Какой продукт прославил энди уорхол

Знакомимся ближе: король поп-арта Энди Уорхол

Художник, прославившийся благодаря банке супа Campbell.

Энди Уорхола можно смело назвать королём поп-культуры своего времени — это выражение в точности характеризует его образ как одной из самых скандальных личностей 60-х годов прошлого столетия. Присущая ему эпатажность, берущая начало в стиле гик-шик и продолжающаяся в псевдонаивных коммерческих работах, высмеивающих конвейерность и массовую культуру, в конце концов, сыграла художнику на руку и сделала его настоящей легендой в мире искусства. При внимательном рассмотрении биографии Энди Уорхола на ум приходит одно высказывание: «Не так интересны предлагаемые идеи, сколько сама личность, стоящая за ними». В преддверии знаменательной выставки работ Энди Уорхола в Новой Третьяковке мы решили познакомиться с ним поближе и собрали самые знаменитые работы американского художника и факты из его биографии в одном месте.

Автопортрет (Энди Уорхол, 1986). Источник: The Andy Warhol Museum

Автопортрет (Энди Уорхол, 1986). Источник: The Andy Warhol Museum

Начало творческого пути​​

Меркантильность, одна из основных черт личности великого художника (при этом никогда им не скрываемая), имела свои истоки прямиком из трудного детства Уорхола. Мальчик родился в семье шахтёра, которая постоянно находилась на грани бедности. Будущий художник рано потерял отца в результате несчастного случая в шахте. Вдобавок к этому, ребёнок часто болел, из-за чего большую часть времени проводил, прикованным к постели. Юлия, мама Уорхола, всячески пыталась приободрить сына и часто рисовала для него маленькие картинки на обрывках газетной бумаги.

Юный Энди Уорхол (Джон Вархола, 1945). Источник: официальный сайт The Andy Warhol Museum

Юный Энди Уорхол (Джон Вархола, 1945). Источник: официальный сайт The Andy Warhol Museum

Именно тогда в маленьком мальчике проснулось желание творить: Уорхол начал рисовать разные повседневные вещи, складывая картинки в коллажи, а порой создавал целую анимацию из журнальных вырезок.

Детское хобби постепенно переросло в профессиональное увлечение: в 1949 году Энди получил степень бакалавра изящных искусств в области графического дизайна в Технологическом институте Карнеги, а затем, заручившись поддержкой нескольких университетских приятелей, отправился в Нью-Йорк, чтобы стать успешным иллюстратором.

Успех не заставил себя ждать: застенчивый парень, предпочитающий строгий стиль и внимательный подход к любому делу, быстро привлёк к себе внимание таких знаменитых брендов, как Columbia Records, Glamour, Harper’s Bazaar, NBC, Tiffany & Co. и Vogue. Однако этого Уорхолу было недостаточно: в его голове прочно засела идея преобразовать свой собственный стиль, выйти на рынок искусства с совершенно новым продуктом и открыть большую студию, которая смогла бы объединить всех друзей и поклонников художника в одном творческом порыве.

Энди Уорхол (1945-1949). Источник: Bengtsson Fine Art

Энди Уорхол (1945-1949). Источник: Bengtsson Fine Art

Смена имиджа и открытие «Фабрики»

Энди Уорхол, Эди Седжвик и другие гости «Фабрики»(Steve Schapiro, 1965)

Чтобы выделиться в богемной тусовке и преобразовать самого себя в объект искусства, Энди Уорхол придумал новый образ, примерив парик из светлых волос (впоследствии ставший одной из визитных карточек легенды) и чёрные очки, добавляющие загадочность фигуре. Пользуясь принципом нарочного преувеличения недостатков и небрежности, Энди заставил комплексы по поводу внешности работать в свою пользу.

«Отверженный галереями за избыточную манерность, он добавил своим жестам, подвижным кистям и лёгкой, прыгучей походке ещё больше женственности. Парики стал носить чуть набекрень — чтобы подчеркнуть их присутствие, стал преувеличивать неловкую манеру говорить: теперь он бормотал — если вообще открывал рот»

Оливия Лэнг в книге «Одинокий город. Упражнения в искусстве одиночества»

Интервью с Энди Уорхолом. Источник:YouTube: AWE Temporary

Маленькая квартира Уорхола в Нью-Йорке быстро стала центром творческого процесса художника, и вскоре ему пришла мысль открыть новое пространство, где он смог бы не только работать, но и устраивать встречи с единомышленниками и просто веселиться. Сразу после последней крупной выставки Энди арендовал промышленное помещение в Манхэттене, назвав его «Фабрикой». В 1964 году состоялась презентация студии, которая сопровождалась безумной вечеринкой и экспозицией арт-объектов из картонной тары и упаковок стирального порошка. С этого времени Уорхол стал постоянным героем светских хроник, а «Фабрика» начала привлекать к себе множество гостей.

