Какой сабвуфер на давление
Содержание статьи
Mazda 3 — Облачко (S) ›
Бортжурнал ›
Как добиться максимального давления саба? (статья не о чем!)
Добрый день уважаемые читатели -)
В предыстории:
Ищу мастера, не понимая чего я хочу, прошу мастера начертить короб с настройкой порта в 36 Гц.
Вечером уже получаю чертеж и бегу еду в леруа за заветным листом фанеры под распил.
Начинается сборка. Привлек в помощь своего батю, он мужик толковый с прямыми руками, поэтому попросил его вырезать круг под динамик и сделать косой спил для своего ФИ ящика лобзиком.
Но перед тем как читать, почитайте лучше эту статью, где Я постарался описать в действительности как играет тот или иной короб! т.к эта статья не о чем)
(В леруа к сожалению не пилят косые пропилы, а ящик имел вот такой индивидуальный для моей машинки (лада седан — баклажан) размеры и формы.)
Форма рассчитана специалистом Максом
С наклоном, динамик в салон и портом в левое крыло.
Привез фанеру домой, купил по дороге саморезы для дерева грамм 400, жидкие гвозди и принялся за разметку.
Полный размер
Начало сборки, разметка
Момент сборки:
Любимая как всегда помогла в этом не легком сабостроении, покрасила все стыки, отчистила от опилок, все добротно и бережно!
Багира в теме — покраска нч колонки —
в итоге, спустя 2 часа у меня получилось вот что:
Полный размер
Готовый без крышки
Запаял контакты, завентил крышку и пошел ставить на место в багажнике.
Низа ого-го. На низких частотах салон реально разрывало, приоткрытые стекла реально ходили ходуном и в качестве бонуса ожила трещина на лобовом стекле, зашевелилась сцуко ))
трек кстати — ищите в вк называется «Кайфунчик — очень низкий бас» на обычных колонках и сабах звук Вы этот все-равно не услышите, не пытайтесь! Но мой саб его очень круто воспроизводил, прям ух!
Кайфунчик
Но огромный плюс этой настройки — не слышно на улице как играет музыка в машине. Звук настолько низкий и мощный, что можно сидеть и ловить кайф от баса прямо около дома и никому не мешать!
Опускаем все эти вопросы, т.к уже хочется быстрее перейти к теме о давлении саба.
Короб собран, провода выведены, все подключено, треки как всегда из ВК. Но после того бывшего бандпаса 1244BP стало чего-то не хватать -(.
Со слезами на глазах еду на работу и пытаюсь понять чего же не хватает, вроде мощно и низко играет эта колонка.а не хватает ребятки знаете чего? Правильно — ДАВЛЕНИЯ!
В очередной раз списываюсь с мастером Максимом, который помог начертить чертеж короба с вопросом: «что делать?» не играет и все тут (
И тут то я узнал много нового и научился мерить настройку динамика ))
В общем после того, как он мне скинул обучающее видео, я не долго думая, скачал приложение с AppStore и кинулся мерить частоту настройки своего саба!
Очень порадовало, что саб действительно соответствует тем параметрам, которые были заданы Максиму, он с большой точностью рассчитал и я с большой точностью собрал эту приблуду.
Провел замер по инструкции:
Замер моего саба:
36 Гц
Остановились на том, что будем экспериментировать над звуком этой коробки. Максим посоветовал засовывать поролон в порт и слушать как звучит трек, тот, на который ориентированы мои вкусы и параллельно замеряя частоту дина смогу определиться какой-же все-таки саб мне нужен.
Чем выше частота настройки порта саба, тем выше давление, в пределах разумного естественно.
Буду пробовать настраивать под клубняк 40-45 Гц. и искать золотую середину под свои музыкальные предпочтения…а у меня их — ( от Деткора до попсы.
Буду перепиливать в итоге коробку, но уже по определенным параметрам а не как обыватель с мыслями о хочу саб! )))
Поэтому заказывая чертеж короба, сначала определитесь что именно Вы хотите от коробки!
Полный размер
Кто спрашивал о размерах
Продолжение следует:
Источник
Помогите пожалуйста выбрать сабвуфер для давления!
18.07.2014 23:46 #1
Энтузиаст Стажер
Репутация: 0
Помогите пожалуйста выбрать сабвуфер для давления!
