Какое давление в радиаторе автомобиля
Содержание статьи
Давление в системе охлаждения двигателя: какое должно быть
Всем привет! Все мы знаем, к каким последствиям может привести перегретый двигатель. Одной из причин повышения температур выступает неправильное давление в системе охлаждения двигателя.
Большое количество современных машин, а точнее подавляющее большинство, работают на моторах внутреннего сгорания. Потому для дизельного и бензинового ДВС предусмотрена специальная система охлаждения. Основана она на жидкостно-воздушном принципе работы.
Ключевым компонентом выступает специальная жидкость, то есть антифриз. Он циркулирует по системе под воздействием давления, охлаждая все необходимые элементы мотора. Но бывает так, что это давление избыточное, либо чрезмерно низкое. В каждой ситуации есть свои причины и скрытые угрозы.
Как формируется внутреннее давление
Часто можно встретить высказывания о том, что в двигателе образуется рабочее давление, которое может быть повышенное, то есть чрезмерно сильное, либо недостаточное.
Но тут следует запомнить одну вещь.
Специально в системе охлаждения давление не создается.
Фактически для ДВС не важно, при каком именно давлении жидкость охлаждения будет циркулировать по его внутренним полостям. Тут главный вопрос в том, чтобы элементы успевали охлаждаться.
Из курса физики многие знают, что практически все жидкости под воздействием нагрева начинают постепенно расширяться. Это можно отнести к антифризу и тосолу. Средний показатель расширения жидкостей под нагревом составляет от 10 до 20% от их начального объема. То есть именно на такое количество жидкости в системе окажется больше после того, как мотор перестанет работать на холодную, и выйдет на свой стандартный температурный рабочий режим. А система охлаждения выступает как замкнутый контур. Запуская мотор, он прогревается, параллельно начинает расти внутреннее давление.
ОЖ при этом давит на радиаторные стенки, патрубки и прочие внутренние компоненты.
Одну из ключевых задач в работе системы охлаждения выполняет крышка расширительного бачка. Фактически это клапан низкого и высокого давления, способный осуществлять подсос воздуха, либо же сбрасывать избыточное давление.
Для чего в системе высокое давление
Казалось бы, если большое давление создает такие проблемы, зачем вообще оно требуется внутри системы.
Опять же обратимся к школьному курсу физики. Там сказано, что чем выше окажется давление, тем выше поднимется и температура кипения жидкости. Банальный пример. При давлении, равном 1 атмосфере, простая вода закипит примерно при 100 градусах Цельсия. Но поднимите давление еще на 1 атмосферу, и тогда жидкость начнет кипеть только при 120 градусах Цельсия. Это примерные цифры, но суть, я думаю, вы уловили. Причем вода в примере указана не просто так. Ранее на автомобилях системы охлаждения функционировали на обычной воде.
Поскольку вода кипит уже при 100 градусах, а в моторе температура выше, потребовалось поднять давление, тем самым повысив отметку температуры закипания.
В зависимости от мотора и авто, у всех машин свои показатели рабочей температуры. Загляните в руководство и техническую документацию таких автомобилей и двигателей:
- ВАЗ 2114;
- Дэу Ланос;
- Шевроле Лачетти;
- Шевроле Нива;
- УАЗ Патриот;
- Газель с ЗМЗ 406;
- ВАЗ 2106;
- ВАЗ 2107;
- Киа Спектра;
- Рено Дастер и пр.
Вы наглядно увидите, что температура действительно отличается.
Еще одним существенным недостатком старых систем, отвечающих за охлаждение ДВС, была недостаточная герметичность.
Современные ОЖ, применяемые на автомобилях, обычно закипают на отметках 130-140 градусов по шкале Цельсия. Если они еще и будут находиться внутри герметичного контура, тогда при условии создания высокого давления закипание произойдет только по мере достижения температуры до уровня 150 градусов. С этим связан тот факт, что современные моторы очень редко могут закипеть. Хотя это все равно актуальная проблема для многих старых автомобилей и их двигателей, продолжающих эксплуатироваться в нашей стране. Так что пока от этой проблемы избавиться не удалось.
