Можно ли покрыть лаком для волос карандаш
Содержание статьи
Закрепление рисунка на холсте
***Alex***
Всем привет. У меня созрел вопрос.Вычитал что можно закреплять рисунок на холсте ( карандаш, уголь и пт) лаком для пастели ( у кого нет, лаком для волос). А потом можно писать по нему без проблем. А как насчет нарушения эдгезии. Или просче говоря — а не отвалиться ли потом красочный слой.Напишите кто так делает и невидит в этом проблемы или наоборот. Есть ли другие способы закрепления рисунка так что бы покрывая его импримотурой он не размазывался? До сих пор я обводил его ченилами или использовал туш. Просьба — у кого отвечая на вопрос напрашиваеться речевой оборот типа — «А на фиг…» не напрягаться. Спасибо.
15.03.2013,
01:57
Sketch
Цитата:
Сообщение от ***Alex***
До сих пор я обводил его ченилами или использовал туш.
Попробуйте сначала нанести рисунок тонко карандашом ТМ (НВ), а затем слабо пропишите акварелью. Маслом пишите на следующий день, рисунок не собьётся.
15.03.2013,
03:48
NikeM
Про лак для пастели ничего не знаю, а лак для волос действительно закрепляет рисунок. На адгезию это практически никак не влияет, поскольку слой лака очень тонкий и легко пропитывается маслом. С другой стороны, лак для волос сам по себе непрочен и довольно легко стирается в процессе работы, хотя это зависит ещё и от грунта. Также он не пропитывает, а значит не закрепляет толстые слои угля, сангины, соуса, пастели и т. д. При попытке набрызгать побольше лака, он начинает течь со всеми вытекающими последствиями. В общем, на практике использовать можно, но с оговорками.
Вообще, стоит отметить, что у лака для волос нет никаких преимуществ перед любыми другими, а советы по его использованию объясняются тем, что в стародавние времена это был единственный лак выпускаемый в аэрозольных баллончиках, что позволяло отлакировать поверхность с рисунком без размазывания кистью. Сейчас проблем с материалами нет и я бы попробовал
покрывной лак для живописи или что-нибудь для акрила — поскольку грунты сейчас в основном акриловые, то проблем с совместимостью быть не должно.
Если что, то сам я при переводе рисунка пользуюсь простым карандашом средней твёрдости, который закрепляется тонким слоем разбавленного рабочего лака, а если нет времени, то жидкой акриловой краской или желатином, если позволяет грунт. Впрочем, на современных акриловых грунтах карандаш держится достаточно хорошо, что бы его вообще не закреплять. Для отрисовки прямо про холсту пользуюсь цветными карандашами, начиная с жёлтого и через оранжевый и красный до коричневого, что без проблем позволяет последовательно исправлять и уточнять рисунок. Окончательный вариант обводится опять же простым карандашом и закрепляется. Можно и не закреплять — тогда цветной карандаш размажется и создаст подобие имприматуры. Тоже самое, кстати, касается и рисунка сангиной или пастелью.
***Alex***
Спасибо за исчерпывающий ответ.
15.03.2013,
14:40
Boboso
Карандашный рисунок легко закрепляется маслом (тонкой кистью, смоченной льняным маслом, поверх грифеля).
Ambrosius
Если походить по музеям и почитать соответствующую литературу, то можно вычитать, а также увидеть в незаконченных работах, что традиционно рисунок закрепляли, обводя его кистью — разведенной умброй, сьенной, и другими краскими, которые уже на этой стадии по мимо закрепления рисунка будут также играть роль подмалевка.
А так — любой способ хорош, если он работает для вас — если вас устраивает результат. Лаком для волос я бы не стал закреплять — они практически все со временем желтеют. Закрепители для графики намного более приемлемы, так как лучшие из них — это просто раствор шеллака в спирте, и этот лак не желтеет. Меня устраивает традиционный способ — закреплять кистью жиденько разведенными землями (на любом медиуме, который вы используете — скипидар, тройник, двойник — всё подойдет) — умброй, сьенной, охрой — земли сохнут быстро, можно продолжать работать на следующий день.
