Можно ли монахам стричь волосы
Содержание статьи
Можно ли стричься православным священникам
Автор Команда Pravlife На чтение 3 мин. Просмотров 157
Уже так заведено в наших православных храмах, что большинство священников носят длинные волосы и бороды. Но откуда пошел этот обычай или действительно ли нельзя батюшкам стричься?
Немного истории
Все помнят, что в Ветхом Завете говорилось о так называемых «назореях». Это – особый тип людей, посвятивших свою жизнь служению Богу. Они были обязаны никогда не стричь свои волосы. Вспомним также ветхозаветного судию Самсона, у которого вся сила была – в его волосах. Когда ему их обрезали, он не смог защититься и попал в плен к врагам.
Возможно, от этих древних героев и пошел обычай – не стричь волосы в знак посвящения себя Богу. У монахов Востока была такая традиция, западные же монахи стригли волосы и бороды скорее в гигиенических целях. Они считали окунаться в водоемы – это опасно для здоровья, а в волосах и бороде обычно размножались вредные организмы. Поэтому волосы стригли, но на востоке омовение и купание в водоемах было обычным делом. И стричь волосы и бороды им было незачем.
Позднее в России был распространен обычай среди священнослужителей – выстригать макушку, оставляя только кольцо из волос по бокам. Это символизировало терновый венец Христа. По этому признаку и узнавали священников на Руси. На оголенную макушку надевали скуфейку. Такой обычай существовал вплоть до девятнадцатого века.
Если священник по каким-то прегрешениям был запрещен к служению, он согласно апостольскому правилу начинал снова отращивать волосы. Однако, если вспомнить послание святого апостола Павла, там говорится, что если мужчина отращивает волосы, это – позор для него. Стало быть, апостол запрещает мужчинам растить волосы, в отличие от прекрасного пола. Он же говорит, что длинные волосы для женщин служат покрывалом. У мужчин же должны быть короткие волосы.
Мода отращивать длинные волосы мужчинам была у язычников. Таким образом, они привлекали милость своих богов. Также это считалось символом распутности, привлечения женского пола. Апостольское правило запрещает верующим мужчинам носить длинные волосы, золотые перстни на пальцах, роскошные сандалии и т.д. Значит, православный мужчина всегда должен быть подстрижен аккуратно.
Может ли стричься священник
Насчет этого специального запрещения Церкви не существует. Но еще сравнительно недавно, после обращения в 90-х годах массы народа в православие, при хиротонии священника он должен был подписать клятву, где запрещалось ему стричь волосы и бороду. Однако, со временем такая клятва была упразднена.
Просто уже сложился некий стереотип, что духовное лицо, будь то монах или священник, должен выглядеть «не как все». Это значит, иметь длинную бороду и волосы. Но насчет этого рекомендаций Церковного устава нет. Но зато есть повеление всем священнослужителям: «иметь аккуратный, опрятный внешний вид». Это значит, не ходить как чучело, со спутанными грязными сосульками на голове вместо волос, забранными в лохматый хвост резинкой непонятного цвета.
Священник должен привлекать людей, а не отталкивать своим внешним видом. А при виде неопрятной прически появляется мысль о присутствии живности на голове и в бороде у батюшки. Многие ли станут духовными чадами таких священнослужителей?
Конечно, священник не должен иметь стильную укладку, стрижку по последней моде, иметь вид только что покинувшего салон красоты. Но следить за своим внешним видом он обязан, дабы не отпугивать верующих. В идеале – опрятные, не совсем коротко подстриженные волосы, чистые, тщательно расчесанные. К такому же виду должна стремиться и борода. Как писал архимандрит Киприан: «ухоженный внешний вид священника не может уменьшить его духовности и подать повод к упреку в служении капризной моде».
