Можно ли красить волосы православной женщине ответы священников
Содержание статьи
Что нельзя христианке: дресс-код, волосы, косметика.
Для начала определимся: есть правила, а есть традиции. Например: христианка не должна выглядеть вызывающе, излишне привлекать мужские взгляды. Это правило, оно в идеале должно происходить из самого сердца женщины и влиять на всю ее жизнь, где бы она ни находилась и что бы ни делала. Также понятно, что нужно быть опрятными — причем не только женщинам, конечно.
Традиция — несколько иное. Есть традиция быть в храме в платье или юбке, при этом чтобы не были обнажены ноги выше колена, плечи, не было глубокого декольте, и с покрытой головой. Причина все та же — люди приходят молиться, а не глазеть друг на друга, да еще с не всегда приличными мыслями. Кроме того, тут существует отсылка к словам Апостола Павла, где он говорит о том, что женщина должна носить женскую одежду, а мужчина — мужскую, и женщине нужно в собрании быть с покрытой головой.
На самом деле, Апостол не имел в виду конкретно, что женщины должны быть в юбках, а мужчины в брюках. В его время и мужчины, и женщины носили довольно похожую одежду и она здорово отличалась от современной. Имелось в виду, что, если перевести на наш век, мужчины не должны носить женских брюк, а женщины — мужских рубашек. То есть, не заниматься откровенными извращениями. Однако, в Русской Церкви сложилась именно юбочно-платочная традиция.
При этом, в разных храмах существуют разные подходы. Где-то настоятель консервативен и требует, чтобы даже маленькие дети были одеты традиционно и соответственно полу, где-то наоборот — активно рассказывает о том, что покрывать голову вообще положено только замужним женщинам, а юбки и платья вовсе не обязательны, по крайней мере на этом приходе.
Мы все же советуем помнить, что в храм мы идем к Богу. И если мы наряжаемся даже для похода в театр или музей, стоит и в храм одеться как-то особенно — не вычурно, конечно, но по меньшей мере традиционно. Где более уместно будет смотреться красивое длинное платье с шелковым платком? А вот в песочницу с ребенком выходить так вовсе не обязательно — можно пойти и в джинсах, и в трениках, и даже в шортах (лишь бы длина была приличная). Носить головной убор (и вовсе не обязательно платок) же обязательно только в храме, а также иногда советуют надевать дома на молитве, но это не является строгим правилом.
Конечно, благочестивые девушки и женщины и вне храма часто предпочитают юбки и платья, что может только радовать. Но никакого греха в ношении джинсов точно нет. Более того — в большинстве городских храмов давно не обращают внимания на это.
А что же с косметикой и волосами? Про стрижки и укладки вообще никто давно не высказывался — этот вопрос абсолютно не интересен Церкви. У каждого есть свое понимание благочестия, и цвет и длина волос никак не могут отдалить человека от Бога. То же и с косметикой — например, в своих давнишних ответах на вопросы отец Андрей Кураев говорит так: в наше время вроде как даже невежливо выходить в общество без косметики, поэтому совершенно не возбраняется наложить легкий макияж. Однако, все должно быть в меру и уместно — в храм краситься не только незачем, но часто и неудобно (например, если идете на Всенощное Бдение, где лоб помазывают елеем), да и наводить марафет по поводу похода за хлебом или прогулки с ребенком во дворе кажется излишним.
Во всех делах подобного рода нужно руководствоваться собственной головой. И пытаться понять, ради чего вообще мне сейчас красная помада и зеленые волосы. Если это делается, чтобы обратить на себя внимание, чтобы соблазнить, чтобы спровоцировать кого-то, то лучше этого не делать. Если же это самовыражение, и вы не находите, что вид ваш может кого-то ввести в грех осуждения, в принципе, рамок нет.
Но скорее всего при ведении духовной жизни у вас не возникнет проблем с этими вопросами.
