Можно ли на похороны с распущенными волосами

Траурная одежда

Основная идея при подборе образа для участия в ритуале погребения должна отвечать двум требованиям — скромность и удобство. Хорошей ориентацией в данном случае служит известный всем строгий деловой дресс-код. Так же следует помнить, что есть обычные гражданские похороны, где к внешнему виду допускаются послабления, похороны по религиозным обрядам, где внешний вид должен соответствовать религиозной традиции, и похороны по государственному образцу и приближенные к ним, когда церемония пышная и освещается, тогда требования к внешнему виду более строгие.

Обувь

От момента прощания до погребения, если вы собираетесь провожать усопшего и на кладбище, проходит обычно не менее 2-3 часов. В соответствии с этим выбирайте удобную и закрытую обувь. Для женщин это балетки, или лодочки на небольшом каблуке, лоферы. Очень высокий каблук на кладбище неуместен и непрактичен, поскольку на большинстве российских погостов твердое покрытие имеется только на главной аллее, а дальше каблуки будут проваливаться в глину. Зимой обратите внимание на теплоту ваших сапог, так как не менее 30-40 минут вам придется простоять на снегу. На похоронах, проводимых по государственному протоколу, обувь может быть лаковой.

Украшения

На похороны не желательно надевать никакие украшения. Исключения составляют только обручальные кольца. Традиционно траурным камнем считается черный агат, можно также надеть украшения из него.

Прическа

Предпочтение отдается максимально простой прическе, волосы должны быть гладкими и собранными, но без ярких броских резинок и заколок. Низкий хвост, аккуратная коса, не слишком объемный пучок, Кудри, длинные распущенные волосы на похоронах неуместны. Не забывайте о том, что наши волосы впитывают энергетику, поэтому на таких церемониях лучше держать их покрытыми или заплетенными. В православной традиции женская половина родственников надевает на голову черный платок. Если вы не являетесь родственницей покойного, то голову покрывать не обязательно. Важно, что мужчинам положено провожать усопшего на кладбище с непокрытой головой, за исключением случаев, когда национальные или религиозные требования гласят иное, а женщины наоборот — могут снять шляпу только в помещении. Если предполагается отпевание в церкви, то по правилам православного храма, рекомендуется иметь платок, а также надеть юбку, как минимум, миди. На отпевании в морге или на дому такие элементы гардероба желательны, но не обязательны.

Одежда

Лучше всего отдать предпочтение деловому костюму, брючному или с юбкой. Также уместны строгие платья, темных тонов без отделки. Допускается сочетание черного и белого, но черный должен преобладать. Руки должны быть закрыты. Летом хотя бы короткий рукав. Также можно надеть темные перчатки. Если у вас проблемы с подобными вещами, но есть вечернее платье приличной длины, но с неподходящим верхом, то можно пойти на небольшое ухищрение, и надеть такое платье, закрыв декорированный или декольтированный верх пиджаком. Для мужчин самым удачным выбором будет костюм темных тонов, либо рубашка и брюки. Рубашка допускается светлого тона, но галстук неяркой и не пестрой расцветки. Ткани черных, коричневых, серых, синих, темно-зеленых, а также белого оттенка и слоновой кости для блузок. Строгий простой покрой. Не допустимо: пестрые ткани, принт, неон, стразы. Слишком прилегающий или слишком свободный сложный крой, рюши, воланы.

При создании страницы использовались материалы с сайта: fashiony.ru

Источник

Почему на Руси запрещалось на похоронах женщинам распускать волосы?

Автор: Майя Новик | 2018-11-14 16:54:43

В древней, языческой Руси смерть человека становилась причиной для целого ряда изменений в жизни его родных. Человек умер, теперь его следовало похоронить по всем правилам, чтобы он присоединился к остальным умершим предкам, стал одним из них. Язычники верили, что предки могут прийти на помощь живым либо, наоборот, навредить.

Язычество: похороны «по правилам»

Посмертная участь человека зависела не от поступков и грехов, а от того, насколько правильно были проведены похороны: все ли обряды соблюдены, все ли заговоры сказаны. Особо знатным русичам полагались не только человеческие жертвы, когда убивали рабов или слуг, таким людям полагались «проводники» в страну мертвых, которыми часто становились дети во возрасте от четырех до 14 лет — об этом пишет историк Михаил Николаевич Козлов в работе «К вопросу о детских языческих жертвоприношениях».

