Какой новый продукт появился в европе

Из Америки с любовью. Какие продукты привёз Колумб европейцам

За четыре экспедиции с 1493 по 1504 годы, совершённые Христофором Колумбом к берегам Американского континента, его корабли привезли в Испанию десятки растений и животных, которых никогда не видели европейские жители. Потребовались годы тщательного изучения и селекций, чтобы эти продукты вошли в их рацион, и несколько веков, чтобы блюда оказались на столах жителей отдалённых частей Европы и других континентов. Ананас, подсолнечник, тыква, авокадо, кабачок… Это неполный список наших любимых продуктов, которыми мы обязаны мореплавателю.

Картофель

Родиной картофеля считается территория Южной Америки от Чили до Центральной Америки, где на протяжении десятка тысячелетий он культивировался индейцами. При раскопках древних захоронений инков археологи находили изображения этого растения на глиняных изделиях. Картофель, который попал в Европу благодаря экспедициям Колумба, был диким, не похожим на современный. Он представлял собой мелкие и водянистые клубни, поэтому был принят за декоративное растение. Поначалу его пытались есть сырым и использовали в пищу зелёные плоды, и в итоге овощ был объявлен ядовитым. Лишь только в 70-е годы XVIII века, благодаря стараниям французского агронома Антуана-Огюста Пермантье, растение признали съедобным, при этом богатым полезными и питательными веществами. Спустя несколько веков селекции слух о «земляных яблоках» распространился по Европе, и во времена правления Петра I картофель был завезён в Россию. Однако жители отказывались есть и выращивать продукт, который, по слухам, вызывал проказу, рахит и туберкулёз. И всё же спустя пару веков картофель стал для нас вторым хлебом: в СССР выращивалось около трети от объёма мирового производства культуры.

Помидоры

Колумба и его соратников привлёк внешний вид кустиков с резными листьями и маленькими цветочками, поэтому они привезли растение в Старый Свет. Так же как и картофель, поначалу оно считалось декоративным и ядовитым: европейцы боялись использовать в пищу яркие красные плоды. Автор классификации растений Карл Линней назвал его «солянум ликоперсикум», в переводе с латинского — «волчий персик». А вот ацтеки, на родине которых испанцы обнаружили растение, называли его «тумантла» — «крупная ягода», итальянцы дали ему имя «помидоро», в переводе — «золотое яблоко», а французы нарекли его «пом д’амур», что означает «яблоко любви». В Россию помидоры попали в царствие Екатерины II, но лишь в 1850 году была доказана их съедобность и полезность. С этого момента агрономы начали засаживать семенами растений южные территории страны, а селекционеры — работать над сортами, пригодными и к северному климату.

Кукуруза

Одной из первых культур, которые привёз Колумб из Нового Света, стала кукуруза, или маис, как её называли американские индейцы. Археологические раскопки в Мексике, Перу и Боливии показывают, что она культивировалась ещё племенами майя, затем инками и ацтеками. До того как европейцы ступили на Американский континент, кукуруза была там единственной хлебной культурой. Её готовили в початках или перемалывали в муку, из которой пекли лепёшки. Поэтому местные жители считали маис священным растением, слагали про него легенды и мифы. Ацтеки верили, что кукуруза упала на землю в виде золотого града, который послал людям бог Солнца во время страшного голода. Мексиканцы называли кукурузу «тлаолли» — тело, а испанцы прозвали её «индейской пшеницей». Попав в Европу, культура распространилась по континенту невероятно быстро, растениеводы сразу оценили её продовольственную ценность. Высокая продуктивность и лёгкие условия выращивания кукурузы стали весомым плюсом для аграриев, особенно при сравнении с пшеницей и рисом. В Россию она попала в XVII веке, а с начала XIX века началось её выращивание на полях.