«Фабрика» (Ugo Mulas,1962)

«Фабрика» (Ugo Mulas,1962)

Студия в стиле лофт была оформлена под стать творческим вкусам Уорхола: стены и потолки были покрыты фольгой, повсюду стояли зеркала и музыкальная аппаратура. Все предметы в «Фабрике» художник раскрасил в серебряный цвет. Как говорил Уорхол, «серебряный цвет был, прежде всего, проявлением нарциссизма». Ходят легенды, что в этот цвет был покрашен даже его кот.

Лучшие работы Энди Уорхола

Диптихи со знаменитостями

Созданная в 1962 году работа с изображением портрета Мэрилин Монро стала отправной точкой в успешной карьере Уорхола. Шедевр объединил в себе два полотна и целых 50 уникальных изображений киноактрисы. Диптих, созданный на основе фотографий со съемок фильма «Ниагара», отображает жизнь и смерть Мэрилин Монро. Созданная методом шелкографии работа стала одной из самых влиятельных в современном искусстве.

«Диптих Мэрилин» (Энди Уорхол, 1962)

«Диптих Мэрилин» (Энди Уорхол, 1962)

Футболку с элементом знаменитой работы можно приобрести в онлайн-магазине ART FLASH.

Оверсайз футболка MARILYN из коллекции I SEE YOU. Фото: Анна Дикарева

Оверсайз футболка MARILYN из коллекции I SEE YOU. Фото: Анна Дикарева

Другая работа Уорхола «Восемь Элвисов» стала одной из самых дорогих за его карьеру. Картина была создана с помощью наложения нескольких реальных изображений Элвиса Пресли в ковбойском наряде и была продана итальянским коллекционером за $100 млн в 2008 году.

«Восемь Элвисов» (Энди Уорхол, 1963)

«Восемь Элвисов» (Энди Уорхол, 1963)

Читайте также:  Какие продукты нужно есть чтоб поправится

Кока-кола, гамбургеры и супы

Коммерческая направленность многих работ Уорхола выглядела противоречивой: одни критики сходились во мнении о сатиричности картин художника, иронизирующего над потребительским характером жизни американцев, другие не признавали шедевры Уорхола, считая, что его творчество существует исключительно для получения дохода. Впрочем, и сам Уорхол не отрицал своего желания заработать на искусстве.

«Я начинал как коммерческий художник и хочу закончить как бизнес-художник. После того как я занимался тем, что называется искусством, я подался в бизнес-искусство. Успех в бизнесе — самый притягательный вид искусства»

Энди Уорхол

Энди Уорхол поедает гамбургер на камеру. Источник: YouTube @Антон Елин

Массовая культура и будничная рутина способствовали созданию самых знаковых работ Энди Уорхола: на протяжении 20 лет ежедневный рацион художника состоял из супа Campbell и гамбургеров, впоследствии ставших центральными образами его работ.

«Банки с супом Кэмпбелл» (Энди Уорхол, 1962)​

Создание «съедобных» полотен продолжилось во время работы Уорхола с музыкальной группой The Velvet Underground. Они снимались в его фильмах и участвовали в шоу «Взрывная пластиковая неизбежность», сочетающем в себе театр, кино, танец и музыку. Шоу положило начало великому альбому группы The Velvet Underground & Nico, обложка которого стала самостоятельным произведением искусства.

Кстати, свитшот со знаменитым бананом Уорхола можно приобрести в онлайн-магазине ART FLASH.

Свитшоты с вышивкой из ассортимента ART FLASH

Свитшоты с вышивкой из ассортимента ART FLASH

Авторское кино

Кинематограф — ещё одна любовь Уорхола. К съёмкам своих авторских фильмов художник подходил также необычно, как и к созданию картин: актёры в кадре часто занимаются своими делами, разговаривают или курят. Сам Уорхол называл такие съёмки «пробами».

