Можно ли подстригать волосы священнику

Можно ли стричься священникам

Автор Команда Pravlife На чтение 3 мин. Просмотров 400

Уже так заведено в наших православных храмах, что большинство священников носят длинные волосы и бороды. Но откуда пошел этот обычай или действительно ли нельзя батюшкам стричься?

Немного истории

Все помнят, что в Ветхом Завете говорилось о так называемых «назореях». Это — особый тип людей, посвятивших свою жизнь служению Богу. Они были обязаны никогда не стричь свои волосы. Вспомним также ветхозаветного судию Самсона, у которого вся сила была — в его волосах. Когда ему их обрезали, он не смог защититься и попал в плен к врагам.

Возможно, от этих древних героев и пошел обычай — не стричь волосы в знак посвящения себя Богу. У монахов Востока была такая традиция, западные же монахи стригли волосы и бороды скорее в гигиенических целях. Они считали окунаться в водоемы — это опасно для здоровья, а в волосах и бороде обычно размножались вредные организмы. Поэтому волосы стригли, но на востоке омовение и купание в водоемах было обычным делом. И стричь волосы и бороды им было незачем.

Позднее в России был распространен обычай среди священнослужителей — выстригать макушку, оставляя только кольцо из волос по бокам. Это символизировало терновый венец Христа. По этому признаку и узнавали священников на Руси. На оголенную макушку надевали скуфейку. Такой обычай существовал вплоть до девятнадцатого века.

Если священник по каким-то прегрешениям был запрещен к служению, он согласно апостольскому правилу начинал снова отращивать волосы. Однако, если вспомнить послание святого апостола Павла, там говорится, что если мужчина отращивает волосы, это — позор для него. Стало быть, апостол запрещает мужчинам растить волосы, в отличие от прекрасного пола. Он же говорит, что длинные волосы для женщин служат покрывалом. У мужчин же должны быть короткие волосы.

Мода отращивать длинные волосы мужчинам была у язычников. Таким образом, они привлекали милость своих богов. Также это считалось символом распутности, привлечения женского пола. Апостольское правило запрещает верующим мужчинам носить длинные волосы, золотые перстни на пальцах, роскошные сандалии и т.д. Значит, православный мужчина всегда должен быть подстрижен аккуратно.

Может ли стричься священник

Насчет этого специального запрещения Церкви не существует. Но еще сравнительно недавно, после обращения в 90-х годах массы народа в православие, при хиротонии священника он должен был подписать клятву, где запрещалось ему стричь волосы и бороду. Однако, со временем такая клятва была упразднена.

Просто уже сложился некий стереотип, что духовное лицо, будь то монах или священник, должен выглядеть «не как все». Это значит, иметь длинную бороду и волосы. Но насчет этого рекомендаций Церковного устава нет. Но зато есть повеление всем священнослужителям: «иметь аккуратный, опрятный внешний вид». Это значит, не ходить как чучело, со спутанными грязными сосульками на голове вместо волос, забранными в лохматый хвост резинкой непонятного цвета.

Священник должен привлекать людей, а не отталкивать своим внешним видом. А при виде неопрятной прически появляется мысль о присутствии живности на голове и в бороде у батюшки. Многие ли станут духовными чадами таких священнослужителей?

Конечно, священник не должен иметь стильную укладку, стрижку по последней моде, иметь вид только что покинувшего салон красоты. Но следить за своим внешним видом он обязан, дабы не отпугивать верующих. В идеале — опрятные, не совсем коротко подстриженные волосы, чистые, тщательно расчесанные. К такому же виду должна стремиться и борода. Как писал архимандрит Киприан: «ухоженный внешний вид священника не может уменьшить его духовности и подать повод к упреку в служении капризной моде».

Источник

Зачем священнику борода и длинные волосы?

Зачем священнику борода и длинные волосы?Длинные волосы у священнослужителей — это традиция. Скорее всего, она пришла с православного Востока под влиянием монашества. Во всем православном мире, в том числе и у восточных славян, ношение бороды и удлиненных волос у священников являлось нормой.