Какао

Историки считают, что слово «kakawa» появилось в низменности на берегу Мексиканского залива, где 1000 лет до н. э. обитали племена ольмеков. Затем их сменила цивилизация майя, которая стала выращивать плантации какао-деревьев, а полученный из бобов напиток окрестила «чоколатль». Шоколад стал для южноамериканских индейцев священной жидкостью, которой наполняли ритуальные вазы. Местные племена изобрели множество рецептур его приготовления с добавлением всевозможных специй. Христофор Колумб привёз какао-бобы из своей четвёртой экспедиции в Новый Свет, но на фоне золота и прочих богатств они не привлекли внимание вельмож. Однако позже европейцы узнали рецепт напитка от жителей Американского континента, и шоколад стал их второй зависимостью после табака, который, к слову, также был привезён Колумбом. Сначала лакомство считалось привилегией мужчин, при этом очень знатных и богатых. Какао-бобы стали использовать в качестве валюты: за 100 семян можно было купить хорошего раба. В конце XVI в. в напиток стали добавлять сахар, и он стал любимым лакомством женщин и детей. В 1674 шоколад стали использовать при изготовлении пирожных, а в 1847 была изобретена рецептура твёрдого плиточного шоколада.

Индейка

До путешествий Колумба в Новый Свет европейцы ни разу не видели индейку. Дикая птица, водившаяся в американских лесах, была одомашнена местными племенами, а в начале XVI века завезена в Испанию. Моряки Колумба назвали животных «индийские куры», что было связано с географическими заблуждениями команды относительно их пребывания в Индии. По другой версии, Колумб окрестил птицу «индийским павлином», на индийском диалекте павлин звучит как «tuka». Это объясняет её название в английском языке — «turkey». Однако языковеды находят аналогии с Турцией (Turkey), которая считалась далёким краем, где водятся экзотические твари, а также со звуками «turc, turc, turc», издаваемыми птицей. Европейцы же изначально назвали животное «испанская курица» и очень полюбили блюда из её нежного мяса. К 30-м годам XVI века индеек стали выращивать по всей Европе, в России же её приняли лишь в XVIII-XIX веках под влиянием моды на всё французское.

Источник

Какие новые продукты вошли в рацион питания европейцев в 16 в.

В XVI в. во многих странах Европы заметно увеличилась численность населения. Если в целом в 1500 г. в Европе насчитывалось 84 миллиона ртов, то век спустя — уже 111 миллионов. По этой причине структуры производства повсеместно испытывали давление, а продовольственные ресурсы начали иссякать. Например, в Кастилии с 1530 по 1594 г. население удвоилось, достигнув 6 миллионов, это означало, что страна, прежде экспортировавшая зерновые, оказалась вынуждена завозить их через посредство английских или голландских купцов.

Читайте также:  Какие продукты употреблять при запорах при беременности

С другой стороны, количество лет, отмеченных недостатком продовольствия, по сравнению с XV в. довольно существенно возросло. Так, во Франции в XVI в. было отмечено 13 лет недорода, в то время как в XV в. было только 7. За это время техника сельского хозяйства несколько усовершенствовалась, появились новые орудия и системы орошения, но поля по-прежнему удобрялись недостаточно (хотя некоторые агрономы XVI в. уже догадались, что необходимо включить кормовые культуры в севооборот, а также интегрировать земледелие и животноводство), поэтому урожаи зерновых оставались крайне низкими.

Значит, пора опять прибегнуть к традиционному решению: расширению площади возделываемых земель, мелиорации, распашке целины. В эту эпоху создаются польдеры в Нидерландах, пробивают себе дорогу первые капиталистические инициативы в области сельского хозяйства, в частности возделывание монокультур, например риса в Ломбардии (уже в конце XV в.). Одновременно сокращаются пастбищные угодья; власти в некоторых странах вынуждены принимать законодательные меры, чтобы крестьяне не запахивали лугов; подобные ограничения появляются и в договорах по землепользованию.

В многочисленных трактатах по агрономии, появившихся в XVI в. во всех европейских странах, отражается этот вновь вспыхнувший интерес к земледелию. Кроме того, этот век изобилует работами, посвященными именно питанию, точнее, голоду. Их авторы стремятся ознакомить бедняков с приемами выживания, учат использовать все возможные ресурсы, даже сажать незнакомые растения, употреблять непривычную пищу.

Не случайно эти труды появляются именно в трудные для экономики и производства моменты. Например, брошюры Жака Дюбуа (Сильвиуса):

  • «Режим здоровья для бедняков, который легко поддерживать»), посвященная здоровью бедняков.
  • «Очень полезные советы по поводу голода и средства против него».

Эти брошюры были написаны между 1544 и 1546 гг. В 1591 г. в Италии вышел труд «Рассуждение о недороде и голоде» Джамбаттисты Сеньи. Это не удивительно, так как известно, что самые частые и тяжелые голодовки пришлись как раз на середину 16 века (кульминацией стал общеевропейский кризис 1556-1557 гг.) и на его последнюю декаду (голод 1590-1593 гг.).