Источник
Памяти старца Григория (Зумиса). «Ты зачем длинные волосы носишь?!» / Православие.Ru
23 апреля исполнилось полгода по преставлении ко Господу геронды Григория (Зумиса), игумена святогорского монастыря Дохиар. Он мог сказать то, что ты никогда и нигде больше не услышишь. Как, например, проникнуть в сущность другого человека? Но главное – чего это будет тебе стоить? Старца вспоминают в том числе и те, кто до сих пор ломает голову над его поступками и словами…
Архимандрит Григорий (Зумис)
Актуальный разговор
Протоиерей Валериан Кречетов, настоятель храмов Покрова Пресвятой Богородицы и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской в Акулове:
– Геронда Григорий – очень трогательный старчик. Такой любовью к людям обладал.
Мы как-то раз пришли в Дохиар, у них там был какой-то особый день, мы думали, он нам что-то скажет, а он стал меня просить, и так я там перед братией выступал.
Протоиерей Валериан Кречетов и р.Б.Рафаил
Это он, кстати, сказал эти очень актуальные сейчас слова:
– Дьявол сначала поднимает национальное сознание, потом религиозное разворачивает в ту сторону, что, мол, какие мы исключительные, особые… И отделяет так от всех остальных. А потом по одному всех передавит!
А одному батюшке, у которого были проблемы со взрослыми детьми, и он спросил, как ему быть, геронда ответил:
– Не ввязывайся, будешь всю жизнь виноват!
Как богемного рок-музыканта может переплавить монашество
р. Б. убогий Рафаил:
– В Дохиаре были очень интересные беседы. Отец Григорий – это был такой кремень веры! Старец был такого смирения! Мы, когда впервые приехали, заходим на территорию обители, там ходит какой-то человек весь в рванье, а вокруг него, наверно, 100 котов бегают. Хвосты у всех – трубой! И еще маленькие собачки мельтешат. Мы – к нему, а он:
– Да вот сейчас монахи придут, все будет… – а себя как бы ни во что ставит.
Пришли монахи, нам тут же попался среди них русскоговорящий парень, выходец из России. Он нам все объяснил. Потом мы узнали, что этот брат раньше был музыкантом, играл тяжелый рок. А геронда Григорий смотрел в сердце, в душу человека, ему неважно было, как до этого жил человек. Мог просто взять и сказать паломнику:
– Оставайся!
Геронда Григорий и кошки
Геронда Григорий смотрел в душу человека, ему неважно было, как до этого жил человек
Я видел потом этого брата два года спустя – его было не узнать! Монашество его очистило, переплавило.
А тогда мы, помню, прошли на трапезу, глядь, а во главе стола тот самый монашек… Только ряса на нем уже другая, не рабочая. Это, оказывается, и был игумен. Геронда Григорий. Начал он говорить, и все просто рты пооткрывали. Он нам такие вещи рассказывал! Я такого ни в каких книгах не читал. Это такой духовный человек. Греция по одним его молитвам удерживаема была от многого зла. А как он любил Россию!
На престольный праздник монастыря в Дохиар приезжало очень много паломников. И из Греции, и из России даже детей с собой привозили – лишь бы только старец их благословил.
Что это было?
Илья Авраменко, сценарист:
– Геронда Григорий, – об этом знают все, кто бывал в Дохиаре, – имел обыкновение благословлять пощечиной. При этом считалось, что чем сильнее – тем лучше. Рука у геронды была очень тяжелая – по крайней мере у меня осталось такое впечатление. Я вот сейчас это вспоминаю, и у меня щека начинает гореть. В отдельных случаях мог и посохом «благословить» – если, например, кто-то в его присутствии сидел нога на ногу (потому что так раньше блудницы сидели).
Сам я много лет носил длинные волосы. Мне казалось, это весьма соответствует придуманному мной самим образу элегантного и богемного господина.
И когда я впервые пришел в Дохиар, архондаричий мне объявил:
– А тебе надо подстричься! Давай-ка я прямо сейчас тебя подстригу.
– Вот еще новости, – уперся я, – даже не подумаю. Мне так нравится.
– Тогда, – архондаричий был конкретен, – приложись к «Скоропослушнице» и уходи. В монастыре мы тебя не оставим. Геронда благословил длинноволосых не оставлять.
Геронда благословил длинноволосых не оставлять
Я и ушел. Геронду тогда так и не увидел.