Огромную роль в погребении сородича, в прощании с ним играли плакальщицы и женщины-родственницы. В традициях была демонстрация странного, бесноватого поведения, которое должно было оповещать всех о горе.

Читайте также:  Можно ли делать прически из нарощенных волос

Скорбь по покойнику часто выражалась в диких истеричных криках, вое, плаче и причитаниях. В знак горя плакальщицы, родственницы и жена покойника, должны были распускать по плечам длинные волосы, вырывать их клоками, разрывать свои одежды и даже в исступлении «драть», исцарапывать себе в кровь лицо и руки. Этот обычай до сих пор сохранился в некоторых селениях Черногории и Далмации, — о нём упоминает знаменитый антрополог Джеймс Джордж Фрэзэр.

Чтобы привлечь? Или чтоб отпугнуть?

Считалось, что в момент похорон соплеменника мир мертвых находится как никогда близко к миру живых, и подобное поведение могло служить двум совершенно противоположным вещам — магическими заклинаниями надо было открыть путь душе покойника, чтобы она «ушла» к праотцам, а не осталась здесь, на земле — славяне верили, что умерший родственник может стать навью — злым духом, если что-то во время похорон пойдет не так.

Воплями и причитаниями женщины могли и отгонять злых демонов, обитающих в мире мертвых, что те, увидев их безумными и страшными, не решились пересечь границу между мирами. Распущенные, разлохмаченные космы у славян ассоциировались с колдовством, с миром духов, с бесноватостью.

Вырывание женщинами своих волос или их обрезание, укорачивание означало разрыв всех связей с покойником, отдание умершему его «доли», а для самой женщины манипуляции с волосами означали её переход в новый статус: из жены — во вдовы, из дочери — в сироты. Мужчины-язычники в знак скорби, наоборот, переставали стричься.

«Не драть, не распускать, не убиваться»

После принятия Русью православия языческие верования какое-то время сохранялись в народе. Однако уже в XV веке подобное поведение на похоронах было редкостью. Есть, правда, свидетельство о том, что на христианских похоронах много плакали. Когда скончался брат Ивана Грозного князь Юрий Васильевич Угличский, то по свидетельству Московской летописи бояре и княжеская родня, а так же православные «многи слезы излиаша и кричания велика сотвориша». Однако подобные поведение христиан летописцы объясняли даже не традициями, а горем, которое могло ожидать горожан после смерти властителя.

В XVI веке неизвестный английский путешественник описывал плач на похоронах как норму. По его словам — родственники умершего несли покойника в храм, держа зажженные свечи, и все плакали, много рыдали и причитали. Однако никто при этом уже не распускал волосы, не раздирал на себе одежду и уж тем более не наносил себе увечья.

Но почему же, одни изъявления горя остались в прошлом, а другие дозволялись?

Оказывается немалый вклад в это внесла православная церковь, которая прямо боролась и запрещала проявление на похоронах языческих беснований.

Историк Елена Борисовна Грузнова в своей статье «Похоронные обычаи на Руси в конце XV — XVI вв.» указывает, что священники даже на исповеди могли задать вопрос: а не убивалась ли женщина чересчур много об умершем? Это считалось грехом, потому что шло вразрез с верой в Христа и в вечную жизнь, которая ждет за гробом праведников. Если у Бога все живы, то в длительном горе нет смысла, ведь все мы рано или поздно встретимся снова.

Язычество же считало смерть утратой всех земных благ — это ясно выражалось в плачах над умершим.

Тексты проповедей Иоанна Злотоуста, распространенные на Руси в XV веке, прямо указывали на запрет вести себя во время похорон распущенно, кричать, царапаться и распускать волосы. В требниках того времени священникам предлагалось на исповеди задавать мирянам такие вопросы: «Или по мертвому плакал еси без меры и власы терзал еси?», «Или власы на главе свое стригла?»

Запрет возымел действие

Однако умеренно плакать все же дозволялось, ведь церковь прекрасно понимала людское горе, которое нужно было как-то выразить. При этом сдержанность на похоронах становилась примером и в народном творчестве: так, в «Повести об Ульяне Осорьиной» XVII века автор считает достойным поведение героини на похоронах сына, ведь она «не кричаше бо без лепоты, ни влас терзаша, яко же прочие жены творят по обычаю язычников».