Источник
îïðîñû è îòâåòû // Õðèñòèàíñòâî, Ïðàâîñëàâèå, Âåðà, Ðåëèãèÿ, Êàôåäðàëüíûé ñîáîð Õðèñòà Ñïàñèòåëÿ
Äîáðûé äåíü! Î÷åíü áóäó Âàì áëàãîäàðíà, åñëè ïîëó÷ó îòâåò! Âîïðîñ î âíåøíåì îáëèêå æåíùèíû óæå îáñóæäàëñÿ, õî÷ó ñïðîñèòü áîëåå êîíêðåòíî. 1.Áóäåò ëè ãðåõîì èñïîëüçîâàíèå æåíùèíîé êîñìåòèêè? 2. Ïðèåìëåìî ëè äëÿ ïðàâîñëàâíîé æåíùèíû ñëåäèòü çà ñâîåé âíåøíîñòüþ, êàê ýòî ïðèíÿòî â ìèðñêîì ïîíèìàíèè: ïîñåùåíèå êîñìåòîëîãà, ìàíèêþð, íàðàùèâàíèå íîãòåé, ïåäèêþð. 3.
Äîïóñòèìî ëè äëÿ ïðàâîñëàâíîé æåíùèíû êðàñèòü âîëîñû, äåëàòü óêëàäêó âîëîñ? Õîäèòü â îáùåñòâå ñ íåïîêðûòîé ãîëîâîé? 4. Îäåâàòüñÿ ñòèëüíî? Äåëî â òîì, ÷òî ÿ ñàìà ñòàëà ïîñåùàòü Õðàì íå òàê äàâíî, ýòîò ïåðèîä ïðèøåëñÿ íà ìîé îòïóñê. Âî âðåìÿ îòïóñêà ÿ î÷åíü ìíîãî ÷èòàëà.
 îäíîé èç êíèã î êîñìåòèêå ãîâîðèëîñü êàê îá îáìàíå, ò.å. ÷òî îò äèàâîëà, åñëè ó æåíùèíû íàêðàøåíû ãëàçà, ýòî ëîæü, áîëåå òîãî, îñêîðáëåíèå Áîãó, âåäü îíà ýòèì ãîâîðèò, ÷òî åé íå íðàâèòñÿ òî, êàêîé Îí åå ñîçäàë. Ýòî æå ãîâîðèëîñü è î öâåòå âîëîñ è äàæå î òîì, ÷òî èõ íå íàäî çàâèâàòü â òîì ñëó÷àå, åñëè îíè ïðÿìûå îò ïðèðîäû.
Âñå ýòî ÿ ëåãêî âîñïðèíÿëà ñ ïîìîùüþ Áîæèåé, ïîêà áûëà â îòïóñêå, à âîò êîãäà âûøëà íà ðàáîòó, ñòàëà ñåáÿ îùóùàòü î÷åíü íåóþòíî, êàê áåëàÿ âîðîíà! Ìîè ðîäíûå âîëîñû íà÷èíàþò îòðàñòàòü (íå êðàøó èõ, ïîñêîëüêó íå çíàþ, ìîæíî èëè íåò), îñòàëüíàÿ ÷àñòü âîëîñ îêðàøåíà âèä íåóõîæåííûé.
Êîñìåòèêîé íå ïîëüçóþñü, ìåíÿ ñîòðóäíèêè óæå ïðÿìî ñïðàøèâàëè: ÷òî ýòî òû íå êðàñèøüñÿ? Íå ìîãó ñêàçàòü, ÷òî íå õî÷ó êðàñèòüñÿ! Íåò, ýòî áîðüáà… èíîãäà îíà ïðîõîäèò, èíîãäà ïðîÿâëÿåòñÿ î÷åíü îñòðî! Íàäî äîáàâèòü, ÷òî äî ïðèõîäà â Öåðêîâü ÿ î÷åíü ñëåäèëà çà ñâîåé âíåøíîñòüþ, ñêîðåå, äàæå êóëüòèâèðîâàëà âíåøíåå…
Áûëà è âíåøíå è âíóòðåííå äðóãîé, íîñèëà äæèíñû è áðþêè, ïîäêðàøèâàëàñü (íå âóëüãàðíî, íî êîñìåòèêà áûëà), êðàñèëà âîëîñû, áûëà î÷åíü ÿðêîé æåíùèíîé. Ïîòîì ïîòÿíóëàñü ê Áîãó, âûøëà çàìóæ, ìóæ ïåðâîå âðåìÿ âîîáùå áûë â øîêå îò òîãî, ÷òî ÿ ñòàíîâèëàñü ñåðåíüêîé è äðóãîé.
