Конечным продуктом какого процесса является кислород

Что такое фотосинтез и почему он так важен для нашей планеты

Что такое фотосинтез

Фотосинтез — процесс, при котором в клетках, содержащих хлорофилл, под действием энергии света образуются органические вещества из неорганических. При фотосинтезе растение поглощает углекислый газ и воду, синтезирует органические вещества и выделяет кислород, как побочный продукт фотосинтеза.

Процессы фотосинтеза идут в тканях, содержащих хлоропласты, — преимущественно, в листе, на который приходится большая часть процессов фотосинтеза. Такая ткань называется хлоренхима, или мезофилл. 

Строение хлоропластов

Чтобы понять, что происходит в растении при фотосинтезе, изучим подробнее хлоропласты. Хлоропласты — это особые пластиды растительных клеток, в которых происходит фотосинтез. Основные элементы структурной организации хлоропластов высших растений представлены на рис.1.

Рис.1. Строение хлоропласта высших растений.

Хлоропласт — это двумембранный органоид. Внешняя мембрана проницаема для большинства органических и неорганических соединений. Она содержит специальные транспортные белки, благодаря которым нужные для работы хлоропласта пептиды и другие вещества попадают в него из цитоплазмы. Внутренняя мембрана обладает избирательной проницаемостью и способна контролировать, какие именно вещества попадут во внутреннее пространство хлоропласта.

Для хлоропластов характерна сложная система внутренних мембран, позволяющая пространственно организовать фотосинтетический аппарат, упорядочить и разделить реакции фотосинтеза, несовместимые между собой, и их продукты. Мембраны образуют тилакоиды, которые, в свою очередь, собираются в «стопки» — граны. Пространство внутри тилакоидов называется внутритилакоидным пространством, или люменом. 

Внутреннее пространство хлоропласта между гранами заполняет строма — гидрофильный слабоструктурированный матрикс. В строме содержатся необходимые для реакций синтеза сахаров ферменты, а также рибосомы, кольцевая молекула ДНК, крахмальные зёрна.

Пигменты хлоропластов

Что происходит во время фотосинтеза? На молекулярном уровне фотосинтез обеспечивают особые вещества — пигменты, благодаря которым энергия солнечного света становится доступной для биологических систем. У фотосинтезирующих организмов можно выделить три основные группы пигментов:

  • Хлорофиллы:
  • хлорофилл а — у большинства фотосинтезирующих организмов,
  • хлорофилл b — у высших растений и зелёных водорослей,
  • хлорофилл c — у бурых водорослей,
  • хлорофилл d — у некоторых красных водорослей.
  • Каротиноиды:
  • каротины — у всех фотосинтезирующих организмов, кроме прокариот;
  • ксантофиллы — у всех фотосинтезирующих организмов, кроме прокариот
  • Фикобилины — красные и синие пигменты красных водорослей.

В хлоропластах пигменты ассоциированы с белками с помощью ионных, водородных и других типов связей. Не стоит забывать, что у растений есть множество других пигментов, находящихся не в хлоропластах и не принимающих участие в фотосинтезе — например, антоцианы.

Хлорофилл

Хлорофиллы выполняют функции поглощения, преобразования и транспорта энергии света. Лучше всего хлорофиллы поглощают свет в синей (430—460 нм) и красной (650—700 нм) областях спектра. Зелёную область спектра хлорофиллы эффективно отражают, что придаёт растению зелёный цвет.

Интересно, что строение молекулы хлорофилла схоже со строением гемоглобина, но центром молекулы хлорофилла является ион магния, а не железа.

Основными хлорофиллами высших растений являются хлорофилл a и хлорофилл b, они входят в состав реакционных центров фотосистем и светособирающих комплексов мембран тилакоидов хлоропластов. Светособирающие комплексы улавливают кванты света и передают энергию к фотосистемам I и II. Фотосистемы — это пигмент-белковые комплексы, играющие ключевую роль в световой фазе фотосинтеза.