Кроме явного указания на языческие обычаи, волосы православной христианке запрещалось распускать еще по той причине, что распущенные волосы в христианстве всегда были признаком падшей женщины, блудницы. А следовательно, праведной жене или девице запрещалось ходить с простоволосой.

Негласный церковный запрет на распускание волос дал свои плоды: уроженец города Ульме Самуэль Кихель, побывавший на Руси в XV веке, писал, что все русские женщины ходят закутавшись, так, что видны одни лишь глаза.

А шведский дипломат и историк Петре де Эрлезунда, описывая погребальную процессию, встретившуюся ему во времена Смуты, рассказывал, что за гробом шли горько причитавшие девушки, но при этом указывал, что головы у всех были покрыты покрывалами.

Читайте также:  Можно ополаскивать волосы крапивой

Это правило действует до сих пор — часто даже неверующие русские женщины стараются на похоронах покрыть голову платком.

Источник

LiveInternetLiveInternet

, . , , . . , .

, , . , .

, . .

, , .

. , , , . .

, . , , . — , . .

, , . , . .

, . , :

, , , (), , , , , , , , , , , , , .

, . , , : . , , , , , . .

. , , . , .

, . . . , , , : , , , , ..

« », , . , , , . , , . , .

, , . .

. . , .

, . , . , , . , , — , . : , , .

. , . . . , .

, . , : . . , , , .

, , !

, , . , , , , , . , , , . . . . , . . .

.

. , ­, , . , — ­, , , , , , ­ . . — , , , . ­ , , , , .

, . , ­ , . , ­ . : .

, , , , , , ­ , , , ­, , .

.

, , : ! — . …

, ­, , , , . ?

­ . . , , . , ­ .

— , ­ .

­ . , .

. , , (). , . , ? . () . , , . .

« ».

. .

­ :

, , . , ; , , ­: , , , , .

, ! ­ . .

.

, , , , :

, , ! -, . , . .

.

. . , .

, .

, :

, , ­ (). .

.

: « , , , . — : , ­ , , ! , , !»

, — , , , .

, , , ­ , .

:

. , , . , , , . , : — , . , , . . -, . , , , , , . . . .

, , .

* * *

­ .

* * *

, , . , . , , .

* * *

— , ­, . , , , -, .

* * *

, ­ . ­ .

* * *

. ­ , . «» . , ­.

* * *

. ­ , . ­ .

* * *

, . , , ­ .

* * *

, ­ . , , , .

* * *

, . , , .

* * *

.

, , ? ­ , , . , ­, . ­ , . , ­ .

• . , ­ , . ­ ­ , .

• ­ . ­ . , — , : « , , . , , , , ».

• : « , , ».

• .

• , — , ­ . , ­, . ­ : , , «» . , , . ­, , , , . , . , .

• , . , .

• ­ : ­, «». «­» .

• ­. ­ ­, , . .

• , ­ , . , : « , , , ­ » «, ».

• , , ­ . . , — ­. , , , , ­ . .

• ­ . ­ , .

• , ­ — . . ­ , ­ , , , , , ­ .

, , ­ , ­. , «» . , .

• ­, .

• ­ , , .

• , .

• .

• , , , , .

• , , , . , , , , .

• , , .

• . .

• , . .

• , .

• , ­ . , , .

• , , , , .

• , ­ , ( ).

• , .

• , , . , , , , .

• , , , «». — « ».

• ­ , . ,

• , , , , . , , . ­ , .

• , . , , .

• , — ­ .

• ­ .

• ­ , .

• , , ­ .

• , ­ . , ­ .

• . , , ; — , — . : — , — .

• , ­ — . ­ , — .

• ­ ­ . , ­ , .

• , , , — . , , , ­ .

• , . ­ ­: « , , , ».

• , , — ­ , ­ , , ­. ­ . .

• — . ­ . , ­ — .

• , , . , , , « ». , .

• — . .

• .

• , , ( ). ­ .

• .

• , ­ , ­ . , ­ .

• ­ , — , , , , , , ( , — ).

• . , .

• , ­ , «». .

• , , . , , .

• , , , .

• , ­ .

• , , . — .

• ­ , , ­ -.

• .

• , ­ . , , .