Спустя несколько лет, уже в последний день нашего паломничества на Афоне, я пришел в Дохиар вместе с моим сыном Иоанном, которого в семье мы зовем Яником. Тогда ему еще не было 16-ти…
Как раз закончилась трапеза, и геронда вместе с братией вышел в галерею. Рядом со старцем бежали маленькие собачки, и было видно, как они его обожают. Одна из собачек так хотела быть рядом с ним, что прыгнула именно на то место, куда геронда садился, и именно в тот момент, когда он уже садился. И геронда, разумеется, сел прямо на нее. Но собачка даже не пискнула. Она выбралась из-под геронды, встряхнулась, как бы приходя из сплющенной в прежнюю форму, и с совершенно счастливым видом приткнулась к его боку.
А геронда в это время среди многочисленных паломников увидел нас – и вдруг говорит Янику:
– А ты оставайся с нами! Сейчас подрясник тебе принесем… Будешь с нами жить, я тебя монахом сделаю!
В монастыре Дохиар
Я замер. Мы, когда ехали тогда на Святую Гору, мне вдруг жена сказала:
– Смотри только, ребенка там не оставь!
Материнское сердце чуткое, похоже, что-то оно чувствовало…
Яника, приехавшего тогда на Афон впервые, вообще принимали как-то особенно: в Кутлумуше архондаричий брат Иосиф, только его увидел, снял с себя скуфейку и на него надел…
И теперь вот такое предложение от старца.
Яник молчит. Думает. Принимает решение.
А я стою, у меня сердце бьется. Молюсь и думаю: «Если сейчас он согласится, то и я останусь с ним… хотя бы на какое-то время… Не оставлю же я его тут одного?»
Мне страшно.
А Яник все молчит.
«Ну, – думаю, – все. Прости, любимая, не смог я твою просьбу исполнить».
И вдруг слышу, сын мой произносит:
– Простите, я еще маленький.
А геронда смотрит на него пристально и спрашивает:
– А сколько тебе лет?
– Скоро будет 16.
– А мне, когда я сюда пришел, было 12, – сказал старец и тут же, видимо, чтобы больше никого не смущать, перевел разговор на другую тему.
Тот самый Яник, которого геронда хотел оставить в Дохиаре, видимо, прозирая в нем служителя Христова Вскоре взгляд игумена остановился на моих длинных волосах:
– Послушай, – обращается он ко мне, – Что-то волосы у тебя длинные… Давай-ка мы тебя подстрижем.
– Нет-нет, – говорю, – спасибо, не надо. Мы сейчас приложимся и уйдем…
Я же помнил, как тут относятся к длинноволосым…
– Нет, подожди, – не отступается от меня старец. – А ты зачем длинные волосы носишь?!
– А ты зачем? – вдруг так дерзко поинтересовался у него и я.
– Мы, монахи, – спокойно отвечает он, – носим длинные волосы для смирения. А ты для чего?
И этим простым ответом он все поставил на свое место. Что я мог ему на это сказать? Я же свои длинные волосы носил, совсем наоборот, для выпендрежа.
И я смирился.
– Ладно, – говорю – стригите.
Все обрадовались, а геронда, кажется, больше всех.
«Постриг» Ильи Авраменко
Легконогий отец Иаков – наш, русский монах – помчался за ножницами.
– Где же Яша? Где ножницы?! – волновались все, пока он не вернулся, переживая, видимо, что я могу передумать.
Но отец Иаков прибежал назад очень скоро. Благочинный монастыря отец Гавриил (Гиуврис) взял у него ножницы, собрал мои патлы в пучок и спокойно его отрезал.
Все засмеялись, закричали «Аксиос!»
Благочинный отец Гавриил взял ножницы, собрал мои патлы в пучок и отрезал
А я подумал: «Интересно, а почему геронда сам меня не стрижет? Это же он настаивал, вот сам пусть и стрижет».
И со словами:
– Геронда, ты хотел, ты и стриги! – протянул ему ножницы.
Все обомлели.
Отец Иаков перевел геронде на греческий.
Повисла пауза…
Потом уже мне сказали, что геронда так никогда никого не стриг.