У меня есть права, есть машина, но не т музла. Так вот работал работал, закрыв на всё глаза купил на пол зарплаты кикса 1.1000. Хочу к нему купить 2 бюджетных саба, требование от сабов — давка, такая чтобы, извините за выражение, не обосраться перед друзьями. Знаю два саба (из бюджетных, но за свою цену хороших): 1. Ural AS-D12.3; 2.Mistery MO 12S. Какой из этих 2 сабов для давки лучше будет? На ютубе есть обзор как давят 2 урала, но не нашёл обзоры МОшек (именно в машине). У друзей тоже таких нет (друзья не болеют сборками автозвука, думают, что готовое лучше, вот и тусят под MJSки в стоковых коробах) Ладно… много лишней болтавнии так вот, помогите с выбором. Плииииз Полезные темы:
- Помогите пожалуйста собрать систему
- Помогите пожалуйста посчитать короб для ALPINE SWR-1223d
- Помогите пожалуйста выбрать фронт и усилитель.
- Помогите пожалуйста..
- Помогите пожалуйста подобрать саб и усилок!
18.07.2014 23:46 # 0+
Если Вы впервые на нашем Форуме:
- Обратите внимание на список полезных тем в первом сообщении.
- Термины и наиболее популярные модели в сообщениях подсвечиваются быстрыми подсказками и ссылками на соответствующие статьи в МагВикипедии и Каталоге.
- Для изучения Форума не обязательно регистрироваться — практически весь профильный контент, включая файлы, картинки и видео, открыты для гостей.
С наилучшими пожеланиями,
Администрация Форума автозвука Магнитола
19.07.2014 07:25 #2
Re: помогите пожалуйста!
Для давления МО будут лучше.
19.07.2014 07:56 #3
Re: Помогите пожалуйста выбрать сабвуфер для давления!
Сообщение от ART53RUS
но не нашёл обзоры МОшек (именно в машине)
19.07.2014 14:07 #4
Re: Помогите пожалуйста выбрать сабвуфер для давления!
Сообщение от ART53RUS
требование от сабов — давка, такая чтобы, извините за выражение, не обосраться перед друзьями
Ставьте две 15″ и не забудьте выпить Лоперамид
19.07.2014 19:18 #5
Re: Помогите пожалуйста выбрать сабвуфер для давления!
Если хочется давить пониже, то уралы. Если ближе к гуделкам,то мошку
19.07.2014 20:46 #6
Энтузиаст Стажер
Репутация: 0
Re: Помогите пожалуйста выбрать сабвуфер для давления!
[QUOTE=Папа Карло;2598328]Ставьте две 15″ и не забудьте выпить Лоперамид
A Xplodы норм сами по себе? Я просто с ними не сталкивался) Они явно должны быть лучше. Мне мощность просто о них ничего не говорит, сколько они пуляют(дцб.)в повседнев?
19.07.2014 20:52 #7
Re: Помогите пожалуйста выбрать сабвуфер для давления!
Сообщение от ART53RUS
A Xplodы норм сами по себе? Я просто с ними не сталкивался) Они явно должны быть лучше.
Хплоды полное Г. для давки. Они скорее для музыки. В 5 посте ответ дан.
19.07.2014 22:53 #8
Re: Помогите пожалуйста выбрать сабвуфер для давления!
Сообщение от Pit
Хплоды полное Г. для давки. Они скорее для музыки
Pit, не узнал,новая девчонка что-ли появилась,раз новый образ появился?.Соньки в давилове не очень себя ведут комфортабельно,но на SQ тоже не тянут.,
19.07.2014 22:54 #9
Re: Помогите пожалуйста выбрать сабвуфер для давления!
Сообщение от ART53RUS
сколько они пуляют(дцб.)в повседнев?
142 вполне. Больше просто не пробовали. Я же не болен на голову
Эти пентагоны просто умеют ооочень низко, фазик можно настраивать ниже 20 герц и они будут играть эти ниже 20…
Подобное решение с Сандаунами в Приоре седане в пике от ДЛС M15 легко выдавало за 149 диби… Два порванных замка на багажнике… Но Сандауны и стоят дороже и играют почти на 10 герц выше.
Две пятнахи еще и живучей, а для повседнева это важно!
20.07.2014 12:36 #10
Энтузиаст Стажер
Репутация: 0
Re: Помогите пожалуйста выбрать сабвуфер для давления!
А кроме sony можете что-то посоветовать другое ((для давки)кроме уралов и мошек), в диапазоне бюджета на пару сабов 7000-8000
Источник
Как добиться максимального давления
#1 OFFLINE Лёха
Лёха
Постоянный участник
- Откуда: Россия
- житель Блюза
- 56 сообщений
- Регистрация: 16.05.2007
Отправлено 17 Август 2011 — 17:56
Господа, помогите разобраться.
