Можно ли красить хной волосы мужчинам в исламе
Содержание статьи
Разрешает ли Ислам красить волосы?
Салям алейкум, у меня есть вопрос. Можно ли мусульманам, как мужчинам, так и женщинам, красить волосы? Или это является нарушением предписаний Аллаха и Сунны Пророка?
Пожилые мужчины могут красить волосы и бороду в любой цвет, кроме черного. Однажды Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) заметил проходившего рядом человека, волосы которого были покрашены хной. Он воскликнул: «Как красиво!»
Вскоре он увидел другого человека, чья борода была покрашена смесью хны и льна, и снова восхитился: «Так выглядит еще лучше!»
Через какое-то время Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) обратил внимание на третьего человека, чьи борода и волосы были покрашены светлым, и сказал: «Это лучше всего» (Абу Давуд, «Тараджуль», 19).
Окрашивание волос хной и льном
В другом хадисе-шариф приводится высказывание Пророка (салляллаху алейхи ва саллям): «Если вы хотите закрасить седину и изменить цвет, то лучше всего воспользоваться средством, изготовленном из двух растений, — хны и льна» (Абу Давуд, «Тараджуль», 18; Тирмизи, «Либас», 20; Насаи, «Зина», 16).
Анас бин Малик вспоминал: «Волосы благочестивых халифов Абу Бакра и Умара (радыяллаху анхум) были покрашены смесью хны и семян льна» (Бухари, «Либас», 64; Муслим, «Фазаиль», 29).
Причина, по которой пожилым мужчинам запрещено использовать черные красители, заключается в ограничении подражания молодым людям. Окружающие могут принять мусульманина, чьи волосы и борода окрашены в черный цвет, за младшего по возрасту. Такое поведение приравнивается к введению в заблуждение. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) предупреждал: «Не из нашей уммы тот, кто склонен вводить в заблуждение» (Муслим, «Иман», 164).
После завоевания Мекки благочестивый Абу Бакр (радыяллаху анху) привел к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) своего отца, Абу Кухафу, чтобы тот принял Ислам. Он заметил, что волосы старика совсем белые, и посоветовал: «Вы можете изменить цвет, однако нельзя использовать черный пигмент» (Абу Давуд, «Тараджуль», 18; Насаи, «Зинет», 15).
Кому разрешается красить волосы в черный цвет?
Нет препятствий для окрашивания волос в черный цвет молодым людям, которые преждевременно поседели, так как в этом случае они возвращаются к прежнему внешнему виду. Известно, что сахабы Сад бин Абу Ваккас и Укба бин Амир поступили таким образом (Юсуф аль-Карадави, «аль-Халяль валь-Харам филь-Ислам», Анкара, 1970, стр. 102-103).
Еще одно условие, позволяющее мужчинам красить волосы в черный цвет, — перед сражением с противником. Раньше мусульманские солдаты предпочитали красить волосы в черный цвет, чтобы казаться молодыми, энергичными и устрашать внешним видом вражескую армию.
Разрешается ли женщинам красить волосы?
Женщины могут красить волосы в любой цвет, в том числе черный. Тем не менее, мусульманки должны обратить внимание, что нельзя показываться с непокрытой головой, даже с покрашенными волосами, перед мужчинами, которые не являются махрамом, в том числе и перед женихом.
Стремление покрасить волосы или украсить их каким-либо другим способом, чтобы продемонстрировать посторонним мужчинам, считается в Исламе большим грехом.
(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)
Источник
86. Использование хны мужчинами
86. Использование хны мужчинами
Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними, а затем:
Использование хны мужчинами. Есть ли в этом уподобление женщинам? Я не стал здесь приводить доклад на эту тему. Ограничусь лишь мнением нескольких имамов этой уммы. А после приведу свое заключение из тех текстов, которые мы изучили.