За свою карьеру художник снял сотни фильмов: короткометражных и многочасовых, экспериментальных и коммерчески успешных. Среди самых известных: восьмичасовой «Спи», «Винил» — ремейк «Заводного апельсина» — и «Девушки из «Челси»». Последний стал классикой мирового кино. Главной героиней большинства фильмов Уорхола была его муза Эди Седжвик. Юная богатая американка покорила художника с первого взгляда, но отношения в паре со временем разладились: Седжвик в то время познакомилась с музыкантом Бобом Диланом, а Уорхол расценил это как личную обиду. Все роли в фильмах гения стали доставаться другим девушкам, а Седжвик, не смирившись с этим, попала под наркотическую зависимость и вскоре скончалась в возрасте 28 лет.

Кинопробы Эди Седжвик. Источник: Youtube @SangareMP

С чего начать знакомство с творчеством Энди Уорхола

1. Выставка «Я, Энди Уорхол» в Москве. Перенесенная из-за пандемии коронавируса масштабная выставка, посвящённая королю поп-арта, откроется в Москве 25 сентября и будет проходить в выставочном зале Союза Художников России в здании Новой Третьяковки. Посетители смогут увидеть более 200 работ Уорхола.

Источник: архивы пресс-служб

Где купить билеты: на официальном сайте Третьяковской галереи

2. «Гении и злодеи. Энди Уорхол» — программа на телеканале «Культура» с участием арт-критика Александра Панова. За 26 минут зритель сможет кратко ознакомиться с основными вехами жизни и творчества великого американского художника и узнать интересные факты из его жизни.

3. «Я соблазнила Энди Уорхола» — художественный фильм 2006 года, повествующий о типичных буднях богемной тусовки 60-х годов на «Фабрике». В центре сюжета находятся взаимоотношения Уорхола и его музы Эди Седжвик. Отношения в паре развиваются быстро, и стадия любви и восхищения друг другом быстро переходит в опасную войну. Фильм доступен в онлайн-кинотеатрах.

4. «Энди Уорхол» — видеоролик группы ART I FACTS, где тщательно разбирается задумка, смысл и посыл знаменитых шедевров Уорхола.

5. «Философия Энди Уорхола (от А к Б и наоборот)» — автобиографическая работа от самого маэстро, где он делится с читателями мыслями о славе, отношениях, деньгах, сексе, еде, моде, работе, времени, Нью-Йорке и т.д. В отличие от книг других художников, манифест Уорхола — литературное произведение, в котором размышления об искусстве чередуются с воспоминаниями о детстве, а диалоги — с полноценными рассказами от первого лица.

Оригинал публикации можно увидеть на сайте ART FLASH.

Читайте также:

Знакомимся ближе: Бьорк

Знакомимся ближе: Эллиотт Эрвитт

Источник

masterok

Я совсем не понимаю такое искусство и считают его «высосанным из пальца», но есть множество людей, которые имеют другое мнение. Интересно почитать их рассуждения на этот счет.

9 июля 1962 года малоизвестный художник Энди Уорхол (Andy Warhol) открыл небольшую выставку в галерее Ferus в Лос-Анджелесе. Тема выставки просто взрывала мозг: это были банки с супом! Каждая из тридцати двух картин изображает разные вкусы и ароматы супов фирмы «Кэпмбелл» в линейке, от помидоров до перца и крема из сельдерея.

Какой же смысл вложил художник в эти работы? В чём секрет сенсационного успеха и всеобщего признания?

Для Уорхола, которому тогда было тридцать четыре года, это была первая персональная выставка живописи. К тому времени он почти десять лет проработал ведущим коммерческим художником, работая с такими бизнес-империями, как Tiffany & Co. и Dior. Энди был полон решимости стать «настоящим» художником, признанным музеями и критиками. Его секретное оружие? Зарождающийся стиль «поп-арт».

Что означают картины с супом?

Поп-арт перевернул традиционное искусство с ног на голову. Вместо портретов, пейзажей, батальных сцен или других предметов, которые эксперты считали «искусством», такие художники, как Уорхол, брали изображения из рекламы, комиксов и других элементов популярной культуры. Они использовали юмор и иронию, чтобы прокомментировать, как массовое производство и потребительство стали доминировать в американской (и не только) жизни и культуре.