Исключение составляли земли западной части христианского мира. Римская традиция предписывала стричься и бриться. Это было обусловлено гигиеническими нормами той эпохи. Западноевропейская медицина тогда предписывала в целях личной гигиены для предотвращения болезней и появления вшей остригать волосы и брить бороду. Купаться в реке, как это делаем мы сейчас, считалось антисанитарией, так как многие ученые доказывали, что в водоемах обитают разные источники инфекций. На Востоке же, напротив, омовение, в том числе и с погружением в воду, считалось обязательной каждодневной нормой.

В Русской Православной Церкви традиция ношения длинных волос священнослужителями пришла на смену другому обычаю — выстригать волосы на темени, что символизировало терновый венец Иисуса Христа. На Русь эта традиция пришла из Византии. Там обычай выстригать волосы существовал со времен раннехристианской Церкви, но окончательно утвердился в VII веке (21-е правило VI Вселенского собора 692 г.). Прическа клириков предполагала выстрижение волос сверху, на темени, и подстрижение их снизу «в круг». На Руси выстриженная маковка клириков получила название гумёнцо. Выбритая часть покрывалась небольшой шапочкой — скуфьей.

С XVII века в Русской Православной Церкви существовали уже две традиции вместе: не стричь волосы и выстригать гуменцо. Об этом свидетельствует, например, архидиакон Павел Алеппский, который в 1656 году путешествовал в Москву вместе со своим отцом, Антиохийским патриархом Макарием: «Волос на голове они (священники — д.И.И.) не бреют, за исключением большого кружка посредине, оставляя прочие длинными, как они есть» [Павел Алеппский, архидиакон. Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Москву в XVII веке. СПб., 1898. С. 97]. Как долго практиковалось выстрижение маковки, с точностью сказать невозможно, но к XVIII в. эта практика была совершенно оставлена.

Читайте также:  Чем можно смыть краску с волос в домашних

Вероятно, с тех самых пор, как священники стали отпускать длинные волосы, последние для них превратились в предмет повышенного внимания. Так Церковь столкнулась с необходимостью выработать некоторые рекомендации относительно того, каким должно быть отношение к своим собственным волосам со стороны каждого отдельного иерея. О внешнем виде священника, как и об уходе за волосами, говорит один из разделов пастырского богословия — науки о нравственных качествах и обязанностях иереев.

Прическа священника, как и весь внешний его вид, должна свидетельствовать о его скромности и сдержанности. Лохматые, непричесанные, грязные волосы, равно как и чрезмерно ухоженные и уложенные по светской моде, расцениваются как недопустимые для духовенства. В заботе о волосах требуется избегать крайностей.

В русской церковной традиции как борода, так и длинные или удлиненные волосы были и остаются отличительными признаками православного духовенства, что вполне согласуется и с богослужебным облачением, и с традиционным восприятием духовенства православным народом.

Если священник не носит бороды и удлиненных волос не по состоянию здоровья, а сознательно в соответствии со своим желанием, то у людей (не только верующих) возникает вполне обоснованная мысль, что священник стесняется своего служения и, в каком-то роде, «маскируется».

И у традиции выстригать гуменцо, и у традиции отпускать волосы до плеч были свои основания, но ни одно из них не имело силу закона. Предписание ап. Павла к Коринфянам (1 Кор.11:14-15) — это не закон или правило, требующие беспрекословного исполнения, это обычай, соответствующий эпохе и культуре первых христиан на Востоке.

От себя могу лишь добавить: если уж решил священнослужитель отращивать длинные волосы, то нужно за ними ухаживать и внимательно прислушаться к наставлениям, какие давал, например, профессор архимандрит Киприан (Керн): «Умеренно подстриженные волосы, подровненная борода и в меру укороченные усы никак не могут уменьшить духовности священника и подать повод к упреку в щегольстве» (Архимандрит Киприан, профессор. Православное пастырское служение. СПб., 1996. С. 92)

диакон Иоанн Иванов

Источник

«Ты зачем длинные волосы носишь?!»

