Какой датчик давления масла поставить на уаз
Содержание статьи
Датчик давления масла ЗМЗ 409
Практически всем владельцам Уаз Патриот и Хантер с двигателем ЗМЗ-409 и его модификациями, известна ситуация, когда внезапно, по показаниям на приборной панели, на холостых оборотах, падает давление масла в двигателе. Между тем, это совсем не означает, что у вас вытекло все масло из двигателя. Проблема может быть исключительно в «бочонке».
Бочонок — это сленговое название основного датчика давления масла ММ-358, или его аналогов 23.3829 и 3902-3829, который и выводит показания на указатель давления масла в системе смазки двигателя, расположенный на приборной панели. Сам по себе датчик не плохой, вот только с его расположением на двигателе ЗМЗ-409, на Ульяновском автозаводе несколько намудрили. На двигателе это датчик расположен прямо над выпускным коллектором двигателя. Начиная с Евро-3 завод стал ставить на двигатель защитные экраны выпускного коллектора, оставив датчик там же.
И вышеописанная проблема в падении давления масла может вполне заключаться именно в расположении этого датчика. Он находится в самом пекле, над выпускным коллектором, поэтому и работает корректно в таких условиях совсем недолго. Начиная постепенно давать ошибочные показания, а потом и вовсе выходя из строя. Или еще один вполне вероятный вариант — несовместимость датчика давления масла и указателя давления масла в системе смазки двигателя расположенного на приборной панели. Об этом ниже. Поэтому падение давления масла в двигателе «по приборам», если оно не сопровождается включением аварийной красной лампы, на которую уже выдает показания отдельный датчик аварийного давления масла 30.3829 (6012.3829, 6202.3829, ММ111Д) срабатывающий при давлении 0.4-0.8 кгс/см2 и ниже, особых опасений вызывать не должно.
Датчик аварийного давления масла двигателей ЗМЗ 409
Для того чтобы контролировать давление в системе смазки двигателей ЗМЗ 405, 406 и 409, предусмотрены два отдельных датчика. Один из них фиксирует величину давления, а второй реагирует на его критическое падение. Характеристики, конструкция и принцип действия датчика давления масла Датчик давления масла (ДДМ) служит для измерения давления смазки в системе. В силовых установках ЗМЗ используются датчики типа ММ358 со следующими характеристиками:
- рабочий элемент — реостат;
- номинальное напряжение, В — 12;
- номинальный ток, А — 0,15;
- рабочий диапазон, кгс/см2 — 0-6;
- сопротивление при отсутствии давления, Ом — 159-173;
- размер посадочной резьбы, в дюймах — ¼.
Конструкция датчика давления масла ММ358
Принцип действия датчика ММ358 следующий: когда двигатель не работает, давление в системе смазки отсутствует. Сопротивление датчика, в соответствии с его характеристиками, составляет 159-173 Ом. При запуске силового агрегата давление возрастает, и масло начинает воздействовать на мембрану, выгибая её внутрь корпуса. Прогибаясь, она через толкатель двигает передаточный рычаг, который, в свою очередь, перемещает ползунки реостата вправо, снижая сопротивление датчика. На это снижение реагирует указатель, перемещая стрелку вправо.
Принцип действия датчика аварийного давления масла
Аварийный датчик предназначен для информирования водителя о падении давления масла в системе до критических показателей. В силовых агрегатах ЗМЗ 405, 406 и 409 устанавливаются датчики аварийного давления масла типа ММ111Д или аналогичные, выпускаемые под каталожными номерами 2602.3829, 4021.3829, 6012.3829. Это устройства контактного типа, принцип действия которых основан на замыкании и размыкании контактов.
Характеристики датчика ММ111Д:
- рабочий элемент — диафрагма;
- номинальное напряжение, В — 12;
- срабатывание при давлении, кгс/см2 — 0,4-0,8;
- размер посадочной резьбы, в дюймах — ¼.
Внутри корпуса устройства расположена подпружиненная диафрагма. К ней прикреплена контактная пластина, которая в нерабочем состоянии замкнута с корпусом (массой) датчика. Во время работы двигателя смазка под давлением поступает через специальное отверстие в корпус и отодвигает диафрагму. Контакты при этом размыкаются. Аварийный датчик давления работает в паре с сигнализатором, который расположен на панели приборов. Он выполнен в виде красной маслёнки. Когда мы включаем зажигание без запуска двигателя — маслёнка должна гореть. Это свидетельствует о том, что на датчик подаётся напряжение, а давление в системе отсутствует. Через 3-5 секунд после запуска двигателя давление в системе возрастает и достигает рабочих показателей. Масло воздействует на диафрагму, контакты размыкаются, а сигнализатор гаснет.