15.03.2013,
19:41
Олег Максимов
Ambrosius что традиционно рисунок закрепляли, обводя его кистью — разведенной умброй, сьенной,
А не кажется ли Вам, что земляными жидкими красками не просто закрепляли рисунок, а прописывали всё изображение?
Это по Леонардо, да и по Киплику.
Ambrosius
Цитата:
Сообщение от Олег Максимов
А не кажется ли Вам
Мне ничего не кажется. Человек спросил, чем звкрепить рисунок, а не как сделать подмалевок. Я ответил. А что? Или вы думаете, я здесь щас разражусь трактатом про подмалевки?
15.03.2013,
21:05
Олег Максимов
Ambrosius разражусь трактатом про подмалевки?
Да вовсе нет, не надо. Всё уже закрепили.
Щас спою
Удалено модератором форума
Ливаднов
Можно нарисовать и затушевать рисунок свинцовым карандашом (он не размазывается ). Я именно так и собрался только что рисовать одну небольшую картину с городским пейзажем . После тушевки пройду жидкими цинковыми белилами с примесью голубой на разбавителе н.-4, и буду лессировать . То есть : по голландскому способу . Под бледно -голубой краской подмалевок-подтушевок смотрится серо-голубым .Так акварелисты ,(я имею ввиду серо-голубой цвет ) в том числе и Брюллов ,делали подмалевок под свои акварели .
Если внимательно прочитать статью Арзамасцева о методах старых мастеров , то можно найти строчки о том , что Рубенс прописывал свои работы серо-голубой краской . Это результат тонких наблюдений или производная от того , что старые мастера накрывали рисунок свинцовым карандашом белилами и , в следствии этого , получали серо-голубой подмалевок ?
На большом формате карандашем не продуктивно и Рубенс прописывал кистью ?Наверно на этот вопрос и реставраторы не ответят .
Вместо свинцового карандаша можно использовать толстый пруток припоя . Я себе такой изготовил . Один конец заточил не очень остро как карандаш .Другой-заовалил .Не чистый свинец , но разницы никакой .Очень мягко тушует .
Irina Leo
Вот незаконченная картина Рубенса
Ливаднов
Как мне кажется : здесь две умбры
raptor
Если грунт акриловый или любой «не жирный», то можно использовать разведённую водой акриловую краску или строительный акриловый грунт.
Для того, чтобы оставлять сообщения в форуме, нужно авторизоваться.
Источник
Фиксаж рисунков.
3 Марта 2010, 13:24
Посоветуйте чем и как фиксировать что бы не размазывались рисунки сделанные карандашом/углем.
Читал что лаком для волос можно. Но как то не охота нанюхиватся им.
Видел в продаже баллончики с фиксажем.
Что можете из них посоветовать?
Чем вобще пользуетесь для закрепления?
Какие есть нюансы использования таких фиксажей?
Не портится ли со временем рисунок после обработки его фиксажем?
Так же интересно чем можно фиксировать рисунки выполненные гуашю? Можно ли использовать те же фиксажи что и для карандаша/угля?
3 Марта 2010, 20:25
Про карандаши все очень подробно в этом уроке
тема «Цветные карандаши. Основы.»
а по гуаши — в этом
тема «Как рисовать гуашью»
7 Марта 2010, 00:25
Не читал тему, но скажу что покупать фиксаж мне лично дорого, использую лак «прелесть». Запахов сильных не наблюдаю, не масло. Наносить надо на расстоянии и одним слоем, следующий слой только после высыхания предыдущего. Поверхность рисунка должна быть ровной, в том смысле что лежать на какой либо ровной поверхности. Минус фиксажа, то что со временем бумага приобретает характерную желтизну. Гуашь или темперу можно вскрыть бесцветным лаком для акрила. Как то вскрыл темперу даммарным лаком, получилось практически работа маслом )) Только если вы наносити алкидный лак на картон, помните, на роботе не должно быть просветов. лучше изначально нанесите грунт.
