Какое должно быть давление в радиаторе
Содержание статьи
Давление в системе охлаждения двигателя: какое должно быть
Всем привет! Все мы знаем, к каким последствиям может привести перегретый двигатель. Одной из причин повышения температур выступает неправильное давление в системе охлаждения двигателя.
Большое количество современных машин, а точнее подавляющее большинство, работают на моторах внутреннего сгорания. Потому для дизельного и бензинового ДВС предусмотрена специальная система охлаждения. Основана она на жидкостно-воздушном принципе работы.
Ключевым компонентом выступает специальная жидкость, то есть антифриз. Он циркулирует по системе под воздействием давления, охлаждая все необходимые элементы мотора. Но бывает так, что это давление избыточное, либо чрезмерно низкое. В каждой ситуации есть свои причины и скрытые угрозы.
Как формируется внутреннее давление
Часто можно встретить высказывания о том, что в двигателе образуется рабочее давление, которое может быть повышенное, то есть чрезмерно сильное, либо недостаточное.
Но тут следует запомнить одну вещь.
Специально в системе охлаждения давление не создается.
Фактически для ДВС не важно, при каком именно давлении жидкость охлаждения будет циркулировать по его внутренним полостям. Тут главный вопрос в том, чтобы элементы успевали охлаждаться.
Из курса физики многие знают, что практически все жидкости под воздействием нагрева начинают постепенно расширяться. Это можно отнести к антифризу и тосолу. Средний показатель расширения жидкостей под нагревом составляет от 10 до 20% от их начального объема. То есть именно на такое количество жидкости в системе окажется больше после того, как мотор перестанет работать на холодную, и выйдет на свой стандартный температурный рабочий режим. А система охлаждения выступает как замкнутый контур. Запуская мотор, он прогревается, параллельно начинает расти внутреннее давление.
ОЖ при этом давит на радиаторные стенки, патрубки и прочие внутренние компоненты.
Одну из ключевых задач в работе системы охлаждения выполняет крышка расширительного бачка. Фактически это клапан низкого и высокого давления, способный осуществлять подсос воздуха, либо же сбрасывать избыточное давление.
Для чего в системе высокое давление
Казалось бы, если большое давление создает такие проблемы, зачем вообще оно требуется внутри системы.
Опять же обратимся к школьному курсу физики. Там сказано, что чем выше окажется давление, тем выше поднимется и температура кипения жидкости. Банальный пример. При давлении, равном 1 атмосфере, простая вода закипит примерно при 100 градусах Цельсия. Но поднимите давление еще на 1 атмосферу, и тогда жидкость начнет кипеть только при 120 градусах Цельсия. Это примерные цифры, но суть, я думаю, вы уловили. Причем вода в примере указана не просто так. Ранее на автомобилях системы охлаждения функционировали на обычной воде.
Поскольку вода кипит уже при 100 градусах, а в моторе температура выше, потребовалось поднять давление, тем самым повысив отметку температуры закипания.
В зависимости от мотора и авто, у всех машин свои показатели рабочей температуры. Загляните в руководство и техническую документацию таких автомобилей и двигателей:
- ВАЗ 2114;
- Дэу Ланос;
- Шевроле Лачетти;
- Шевроле Нива;
- УАЗ Патриот;
- Газель с ЗМЗ 406;
- ВАЗ 2106;
- ВАЗ 2107;
- Киа Спектра;
- Рено Дастер и пр.
Вы наглядно увидите, что температура действительно отличается.
Еще одним существенным недостатком старых систем, отвечающих за охлаждение ДВС, была недостаточная герметичность.
Современные ОЖ, применяемые на автомобилях, обычно закипают на отметках 130-140 градусов по шкале Цельсия. Если они еще и будут находиться внутри герметичного контура, тогда при условии создания высокого давления закипание произойдет только по мере достижения температуры до уровня 150 градусов. С этим связан тот факт, что современные моторы очень редко могут закипеть. Хотя это все равно актуальная проблема для многих старых автомобилей и их двигателей, продолжающих эксплуатироваться в нашей стране. Так что пока от этой проблемы избавиться не удалось.
Думаю, все теперь поняли, для чего нужно давление, и почему езда без давления фактически невозможная.
Перед тем как проверить и разобраться в том, какие причины приводят к понижению и повышению давления, следует разобраться в нормах этого самого давления.