Какое давление масла должно быть в двигателе ЗМЗ-409
Нормальное давление в системе смазки на прогретом двигателе при частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу в 850+-50 оборотов в минуту: — для двигателя ЗМЗ-409.10: не менее 1.0 кгс/см2, — для двигателей ЗМЗ-40905.10 и ЗМЗ-40911.10: не менее 0.7 кгс/см2. Максимальное давление масла в системе смазки — 6.0 кгс/см2. Но при исправном редукционном клапане масляного насоса оно не должно достигать таких значений, потому что при давлении масла в 4.6 кгс/см2 происходит открытие этого редукционного клапана и перепуск масла обратно в зону всасывания масляного насоса, благодаря чему рост давления в системе смазки уменьшается.
Решение проблемы датчика давления масла ММ-358 (23.3829, 3902-3829) на двигателе ЗМЗ-409
В принципе, проблема может решаться периодической заменой этого датчика при плановом замене моторного масла во время технического обслуживания. Но разве это нормальный выход из ситуации? В качестве профилактики, надо проверить совместимость датчика давления масла и самого указателя давления масла в системе смазки двигателя. Дело в том, что в датчике встроен резистивный элемент и при изменении давления масла меняется сопротивление самого датчика, а разные указатели воспринимают эти данные по своему. В Уаз Хантер датчик давления масла ММ-358 нормально работает только совместно с указателем 15.3810. Датчик 23.3829 с указателем 152.3810, а датчик 3902.3829 только совместно с указателем давления масла 341.3810. И если какая то из этих пар у вас не совпадает, то надо менять на соответствующий или датчик, или указатель. Частично же решить проблему можно установкой защитного экрана над выпускным коллектором, как на Евро-3. На двигатели Евро-2 и ниже, с небольшими минимальными доработками, нормально становится экран коллектора выпускного 4062.1008099-11. Конечно же с одновременной заменой датчика. Заводской защитный экран от Евро-3 на двигатели Евро-2 и ниже не подходит, там совсем другие крепления. Есть еще вариант, подключить вместо этого датчика-бочонка механический указатель давления масла с выводом его на приборную панель в салон Уаз. На эту роль прекрасно подходит, что не раз доказано в тематических публикациях в Интернете, механический указатель давления масла от Камаз, каталожный номер УК170, заводской номер 14.3830-02. О плюсах и минусах такой доработки и необходимости ее установки, пусть каждый судит исходя из собственного опыта.
Причины низкого давления масла двигателя ЗМЗ-409 на Уаз
- Заклинивание редукционного клапана масляного насоса в открытом положении, поломка или ослабление пружины плунжера.
- Засорение масляного фильтра.
- Засорение сетки маслоприемника масляного насоса.
- Залипание противодренажного клапана масляного фильтра после длительной стоянки автомобиля.
- Перегрев двигателя.
- Повышенные зазоры в масляном насосе, износ шестерен насоса.
- Увеличенные зазоры в кривошипно-шатунном и газораспределительном механизмах в тех узлах, куда масло подается под давлением.
- Пониженный уровень масла в масляном картере.
- Неисправен привод масляного насоса.
- Залито моторное масло низкого качества или несоответствующее сезону эксплуатации.
- Неисправность датчика сигнализатора или замыкание провода от датчика до сигнализатора на массу.
Проверка датчика аварийного давления масла
Для проверки устройства потребуются:
- шлицевая отвёртка;
- ключ на 22;
- омметр (мультиметр);
- шинный насос с манометром;
- отрезок шланга с хомутами соответствующего диаметра.
Порядок проверки:
- При помощи отвёртки отсоединяем провод питания от аварийного датчика.
- Ключом на 22 выкручиваем его из штуцера (тройника).
- Штуцер манометра соединяем с одним концом шланга. Фиксируем соединение хомутом.
- Другой конец шланга надеваем на штуцер датчика. Зажимаем соединение хомутом.
- Присоединяем щупы омметра или мультиметра, включённого в режиме омметра к выводу датчика и его корпусу (массе). Сопротивление должно быть нулевым (контакты замкнуты).