Следовательно, это были злободневные трактаты, продиктованные насущными проблемами и нуждами. Принесли ли они в самом деле какую-то пользу беднякам, это, конечно, другой разговор.

Тем временем растущая потребность в продовольствии заставляет искать в новых продуктах возможное решение проблемы. Где-то таким продуктом становится рис. Не известно, как попал этот экзотический, импортируемый продукт, который продавался в лавках, торгующих специями, и использовался крайне скупо, чаще всего в соусах) в Северную Италию. Возможно, через сицилийских арабов или из Испании.

Последняя и в самом деле, испытав влияние арабской культуры питания, представляла собой единственную страну в Европе, где рис довольно рано приобрел немаловажное значение; из Испании он распространился в Нидерланды.

Вторым «открытием» была гречиха. На самом деле ее уже пару столетий знали и возделывали на Западе, но только в XVI в. она распространилась широко, сначала, скорее всего, в Нидерландах, потом в Германии, Франции, Северной Италии. К традиционной пшенной каше желтого цвета прибавилась еще одна, серая.

Гораздо более волнующей — во всяком случае, если иметь в виду долгосрочную перспективу, — оказалась встреча с кукурузой, которую Колумб обнаружил уже во время своего первого путешествия за океан и привез в Европу в 1493 г. Частью из любопытства, частью из нужды кукурузу начали выращивать рано, особенно на Пиренейском полуострове (что понятно).

В самые первые годы XVI в. она зафиксирована в Кастилии, Андалусии, Каталонии; около 1520 г. — в Португалии. В последующие годы она проникает на юго-запад Франции (первое упоминание — в Байонне в 1523 г.) и на север Италии (особенно на запад от Венеции, где ее начинают выращивать в 30-е гг.). Оттуда кукуруза проникла в Венгрию и на Балканский полуостров.

Очень редко кукурузу сеяли на полях вместо других зерновых: ее либо воспринимали как кормовую культуру и выращивали на землях под паром, либо сажали в огородах на пробу. Насчет огородов, в частности, не существовало никаких предписаний: крестьянин мог сажать там все, что ему хотелось. И в самом деле, кажется, что возделывание кукурузы начиналось именно таким образом: ее сажали понемногу, чуть ли не тайком, укрывая от десятин и налогов.

Крестьяне вскоре уяснят себе ее немалую питательную ценность, связанную с необычайно высокой урожайностью, но пока кукуруза продвигается по Европе медленно, а после успехов, достигнутых в XVI в., это продвижение и вовсе замирает.

Возможно, причина в том, что многие не решались употреблять кукурузу в пищу и по-прежнему считали ее кормовой культурой. Возможно, и в том, что кукуруза осталась глубоко чуждой господствующей культуре (в пособиях по «высокой» кухне о ней нет никаких упоминаний вплоть до наших дней). А возможно, в том, что после серьезных голодовок середины и конца 16 века положение несколько улучшилось: система производства продовольствия вновь обрела ту минимальную гибкость, которая позволила продержаться еще какое-то время. Демографический рост после XVI в. тоже прекратился.

Знаменателен, однако, тот факт, что в течение рассматриваемого столетия (с конца XVдо конца XVI в.) все новые продукты проникают в европейскую культуру питания аналогичным образом. Рис, гречиха и кукуруза сначала робко соседствовали с традиционными с/х культурами, потом, почти одновременно, стали пользоваться успехом, но не сумели закрепиться. В XVII в. они отошли в тень, но снова громко заявили о себе в середине XVIII в.

Картофель появляется в Европе несколько позже, но в остальном все совпадает. Обнаруженный испанцами в Перу в 1539 г., картофель прошел через Испанию без особого бума; больше внимания на него обратили в Италии.

Читайте также:  Какие продукты востребованы в россии

Тем не менее в Испании мы находим первое в Европе свидетельство об употреблении картофеля в пищу: в 1573 г. он значится среди продуктов, закупленных для госпиталя Крови Иисусовой в Севилье. К концу 16 века картофель обнаруживается в Германии; Англия же, благодаря Уолтеру Рэли, получает его около 1588 г. прямо из Америки. Все же и картофелю придется дожидаться XVIII в., прежде чем можно будет говорить о его окончательном успехе и о значительном влиянии этого продукта на режим питания европейцев.

