Можно ли рисунок карандашом покрыть лаком для волос
Содержание статьи
форум художников » ВанГог.ru — арт форум » ВАНГОГ — общий форум художников
Часовой пояс: UTC + 3 часа
Айдаров Анисимова Атаева Балеева Барбанакова Бархин Беленцова Белковская Бесолова Биджосян Бирюков Болдина Борисова Бурков Ванин Вахрушев Вдовин Власов Волосов Воробьева Гаганов Гарбузова Годустова Горбачев Горшкова Демина Дзябко Дмитриева Докучаева Долгов Дородный Дубянский Евдокимов Евстигнеева Епишин Есипов Жаров Захаревич Зеленцов Зеньковский Ивашова Иолтуховская Камянов Клементьев Климов Клочков Князев Ковалeв Кожухов Колбнева Колотовкин Корень Коркин Коршунова Кочеткова Кошелев Кравченко Кравченко Крестинина Крухмалев Кудрявцев Кудрявцев Кузнецов Кушнарев Лазарев Лозовой Лукьянов Лупандин Малахова Мануйлович Метсо Михайлова Мишина Морковина Мусиенко Никулин Онищенко Павлов Парошин Пахомова Пашковъ Першина Петерсон Петров Петров Петров-Кириллов Петунин Полех Попов Романов Рубанова Рязанова Сафонов Селивёрстова Семушин Сергейчук Сероштан Силаева Симонова Слащёв Соловьева Спиридонов Стасенко Степкина Сутягин Теремовская Терещенко Терновская Тимергалеев Трофимов Устинов Файзуллин Федин Федюшина Филиппова Фокин Фурс Хасо Хохлов Чепурин Черненко Шаганова Шевченко Шеломова Широкова Шканин Шляхтин Шумский Шунько Яковенко выставить работы? >>> |
Автор | Сообщение |
---|---|
textExpanser | Заголовок сообщения: Защита рисунков от влаги, пачканья (покрытие) Добавлено: 07.09.05 05:47 |
Посоветуйте чем можно покрыть акварель, карандашный рисунок, чтобы не пачкались и воды не боялись? К сожалению, в моей провинции нет фиксативов ни в баллончиках, ни без (я не могу найти). Быть может какой-нибудь лак? Мне тут продавец посоветовал (и продал) мастичный лак в пинене.. Не заметил я предохраняющего эффекта — акварель под ним смазывается под водой. И жирные пятна на бумаге. Как я понимаю, c пиненом/скипидаром не подходят: из-за жирных пятен. У нас продаются другие лаки, может среди них удастся нужный обнаружить. Помогите, поделитесь опытом: что можно использовать для таких целей? | |
Вернуться к началу | |
sony | Заголовок сообщения: Добавлено: 07.09.05 11:05 |
карандаш и пастель лучше всего лаком «прелесть» закреплять (тот, что для волос) — срабатывает лучше фиксатива | |
Вернуться к началу | |
textExpanser | Заголовок сообщения: Добавлено: 07.09.05 18:51 |
Лак для волос липкий, он собирает грязь и пыль. И по-моему он боится воды. То есть как раз то что нужно мне от защитного покрытия он не делает. А художественные лаки? Может есть нужные? Или что-нибудь… | |
Вернуться к началу | |
textExpanser | Заголовок сообщения: Добавлено: 07.09.05 18:53 |
Поясню: нужна защитная не смываемая водой плёнка. | |
Вернуться к началу | |
Мышь | Заголовок сообщения: Добавлено: 08.09.05 16:31 |
попробуйте закреплять разведенным клеем пва, когда-то так тоже делали — не воняет, не липнет, при разведении прозрачен | |
Вернуться к началу | |
Streletz | Заголовок сообщения: Добавлено: 09.09.05 13:00 |
В художественных салонах продаётся специальный фиксатив для рисунка и угля, пастели. Его распыляют на рисунок через аэрограф. | |
Вернуться к началу | |
AV | Заголовок сообщения: Добавлено: 10.09.05 00:16 |
Попробуйте ламинацию, лучше холодную, 100% защита 😀 | |
Вернуться к началу | |
Александр Сафонов | Заголовок сообщения: Лак — фиксатив… Добавлено: 10.09.05 00:51 |