21 Апреля 2010, 22:52
Fixative (он же как вы сказали фиксаж), бывает разный. Я у нас в Нью Йорке в художественных магазинах видел если не ошибаюсь 2 вида: для угля, для пастели, и карандаша, и другой для красок и чего то (чего еще забыл, наверно тоже пастели). И есть они матовые и с глянцем. Покрытый года 3 назад матовым фиксажем угольный рисунок у меня до сих пор не стерся. Стоит же он не дорого, долларов 10 примерно. Вот собственно всё, что могу сказать
9 Мая 2010, 16:55
10 баксов? Это за какой объём?
9 Мая 2010, 18:34
Да правильно сказали — Лак для волос «Прелесть. Сильная фиксация», чтобы была без блестков и разных биодобавок, какой-либо запах отсутствует (по крайней мере сам не чувствую) — подходящий вариант: недорого и сердито, им можно уголь, сангину, пастель зафиксировать
Что мы и делаем регулярно на занятиях, еще никто не жаловался!
10 Мая 2010, 00:36
тоже самое пользуюсь обычным лаком для волос. Главно наносить не жирно а то начинает отблескивать. Намного дешевле чем специальный FIXATIV
10 Мая 2010, 00:44
Спасибо всем за помощь и участие!
Wellaflex супер-сильная фиксация. Взял по принципу что есть самое дешовое. Результатом доволен. Цвет не меняет держит нормально
7 Июня 2010, 19:58
а вот у меня с лаком для волос проблема — делаю все по правилам(время высыхания и расстояние),но на пастельных работах остаются пятна!!!!
пробовала несколько лаков,а результат один и тотже…
7 Июня 2010, 21:20
Цитирую (Elf Morphine)
а вот у меня с лаком для волос проблема — делаю все по правилам(время высыхания и расстояние),но на пастельных работах остаются пятна!!!! cry.gif пробовала несколько лаков,а результат один и тотже…
Такой эффект может давать бумага….
7 Июня 2010, 22:18
Glukosoft, бумага?
и на акварельной,и на пастельной следы…в минске неправильный лак для волос >_<
18 Июня 2010, 09:28
Только фиксатив! Никаких лаков, зачем работе лишние витамины, жожоба всякие и желтые пятна
? Совет. Когда будете брызгать фиксативом работа должна лежать, и брызгайте по чуть-чуть, давайте бумаге просохнуть и брызгайте снова. Если брызгать сильной струей и работа при этом будет в вертикальном положении, может все потечь (особенно уголь). При хранении, неоформленные в стекло работы, перекладывайте чистми листами, можно калькой.
Про гуашь — не слышала, чтобы ее специально фиксоровали, зачем? Особенность гуаши в том, что она матовая, после высхания не пачкается, обычно ее не фиксируют ничем. Если побрызгать гуашь фиксативом для пастели, думаю плохо не будет. Если хотите поэксперементировать, думаю можно на отдельном листочке (для опыта) попробовать аккуратно покрыть гуашь акриловым лаком на водной основе.
2 Сентября 2010, 08:05
Я покупала специальный фиксатив, не помню как называется немецкий. Он и цвет меняет немного, но больше всего не нравиться, что теряется четкость рисунка. Как бы смазывается слегка все. Может я что-то не правильно делаю, может слишком толстым слоем брызгаю.. Покрываю так, чтобы вся бумага потемнела от влаги. А она так и остается темная и все равно осыпается. Может нужно слоями крыть…
2 Сентября 2010, 20:49
По всей видимости это проблема всех фиксирующих составов и в том числе лака для волос «Прелесть», которым приходится пользоваться за не имением в продаже специальных фирменных фиксативов.
Особенно портятся пастельные рисунки, становятся более грязными, размытыми, тусклыми, теряется сам пастельный эффект.
