Какой рыбный продукт называется у селькупов чапсы
Содержание статьи
Селькупы: строители таежных крепостей, один из самых малочисленных народов Сибири
Вряд ли в России найдется много людей, которые знали бы о том, кто такие селькупы. Слышали этот этноним многие, но кто под ним подразумевается, скорее всего, знают только те, кто либо является профессионалом, либо знаком с кем-то из представителей этой национальности.
Живут селькупы в Западной Сибири и делятся на северных и южных. Общая их численность невелика – около 4,5 тысяч человек. В былые времена их называли остяками, самоедами или остяко-самоедами, пока сто лет назад не было принято решение называть их селькупами. Соответственно и язык раньше назывался остяко-самоедским.
Еще до революции на селькупский язык с использование кириллицы было переведено несколько книг церковного содержания, однако особого переворота в селькупском сознании это не произвело. В 1930-х годах селькупам, как и многим другим народам была предложена письменность на основе латиницы, от которой потом пришлось отказаться с пользу кириллицы. Однако и она оказалась не слишком востребованной, поскольку большая часть селькупов предпочитала использовать русский язык и письменность. И только в 1980-х годах, когда начался рост национального самосознания, был создан обновленный алфавит.
Сейчас селькупы живут примерно так же, как и соседние народы, но раньше они ставили свои жилища на возвышенностях возле рек. Хотя жилища имели вид землянок или полуземлянок, селькупы предпочитали обносить их настоящими фортификационными сооружениями. В засеках устанавливали ловушки, самострелы и петли. В результате пробраться к жилищам мог только то, кто знал безопасный путь.
Такая защита была просто необходима, поскольку селькупы редко жили более чем 10-ю домами и при такой небольшой численности не могли оказать серьезного сопротивления набегам более многочисленных соседей. Но позднее, когда здесь установилась российская власть и набеги прекратились, от засек, ловушек и прочего народ отказался. Помимо землянок строили селькупы и избы, чумы, наподобие ненецких – в зависимости от того, какой образ жизни вел тот или иной род.
В основе деятельности лежала рыбная ловля. Соответственно и основой рациона была именно рыба, которую готовили самыми разными способами и заготавливали на будущее. Из рыбы даже муку делали. Рыбу даже квасили вместе с ягодами. Помимо этого в пищу шла дичь и оленина. Однако последняя была более характерна для северных селькупов. Что касается характерных для русской кухни продуктов, то они стали частью селькупского рациона только ближе к ХХ веку.
Десерты делались без сахара: для этого просто вываривались ягоды. Самым любимым напитком были различные чаи, а чтобы суровая селькупская жизнь была веселее, пили можжевелово-мухоморный напиток, обладавший легким опьяняющим действием.
Религиозная жизнь определялась шаманизмом. Когда в XVII–XVIII веках сюда прибыли православные миссионеры, народ был обращен в христианство. Но особого переворота в сознании не произошло, и селькупы просто перемешали новую веру со старой. Даже погребальные обряды не слишком изменились.
Не изменились и названия владык трех миров. Верхний мир был обиталищем бога Нома, Нижний был занят мрачным богом Кызы, а в Среднем жила хранительница жизни Илынта Кота. Как и у других народов, полагавшихся на шаманизм, все три мира были соединены между собой – в данном случае рекой. Путешествовать по этой реке могли только шаманы, которые делились на черных и белых. Как обычно, черные шаманы считались могущественнее.
Забот у шамана хватало, и одной из основных считалось лечение соплеменников. Если болезнь объяснялась естественными причинами – в ход шли травы, коренья и прочее. Если же хворь была вызвана потерей души или ее части, шаману нужно было отправляться в путешествие по мирам. Если ему удавалось найти потерянную душу – больной выздоравливал, если нет – надежды не было. Естественно, те шаманы, которые были более успешны в деле поиска душ, ценились выше. Кроме этого шаманы выполняли роль хранителей преданий, поэтов и певцов.