Каротиноиды

Каротиноиды — это жёлтые, оранжевые или красные пигменты. В зелёных листьях каротиноиды обычно незаметны из-за наличия в листьях хлорофилла. При разрушении хлорофилла осенью именно каротиноиды придают листьям характерную жёлто-оранжевую окраску. 

Функции каротиноидов:

  • Антенная — входят в состав светособирающих комплексов, улавливают энергию света и передают её на хлорофиллы. Каротиноиды играют роль дополнительных светособирающих пигментов в той части солнечного спектра (450—570 нм), где хлорофиллы малоэффективны. Особенно это важно для водных экосистем, в которых волны оптимальной для хлорофиллов длины быстро исчезают с глубиной.
  • Защитная функция (антиоксидантная) — обезвреживание агрессивных кислородных соединений (активных форм кислорода) и избытка хлорофилла в возбуждённом состоянии при слишком ярком освещении.

Каротиноиды химически представляют собой 40-углеродную цепь с двумя углеродными кольцами по краям цепи. В строении ксантофиллов, в отличие от каротинов, присутствуют спиртовые, эфирные или альдегидные группы.

Учите биологию вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду BIO72020 вы получите бесплатный доступ к курсу биологии 7 класса, в котором изучается тема фотосинтеза.

Что происходит в процессе фотосинтеза

Как уже было сказано ранее, в ходе фотосинтеза в хлоропластах под действием солнечного света образуются органические вещества. 

Процесс фотосинтеза можно разделить на две фазы:

1. Световая.

2. Темновая.

В ходе световой фазы фотосинтеза образуется энергия в виде АТФ и универсальный донор атома водорода — восстановитель НАДФН (НАДФ·Н2). Эти вещества необходимы для протекания темновой фазы. Также образуется побочный продукт — кислород. Световая фаза может проходить только на мембранах тилакоидов и на свету.

Благодаря сложному биохимическому процессу — циклу Кальвина — в темновую фазу фотосинтеза образуются органические вещества (сахара). Темновая фаза проходит в строме хлоропластов и на свету, и в темноте. Темновые ферментативные процессы протекают медленнее, чем световые, поэтому при очень ярком освещении скорость протекания фотосинтеза будет полностью определяться скоростью темновой фазы. Схемы процессов фотосинтеза представлены на рис.2. Подробное описание процессов смотри далее.

Читайте также:  Какие продукты на поминовение в церковь

Рис.2. Схема процессов фотосинтеза и суммарное уравнение фотосинтеза.

Световая фаза фотосинтеза

Чтобы лучше понять, что происходит во время фотосинтеза, разберём фазы фотосинтеза. Световая фаза фотосинтеза включает в себя фотохимические и фотофизические процессы, и может быть поделена на три этапа:

  1. Фаза поглощения — энергия света улавливается при помощи светособирающих комплексов, переходит в энергию электронного возбуждения пигментов, передаётся в реакционный центр фотосистем I и II. 
  2. Фаза реакционных центров — энергия электронного возбуждения пигментов светособирающих комплексов используется для активации реакционных центров фотосистем. В реакционном центре электрон от возбуждённого хлорофилла передаётся другим компонентам электрон-транспортной цепи, пигмент после отдачи электрона переходит в окисленное состояние и становится способным, в свою очередь, отнимать электроны у других веществ. Именно в этом процессе происходит преобразование физической формы энергии в химическую.
  3. Фаза электрон-транспортной цепи — электроны переносятся по цепи переносчиков, образуются АТФ, НАДФН, O2. Необходимо, чтобы каждый переносчик электрон-транспортной цепи поочерёдно восстанавливался и окислялся, обеспечивая таким образом перенос энергии электронов. Любой этап переноса электрона сопровождается высвобождением или поглощением энергии. Часть энергии теряется. На некоторых участках электрон-транспортной цепи перенос электрона сопряжён с переносом протона.