Каким должно быть давление
Как и рабочая температура двигателя, давление внутри систем охлаждения для всех автомобилей и моторов разное. Нет общепринятого стандарта, на который бы все ориентировались.
Чем выше производительность у мотора и его мощность, тем больше должна быть температура закипания.
Отсюда и более высокое давление.
Смотрите также
Но есть условное среднее значение. Оно составляет от 1,2 до 2 атмосфер. При этом достаточно редко отметка достигает 2 атмосфер. Кстати, поскольку мы говорим о давлении, связанном с жидкостью, применять такую единицу измерений как атмосферы не совсем корректно. На самом деле тут правильно использовать бары. Но поскольку 1 атм равняется 1 Бар, особых проблем с переводом единиц измерения не возникает. Просто знайте, что по отношению к жидкостям используются бары, а в случае с давлением воздуха актуально применять атмосферы. Вот и все.
На показатели давления внутри системы влияет множество факторов, включая используемую ОЖ, правильно разбавленный концентрат антифриза, герметичность ДВС, особенности его конструкции и пр.
Проблемы с внутренним давлением
Смотрите также
Зная из руководства по эксплуатации, какое давление должно быть в норме при работе конкретно вашего мотора, может возникать все две основные проблемы.
Тут речь идет о том, почему нет давления в системе, то есть оно чрезмерно низкое, либо почему оно выше нормы, и как снизить его теперь.
Избыточное давление
Если давление окажется выше нормальных показателей, компоненты охлаждающей системы и самого ДВС могут выйти из строя. Есть случаи разрыва радиатора, срыва патрубков, деформации шлангов и пр.
Когда в процессе эксплуатации авто то и дело слетают те или иные патрубки, относящиеся к охлаждению, это указывает на чрезмерно высокое внутреннее давление. Причем причина всегда одна и та же. Это неисправный предохранительный клапан. Об этом мы уже говорили в теме о том, почему выбрасывает тосол из расширительного бачка. Настоятельно советую перечитать. Решается проблема предельно просто. Нужно снять старую пробку на бачке или радиаторе, и установить новую.
Эта крышка на самом деле клапан. Причем в современных авто он двойной, и отвечает одновременно за подсос воздуха и сброс избыточного давления.
Дефицит давления
Смотрите также
Когда давление в системе падает, первым делом это можно идентифицировать по слабому нагреву воздуха, поступающего из печки машины.
Причин падения давления бывает несколько:
- Зависание клапанной крышки. Она зависла в открытом положении, то есть нарушена герметичность, происходит подсос воздуха. Если после прогрева мотора открутить крышку, услышите шипение выходящего воздуха. При его отсутствии клапан не работает;
- Подтекает антифриз. Не всегда удается найти источник проблемы. Потому можно провести простую проверку с помощью насоса, манометра и простейших инструментов. Насос подключается к бачку и начинается прокачка. Нужно добиться 1,4-1,6 бар. Теперь смотрите, откуда вытекает ОЖ;
- Дефицит ОЖ. Когда антифриза больше нужного, его будет выбрасывать через клапан при нагреве. Если жидкости мало, закипание происходит быстрее нормы, образуются воздушные пробки и в системе наблюдается малое давление. Тут нужно просто следить за уровнем антифриза.
В жизни автомобилиста случается всякое. Но статистика наглядно говорит о том, что большинство проблем с мотором имеет непосредственную связь с системой охлаждения и ОЖ. Нужно как минимум научиться правильно смешивать антифриз и постоянно поддерживать нужный уровень в бачке.
Всем удачи на дорогах!
Подписывайтесь, оставляйте отзывы, задавайте интересующие вас вопросы!
Источник
Какое давление в системе охлаждения двигателя должно быть и что делать, если оно не в норме
Современные автомобили с двигателями внутреннего сгорания используют замкнутую жидкостную систему охлаждения. В большинстве случае внутри системы циркулирует антифриз. Хотя некоторые упорно продолжают заливать туда обычную воду, что является грубым нарушением правил эксплуатации.
Внутри этой системы создаётся постоянное избыточное давление во время работы двигателя. Не все понимают, зачем это нужно, поскольку основной задачей считается обеспечение эффективной циркуляции жидкости охлаждения по малому и большому кругу.