Сохранились, несмотря на православие и многочисленные языческие табу. Как правило, они касались взаимоотношений человека и природы. Особенно часто табуировалось убийство птиц. Селькупы верили в свое родство с пернатыми, к тому же птицы считались помощниками шаманов, а в успешной деятельности этих странных представителей рода человеческого селькупы были очень заинтересованы.
С приходом русских у селькупов получила распространение русская обувь, но сапоги носили почти исключительно летом. Зимой надевали традиционную обувь, а вместо носков использовали очень интересные «портянки» из сушеной травы, которую расчесывали специальными гребнями – она хорошо согревала ноги.
Селькупы прекрасно умели обрабатывать любую кожу, в том числе и рыбью. Из кожи осетра даже делали обувь. Обычно ее носили летом, поскольку она была очень легкой. Женщины порой шили наряды из беличьих и соболиных лапок, сшивая их друг с другом. Иногда на это уходило несколько лет, но результат того стоил: одежда была насколько красивой – настолько же легкой и прочной.
В обыденной жизни большая часть мужчин носила рубахи, наподобие русских и штаны, а женщины заменяли рубахи платьем, но от штанов не отказывались. Интересно, что представители обоих полов любили носить платки, причем мужчины даже завязывали их под подбородком, как это делают наши бабушки. Этот обычай удивлял русских, но потом привыкли. Постепенно селькупы перешли на русские наряды, несколько разбавив их традиционными.
В плане общественной организации селькупы были патриархальным народом, но нельзя сказать, чтобы ярко выраженным. Женщины фактически имели все те же права, что и мужчины, и только не могли становиться вождями. Впрочем, у них и без этого хватало забот.
Наибольший вес в селькупском обществе имели местные аристократы и великие воины. Еще больший вес имели шаманы. Обычно они в социальную жизнь не вмешивались, но если такое случалось, то могли стать и князьями и военными вождями. В целом же общество делилось на свободных, рабов, малоимущих и богачей.
Охотились селькупы с самыми разными орудиями и в деле расставления ловушек были тоже очень изобретательны. И хотя охота считалась мужским занятием, вынимать животных из ловушек позволялось и женщинам, а также детям. На севере пасли оленей. Правда, стада обычно были небольшими и время от времени оленей вообще отпускали на свободу, собирая их вновь через некоторое время. Иногда оленей держали и в загонах, наподобие коровников возле дома.
Ремесла были представлены достаточно широко, и наряду с выделкой кож и шкур селькупы обрабатывали кость и камень (орудиями из этих материалов они пользовались вплоть до революции). Однако с металлом они тоже были хорошо знакомы, и кузнечное дело не было для них чем-то удивительным.
Дальнейшая история селькупов, по сути, представляет собой историю плавной и уверенной ассимиляции. Вряд ли с этим можно что-то поделать: одни народы поглощают другие, потом поглощаются сами: так было и так будет.
Cтавьте палец вверх и подписывайтесь на канал. Оставайтесь с нами, друзья! Впереди ждёт много интересного
Источник
Рыба всему голова
радиционная кухня — это то, что, в отличие от языка, песен, образа жизни осталось в повседневной жизни современных селькупов. Многие блюда они не только сохранили, но и «приучили» соседей-русских к своей еде. До XX века селькупы ели практически одну только рыбу и дичь. На выращивание овощей и присмотр за скотом просто не оставалось времени. За столетия этот народ придумал самые разные способы приготовления и заготовки рыбы: её коптят, солят, вялят, жарят, варят, сушат, а раньше квасили в ягоде. Приходившие на обские земли русские и казаки перенимали у местных не только секреты рыбалки и охоты, но и рецепты.
Недалеко от Парабели, в селе Нарым, живет Людмила Денисовна Щадрина, она, как и две её сестры, наполовину селькупка. Людмила участвует в культурных событиях Парабели, пишет стихи на русском и селькупском, через свои стихотворения и загадки Людмила рассказывает местным детям об обычаях и образе жизни остяков.