• — -, ­.

• , , . ­ , .

• , ­, , , . ­. ­ , ­ .

• , ­ — . , ­ ­ -. ­, .

• , ­, . , — . ­, .

• , , , ­. , .

• : ­ , , ­ , . , , . . ­ .

• , ­ — .

­. , , , ­, .

• — ­ ­ , .

• , ( ­), , ­ , « ». ­ , .

• : , — . , . — . , , , , .

• , , , . : « ­ , , , ». , . , ­, , ­.

• , ­ ( ­), . .

• ­ , , .

• , — , , .

• ­.

• «» ­, — .

• — , ­, ­ .

• , — . ­ .

• , .

• ­ , , , .

• , , ­ . ­ , .

• , .

• , ­, , ­ .

• 40 ­ , ­.

• ­ .

• . () .

• , 40 .

• , ­. .

• , , .

• , ­ , .

• ­ .

• ­ , ­ , .

• , , ­ ­, .

• , ­, ­ .

• ­, , ­ .

• (, , ­ , ) ­ , , .

https://blamag.ru/o_magi/213-poxorony.html

Источник

Ошибки на похоронах. Как не допустить ошибок на похоронах?

Ошибки на похоронах. Как не допустить ошибок на похоронах?

Уход человека из жизни с очень давних времён сопровождается особыми ритуалами. У нас, кроме общепринятых правил организации погребения, бытует ряд неписаных обычаев. Их игнорирование традиционно считается серьёзной ошибкой на похоронах.

Ошибки на похоронах. Как не допустить ошибок на похоронах?

Запреты, связанные с гробом

В гроб не следует класть какие-либо предметы, имеющие отношение к живым, к примеру, фотографии, свои личные вещи, детские игрушки и т.п. По традиции считается, что такие действия плохо влияют на здоровье и жизнь человека, которому принадлежал вложенный в гроб предмет. То же относится к вещам, в которые одевают умершего — для этого нельзя использовать вещи другого человека.

Любые предметы никогда не передают друг другу через гроб.

Нередко совершают ошибку, помещая в гроб живые цветы. С этой целью используют только искусственные или высушенные растения, например, ветки вербы, освящённые в Вербное воскресенье и хранимые за образами.

Правильное поведение на прощании и похоронах

Ошибочным считается, если при погребении близкого человека кто-нибудь из родных неудержимо плачет. Народная традиция утверждает, что из жалости к этому родственнику умерший вскоре забирает его с собой.

Об усопшем не говорят в негативном ключе, тем более, не ругают и не оскорбляют, что бы он ни сделал при жизни. Правило «О мёртвых или хорошо, или ничего» соблюдается издавна.

Родственникам на похоронах следует воздержаться от объятий, даже если они давно не виделись. Если в доме находится покойный, то, встречая там своего знакомого или родственника, здороваются не вслух, а лишь наклоном головы.

Пока умерший находится в доме, не следует мести пол и выносить сор, а также стирать.

Перед похоронами с покойным приходят проститься знакомые и родные, но за 20 минут до выноса гроба с телом при нём должны остаться только самые близкие родственники.

Вынос проводят в следующем порядке: сначала венки и портрет покойного, за ними крышку гроба узкой частью вперед, потом сам гроб изножьем вперёд. При этом особенно стараются не задевать ни дверные косяки, ни притолоки.

В доме занавешивают или поворачивают «лицом» к стене зеркала. В знак того, что жизненный путь человека завершен, останавливают все часы.

После того, как гроб вынесен из дома, все полы обязательно моют одной водой, причём делает это не родственник, а посторонний человек. При такой уборке нередко совершают ошибку, подметая пол к порогу. Необходимо, напротив, мести вглубь дома. После уборки тряпку и веник выбрасывают.

Читайте также:  Можно ли после окрашивания волос делать биозавивку

Ошибки, связанные с похоронной процессией

Родственники, пусть самые дальние, не должны идти в похоронной процессии впереди гроба и не должны нести сам гроб.

На погребальную процессию не следует смотреть из окна или сквозь щели забора, чтобы не накликать на себя беду. Мужчины в этот момент снимают головные уборы.

Ошибкой будет переход или переезд дороги перед похоронной процессией. Одни видят в этом крайнее неуважение к памяти усопшего, другие же пророчат тем, кто не уступает дорогу погребальному шествию, самые крупные неприятности.