Если это общий обычай, то нет запрета. Все-же лучше оставить
≡ ‘Алляма Ибн Баз, да помилуете его Аллаh, сказал:
إذا كان هذه عادة بين الجميع ما فيها تشبه بالنساء، هذا يفعلها الرجال وليس هذا خاص بالنساء؛ فلا بأس، لكن إذا توقف الرجال وتركوه للنساء يكون أحوط، وأحسن، كما في البلدان الأخرى، فإذا كان في السودان الرجال يفعلون هذا، ومشوا عليه، ولا يعتبر تشبه قد صار سجية لهم وعادة لهم لم يكن تشبه، صار هذا من العادة المشتركة. نعم
«Если этот обычай распространен среди всех, то нет в этом уподобления женщинам. Нет проблем здесь. Но если мужчины прекратят это делать и оставят это для женщин, это безопасней и лучше, как это в других городах.
Поэтому, если мужчины в Судане делают это и так это сложилось, то это не принимается за уподобление (женщинам). Это приобрело свойственный характер (для мужчин) и стало нормальным явлением. Нет в этом уподобления (женщинам). Это стала общей традицией. Аллаhу ведомо лучше».
≡ В Марказе сказали:
«Второе: использование (хны) для покраски седины. Посланник Аллаhа ﷺ сказал (в хадисе Абу Хурайры):
إن اليهود والنصارى لا يصبغون فخالفوهم
«Поистине, иудеи и христиане не красят (свою седину), так противоречьте им».
Передал Муслим (и аль-Бухари).
≡ Сказал имам ан-Науауи:
«Наш мазhаб: желательно для мужчин и женщин красить седину в желтый или красный цвет». Лучше менять цвет седины хной, смешанной с катамом (вид растения). Это согласно хадису, где посланник Аллаhа ﷺ сказал:
إن أحسن ما غيرتم به الشيب: الحناء، والكتم
Хина и Катам, это лучшее из того, чем вы красите седину
Передал Ахмад, ан-Насаи, ат-Тирмизи и Ибн Маджа, и удостоверил Ибн Хиббан и аль-Альбани.
Красили (хной и катамом) Абу Бакр, да будет доволен им Аллаh, как это в сахих аль-Бухари. И красил ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллаh, как это в сахих Муслиме.
А использование этого для красоты: нанося на руки и ноги, не для лечения, то дозволено женщине. А что касается мужчин, то относительно дозволенности существует разногласие. Из ученых есть те, кто дозволил это. Есть те, кто запретил это».
Сказал аль-Мунауи:
«В этом доказательство абсолютной дозволенности для женщин красить свои руки и ноги. Но шафииты исключили и (сказали), чтобы без черного цвета. Как хна (к примеру). Черный цвет запрещен мужчинам и женщинам. Исключением является джиhад. Согласно словам аль-‘Иджли: запрещено мужчине красить хной свои руки и ноги. И в этом за ним последовал ан-Науауи. Но согласно словам ар-Рафи’и — дозволенно (это делать мужчинам тоже)».
И стоит сказать: нельзя считать это дело запрещенным, пока не придет явное доказательство. Нет достоверного и прямого доказательства, запрещающего мужчинам красить свои руки и ноги. Значит это дело остается дозволенным. Если конечно известно, что он делает это лишь уподобляясь женщинам. Т.е если (известно), что нанесение (хны) на руки и ноги в каком-то городе касается исключительно женщин.
Но в любом случае оставление этого лучше. Аллаhу ведомо лучше».
Это запрещено в любом случае
≡ Сказал шейх аль-Мунаджид:
«Нельзя мужчинам украшаться в женское украшение. Ведь «посланник Аллаhа ﷺ проклял мужчин, уподобляющихся женщинам. И женщин, уподобляющихся мужчинам. Передал аль-Бухари и Муслим от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллаh ими обоими.
Передал Абу Дауд от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллаh, что к пророку ﷺ привели гермафродита, который нанес хну на свои руки и ноги. Тогда пророк ﷺ сказал: «Что с этим?» Ему сказали: «О посланник Аллаhа, он уподобляется женщинам». Тогда он приказал изгнать его в (местечко) «аль-Къани».