Íà ìåíÿ ñòàëî íàõîäèòü óíûíèå îòòîãî, ÷òî ÿ íå çíàëà, ìîãó ëè íàêðàñèòü ãëàçà èëè íåò, òîãäà êàê ðàíüøå ÿ áûëà î÷åíü âåñåëîé è æèçíåðàäîñòíîé. Åùå íàäî äîáàâèòü, ÷òî ðàíüøå âïäàëà â áëóä, ïðè÷åì ìîÿ ÿðêàÿ âíåøíîñòü ñëóæèëà â ýòîì î÷åíü õîðîøóþ ñëóæáó.
Îò ïðèðîäû ÿ íå ÿðêàÿ. Ïðîñòî îäíàæäû ÿ ïðî÷èòàëà ñòàòüþ â Èíòåðíåòå, â íåé ãîâîðèëîñü î òîì, ÷òî åñëè æåíùèíà ïðèáåãàåò ê êîñìåòèêå, êàêèì-òî îáëåãàþùèì âåùàì, òî òåì ñàìûì ââîäèò äðóãèõ ìóæ÷èí â ãðåõ ìûñëåííîãî ïðåëþáîäåÿíèÿ, ÷òî âñå, ÷òî â ìèðå ñ÷èòàåòñÿ ÊÐÀÑÈÂÛÌ, ñåêñóàëüíîñòü, æåíñòâåííîñòü ýòî åñòü ïðîÿâëåíèå äóõîâ áëóäà.
ß çàäóìàëàñü, âî ìíå âñåãî ýòîãî áûëî ñ èçáûòêîì… Ñâÿùåííèê, êîòîðîìó ÿ èñïîâåäîâàëàñü, ïðèäåðæèâàåòñÿ ò.ç., ÷òî æåíùèíå èñïîëüçîâàòü êîñìåòèêó íåëüçÿ, ÷òî ãîëîâà æåíùèíû, êîòîðàÿ â áðàêå, äîëæíà áûòü ïîêðûòà. Îí îáúÿñíèë, ÷òî âñå ïîñòóïàòåëüíî äàåòñÿ è íå ìîæåò áûòü âñå ñðàçó.
Òîëüêî ìåíÿ áåñïîêîèò òî, ÷òî ÿ ñåáÿ ÷óâñòâóþ íåóþòíî â ñâîåì âíåøíåì ïðîÿâëåíèè ñåé÷àñ. Êðîìå òîãî, ó ìåíÿ â êîìïàíèè è ïðåäñòàâèòåëüñêèå ôóíêöèè. Èíîãäà äóìàþ, ÷òî â ýòîé âíóòðåííåé áîðüáå åñòü ñìûñë, ñ ó÷åòîì òîãî, ÷òî èñïîëüçîâàíèå ìíîþ êîñìåòèêè è êðàøåíèå âîëîñ ïîìîãëè ìíå ïîêàòèòüñÿ âíèç, ê áëóäó.
Ìóæ ñåé÷àñ îïå÷àëåí è òåì, ÷òî ÿ ïåðåñòàëà áûòü ÷óâñòâåííîé è ñòðàñòíîé. Ïðèçíàþñü, ñåé÷àñ äëÿ ìåíÿ ñóïðóæåñêèå îòíîøåíèÿ íå ÿâëÿþòñÿ ïîèñêîì íàñëàæäåíèé è óäîâîëüñòâèé… à ìóæ ïîìíèò ìåíÿ ÄÐÓÃÎÉ, õîòÿ ïåðåä ñâàäüáîé îí óæå çíàë, âèäåë, ÷òî èçìåíåíèÿ ÓÆÅ ïðîèñõîäèëè ñî ìíîé.