В действительности давление играет большую роль в работе ДВС. Оно позволило избавиться от распространённой и очень актуальной проблемы старых машин.
Зачем создаётся внутреннее давление
Разобравшись с давлением в системе охлаждения двигателя, многое станет понятным и очевидным.
Есть пример старых автомобилей. В них жидкость непрерывно циркулировала в моторе, нагревалась, забирая избыточное тепло, а затем охлаждалась в радиаторе за счёт встречного потока воздуха и воздуха от вентилятора, работающего принудительно.
Тогда в радиатор заливали обычную воду, и машина спокойно ехала. Но только часто было так, что водитель вынужденно останавливался посреди дороги, поскольку из-под капота начинал валить густой белый пар. Мотор попросту закипал, и вода начинала кипеть и активно испаряться. Именно это провоцировало появление густого белого дыма (пара).
Чтобы продолжить путь, приходилось остужать ДВС, заливать новую холодную воду и ехать. На то время такое понятие как закипание двигателя было знакомо практически каждому автовладельцу.
Скоро вы поймёте, зачем в системе охлаждения современного двигателя требуется давление. Причина закипания старых ДВС предельно простая. Вода в нормальных условиях при обычном атмосферном давлении кипит, когда температура достигнет 100 градусов Цельсия. Циркулируя по кругу, при большой нагрузке на мотор вода не успевает остыть, а потому кипит.
У современных антифризов, заливаемых в авто, температура кипения повысилась до 105-115 градусов Цельсия.
Теперь вспомните школьный курс физики, и сразу станет ясно, для чего в действительности нужно создавать давление в системе охлаждения. По мере роста давления растёт и температура закипания соответствующей жидкости.
При повышении внутри системы давления антифриз будет закипать соответственно при более высокой температуре.
Это существенно защищает моторы от эффекта закипания. Большинство двигателей в нормальных условиях нагреваются при работе до температуры 90-95 градусов Цельсия. Используя обычную воду и без давления внутри системы, буквально при небольшой перегрузке мотор закипал бы. А поскольку заливается антифриз, плюс температура кипения увеличилась за счёт создаваемого давления, то порог кипения отодвигается до отметки около 110-120 градусов Цельсия. Это позволяет даже при сильных нагрузках на ДВС исключать возникновение проблем.
А чтобы создать должный уровень давления в самой системе, разрабатывать какие-то особые технологии не пришлось. Для этого применяются замкнутые системы охлаждения. Жидкость в них постепенно нагревается по мере работы двигателя, образуется пар, и он создаёт то самое давление.
Давление не может расти бесконечно, но и падать ниже определённой отметки также не может. Для контроля этих параметров применяются клапанные крышки на радиаторе и расширительном бачке.
Крышка позволяет сбрасывать или нагнетать давление по мере необходимости. Это компактное, но очень полезное и важное устройство, работающее на благо системы охлаждения и всего двигателя.
Нормальные параметры
Сложно однозначно сказать, какое давление должно быть в системе охлаждения каждого автомобиля. Даже на одной и той же модели с разными установленными ДВС параметры могут отличаться.
Если говорить про средние значения, то это диапазон от 1,2 до 2 атмосфер. Хотя крайне редко показатели достигают 2 атмосфер. Но в автомобилестроении есть пример, когда давление 2,2 считается нормой.
При подсчётах давления жидкости обычно используют единицу измерений Бары. Но они аналогичны атмосферам. То есть 1 атм = 1 бар.
Внутреннее давление в автомобильной системе охлаждения зависит от целого ряда факторов. И далеко не последнюю роль играет то, какое охлаждающее средство залито в радиаторе, какую конструкцию имеет мотор автомобиля, его герметичность и прочие нюансы.
Узнать точную информацию касательно нормы давления конкретно в вашем двигателе можно из мануала и рекомендаций по эксплуатации от автопроизводителя.
Как проверяется давление
Довольно часто автомобилисты интересуются, как проверить в гаражных условиях текущее давление в системе охлаждения. Сделать это не так просто.
Для таких задач обычно применяют специальные стенды в условиях автосервиса, и проводят комплексную диагностику в разных режимах работ. Примерные показатели можно определить путём подключения к герметичной системе манометром. Но подобные манипуляции в условиях гаража и без специализированного оборудования проводить не стоит.