А тут вдруг он взял ножницы и как-то очень нежно отстриг мне сначала один огромный клок, потом посмотрел и еще отстриг – вроде как подровнял. А потом поднял руку с отстриженными моими волосами, засмеялся и закричал звонко, на весь монастырь:
– Аксиос!
Все подхватили:
– Аксиос! Аксиос!
Геронда Григорий и Илья Авраменко. После «пострига»
А геронда сказал:
– Имя тебе отныне Михаил…
И было это все в день моего рождения.
Такой вот невероятный, неземной подарок.
Что это было? Одни убеждены: некое сакральное действо, смысл которого мы узнаем потом. Другие возражают: просто старец почудил немножко, бывает… Третьи говорят: это на Афоне ты монах Михаил, а в миру, как был, так и остаешься Илья – семейный человек; ты же обеты никакие не давал.
Сам геронда после этого «пострига» сказал мне:
– Монастырь теперь твой дом родной. Приезжай, живи с нами, сколько хочешь.
Я был в Дохиаре в октябре прошлого года. Геронды не было. Мне объяснили, что он сильно болен и в обители его нет.
Собачки его ходили какие-то потерянные.
Не было и отца Гавриила.
Я уехал из Дохиара, а через два дня геронда Григорий отошел ко Господу.
Но у меня чувство, что он не оставил нас, он рядом с нами.
Помяни, Господи, схиархимандрита Григория во Царствии Твоем!
Источник
Монашеский постриг: настоящая причина, по которой монахи стриглись
Существуют специфические прически, которые символизируют собой принадлежность человека к определенному кругу людей. К таким прическам относится и тонзура христианских монахов. Если у человека имеется на макушке выбритый круг, который и носит название «тонзура», то ясно, какое призвание в жизни он себе выбрал, так как это знак его принадлежности к Церкви.
Откуда же появилась такая странная стрижка?
Что такое «пострижение»?
Многие считают, что можно постричься только в монахи. На самом деле этот термин имеет широкое использование и относится к любой религиозной стрижке волос, связанной с церемониальным действом, и встречается практически во всех религиях – христианстве, восточном православии, индуизме и буддизме. Что характерно, такие стрижки были приняты в древней Греции и Риме, и именно с Рима начинается история христианского пострига.
Почему тонзура имела такой вид
История умалчивает о том, когда именно монахи-католики начали брить макушки, оставляя вокруг них узкое кольцо волос. Исследователи этой темы склоняются к мнению, что такая тенденция стала наблюдаться во II или III веке нашей эры, когда начали появляться сообщества набожных монахов. Есть несколько версий появления такой прически, но две из них наиболее вероятные.
Одна из них говорит о том, что в древности голову брили рабам, чтобы обозначить их низкий статус, а поскольку монахи называли себя «рабами Божьими», то такой постриг головы, но не полностью, с одной стороны, отличал их от настоящих рабов, а, с другой, демонстрировал послушание Богу.
Вторая версия касается того, что такая прическа была данью терновому венцу, который был возложен на голову Христа во время распятия.
Виды прически церковников
Когда мужчины хотели стать членами религиозных сообществ, то им очень коротко стригли волосы, используя для этого ножницы.
Тонзуру выбривали лишь в том случае, когда послушник принимал обет и становился настоящим монахом, то есть отрекался от мирской жизни. При монастырях всегда держали парикмахеров, которые поддерживали внешний вид всех тех, кто там находился, и знали, в каком случае какую прическу надо делать.
Стрижка монахов, так называемая тонзура, которая знакома многим по историческим фильмам, на самом деле представляет собой самый распространенный вариант этой прически, которых было два.
Традиционная тонзура носит название пострига римлянина или святого Петра.
Второй вид называется кельтским постригом или тонзурой Саймона Магуса. Он был распространен в Ирландии и на Британских островах. Имеется предположение историков, что кельтские монахи брили лишь переднюю часть головы от уха до уха, оставляя все остальные волосы длинными, но точных подтверждений этому нет, так как уже в 664 году кельтский постриг запретили.
К какому единому постригу пришла христианская церковь
Стоит отметить, что кельты, которые издревле занимались спортом, брили головы наголо, чтобы волосы им не мешали в занятиях. И когда к ним дошло христианство, то они и постриг решили носить в таком виде, то есть голову брить полностью. Естественно, церковь была возмущена таким кощунством и грозила отлучить любого от своего лона, кто будет носить такую прическу.