- Начинаем качать насосом, контролируя давление и сопротивление датчика. При достижении давлением величины 0,4-0,8 атмосфер, контакты датчика должны разомкнуться, а омметр показать бесконечное сопротивление. Это значит, что датчик рабочий. В ином случае его необходимо заменить.
Читайте также на сайте:
Источник
Проверка работоспособности и замена датчиков давления масла автомобилей УАЗ своими руками
Давление масла в системе смазки — важный эксплуатационный показатель любого автомобиля, в том числе УАЗа. Недостаточное внимание к показаниям датчика контроля чревато серьёзными неисправностями и дорогим ремонтом.
Значения давление масла в автомобилях УАЗ
Силовые установки автомобилей УАЗ оборудованы двумя датчиками давления: контрольным, управляющим стрелочным или цифровым индикатором, и аварийным. Последний подаёт световой сигнал (включает лампочку на панели), если давление смазки уменьшается до 0,4-0,8 кгс/см2.
Аварийный датчик включает сигнальную лампу на контрольной панели, если давление масла уменьшается ниже установленного предела
Даже если мотор полностью исправен, значение давления зависит от условий эксплуатации:
- от степени вязкости масла;
- от температуры двигателя;
- от температуры окружающей среды;
- от частоты вращения коленвала (оборотов);
- от нагрузки;
- от использования радиатора охлаждения масла.
Показания индикатора давления масла обычно находятся в пределах 1-5 кгс/см2 и незначительно отличаются для различных моделей «уазовских» силовых установок.
В 2016 году легендарному российскому производителю автомобилей повышенной проходимости Ульяновскому автомобильному заводу исполнилось 75 лет.
Таблица: значение давления масла в различных моторах
Размещение датчиков давления масла на автомобилях УАЗ
Положение датчика зависит от конструкции автомобильного мотора.
На УМЗ-417 и УМЗ-421 основной датчик находится с правой стороны (по ходу движения вперёд) мотора под генератором. Аварийный — между приводными шкивами коленвала и водяной помпы.
Положение контрольного датчика давления масла на двигателе УМЗ-417 отмечено цифрой 12
В 1977 г. начался пробег автомобилей по маршруту: Москва — Горький — Ташкент — Каракумы — Баку — Тбилиси — Ростов-на-Дону — Харьков — Москва. Газеты писали: «Каракумский пробег показал, что УАЗ — автомобиль, годный для эксплуатации в самых разнообразных климатических и почвенных условиях».
На ЗМЗ-4021 и ЗМЗ-4104 основной датчик установлен за генератором. Аварийный — с левой (по ходу движения) стороны в нижней части масляного фильтра.
Положение датчиков давления масла отмечено цифрами 5 и 19
Оба датчика ЗМЗ-409 расположены по левой стороне двигателя за термостатом над коллектором отработанных газов.
На ЗМЗ-5143 основной датчик установлен справа (по ходу движения) на уровне верхнего среза шкива коленвала перед масляным фильтром.
Положение контрольного датчика давления масла отмечено цифрой 20
Аварийный — слева в передней части ГБЦ на уровне верхнего среза шкива вентилятора.
Весной 1973 года на протяжении 4,5 месяца продолжалась автоэкспедиция московских журналистов на двух автомобилях УАЗ-469 по маршруту Москва — Магадан — Москва. Водители-испытатели преодолели около 40 000 километров.
Положение аварийного датчика давления масла отмечено цифрой 15
Оценка работоспособности датчиков
Детальная ревизия датчиков давления автомобилей УАЗ без специального оборудования невозможна. Но если есть сомнения в исправности, приблизительная оценка работоспособности приборов не вызывает затруднений.
В начале 1976 года на протяжении полутора месяцев в далёком северном крае проводились испытания опытного образца УАЗ-452 АС с целью создания автомобиля для Крайнего Севера. Основное отличие опытного образца — улучшенная термоизоляция кузова. За время испытаний УАЗы исколесили по Якутии около 12 000 км.
Оценка аварийного датчика
В корпусе аварийного датчика находится мембрана, разрывающая под действием давления нормально замкнутые контакты в цепи питания сигнальной лампы. Она гаснет, когда давление превышает значение 0,4-0,8 кгс/см2.
Мембрана аварийного датчика включает питание сигнальной лампы, если давление падает ниже допустимой нормы
Характерные неисправности устройства:
- лампа не загорается при низком давлении;
- лампа горит при нормальном давлении;
- нарушение герметичности (течь масла).