Людмила говорит, что среди современных остяков много тех, кто не любит рыбу вообще. При этом основные рецепты все равно передаются молодым поколениям, и почти каждый, даже не селькуп, знает, как сварить уху или пожарить рыбу. В некоторых семьях часто экспериментируют с новыми продуктами, специями и изменяют старые рецепты. Например, готовят налима в кляре с овощами или салат хе из судака.
— Сейчас русские готовят чушь и думают, что это русское слово, хотя название этого блюда селькупское и переводится как мороженая рыба. В детстве мы обухом топора разбивали окуня или щуку и макали в соль. А теперь так едят стерлядь или осетра, нарежут, почистят и приправляют солью с перцем. Кто на рыбалку ездит летом, готовит чапсу. Не будешь же всегда уху варить. Наловил окуньков или щучек, распластал на половинки, насадил на палочку и пожарил.
Пожилые селькупы уже не ходят на рыбалку и охоту, а их детям это чаще всего уже неинтересно. Для традиционных блюд они покупают рыбу или дичь у соседей, и, хотя в деревнях её продают достаточно дёшево или отдают даром, многие переходят на продукты из магазина. Людмила Денисовна рассказывает, что её детстве такой проблемы не существовало.
— У нас в семье отец умер рано, но после его смерти мы еще несколько лет снимали заготовленную им сухую солёную рыбу с чердака. Даже если голодный год и рыбы нет, то эта рыба спасала. Пришлось всячески выкручиваться, ходили к рыбакам, и они отдавали часть. А когда подросла, неудобно стало ходить, мне казалось, что это, как попрошайничество. С 9–10 лет стала сама сети ставить, ловила и на удочку, и бреднем, и неводом. Когда моему внуку исполнилось восемь лет, мы решили, что пора и его научить.
Хотя повседневная селькупская еда могла быть совсем скромной, остяки не испытывали дефицита витаминов. Они собирали все съедобные и полезные ягоды: чернику, бруснику, голубику, калину, малину.
— Варенье мало делали, так как не было сахара. Мама варила голубику, она хранилась, а, как сахар появлялся, то добавляли и разогревали, и получалось очень вкусно, — вспоминает Людмила Денисовна.
Праздничным блюдом остяки считают «чиненку» – фаршированную рыбу, её сложнее готовить. Язя или щуку очищают от чешуи, отрезают голову, мясо вынимают и перекручивают, а шкурку выворачивают наизнанку, сохраняя брюшные плавники, чтобы форма держалась. Когда вытаскиваются потроха, следят, чтобы не лопнула желчь. К перекрученному рыбному филе добавляют лук, чеснок, соль, перец, яйцо, сырой рис. Этой смесью заполняется шкурка и запекается в духовке.
— На праздники пекут пироги с нельмой или налимом. И раньше, и сейчас не один стол не обходится без рыбных котлет, — рассказывает Людмила Денисовна, — Дочь моя хорошо их готовит и внук умеет. Когда мясорубок еще не было, рыбу мелко рубили. Рыбу жарили нечасто, так как растительное масло было дорогое, либо использовали рыбий жир.
Мы съездили в Нарым, чтобы встретиться с сестрой Людмилы — Раисой. В семье она больше всех любит готовить и не представляет свою жизнь без рыбы. Раиса приготовила традиционное селькупское блюдо – порсу (уха из сушёной рыбы) и рассказала нам рецепты блюд, по которым готовят в её семье.
Cелькупы
cохранить как…
Источник
Селькупы — уникальный народ Сибири
Селькупы являются народностью Сибири, которая произошла в результате слияния самодийских племен и аборигенов среднего течения реки Обь. В 17 веке селькупы были разделены на две территориальные группы:
- северная (тазовско-туруханская)
- южная (нарымская)
Северные были образованы после ухода из средней Сибири части самодийского населения. В состав северных селькупов вошли семьи хантыйского, энецкого и кетского происхождения. Южные селькупы — потомки носителей кулайской культуры, которая существовала в Среднем Приобье в 5 веке до н.э.