Äëÿ íåãî ðàíüøå áûëî ïðèÿòíî, ÷òî ðÿäîì ñ íèì ÿðêàÿ, ÷óâñòâåííàÿ æåíùèíà, ñåé÷àñ îí ÷àñòåíüêî ðàçäðàæàåòñÿ è ãîâîðèò, ÷òî ÿ ñòàëà, êàê áàáóëüêà:))) Åñòü åùå îäèí âîïðîñ, íà íåãî ÿ òîæå ïîëó÷èëà îòâåò, òîëüêî è ýòîò îòâåò ìíå òÿæåëî äàåòñÿ. Ïåðåä åäîé ìû ìîëèìñÿ è áëàãîñëîâëÿåì åå êðåñòíûì çíàìåíèåì, íà ðàáîòå äëÿ ìåíÿ ýòî íåâîçìîæíî, ÿ ñòàëà åñòü îäíà.
Èëè åäó ñ âîäèòåëåì ìèìî Õðàìà, âíóòðåííå íà÷èíàåòñÿ áîðüáà, õî÷ó îñåíèòü ñåáÿ êðåñòíûì çíàìåíèåì åñëè íå îñåíþ ñåáÿ êðåñòîì, òî ïîñëå ñîâåñòü ìó÷èò! Ïî ýòîìó ïîâîäó áàòþøêà ìíå îòâåòèë, ÷òî, êîíå÷íî, åñëè ïîêà íå ãîòîâà, òî ïîòîì ïîëó÷èòñÿ, ìîæíî ìûñëåííî ïåðåêðåñòèòü ïèùó è ìûñëåííî ïîìîëèòüñÿ.
Íî ïðè ýòîì îí æå ñêàçàë, ÷òî åñòü ñëîâà Õðèñòà: «Êòî ïîñòûäèòñÿ Ìåíÿ ïåðåä ðîäîì ñèì ëóêàâûì è ïðåëþáîäåéíûì, òîãî è ß ïîñòûæóñü, êîãäà ïðèäó âî ñëàâå Ñâîåé». Ðå÷ü èäåò î òîì, îñêîðáëþ ëè ÿ Áîãà ñâîèì ñòåñíåíèåì â ñëó÷àå, åñëè ìûñëåííî îñåíþ ñåáÿ êðåñòîì, à íå ïðè ëþäÿõ?
Êàê ïåðåä åäîé áëàãîñëîâëÿåòñÿ ïèùà? Êàæäîå áëþäî îñåíÿþò êðåñòíûì çíàìåíèåì èëè âåñü ñòîë? Ïîìîãèòå! Ïîäñêàæèòå, êàê áûòü ìíå? Ñîâåñòü ìíå ãîâîðèò, ÷òî êðàñèòüñÿ Áîãà îñêîðáëÿòü, â òî æå âðåìÿ ñàìà ñòðàäàþ îò ýòîãî íå ðåàëèçîâàííîãî ìíîþ æåëàíèÿ!
Âåðîÿòíî, ýòî ãëóáîêàÿ ñòðàñòü? È ìîå æåëàíèå áûòü ÊÀÊ ÂÑÅ è íå âûáèâàòüñÿ èç îáùåé ìàññû? Áàòþøêà, ê êîòîðîìó ÿ ìîãó ïîäîéòè ñ ìîèìè âîïðîñàìè, âñåãäà î÷åíü çàíÿò, ìíå íåëîâêî ïîñòîÿííî çàäàâàòü åìó âîïðîñû, õîòÿ îí âñåãäà óäåëÿåò âðåìÿ! Ýòî ïðàâäà!
Íà íåì î÷åíü áîëüøàÿ îòâåòñòâåííîñòü, ÿ ðàáîòàþ ñåé÷àñ äî âå÷åðà è ïðèåõàòü â Õðàì íå ìîãó, ïîñêîëüêó òàì óæå íèêîãî íåò! Âîò è îáðàùàþñü ê Âàì!