Буду на своём ведре мерить звуковое давление (просто буду на наших деревенских соревнованиях — очень интересно, сколько намеряют). Система фронт+саб.
Вопросы по настройки именно для давления: щас у меня состыкован саб и фронт на 80 Гц. Чтобы тупо сильнее давило — что нужно сделать? Опустить фронт ниже не трогая саб — ну чтобы низкие частоты играло всё одновременно? Или и саб опустить, чтобы играл только частоты пониже, но зато громче? Чё т я вообще сообразить не могу)
и ещё вопрос — что обычно ставят для вопроизведения? может есть какая нить самая «давящая» композиция?)) или просто сигнал синосоидный на какой то частоте?
#2 OFFLINE Slevin_Kelevra
Slevin_Kelevra
Опытный участник
- Откуда: Краснодар,Россия
- житель Блюза
- 1 359 сообщений
- Регистрация: 14.05.2010
Отправлено 17 Август 2011 — 17:58
Господа, помогите разобраться.
Буду на своём ведре мерить звуковое давление (просто буду на наших деревенских соревнованиях — очень интересно, сколько намеряют). Система фронт+саб.
Вопросы по настройки именно для давления: щас у меня состыкован саб и фронт на 80 Гц. Чтобы тупо сильнее давило — что нужно сделать? Опустить фронт ниже не трогая саб — ну чтобы низкие частоты играло всё одновременно? Или и саб опустить, чтобы играл только частоты пониже, но зато громче? Чё т я вообще сообразить не могу)
и ещё вопрос — что обычно ставят для вопроизведения? может есть какая нить самая «давящая» композиция?)) или просто сигнал синосоидный на какой то частоте?
чувак тебе на басс клуб дорога
тут не «давят»
#3 OFFLINE Лёха
Лёха
Постоянный участник
- Откуда: Россия
- житель Блюза
- 56 сообщений
- Регистрация: 16.05.2007
Отправлено 17 Август 2011 — 18:01
да лан, здесь же гуру автозвука, настроек и пр) вопрос то детский, просто сам догнать не могу в силу отсутсвия опыта в этом)
#4 OFFLINE Cleaner
Cleaner
Новичок
- Откуда: Москва
- житель Блюза
- 11 сообщений
- Регистрация: 03.08.2011
Отправлено 17 Август 2011 — 18:01
чувак тебе на басс клуб дорога
тут не «давят»
Главное не переусердствовать, меня один замучил «Хочу солобарик, хочу и все!!! А лучше два», так через месяц авто продал. Лобовое протекало))))
#5 OFFLINE Лёха
Лёха
Постоянный участник
- Откуда: Россия
- житель Блюза
- 56 сообщений
- Регистрация: 16.05.2007
Отправлено 17 Август 2011 — 18:18
посмотрим, что на бассклубе ответят….
#6 OFFLINE Romen
Romen
Постоянный участник
- Откуда: Россия
- житель Блюза
- 74 сообщений
- Регистрация: 05.12.2009
Отправлено 17 Август 2011 — 21:07
Господа, помогите разобраться.
Буду на своём ведре мерить звуковое давление (просто буду на наших деревенских соревнованиях — очень интересно, сколько намеряют). Система фронт+саб.
Вопросы по настройки именно для давления: щас у меня состыкован саб и фронт на 80 Гц. Чтобы тупо сильнее давило — что нужно сделать? Опустить фронт ниже не трогая саб — ну чтобы низкие частоты играло всё одновременно? Или и саб опустить, чтобы играл только частоты пониже, но зато громче? Чё т я вообще сообразить не могу)
и ещё вопрос — что обычно ставят для вопроизведения? может есть какая нить самая «давящая» композиция?)) или просто сигнал синосоидный на какой то частоте?
Как правило — фронт при замерах вообще отключают — толку от него никакого))) А чтобы подобрать наиболее «давящую» композицию — нужно знать свою частоту, на которой саб покажет свой максимум. А вообще, если собрались покорять зрителей звуковым давлением — так вам прежде всего необходимо почитать немного о ящиках, узнать что подразумевается под такими терминами как ФИ, порт и прочее)))
#7 OFFLINE chip tuning
chip tuning
Опытный участник
- Откуда: Москва, Россия
- житель Блюза
- 1 440 сообщений
- Регистрация: 29.04.2009
Отправлено 18 Август 2011 — 00:29
посмотрим, что на бассклубе ответят….