Для того чтобы понять, что происходит во время фазы фотосинтеза, рассмотрим эти процессы подробнее. Кванты света улавливаются светособирающими комплексами фотосистемы I — молекула хлорофилла в составе светособирающего комплекса переходит в возбуждённое состояние, и энергия передаётся в реакционный центр фотосистемы I. Происходит возбуждение молекул хлорофилла фотосистемы I,   отщепляется электрон. Пройдя по цепочке внутренних компонентов фотосистемы I и внешних переносчиков, электрон в конце концов попадает к НАДФ+ — образуется восстановитель НАДФН. Получается, что хлорофилл фотосистемы I отдал электрон и приобрёл положительный заряд, и для дальнейшего функционирования необходимо восстановить нейтральность молекулы, получить электрон, чтобы закрыть «дырку». Этот электрон приходит от фотосистемы II.

На светособирающие комплексы фотосистемы II попадают кванты света — происходит возбуждение молекулы хлорофилла фотосистемы II, молекула хлорофилла отдаёт электрон и переходит в окисленное состояние. Нехватку электрона хлорофилл восполняет благодаря фотолизу воды, при этом образуется протоны H+, а также важный побочный продукт фотосинтеза — кислород. По цепи переносчиков электрон от хлорофилла фотосистемы II попадает к хлорофиллу реакционного центра фотосистемы I и восстанавливает его. Теперь этот хлорофилл может снова поглощать энергию кванта света и отдавать электрон в электрон-транспортную цепь.

Протоны, попадающие во внутритилакоидное пространство, используются для синтеза АТФ. С помощью фермента АТФ-синтазы за счёт градиента протонов образуется АТФ из АДФ и фосфата. Под градиентом понимают неравномерное распределение: во внутритилакоидном пространстве H+ больше, в строме — меньше. Поэтому частицы стремятся проникнуть в строму, переходят в неё через АТФ-синтазу, а в процессе пути сквозь белковый комплекс отдают ему часть энергии, которая и используется для синтеза АТФ. 

Темновая фаза фотосинтеза

Что образуется при фотосинтезе в темновую фазу? В строме хлоропластов с помощью энергии АТФ и восстановителя НАДФН, полученных в световую фазу, образуются простые сахара, из которых в ходе других процессов образуется крахмал. Ферментативные процессы не нуждаются в наличии света. Важнейший процесс, происходящий в темновую фазу фотосинтеза, — фиксация углекислого газа воздуха. Синтез и превращения сахаров в хлоропластах имеют циклический характер и носят название цикл Кальвина.

В нём можно выделить три этапа:

  1. Фаза карбоксилирования (введение CO2 в цикл).
  2. Фаза восстановления (используются АТФ и НАДФН, полученные в световую фазу).
  3. Фаза регенерации (превращения сахаров).

В строме хлоропластов находится производное простого пятиуглеродного сахара рибозы. С помощью особого фермента (Рубиско) к производному рибозы присоединяется CO2 (реакция карбоксилирования) — образуется неустойчивое шестиуглеродное соединение, которое быстро распадается на две трехуглеродные молекулы. Дальше, с затратой АТФ и НАДФН, полученных в ходе световых процессов, трехуглеродное соединение модифицируется — образуется восстановленное соединение с атомом фосфора и альдегидной группой в составе. Теперь перед клеткой стоит проблема: необходимо получить шестиуглеродное соединение — глюкозу для синтеза крахмала, а также пятиуглеродное — производное рибозы для того, чтобы эти процессы могли начаться заново. Для решения этих проблем в фазу регенерации из полученных ранее трехуглеродных соединений под действием ферментов образуются четырёх-, пяти-, шести- и семиуглеродные сахара. Из шестиуглеродной молекулы образуется глюкоза, из которой синтезируется крахмал. Из пятиуглеродной молекулы образуется производное рибозы и цикл замыкается. Остальные сахара также используются клеткой в других биохимических процессах.

