они аккуратные, иначе их лучше укоротить. Пожалуйста, пусть женщины себя украшают, но так, чтобы соответствовать словам апостола Павла: женщина должна не только заботиться об украшении своих волос, но и должна быть таким человеком, с которым всем было бы радостно находиться рядом. Это пожелание не только женщинам, но и всем без исключения.
— Пластическая хирургия — это грех?
— Если этого требует медицина — например, ребёнок родился с заячьей губой или с волчьей пастью, или человек попал в аварию, — то почему бы не сделать операцию? А если человек нормальный, то ему этого делать не нужно, это даже будет греховно. Ты такой, как есть, и ты неповторим — зачем себя изменять и под кого-то подстраивать?
— Многие недовольны своей фигурой, поэтому прибегают к различным диетам. Иногда перегибают палку: появляется анорексия, булимия. Насколько это разумно?
— Если человек живёт полноценной жизнью, то есть занимается спортом, трудится, вовремя питается, такая проблема не возникает. На одном из пансионатов написаны самые простые слова: «Корисна їжа та вчасний сон — найкращі ліки». А если человек ещё и верующий, христианин, то он знает, что есть многодневные и однодневные посты. Даже те люди, которые не верят в Бога, признают, что посты церковные правильно созданы, говорят об этом на основе медицинских знаний. Конечно, нужно уметь правильно питаться в посту: пост не для того, чтобы навредить телу, а наоборот. Если человек будет всё это делать с умом, то всё у него будет в порядке. Не надо прибегать ни к каким крайностям, потому что эти крайности могут не только повредить здоровью и сделать человека инвалидом, но даже привести к смерти. Зачем над собой проводить такие опасные опыты?
— С возрастом появляются морщины, и некоторые женщины прибегают к инъекциям гиалуроновой кислоты. Это как-то противоречит учению Церкви?
— Когда спрашиваешь у верующего пожилого человека, какие годы у него самые счастливые, он с радостью вспоминает своё детство, а потом — тот возраст, в котором находится сейчас. Спрашиваешь: «А в молодости разве не было у тебя радости?» — «О ней лучше не спрашивать…» Человек прекрасно понимает, что не в красоте счастье. Если человек в душе красив, то больше ему ничего не надо. Он может быть инвалидом, увечным человеком, а с ним будет радостно общаться. Вот буквально сегодня видел клип, как детки на Пасху поздравляли людей на языке глухонемых, пели на нем песню. Как это возможно? Я даже не представлял, а они спели её, и так красиво, что я чуть ли не заплакал, посмотрев этот клип.
Посмотрите на Ника Вуйчича — в него влюбилась здоровая женщина. Он инвалид, и тем не менее, многие его приглашают на мероприятия. Красота должна быть внутренняя, а внешняя — насколько это возможно. Если надо макияж сделать — можно сделать, но не так, чтобы утром муж проснулся и испугался. Во всём должна быть мера, золотая середина. Если при этом человек будет жить духовной жизнью, то он будет для всех красив, даже если он в возрасте. Спросите любого человека: «Скажи, а ты свою бабушку или дедушку любишь? Они же старые, чего ты их любить будешь?» А все любят, потому что они им дороги. Не во внешней красоте счастье, а во внутренней жизни. Можно быть абсолютно красивым, но абсолютно негодным человеком.
— На одном из форумов, где можно задавать вопросы священнику, один молодой человек спросил, может ли он себе сделать себе татуировку с архистратигом Михаилом. Насколько это разумно?
— Есть такой священник — отец Валериан (Головченко), он занимается с молодёжью, проводит беседы, общается, ездит по социальным объектам, помогает обездоленным людям. Он сам когда-то этим страдал и по этому поводу говорит: «Если ты сделал одну наколку, неважно какую, даже если с архистратигом Божиим Михаилом, то тебе захочется ещё одну сделать — и так пока всё тело твоё татуировками не покроется, не остановишься. Поэтому лучше не начинать».
У одного актёра были татуировки, и он решил их свести, а ему говорят: «Не надо тебе заниматься членовредительством. Нанёс — вот теперь ходи и людей смеши». Сегодня модно так — ты нанёс так. Пройдёт время, и эта мода пройдёт, а оно-то останется. И что ты будешь с этим делать? Оно уже стало не модно, тебя могут засмеять. К нанесению татуировки нужно относиться очень серьёзно, обдумать все за и против. Задуматься о своём здоровье, потому что никто не даст гарантию, что мы не заразимся при этом чем-нибудь опасным.
— То же самое можно и о пирсинге сказать?
— В Священном Писании можно много найти упоминания о том, что если человек прокалывает себе какие-то части тела, то он тем самым соглашается, что он раб. Над ним есть какой-то человек, господин. В наше время мы можем под этим господином понимать лукавого. Казалось бы, мелочь, но раз мы прокалываем добровольно — это значит, что мы добровольно каким-то образом ему служим. Господь этого не требует, Ему это не нужно совершенно.
Быкам часто в нос кольцо вешают. Для чего? Чтобы за это кольцо быка вести, то есть управлять им так, как хозяину угодно. Хотим ли мы показывать людям, что мы кем-то управляемы? Если человек проколол нос, не зная всего этого, то можно постепенно исправиться. А если он знает и делает, то сам свидетельствует, что он на такое отношение согласен.
— А может ли постоянное желание менять свою внешность нести какую-то опасность для человека?
— Естественно, это может привести и к унынию, и к печали, а в конечном итоге — и к депрессии, из которой очень сложно выйти. Если же говорить о внутреннем человеке, то постоянно нужно себя менять к лучшему, стараться жить по заповедям Божиим, сравнивать себя с Богородицей, с Господом, со святыми. Господь обязательно нам поможет стать лучше, и у нас отпадёт надобность становиться какими-то другими внешне. Когда человек красив внутри — он красив и снаружи, а если он безобразен внутри, то эта безобразность и наружу выходит. Священники могут поделиться наблюдениями, как человек после смерти превращается в нечто свиноподобное. О чём это говорит? Такая у него жизнь была… Поэтому, конечно, стоит начать менять себя к лучшему изнутри, тогда и снаружи мы станем лучшими.
— Отец Леонид, как можно научиться любить себя и ничего не хотеть в себе изменить?
— Как говорил один святой: «Молитва и труд всё перетрут». Если я буду вовремя молиться, достаточно трудиться — у меня никогда не возникнет желания что-то менять во внешности, потому что мне будет некогда этим заниматься. Какие у меня недостатки были — сгладятся в любом случае. Господь говорит: «Ищите прежде всего Царствия Божия, а всё остальное приложится вам». Вот так и здесь можно пожелать людям, чтобы они искали прежде всего Бога, искали, как помочь другим людям. Тогда жизнь у них станет прекрасной, и будет не важно, красив ты снаружи или некрасив.
Посмотрите, как мы любим своих маму и папу — именно потому, что они мама и папа. Не важно, красивые они или некрасивые, мы всегда будем их любить, потому что мы знаем, что они нам жизнь дали, они о нас заботились. Так же и нас люди могут любить — не за внешность. Как говорится в пословице, из красоты воду не пьют. Сегодня я красив, а завтра, не дай Бог, со мной случилась болезнь или авария — и я уже некрасивый. А ведь люди будут обо мне вспоминать как о человеке хорошем и относиться ко мне соответственно. Что посеет человек, то и пожинать будет. Красоту посеет вокруг себя — и вокруг него красота оживёт. Вот это самое главное.
Текстовый вариант подготовлен редакцией сайта Горловской епархии
Источник