Давить лучше конечно же на синусе, но можно и на музыке, но дБ будет ниже.
Знакомые СПЛ-щики настраивают так. Если есть прибор для измерения давления (TermLab например), чтобы понять на какой частоте выступать, начинают перебирать частоты на заданной небольшой громкости. Условно например, выставляют громкость на ГУ скажем 25. На частоте 30 Гц давление к примеру станет 130 дБ. Далее начинают двигаться вверх смотря на каких частотах получается большее давление. Предположим на 39, 40, 41 гц получилось одинаковое максимальной, а дальше начало падать. Значит на них уже можно пробовать подавить. Скорее всего на какой-то одной оно будет максимальным на пиковой мощности, а возможно на двух.
Что касается коробов и связок усилителей, сабов и прочей требухи, на бассклубе очень много всего, в том числе есть рубрика «система и её результат». Весьма занимательное чтиво )))))))))))
#8 OFFLINE Свинтус
Свинтус
Опытный участник
- Откуда: Москва
- житель Блюза
- 714 сообщений
- Регистрация: 15.01.2009
Отправлено 18 Август 2011 — 01:37
Господа, помогите разобраться.
Буду на своём ведре мерить звуковое давление (просто буду на наших деревенских соревнованиях — очень интересно, сколько намеряют). Система фронт+саб.
Вопросы по настройки именно для давления: щас у меня состыкован саб и фронт на 80 Гц. Чтобы тупо сильнее давило — что нужно сделать? Опустить фронт ниже не трогая саб — ну чтобы низкие частоты играло всё одновременно? Или и саб опустить, чтобы играл только частоты пониже, но зато громче? Чё т я вообще сообразить не могу)
и ещё вопрос — что обычно ставят для вопроизведения? может есть какая нить самая «давящая» композиция?)) или просто сигнал синосоидный на какой то частоте?
Дайте сабу диапазон герц в 10 вокруг резонансной. Фронт реально не при чем.
Alpine 9812 (2002 гв) — фронт: миды hand made (6,5 2 дюйма, резонанс 45 Гц) + СЧ Morel Hybrid Ovation + пищи EOS AL-267, усь EOS AE 100-F, Chellenger Ergo 70.2, два моноблока Challenger ER-1000.1D (2х700 RMS на 4 Ома) + два 12-х hand made в ЗЯ (3 дюйма, резонанс 25 Гц), Оптима в багажнике.
#9 OFFLINE Paras1t
Paras1t
Опытный участник
- Откуда: Odessa
- житель Блюза
- 773 сообщений
- Регистрация: 12.12.2007
Отправлено 18 Август 2011 — 02:52
Господа, помогите разобраться.
Буду на своём ведре мерить звуковое давление (просто буду на наших деревенских соревнованиях — очень интересно, сколько намеряют). Система фронт+саб.
Вопросы по настройки именно для давления: щас у меня состыкован саб и фронт на 80 Гц. Чтобы тупо сильнее давило — что нужно сделать? Опустить фронт ниже не трогая саб — ну чтобы низкие частоты играло всё одновременно? Или и саб опустить, чтобы играл только частоты пониже, но зато громче? Чё т я вообще сообразить не могу)
и ещё вопрос — что обычно ставят для вопроизведения? может есть какая нить самая «давящая» композиция?)) или просто сигнал синосоидный на какой то частоте?
а что к чему а какая площадь играет/давит и т.д и т.п много неизвестных!
#10 OFFLINE Лёха
Лёха
Постоянный участник
- Откуда: Россия
- житель Блюза
- 56 сообщений
- Регистрация: 16.05.2007
Отправлено 19 Август 2011 — 20:27
был бы у меня прибор для замера — я б тут не спрашивал, всё бы сам замерил и с разными настройками фильтров и с разными вариантами работы фронта или без оного)) и на соревнования бы не поехал)))
поэтому и интересуюсь теорией (ну или практикой если у кого есть), как из измеющегося 12″ саба в ЗЯ и 6,5″ фронта выжать максимум)
#11 OFFLINE SOVA
SOVA
Опытный участник
- Откуда: Киев
- житель Блюза
- 545 сообщений
- Регистрация: 15.01.2010
Отправлено 20 Август 2011 — 13:45
Ну тогда попроще:
Фронт придуши, чтобы было немного слышно и чтобы его не спалить, из него не придавишь.
Суббас не нужен, ниже 30-35 герц всё убери.
Выше 90 герц сабу тоже делать нечего.