Художники-абстракционисты 1950-х годов, такие как Джексон Поллок, могли прославить себя как творческие гении-индивидуалисты. Художники 1960-х годов придерживались противоположного подхода. Они пытались сгладить или устранить все следы своих собственных художественных процессов — например, мазки кистью. Они всегда старались сделать так, чтобы их работа казалась почти механической, как предмет массового выпуска, который она изображала. Почти.

Читайте также:  Каких продуктах содержится фолиевая

Чтобы нарисовать картину «Банка супа Кэмпбелла», Уорхол спроецировал изображение банки супа на свой чистый холст, обрисовал контур и детали, а затем аккуратно заполнил его, используя кисти и краски. Для единообразия он использовал ручной штамп, чтобы нарисовать геральдический узор вокруг нижнего края каждой этикетки, но не всегда получалось правильно. Мелкие детали — крошечные пятна красного цвета на картине «Томатный суп», неравномерно нанесённый штамп геральдической лилии на других — выдавали ручное происхождение картин. Используя техники изобразительного искусства для изображения предметов повседневного потребления, Уорхол уловил существенное противоречие в поп-арте. Хотя они должны были выглядеть так, как будто они были сделаны механически, каждая картина немного отличалась — и не только этикеткой.

Есть одна общая черта, которая объединяет все тридцать две картины. Вместо того, чтобы детализировать замысловатый медальон в центре этикетки каждой банки, представляющий «золотую медаль качества», которую суп Кэмпбелла выиграл на Парижской выставке 1900 года, Уорхол заменил его простым золотым кружком. Биограф Уорхола, Блейк Гопник, размышлял об этом так: «Это просто потому, что другие краски плохо держатся на золоте? Или потому что получение настоящих медалей требует слишком много усилий? Или может ему просто понравился графический штамп золотого круга?»

Графический эффект и атмосфера ностальгии — это может быть теми двумя причинами, по которым Уорхол выбрал линейку продуктов Кэмпбелла в качестве своей поп-иконы. Классический дизайн лейбла мало изменился с момента его дебюта на рубеже 20-го века. В том числе домашний, скорописный шрифт «Кэмпбелл», который, по словам архивиста компании, был очень похож на подпись основателя Джозефа Кэмпбелла. А сам Уорхол вырос на супе Кэмпбелла. «Я ел его. Один и тот же обед в течение двадцати лет», — сказал он.

Как впервые картины увидели свет

Когда в 1962 году открылась выставка Уорхола, поп-культура только зарождалась. Люди понятия не имели, что делать с искусством, которое так отличалось от всего, чем должно было быть искусство.

Во-первых, Ирвинг Блюм, один из владельцев галереи Ferus, решил выставить картины на узких полках по всей длине галереи, как в проходе супермаркета. «Банки стоят на полках», — сказал он позже о своей инсталляции. Почему бы и нет?

Шоу не произвело фурор, на который надеялись Блюм и Уорхол. На самом деле, тот небольшой отклик, который был получен от публики или искусствоведов, был довольно резким. «Этот молодой «художник» либо тупоголовый дурак, либо упрямый шарлатан», — написал один критик. Карикатура в Los Angeles s высмеивает картины и их предполагаемых зрителей. «Откровенно говоря, сливки из спаржи на меня не действуют», — говорит один любитель искусства другому, стоя в галерее. «Но ужасающая насыщенность куриной лапши даёт мне подлинное чувство дзен». Торговец произведениями искусства рядом с галереей Ферус был ещё более резким. Он разложил в своём окне настоящие банки с супом Кэмпбелла вместе с надписью: «Не вводите себя в заблуждение. Получите оригинал. Наша низкая цена — два за 33 цента».

Несмотря на всё это, Блюму удалось продать пять картин — в основном друзьям, включая актёра Денниса Хоппера. Но ещё до того, как шоу закрылось, он вдруг передумал. Понимая, что картины лучше всего подходят для полного набора, Блюм выкупил те, которые продал. Он согласился заплатить Уорхолу 1000 долларов за всё. Уорхол был в восторге — он всегда думал о «Банках с супом Кэмпбелла» как о наборе. И для художника, и для дилера это решение было «хитрым» ходом, который в будущем окупился.

Почему картины стали такой сенсацией?