Ученые постоянного комитета фетв (аль-ляджна) сказали: «Желательно женщинам и мужчинам менять цвет своей седины не на черный. Это согласно хадису: «Покрась седину. Но избегай черного». И не важно, поменял он цвет хной или другим цветом. Главное не черным.
А по поводу использования хны для красоты, то это исключительно для женщин. Не дозволяется мужчинам. Так как пророк ﷺ проклял мужчин, уподобляющихся женщинам. И женщин, уподобляющихся мужчинам.
А что касается нанесения хны на некоторые участки тела для лечения, если есть в этом эффект, то разрешается и мужчинам, и женщинам».
Спросили Ибн ‘Усеймина: разрешено ли мужчине использовать хну по случаю свадьбы?
Он ответил: «Запрещается мужчине использовать хну по случаю свадьбы, или по любому другом случаю. Так как украшение хной является исключительно женской особенностью. Если мужчина прибегает к этому, то он этим уподобляется женщинам. А уподобление мужчин женщинам из числа тяжких грехов. Точно также уподобление женщин мужчинам. Это тяжкие грехи»».
Выводы
Откровенно говоря, я не нашел однозначного запрета на этот счет, ни в Коране, ни в Сунне. Что касается слов сподвижников пророку ﷺ, который передал Абу Дауд: «О посланник Аллаhа, он уподобляется женщине».
Здесь ответ в двух пунктах:
- Хадис спорный со стороны достоверности. Аль-Альбани удостоверил, другие нет. В иснаде Абу Ясар аль-Къураши. Абу Хатим сказал: «Он неизвестный».
- Даже если допустить, что он достоверный, то причина изгнания ведь упомянута в тексте: «Уподобление женщинам». Не обязательно это связывать с хной.
Есть еще хадис ‘Аиши, да будет доволен ею Аллаh, который передал Абу Дауд и ан-Насаи. Но и он спорный со стороны достоверности.
Но во всяком случае это дело не подходит мужчинам. Хна украшает женщину, но никак не мужчину. Аллаhу ведомо лучше.
Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними.
Источник
Хна, которая красит и лечит — сунна нашего любимого Пророка (мир ему)
Хна, которая красит и лечит — сунна нашего любимого Пророка (мир ему)
«Какая бы (резаная или колотая) рана ни постигала Пророка (мир ему благословение), он обязательно наносил на нее хенну». (Передается в сборнике ат-Тирмизи, хадисе от Салма умму Рафи’, служанки Пророка)
С давних пор хна успешно культивируется в странах с теплым и сухим климатом, главным образом, в Саудовской Аравии, Йемене, Судане, Египте, Иране, Турции и на юге Индии. Арабы научили жителей Испании и Сицилии, наряду с другими высокодоходными культурами, которые до них не были известны в Европе (сахарный тростник, хлопчатник, миндаль, фисташки, дыни, тутовое дерево, индиго, цитрусовые), выращивать хну и пользоваться ею для лечебных и косметических целей. Краска, приготовленная из хны, также высоко ценилась за стойкость и способность окрашивать шерсть и шелк в оранжево-желтый цвет.
Листья растения содержат красящее вещество, и поэтому порошок листьев хны, который также называется просто хна или хенна, уже несколько тысячелетий используется как краситель. Листья, собранные с верхних веток, имеют более интенсивные красящие свойства, их собирают отдельно и тонко измельчают. Такая хна высоко ценится и встречается довольно редко. Остальные листья измельчаются более крупно и предназначаются для массового употребления. Высушенная и измельченная хна должна храниться в плотной упаковке. После вскрытия упаковки хна довольно быстро портится, поэтому повторное использование порошка может дать более слабый результат.
В мусульманских странах женщины по сей день красят хной волосы, ногти и ладони рук, а мужчины – бороды. До сих пор хна – это самый обычный товар на всех ближневосточных рынках.