23 апреля исполнилось полгода по преставлении ко Господу геронды Григория (Зумиса), игумена святогорского монастыря Дохиар. Он мог сказать то, что ты никогда и нигде больше не услышишь. Как, например, проникнуть в сущность другого человека? Но главное — чего это будет тебе стоить? Старца вспоминают в том числе и те, кто до сих пор ломает голову над его поступками и словами…

Архимандрит Григорий (Зумис) Архимандрит Григорий (Зумис)

Актуальный разговор

Протоиерей Валериан Кречетов, настоятель храмов Покрова Пресвятой Богородицы и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской в Акулове:

— Геронда Григорий — очень трогательный старчик. Такой любовью к людям обладал.

Мы как-то раз пришли в Дохиар, у них там был какой-то особый день, мы думали, он нам что-то скажет, а он стал меня просить, и так я там перед братией выступал.

Протоиерей Валериан Кречетов и р.Б.Рафаил Протоиерей Валериан Кречетов и р.Б.Рафаил

Это он, кстати, сказал эти очень актуальные сейчас слова:

— Дьявол сначала поднимает национальное сознание, потом религиозное разворачивает в ту сторону, что, мол, какие мы исключительные, особые… И отделяет так от всех остальных. А потом по одному всех передавит!

А одному батюшке, у которого были проблемы со взрослыми детьми, и он спросил, как ему быть, геронда ответил:

— Не ввязывайся, будешь всю жизнь виноват!

Как богемного рок-музыканта может переплавить монашество

р. Б. убогий Рафаил:

— В Дохиаре были очень интересные беседы. Отец Григорий — это был такой кремень веры! Старец был такого смирения! Мы, когда впервые приехали, заходим на территорию обители, там ходит какой-то человек весь в рванье, а вокруг него, наверно, 100 котов бегают. Хвосты у всех — трубой! И еще маленькие собачки мельтешат. Мы — к нему, а он:

— Да вот сейчас монахи придут, все будет… — а себя как бы ни во что ставит.

Пришли монахи, нам тут же попался среди них русскоговорящий парень, выходец из России. Он нам все объяснил. Потом мы узнали, что этот брат раньше был музыкантом, играл тяжелый рок. А геронда Григорий смотрел в сердце, в душу человека, ему неважно было, как до этого жил человек. Мог просто взять и сказать паломнику:

— Оставайся!

Геронда Григорий и кошки Геронда Григорий и кошки

Геронда Григорий смотрел в душу человека, ему неважно было, как до этого жил человек

Я видел потом этого брата два года спустя — его было не узнать! Монашество его очистило, переплавило.

А тогда мы, помню, прошли на трапезу, глядь, а во главе стола тот самый монашек… Только ряса на нем уже другая, не рабочая. Это, оказывается, и был игумен. Геронда Григорий. Начал он говорить, и все просто рты пооткрывали. Он нам такие вещи рассказывал! Я такого ни в каких книгах не читал. Это такой духовный человек. Греция по одним его молитвам удерживаема была от многого зла. А как он любил Россию!

На престольный праздник монастыря в Дохиар приезжало очень много паломников. И из Греции, и из России даже детей с собой привозили — лишь бы только старец их благословил.

Что это было?

Илья Авраменко, сценарист:

— Геронда Григорий, — об этом знают все, кто бывал в Дохиаре, — имел обыкновение благословлять пощечиной. При этом считалось, что чем сильнее — тем лучше. Рука у геронды была очень тяжелая — по крайней мере у меня осталось такое впечатление. Я вот сейчас это вспоминаю, и у меня щека начинает гореть. В отдельных случаях мог и посохом «благословить» — если, например, кто-то в его присутствии сидел нога на ногу (потому что так раньше блудницы сидели).

Сам я много лет носил длинные волосы. Мне казалось, это весьма соответствует придуманному мной самим образу элегантного и богемного господина.

Читайте также:  Можно ли сделать волосы вьющимися

И когда я впервые пришел в Дохиар, архондаричий мне объявил:

— А тебе надо подстричься! Давай-ка я прямо сейчас тебя подстригу.

— Вот еще новости, — уперся я, — даже не подумаю. Мне так нравится.

