Какое давление в зимних шинах должно быть летом
Содержание статьи
Какое давление в шинах автомобиля должно быть летом и зимой: что нужно знать
Как известно, давление в шинах автомобиля является важным параметром, на который нужно постоянно обращать внимание. Кстати, не все водители знают, что давление в колесах оказывает большое влияние как на устойчивость и управляемость, так и на расход топлива и общий срок службы шин (зимних и летних).
Опытные автомобилисты рекомендуют проверять давление в шинах автомобиля не реже одного раза в 7-10 дней, чтобы постоянно поддерживать то давление, которое рекомендуется. Далее мы рассмотрим, какое давление в зимних шинах и летних покрышках рекомендуется поддерживать, как узнать, насколько сильно нужно накачивать колесо, а также какие тонкости и нюансы нужно учитывать.
Какое давление в шинах нужно поддерживать и почему
Прежде всего, современные покрышки сегодня являются бескамерными (tubeless). Так вот, данный тип шин отличается высокой чувствительностью к давлению. В случае понижения давления не более чем на 1/5 или его повышения на 20% износ покрышки увеличивается на треть, страдает безопасность, также значительно возрастают нагрузки на детали ходовой части и т.д.
При этом важно понимать, что даже если шина не имеет проколов и повреждений, нет дефектов диска, приводящих к потере давления, все равно данный показатель со временем изменяется в результате перепадов температуры, при езде по ямам, неровностям и т.д.
Другими словами, давление в шинах падает. По этой причине важно знать, какое давление должно быть в шинах автомобиля зимой, как накачивать летние покрышки, а также как отклонения от нормы влияют на износ покрышек, устойчивость машины и т.д.
Давление в шинах зимой и летом
Итак, при выборе резины нужно уметь делать расшифровку маркировки шин, учитывать индексы скорости, нагрузки шин и т.д. Обратите внимание, чтобы понять, какое давление должно быть в шинах автомобиля, нужно учитывать, что такое давление зависит не только от самой шины, но и от конкретного автомобиля.
Рекомендации по давлению указывает сам производитель. Другими словами, если установить одни и те же шины на разные авто (одинаковый производитель, типоразмер и т.д.), рекомендуемое давление в них может отличаться в зависимости от машины.
Дело в том, что когда производитель указывает так называемые допустимые штатные размеры резины для конкретной марки и модели авто, отдельно учитывается вес автомобиля и ряд других параметров. Для простоты понимания, в конце статьи будет приведена таблица давления в шинах по марке автомобиля.
- Идем далее. Если же в целом говорить о давлении в шинах автомобиля, следует учитывать, что основной задачей покрышки является максимально эффективное сцепление с дорогой.
Если давление воздуха нормальное, тогда нагрузки в пятне контакта шины с дорогой будут распределены равномерно. В таком случае износ покрышек также происходит равномерно, в полной мере реализованы все технические характеристики и параметры покрышки.
Поддержание рекомендованного давления в шинах означает, что машина легко управляется, устойчивость при прохождении поворотов в норме, нет лишнего шума от колес при езде, эффективность торможения находится на должном уровне, сохраняется топливная экономичность и комфорт.
В случае отклонений, возможны 3 варианта:
- давление повышено;
- давление понижено;
- разное давление в шинах;
В случае, когда шины перекачаны, так и когда покрышки недокачаны, имеет место их сильный износ, происходит снижение комфорта, ухудшение управляемости и т.д. Чтобы проверить давление в колесах, используется специальный шинный манометр. Также отметим, что некоторые современные авто имеют систему контроля давления в шинах.
Решение самостоятельно определяет показатель давления и уведомляет водителя об отклонениях от нормы. Такое оборудование может быть установлено штатно с завода, еще допускается вариант самостоятельной установки.
Если же такой системы нет, проверяют давление в шинах упомянутым выше шинным манометром. Обратите внимание, это нужно делать только на холодных шинах. Если давление выше нормы, колесо нужно немного спустить, выпустив воздух. В случае понижения давления, колесо требуется подкачать.
Главное, привести давление в шинах в норму (для всех колес). Кстати, для подкачки можно использовать ручной или ножной насос (дешево и неудобно) или же автомобильный компрессор для накачки шин (дороже и максимально комфортно).