Îòâå÷àåò Îëåã Îáëîãèí:
Óâàæàåìàÿ Åëåíà, ïðåæäå âñåãî ïîçâîëüòå ïîçäðàâèòü âàñ ñ òåì, ÷òî âû çàäàëè ñàìûé äëèííûé â èñòîðèè íàøåãî ñàéòà âîïðîñ! ×óâñòâóåòñÿ ñåðüåçíûé ïîäõîä ê ïðîáëåìå :)))
Òåïåðü ïîçâîëüòå íåñêîëüêî ñëîâ î ãëàâíîì. Äåëî â òîì, ÷òî â âàøåì ñëó÷àå ïðèíöèïîì â æèçíè äîëæíû ñòàòü ñëîâà àïîñòîëà Ïàâëà î òîì, ÷òî ÷åëîâåêó âñå ïîçâîëåíî, íî íå âñå ïîëåçíî è íè÷òî íå äîëæíî îáëàäàòü ñàìèì ÷åëîâåêîì.
Äàëåå. Âñåãäà íóæíî èçáåãàòü êðàéíîñòåé êàê â ðàññëàáëåíèè äóõîâíîì, òàê è â ñóðîâîì àñêåòèçìå. Âñå õîðîøî â ìåðó, íî ó êàæäîãî ÷åëîâåêà îíà ñâîÿ, ñ ó÷åòîì åãî ïîëà, âîçðàñòà, ñîöèàëüíîãî è ñåìåéíîãî ïîëîæåíèÿ, à òàêæå îñîáåííîñòåé õàðàêòåðà è óðîâíÿ äóõîâíîãî ðàçâèòèÿ.
Èòàê, ïîñëå îïèñàíèÿ âàæíåéøèõ ïðèíöèïîâ äëÿ ïðàâèëüíîãî ïîíèìàíèÿ äóõîâíîé æèçíè ÿ ïîïðîáóþ ïîìî÷ü âàì. Òîëüêî ñðàçó îãîâîðþñü, ÷òî ýòî òîëüêî ñîâåò, à íå ïðèêàç èëè åäèíñòâåííî âåðíûé ñïîñîá æèçíè äëÿ âàñ. Ïðî÷òèòå åãî, ïîäóìàéòå íàä íèì, ïîïðîáóéòå åãî ïðèìåíèòü â ñâîåé æèçíè è äåëàéòå ñîîòâåòñòâóþùèå âûâîäû è êîððåêòèðîâêè ïî íåîáõîäèìîñòè.
×òî æ, íà êîíêðåòíûå âîïðîñû ïðèäåòñÿ äàâàòü íå ìåíåå êîíêðåòíûå îòâåòû, à ïîòîì ÿ ïîñòàðàþñü ïîÿñíèòü ñâîþ òî÷êó çðåíèÿ. Èòàê, ïðèñòóïèì.
Âîïðîñ î âíåøíåì îáëèêå æåíùèíû óæå îáñóæäàëñÿ, õî÷ó ñïðîñèòü áîëåå êîíêðåòíî:
1. Áóäåò ëè ãðåõîì èñïîëüçîâàíèå æåíùèíîé êîñìåòèêè? Íåò, òîëüêî âñå õîðîøî â ìåðó.
2. Ïðèåìëåìî ëè äëÿ ïðàâîñëàâíîé æåíùèíû ñëåäèòü çà ñâîåé âíåøíîñòüþ, êàê ýòî ïðèíÿòî â ìèðñêîì ïîíèìàíèè: ïîñåùåíèå êîñìåòîëîãà, ìàíèêþð, íàðàùèâàíèå íîãòåé, ïåäèêþð? Àáñîëþòíî ÏÐÈÅÌËÅÌÎ è äàæå ÍÅÎÁÕÎÄÈÌÎ.
3. Äîïóñòèìî ëè äëÿ ïðàâîñëàâíîé æåíùèíû êðàñèòü âîëîñû, äåëàòü óêëàäêó âîëîñ? Õîäèòü â îáùåñòâå ñ íåïîêðûòîé ãîëîâîé? Äà, íå íàäî ýòîãî áîÿòüñÿ.
4. Îäåâàòüñÿ ñòèëüíî? Äà, ñ ó÷åòîì îáùåïðèíÿòûõ íîðì ïîâåäåíèÿ.