Отдельно стоит сказать про крайне важный фермент первой фазы цикла Кальвина — рибулозо-1,5-дифосфаткарбоксилазу (Рубиско). Это сложный фермент, состоящий из 16 субъединиц, с молекулярной массой в 8 раз больше, чем у гемоглобина. Является одним из важнейших ферментов в природе, поскольку играет центральную роль в основном механизме поступления неорганического углерода (из CO2) в биологический круговорот. Содержание Рубиско в листьях растений очень велико, он считается самым распространённым ферментом на Земле. 

Рис.3. Суммарные уравнения и частные реакции фотосинтеза.

Значение фотосинтеза

В процессе фотосинтеза энергия света заключается в энергию химических связей органических веществ. Поэтому фотосинтез служит первичным источником почти всей энергии, используемой живыми организмами в процессе жизнедеятельности. Практически все живые организмы, за исключением хемосинтетиков, так или иначе пользуются теми продуктами, что выделяются при фотосинтезе.

Читайте также:  С какими продуктами сочетается рыба в раздельном питании

За счёт фотосинтеза сформировалась и поддерживается пригодная для дыхания атмосфера с высоким содержанием кислорода. 

Фиксация углекислого газа в ходе фотосинтеза служит главным местом входа неорганического углерода в биогеохимический цикл. Также ассимиляция CO2 препятствует перегреву Земли, предотвращая парниковый эффект.

Заключение

Каждый год на нашей планете благодаря фотосинтезу производится около 200 миллиардов тонн кислорода, из которого образуется озоновый слой, защищающий от ультрафиолетовой радиации. Фотосинтез помогает поддерживать состав атмосферы и препятствует увеличению количества углекислого газа. Без растений и кислорода, который они выделяют в процессе фотосинтеза, жизнь на нашей планете была бы просто невозможна.

Источник

Итоговая контрольная работа по биологи 9 класс

Промежуточная аттестация по биологии

ученика(цы) 9__ класса

___________________________________

1 Вариант.

Часть А

Выбери один правильный ответ.

1. Как формулируется одно из положений клеточной теории?

1) клетки организма выполняют сходные функции

2) клетки организмов отличаются друг от друга размерами

3) клетки разных организмов сходны по своему строению

4) клетки одноклеточных и многоклеточных организмов имеют разный состав химических элементов

2. Молекула РНК, в отличие от ДНК, имеет в своём составе

1) моносахарид

2) урацил

3) остаток фосфорной кислоты

4) аденин

3. В лизосомах происходит

1) синтез белков

2) расщепление органических веществ

3) фотосинтез

4) синтез глюкозы

4. Сколько хромосом будет содержаться в лейкоцитах крови у внука, если у его дедушки в этих клетках содержится 46 хромосом?

1) 0

2) 23

3) 46

4) 92

5. Плотная оболочка клеток растений, грибов, бактерий выполняет функцию

1) регуляторную

2) сигнальную

3) защитную

4) двигательную

6. Органические вещества у растений создаются в процессе

1) роста

2) фотосинтеза

3) дыхания

4) энергетического обмена

7. При бесполом размножении не происходит

1) увеличения числа особей

2) обмена наследственной информацией

3) расселения потомства

4) роста и развития организма

8. Какой газ поглощают растения из атмосферного воздуха в процессе фотосинтеза?

1) углекислый газ

2) угарный газ

3) кислород

4) азот

9. В чём проявляется сходство клеток грибов, растений и животных?

1) в наличии оформленного ядра

2) в наличии пластид

3) в отсутствии клеточной стенки

4) в отсутствии лизосом

10. Теория эволюции Ч. Дарвина объясняет причины возникновения

1) планеты Земля

2) зародышей хордовых

3) жизни на Земле

4) видов и их приспособленности

11. К движущей силе эволюции ученые-биологи относят

1) борьбу за существование

2) многообразие видов

3) процесс образования видов

4) приспособленность

12. Что служит материалом для эволюции растений?