Где живут
Проживает народ на севере западной Сибири, в Тюменской и Томской областях, Ямало-Ненецком автономном округе и Красноярском крае. Небольшое количество селькупов живет на Украине.
Название
До 1930 года народ называли остяко-самоедами, после был принят официальный этноним «селькупы», который в переводе означает таежный, лесной человек. Всего в мире проживает около 4 400 представителей этой народности.
Язык
Устаревшее название селькупского языка — остяко-самоедский. Относится к самодийской группе уральских языков. В селькупском существует 4 наречия, которые являются основными:
- южное
- северное
- восточное
- центральное
В конце 19 века было издано несколько книг с богослужебными текстами на селькупском языке. В 1930-х годах на основе латинской графики была создана письменность. Позже появился вариант на кириллице. С 1950 по 1980-е годы селькупская письменность практически не использовалась. Алфавит, который используется сегодня, был создан в 1980-х годах. Многие селькупы хорошо владеют русским языком.
Еда
Издавна основу рациона селькупов составляла рыба. Ели ее в сушеном, вареном и запеченном виде, заготавливали впрок рыбий жир, делали вяленую рыбу, называемую юколой. Из сушеной рыбы изготавливали муку порсу. Самым распространенным блюдом в зимний период была квашеная рыба, к ней добавляли ягоды и заготавливали в ямах. Ели мясо боровой дичи, проживающие на севере селькупы употребляли в пищу оленину. С 19 века в рационе селькупов появились покупные продукты питания: крупы, чай, пшеничная мука и сахар.
Из ячменной муки пекли лепешки «мырса», из сараны — «тогул», готовили хлебное вино «уль». Собирали и ели дикорастущие растения: сарану, дикий лук, лесные ягоды: морошку, клюкву, бруснику. Из ягод варили варенье без добавления сахара и воды. Проживающие в таежной зоне селькупы собирали и заготавливали кедровые орехи. Вместо чая пили настой можжевельника, напиток из сушеных листьев смородины и малины. Из можжевельника готовили хмельной напиток с добавлением молодых мухоморов.
Посуду делали из бересты и дерева, использовали привозную: котлы из меди и чугуна, сковороды, чайники. Были у селькупов чашки с блюдцами и тарелки.
Религия
Традиционная религия народа — пантеизм. В 17-18 веках произошла формальная христианизация всех селькупов, но, несмотря на это, у народа, особенного северного, сохранились традиционные верования и анимистические представления о мире. Селькупы верили, что вселенная состоит из Неба, Земли и Преисподней. На небе жил Творец и олицетворение доброго начала по имени Ном, на земле хозяйкой была Старуха Жизни Илынта Кота, в преисподней обитал Властитель зла Кызы.
Все они связаны с рекой, по которой шаман на лодке с семью веслами «ронтык» может спуститься в Нижний мир, и деревом, по веткам или зарубам которого он взбирается на Небо.
Шаманы у селькупов делятся на две категории:
- шаманящий в темном чуме «камытырыль куп»
- камлающий в светлом чуме «сумпытыль куп»
Все шаманы обладали даром поэзии и музыки. Каждую весну на Празднике прилета птиц шаман исполнял песню. Если человек заболевал, селькупы верили, что это злой дух похитил у него одну из его душ, на поиски которой отправлялся шаман. Если ему удавалось вернуть душу, человек выздоравливал, если нет — умирал. Шаманство передавалось по наследству от матери, отца или деда.
Внешность
Новорожденных заворачивали в пеленки из тряпок, шкурки и мех оленей и туго пеленали. В кроватку ребенка клали гнилушки березы, которые часто менялись.
Мальчики и мужчины стригли волосы в кружок. Иногда мужчины носили две или одну серьгу. Девушки вплетали в волосы цветные лоскутки, тем самым удлиняя косы. На косы вешали бусы, бляхи и бубенчики. Замужние носили две косы, но не украшали их.