Таким образом, питание европейцев в 16 веке обогатилось новыми продуктами: рисом, гречихой, кукурузой и картофелем.

Источник:

«Голод и изобилие. История питания в Европе», М. Монтанари

Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, активную ссылку на источник: sundukistorii.blogspot.com.

If you use materials from this blog, do the on sundukistorii.blogspot.com, please

Источник

Изменение в рационе питания европейцев после великих географических открытий

Изменение в рационе питания европейцев после великих географических открытий.

До великих географических открытий еда была довольно однообразной. Около 60% рациона занимали углеводы: хлеб, лепешки, разные каши, супы. Главными злаками являлись пшеница и рожь, просо и овес, ячмень.

Хлеб бедняков отличался от хлеба богачей. На столе последних обычным был пшеничный хлеб из просеянной муки. Крестьяне, даже если и выращивали пшеницу, почти не знали вкуса пшеничного хлеба. Их уделом были ржаной хлеб из муки плохого помола. Хлеб заменяли лепешками из муки различных злаков, а то и из каштанов, игравших в Южной Европе до появления картофеля роль очень важного пищевого ресурса. В голодные годы бедняки добавляли в хлеб желуди и коренья.

Важное дополнение к зерну составляли бобовые: бобы, горох, чечевица. Из гороха даже выпекали хлеб.

До XVI в. ассортимент овощей и фруктов, выращивавшихся в огородах и садах европейцев, по сравнению с римской эпохой существенно не изменился. Благодаря арабам европейцы познакомились с цитрусовыми: апельсинами, лимонами. Из Египта пришел миндаль, с Востока — абрикосы.

Пресную пищу в большом количестве приправляли чесноком и луком. В качестве приправы широко использовались сельдерей, укроп, порей, кориандр.

Из жиров на юге Европы были больше распространены растительные, на севере — животного происхождения. Растительное масло выделывалось из оливок, фисташек, миндаля, грецкого и кедрового ореха, каштанов, льна, горчицы.

Мясной рацион пополнялся за счет дичи, домашней птицы.

Трудно переоценить значение рыбы в питании того времени. Свежая, но особенно соленая, копченая, сушеная рыба заметно дополняла и разнообразила стол.

Долгое время Европа была ограничена в сладком, так как сахар появился здесь лишь с арабами и вплоть до XVI в. считался роскошью. Из напитков первое место традиционно занимало виноградное вино. К потреблению вина вынуждало плохое качество воды. Так что вино давали даже детям.

Последствия Великих географических открытий.

Европейская заокеанская экспансия привела к встрече ранее изолированных друг от друга цивилизаций, результатом чего стал Колумбов обмен. Он привёл к перемещению товаров, характерных для одного полушария, в другое. Европейцы привезли в Новый Свет коров, лошадей и овец, а также такие культуры как кофе, пшеница, сахарный тростник и хлопок. С другой стороны «продовольственная революция» в Европе связана с внедрением множества новых культур: картофеля, кукурузы, томатов, подсолнечника, фасоли, ананасов, квиноа, коки, широким импортом различных пряностей, какао, чая. Американское золото и серебро распространилось не только в Европе, но и в конечном счёте по всему Старому Свету.

Правила этикета в театре.

Если появилась возможность посетить театр, необходимо вспомнить о правилах поведения в театре.

Как известно, театр начинается с вешалки, вернее с гардероба. Правила здесь не отличаются от общепринятых: мужчина сначала помогает снять верхнюю одежду даме, и только потом раздевается сам. Номерки кавалер оставляет у себя. Хранить их нужно в кармане, а ни в коем случае не вертеть на пальце.

Театр — особое место, сюда не принято приходить в джинсах и кроссовках, а уж тем более в спортивном костюме. Для мужчин обязателен темный костюм, светлая рубашка и галстук. Женщины же обычно посещают театр в вечерних платьях. В зрительный зал кавалер входит первым, показывая билетёру билеты, к местам первым проходит кавалер, показывая дорогу и освобождая проход.