— Тогда, — архондаричий был конкретен, — приложись к «Скоропослушнице» и уходи. В монастыре мы тебя не оставим. Геронда благословил длинноволосых не оставлять.

Геронда благословил длинноволосых не оставлять

Я и ушел. Геронду тогда так и не увидел.

Спустя несколько лет, уже в последний день нашего паломничества на Афоне, я пришел в Дохиар вместе с моим сыном Иоанном, которого в семье мы зовем Яником. Тогда ему еще не было 16-ти…

Как раз закончилась трапеза, и геронда вместе с братией вышел в галерею. Рядом со старцем бежали маленькие собачки, и было видно, как они его обожают. Одна из собачек так хотела быть рядом с ним, что прыгнула именно на то место, куда геронда садился, и именно в тот момент, когда он уже садился. И геронда, разумеется, сел прямо на нее. Но собачка даже не пискнула. Она выбралась из-под геронды, встряхнулась, как бы приходя из сплющенной в прежнюю форму, и с совершенно счастливым видом приткнулась к его боку.

А геронда в это время среди многочисленных паломников увидел нас — и вдруг говорит Янику:

— А ты оставайся с нами! Сейчас подрясник тебе принесем… Будешь с нами жить, я тебя монахом сделаю!

В монастыре Дохиар В монастыре Дохиар

Я замер. Мы, когда ехали тогда на Святую Гору, мне вдруг жена сказала:

— Смотри только, ребенка там не оставь!

Материнское сердце чуткое, похоже, что-то оно чувствовало…

Яника, приехавшего тогда на Афон впервые, вообще принимали как-то особенно: в Кутлумуше архондаричий брат Иосиф, только его увидел, снял с себя скуфейку и на него надел…

И теперь вот такое предложение от старца.

Яник молчит. Думает. Принимает решение.

А я стою, у меня сердце бьется. Молюсь и думаю: «Если сейчас он согласится, то и я останусь с ним… хотя бы на какое-то время… Не оставлю же я его тут одного?»

Мне страшно.

А Яник все молчит.

«Ну, — думаю, — все. Прости, любимая, не смог я твою просьбу исполнить».

И вдруг слышу, сын мой произносит:

— Простите, я еще маленький.

А геронда смотрит на него пристально и спрашивает:

— А сколько тебе лет?

— Скоро будет 16.

— А мне, когда я сюда пришел, было 12, — сказал старец и тут же, видимо, чтобы больше никого не смущать, перевел разговор на другую тему.

Тот самый Яник, которого геронда хотел оставить в Дохиаре, видимо, прозирая в нем служителя Христова Тот самый Яник, которого геронда хотел оставить в Дохиаре, видимо, прозирая в нем служителя Христова Вскоре взгляд игумена остановился на моих длинных волосах:

— Послушай, — обращается он ко мне, — Что-то волосы у тебя длинные… Давай-ка мы тебя подстрижем.

— Нет-нет, — говорю, — спасибо, не надо. Мы сейчас приложимся и уйдем…

Я же помнил, как тут относятся к длинноволосым…

— Нет, подожди, — не отступается от меня старец. — А ты зачем длинные волосы носишь?!

— А ты зачем? — вдруг так дерзко поинтересовался у него и я.

— Мы, монахи, — спокойно отвечает он, — носим длинные волосы для смирения. А ты для чего?

И этим простым ответом он все поставил на свое место. Что я мог ему на это сказать? Я же свои длинные волосы носил, совсем наоборот, для выпендрежа.

И я смирился.

— Ладно, — говорю — стригите.

Все обрадовались, а геронда, кажется, больше всех.

«Постриг» Ильи Авраменко «Постриг» Ильи Авраменко

Легконогий отец Иаков — наш, русский монах — помчался за ножницами.

— Где же Яша? Где ножницы?! — волновались все, пока он не вернулся, переживая, видимо, что я могу передумать.

Но отец Иаков прибежал назад очень скоро. Благочинный монастыря отец Гавриил (Гиуврис) взял у него ножницы, собрал мои патлы в пучок и спокойно его отрезал.