Лак — фиксатив для угля, карандаша, пастели можно заказать наложенным платежом по почте или через интернет… В аэрозольном баллончике или во флаконе. Для распыления можно использовать аэрограф или любое подручное устройство для распыления… Акварель, если она хорошего качества, обычно не требует особой защиты. В любом случае, рисунок, уголь, пастель, акварель выполненные на бумаге или картоне лучше не держать во влажном помещении и беречь от прямых солнечных лучей. Бумага выгорает… Если хотите сохранить произведение надолго, не стоит его ламинировать. Пленка со временем мутнеет и царапается… Скажем живописец, академик Николай Ромадин на хорошо высушенную доску наклеивал рыбьим клеем ватман, ручного отлива… Естественно, при таком подходе, его работы будут храниться очень долго. В отличие от прекрасных живописных полотен Виктора Попкова. Которые он часто писал на первом подвернувшемся холсте, часто записывая другие работы, не соблюдая технологию, смешивая масло, темперу и яичную, и поливинилоацетатную… Реставраторы в Третьяковке и других музеях мучаются, с трудом сохраняя его работы… Лак, которым покрывают иконы, картины, с годами мутнеет и темнеет, поэтому иконы приходится реставрировать снимая старый лак… Хорошо правильно соблюдать технологию, хотя многие художники, часто и я используют для угля, сангины, соуса и карандаша лак для волос — дешево и сердито. | |
Вернуться к началу | |
grin | Заголовок сообщения: Добавлено: 10.09.05 01:25 |
просто купите ЛАК который еще в СОВКЕ назывался ПРЕЛЕСТЬ лак для волос стоит он копейки эфект самый наилучший АКВАРЕЛЬ лучше вобще не закреплять ни каким лаком КРАСКА ИСПОРТИТСЯ ОТ ЭТОГО | |
Вернуться к началу | |
textExpanser | Заголовок сообщения: Добавлено: 10.09.05 19:06 |
ПВА: этот клей, даже если застыл, отмачивается водой. Сначала он мутнеее и белеет, потом растворяется. И при влаге начинает пованивать. Лак для волос: растворяется водой, липкий (а значит собирает грязь). Может помочь только для защиты от смазывания, не более. Но может химически прореагировать с краской и испортить рисунок. Ламинация: нужен специальный прибор и пленка к нему. Все это весьма дорого. А раз таскать в спецконтору для ламинирования — это слишком… Да и пленка эта может отслаиваться при сворачивании и сгибании. Фиксатив: хорошо бы, но я не могу у нас его найти. Кроме того, перед покупкой хотелось бы узнать — а защищает ли он от воды? Потому что мне тут продали лак мастичный уже. А он совершенно неподходящим оказался. Хотелось бы узнать заранее о сойствах такого фиксатива или лака если придется заказывать. Но по-моему лучше все-таки лак. Только какой? Подскажите, кто лаками пользовался, пожалуйста. | |
Вернуться к началу | |
Илья | Заголовок сообщения: Добавлено: 11.09.05 01:15 |
Знаю опыт одной художницы — Елизаветы Сурисо — ламинировать карандашные рисунки при помощи не очень горячего утюга и полиэтилена. Результат можно посмотреть здесь: https://trofimoviliah.narod.ru/photosuriso.html | |
Вернуться к началу | |
AV | Заголовок сообщения: Добавлено: 14.09.05 23:18 |
Ламинация для которой нужен прибор — горячая, пленка действительно отслаивается, даже при бережном обращении хватит года на 2. Холодная — это ламинация оракалом, продается в любой конторе по наружной рекламе, кажется рублей 80 за метр, там же найдите работяг и попросите показать технологию, это займет минуты две. Из лаков, на мой взгляд, лучший — «Taft» сильной фиксации (в синем флаконе), правда размачивать в воде я его не пробовал 😛 | |
Вернуться к началу | |
Александр Сафонов | Заголовок сообщения: Странный вопрос… Добавлено: 15.09.05 01:34 |
Если Вы не дайвер и Вам не нужно рисовать под водой, то не понятно, — что обсуждать? Для подводников существует специальная, непромокаемая бумага, специальные графитовые карандаши и мелки… А если Вы просто художник, то бумагу и картон для рисунков углем, сангиной, соусом, карандашом и для акварели, просто необходимо оберегать от влаги, прямых солнечных лучей и жары. Акварель ничем покрывать не нужно. А уголь, сангину, соус, пастель и карандаш можно покрывать, при отсутствии лака — фиксатива, лаком для волос. Самый дешевый и неплохого качества лак для волос «Прелесть». Лучше хранить такие работы в папках. А если в интерьере на стене, то можно оформить в раму под стекло. Как в музеях, завешанные плотными шторками… Это позволит долго и качественно сохранить работы… И ни в коем случае не использовать ламинирование… | |