Если есть на усилителе басбуст, можно подобрать частоту, на которой больше давит.
Усилитель перегружать нельзя. Только пойдёт клиппинг (из саба станут слышны искажения) — давление упадёт.
Перед замером перезаряди АКБ выше нормы.
#12 OFFLINE dyno
dyno
Опытный участник
- Откуда: Минск, Беларусь
- житель Блюза
- 5 581 сообщений
- Регистрация: 30.10.2009
Отправлено 20 Август 2011 — 14:02
Есть специальные музыкальные композиции, с синусом. Можно их использовать.
Всё преходяще, а музыка-вечна… ©
#13 OFFLINE Лёха
Лёха
Постоянный участник
- Откуда: Россия
- житель Блюза
- 56 сообщений
- Регистрация: 16.05.2007
Отправлено 20 Август 2011 — 17:41
за советы спасибо.
А саб может вообще порезать — оставить допустим с 30 до 70Гц — чтоб на этих частотах он вообще максимум выдал? Или чем больше частот он вопроизводит, тем больше в сумме давление?
Композиций я на бассклубе накачал. Там есть список композиций с указанием на какой частоте у них максимум. Собсна выбрал под себя песенки с максимумом на 41-46 Гц. Синусом проверил — на этих частотах давит сильнее всего, но более точно определить частотоу максимального давления я не могу).
Источник
Skeletonoff ›
Блог ›
Пособие по настройке сабвуфера для начинающих
Источник: журнал «Тюнинг автомобилей» (при участии Car&Music), апрель 2012
Что такое бас вообще?
Но перед тем, как сразу же кидаться крутить ручки и щелкать переключателями, давайте немного проясним, а что же вообще представляет собой бас как таковой. Динамик своим колеблющимся диффузором создает чередование сжатий и разрежений воздуха. Принято считать, что среднестатистический человек воспринимает такие воздушные колебания именно как звук, если они происходят с частотами от 16-20 раз в секунду до 14-18 тысяч раз в секунду. То есть, от 16-20 герц до 14-18 килогерц. Так вот, басом считается самый нижний диапазон этих звуковых колебаний — примерно от 20 до 150 Гц. Именно с такими частотами колеблются диффузоры сабвуферов и мидбасовых динамиков. Обычно говорят, что колебания до 50 Гц — низкий бас, 50-100 — средний бас, а 100-150 — верхний бас (хотя деление это весьма условное и приблизительное).
ПОМНИТЕ, ЧТО ЗАДАЧА САБВУФЕРА — НЕ ПЕТЬ ГОЛОСОМ, А ВОСПРОИЗВЕСТИ ЛИШЬ САМЫЕ НИЗКИЕ ЧАСТОТЫ. МУЗЫКУ ДОЛЖНЫ ИГРАТЬ ОСНОВНЫЕ АКУСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ (ФРОНТАЛЬНЫЕ ИЛИ ВМЕСТЕ С ТЫЛОВЫМИ), А САБ — ЛИШЬ ПРИДАВАТЬ ЗВУКУ НЕОБХОДИМУЮ МАССИВНОСТЬ И ОСНОВАТЕЛЬНОСТЬ, КСТАТИ.
Настраивая бас, полезно знать, какая область частот в звуке за что отвечает. Для примера возьмем ударную установку: область частот в районе 40 Гц определяет глубину и мягкость удара, в районе 63 Гц — увесистость, тяжесть удара, область около 80 Гц — твердость удара. В звуке бас-гитары или контрабаса частоты в области 40 -50 Гц определяют массивность инструмента, а в области 100 Гц — плотность, упругость баса.
Что мы слушаем?
Это физика процесса, давайте теперь посмотрим на все это дело с музыкальной стороны. Для начала возьмем рэп, хип-хоп или дабстеп. Чернокожие парни особенно любят низкий, утробный бас на грани инфразвука, заставляющий вибрировать все потроха. Так вот, такой «кишкотряс» — это звуки с частотами в районе 30-50 Гц. Возможно, вы удивитесь, но это, пожалуй, единственные жанры, которые требуют полноценного воспроизведения столь низких частот, во всех остальных музыкальных жанрах такой глубокий бас не несет какой-то серьезной информативности.