Все засмеялись, закричали «Аксиос!»

Благочинный отец Гавриил взял ножницы, собрал мои патлы в пучок и отрезал

А я подумал: «Интересно, а почему геронда сам меня не стрижет? Это же он настаивал, вот сам пусть и стрижет».

И со словами:

— Геронда, ты хотел, ты и стриги! — протянул ему ножницы.

Все обомлели.

Отец Иаков перевел геронде на греческий.

Повисла пауза…

Потом уже мне сказали, что геронда так никогда никого не стриг.

А тут вдруг он взял ножницы и как-то очень нежно отстриг мне сначала один огромный клок, потом посмотрел и еще отстриг — вроде как подровнял. А потом поднял руку с отстриженными моими волосами, засмеялся и закричал звонко, на весь монастырь:

— Аксиос!

Все подхватили:

— Аксиос! Аксиос!

Геронда Григорий и Илья Авраменко. После «пострига» Геронда Григорий и Илья Авраменко. После «пострига»

А геронда сказал:

— Имя тебе отныне Михаил…

И было это все в день моего рождения.

Такой вот невероятный, неземной подарок.

Что это было? Одни убеждены: некое сакральное действо, смысл которого мы узнаем потом. Другие возражают: просто старец почудил немножко, бывает… Третьи говорят: это на Афоне ты монах Михаил, а в миру, как был, так и остаешься Илья — семейный человек; ты же обеты никакие не давал.

Сам геронда после этого «пострига» сказал мне:

— Монастырь теперь твой дом родной. Приезжай, живи с нами, сколько хочешь.

Я был в Дохиаре в октябре прошлого года. Геронды не было. Мне объяснили, что он сильно болен и в обители его нет.

Собачки его ходили какие-то потерянные.

Не было и отца Гавриила.

Читайте также:  Можно ли использовать алоэ в чистом виде для волос

Я уехал из Дохиара, а через два дня геронда Григорий отошел ко Господу.

Но у меня чувство, что он не оставил нас, он рядом с нами.

Помяни, Господи, схиархимандрита Григория во Царствии Твоем!

Источник

Почему некоторые православные батюшки не носят бороду

Длинная окладистая борода — неотъемлемый атрибут православного священника, как считает большинство россиян. Можно ли представить гладко выбритого попа? А между тем, в некоторых случаях батюшки не носят традиционной для них бороды.

Обычай ходить с длинными волосами и растительностью на лице пришел на Русь вместе с распространением христианства. Дело в том, что еще ветхозаветные иудеи носили бороды, следуя указанию книги Левит: «Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей» (глава 19 стих 27). Святые апостолы, отвергая многие библейские традиции, относительно бритья бороды придерживались тех же взглядов. Сам Иисус Христос, судя по иконографии и священным текстам, носил длинные волосы и растительность на лице.

Отличие православных христиан от католиков также увязано с этой темой. Известно, что римляне традиционно брились, а греки — нет. Западное духовенство считало, что пастор вправе сам решать: носить ему бороду или нет. Иерархи Византийской церкви в этом вопросе были категоричны, они запрещали всем мужчинам (не только священникам) стричь и брить бороды. Ведь такими их создал сам Бог. Поскольку на Русь христианство пришло из Константинополя, в нашей стране установилась соответствующая традиция. Стоглавый собор, прошедший в Москве в 1551 году, даже запретил отпевать по канонам православной церкви безбородых покойников.[С-BLOCK]

Сейчас мнения среди священнослужителей разделились. Консервативные попы считают бритье бороды признаком вероотступничества, а их более прогрессивные коллеги не видят прямой связи между растительностью на лице и духовностью человека. Вместе с тем, они признают, что хотя борода и не является обязательным атрибутом священника, в сознании россиян сложился устойчивый стереотип. Бритый «под ноль» батюшка воспринимается прихожанами с опасением: а почему он не следует церковным традициям?

Безбородый поп противоречит устоявшейся культурной парадигме, вызывает подозрения в тайной приверженности к сектантству, поэтому священнослужители не хотят бросать вызов общественному мнению своим внешним видом.