Обычно самостоятельная проверка предусматривает диагностику клапанной крышки расширительного бачка. Её нужно проверить на предмет целостности, удостовериться в отсутствии трещин и повреждений, изучить состояние уплотнителей и пр.
Есть и альтернативный вариант проверки. Для этого потребуется манометр, насос или компрессор. С расширительного бачка снимается верхний патрубок, на его место подключается шланг, соединённый с насосом. Создаётся давление. При достижении пикового значения (обычно около 1,4-1,5 атм) клапан должен сработать.
Роль клапанной крышки
Далеко не все понимают, насколько важную роль играет с виду обычная крышка, которой закрывается расширительный бачок для заливки жидкости охлаждения.
На самом деле это сложное устройство. Современные крышки оснащаются сразу двумя клапанами. Это выпускной (паровой) и впускной. Также их называют перепускным и атмосферным соответственно.
Фактически это специальный клапан, который отвечает за давление внутри рассматриваемой системы. Когда растёт внутренняя температура по мере нагрева двигателя, параллельно повышается и давление. Если в какой-то момент не сбросить лишнее, тогда герметичность будет под угрозой. Элементы может попросту разорвать изнутри. Обычно всё начинается с повреждения самых уязвимых элементов в виде уплотнителей и сальников. Не исключается и разрыв самого расширительного бачка, шлангов и патрубков.
Клапанная крышка непосредственно на расширительном бачке способствует выводу избыточного давления и его нагнетанию по мере необходимости.
Каждый клапан имеет определённый порог срабатывания. Его механизм выполнен так, что при достижении того или иного значения он открывается или закрывается. Тем самым сбрасывается лишнее давление либо всасывается атмосферный воздух.
При длительной стоянке двигатель остывает, жидкость охлаждается, из-за чего внутри образуется разряженная атмосфера. Это говорит о недостаточном давлении внутри. Чтобы его компенсировать, клапанная крышка открывается и происходит всасывание воздуха. Тем самым давление нормализуется.
Из-за чего возникает избыточное давление
Проблема избыточного давления в системах охлаждения двигателей в полной мере не ушла, несмотря на внедрение новых технологий. То есть закипеть мотор всё ещё может.
Провоцируют разного рода проблемы, включая закипание, именно слишком большое давление и нагнетаемое воздействие на внутренние стенки. Чтобы в системе охлаждения вашего двигателя не произошло сбоя, требуется оперативно решить возникшую проблему.
Долго искать причины, из-за которых наблюдается чрезмерно высокое давление в системе охлаждения современного двигателя, не придётся. Искать её нужно в паровоздушном клапане, монтированном на крышке расширительного бака, используемого для заливки жидкости охлаждения.
Иногда причины кроются в самом расширительном бачке, который заклинивает или засоряется. Но в основном виновник очевиден. Именно из-за его потери работоспособности внутри двигателя возникает слишком высокое давление, и это может сильно навредить системе охлаждения.
Самым правильным решением в такой ситуации станет замена крышки. Альтернативного варианта просто нет. Но поскольку клапанная крышка стоит недорого, с её покупкой и заменой автовладелец точно не разорится.
Некоторые пытаются восстановить клапан при его заклинивании по причине загрязнения. Для промывки используют жидкость для очистки карбюраторов. Если это не помогло и повышенное давление продолжает сохраняться в системе охлаждения, для вашего двигателя будет лучше приобрести новую аналогичную крышку. Иначе потом не удивляйтесь, почему мотор закипел, бачок разорвало и потребовался серьёзный и дорогостоящий ремонт.
Чтобы поддерживать оптимальное рабочее состояние системы охлаждения, рекомендуется раз в 2 года менять клапанную крышку.
Избыточное давление считается более опасным явлением, нежели его дефицит. Но и в этом случае есть некоторые угрозы.
Причины отсутствия давления
Бывает даже и так, что нет давления в системе охлаждения, из-за чего также могут возникнуть определённые неприятности.
У такой ситуации есть свои вероятные причины. Они заключаются в нарушении герметичности системы. Тут потребуется специальное оборудование, позволяющее найти проблемный участок. Хотя иногда в гаражных условиях применяются обычные народные методы. Путём визуального поиска места пробоя порой удаётся отыскать участок, где произошла разгерметизация.