Ãëàâíîå ïîìíèòü, ÷òî âíóòðåííèé ÷åëîâå÷åñêèé ìèð âàæíåå âíåøíåãî, íî âíåøíå ìû äîëæíû ñòàðàòüñÿ âûãëÿäåòü áåçóïðå÷íî (÷èñòî, àêêóðàòíî, êðàñèâî è äàæå ñòèëüíî). Ýòî âñå íå èñêëþ÷àåò âíóòðåííåé ñîñðåäîòî÷åííîñòè è ñêðîìíîñòè ÷åëîâåêà âàæíî ïîíèìàòü, ÷òî âíåøíÿÿ îáñòàíîâêà è âèä íå ñàìîöåëü, à ëèøü ñðåäñòâî äëÿ íîðìàëüíîãî îáùåíèÿ ñ ëþäüìè, âåäü âñòðå÷àþò-òî íàñ ïî îäåæêå!
Ïîýòîìó è íà ðàáîòå, è äîìà ëþáîé ÷åëîâåê, à îñîáåííî æåíùèíà, äîëæåí áûòü óõîæåí è àêêóðàòåí, à íåðÿøëèâîñòü íå ïðèâåòñòâóåòñÿ äàæå â Ïðàâîñëàâèè.
Íàñ÷åò òîãî, ÷òî êîñìåòèêà âûçîâ Áîãó è ò.ä., ïðîñòèòå, íî ýòî ÷óøü è ïóñòîñëîâèå. Ïîäîáíûå âûâîäû ñâèäåòåëüñòâóþò î íåäàëåêîñòè ïèøóùèõ ëþäåé. Âàæíî èñïîëíåíèå çàïîâåäåé Áîæèèõ è áîðüáà ñî ñòðàñòÿìè, ìîëèòâà è ïîèñê ñìèðåíèÿ (âíóòðåííåãî), à íå èñïîëüçîâàíèå êîñìåòèêè èëè îòêàç îò íåå.
Òîëüêî âàæíî ïîìíèòü, ÷òî ÷ðåçìåðíîå óâëå÷åíèå âíåøíèì îáëèêîì ìîæåò ïðèâåñòè ê ñàìîëþáîâàíèþ è îáîëüùåíèþ äðóãèõ, íóæíî ñòàðàòüñÿ áûòü ñêðîìíåå, èçáåãàòü èçëèøåñòâ.  îáùåì-òî íå îáÿçàòåëüíî áûòü òåëåçâåçäîé èëè ãèïåðñåêñóàëüíîé îñîáîé, ïðîñòî íóæíî õîðîøî ñëåäèòü çà ñîáîé.
Òåïåðü ïî ïîâîäó ìóæà. Åãî âïîëíå ìîæíî ïîíÿòü. Îí ïðîñòî åùå íå ïðèøåë ê âåðå òàê æå, êàê è âû. Íî â áóäóùåì òàêîå âîçìîæíî. Íóæíî ïîñòàðàòüñÿ ïîãîâîðèòü è ïðèéòè ê ïðèåìëåìîìó îáðàçó æèçíè. Â êîíöå êîíöîâ, ìèð â ñåìüå âàæíåå ëþáûõ ïðåäïèñàíèé, âåäü íå òîëêàåò æå âàø ìóæ âàñ íà ïðåñòóïëåíèå èëè íàðóøåíèå çàïîâåäåé.
Ïîñòàðàéòåñü ãäå-òî óñòóïèòü åìó è îäíîâðåìåííî ïîêàçàòü, êàêóþ âíóòðåííþþ ñèëó è ðàäîñòü ïðèíîñèò õðèñòèàíñòâî. Ñòàðàéòåñü áîëüøå òåðïåòü è ïîäàâàòü ïðèìåð äîáðûõ îòíîøåíèé. Íå çàáûâàéòå, ÷òî ìóæ ãëàâà ñåìüè, ÷àùå ìîëèòåñü çà íåãî ïåðåä Áîãîì. Îñòàëüíîå óëàäèòñÿ ñî âðåìåíåì.