Разнообразие оттенков, которые можно получить, используя разные приемы и способы окраски хной, может удовлетворить даже самые взыскательные вкусы. Кроме разнообразного цвета, хна придает волосам красивый блеск. Под воздействием содержащихся в хне веществ структура тканей волос несколько уплотняется, отчего после окрашивания хной тонкие «жидкие» волосы становятся жестче и кажутся гуще, а густые волосы – пышнее. Надо иметь в виду, что хна не обладает столь сильным красящим свойством, чтобы полностью скрыть естественный цвет волос, она лишь придает им тот или иной оттенок. Воздействие хны на светлые волосы намного сильнее, чем на темные, которые приобретают лишь легкий красноватый отблеск. Чисто белые волосы и седину хна окрасит в неэстетичный морковно-красный цвет.
Кроме листьев, нашли свое применение и цветки лавзонии, обладающие приятным ароматом. Их использовали для производства ароматических средств для ухода за кожей. Для этого цветки заливали растительным маслом и через некоторое время выжимали под прессом.
Хна содержит белки, жиры, углеводы, красящие вещества – зеленый хлорофилл и желто-красный лавзон, дубильные и смолистые вещества, органические кислоты, флавоноиды, антрагликозиды, провитамин А, витамины С, К, Р, макро-и микроэлементы, следы эфирного масла. Многочисленные и разнообразные по строению биологически активные вещества хны оказывают разнообразное полезное и лечебное влияние на организм человека.
Народы, знакомые с хной, часто применяли ее в лечебных целях как дезинфицирующее, противовоспалительное, вяжущее и кровоостанавливающее средство для лечения разнообразных, трудно поддающихся лечению кожных болезнях и проказы. Особым образом очищенный порошок хны даже рекомендовали принимать внутрь при головных болях и желтухе.
Считалось, что хна понижает давление и оказывает успокаивающее действие.
Современные исследования подтверждают, что водные экстракты из хны обладают антибактериальным, противогрибковым, противовоспалительным действием и защищают волосы и кожу от интенсивного, вредного в больших дозах воздействия ультрафиолетовых лучей.
Полезными свойствами не исчерпывается вся ценность хны. Как и все растения, упоминаемые Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), хна несет в себе его благословение.
Хну употребляли не только для окраски частей тела мужчины и женщины, ею красили даже лошадей. Масть изображенных на старинных персидских миниатюрах лошадей, в большинстве своем, серая, которая характерна для арабской породы и, согласно древней традиции, царю, как и любому благородному человеку, пристало ездить на белом или, в крайнем случае, светло-сером коне. Однако в литературных текстах есть указание на то, что герой мог ездить на коне другого цвета. Например, Рахш, конь Рустама, был рыжий: «по блеску – вода, по цвету – огонь», в персидской миниатюре XIII века появляются изображения лошадей с выкрашенными хной ногами и хвостом.
В сборнике Ибн Маджа передается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), когда у него болела голова, наносил на голову хенну и говорил: «Она, с дозволения Всевышнего, помогает от головной боли».
В книге «История» аль-Бухари, а также в сборнике Абу Дауда, говорится, что, кто бы ни жаловался Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) на головную боль, он говорил: «Примени хиджаму» и, кто бы ни жаловался ему на боли в ногах, он советовал:«(Примени) нанеси хенну».
Поэтому применение хны является Сунной.
Домашнее средство
- Пачку (25 г) хны размешать в горячей воде до густоты сметаны и посуду с кашицей поставить на 10 минут в миску с горячей водой. В слегка охлажденную кашицу можно добавить один желток, и тогда краску будет легче наносить на волосы. Поскольку хна окрашивает кожу и ногти, процедуру рекомендуется выполнять в резиновых перчатках. Хну наносят на чистые влажные волосы. Перед началом окраски обрезать посеченные концы, иначе они окрасятся в более яркий цвет. Краску чайной ложкой нанести равномерно, делая проборы в направлении ото лба к затылку через каждый 1 см. На середину пробора положить кашицу и обратной стороной ложки распределить ее вдоль пробора. В последнюю очередь покрываются хной корни волос вокруг лица. Кожу на границе волос, лица и шеи, если она окрасилась, нужно сразу очистить жирным кремом. Волосы покрыть пластиковой шапочкой и сверху обвязать полотенцем. Светлые волосы уже через 3 минуты становятся золотистыми, через 6 минут – красноватыми, через 15 минут – светло-тицианового цвета и через час – огненно-красными. Темные волосы начнут постепенно приобретать оттенки цвета красного золота и меди.