Например, если взять музыку с «живыми» инструментами, то в ней практически вся информативная составляющая и энергетика баса сосредоточена в области частот выше 40 Гц. К примеру, бас-гитара. Звук ее струн состоит не только из основных тонов, но и из обертонов — гармоник от основного тона, которые имеют более высокие частоты. Именно по их характеру мы и отличаем звучание, например, бас-гитары Маркуса Миллера от, скажем, бас-гитары Клиффа Бертона, даже если они попытались бы наиграть одну и ту же мелодию в одинаковой тональности. Именно обертона имеют в звуке большинства инструментов самую высокую информативность. Или взять, к примеру, динамичную электронную музыку — бодрый клубнячок. Классика хауса и транса — это звук драм-машин Roland TR-909 и TR-808, и их частотный спектр тоже лежит отнюдь не в самой глубокой басовой области — 40-100 Гц.
ЕСЛИ САБВУФЕР БУДЕТ ПЛОХО СОГЛАСОВАН С МИДБАСОМ, ПРОИЗОЙДЕТ «РАСЛОЕНИЕ» БАСА, ЗВУЧАНИЕ ПОТЕРЯЕТ И ДРАЙВ, СОЧНОСТЬ, ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ. ЕСЛИ ЭТО «ЖИВОЙ» ИНСТРУМЕНТ, ТО ПОСТРАДАЕТ НАТУРАЛЬНОСТЬ ЕГО ЗВУЧАНИЯ. В ЭЛЕКТРОННОЙ МУЗЫКЕ МЫ ПОЛУЧИМ НЕ ПЛОТНЫЙ БАСОВЫЙ РИТМ, А ЛИБО ВЯЛОЕ УХАНЬЕ, ЛИБО НАПРОТИВ — ГУЛКУЮ КОЛОТУШКУ, ОТ КОТОРОЙ ЧЕРЕЗ 10 МИНУТ НАЧНЕТ БОЛЕТЬ ГОЛОВА. В ХУДШЕМ СЛУЧАЕ САБ БУДЕТ ВОСПРИНИМАТЬСЯ ВООБЩЕ ИГРАЮЩИМ ОТДЕЛЬНО, КАК БЫ САМ ПО СЕБЕ.
Первый этап: включаем фильтр нижних частот
Итак, нам нужно в сигнале сабвуфера ослабить средние и высокие частоты, и оставить лишь низкие. Это умеет делать частотный фильтр, в данном случае — фильтр нижних частот (ФНЧ, он же Low Pass Filter, обозначается как LPF или просто LP). Он пропускает все, что ниже частоты настройки и ослабляет все, что выше. Таким фильтром может быть оснащено, к примеру, головное устройство, усилитель, или же он может быть и там, и там одновременно.
крутилка — фильтра нижних частот
Второй этап: выставляем предварительную частоту настройки и громкость сабвуфера
Теперь найдите регулятор, отвечающий за частоту настройки фильтра. В усилителе — это обычная «крутилка», обозначается как Frequency или что-то в этом роде. Выставьте ее пока на частоту 80 Гц. При такой настройке на сабвуфер беспрепятственно будут проходить только низкие частоты, а все что выше 80 Гц, будет заметно ослабляться. Отыщите другую «крутилку» — чувствительности (может обозначаться как Level или Gain), отрегулируйте ей громкость сабвуфера относительно основных динамиков. Не переборщите с уровнем, саб не должен перекрикивать все остальное!
крутилка — чувствительности
ЕСЛИ УРОВЕНЬ САБА БУДЕТ СЛИШКОМ ВЕЛИК, ТО БАС ПОТЕРЯЕТ В СВОЕЙ НАТУРАЛЬНОСТИ (ВАЖНО ДЛЯ «ЖИВЫХ» МУЗЫКАЛЬНЫХ ЖАНРОВ), ЧЕТКОСТИ И УПРУГОСТИ (ВАЖНО ДЛЯ ЛЮБОЙ МУЗЫКИ). ДАЖЕ ЕСЛИ ВЫ БОЛЬШОЙ ЛЮБИТЕЛЬ «КИШКОТРЯСНОЙ» И «ВОЛОСОШЕВЕЛИТЕЛЬНОЙ» ЭЛЕКТРОНИКИ, ВСЕ РАВНО » УМЕРЬТЕ СВОЙ ПЫЛ, МНОГО ПЛОХОГО БАСА — ЭТО ХУЖЕ, ЧEM В МЕРУ ХОРОШЕГО.