Вернуться к началу | |
textExpanser | Заголовок сообщения: Добавлено: 15.09.05 10:11 |
Дело в том, что мне не для совсем обычного применения. То есть не для бережного складирования в папках, а для частого использования в руках. Так сказать, прикладного применения. | |
Вернуться к началу | |
Александр Сафонов | Заголовок сообщения: Как сохранить… Добавлено: 15.09.05 10:55 |
В этом случае, лучше всего, закрепив лаком уголь, сангину, соус, пастель и карандаш, вложить рисунки в прозрачные файлы для документов. Акварель тоже просто вложить в файл… Файлы продаются любых форматов А-4, А-3, А-2, А-1… Успехов! | |
Вернуться к началу | |
Часовой пояс: UTC + 3 часа
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения |
Источник
Как зафиксировать готовые пастельные работы
Закрепляем рисунок. Фиксативы и другие способы
Сохраните свои пастельные рисунки для потомков с помощью трёх вариантов фиксации, о которых рассказано в статье.
Когда вы фиксируете и обрамляете пастели под стекло, это самые постоянные из всех средств закрепления и сохранения: никогда не трескается, цвета не увядают. Но мы не можем поставить в рамы все свои работы. Их обычно слишком много. Так что нужно знать и другие способы сохранения рисунка. Здесь нам понадобятся фиксативы. Они нам понадобятся в любом случае, потому что даже те работы, что отправляются под стекло, нуждаются хотя бы в небольшом закреплении. Ведь пастель — очень «сыпучий» материал.
Само собой разумеется, что перед использованием любого фиксатива убедитесь, что вы находитесь в хорошо проветриваемом пространстве. Также разумно проверить в качестве теста на отдельном листе, как ваш бренд фиксатива работает с пастелью, которую вы используете. Для теста желательно использовать ту же бумагу, на которой вы рисовали. Здесь всё имеет значение.
Пастели имеют очень малое соотношение связующего и пигмента, поэтому при первом применении фиксатора можно увидеть, как рисунок темнеет. Выбранный вами бренд пастели и фиксатива определит, насколько темнее в итоге получится цвет, но по мере высыхания фиксатива цвета снова будут становиться светлее.
Лак фиксатив для художественно-живописных работ, Невская палитра. Лак для закрепления рисунков карандашом, углём и пастелью. Наносится на поверхность при помощи пульверизатора.
Фиксаж-спрей от Koh-I-Noor используется для закрепления рисунка углём или мелками/пастелью. Легко наносится и надёжно защищает рисунок.
серии ARTIST итальянской компании Ferrario. Применяется в качестве универсального защитного покрытия и декорирования художественных работ. Для красок и пастели.
Рисунки пастелью необходимо беречь от сотрясений, прикосновений, от влажного воздуха. Лучше всего — окантовать под стекло, это самый надёжный способ, причём стекло не должно касаться поверхности пастели.
Иногда художники используют лёгкий слой фиксатора, чтобы стабилизировать рисунок и «привязать» пастель к поверхности во время работы. Этот метод имеет тенденцию бороться с изменением цвета после итоговой фиксации, потому что цвет регулируется по мере продвижения в рисовании и добавления новых слоёв. Однако будьте осторожны, чтобы не переусердствовать, иначе исправления в работу будет внести уже невозможно. Закрепляйте только то, в чём вы на 100% уверены.
Пастель достаточно сложна для освоения и с точки зрения организации рабочего пространства, хорошие наборы стоят дорого, мелков надо много, твёрдых и мягких, желательно иметь и пастельные карандаши для деталей, специальную бумагу, растушёвки. Во время работы всё в пыли, так что нужно выделить место. Это непросто. Но многие всё же решаются попробовать, потому что это особенное искусство, подвластное далеко не каждому.