Кстати, церковь рассматривала постриг разного вида, как признак того, что монахи хотят носить не только разные прически, но и склонны по-разному воспринимать церковные традиции, что ей совсем не нравилось. Намечалась тенденция раскола, и у многих людей могло сложиться впечатление, что они напрасно приняли христианство.
Вот почему в 664 году был созван в Уитби церковный собор, который решил, какую в Англии принять форму богослужения, и между кельтской и римской выбрал последнюю.
В процессе обсуждений был затронут и вопрос пострига – кельтский признали вне закона, а постриг Святого Петра (римский) стал единственным.
Лишь только спустя 1300 лет, а именно в 1973 году было принято решение, которое предложил папа Павел VI, отменить тонзуру.
Постриг на Руси
В древние времена на Руси был обычай, который сначала касался только великих князей, а позже стал применяться у дворян и бояр. Это постриг, которому подвергали подросших мальчиков, показывая тем самым, что их воспитание переходит от женщин к мужчинам. Позже этот обряд утратил свое значение, и волосы стали выстригать представителям мужского пола лишь при пострижении их в монахи.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание
Источник
почему монахи не стригут волосы, библейское значение, что это значит для христиан ???? Православный клуб
Многие читатели задаются вопросом: почему священники носят бороду?
В современной России (до и во всём православном мире) батюшки носят бороды — это добрая вековая традиция, которая хранится Православной Церковью.
Бороды православных священнослужителей остаются их важным отличительным признаком.
Когда человек приходит в церковь впервые и видит батюшку, что запоминается? Облачение священника, крест на груди и длинная борода
Православные священники никогда не стремились быть похожими на всех остальных, их традиции не меняются вот уже два тысячелетия и меняться не собираются, их надо воспринимать такими, какие они есть.
Их служение настолько оторвано от мирской жизни, что требует сохранения внешних атрибутов как прикрытия от всего внешнего. Священник находится на служении, а, следовательно, носит форму; военный тоже обязан носить форму.
Традиция священнослужителей ношения бороды идет от Ветхого Завета.
С вопросом «почему» стало понятнее, а зачем священнику борода, ответ, такой, православные священники носят бороду, подражая внешнему виду Иисусу Христа.
По дошедшим до нас образам Христос носил бороду. Этот символ от Иисуса переняли апостолы, а дальше их последователи и ученики, и через многих поколения, ношение бороды дошло и до нашего времени.
В Библии об этом сказано определенно:
«И сказал Господь Моисею: объяви священникам,
сынам Ароновым, и скажи им…
Они не должны брить головы своей и подстригать края бороды своей и делать нарезы на теле своем».
Или в другом месте:
«И сказал Господь Моисею, говоря:
объяви всему обществу сынов Израилевых и скажи им…
Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей.
Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен».
В послании Иеремиином, 1:30 сказано:
«И в капищах их сидят жрецы в разодранных одеждах,
с обритыми головами и бородами и с непокрытыми головами».
Эта цитата для священников.
Как мы видим, борода в библии описана подробно,
священник ни в коем случае не должен брить бороду,
в противном случае, он уподобляется языческим жрецам,
которые сидят «в капищах… с обритыми головами и бородами».
И пусть не смущает то, что все цитаты взяты из Писания Ветхого Завета: Сам Господь сказал, что Он пришел не нарушить Закон, а исполнить.
Борода в православии свидетельствует о священническом статусе.
По православным канонам, борода в христианстве — составная часть Божьего образа
Для православных мужчин борода и длинные волосы это атрибут мужественности, веры в бога. В древности церковные служители не разрешали брить бороду, считая это ухом от церковных устоев.
Обоснования традиции ношения длинных волос среди православных священников найдены в Ветхом Завете.
Это были «правила облика» служителей божьих, так называемый — чин назорейства. (Чис. 6:5; Суд. 13:5). А как известно, в Евангелии слово «назорей» обращаются к Иисусу Христосу.