Как только публика и критики преодолели шок, они стали созревать до консервных банок Уорхола. Во-первых, это было свежей идеей в искусстве. Насколько сложно понять картину, если оригинал, вероятно, лежит на кухонной полке? Критики начали замечать хитрый ироничный юмор в «портретах» Уорхола Скотч Бульон и Куриный Гамбо. И решение Блюма сохранить картины вместе усилило их влияние.

Выставка в Ferus Gallery стала поворотным моментом в карьере Уорхола. После «Банок супа Кэмпбелла» Уорхол переключился с рисования на шелкографию, процесс, который давал более механические результаты и позволял ему создавать несколько версий одной работы. Его репутация продолжала расти. К 1964 году запрашиваемая цена за одну картину суповой банки, отсутствовавшую в наборе Блюма, выросла до 1500 долларов, и нью-йоркские светские личности носили бумажные платья с принтом суповых банок, изготовленные на заказ самим Уорхолом.

Сама Campbell’s Soups вскоре присоединилась к всеобщему веселью. В конце 1960-х компания ухватилась за популярную тогда причуду бумажных платьев, выпустив «Souper Dress» (супер платье) и маленькую сумочку, покрытую этикетками для супов в стиле Уорхола. Каждое платье имело три золотые полосы внизу, поэтому владелица могла обрезать платье до идеальной длины, не разрезая рисунок консервной банки. Цена: 1 доллар и две этикетки Campbell’s Soup.

Сегодня консервные банки с супом Уорхола остаются иконой поп-культуры: от тарелок и кружек, до галстуков, футболок, досок для сёрфинга и колод для скейтбордов. Один из самых ярких снимков был связан с самим Уорхолом: на обложке журнала Esquire в мае 1969 года он тонул в банке с томатным супом Кэмпбелла.

В конце концов, консервные банки Уорхола были признаны Музеем современного искусства достойными называться искусством. В 1996 году музей выкупил у Ирвинга Блюма все тридцать две картины за космические 15 миллионов долларов — потрясающая отдача от его инвестиций в 1000 долларов в 1962 году. Даже платье Souper Dress было объявлено классикой. В 1995 году, за год до того, как картины попали в Музей современного искусства, они вошли в коллекцию музея Метрополитен.

Источник

Энди Уорхол — король поп-арта

Человек, высмеивавший конвеерность такой же конвеерностью. Человек, на протяжении почти тридцати лет недовольный формой своего носа. Человек, ставший королем поп-арта. Все это — Энди Уорхол.

Читайте также:  В каких продуктах есть аскорутин

В 1928 году никто не мог предположить, что родившемуся в словацкой семье иммигрантов Эндрю Вархоле (таково настоящее имя художника) суждено стать фактически создателем поп-арта. О его деятельности лучше всего высказался он сам:

«Хочу ли я стать великим художником? Нет. Лучше уж я стану знаменитым»

Уорхол, в отличие от больших мастеров, изначально стремился именно к славе и богатству. И своей цели добился.

Родители Эндрю Вархоле не имели отношения к искусству: отец был чернорабочим, а мать — мойщицей окон. Они даже английский язык знали плохо. Воспитание четырёх детей семье давалось с огромным трудом, и главной поддержкой для них было христианство и вера в американскую мечту. Маленький Эндрю Вархола доверял родителям и рос очень набожным ребенком.

У будущей знаменитости с детства было слабое здоровье. В восемь лет из-за болезни центральной нервной системы ему прописали долгий постельный режим, который впоследствии будет повторяться из года в год.

Во время болезней мать, чтобы хоть как-то подбодрить сына, покупала ему раскраски, комиксы, альбомы и фото знаменитых актеров. Эти образы откладывались у маленького Эндрю в голове и, чуть повзрослев, он стал воплощать их на бумаге. Родители, отметив его способности к рисованию, начали копить деньги, чтобы через несколько лет оплатить сыну высшее образование.

На последних курсах университета, уже сменив фамилию на Уорхол, Энди учился на факультете рисования и дизайна. Он выбрал себе псевдонаивный, полумультяшный стиль, который стал использовать и после обучения, став успешным коммерческим дизайнером. Это были первые шаги к созданию его знаменитого стиля, когда картины словно лишены создателя и частичек его души, которые каждый художник обычно вкладывает в свою работу. Позже подобное искусство назовут «машинизированным».