Если рассматривать давление в шинах зимой, покрышки нужно накачивать так же, как и летнюю резину. В качестве примера, если для покрышек 185/55 R15 производитель конкретной машины рекомендует качать 2.1 атмосферы, то так нужно накачивать как летнюю, так и зимнюю резину.
Единственное, нужно учитывать, что зимой чаще происходит перепад температур. Получается, в зимний период контролировать давление воздуха в колесах нужно постоянно, а также делать поправку на то, что колебания температур могут приводить к быстрым отклонениям от нормы.
Если просто, владелец накачал шины так, как рекомендуется. Однако когда на улице похолодает, давление в покрышках будет снижено. Если же произошло потепление, тогда давление повышается.
По этой причине проверять давление нужно на зимних, а также и на летних шинах в том случае, если происходит колебание среднесуточной температуры более чем на 4-5 градусов по Цельсию (например, днем +27, однако ночью температура упала до +15).
Какое должно быть давление в шинах: как подкачивать колеса правильно
Прежде всего, подкачивать колеса оптимально на открытом воздухе, а не в паркинге или гараже. Еще нужно помнить, что во время езды покрышки нагреваются, воздух от нагрева также расширяется, давление увеличивается. Естественно, это влияет на управляемость, тормозные свойства, комфорт и расход горючего.
- Также повышенное давление в шинах приводит к тому, что нагрузка усиливается на центральную часть протектора покрышки, который контактирует с дорогой. Результат — неравномерный износ перекачанной шины.
Также при повышении давления больше чем на 0.5 атмосферы тормозные свойства покрышек ухудшаются, так как пятно контакта с дорогой уменьшается. В результате будет меньшей и сила трения, машина быстрее сорвется в занос или начнет скользить. Естественно, тормозной путь увеличивается.
На практике, езда с высокой скоростью, активное прохождение поворотов и агрессивное вождение может стать причиной того, что давление в шинах автомобиля может увеличиваться. Более того, если долго ехать по трассе с высокой скоростью, давление может подниматься с рекомендованных, например, 2.5 атмосферы до 4-х или даже 5-и атмосфер.
С одной стороны, производители покрышек это учитывают, шины рассчитаны на такое давление. Однако старая резина или шины с трещинами, грыжами или порезами могут сильно нагреться и попросту взорваться во время езды.
- Теперь рассмотрим низкое давление в колесах. Прежде всего, пониженное давление в шинах не менее опасно, чем повышенное. На практике, снижение давления даже на 0.5 атмосферы быстро выведет покрышки из строя, значительно ухудшается управляемость автомобиля, увеличивается нагрузка на подвеску и колесные диски, будет большим расход топлива и т.д.
Как и в случае с перекачанными колесами, при пониженном давлении на поверхности шины снова происходит неравномерное распределение нагрузки. Однако вместо центральной части, в данном случае активно изнашиваются боковые стороны в тех местах, где происходит контакт покрышки с дорожным полотном.
При этом важно понимать, что боковины спущенных шин будут мягче и фактически приподнимаются во время поворота руля. В результате происходит несовпадение траектории диска и шины, реакции на движение рулем запаздывают, управляемость становится менее острой, ухудшается обратная связь.
Если же давление в шинах сильно снижено, при прохождении поворотов значительно возрастает риск того, что в повороте покрышка слетит с диска (произойдет разбортирование).
Получается, важно не допускать как перекачки шин, так и низкого давления в покрышках, поддерживая давление в норме. Кстати, зимой в холода давление в шинах может снизиться на 0.5 атмосферы, что часто становится причиной большого расхода топлива.
- Еще одной ситуацией является такая, когда в шинах разное давление. Разное давление в шинах автомобиля может возникать по многочисленным причинам, начиная от проблемных золотников или недокрученных колпачков и заканчивая повреждениями самой шины или диска.
Опасность разницы давлений в колесах заключается в том, что в случае экстренного торможения коэффициент сцепления с дорожным покрытием будет отличаться для каждого колеса. Если разница слишком сильная (от 0.3- 0.5 атмосферы), это может стать причиной заноса или разворота автомобиля.
Как правило, автомобиль с разным давлением в шинах может сильно вести в сторону, машина намного хуже держит дорогу, водитель испытывает сложности при удержании авто в полосе. Если резина не изношена, с ходовой частью все в порядке, а также нет сомнений в том, что сход-развал в норме, тогда нужно проверять давление в колесах.