Думаю, все теперь поняли, для чего нужно давление, и почему езда без давления фактически невозможная.
Перед тем как проверить и разобраться в том, какие причины приводят к понижению и повышению давления, следует разобраться в нормах этого самого давления.
Каким должно быть давление
Как и рабочая температура двигателя, давление внутри систем охлаждения для всех автомобилей и моторов разное. Нет общепринятого стандарта, на который бы все ориентировались.
Чем выше производительность у мотора и его мощность, тем больше должна быть температура закипания.
Отсюда и более высокое давление.
Смотрите также
Но есть условное среднее значение. Оно составляет от 1,2 до 2 атмосфер. При этом достаточно редко отметка достигает 2 атмосфер. Кстати, поскольку мы говорим о давлении, связанном с жидкостью, применять такую единицу измерений как атмосферы не совсем корректно. На самом деле тут правильно использовать бары. Но поскольку 1 атм равняется 1 Бар, особых проблем с переводом единиц измерения не возникает. Просто знайте, что по отношению к жидкостям используются бары, а в случае с давлением воздуха актуально применять атмосферы. Вот и все.
На показатели давления внутри системы влияет множество факторов, включая используемую ОЖ, правильно разбавленный концентрат антифриза, герметичность ДВС, особенности его конструкции и пр.
Проблемы с внутренним давлением
Смотрите также
Зная из руководства по эксплуатации, какое давление должно быть в норме при работе конкретно вашего мотора, может возникать все две основные проблемы.
Тут речь идет о том, почему нет давления в системе, то есть оно чрезмерно низкое, либо почему оно выше нормы, и как снизить его теперь.
Избыточное давление
Если давление окажется выше нормальных показателей, компоненты охлаждающей системы и самого ДВС могут выйти из строя. Есть случаи разрыва радиатора, срыва патрубков, деформации шлангов и пр.
Когда в процессе эксплуатации авто то и дело слетают те или иные патрубки, относящиеся к охлаждению, это указывает на чрезмерно высокое внутреннее давление. Причем причина всегда одна и та же. Это неисправный предохранительный клапан. Об этом мы уже говорили в теме о том, почему выбрасывает тосол из расширительного бачка. Настоятельно советую перечитать. Решается проблема предельно просто. Нужно снять старую пробку на бачке или радиаторе, и установить новую.
Эта крышка на самом деле клапан. Причем в современных авто он двойной, и отвечает одновременно за подсос воздуха и сброс избыточного давления.
Дефицит давления
Смотрите также
Когда давление в системе падает, первым делом это можно идентифицировать по слабому нагреву воздуха, поступающего из печки машины.
Причин падения давления бывает несколько:
- Зависание клапанной крышки. Она зависла в открытом положении, то есть нарушена герметичность, происходит подсос воздуха. Если после прогрева мотора открутить крышку, услышите шипение выходящего воздуха. При его отсутствии клапан не работает;
- Подтекает антифриз. Не всегда удается найти источник проблемы. Потому можно провести простую проверку с помощью насоса, манометра и простейших инструментов. Насос подключается к бачку и начинается прокачка. Нужно добиться 1,4-1,6 бар. Теперь смотрите, откуда вытекает ОЖ;
- Дефицит ОЖ. Когда антифриза больше нужного, его будет выбрасывать через клапан при нагреве. Если жидкости мало, закипание происходит быстрее нормы, образуются воздушные пробки и в системе наблюдается малое давление. Тут нужно просто следить за уровнем антифриза.
В жизни автомобилиста случается всякое. Но статистика наглядно говорит о том, что большинство проблем с мотором имеет непосредственную связь с системой охлаждения и ОЖ. Нужно как минимум научиться правильно смешивать антифриз и постоянно поддерживать нужный уровень в бачке.
Всем удачи на дорогах!
Подписывайтесь, оставляйте отзывы, задавайте интересующие вас вопросы!