Сначала проверяется состояние воздушного клапана. Если он зависнет в открытом положении, то давление в системе не будет повышаться. Отсюда и закипание мотора, его перегрев.
Если клапан работает нормально, тогда в системе есть утечка. Её нужно искать и устранять. Порой антифриз выходит через повреждённые патрубки и шланги. Также причиной могут стать изношенный радиатор охлаждения или радиатор печки. Самым неприятным считается момент, когда антифриз уход в двигатель. Виной тому становится пробитая прокладка ГБЦ.
Проверить систему на утечку можно и в гаражных условиях. Для этого нужно снять верхний патрубок от расширительного бачка, и на его место подключить шланг с насосом и манометром. Насос можно заменить на компрессор. Далее начинайте нагнетать давление и следите за тем, откуда будет вытекать антифриз.
Источник
Lammin — инженерная сантехника для отопления и водоснабжения
Расхождения в показателях приводят к разгерметизации и способствуют повреждению отопительных приборов.
Нюансы подбора
Рабочее давление в радиаторах показывает величину постоянного воздействия, на которую они рассчитаны. В сетях обогрева оно возникает из-за циркуляции нагретого теплоносителя и зависит от следующих особенностей отопительного контура:
- протяженности трубопроводов;
- количества батарей.
Кроме того, на величину возникающей нагрузки влияет способ организации обогрева помещений, который может быть автономным или централизованным. Каждый вариант имеет свои особенности и позволяет устанавливать определенный вид радиаторов.
Автономную сеть отопления используют для создания комфортных условий проживания в малоэтажных частных домах. Она востребована при отсутствии централизованной системы и функционирует при рабочем давлении, которое варьируется в пределах 3-5 атмосфер. Если сеть обогрева прокладывается в одноэтажном доме и является закрытой, то этот показатель составляет 1,5-2,5 атм.
Какое рабочее давление в централизованной системе многоквартирного здания? Эту информацию можно получить, обратившись в управляющую компанию или ЖЭК. Обычно показатель варьируется от 8 до 16 и более атмосфер и зависит от следующих факторов:
- высоты дома;
- мощности и состояния оборудования, с помощью которого осуществляется подача теплоносителя;
- удаленности здания от теплового пункта;
- диаметра трубопровода сети в квартире;
- расположения помещения и расстояние от общего стояка;
- степени износа элементов коммуникаций.
При покупке радиатора необходимо подбирать определенную модель так, чтобы ее рабочее давление превышало максимальное значение аналогичного показателя отопительной сети не менее, чем на 2 атмосферы.
При выборе батарей нужно также учитывать и испытательное давление. Оно отражает максимальное воздействие, которое способно выдержать изделие в течение краткосрочного периода. Этот параметр определяют в процессе проведения испытаний в заводских условиях на предприятиях, занимающихся производством радиаторов.
Он показывает устойчивость отопительных приборов к гидравлическим ударам, возникающих иногда в централизованных системах обогрева.
Сравнение батарей разных типов
Величина давления, которую выдерживает радиатор в процессе эксплуатации, зависит от используемых материалов и конструктивного решения изделия. Средние показатели приведены в таблице.
Сравнение давлений радиаторов разных типов
Вид батарей | Среднее испытательное, бар | Среднее, рабочее, бар |
Стальные | 10-13 | 6-8 |
Алюминиевые | 9-24 | 6-16 |
Чугунные | 15-18 | 9-12 |
Биметаллические | 35 | 25 |
Стальные
Панельные батареи из стали относятся к отопительным приборам, рассчитанным на низкое давление. Это обусловлено нюансами конструкции изделий, которые изготавливаются из металлических листов с помощью сварки. В процессе эксплуатации сварные швы подвергаются значительным нагрузкам и при их повышении разрушаются, нарушая герметичность радиаторов. Трубчатые модели прочнее, но также не рассчитаны на высокие показатели давления.
В зависимости от изготовителя и модификации, стальные устройства способны выдерживать давление от 6 до 8 атмосфер, а величина испытательного обычно не превышает 10-13 атмосфер. Такие изделия не сохраняют своих параметров и целостности конструкции при возникновении гидравлических ударов в сети отопления, поэтому могут применяться только в автономных системах частных домов.