Три основных типа фиксатива для пастели (и не только): фиксатив с диффузором, аэрозоль и распылитель.
Диффузор
Диффузор известен художникам давно. Его использовали в художественных школах и много лет назад. Сегодня чаще используются спреи.
Здесь вам нужно дуть через отражатель, прикреплённую на петлях пробку с мундштуком — брызги создают очень точный фиксативный туман. Поместите один конец в бутылку и продуйте через конец мундштука, чтобы получить спрей. Перемещайте по рисунку равномерно.
Аэрозольные фиксативы
Аэрозольные фиксативы при нажатии производят постоянное мелкодисперсное распыление, что делает фиксацию довольно быстрым и лёгким процессом. Этот вариант — самый простой и удобный.
Держите банку аэрозоля на расстоянии около 25-30 см от работы и плавно и равномерно перемещайте спрей по своей работе. Фиксируйте работу от середины к краям.
Распылитель/пульверизатор
Если вы предпочитаете не использовать аэрозоль, распылитель-пульверизатор — отличная альтернатива. Каждый нажим даёт точный туман фиксатива. От аэрозоля отличается тем, что здесь вам нужно постоянно нажимать для получения очередной порции средства. Но зато вы можете работать точнее и экономнее.
Работа на велюре не обязательно нуждается в фиксации, поскольку пастели очень хорошо к ней прилипают, однако большинство мастеров по багету предпочитают фиксировать пастель и здесь. Закрепите рисунок, а затем, если нужно, добавьте светлые области, которые, как вам кажется, слишком сильно потемнели.
Фото из журнала Paint & Draw.
Лак для волос
Это самый экономичный и простой вариант, на котором многие в итоге останавливаются.
Многие используют не дорогостоящие фиксативы, а просто лак для волос сильной фиксации. Обрабатывать только на расстоянии, чтобы струя лака не сбивала контуры и не текла по пастели. Через некоторое время после первой обработки нужно провести вторую; одного раза мало. Можно нанести и больше двух слоёв, до 4-5, смотрите на общий вид работы.
Специальный закрепитель гораздо дороже лака, но и с ним пастель продолжает пачкаться, обращаться с рисунками в любом случае нужно очень осторожно, беречь рисунке в отдельной папке, иначе рисунок теряет меловый слой, а если слишком сильно его залачить, заметно изменится цвет.
В чём разница между фиксативом и лаком для волос?
Специализированный закрепитель дороже, а разницы между ним и обычным лаком для волос нет никакой (закрепляют одинаково). Так в чём же разница? В том, что лак для волос при долгосрочном хранении (годы и десятилетия) может пожелтеть и исказить цвета работы. Поскольку его назначение — не художественные работы, а волосы, никто не может сказать, как он себя поведёт через долгое время на бумаге. Фиксативы же — вещь проверенная. Поэтому профессиональным художникам, чьи работы уже обрели ценность, нужно уйти с лака для волос на профессиональный художественный закрепитель.
Но если вы рисуете для себя или учитесь, вам вполне достаточно лака для волос.
Рекомендуем попробовать лак GOT2B «Стальная хватка», запах у него вполне приятный и не слишком резкий. С ароматом зелёного яблока и лимона. Закрепляет даже соус, и так, что в папке рисунок ничего не пачкает работа не осыпается и не размазывается.
Лак для волос Got2b «Стальная хватка», 300 мл.
Ещё один давно проверенный вариант — лак Прелесть.
Обработка лаком для волос (в несколько слоёв, между обработками дать подсохнуть 2-3 минуты) держит работы в сохранности десятки лет, ничего не осыпается.
Другие способы
Есть и другие, на сегодняшний день довольно экстравагантные способы закрепить рисунок.
Бумагу покрыть раствором желатина, дать высохнуть и работать, стараясь делать пастель немногослойной и не очень пастозной. Затем всю бумагу держат обратной стороной над кипящей водой. Желатин при этом растворяется, приклеивая нижние слои пастели.
Способ закрепления от Лорио (18 век). Поставить работу, выполненную пастелью, вертикально и осаждать на её поверхность пары, насыщенные раствором рыбьего клея в смеси с уксусом или спиртом.
Растворить парафин в бензине, смешать с обезжиренным молоком и распылителем нанести на работу.