À áûòü áàáóëüêîé íå íàäî!
×òî êàñàåòñÿ ïðèåìà ïèùè, òî ïðèìåíÿéòå êðåñòíîå çíàìåíèå ïî âîçìîæíîñòè. Åñëè ýòî íåóäîáíî (ðàçíûå ëþäè áûâàþò), òî ìîëèòåñü âíóòðåííå è êðàòêî (Ãîñïîäè ïîìèëóé, Ãîñïîäè áëàãîñëîâè èëè Èèñóñîâîé ìîëèòâîé). Ñòàðàéòåñü äåëàòü ýòî íåÿâíî, ÷òîáû äðóãèå ïðîñòî íå äîãàäûâàëèñü áû îá ýòîì.
Òàêîé ìîëèòâû, ïðîèçíåñåííîé ìûñëåííî è ñ áëàãîãîâåíèåì, âïîëíå äîñòàòî÷íî, èáî Áîã ñìîòðèò íà ñåðäöå ÷åëîâåêà, à íå íà åãî óñòà èëè ôîðìàëüíî ñîâåðøåííîå êðåñòíîå çíàìåíèå. Ïóñòü âàøà ñîâåñòü áóäåò ñïîêîéíà. Êñòàòè, áëàãîñëîâëÿþò âåñü ñòîë ñðàçó, à íå ïî îòäåëüíîñòè êàæäîå áëþäî.
Ýòîò æå ïðèíöèï îòíîñèòñÿ è ê ïðîåçäó ìèìî õðàìà è.ò.ä. À íàñ÷åò òîãî, ÷òî «êòî ïîñòûäèòñÿ Ìåíÿ…», ýòî ñêàçàíî íå ïî ýòîìó ïîâîäó, Áîãà âû íå îñêîðáèòå, â âàøåì ñëó÷àå áóäüòå ñïîêîéíû.
Ïîñòàðàéòåñü ñòàòü íàñòîÿùåé õðèñòèàíêîé âíóòðè ñåáÿ, òîãäà è âñå âíåøíåå ïðèîáðåòåò îïðåäåëåííûé âèä è ñìûñë. Ñòàðàéòåñü áîëüøå ÷èòàòü Ñâÿùåííîå ïèñàíèå ñ òîëêîâàíèÿìè è ïèñüìà Îïòèíñêèõ ñòàðöåâ (îñîáåííî Àìâðîñèÿ Îïòèíñêîãî) äóìàþ, âñå ýòî ïîìîæåò âàì íàó÷èòüñÿ ïðàâèëüíîé äóõîâíîé æèçíè.
Õðàíè âàñ Ãîñïîäü.
« ïðåäûäóùèé
ñëåäóþùèé »
Источник
Почему христианкам можно красить ногти и следить за внешностью
Юбка в пол неопределенно-грязного цвета, мешковатая кофта, затянутый платок до бровей и особое выражение бесцветного лица – то самое, с которым «коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт». Таким, к сожалению, часто представляется обывателю образ отечественной христианки. Но между ним и подлинным христианским идеалом женственности нет ничего общего.
На перепутье культур
Внешний вид, во многом, социально обусловленное явление и способ самоидентификации. Для христиан первых веков вопрос культурной самоидентификации стоял довольно остро. Распространившись на территорию Римской империи и за её пределы, христианство несло в себе как элементы иудейской, так и греко-римской культуры.
Апостолам приходилось непросто: мало было проповедовать Христа – надо было предложить людям реальные «рекомендации» для христианской жизни, дабы евангельские идеалы укоренились в любой из национальных культур.
Ведь, по слову апостола Павла, христианин – это «новый человек», который «обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос».
Апостол в своих посланиях даёт наставления, касающиеся и внешнего вида христианок: «чтобы также и жёны, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами».
Заметим, что речь здесь идёт не о запрете: апостол лишь говорит, что внешнее – это не главное, и не стоит тратить на это слишком много сил и средств, что, вероятно, было характерно для греко-римской культуры. Ведь Христу, в отличие от языческих богов, золото не нужно – Ему нужна любовь человека и обращение его души.