Третий этап: подбираем полярность включения сабвуфера
Существует распространенное, но ошибочное мнение, что динамики можно подключать только строго соблюдая полярность, обозначенную на усилителе, мол, плюс к плюсу и минус к минусу. Иначе они будут работать якобы «не в ту сторону» и быстро выйдут из строя. На самом же деле диффузор динамика всегда ходит одинаково и в «плюс», и в «минус» относительно своего положения покоя, а полярностью подключения всего лишь определяется, в какую сторону он пойдет «сначала», а в какую «потом». Это, понятное дело, никак не сказывается на самочувствии динамика, но зато сказывается на его звучании. Так что на этом этапе мы будем определять правильную полярность включения сабвуфера.
Поставьте музыку, в которой есть хорошо различимые низкочастотные инструменты и постарайтесь выбрать такой вариант подключения саба, при котором он будет максимально сливаться своим звучанием с основной акустикой, будет максимально четким и собранным. Поскольку звуковая картина с передних и задних сидений будет отличаться, вам придется побегать: поменяли на сабвуфере полярность — сели за руль послушали, потом опять к багажнику: поменяли, послушали, выбрали лучший вариант. Помните, что слушать нужно при закрытых дверях.
В идеале не должно быть слышно, что бас идет сзади. Когда вы сидите впереди, должно создаваться впечатление, что басят передние, основные динамики. Если добиться такого цельного и слитного звучания не получается, то, возможно, вы немного перестарались с громкостью сабвуфера (в этом случае просто убавьте чувствительность на усилителе), допустили какие-то промахи при изготовлении корпуса (он издает паразитные призвуки) или у вас просто что-то дребезжит в багажнике (эти звуки, кстати, не обязательно должно быть отчетливо слышны, они могут успешно маскироваться сабвуфером).
Четвертый этап: регулируем сабсоник
Многие басовые усилители оснащены так называемым «подтональным фильтром», сабсоником. Это на самом деле обычный фильтр верхних частот, который ослабляет в сигнале все, что ниже частоты его настройки, то есть убирает самые-самые низкие частоты. Вот тут, наверняка, может возникнуть вопрос — зачем он нужен, разве ж саб не предназначен для того, чтобы воспроизводить нижние частоты?
Просто все дело в том, что чем ниже частота, тем выше ход у динамика, и на сверхнизких частотах он может оказаться настолько большим, что там недалеко и до порванного подвеса, изломанного диффузора или заклинившей звуковой катушки. Мне нередко приходилось наблюдать ситуацию, когда диффузор сабвуфера ходит ходуном, а бас при этом вялый и гулкий. И напротив, действительно громкий, сочный и упругий бас зачастую может издавать сабвуфер, диффузор которого вроде бы едва шевелится. А ведь мы уже говорили, что в реальной-то музыке частот ниже 30 Гц практически нет, причем даже в самом забойном гангста-рэпе. А посему мы можем ослабить малоинформативные сверхнизкие частоты абсолютно без ущерба для музыки. Будучи же освобожденными от них, сабвуфер заиграет гораздо лучше — он будет басить четче и упруже, повысится предел максимальной громкости. Настройте сабсоник на частоту около 20 Гц. Если вы любите очень громкий бас, то можете поднять его настройку до 30, а в экстремальных случаях и вовсе до 40 Гц. Не переживайте, вы при этом нисколько не потеряете в сочности и мясистости баса, зато сохраните динамик целым. Кстати, если у вас сабвуфер в корпусе с фазоинвертором, то сабсоник вообще из разряда must have. Дело в том, что в закрытом корпусе объем воздуха, заключенный внутри, придерживает динамик и не дает ему слишком разбалтываться. А вот в фазоинверторном это происходит только выше частоты настройки порта, а на более низких частотах диффузор болтается практически ничем не сдерживаемый, и очень быстро доходит до своих физических пределов хода со всеми, как говорится, вытекающими.
Пятый этап: «сращиваем» звучание сабвуфера с звучанием мидбасовых динамиков более тщательно
На этом этапе настройки вам предстоит найти оптимальную частоту настройки фильтра нижних частот (ФНЧ, LPF, LP) и громкость сабвуфера. Эти две регулировки всегда нужно выставлять в комплексе. Принцип примерно такой:
— Если мы уменьшаем частоту среза LP и одновременно увеличиваем громкость, то бас при этом становится более мягким и глубоким. Но если перестараться, то может получиться эффект, когда фронт басового удара отделится от самого низкочастотного наполнения — саб будет звучать как бы сам по себе.