Можно закреплять раствором мыла.
Но помните: все закрепления, когда вы закрепляете рисунок сильно, убивают неповторимую прелесть сухой пастели. Так что не перестарайтесь. Если храните рисунки в папке, можно проложить их калькой, чтобы они точно друг друга не испачкали.
Источник
6 хитростей о простом карандаше, которые нужно знать художнику
В этой статье я расскажу:
— как помечают жесткость простого карандаша ( Т, М, ТМ, Н, B, НB и F )
— как узнать возможности ваших графитовых карандашей (видео)
— для чего художникам твердые, мягкие и твердомягкие карандаши
— как осветлить простой карандаш на бумаге (клячка и хлеб)
— чем закрепить рисунок, чтобы карандаш не осыпался (способ также подходит к углю, мелу и пастели).
— и как быстро научиться рисовать простым карандашом
Начинка в карандашах может быть разная: сангина, сепия, соус, пастель, мел…
Мелом-карандашом я наношу блики на тонированной (цветной) бумаге и крафт бумаге.
Уголь я тоже люблю в виде карандаша. И руки — чистые, и линию точную легче провести. И не скрипит 🙂 Но это все не простые карандаши.
.
В этой статье мы поговорим
о простых карандашах
Мы называем карандаш «простой», а он — графитовый или чернографитовый, то есть в серединке у него графит. Художники различают графитовые карандаши по жесткости грифеля. Карандаши бывают мягкими, твердыми, твердомягкими.
Как узнать жесткость карандаша
Посмотрите на российские карандаши и заметите буквы маркировки:
М — мягкий
Т — твердый
ТМ — твердомягкий
Европейцы карандаши тоже подписывают буковками:
Н (Hardness «жесткий») — твердый,
B (Blackness «черный») — мягкий,
HB — средний,
F (Fine point «деталь») — по жесткости он между твердомягким и твердым.
И россияне и европейцы ставят перед буквами цифры. Так показывают, насколько карандаш жесткий или мягкий:
2М и 2B мягче мягкого.
3M мягче, чем 2М
и так далее…
2Т и 2H тверже твердого.
3Т тверже, чем 2Т
и так далее…
ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО : https://youtu.be/rMlWE8KCInI
В дни дефицита трудно было представить карандаши мягкостью большей чем 2 М (2В). И вот несколько лет назад я увидела в продаже карандаши до 8В мягкости. Для рисунка и графики эти карандаши просто великолепны.
Как узнать возможности карандашей, которые у вас есть
Не спешите в магазин за новыми карандашами. Возьмите те, что есть дома. Разные тона можно передать и одним карандашом, если знать на что карандаш способен.
Посмотрите видео как протестировать карандаши, которые у вас есть.
Ещё вы узнаете: зачем точить длинный грифель и как тушевать.
ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО: https://youtu.be/u4k_Dy0PMJs
Зачем художникам твердые, мягкие и твердомягкие карандаши
Твердые карандаши: от 2Т (2H) до 9Т (9H):
Твердые карандаши бледнее, линии четче.
Художники берут твердые карандаши для трех вещей: светлых тонов, незаметного наброска и прорисовки деталей. Но осторожнее с карандашами тверже 3H, они могут царапать бумагу.
Если вы хотите выполнить легкий набросок — не давите на карандаш. Тогда карандаши рисуют тонкими легкими линиями, почти незаметными. Перед наброском проверьте на пробной бумаге, что карандаши не царапают.
Если вы уже завершили карандашный рисунок, но хотите сделать контуры четче — обведите их твердым карандашом. Захотите выделить детали или фактуру: пряди волос на рисунке, показать твердость камня — вам тоже поможет твердый карандаш.
Светлые тона передают твердыми карандашами. Чтобы получить темный тон, начинающие художники усердно давят на твердый карандаш, рвут и царапают бумагу. Если вы хотите линии потемнее — возьмите карандаш помягче.
Что рисовать H (твердым) и HB(твердомягким):
Карандаши с мягкостью Н или НВ хороши для рисунка под любые краски в живописи, потому что не размазываются и не пачкают краску.
Ещё художники рисуют ими основу под карандашный рисунок. А потом добавляют темные и светлые тона мягкими и твердыми карандашами.