Оценка работоспособности без снятия с двигателя
Когда сигнальная лампочка не загорается одновременно с включением зажигания, работоспособность датчика без демонтажа проверяют следующим образом:
- Выключите зажигание автомобиля.
- Отключите датчик от проводки.
- Проверьте тестером сопротивление между контактом датчика и корпусом двигателя. У исправного датчика сопротивление близко к нолю. Если тестер показывает обрыв или большое сопротивление, датчик подлежит замене.
- При отсутствии тестера проверьте работоспособность датчика с помощью лампочки с проводами. Один провод соедините с положительной клеммой аккумулятора, другим коснитесь контакта датчика. Если лампочка загорелась, значит, датчик условно исправен. Причина неисправности в другом.
- В крайнем случае работоспособность датчика можно оценить с помощью штатной сигнальной лампы панели приборов. Снимите с контакта датчика провод и замкните его на корпус.
Для проверки работоспособности аварийного датчика с помощью сигнальной лампы замкните провод на корпус
- Включите зажигание. Если лампа давления на панели горит, датчик неисправен и подлежит замене.
Когда лампа на панели загорается с включением зажигания, но не гаснет после запуска мотора, а индикаторный прибор при этом демонстрирует наличие давления, работоспособность датчика, не демонтируя, проверяют следующим образом:
- Заглушите двигатель, и выключите зажигание.
- Отсоедините провод от датчика.
- Включите зажигание. Свечение сигнальной лампы давления масла на панели свидетельствует, что датчик, скорее всего, исправен. Вероятная причина неисправности сигнализации — замыкание проводки.
Оценка работоспособности демонтированного датчика
Работоспособность демонтированного датчика оценивают с помощью тестера и насоса. Когда нет тестера, пользуются лампой с проводом или электронным индикатором контакта (замыкания).
- Проверьте сопротивление между контактом и корпусом датчика тестером. При отсутствии цепи — отсутствии показаний измерительного прибора — датчик неисправен и однозначно подлежит замене.
Сопротивление исправного датчик давления равно нолю
- Если тестер показывает короткое замыкание или незначительное сопротивление, закрепите провода измерительного прибора на датчике с помощью зажимов.
- Наденьте на штуцер датчика резиновый шланг от автомобильного насоса.
- Сделайте несколько энергичных качков. Если датчик исправен, тестер покажет обрыв цепи.
Нарушение герметичности работающего датчика можно определить по потёкам масла под ним. Для проверки снятого с автомобиля прибора его обмазывают мыльной пеной и создают давление с помощью насоса. Утечка воздуха будет заметна по обильным пузырькам.
Видео: проверка на работоспособность датчика давления
Следует учесть, что аварийный датчик — контрольный прибор с регламентируемыми параметрами. С помощью приведённых выше советов можно примерно оценить его работоспособность, но не полную исправность и соответствие заданным техническим характеристикам.
Оценка контрольного датчика давления масла автомобилей УАЗ
Контрольный датчик устроен таким образом, что его сопротивление электрическому току изменяется в зависимости от измеряемого давления. Чем ниже оно, тем выше сопротивление датчика.
Чем ниже давление масла, тем выше сопротивление контрольного датчика
Среди неисправностей системы смазки автомобиля причиной которых может быть неправильная работа или поломка контрольного датчика давления масла следующие:
- неустойчивые или недостоверные показания контрольного прибора;
- отсутствие показаний;
- явно завышенные показания (стрелка «зашкаливает»).
Проверка сигнальных цепей
Прежде чем «грешить» на датчик, следует убедиться в исправности цепей индикатора контрольной панели.
- Заглушите двигатель, и выключите зажигание.
- Отсоедините провод от датчика давления.
- Включите зажигание. Отсутствие показаний индикатора свидетельствует о том, что короткого замыкания проводки не корпус нет.
- «Закоротите» провод контрольного датчика на корпус. Прибор на панели должен «зашкалить», что демонстрирует исправность цепи.
Оценка контрольного датчика без демонтажа
Оценить работоспособность поможет тестер.
- Заглушите мотор, выключите зажигание.
- Освободите датчика от проводки.
- Измерьте сопротивление между контактом датчика и корпусом. У работоспособного прибора оно около 150-300 Ом. Точное значение можно найти в описании модели датчика.