Зимней одеждой мужчин и женщин была парка — спереди открытая шуба мехом наружу, сшитая из оленьих шкур. В сильный мороз мужчины на парку надевали «соккы» — глухая одежда из шкуры оленя мехом наружу, с капюшоном. Северные селькупы зимой обували пимы, шитые из камуса и сукна. Вместо чулок использовали расчесанную траву осоку, ею оборачивали ступню. Эту траву собирали в пучки, сушили и разминали руками, потом расчесывали гребнем. Летом носили обувь из ровдуги и русские сапоги. Рукавицы «нопы» шили мехом наружу из камусов. Раньше в Нарыме летнюю обувь и рукавицы шили из кожи стерляди и осетра. Проживающие в этой местности селькупки были хорошими мастерицами, умели в различных сочетаниях сшивать лапки соболя и белок. Из отобранных беличьих лапок шили даже шубы, которые отличались прочностью и красотой. Над сшиванием лапок женщины могли трудиться в течение нескольких лет.
В качестве повседневной одежды мужчины носили рубаху и штаны из покупной ткани. Женщины надевали платье и штаны из ровдуги. Мужскую шапку в виде капора «укы» делали из шкурки новорожденного теленка оленя, лапок белки и песца, шкурок с шеи гагары. Распространен был платок, который носили не только женщины, но и мужчины. На голову его надевали в виде тюрбана или косынки. Летом мужчины повязывали платок под подбородком или сворачивали в жгут и обвязывали вокруг головы.
Еще до революции у селькупов была широко распространена одежда русского кроя, сарафаны, платья, рубахи и брюки. Проживающие на Кети и Оби селькупы шили ее самостоятельно, ткани покупали. В верхнем течении Тыма носили русские ушанки, тулупы.
Женщины подпоясывались плетеным из цветных ниток поясом, на котором носили наперсток и нож. Мужчины тоже носили пояс из кожи, который украшали бляхами из металла. На него подвешивали нож на цепочке в ножнах, украшенных орнаментом.
Праздничные сарафаны и рубахи надевали на старые вещи. Нательную и старую одежду носили обычно долго, пока они совсем не придут в негодность. Редко носили нижнее белье.
Жизнь
Семьи у селькупов многопоколенные и патриархальные. Преобладает устройство общественных отношений и родовой строй. В семье главой является мужчина, но женщина не находится в приниженном положении. В основном она пользуется теми же правами, что и мужчина.
В 17 веке из общества выделяли лучших людей «сомаль-кумыт», простых людей «манырель-кумыт», богачей «коумде», нищих «сегула» и рабов «кочгула». Во главе территориально-родовых общин стояли князцы «кок» и богатыри «сенгира». Особую роль в обществе играли шаманы, которые часто были вождями не только общин, но и военных объединений.
Занимались в основном рыболовством и охотой, использовали самострелы, лук со стрелами, различные ловушки. Проверять ловушки, вынимать из них зверя и снова их устанавливать могли дети и женщины. За день одна женщина могла вынуть из ловушек до 40 белок. На дикого оленя и лося делали ловушки из ям с изгородями. Часто селькупы выращивали зверей и птиц в неволе, некоторых использовали для оперения стрел и пошива одежды. Для охоты выращивали собак. Охотились на росомаху, белку, лису, песца, выдру, бурундука, зайца, медведя, соболя и глухаря. Рыбу ловили на озерах, малых и больших реках, использовали сети, удочки и жерлицы.
Северные селькупы занимались оленеводством. Почти в каждой семье держали от 20 до 50 и более голов. Пасли их без собак, отпускали периодически на волю, после собирали. Существовало и приизбенное оленеводство, где для оленей строили специальные сараи и дымокуры.
До 20 века у народа было развито кузнечество. Из Енисея доставляли руду, кузнецы «чачури кум» выплавляли из него металл, изготавливал кольчуги, орудия труда, оружие и изображения духов. Костяными и каменными орудиями труда пользовались до 20 века. В дорусском периоде до 17 века высоко развито было керамическое производство. Из глины делали посуду, трубки для курения, детские игрушки и культовые скульптуры.