Источник
Давление в системе охлаждения двигателя. Пару слов о радиаторах. Необходимые знания
Современные двигатели внутреннего сгорания, мягко сказать — не идеальны. Они обладают очень низким КПД, ведь часть энергии просто «теряется» на трение и нагрев. Именно из-за нагрева, моторы нужно охлаждать, сейчас самой эффективной системой является жидкостная (хотя и была воздушная). В ней роль охладителя берет на себя специальная жидкость, обычно это антифриз или тосол. Он циркулирует в этой системе под определенным давлением, но вот какое оно? Мне часто задают вопрос именно о давлении в системе — давайте разбирается, какое оно и за счет чего оно там образуется …
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ
Такие вопросы пошли после статьи про крышку расширительного бачка, в ней я указал что это, по сути — клапан высокого и низкого давления, когда нужно он стравливает избыток, а когда нужно наоборот подсасывает из атмосферы, почитайте интересно. Но мы так и не определились, какое давление в системе охлаждения двигателя, скажем когда он работает, а также когда он стоит.
Для чего нужно знать показатели давления
Да все просто — охлаждающая система, это достаточно разветвленная сеть, и не всегда она металлическая. Состоит:
- Из двух радиаторов, двигателя и печки в салоне. Редко из трех, когда в салоне помещаются два.
- Из металлических трубок, которые подходят к двигателю, а также к радиаторам.
- Из резиновых шлангов, которые соединяют части охлаждающей системы.
- Также есть термостат, помпа, и расширительный бачок.
Собственно устройство достаточно простое, но как вы понимаете, избыточное давление может повредить части этой системы. Страдают в первую очередь резиновые шланги, а также радиаторы автомобиля, ведь зачастую они сделаны из алюминия (редко из меди или латуни), а это мягкие металлы, да и стенки тонкие, в общем их может просто порвать.
Как создается давление внутри?
Сейчас, наверное, многие думают — что давление внутри системы охлаждения создается специально! Отчасти это правда, а отчасти нет! Собственно двигателю «по фигу», главное чтобы он охлаждался. Да и специально нагнетать его туда никто не собирается. Все происходит само собой. НО КАК?
Это достаточно легкий физический процесс, любая охлаждающая жидкость (тосол или антифриз), да будь даже дистиллированная вода, от нагрева расширяется. ТО есть ее уровень растет, а особенно сильно расширяются антифризы – ОТ 10 ДО 20% в объеме.
А вот охлаждающая система – это замкнутый герметичный контур, то есть у него практически вообще нет, соприкосновения с окружающей средой.
НУ, теперь и представьте – холодный двигатель, вы только добавили в систему новую жидкость, скажем «до уровня», давления в ней практически «ноль». Закрыли пробку расширительного бачка и запустили двигатель. Система начинает разогреваться, антифриз расширяется и соответственно начинает давить на стенки радиаторов, патрубков и т.д. таким образом, оно и создается внутри.
Так давление это побочный продукт?
Не совсем так. Все дело в том, что раньше в системах охлаждения очень часто применялась обычная вода. А как нам известно — она кипит при 100 градусах Цельсия, но только лишь при нормальном давлении. Очень часто двигатели кипели, особенно летом, потому как достигнуть рабочей температуры в 100 градусов Цельсия, мотору достаточно легко! Да и старые системы нельзя назвать на 100% герметичными, воздух немного, но «подсасывался».
Что было сделано! Очень, элементарное и просто решение, которое уберегло, двигали от закипания. Просто взяли и повысили внутри системы давление.
Если копнуть физику, то получается:
При 1 атмосфере – вода кипит при 100 градусах
При 1,5 атм. – 110 градусов
При 2,0 атм. – почти 120 гр.
Систему охлаждения сделали герметичной, она сама себя нагревала и создавала внутри нужные «атмосферы». Таким образом, вода прекращала кипеть и просто охлаждала мотор. Просто и гениально. Справедливости ради стоит отметить, что современные охлаждающие жидкости кипят при более высоких температурах, например — зачастую антифриз выдерживает показатель в 130 – 140 градусов, а если еще и запереть в герметичный контур, то тут все 145 получится! Прогресс не стоит на месте.