- Хна несовместима с химией. Химическая краска, в свою очередь, не ложится на хну. При попытке совместить их есть риск получить довольно странные и неожиданные оттенки волос – вплоть до зеленого.
- 1 ст. л. хны залить 250 мл кипятка, настаивать 1 час, процедить и использовать для ванночек и обтираний при кожных заболеваниях или как средство, предотвращающее выпадение волос.
И.Н. Сокольский
Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.
Источник
Фетвы, касающиеся окрашивания волос
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
В этой маленькой статье нам бы хотелось напомнить нашим дорогим сестрам вопрос, к которому наши дорогие сестры относятся пренебрежительно по знанию или незнанию, приводя в доказательство фетвы, вынесенные крупными учёными нашей уммы. И вопрос этот таков: «Разрешается ли окрашивать волосы в черный цвет»?
Источники данных фетв:
«Фетвы мусульманской женщины» Собрал и подготовил: Хашим Дарвиш. Издательство: Дар ибн аль-Хайсам/ Каир/ ТФ:4210986
«Свыше 1500 ответов женщине» Собрал и подготовил: Ахмад ибн Шаабан ибн Ахмад. Издательство: Мактабат ас-Сафа/ Каир/ ТФ: 5147320
1- Вопрос: Каково шариатское постановление (хукм) относительно окрашивания женщиной волос в чёрный цвет?
Ответ: Окрашивание женщиной своих волос в чёрный цвет запрещено из-за общего запрета пророком (да благословит его Аллах и приветствует) окрашивания женщиной волос в чёрный цвет. Подтверждением (тому) является хадис Джабира ибн Абдуллаха, (да будет доволен им Аллах), который сказал: (растение с цветами и плодом белого цвета). И сказал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): “Измените эту седину, но остерегайтесь чёрного (цвета)».
И хадис Ибн Аббаса, (да будет доволен им Аллах), в котором посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Будут люди в последние времена, которые будут краситься в чёрный цвет, подобный голубиному зобу. Они не почувствуют даже запаха Рая».
Шейх Абдуллах аль-Фавзан.
2- Вопрос: Какое шариатское постановление (хукм) окрашивания волос в другие цвета, кроме черного, такие, как кофейный, белокурый (блондин)?
Ответ: В основе это разрешается. Однако, если эти (цвета) будут доходить до той степени, что будут походить на головы неверующих женщин, распутниц и блудниц, то тогда это запрещено (харам).
Шейх Мухаммад ибн Солих аль-Усаймин (да смилуется над ним Аллах)
3- Вопрос: Разрешается ли окрашивание волос в чёрный цвет, и перемешивать с хной?
Ответ: Окрашивание волос чисто черным цветом запрещено (харам), потому что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
Что касается того, что, если с ней (черной краской) перемешать другой цвет, пока не станет темноватым, то в этом нет ничего плохого.
Шейх Мухаммад ибн Солих аль-Усаймин.
4- Вопрос: Разрешается ли окрашивать части волос, такие, как кончики или, например, верхнюю часть (корни)?
Ответ: Если же окрашивание волос является в черный цвет, то пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил это, когда приказал изменить седину и остерегаться черного цвета. Сказал он:
И также, в нем (хадисе) приводится (сообщается) угроза тому, кто поступил так, и он указывает на запретность изменения (цвета) волос в черный. А что касается других цветов (окрасок), кроме черного, то в основе это разрешено, если не будет походить на образ неверующих женщин. В таком случае запрещено, согласно словам пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «
Также Шейх Солих аль-Фавзан вынес фетву в решении (хукме) изменения цвета черных (по природе) волос в другой цвет, что это не разрешено. Потому что в этом нет необходимости. Потому что черный цвет в отношении волос – это красота, а не уродство, которое надо изменить, и потому, что в этом есть уподобление неверующим женщинам
Шейх ибн Усеймин (да смилуется над ним Аллах).