В те годы Энди Уорхол уже мог достаточно зарабатывать, но его имя было известно лишь в узких кругах, а несколько попыток выставиться в галереях провалились. Это вызывало недовольство художника. Даже его друзья, Роберт Раушенберг и Джаспер Джонс, тоже начинавшие с иллюстраций, уже стали настоящими звездами. Энди завидовал. И во многом именно зависть помогла ему стать тем, кем мы его знаем.

Чтобы стать знаменитым, нужно было соответствовать требованиям толпы. Уорхол заметил, что интересы людей стали перемещаться от экспрессионизма к обыденным предметам и деталям из поп-культуры. В конце пятидесятых Энди представил перед публикой серию произведений, выполненных с соблюдением всех необходимых критериев для того, чтобы привлечь тогдашнего зрителя.

Это были простые изображения бытовых вещей: пылесосов, консервов, бутылок, телевизоров и многого другого. Так Уорхол практически нашел свою нишу, уже к началу шестидесятых начав использовать в свои работах ставшие неизменными банки с супом «Кэмпбеллс», кока-колу, знак доллара и Мерилин Монро.

Механического принципа создания работ Энди не боялся а, наоборот, лишь подчеркнул его, дав своей новой студии на Манхеттене название «Фабрика». Там постоянно тусовались разные андерграундные художники, писатели и музыканты, ходившие за прославившимся Уорхолом, словно свита.

На «Фабрике» Энди определил, что его любимая техника — шелкография. А из-за использования печатных станков, работы Уорхола начали словно ставиться на поток, не имея авторства и оригинала. Изображая на своих картинах десятки идентичных банок супа и бутылок колы и обличая бездушную конвейерность современного производства, сам Энди создавал работы точно таким же образом, за что многие имели к нему претензии. Его картины являлись словно иконами начавшего расцветать в те годы общества потребления.

Хотя мы не можем утверждать, что он хотел что-то обличить. Возможно, его вообще не волновало, что рисовать, главное — чтобы нравилось толпе. А чем больше картин — тем больше прибыли. Станки же были лучшим решением в его случае.

Большую часть времени Энди Уорхол проводил за работой в своей мастерской, занимаясь далеко не одним рисованием. (ФОТО — Уорхол с фотоаппаратом). Он делал эстампы, полароидные снимки, снимал документальные и художественные фильмы, а так же записывал огромное количество разговоров на магнитофон, с которым не расставался. Съемка фильмов очень сильно повлияла на его судьбу.

В 1968 на «Фабрику» пришла Валери Соланас — убежденная феминистка, иногда снимавшаяся в фильмах Уорхола. Она внезапно достала пистолет, подошла к художнику и три раза подряд выстрелила ему в живот, сказав, что он украл ее сценарий. Скрыться с места преступления Соланас не спешила — она дождалась полицейских и призналась, что стреляла в Энди Уорхола.

Художник пережил и клиническую смерть, и многочасовую операцию, но не стал давать показания против Валери. Все его внутренние органы были повреждены, из-за чего Энди испытывал постоянные боли. С того момента он сильно замкнулся в себе, почти перестал пускать кого-либо на «Фабрику» и стал уделять в своих работах внимание темам смерти и бессмысленности жизни.

«Я всегда подозревал, что смотрю телевизор, вместо того чтобы жить» — сказал тогда Энди Уорхол.

В последние годы он тратил множество средств и времени на помощь начинающим талантливым художникам, среди которых были Жан-Мишель Баския и Джулиан Шнабель, впоследствии ставший режиссером, снявшим фильм о Баскии и Уорхоле.

Многие современники Энди не ценили его творчества и не понимали посылов подобных работ. Как коробка для перевозки может быть скульптурой? Как портреты Мерилин Монро могут быть картиной, а тем более — диптихом, как Уорхол ее назвал?

Сам художник в одном из интервью ответил, что так проще. И это помогает ему скоротать время на досуге.

Несмотря на все странности и на неоднозначное отношение со стороны общества, Энди Уорхол все же совершил переворот в культуре, сделав искусством предметы, максимально далекие от искусства. Он уничтожил ту грань, которая долгое время отделяла культуру от быта, смешав идеальное с материальным. Только вот не зря ли он это сделал?

Автор: Иван Дымов © Artifex.ru

Источник