1) естественный отбор

2) изоляция между видами

3) наследственная изменчивость

4) борьба за существование

13. Биологический вид – это

1) группа особей, обитающих на одной территории

2) группа особей, одинаковых внешне

3) группа особей, сходных по строению и образу жизни, дающих плодовитое потомство

4) группа особей, способных выжить в любой природной зоне

14 Птицы Галапагосских островов, о которых писал Ч. Дарвин, имеют разные формы клювов. Это в большей степени связано с различиями в

1) способах защиты от врагов

2) способах выкармливания птенцов

3) характере пищи и способах её добывания

4) строительстве гнезд

15. Борьба за существование наиболее остро происходит между

1) лисицами и волками

2) акулами и рыбами–прилипалами

3) соснами в сосновом лесу

4) орешником и берёзами в смешанном лесу

16. Сохранение в природе животных и растений с полезными для них признаками происходит в процессе

1) изменчивости

2) изоляции

3) борьбы за существование

4) естественного отбора

17. Рассмотрите рисунок. Какой критерий вида он иллюстрирует?

hello_html_m75d6900a.jpg                hello_html_m41d61225.jpg

1) физиологический

2) морфологический

3) географический

4) генетический

Часть Б

18. Какие из перечисленных свойств характерны для большинства многоклеточных животных? Выберите три верных признака из шести.

1) отсутствие ядер во всех клетках

2) подвижность

3) гетеротрофность

4) хемосинтез

5) отсутствие жёстких клеточных стенок

6) наличие механической ткани

19. Установите соответствие между примером и формой борьбы за существование, которую этот пример иллюстрирует.

ПРИМЕР

А) поедание щурят щуками

Б) малярийный плазмодий паразитирует в организме человека

В) отсутствие зайцев в лесу сокращает численность лис

Г) сосны, растущие в сосновом лесу, имеют тонкие и длинные стволы

Д) самый сильный волк становится вожаком в стае

Е) использование одним видом другого в качестве пищи

ФОРМА БОРЬБЫ ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ

1) внутривидовая

2) межвидовая

20. Известно, что Карл Линней — выдающийся ботаник, креационист, создатель единой системы классификации растительного и животного мира. 

Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных заслуг ученого.

1) К. Линней заложил основы современной бинарной номенклатуры в биологии.

2) У себя на родине учёного  ценят как путешественника, который открыл для шведов их собственную страну.

3) В своих работах учёный писал, что «видов столько, сколько их создало Бесконечное существо (Бог)».

4) К. Линней одним из первых начал вести научные фенологические наблюдения в природе.

5) Учёным было описано около полутора тысяч новых видов растений.

6) К. Линней родился 23 мая 1707 года в Южной Швеции— в деревне Росхульт в провинции Смоланд.

Читайте также:  Какие продукты успокаивают сердце

Промежуточная аттестация по биологии

ученика(цы) 9__ класса

___________________________________

2 Вариант.

Часть А

Выбери один правильный ответ.

1. Суть клеточной теории отражена в следующем положении:

1) вирусы – наименьшие клеточные организмы, обитающие на Земле

2) клетки всех организмов выполняют схожие функции

3) все клетки имеют ядро

4) многоклеточные организмы развиваются из одной исходной клетки

2. Какое химическое соединение является мономером ДНК?

1) глюкоза

2) аминокислота

3) глицерин

4) нуклеотид

3. Какую функцию выполняют в клетке рибосомы?

1) синтезируют углеводы

2) осуществляют синтез белков

3) расщепляют белки до аминокислот

4) участвуют в накоплении неорганических веществ

4. В ядрах клеток стенки пищевода плодовой мушки дрозофилы содержится 8 хромосом. Сколько пар хромосом будет в ядрах этих клеток после их митотического деления?

1) 2

2) 4

3) 8

4) 16

5. Какое образование клетки обеспечивает взаимодействие всех её структур?

1) цитоплазма

2) рибосома

3) клеточная стенка

4) вакуоль

6. Растения выделяют кислород в атмосферу в процессе

1) минерального питания

2) испарения

3) фотосинтеза

4) дыхания

7. Мейоз происходит в клетках

1) крови лягушки

2) камбия тополя

3) половых желез крысы

4) эпителия человека

8. Конечным продуктом какого процесса является кислород?