Селькупы занимались обработкой крапивы, из нее пряли нитки, используя специальное веретено «кето». Женщины ткали крапивные холсты для пошива одежды, изготовления матрасов и одеял на оленьем меху.
Передвигались селькупы традиционно на санях с оленьими и собачьими упряжками, использовали лыжи, лодки и ручные нарты. Из населения выделялись «таксыбылькупы» — люди, которые занимались посреднической торговлей.
Жилище
Свои селения народ основывал около устьев притоков рек, на высоких берегах. В одном селении было около 10 жилищ. В дорусском периоде были распространены укрепленные городки «коч» или «кэтты». Их обносили рвом, валом и частоколом. Подступы к городкам охраняли засеки, вооруженные луками и самострелами. Позже в селениях уже не было оборонительных сооружений.
Южные селькупы жили в землянках и полуземлянках, каркасно-столбовых домах, которые приваливали песком и дерном. Проживающие на севере селькупы-оленеводы строили чум ненецкого типа конической формы, покрывали его шкурами оленей. Летом покрытие меняли на берестяное, сегодня часто используют брезент.
Культура
Фольклор народа представлен различными жанрами:
- героические песни
- исторические предания
- загадки
- сказки
- поговорки
Современные селькупы, особенно проживающие в Томской области, исполняют многие произведения на русском языке. Из музыкальных инструментов используется варган из оленьего рога, пластинки с вибрирующим язычком и семиструнная арфа-лебедь. Эти инструменты распространены у южных селькупов. Северные используют шаманский бубен.
Искусство народа представлено оригинальными орнаментами, которые они вышивали на одежде и оленьих упряжках, вырезали на деталях из кости и берестяной посуде.
Традиции
В древности селькупы хоронили усопших с использованием обряда воздушного погребения. Позже хоронили умерших в земле, лодках и долбленых стволах деревьев. Сверху устанавливали сруб из дерева. Вместе с покойным клали его имущество, которое сперва подвергали порче. Детей хоронили на ветвях высоких деревьев.
Одним из обрядов шаманства была церемония оживления бубна и предметов шаманского облачения. Селькупы представляли, что бубен — это олень, на котором шаман путешествует на небо и в подземный мир, и перед тем, как отправиться на нем в путешествие, бубен необходимо оживить. Церемонию проводили во время весеннего прилета птиц, продолжалась она 10 дней. Период проведения обряда выбран вовсе не случайно. Селькупы считали птиц своими близким родственниками. В конце обряда, в последний день, шаман достигал земли, где светит семь солнц, где камень достает до неба. Он изображал свое пребывание в волшебной стране, показывая всем зрителям что ему очень жарко и с него ручьями стекает пот. Заканчивался обряд оживления бубна общим пиром и кормлением божеств, чьи деревянные фигурки селькупы считали олицетворением предков.
Нельзя убивать лебедя, так как у селькупов эта птица является духом-помощником шамана. Если человек погубит птицу, считалось, что он обрекает себя и свою семью на несчастье. Они верят, что лебедь понимает человеческую речь. Во время праздника прилета первых лебедей селькупы выходят из своих жилищ и брызгают в небо чаем, водой или вином, издают возгласы, похожие на крики лебедей. Птицы слышат людей и делают над селением приветственный круг, затем улетают к тем местам, где у них гнезда.
Помимо лебедей, запрещено убивать кедровку, орла и журавля. Все эти птицы тоже являются духами-помощниками шаманов. Об этом запрете знает каждый селькуп. Кукушку считают жителем небес и светлой птицей. Покушаться на ее жизнь запрещено. Связаны с ней некоторые приметы. Если весной сначала прогремит гром, а потом начнет куковать кукушка, будет хороший урожай ягод.
Селькупы верят, что, прилетая в родные края весной, птицы приносят на крыльях колесницу небесного бога с южной стороны неба. Праздник прилета птиц празднуют два раза в год — осенью и весной. Эти торжества символизируют переход жизни на летний период с зимнего и наоборот.
Источник