Давление в шинах автомобиля: таблица
Подведем итоги
С учетом приведенной выше информации становится понятно, что давление в шинах сильно влияет на целый ряд характеристик и показателей автомобиля. Следует помнить, что от того, как накачаны колеса, напрямую зависит безопасность, экономичность, тормозные свойства и т.д.
Также поддержание давления в покрышках и постоянный контроль позволяют в значительной степени увеличить срок службы резины и ходовой части автомобиля. В сочетании с другими рекомендациями (например, касательно хранение шин), благодаря контролю давления удается значительно увеличить срок эксплуатации покрышек.
Рекомендуем также прочитать статью о том, есть ли срок годности шин. Из этой статьи вы узнаете о сроке годности и сроке службы автомобильных шин, а также на какие тонкости и нюансы нужно обращать внимание при выборе покрышек.
Напоследок отметим, что обычно производители автомобилей отдельно указывают, какой типоразмер шин допускается к установке на конкретную модель авто, а также какое давление должно быть на передней и задней оси автомобиля.
Информация содержится в мануале, также соответствующие таблички в виде наклеек можно обнаружить практически на любом современном автомобиле. Если же с поиском данной информации возникают проблемы, тогда таблица давления в шинах для иномарок или отечественных авто позволяет быстро определить, как накачивать колеса того или иного автомобиля правильно.
Источник
Давление в шинах летом и зимой: таблица какое должно быть
Большинство автолюбителей, исходя из огромного профессионального опыта, знают какое давление должны быть в шинах летом и зимой. Но к сожалению не многие полностью понимают те факторы влияющие на изменение давления в колёсах. При ежедневной эксплуатации автомобиля необходимо учитывать не только внешние качества шины и обода, но и принимать во внимание массу автомобиля и климатические условия которые могут изменить давление в колёсах как в большую, так и в меньшую сторону.
Измерение давления в шинах
Температурный режим эксплуатации
Владельцу необходимо знать, что при частом использовании автомобиля при разных температурных показаниях окружающей среды, скорости и техники управления машиной давление в колёсах будет меняться. Необходимо принимать во внимание, что при перепаде температурных показателей в 10 градусов произойдёт изменение на 0.1 баррель. При более высоких температурах, например, +25º С давление в шинах вырастет на 0.8 бар, а при -25º С произойдёт уменьшение до 0.8 бар.
Это очень важно. Так как для более оптимального сцепления с дорогой давление в шинах необходимо контролировать и проверять каждый раз перед поездкой специальным манометром. От этого зависит износ покрышки. При полуспущенных или перекачанных колёсах износ будет не равномерный и шина быстро придёт в негодность.
Зимняя шина
Замер проводят специальным манометром который бывает:
- Механический (стрелочный);
- Электронный.
Единицей измерения считается:
- Атмосфера (Бар) — в России и странах СНГ;
- PSI (фунт на квадратный дюйм) — в Европе, США.
Важно помнить! Для замера давления ищите качественный прибор, не стоит покупать дешёвые товары или их аналоги из Китая.
Производите проверку давления непосредственно перед поездкой на холодных шинах.
Что необходимо помнить о давлении
Необходимо помнить ещё то, что при контакте шины с поверхностью дороги происходит её нагрев. Следовательно, происходит нагрев газа находящегося в камере колеса с последующим повышением давления. В зимний период, при отрицательных температурах, весь описанный физический процесс происходить может наоборот. Давление в полости колеса будет уменьшаться.
Давление в шине летом и зимой может зависеть ещё от ряда факторов, таких как:
- тип автотранспорта;
- грузоподъёмность автомобиля;
- размер колеса;
- покрытие автодороги;
- срок эксплуатации покрышки;
- используемая резина (зима, лето, разно сезонная).
Особенности накачивания шин летом и зимой
Нужно твёрдо запомнить, при наполнении колеса воздухом в тепле, до минимально заявленного производителем показания (для легковых типа «Лада Гранта», «Приора», «Нива Шевроле» оно составляет от 2.0 до 2.3 атмосферы без нагрузки), то с понижением температуры давление станет ниже.
Накачка летних шин
Особенно сложно выставить правильное давление у ранних моделей ВАЗ. Например у ВАЗ 2107 разные показатели давления на осях заявленные производителем. И если автомобиль хранился в тёплом гараже, а поездка предстоит в морозную погоду, то «попасть» в нужные показатели будет весьма затруднительно.