1) фотосинтеза

2) дыхания

3) испарения

4) минерального питания

9. Общим для растительных и животных клеток является

1) наличие хлоропластов

2) способ питания

3) строение клеточной стенки

4) наличие ядра

10. Основная заслуга Ч. Дарвина перед наукой заключается в

1) научном объяснении происхождения жизни

2) создании рефлекторной теории

3) усовершенствовании методов селекции

4) объяснении причин приспособленности организмов

11. Что относится к движущим силам эволюции, согласно теории Ч. Дарвина?

1) стремление к прогрессу

2) необходимость питаться

3) естественный отбор

4) развитие новых органов

12. Направляющим фактором эволюции является

1) мутационная изменчивость

2) модификационная изменчивость

3) географическая изоляция

4) естественный отбор

13. Главный критерий вида – это

1) внешнее сходство особей

2) обитание особей на одной территории

3) свободное скрещивание и плодовитое потомство

4) одинаковые требования к условиям среды

14. Что относят к результатам эволюции?

1) изоляцию организмов

2) борьбу за существование между организмами

3) наследственность и изменчивость у организмов

4) образование нового вида

15. Какой фактор эволюции препятствует свободному скрещиванию особей одного вида?

1) изоляция

2) борьба за существование

3) естественный отбор

4) искусственный отбор

16. Укажите пример внутривидовой борьбы за существование

1) два оленя борются за самку

2) сосны изгибаются под действием ветра

3) окунь и щука охотятся за мальками

4) личинка цепня в организме свиньи

17. На рисунке изображена флаговая форма сосны, произрастающей на морском берегу. Что стало причиной развития столь необычной кроны растения?

1) изоляция растения от других растений

2) борьба с неблагоприятными условиями среды обитания

3) активная деятельность человека по обустройству пляжа

4) внутривидовая борьба растений за территорию

Часть Б

18.Укажите органоиды, характерные только для растительной клетки. Выберите три верных ответа из шести.

1) эндоплазматическая сеть

2) хлоропласты

3) клеточная оболочка

4) ядро

5) рибосомы

6) центральная вакуоль

19. Установите соответствие между признаком и видом отбора, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ПРИЗНАК

А) отбирающим фактором выступает человек

Б) появляются новые сорта растений и породы животных

В) организмы накапливают полезные для выживания в природе признаки

Г) отбирающим фактором выступают условия среды

Д) появляются новые виды

Е) организмы накапливают признаки, полезные для человека

ВИД ОТБОРА

1) естественный отбор

2) искусственный отбор

20. Известно, что Луи Пастер – французский  микробиолог и иммунолог, разработавший технологию пастеризации.

Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных заслуг ученого.

Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

1) В своих экспериментах учёный доказал, что живые организмы не могут зарождаться сами, у них обязательно есть родители. 

2) Изучая физические свойства винной кислоты, обнаружил, что она обладает оптической активностью.

3) Разработал метод предохранительных прививок.

4) Открыл мельчайшие организмы — анаэробы, которые могут жить без кислорода.

5) Учёный был награждён орденами почти всех стран мира.

6) Для продления срока хранения и обеззараживания пищевых продуктов предложил нагревать жидкие продукты или вещества до 60 °C в течение 60 минут или при температуре 70—80 °C в течение 30 мин.

Ответы

1Вариант:

Часть А – 1 балл за верный ответ. Максимальное количество баллов – 17.

Часть В. Максимальное количество баллов – 7.

18 – 235

Ответ верный – 2 балла

Допущена одна ошибка – 1 балл.

19 – 122112

20 – 135

2Вариант:

Часть А – 1 балл за верный ответ. Максимальное количество баллов – 17.

Часть В. Максимальное количество баллов – 7.

18 – 236

Ответ верный – 2 балла

Допущена одна ошибка – 1 балл.

19 – 221112

20 – 346

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:

0-7 баллов – оценка «2»

8- 13 баллов – оценка «3»

13-19 баллов – оценка «4»

20 -24 балл – оценка «5»

Источник