— Если увеличиваем частоту среза LP, то бас становится жестче, приобретает большую ударность. При этом громкость нужно убавлять, иначе можно получить чрезмерную «колотушечность», и это будет уже не бас, а долбежный гулкий звук как палкой по пустой бочке, этого нам тоже никак не нужно. В хорошо настроенной системе сабвуфер не должен восприниматься играющим отдельно. Он должен сливаться с звучанием основной акустики так, будто это басит она. Старайтесь добиться, чтобы инструменты звучали наиболее естественно. И тогда вы сможете с уверенностью сказать: «Да, у меня в машине очень хороший качественный бас».
ЧТО ДАЕТ ВКЛЮЧЕНИЕ ФИЛЬТРА ВЕРХНИХ ЧАСТОТ В ОСНОВНЫХ КАНАЛАХ?
Если вы просто добавляете сабвуфер в штатную систему, то все, чем вы располагаете для настройки — это лишь регулировки на нем самом (точнее, на сабвуферном усилителе). Если же у вас более развитая система, в которой от усилителя работают и основные каналы, то наверняка кое-какие регулировки есть и в нем.
В данном случае нам нужен фильтр верхних частот (ФВЧ, High Pass Filter, HPF, HP). Работает он, как вы наверное уже поняли, прямо противоположно фильтру нижних частот — пропускает все, что выше частоты настройки и ослабляет все, что ниже.
Если вы его включите, то ослабите в сигнале для основных динамиков самый низкий бас. И неважно, что небольшие 6,5-дюймовые мидбасы (или какие у вас там) и без того низкий бас толком не воспроизводят, будучи освобожденными от низкочастотных сигналов, динамики заиграют намного легче, в звуке появятся упругость и четкость, уйдет гудение и призвуки двери, срастить звучание мидбасов с сабом станет намного легче.
Если вам доступна настройка ФВЧ в основных каналах, то настройте сначала этот фильтр, не включая сабвуфер. Слишком высокая частота настройки лишает звук основательности, весомости, а при слишком низкой ходу диффузора может быть слишком большим. Найдите компромисс, при котором диффузоры динамиков будут иметь небольшой ход, но при этом еще не пропадет басовитость. После этого приступайте к настройке сабвуфера.
ЕСЛИ ДИФФУЗОР ХОДИТ ХОДУНОМ, ЧУТЬ ЛИ НЕ ВЫПРЫГИВАЯ ИЗ ДИНАМИКА, ТО ЭТО, ВООБЩЕ-ТО, ЕЩЕ НЕ ПРИЗНАК КРУТОСТИ. ЧАСТО КАК РАЗ С ТОЧНОСТЬЮ ДО НАОБОРОТ.
Многие усилители оснащены фазовращателем. Он нужен для более точного согласования звучания сабвуфера и мидбасовых динамиков. На этапе номер 3 мы подобрали наилучшую полярность включения простым перекидыванием проводов на клеммах сабвуферного динамика. Это, по сути, соответствует крайним положениям фазовращателя, которые обозначаются как «0» и «180 градусов». Сам же фазовращатель позволяет выставлять еще и промежуточные значения. Вы можете воспользоваться им при финишной настройке системы.
Элементы управления на корпусе сабвуфера
Полный размер
Элементы управления на выносном пульте
ЧАСТАЯ ОШИБКА
Многие ставят сзади одновременно овальные динамики и сабвуфер, наивно полагая, что, мол, чем больше, тем лучше. Это ошибочное суждение. Овалы, если их грамотно установить, сами по себе достаточно басовиты, так что получается, что они будут воспроизводить одновременно с сабом один и тот же участок звукового спектра. Но делать то они это будут по-разному (не станем сейчас вникать в детали, виной тому в разнице фазовых, импульсных характеристик), и в итоге получится как в той поговорке: кто в лес, кто по дрова. Получите ли вы при этом нормальный бас? Конечно же, нет.
КАКУЮ МУЗЫКУ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ НАСТРОЙКИ САБВУФЕРА?
Для настройки подберите музыку с хорошо записанным басом. Но это должен быть не электронный бас, а какие-нибудь «живые» инструменты. Когда вы будете их слушать, вам будет легче представить их, а это значит, что вы сможете настроить систему точнее. Один из самых каверзных и сложных инструментов для любой аудиосистемы — это контрабас. Даже если вы не слушаете такую музыку, настроив систему по записям контрабаса, вы можете быть уверенными, что все остальное уж точно отыграет как надо. Хороший пример — диски Superbass и Superbass II, записанные студией Telarc.
Полный размер
SuperBass — Ray Brown, John Clayton, Christian McBride
Полный размер
SuperBass 2 — Ray Brown, John Clayton, Christian McBride
Источник