Что рисовать мягкими карандашами (2B и выше):
Карандашом 2B рисуют четкие линии, прорисовывают темные места и выделяют детали.
Чем мягче карандаш, тем темнее и жирнее след он оставляет. Самые мягкие карандаши оставляют нечеткие линии и проявляют фактуру бумаги. Ими передают черноту и густую тень.
Мягкие карандаши легче растушевать. Растушевать значит размазать, растереть. Художники растушевывают салфеткой, резинкой, специальной растушевкой (растушкой) и пальцем. Переходы тона становятся плавнее. И объем выглядит реалистичнее.
Некоторые учителя рисования запрещают ученикам растушевывать штрихи — не ограничивайте себя в творчестве. В творчестве не может быть запретов. Иначе это не творчество.
Как только у вас появился вопрос «а можно ли …?», то сразу отвечайте себе — МОЖНО!
Экспериментируйте!
Можно штриховать, можно растушевывать, и самое главное можно нарушать любые запреты, если это не приносит вреда вам и другим людям.
Вернемся к нашим карандашам ????
Точите карандаши 7B, 8B и 9B аккуратно, потому что грифель мягкий и режется как масло. Ещё мягкий карандаш осыпается с рисунка, как мел, пастель и уголь. Я напишу в конце статьи, как их закрепить.
Как осветлить карандаш на бумаге
Чтобы осветлить карандаш на бумаге, а не размазать, придумали ластик-клячку.
ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО: https://youtu.be/6dz2N-YKmPg
Скатайте клячку в шарик и покатайте шарик по месту, которое хотите осветлить.
Если клячки нет, то возьмите мякиш хлеба. Но сначала проверьте на пробной бумажке, не оставляет ли хлеб жирных следов.Так художники делали до изобретения клячки.
Что такое клячка:
Специальная мягкая резинка. Клячка — это очень мягкий как пластилин ластик. Продается она в художественных магазинах.
Обычная резинка портит бумагу, а клячка — нет. Клячка снимает графит, но не снимает верхний слой бумаги. Художники удаляют ей грязь с листа, высветляют, стирают. Ещё из неё можно вылепить длинный острый кончик и стирать им тонкие линии и мелочи.
Внимательно рисуйте мягкими и твердыми карандашами.
Чем мягче карандаш, тем труднее стереть его обычной резинкой. Он размажется по листу и оставит пятна.
Используйте клячку.
Чем закрепить рисунок, чтобы карандаш не осыпался
Что бы рисунок не размазался и не осыпался, можно покрыть его закрепителем. Но так как закрепитель дороговат, я часто покрываю простым бесцветным лаком для волос.
Рисунки выполненные мягкими карандашами, мелом, соусом, углем, а так же пастелью лучше покрывать специальным закрепителем, или сбрызнуть прозрачным лаком для волос. Но только тогда, когда рисунок будет завершен, потому что дорисовывать по закрепителю сложно или невозможно.
Иногда лак для волос затемняет светлые тона, поэтому прежде чем брызгать на рисунок, сделайте тест на пробном листе с выкрасками светлых тонов.
Распыляйте лак аккуратно, не подносите баллончик слишком близко к картине.
Как быстро научиться рисовать карандашом
А если вы хотите рисовать простым карандашом, то вам поможет мой «Базовый курс».
После Базового курса Вы сможете различать тона вещей и передавать объемы на бумагу. Ваши рисунки из плоских каляк-маляк превратятся в объемные реалистичные картины.
Вы научите руку слушаться, а не скакать по листу. Послушная рука поведет линию куда вам захочется.
Узнаете как художники эпохи Ренессанса рисовали с натуры. И сможете рисовать таким же способом.
Вы научитесь видеть как художник: Человек без художественного видения чертит предметы на бумаге, как архитекторы чертят здания. Такого человека приведет в ужас скомканный носок, потому что скомканный носок несимметричный, его трудно выстраивать.
Художник с художественным видением легко рисует сложные предметы. Потому что он видит тона, линии и пятна и наносит их на бумагу. Такого художника не напугать скомканным носком 🙂
Ещё в курс включены игры и упражнения для развития глазомера. Вы сможете определять расстояние на глаз и правильно отражать его на бумаге.
Базовый курс поможет рисовать карандашом на уровне художественной школы, даже если вы никогда не рисовали.
Подробнее…
.
.
Источник