- Закрепите провода тестера на клемме датчика и корпусе.
- Включите зажигание, запустите двигатель.
- Сопротивление должно уменьшаться с ростом оборотов двигателя от измеренного в статическом состоянии значения до минимального, которое зависит как от характеристик датчика, так и от давления масла в двигателе.
Достоверность показаний работоспособного датчика проверяют, подсоединив вместо него механический манометр.
Точность показаний контрольного датчика давления масла контролируют механическим манометром
Видео: проверка давления масла механическим манометром
Проверка контрольного датчика давления, снятого с автомобиля
В гаражных условиях приблизительно оценить работоспособность снятого с автомобиля контрольного датчика давления масла можно, измерив с его помощью давление в шине. Для этого понадобится:
- автомобильный насос или компрессор;
- манометр;
- тестер;
- самодельный шланг-переходник со штуцером подкачки;
- технические характеристики датчика с графиком зависимости сопротивления от давления.
Последовательность действий:
- Из подходящего шланга изготовьте переходник со штуцером подкачки на одном конце. Свободный конец шланга наденьте на резьбу датчика и зафиксируйте проволокой или хомутом.
- Накачайте шину до давления 2-4 кгс/см2.
- Измерьте тестером и запишите сопротивление между контактом и корпусом датчика.
- Подсоедините с помощью шланга датчик к шине.
- Повторно измерьте сопротивление.
- Сравните полученные данные с таблицей (графиком) из характеристик датчика. Если есть большие расхождения, датчик не следует эксплуатировать.
Характеристики контрольных датчиков давления масла разных моделей отличаются
- Обмажьте датчик мыльной пеной и оцените его герметичность по отсутствию пузырьков.
Приведённые способы проверки приблизительные и не гарантируют полной исправности датчика давления масла.
Замена датчиков давления масла своими руками
Чтобы облегчить доступ к датчикам давления масла может потребоваться демонтаж каких-то дополнительных деталей, определяемых конструкцией модели автомобиля и двигателя. Например, инструкция на УАЗ-3151 рекомендует предварительно снять передний брызговик двигателя.
Микроавтобус УАЗ наибольшей популярностью из регионов пользуется в Якутии. Многие гости из центральной России, удивляясь количеству УАЗов, называют Якутию «Уазляндией».
Для замены датчиков понадобится штатный набор инструментов автомобиля.
Перечень операций по замене контрольного датчика давления
- Выключите зажигание, отключите аккумуляторную батарею от корпуса.
- Снимите мешающие доступу детали.
- Отверните винт крепления и освободите датчик от проводки.
Используя отвёртку, выверните винт крепления сверху датчика
- Ключом отверните датчик и демонтируйте. Шлицы для ключа на 17 находятся под корпусом датчика.
Отверните датчик ключом и снимите его
- Установите исправный датчик. Заверните прибор рукой и слегка подтяните ключом, не допуская значительных усилий.
- Подключите датчик к проводке, закрепите наконечник винтом.
- Подключите аккумуляторную батарею, запустите двигатель, оцените работоспособность.
- Проверьте, нет ли подтекания масла. При необходимости осторожно подтяните резьбовое соединение.
Видео: замена контрольного датчика давления масла
https://youtube.com/watch?v=XRkmNRMuTzg
Перечень операций по замене аварийного датчика давления
- Выключите зажигание, отключите аккумуляторную батарею от корпуса автомобиля.
- Освободите доступ к датчику, сняв мешающие детали, если они есть.
- Разомкните разъём, и отключите наконечник провода аварийного датчика от проводки.
- Удерживая штуцер датчика ключом на 19, ключом на 22 отверните датчик и снимите его.
- Отверните крепёжный винт и снимите провод с датчика.
- Установите новый датчик в обратной последовательности и подключите его к проводке.
- Включите аккумулятор, запустите двигатель, оцените работоспособность датчика.
- Осмотрите датчик визуально. Если заметны подтекания масла, слегка подтяните резьбовое соединение.
Галерея: снятие аварийного датчика давления
Отверните крепёжный винт и снимите провод Удерживая штуцер, отверните датчик ключом Отключите наконечник провода аварийного датчика от проводки
Проверка работоспособности и замена датчиков давления масла автомобилей УАЗ — простая операция, доступная любому владельцу. Главное — знать, что делать.
(3 голоса, среднее: 3.7 из 5)
Источник