5- Вопрос: Шариатское решение (хукм) изменения седины?
Ответ: Изменение седых волос является сунной пророка (да благословит его Аллах и приветствует), которую он приказал.
А чем изменить седину?
Можно изменить в любой цвет, за исключением чёрного. Потому что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил использовать чёрный цвет, сказав: « устраните от нее черноту».
И в этом хадисе приводится угроза тому, кто красит (волосы) в чёрный цвет.
Верующий обязан остерегаться окрашивания их чёрным цветом, из-за того, что в нем содержится запретность, и угроза тому, кто делает этого. И потому, что тот, кто красит их в чёрный, будто противоречит Закону Аллаха, Велик Он и Могуч в Своем творении.
Мухаммад ибн Солих ибн Усеймин.
6- Вопрос: Каково решение (хукм) полного окрашивания волос в любые цвета (красный, жёлтый, белый, золотистый)?
Ответ: Является желательным перекрасить седину чем-то другим, кроме черного цвета; хной, ва́йдой (растение), катмой ( الكتمрастение для окрашивания волос, имеющее красный цвет) в жёлтый цвет, однако их окрашивание в чёрный цвет запрещается из-за слов пророка (да благословит его Аллах и приветствует):«Измените эту седину и устраните от нее…».
Шейх Мухаммад ибн Солих аль-Усаймин (да смилуется над ним Аллах).
Даже современная медицина доказала вред использования красок, и особенно краски чёрного цвета, для окрашивания волос. Вот высказывание некоторых медиков, после проведённых исследований:
«Окрашивание волос и рак.Более значительными, на наш взгляд, являются результаты проведенных недавно исследований, согласно которым, при регулярном окрашивании волос у женщин возрастает вероятность развития неходжкинской лимфомы, рака яичников или лейкемии. Например, в ходе одной из таких работ было установлено, что из 573369 участниц исследования те, кто на протяжении 20 лет красили волосы в черный цвет, подвергались несколько повышенному по сравнению с остальными женщинами риску смерти от неходжкинской лимфомы и множественной миеломы. Правда, по итогам работы не ясно, был ли также повышен риск не только смерти, но и развития раковых заболеваний этой локализации.
Подводя итоги, следует отметить, что женщинам необходимо соотносить невысокий и пока точно не установленный риск развития рака с теми преимуществами, которые они видят в окрашивании волос. С этой точки зрения, многие исследователи, как и сами женщины, в большей мере склонны считать процедуру окрашивания волос достаточно безопасной.
Тем не менее, клиницисты рекомендуют беременным женщинам временно воздержаться от окрашивания волос, по крайней мере, после первого триместра. Они также предлагают пациенткам, желающим покрасить волосы в темный цвет, пользоваться растительными красками на основе хны в смеси с басмой или ацетатом свинца, которые считаются более безопасными, чем такие химические вещества, как 4 MMPD (4-метокси-м-фенилендиамин)или 4 MMPD сульфат.
К.Карлсон
“Окрашивание волос и рак”
Источник medpanorama.ru
Так, если Аллах запретил что-то своим рабам, то из-за Своей нескончаемой мудрости, и милости к Своим рабам. Нам же остаётся только повиноваться и подчиняться Ему, Свят Он и Велик.
Прошу Всевышнего Аллаха себе и своим дорогим сестрам стойкости веры. И также прошу, чтоб Он вознаградил нас за оставление недозволенного наивысшей наградой на этом и том свете!
Да благословит Аллах нашего пророка, его семейство и всех, кто последовал ему и да приветствует!
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
Источник
(3354)
Источник