Источник
Как фиксировать графику
Amigo
Удалено модератором форума
23.11.2009,
05:47
VarvArka
лаком для волос :-)) я пробовала так фиксировать угольный карандаш- нормально., и пахнет вкусно ))))
23.11.2009,
08:44
marinashlyapina
От лака — пятна и работа темнеет, особенно это видно на пастели. Я фиксирую целлофаном )))
23.11.2009,
09:26
VarvArka
а расскажите подробнее, пожалуйста, как фиксировать целлофаном??я о таком первый раз слышу — а вопрос фиксации для меня сейчас тоже стал актуальным как никогда ))
Ирина Гайкова
Фиксирую лаком для волос…ничего не темнеет и никаких пятен..проверено временем. Пользовалась специальным фиксативом, но разница лишь в цене.
23.11.2009,
09:54
VarvArka
наверное смотря какой лак — ведь они же отличаются не только фирмами и ценой , но и интенсивностью фиксации (легкая, средняя, сильная), какими-нибудь дополнительными ингридиентами — всякими витаминными экстрактами для волос, которые могут давать затемнения, а другие лаки нет. И я знаю — что фиксировать нужно с приличного расстояния 10 20 см, не вплотную. Но то, что в цене выигрывает лак для волос — это факт!
Ирина Гайкова
использую классический лак Прелесть) все равно никакой лак и никакой фиксатив не закрепит графику намертво…
23.11.2009,
09:59
игорь черемисов
Если лаком для волос, то самым дешевым, с минимумом добавок. В идеале фирмеными спреями, но вопрос цены. Зачастую совсем не фиксирую.
Ирина Гайкова
в процессе работы, если не забываю, то лаком брызгаю местами…а последние штрихи уже не фиксирую
23.11.2009,
10:05
marinashlyapina
Лаком фиксировала пастель раньше — настаиваю, что появляются пятна и затемнения! Сначала это меня устраивало, но потом перестало. Просто как стекло накладываю целлофан сверху, загибаю назад и сзади закрепляю скотчем. Пастель конечно отпечатывается, но это лучше, чем лаком. А можно, конечно, и лаком слегка ( если действительно не темнит. Но попробуйте наложить цвет поверх лака и увидите — темнит или нет) и сверху целлофан.
Ирина Гайкова
соусные и карандашные работы хранятся у меня не фиксированные с ученических времен и ничего им не делается
23.11.2009,
10:08
игорь черемисов
Цитата:
Сообщение от
Лаком фиксировала пастель раньше — настаиваю, что появляются пятна и затемнения! Сначала это меня устраивало, но потом перестало. Просто как стекло накладываю целлофан сверху, загибаю назад и сзади закрепляю скотчем. Пастель конечно отпечатывается, но это лучше, чем лаком. А можно, конечно, и лаком слегка ( если действительно не темнит. Но попробуйте наложить цвет поверх лака и увидите — темнит или нет) и сверху целлофан.
Только стекло и желательно с расстоянием от работы, никакого целлофана.
Ирина Гайкова
пастельные просто складываю в папку, если нет возможности оформить сразу под стекло…правда, перед оформлением приходится немного подправлять некоторые потертости…
Ирина Гайкова
Игорь, щас за голову взялась с ужасом)) накопилось работ куча, которые к персоналке надо оформлять…мама дорогая!!!
23.11.2009,
10:13
игорь черемисов
Цитата:
Сообщение от Ирина Гайкова
Игорь, щас за голову взялась с ужасом)) накопилось работ куча, которые к персоналке надо оформлять…мама дорогая!!!
Понимаю…))))))))) Представь мои форматы и итальянский багет…))) Но чуть больше 60-ти оформил. )
Ирина Гайкова
я даже не про финансовую сторону….)))
23.11.2009,
10:15
игорь черемисов
Цитата:
Сообщение от
Лаком фиксировала пастель раньше — настаиваю, что появляются пятна и затемнения!
Пока, за 20 лет ни пятен, ни затемнений ))
Ирина Гайкова
у меня срок давности пастелей меньший, но тоже никаких потемнений….одну, помню, запорола, но там лаком очень сильно покрыла….