Алюминиевые
Значительное количество представленных в продаже алюминиевых батарей имеют рабочее давление от 6 до 9 атмосфер, а у продукции некоторых изготовителей этот параметр составляет до 16 атмосфер. Кроме того, изделия отличаются:
- хорошей теплоотдачей;
- малым весом;
- привлекательным дизайном;
- небольшой инерционностью;
- длительным сроком службы.
Почему при таких характеристиках батареи из алюминия не используются в централизованных системах отопления? Во-первых, они чувствительны к составу теплоносителя и при pH более 7-8 склонны к химической реакции, которая происходит с выделением водорода. Это приводит к появлению коррозии и со временем разрушает металл.
Кроме того,
алюминиевые радиаторы повреждаются при возникновении гидравлических ударов в системе отопления, поэтому их целесообразно использовать для автономных сетей частных домов. В этом случае отсутствует вероятность резких перепадов давления и возможно следить за качеством теплоносителя, циркулирующего по трубам.
Чугунные
По сравнению со стальными батареями чугунные модели более устойчивы к внутреннему воздействию теплоносителя и способны выдержать до 9-12 атмосфер. Для них также характерно следующее:
- отсутствие чувствительности к составу транспортируемой среды;
- устойчивость к появлению коррозии;
- малое гидравлическое сопротивление, которое достигается благодаря большому диаметру проходного отверстия.
Радиаторы из чугуна используют в домах с центральным отоплением, поскольку они не поражаются ржавчиной при сливе теплоносителя в летний период. Однако такие батареи отличаются высокой тепловой инерцией, поэтому их охлаждение происходит медленнее, чем остывают стальные или алюминиевые изделия.
Кроме того, чугунные отопительные приборы не всегда способны без последствий выдержать гидравлический удар. Такие изделия можно использовать в зданиях с центральной системой, высота которых не превышает 9 этажей, и для обогрева частных домов с автономной сетью.
Биметаллические
У биметаллических отопительных приборов самые высокие показатели рабочего и испытательного давления. В среднем в зависимости от производителей они составляют 25 и 35 атмосфер соответственно. Такие характеристики достигаются благодаря особенностям конструкции. Для изготовления сердечника, по которому перемещается теплоноситель, используют прочную и устойчивую к появлению коррозии сталь.
Поэтому
биметаллические батареи выдерживают значительные нагрузки, не подвержены деформациям и не требовательны к составу транспортируемой среды. Они также отличаются:
- высокими показателями теплоотдачи;
- небольшой массой;
- низкой инерционностью;
- интересным дизайном.
Высокая цена биметаллических приборов быстро окупается за счет продолжительного срока эксплуатации и эффективности нагрева. Они могут использоваться для центральных систем отопления в высотных зданиях с любым количеством этажей и не повреждаются при сильных гидравлических ударах, которые создаются при перепадах давления.
Еще больше полезной информации по выбору радиаторов отопления можно найти в обучающем курсе «Как выбрать радиатор отопления. Полная инструкция.» специализированного отраслевого интернет-портала «СанТехПроспектЪ».
Особенности радиаторов Lammin
Компания Lammin реализует батареи отопления собственного производства, которые представлены алюминиевыми и биметаллическими изделиями серий Premium и Eco. Они изготавливаются в соответствии с требованиями европейских стандартов и могут использоваться на территории России, поскольку адаптированы к ее условиям. Мы реализуем радиаторы, у которых количество секций может варьироваться от 4 до 12.
Показатели рабочего и испытательного давления у биметаллических моделей составляют 25 и 40 атмосфер, а у алюминиевых — 16 и 24 атмосферы соответственно. С учетом этих параметров определяется и назначение изделий. Биметаллические батареи рассчитаны на установку в офисах и административных зданиях, многоквартирных домах и в производственных помещениях.
Аналоги из алюминия применяются при организации отопительной сети в загородных домах, новостройках с небольшим количеством этажей и других вариантов малоэтажного жилья.
Популярность продукции Lammin среди потребителей обусловлена техническими характеристиками изделий и безупречным качеством, которая достигается благодаря строгому контролю при изготовлении.
Использование особого сплава при производстве алюминиевых моделей обеспечивает хорошую тепловую мощность, а специальное покрытие внутренней поверхности цирконием не позволяет оседать частицам и защищает от коррозии. Снаружи металл окрашивают составом, который не растрескивается во время эксплуатации и долго сохраняет привлекательный вид.
Источник