Так какое давление внутри системы?
НУ что как говорится «раскроем карты», но сразу хочу сказать оно различно, и нет общего знаменателя:
Давление внутри системы охлаждения варьируется от 1,2 до 2 атмосфер (редко до 2,2), или как это принято считать с жидкостью от 1,2 до 2 Бар.
Но почему такой разбег? Все зависит от строения двигателя, жидкости, которая в него добавляется температуры, с которой он работает (ведь она тоже различна, бывает 90, а бывает и 110 — 120 градусов, особенно инжекторные варианты).
Такие показатели создаются в основном самой жидкостью, при ее расширении (нагреве). Но стоит отметить, что излишние показатели убирает крышка-клапан.
Пару слов о роли крышки расширительного бачка
Как я уже писал в одной из своих статей – ее назначение сложно переоценить. Ведь по сути это клапан, который контролирует атмосферы внутри всех шлангов и патрубков.
Когда идет разогрев, и жидкость начинает разогреваться, «атмосферы растут»! И если в определенный момент их не сбросить то у вас просто разорвет либо шланг, либо радиатор (ведь сейчас у них пластиковые боковины), либо еще что-нибудь.
Крышка открывается, и излишний «пар» выходит наружу! Таким образом, внутри остается заданное значение, скажем – 1,2 атм. Также и наоборот, когда у вас машина остыла, жидкость начинает уходить вниз, но лишнее давление сброшено, поэтому начинает образовываться разряженная атмосфера. И тут опять же крышка срабатывает как клапан – открывается и подает нужный воздух, для нормализации.
Таким образом, крышка это очень серьезный узел, у меня у знакомого была проблема, постоянно выбивало шланг с печки, никто не мог понять почему!
Антифриза вытекло просто уйма! Но потом сломалась и крышка, при очередном откручивании, после того как поставили новую, все прошло! Так что если у вас выбивает шланги, первым проверяйте крышку.
Сейчас небольшое полезное видео смотрим.
НА этом заканчиваю, думаю, статья была вам полезна, читайте наш АВТОБЛОГ.
(26 голосов, средний: 4,31 из 5)
Источник
Давление в системе охлаждения: для чего и нужно ли вообще?
Система охлаждения двигателя – важный элемент, который обеспечивает бесперебойную работу мотора. Она представляет собой замкнутую систему, заполненную жидкостью, в которой периодически создается давление. Автомобилисты часто сталкиваются с повышением или понижением этого давления. В случае отклонения показателя от нормы, необходимо принимать меры.
В статье расскажем как создается давление охлаждающей жидкости, какую оно выполняет функцию, как определить, что давление не в норме и что предпринять для нормализации.
КАК УСТРОЕНА СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ
Современные легковушки оборудованы двигателями внутреннего сгорания. Конструкция движка состоит из механизмов, которые взаимодействуют, образуя трение. Она настолько несовершенна, что основная энергия тратится на то, чтобы устранить излишнее нагревание, созданное работой механизмов.
Для защиты мотора от перегрева в автомобиле функционирует специальная система, заполненная охлаждающей жидкостью. Она циркулирует, охлаждая трущиеся детали. В процессе жидкость сама нагревается, но воздух ее остужает. Главное, чтобы она не закипела и не превратилась в пар, в таком случае механизмы мотора заклинит и он встанет.
«ЗАКИПАНИЕ» МАШИНЫ
Старые модели авто часто «закипали». Затянутые паровыми облаками автомобили, доставляли владельцам массу неудобств, выводя машину из строя. Это происходило потому, что для охлаждения использовали воду, которая кипит при 100 градусах. Но в современных авто используется антифриз или тосол, он может выдержать без кипения и превращения в пар до 140-145 градусов, но только при условии создания в системе нужного уровня давления (в пределах 1,5 Бар).