Конечно можно немного перекачать колёса в боксе. Но на какую величину стоит перекачивать, что бы компенсировать разницу температур?
Нормативные показания давления
Не следует перекачивать шины выше указанного значения производителем. Лучшим вариантом будет накачивать шины на улице с учётом температурных показателей.
Ниже приведена таблица давления в шинах зимой и летом:
Транспортное средство (примеры) | Типоразмер шин | Рекомендуемое давление перед, атм. | Рекомендуемое давление зад. атм. |
ВАЗ 2101 — ВАЗ 2107 | 175/70/R13, 155/70/R13, 185/60/R13 | 1,6 — 1,7 | 1,9 — 2,1 |
ВАЗ 2108, 2109, 2114, 2115 | 175/70/R13, 155/70/R13, 185/60/R13 | 1,9 — 1,9 | 1,9 — 1,9 |
ВАЗ 2110 — 2112, Приора, Калина, Гранта; Рено Логан | 175/65/R14, 175/70/R14, 185/60/R14, 185/65/R14, 185/70/R14 | 2,0 — 2,2 | 2,0 — 2,2 |
Лада Веста, Ларгус; Форд Фокус, Фьюжен, С-Макс; Ниссан Альмера, Тиида; Тойота Королла, Авенсис; БМВ 1 — 3 серии | 185/60/R15, 185/65/R15, 195/50/R15, 195/60/R15, 195/65/R15, 195/70/R15, 205/65/R15, 225/70/R15 | 2,3 — 2,6 | 2,3 — 2,6 |
Нива Шевроле; Рено Дастер, Меган; Ниссан Альмера, Тиида, Теана; Тойота Камри; Форд Фокус Мондео, Куга; Мерседес Бенс Е — класса; БМВ 5 — серии; Ауди А4-А7 | 205/55/R16, 205/60/R16, 215/55/R16, 215/65/R16, 225/55/R16, 225/75/R16, 235/60/R16, 265/70/R16, 265/75/R16 | 2,3 — 2,8 | 2,3 — 2,8 |
Ауди g5; БМВ Х5; Джип Гранд Чероки; Хендай ix35; Шевроле Круз; Киа Соренто; Лексус rx350 | 215/55/R17, 225/65/R17, 225/60/R17, 235/65/R17 | 2,1 — 2,3 | 2,1 — 2,3 |
Примечание! В таблице приведены рекомендованные значения. Руководствуйтесь информацией на внутренней стойке со стороны водителя или справочным руководством для автомобиля.
Комфортное давление для поездки
Если Ваш путь будет проходить по автомагистрали с ровным асфальтовым покрытием, то необходимо выставлять максимальное значение в колёсах. Это поспособствует увеличению наката при движении и придаст необходимую динамику, а так же уменьшит потребление горючего Вашим автомобилем.
Ежели Вы отправляетесь в поездку по грунтовым или песчаным дорогам, то для качественного сцепления с дорогой накачивать колесо следует ориентируясь на минимальное значение. В городском цикле подойдёт среднее показание. Такое решение будет самым наилучшим.
Показатели давления
Всегда используйте автомобиль с нормативным показанием плотности воздуха в колёсах. При перекаченных шинах не только происходит неравномерный износ покрышки, а ещё, как правило, увеличивается тормозной путь. Это произойдёт в связи с неполным контактом шины с дорогой. Так же Вы рискуете нанести вред вашим покрышкам, так как перекачанные колёса получают значительные ударные нагрузки на неровных поверхностях.
При малом давлении в колёсах управление транспортным средством становится более затруднительным. Вырастает опасность попасть в занос при резких манёврах. Автомобиль будет расходовать больше топлива и соответственно произойдёт неравномерный износ покрышки.
Важно постоянно вести контроль за давлением в шинах особенно при разных климатических условиях. Необходимо так же помнить, что чем старее покрышка у автомобиля, тем заметнее в ней происходит снижение давления.
Помните и применяйте инструкции производителя для комфортной и безопасной эксплуатации вашего автомобиля.
Источник
Давление в шинах: летом и зимой.