Тенденция именно к осуждению «украшательства» и ухода за собой в какой-то мере усилилась благодаря развитию монашества и появлению святоотеческой литературы, которая, по сути, стала основным (после Писания) «руководством к действию» не только для монахов. С течением времени стремление к максимальной аскезе и «умерщвление плоти» стало представляться многим не просто добродетелью, а самой сутью христианства.
Главное — уместность
С крещения Руси и до событий 1917 года христианство фактически было в России государственной религией, но, тем не менее, русские женщины, независимо от сословий, украшали себя, пользовались «притираниями» и косметикой, наряжались – в том числе и в церковь.
Дело в том, что христианство всегда относилось к внешнему виду, исходя из двух основных критериев: этического и эстетического. Этические критерии определялись базовыми нормами Евангелия, главный из которых – не вводить в соблазн.
Причём соблазн понимается в широком смысле – не только сексуально откровенный наряд может шокировать и вызвать негодование. Чрезмерная и неуместная роскошь или столь же неуместная неряшливость в образе тоже серьёзный повод для соблазна. Потому главные принципы христианской этики в отношении внешнего вида — уместность и чувство меры.
Эстетический же критерий определяется понятиями о красоте, которые бытуют в культуре того или иного христианского народа, отдельно взятого сословия и т.д.
«Православная субкультура»
Особый «православный дресс-код», превращающий женщин в бесформенно-бесполые существа – порождение «православной субкультуры», которая сформировалась в постсоветское двадцатилетие – 90-е и начало 2000-х годов.
Время, когда в Росиии религия перестала быть вне закона, вновь поставило перед христианами сложный вопрос о самоидентификации. И, к сожалению, долгий отрыв от живой христианской традиции сыграл свою роль: многие стали пытаться строить жизнь по мифологическим представлениям о благочестии дореволюционной России и «народе-богоносце» как «хранителе православия» (отсюда любовь к платочкам – некогда чисто крестьянскому элементу наряда).
В России тогда получило распространение «народное православие», которое стало национальной субкультурой, довольно маргинальной, со специфическим пониманием благочестия.
Одной из существенных черт этой субкультуры стало резкое противопоставление «церковного» и «мирского». Под «мирским», в данном случае, понималась и вся культура. Люди как бы «ушли в изоляцию», выстраивая жизнь исключительно по монашеской литературе, мифологическим представлениям об «идеалах Святой Руси» и бесчисленным апокрифическим брошюрам.
Именно тогда сформировался в этой среде довольно живучий стереотип, что раз «плоть – это зло и грех», то и относится к ней надо соответственно. Забота о себе стала представляться многим чуть ли не смертельным пороком, а замкнутая жизнь в «церковном контексте» казалась единственно правильной и «спасительной» формой существования.
Игнорирование «мирского» общества привело к тому, что необходимость в этической и эстетической оценке собственной внешности потеряла смысл. Вместо того чтобы быть «светом миру», по слову Христа, такие «православные» стали избегать и пренебрегать этим миром, пренебрегать собой в этом мире.
«Прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших»
Одной из величайших христианских добродетелей святые отцы называют «рассуждение»: то есть, способность думать самостоятельно, опираясь на евангельские принципы. Пренебрежением к собственному телу и внешности мы совершаем, как минимум, два больших греха: оскорбляем ближнего, с чувствами которого не считаемся, и оскорбляем Бога, нам это тело подарившего. Это не что иное как эгоизм.
Евангелие учит любви — любви к Богу, к миру, и к себе в этом мире, как к творению Божию. Апостол Павел говорит в одном из посланий о том, что наши тела – «храм живущего в вас Святаго Духа».
Желание быть красивой грехом не является. Конечно, проще снять с себя ответственность, отгородившись от мира и одевшись в мешок. Гораздо сложнее — но и более достойно — будучи привлекательной, ухоженной, стильной женщиной, в этом непростом мире жить «с рассуждением», пытаться соответствовать подлинным христианским идеалам, неся в мир радость и любовь.
Источник