В театре важно занять своё место вовремя. В ложу можно войти, когда уже гаснет свет, а вот место в партере, амфитеатре и бельэтаже нужно занимать не позже третьего звонка. Если ваши места в середине зала, лучше занять их немного раньше, чтобы не беспокоить

сидящих по краям, в обратном случае, напротив, можно немного задержаться. Если всё же кто-то проходит в середину, после того, как Вы уже заняли своё место, нужно встать, чтобы дать им возможность пройти. Мужчина помогает сесть даме, опуская сиденье кресла, затем садится сам.

Сидеть принято прямо, спокойно, по возможности как можно реже меняя позу, чтобы сидящему за Вами не приходилось также менять положение. Разваливаться в кресле или присаживаться лишь на край не следует. Не стоит сидеть, закинув ногу на ногу или широко расставив ноги. Разглядывать зрителей в зале в бинокль в театре считается верхом неприличия — он используется исключительно для просмотра спектакля. В антракте можно покинуть своё место, чтобы посетить туалетную комнату, буфет или просто пройтись по фойе. Можно также остаться на своём месте.

Если Вы всё же опоздали на спектакль, пробираться к своим местам в середине действия не следует. Можно занять любой свободное место с краю или на балконе. После спектакля кавалер обязан проводить даму домой. Можно предложить продолжить вечер обсуждением спектакля в каком-нибудь кафе или ресторане.

Но если идти в театр ради своего удовольствия, все эти правила этикета будут соблюдены само собой. Что может быть проще вежливой улыбки и нарядной одежды. Нет ничего проще, чем просто смотреть на сцену и наблюдать за игрой актеров. А в конце спектакля подарить понравившемуся актеру цветы и свою улыбку.

Читайте также:  Живая клетчатка в каких продуктах

Правила этикета в кинотеатре.

Правила этикета при посещении кинотеатра менее строги, чем при посещении обычного театра, но они всё же существуют.

Отличие состоит, например, в более свободном стиле одежды: здесь вполне уместны джинсы и свитер. Однако посещать кинотеатр, как и любое другое общественное место, в спортивном костюме всё же не следует.

Следует обратить внимание, что не во всех кинотеатрах есть гардероб, поэтому вполне прилично сидеть в зрительном зале в одежде. Её можно снять, но расположить таким образом, чтобы она не мешала соседям.

Занимать свои места следует после приглашения в зрительный зал. При проходе к местам действует тот же принцип, что и в театре: мужчина проходит к ним первым, помогая сесть даме. В отличие от театра, занять своё место обычно можно, даже опоздав на несколько минут. Специально для таких случаев перед показом фильма обычно показывают краткий рекламный блок или анонс предстоящих премьер, раньше его называли «журналом». После его окончания в зале на несколько секунд зажигают свет. Если вы прибыли уже после того, как закончился рекламный блок, то следует занимать свободные места с краю.

Также как и в театре в кинотеатре во время киносеанса не следует громко разговаривать, долго и громко смеяться или мешать просмотру фильма другим образом. Мобильный телефон перед началом киносеанса следует отключить или поставить в бесшумный режим.

Таковы основные правила. И тогда тебя будут часто приглашать в кино или театр, ведь в любое место лучше идти в приятной компании.

Ссылки: https://ped-kopilka.ru/vs-ob-yetikete/pravila-povedenija-v-kinoteatre.html;

https://etiquetterules.ru/etiket-povedeniya/162-pravila-etiketa-pri-poseschenii-teatra.html;

https://jetiket.ru/pravila-povedeniya-v-teatre.html;

Культурные деятели эпохи Возрождения.

Среди представителей культуры Возрождения есть личности, наиболее полно выразившие черты того или иного ее периода.

Крупнейший представитель периода Проторенессанса Данте Алигьери — легендарная фигура, человек, в творчестве которого проявились тенденции развития итальянской литературы и культуры в целом на века вперед. Перу Данте принадлежат оригинальная лирическая автобиография «Новая жизнь», философский трактат «Пир », трактат «О народном языке», сонеты, канцоны и другие произведения.