Запреты, касающиеся кладбища

С кладбища не забирают никакие предметы, кроме тех, что могут раздавать родственники умершего. Если при погребении в могилу падают какие-то вещи присутствующих, их не извлекают, даже если это ценные предметы. Такие случаи символически истолковываются как взыскание покойным того, что не было получено им при жизни.

Грубейшей ошибкой считаются ссоры, споры, проклятия и любые конфликтные ситуации на кладбище.

Сразу после похорон не рекомендуется посещать расположенные на том же кладбище могилы других родственников или знакомых. День похорон должен быть посвящён только одному покойному.

Возможные ошибки после возвращения с кладбища

Возвратившись с похорон, не следует забывать о том, что необходимо в обязательном порядке отряхнуть свою обувь перед тем, как войти в дом. Кроме того, сразу же тщательно моют руки, а при возможности принимают душ. Полезно также отогнать холод смерти — подержать руки над огнём зажжённой свечи.

Ошибки за поминальным столом

На поминках не чокаются ни рюмками, ни стаканами. Это действие уместно при веселье и на праздниках, но никак не в период скорби.

Ошибкой будет и забвение старинных традиций, когда на поминальной трапезе обязательно подавали блины, кутью, кисель, поливку. По крайней мере кутья должна оставаться непременным атрибутом ритуального угощения.

О личных вещах покойного

Строгий запрет налагается на пользование расческой умершего. Она, как вещь сугубо личного пользования, считается небезопасной даже после мытья и освящения. Народная традиция велит выбросить расческу покойного в проточную воду или положить её в гроб.

До 40 дней вещи умершего не раздают ни родственникам, ни друзьям или знакомым.

О магии на похоронах

Во время похорон и в связи с ними находятся люди, которые пытаются проводить или готовить магические действия. Случается это не так редко, как хотелось бы в XXI веке. Поэтому на кладбище нельзя принимать любые предметы от всякого рода странных личностей. Лучше сторониться тех, у кого одежда надета наизнанку.

Завязки, снятые с рук и ног покойного, необходимо положить в гроб. В противном случае их могут использовать для наведения порчи.

Если при благоустройстве участка на кладбище, при прополке и рыхлении земли будут выкопаны предметы, которые там не должны находиться, их надо вынести за территорию кладбища, обязательно защитив руки хотя бы перчатками, и сжечь.

С водой после омовения покойного также следует очень обращаться осторожно. Для неё выкапывают яму там, где не ходят люди. Всю эту воду до последней капли выливают в подготовленную яму и засыпают землей. Такие предосторожности связаны с тем, что для заговоров на смерть используют именно воду, которой обмывали покойника. Её не следует никому давать, кто бы о том ни просил. Так же поступают с той водой, которой мыли пол после выноса гроба.

В Беларуси, особенно на Полесье, издавна сохраняются местные обычаи похорон. Их, как правило, хорошо знают люди старшего поколения. Чтобы не совершать ошибок, при организации погребения надо учитывать их советы.

Вопрос и ответ

Неужели в наши дни кто-то ещё верит в порчу и сглаз на похоронах?

Житейский опыт доказывает, что так называемая «бытовая магия» на самом деле достаточно распространена. Приносит ли она результат — вопрос сложный, и ответ на него неоднозначен. В любом случае, пока сохраняется хоть какая-то вероятность отрицательных последствий, от определённых действий лучше воздерживаться.

Обычно советуют избавиться от вещей покойного. А если вещь дорога как память о нём?

В таком случае лучше исходить из личных ощущений. Если какой-то предмет связан с тёплыми чувствами и светлой памятью об ушедшем из жизни, не будет ошибкой её оставить.

15 мая 2021

Спасибо большое Александру Фиранчуку за максимальный профессионализм, чуткость и четкость в такой скорбной и тяжёлой для нашей семьи ситуации. Все было организовано максимально быстро и без…

Василевская Олеся

14 мая 2021

Хотим от всей нашей семьи выразить благодарность в организации похорон нашей бабушки 11-12 мая, отметить Гурко Алексея Сергеевича и Андрея (к сожалению, фамилию не знаем). Все было очень четко…

Мария Сивагина

31 мая 2020

Возможно, вам будет интересно:

Источник