Русская зарубежная церковь

Все сказанное выше касается только нашей страны. Русская православная церковь за границей (РПЦЗ) гораздо более демократична в данном вопросе. Религиозная организация, действующая в США, Канаде, Великобритании, Австралии, Франции, Германии и других странах, где есть общины эмигрантов, разрешает своим сотрудникам бриться.

Как известно в 60-х годах ХХ века Америку и Европу захлестнула волна молодежного протестного движения хиппи. Парни и мужчины, объявившие своими ценностями «секс, наркотики и рок-н-ролл», выражали свой протест против устоев буржуазного общества, в том числе и своим внешним видом. Они носили бороды. Тогда священники зарубежной православной церкви столкнулись с проблемой: их стали принимать за хиппи. Это было неприемлемо сразу по двум причинам: христианская мораль несовместима с идеологией данного молодежного движения; сотрудники полиции часто ошибочно принимали молодых священников за протестующих бунтарей, возникали недоразумения.

В такой ситуации руководство РПЦЗ решило, что бритье бороды допустимо, и лучше не разжигать разногласия в обществе своим внешним видом. Сейчас большинство сотрудников зарубежной православной церкви бреются еще и затем, чтобы бдительные граждане и спецслужбы не путали их с мусульманами, принимая за возможных террористов.

1917 год стал переломным для всей нашей страны, православную церковь также пытались реформировать. Возникло обновленчество — движение за демократизацию русской духовной жизни, модернизацию управления приходами. Многие религиозные деятели призывали священнослужителей отказаться от устаревших обрядов, они считали, что церковь должна идти в ногу со временем.

Подчеркивая свои реформаторские идеалы, духовные иерархи обновленцев коротко стригли свои волосы, а бороду и усы тщательно брили. Например, Александр Иванович Введенский (1889-1946 гг.) не носил никакой растительности на лице. Он возглавлял «Живую Церковь», как еще называли данное религиозное движение, с 1922 года и до самой своей смерти. Однако попытка модернизации русского православия не нашла поддержки среди большинства священников и паствы. Лишившись покровительства советской власти в 30-е годы XX века, обновленчество постепенно сошло на нет.

У некоторых мужчин борода и усы от природы либо совсем не растут, либо отдельные клочки волос прорываются сквозь кожу местами, что выглядит некрасиво. Ученые выделяют четыре основные причины такого явления: гормональный дисбаланс, когда организм вырабатывает недостаточно тестостерона; нехватка питательных веществ, необходимых для роста волос; повреждение волосяных луковиц в результате различных заболеваний кожи; наследственность, если у кого-то из предков была такая же особенность. Отсутствие бороды — это редкость. Как правило, большинство мужчин не знают такой проблемы. Хотя среди разных народов количество безбородых представителей сильного пола варьируется.

Наличие небольших проблем со здоровьем или наследственные особенности не являются препятствием для принятия священнического сана. Хотя такому батюшке приходится нелегко. Ему нужно объяснять руководству и прихожанам, что он безбородый от природы. Далеко не каждому человеку легко докладывать о своем гормональном дисбалансе всем любопытствующим, объяснять, что он — не сектант и не вероотступник. Среди таких священников встречаются и духовно сильные люди, сумевшие преодолеть устоявшийся в обществе стереотип, но некоторые безбородые батюшки бывают вынуждены отказаться от служения.

Учащиеся духовных семинарий, которые готовятся стать попами, как правило, бреются. Так принято. Лишь после принятия священнического сана молодой человек вправе отпустить длинную и окладистую бороду. Исключение делается лишь для старообрядцев, из уважения к их традициям.

Семинаристам ясно дают понять, что благообразная растительность на лице — это атрибут священнослужителя, как и длинные волосы. Прически учащихся должны быть аккуратными, не выделяющими их среди сверстников. Хотя и совсем коротко стричься тоже не дозволяется, чтобы избежать сходства с бритоголовыми.

Что и говорить, наличие или отсутствие бороды у священника — это вопрос и религиозно-политический, и культурно-реформаторский.

Источник