Немаловажным фактором безопасного движения автомобиля является поддержание оптимального давления во всех его шинах, влияющего на управляемость машины, комфорт езды, а так же сказывающегося на равномерности и скорости износа протектора шин и, как следствие, на амортизации подвески.
Многие автовладельцы задаются вопросом о том, существует ли разница в том, какое давление следует накачивать в шинах в летний и зимний период. Попробуем разобраться в этом вопросе.
Существуют две рекомендации по накачиванию шин относительно зимнего периода эксплуатации и лишь одна для летнего времени.
В летний период давление в шинах, при прочих равных условиях, должно соответствовать норме, а зимой, в зависимости от степени мягкости резины, давление может быть снижено на 5-10 процентов или приведено к рекомендуемому значению, с учетом температуры окружающего воздуха (необходимо помнить, что с понижением уличной температуры давление в шинах уменьшается, а с потеплением — увеличивается).
Давление в шинах рекомендованного типоразмера всегда нетрудно найти в интернете или прочитать наклейку на кузове вашего автомобиля,
На кузове данные о нормах давления в шинах разного типоразмера.
отклоняться от рекомендованных параметров не желательно без обоснованной необходимости (временное снижение давления при езде вброд, по бездорожью, по льду и другие экстренные ситуации подобного рода).
На шине указана норма давления.
Для проверки давления в шинах применяется специальный прибор — манометр.
Данный прибор бывает трех видов:
1) стрелочный (работает с помощью специальной пружины);
2) механический (в основе цилиндрическая пружина);
3) электронный (с жидкокристаллическим экраном).
Я использую именно такой прибор, но не скажу, что другие хуже.
Наибольшей точностью из них обладает электронный манометр. Считается, что эти устройства способны проводить измерение с погрешностью не более 0.05 Бар (Атмосфер).
К чему же может привести несоблюдение давления в шинах?
Для повседневного применения автовладельцы чаще применяют стрелочные приборы. В любом случае можно после покупки и в процессе эксплуатации провести тестирование вашего прибора в сравнении с таковым в специализированном автосервисе и сделать выводы о его истинной погрешности.
Часто автолюбители забывают о возможных последствиях такой беспечности (при снижении или повышении давления выше номинального, а так же разного давления в шинах).
Отклонение данного показателя приводит к чрезмерному и неравномерному износу и разрушению резины, ухудшению управляемости автомобиля, повышению расходу топлива и, как самое страшное, к ДТП.
Все эти «нездоровые последствия» зависят от того, снижено давление или повышено.
Варианты накачки и износа протектора.
Рассмотрим каждый из вариантов отклонения от нормы:
1. Если давление в шинах выше нормы:
Ухудшается устойчивость на дороге.Покрышка становится более твердой, все колебания при наезде на дорожные неровности жестко передаются в салон.
При наезде на препятствие – повышение риска повреждения покрышки.
Ухудшается качество сцепления с дорожным покрытием и, как следствие, происходит неравномерный износ покрышки.
Повышается показатель тормозного пути (из-за ухудшения сцепления с поверхностью).
2. Если давление ниже нормы:
Управления транспортным средством значительно осложняется, автомобиль становится не устойчивым на дороге, повышаются риск заноса. Пропорционально снижению давления повышается и расход топлива, не особо значительно, но, тем не менее. Ускоряется процесс износа шины из-за повышения площади соприкосновения с асфальтом и контакта с дорогой той области покрышки, которая не предназначена для этого.
3. Давление отличается в шинах одного автомобиля (хуже – если отличается на одной оси).
Данный вид изменения давления можно считать наиболее опасным. Показатели автомобиля становятся не предсказуемыми, про повышение расхода топлива тут и говорить не приходится. Тут самое главное – не попасть в ДТП.
Проверка давления в шинах.
Автолюбители интересуются тем, как часто необходимо производить проверку давления в шинах.
Здесь многое зависит от состояния шин, их возраста, наличия проведенных ранее ремонтных работ по устранению проколов. Проверку рекомендуется делать не реже, чем раз в неделю, а лучше дважды.
Конструктивные элементы покрышки не обладают идеальной герметичностью, что приводит к потере воздуха через них.
В «зоне риска» находится любая резина в тот момент, когда изменяется температура уличного воздуха. При этом давление в шинах изменяется и требует корректировки. Но не следует подкачивать и спускать колеса каждый день, но следить за давлением в указанной кратности все же необходимо.