23.11.2009,
10:17
игорь черемисов
Цитата:
Сообщение от Ирина Гайкова
я даже не про финансовую сторону….)))
У меня не унифицированный багет, старался более-менее индивидуально, так как работы очень разные…)
Ирина Гайкова
я попроще оформляю, тк и работы не сравнить с твоими)
Источник
Ðак заÑикÑиÑоваÑÑ Ð³Ð¾ÑовÑе паÑÑелÑнÑе ÑабоÑÑ
Закрепляем рисунок. Фиксативы и другие способы
Сохраните свои пастельные рисунки для потомков с помощью трёх вариантов фиксации, о которых рассказано в статье.
Когда вы фиксируете и обрамляете пастели под стекло, это самые постоянные из всех средств закрепления и сохранения: никогда не трескается, цвета не увядают. Но мы не можем поставить в рамы все свои работы. Их обычно слишком много. Так что нужно знать и другие способы сохранения рисунка. Здесь нам понадобятся фиксативы. Они нам понадобятся в любом случае, потому что даже те работы, что отправляются под стекло, нуждаются хотя бы в небольшом закреплении. Ведь пастель — очень «сыпучий» материал.
Само собой разумеется, что перед использованием любого фиксатива убедитесь, что вы находитесь в хорошо проветриваемом пространстве. Также разумно проверить в качестве теста на отдельном листе, как ваш бренд фиксатива работает с пастелью, которую вы используете. Для теста желательно использовать ту же бумагу, на которой вы рисовали. Здесь всё имеет значение.
Пастели имеют очень малое соотношение связующего и пигмента, поэтому при первом применении фиксатора можно увидеть, как рисунок темнеет. Выбранный вами бренд пастели и фиксатива определит, насколько темнее в итоге получится цвет, но по мере высыхания фиксатива цвета снова будут становиться светлее.

Лак фиксатив для художественно-живописных работ, Невская палитра. Лак для закрепления рисунков карандашом, углём и пастелью. Наносится на поверхность при помощи пульверизатора.
Фиксаж-спрей от Koh-I-Noor используется для закрепления рисунка углём или мелками/пастелью. Легко наносится и надёжно защищает рисунок.

Лак бесцветный глянцевый серии ARTIST итальянской компании Ferrario. Применяется в качестве универсального защитного покрытия и декорирования художественных работ. Для красок и пастели.
Рисунки пастелью необходимо беречь от сотрясений, прикосновений, от влажного воздуха. Лучше всего — окантовать под стекло, это самый надёжный способ, причём стекло не должно касаться поверхности пастели.
Иногда художники используют лёгкий слой фиксатора, чтобы стабилизировать рисунок и «привязать» пастель к поверхности во время работы. Этот метод имеет тенденцию бороться с изменением цвета после итоговой фиксации, потому что цвет регулируется по мере продвижения в рисовании и добавления новых слоёв. Однако будьте осторожны, чтобы не переусердствовать, иначе исправления в работу будет внести уже невозможно. Закрепляйте только то, в чём вы на 100% уверены.
Пастель достаточно сложна для освоения и с точки зрения организации рабочего пространства, хорошие наборы стоят дорого, мелков надо много, твёрдых и мягких, желательно иметь и пастельные карандаши для деталей, специальную бумагу, растушёвки. Во время работы всё в пыли, так что нужно выделить место. Это непросто. Но многие всё же решаются попробовать, потому что это особенное искусство, подвластное далеко не каждому.
Три основных типа фиксатива для пастели (и не только): фиксатив с диффузором, аэрозоль и распылитель.
Диффузор
Диффузор известен художникам давно. Его использовали в художественных школах и много лет назад. Сегодня чаще используются спреи.
Здесь вам нужно дуть через отражатель, прикреплённую на петлях пробку с мундштуком – брызги создают очень точный фиксативный туман. Поместите один конец в бутылку и продуйте через конец мундштука, чтобы получить спрей. Перемещайте по рисунку равномерно.