Первое, что характеризует Данте как человека новой культуры, это его обращение в самом начале творческой жизни к так называемому «новому сладостному стилю» — направлению, полному искренности эмоций, но в то же время углубленного философского содержания. Этот стиль отличается разрешением центральной проблемы средневековой лирики — взаимоотношений «земной» и «небесной» любви. Если религиозная поэзия всегда призывала отказаться от земной любви, а куртуазная, напротив, воспевала земную страсть, то новый сладостный стиль, сохраняя образ земной любви, максимально его одухотворяет; он предстает как доступное чувственному восприятию воплощение Бога. У Данте в «Божественной комедии» личностное отношение к грешникам расходится с принятыми нормами божественного правосудия. Великий поэт практически переосмысливает средневековую систему грехов и наказания за них. Данте обращается к аристотелевской классификации пороков и преступлений, согласно которой поступок объявляется греховным не по смыслу, а по действию. Данте удалось показать, что наказание таится, по сути, в самом преступлении, в общественном его осуждении. Практически эта мысль наводит мост к теории нравственности, не нуждающейся в загробном воздаянии.

Такое внимание и сочувствие гордости знаменует новый подход к личности, раскрепощение ее от духовной тирании церкви. Гордый дух был присущ всем великим художникам Возрождения и самому Данте в первую очередь. Изменение отношения к гордости влечет за собой его изменение к земной славе. Данте неоднократно подчеркивает, что души умерших не равнодушны к памяти о себе на земле.

Сандро Боттичелли — художник другого периода эпохи Возрождения, он острее других выразил духовное содержание позднего кватроченто. Ранний Ренессанс «поражает щедростью, преизбыточностыо художественного творчества, хлынувшего как из рога изобилия».

Творчество Боттичелли отвечает всем характерным чертам раннего Возрождения. Этот период более, чем какой-нибудь другой, ориентирован на поиск наилучших возможностей в передаче окружающего мира. Именно в это время в большей мере идут разработки в области линейной и воздушной перспективы, светотени, пропорциональности, симметрии, общей композиции, колорита, рельефности изображения. Это было связано с перестройкой всей системы художественного видения. По-новому ощущать мир значило по-новому его видеть. И Боттичелли видел его в русле нового времени, однако образы, созданные им, поражают необычайной интимностью внутренних переживаний. В творчестве Боттичелли пленяют нервность линий, порывистость движений, изящество и хрупкость образов, характерное изменение пропорций, выраженное в чрезмерной худощавости и вытянутости фигур, особым образом падающие волосы, характерные движения краев одежды.

На судьбу и творчество С. Боттичелли, равно как и на судьбы многих возрожденцев, повлияла личность Джироламо Савонаролы (1452-1498). С одной, достаточно традиционной точки зрения, Савонаролу трудно причислить к деятелям культуры Возрождения. Слишком разнятся его мысли и убеждения с общим стилем ренессансного мировоззрения. С другой, он является истинным представителем этой культуры. Постепенно он приобретал многих почитателей и последователей. Его сочинения имели немалый успех. Он постоянно изобличал пороки аристократии и духовенства, особенно папства, достигшие ко времени деятельности Савонаролы предела возможного. Объектами критики известного монаха были папы Сикст VI, Иннокентий VIII, Александр ГУ Борджиа, Авторитет Савонаролы так вырос, что в 90-х годах он, став, по сути, правителем Флоренции, властителем ее дум, установил там достаточно жесткий монастырский режим.

В миропонимании Возрождения важным рубежом является творчество Николло Макиавелли. Индивидуалистическая антропоцентрическая концепция мира у него сохранилась, но она претерпела серьезные уточнения. Рядом с проблемой личности в произведениях Макиавелли встали проблемы народа, класса, нации. Как почти все великие мыслители эпохи Возрождения, Макиавелли был подлинным художником. Но самым значительным произведением Макиавелли стал преисполненный трагических противоречий «Государь». Музой Макиавелли была политика, причем реализм политических концепций органически у него сочетался с реализмом художественного метода. В его «Государе» политическая идеология и политическая наука сплетаются в драматической форме «мифа», своеобразной антиутопии.

Названные произведения великих писателей эпохи Возрождения разные по жанрам, но все они пронизаны идеалами гуманизма. Их жизненная правда свидетельствовала о том, что уже есть люди, способные перестроить окружающий мир на основе принципов ума.

Проторенессанс Данте Алигьери

Сандро Боттичелли

Джироламо Савонарола

Николло Макиавелли

Ссылки: https://any-book.org/download/34141.html (Яндекс);

https://soshinenie.ru/deyateli-epoxi-vozrozhdeniya-moreplavateli-uchenye-pisateli-xudozhniki-universalnye-tvorcy/ (Яндекс).

Источник