Идеальным можно считать вариант, когда проверка давления и подкачка производится каждый раз при выезде из гаража, посещении заправки или СТО, но кто же так делает? Единицы…
Проверку давления нужно осуществлять перед поездкой, пока шины еще не нагрелись в процессе движения или лучами солнца (летом и, как правило, с одной стороны автомобиля). При проведении измерений в пути нужно помнить, что показатели не будут точными (можно определить лишь разницу в давлении левых и правых, передних и задних колес, выявить начавшееся снижение в проколотом колесе, если на то есть подозрение).
Проверку давления нужно проводить во всех колесах (в том числе и в запасном).
Если в качестве запасного выступает «докатка», то ее давление так же написано на ней и должно быть проверенным.
Если на проверку давления в шинах регулярно нет времени, что вполне объяснимо, то выполняйте эту процедуру хотя бы перед дальним путешествием.
Не забывайте напоминать специалистам в шиномонтажной мастерской, чтобы они выставляли требуемое давление в шинах при «переобувке» автомобиля.
Безответственным следует считать визуальную оценку состояния давления в шинах.
Заметно, но тут осталось давление не более 0,5 Атм.
Заметить «на глазок» снижение (повышение) давления на 0.1-0.5 атмосфер (Атм) практически невозможно, а когда снижение становится заметно, то из 2,2 Атм. у вас осталось уже не более 0,5 Атм.
В настоящее время нет необходимости руками или ногой накачивать колеса автомобиля. Автолюбители вздохнули с облегчением, когда появился компрессор — специальное устройство, которое выполняет свою работу самостоятельно. Однако, в качестве запасного, многие возят и устройство старого типа (особенно в дальних поездках).
Все, что нужно автовладельцу, так это подключить прибор к бортовой сети через «прикуриватель» и, как только давление достигает нужно значения, отключить компрессор и отправляться в путь. Современные компрессоры компактны и удобны в эксплуатации, отличаются лишь быстротой нагнетания воздуха и потребляемым напряжением.
Самый простой компрессор.
Особенности накачки шин летом и зимой:
Никакой загадки тут нет и быть не может. По уверению людей опытных, давление в колесах, как в жару, так и в холода должно быть идентичным.
Еще раз обращаю ваше внимание на то, что при повышении температуры давление в шинах возрастает, а при ее снижении — опускается. К примеру, при изменении температурных показателей (относительно нуля) давление будет меняться так:
Дополнительная загрузка транспортного средства вызывает повышение давления в шинах.-при +(20…25) градусах тепла давление возрастает на 0.7-0.8 Атм.
-при –(20…25) градусах Цельсия давление снижается на 0.7-0.8 Атм.
Итоговые рекомендации:
Если вы производите подкачку холодные шин, то есть температура колеса равна температуре окружающего воздуха, то ориентироваться следует на норму, указанную производителем.
В случае, когда подкачка осуществляется в теплом помещении, температура в котором на 5*С выше наружного показателя, то норму нужно поднять примерно на 0.2 Атм. Такая хитрость (лайфхак) позволит компенсировать разницу температур и накачать оптимальное для шин давление.
При этом не стоит полагать, что только качественной накачки шин на зимней дороге будет достаточно для обеспечения лучшей устойчивости и управляемости транспортному средству. Это не совсем так. На управляемость влияет и рисунок протектора, и качество резины, и стиль вашего вождения, и наличие навыков управления в экстремальных условиях.
Как я указывал выше, иногда присутствует необходимость припустить шины ниже рекомендованного производителем давления. И тут есть два варианта:
Это происходит зимой, когда необходимо проехать по очень скользкой дороге. Многие автолюбители рекомендуют временно снижать давление на 0.2-0.5 атмосферы, чтобы увеличить площадь касания колеса с дорожным покрытием.
Или при движении по бездорожью. В этом случае колеса будут работать как гусеницы, что позволит в какой-то степени повысить общую проходимость транспортного средства.
Общий итог:
Трудно переоценить регулярную проверку давления в шинах.
Игнорирование данной манипуляции приводит к повышению расхода топлива и дополнительным затратам, к снижению безопасности движения.
Следите тщательно и вовремя за давлением в шинах автомобиля так же, как необходимо следить и за собственным артериальным давлением.
Удачи на дорогах!
Источник