Подтверждением ношения длинных волос и бороды Христосом является икона «Спас Нерукотворный», на которую перенесен образ Иисуса при жизни
Бритье бороды — это большой грех для православного христианина
На вопросы, почему монахи не стригут волосы и, почему священники не бреют бороду, знатоки православия отвечают цитатой из Ветхого Завета.
Брить бороду — это значит нарушить установленный запрет церкви на брадобритье.
(Левит, 19:27; 2-я Царств, 10:1; 1-я Паралипоменон, 19:4); введен запрет правилами 6 Вселенского собора (см. толкование на 96 правило Зонара и греческую Кормчую Пидалион), и другими священными писаниями (творения святого Епифания Кипрского, святого Кирила Александрийского, блаженного Феодорита, святого Исидора Пилусиота).
Осуждение состригания бороды можно найти в древнегреческих писаниях(творения Никона Черныя Горы, сл. 37; Номоканон, пр. 174).
Священники трактуют о бритье бороды, следующим образом: каждому человеку Богом дан его внешний вид и изменять его людям право не дано.
Борода является неизменным атрибутом священников во все времена
Постановления святых Апостол:
Апостольские поставления. Правила первоверховных Апостолов
«Не должно также и на бороде портить волосы и изменять образ человека вопреки природе.
Не обнажайте, говорит закон, бород ваших.
Ибо сие (быть без бороды) Создатель Бог сделал пригожим для женщин, а мужчинам признал Он непристойным.
Ты же обнажающий бороду свою, чтобы нравиться, как сопротивляющийся закону, мерзок будешь у Бога, создавшаго тебя по образу своему».
В XIV в окрестностях нынешнего города Вильнюса язычниками были убиты христиане Антоний, Иоанн и Евстафий за отказ сбрить бороду.
Предводитель воинов-язычников, князь Ольгерд, видя упорство, с которым Антоний, Иоанн и Евстафий отстаивают свое право на ноше бороды, даже после долгих мучений, решил отпустить их, если они сбреют добровольно бороды.
Люди не согласились на это, и их повесили на дереве.
27 апреля
день памяти святых Божиих угодников Антония, Иоанна и Евстафия, отдавших жизнь за веру
Православная церковь отнесла Антония, Иоанна и Евстафия к лику святых Божиих угодников, говоря, что они отдали свои жизни за свою веру. Вспоминают этих святых каждый год 27 апреля.
В России попы носят бороду по решениям, которые закреплены в решениях Стоглавого собора. Стоглавый собор русской Церкви (1551) определил:
«аще кто браду бреет и преставится тако (т. е. не покаявшись в этом грехе),
не достоит над ним служите, ни сорокоустия по нем пети, ни просвиры,
ни свещи по нем в церковь принести, с неверными бо да причтется,
от еретик бо се навыкоша»
(т.е., если кто из бреющих бороду умрет, над ним не следует служить погребения, ни петь сорокоуст, ни приносить в церковь на его поминовение просвиры или свечи; ибо он считается неверным, так как от еретиков сему научился).
В Священном Писании о бороде сказано:
«…не взойдет пострицало на брады твоя».
Чтобы было понятно, — нельзя подстригать бороду. Если мы верим в Бога, то должны понимать, что создал Он нас такими, какими посчитал нужным.
Бриться — значит не смиряться с волей Божьей, а ведь, читая каждый день «Отче наш», повторяем: «Да будет воля Твоя».
Господь разделил людей на два чина — мужчин и женчин и каждому заповедовал свое: мужчины не должны изменять лицо, но должны подстригать волосы на голове, а женщины не должны стричься.
Вплоть до времён Петра I пострижение бороды считалось грехом, наказываясь отлучением от Церкви.
Запрет брить Бороду объяснялся тем, что человек создан по подобию Божию и, следовательно, грешно по своему своеволию чем бы то ни было искажать этот облик.
Волосы на голове учеников Христовых все сочтены у Бога…
Сейчас споры вокруг бритья бороды уменьшились. Любому священнослужителю предоставлена свобода в выборе формы и длины своей бороды.
Для мирских жителей теперь ношение бороды — это дань моды, чем что связанное с верой в бога.
Источник