Аэрозольные фиксативы
Аэрозольные фиксативы при нажатии производят постоянное мелкодисперсное распыление, что делает фиксацию довольно быстрым и лёгким процессом. Этот вариант — самый простой и удобный.
Держите банку аэрозоля на расстоянии около 25-30 см от работы и плавно и равномерно перемещайте спрей по своей работе. Фиксируйте работу от середины к краям.
Распылитель/пульверизатор
Если вы предпочитаете не использовать аэрозоль, распылитель-пульверизатор — отличная альтернатива. Каждый нажим даёт точный туман фиксатива. От аэрозоля отличается тем, что здесь вам нужно постоянно нажимать для получения очередной порции средства. Но зато вы можете работать точнее и экономнее.
Работа на велюре не обязательно нуждается в фиксации, поскольку пастели очень хорошо к ней прилипают, однако большинство мастеров по багету предпочитают фиксировать пастель и здесь. Закрепите рисунок, а затем, если нужно, добавьте светлые области, которые, как вам кажется, слишком сильно потемнели.
Фото из журнала Paint & Draw.
Лак для волос
Это самый экономичный и простой вариант, на котором многие в итоге останавливаются.
Многие используют не дорогостоящие фиксативы, а просто лак для волос сильной фиксации. Обрабатывать только на расстоянии, чтобы струя лака не сбивала контуры и не текла по пастели. Через некоторое время после первой обработки нужно провести вторую; одного раза мало. Можно нанести и больше двух слоёв, до 4-5, смотрите на общий вид работы.
Специальный закрепитель гораздо дороже лака, но и с ним пастель продолжает пачкаться, обращаться с рисунками в любом случае нужно очень осторожно, беречь рисунке в отдельной папке, иначе рисунок теряет меловый слой, а если слишком сильно его залачить, заметно изменится цвет.
В чём разница между фиксативом и лаком для волос?
Специализированный закрепитель дороже, а разницы между ним и обычным лаком для волос нет никакой (закрепляют одинаково). Так в чём же разница? В том, что лак для волос при долгосрочном хранении (годы и десятилетия) может пожелтеть и исказить цвета работы. Поскольку его назначение — не художественные работы, а волосы, никто не может сказать, как он себя поведёт через долгое время на бумаге. Фиксативы же — вещь проверенная. Поэтому профессиональным художникам, чьи работы уже обрели ценность, нужно уйти с лака для волос на профессиональный художественный закрепитель.
Но если вы рисуете для себя или учитесь, вам вполне достаточно лака для волос.
Рекомендуем попробовать лак GOT2B «Стальная хватка», запах у него вполне приятный и не слишком резкий. С ароматом зелёного яблока и лимона. Закрепляет даже соус, и так, что в папке рисунок ничего не пачкает работа не осыпается и не размазывается.

Лак для волос Got2b «Стальная хватка», 300 мл.
Ещё один давно проверенный вариант — лак Прелесть.
Обработка лаком для волос (в несколько слоёв, между обработками дать подсохнуть 2-3 минуты) держит работы в сохранности десятки лет, ничего не осыпается.
Другие способы
Есть и другие, на сегодняшний день довольно экстравагантные способы закрепить рисунок.
Бумагу покрыть раствором желатина, дать высохнуть и работать, стараясь делать пастель немногослойной и не очень пастозной. Затем всю бумагу держат обратной стороной над кипящей водой. Желатин при этом растворяется, приклеивая нижние слои пастели.
Способ закрепления от Лорио (18 век). Поставить работу, выполненную пастелью, вертикально и осаждать на её поверхность пары, насыщенные раствором рыбьего клея в смеси с уксусом или спиртом.
Растворить парафин в бензине, смешать с обезжиренным молоком и распылителем нанести на работу.
Можно закреплять раствором мыла.
Но помните: все закрепления, когда вы закрепляете рисунок сильно, убивают неповторимую прелесть сухой пастели. Так что не перестарайтесь. Если храните рисунки в папке, можно проложить их калькой, чтобы они точно друг друга не испачкали.
Источник