КАК ОБРАЗУЕТСЯ ДАВЛЕНИЕ
В системе охлаждения двигателя создается давление, которое может отклоняться в большую или меньшую сторону. Оно никак не влияет на работу мотора, если его взаимодействующие механизмы вовремя охлаждаются.
Тосол двигается по замкнутому герметичному контуру, нагревается от трущихся механизмов и остывает во время бездействия, при нагревании она расширяется. Показатели, характерные для расширения антифриза прибавляют до 20% жидкости в объеме, отсюда повышение давления.
ЗАДАЧИ, КОТОРЫЕ ВЫПОЛНЯЕТ ДАВЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ ОХЛАЖДЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ
При помощи этого физического явления жидкость кипит при более высокой температуре, которая связана с показателем давления. В современных моторах высокие показатели рабочей температуры, они зависят от модели авто. Антифриз закипает при температуре 130-140 градусов, а в условиях полностью закрытой системы, внутри которой создается высокое давление такая возможность существует только при 150 градусах. Но стоит учитывать и другие факторы: какое давление в системе охлаждения двигателя, срок службы и температура кипения у разных жидкостей различается, как и температура двигателя.
РЕГУЛЯТОР УРОВНЯ ДАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ
Тосол давит на компоненты системы изнутри. Чтобы воздействие не стало критически высоким или наоборот недостаточным, в конструкции есть деталь, которая при повышении давления сбрасывает излишки воздуха, а при слишком низком показателе добавляет воздух извне. Это встроенный в крышку расширительного бачка клапан. Он поддерживает оптимальный уровень давления и реагирует на критические изменение уровня давления.
Какое давление должно быть в системе охлаждения?
Показатель зависит от марки авто и характеристик мотора: производительности и мощности. Чем выше эти характеристики, тем больше должна быть температура закипания. Условное среднее значение – 1,2-2 Бар. Необходимо постоянно контролировать уровень давления, чтобы избыток или недостаток не повредили части системы.
Автомобилисты сталкиваются с двумя проблемами:
- Экстремальное понижение (недостаточное давление в системе охлаждения).
- Избыточное давление в системе охлаждения.
В обоих случаях необходимо предпринять действия для нормализации показателя, потому что отклонения от нормы чревато поломками.
УСТРАНЯЕМ ПОВЫШЕННОЕ ДАВЛЕНИЕ
Избыточное давление может повредить элементы охлаждающей системы. То, что показатель завышен, можно определить по регулярным срывам шлангов и патрубок. Также слишком сильное давление может повредить резиновые шланги, радиаторы, корпус которых изготовлен из тонкого мягкого алюминия. Такие проблемы указывают, что излишки пара и воздуха вовремя не стравливаются, а это значит, что проблема с предохранительным клапаном, который находится в крышке расширительного бачка. Эта деталь являются необслуживаемой, поэтому если клапан вышел из строя, нужно просто заменить крышку на новую. Но можно попробовать реанимировать деталь: протереть клапан жидкостью для очистки карбюраторов, она удалит все отложения и работоспособность детали вернется. Обычно они служат долго, но если изделие было с браком или скрытым дефектом, проблема с избыточным давлением может дать о себе знать значительно раньше ожидаемого срока.
НЕТ ДАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОХЛАЖДЕНИЯ: ПРИЧИНЫ
Более частая поломка – пониженное давление в системе охлаждения авто. Ее можно определить по слабому напору горячего воздуха из элементов обогрева салона автомобиля.
Здесь есть 2 вида причин:
- Воздушный клапан в крышке расширительного бачка заклинило и он не вбирает воздух.
- В системе охлаждения есть утечки, уровень жидкости недостаточен для создания нужного уровня давления.
- Сначала стоит заняться проблемой утечки. Чтобы определить, есть ли утечка нужно в разные дни проверить уровень тосола при холодном двигателе. Если уровень не меняется, значит проблема не в утечке и достаточно заменить крышку клапана и все нормализуется. Бывает, что клапан заклинивает периодически, эту ситуацию легко распознать по чередованию повышенного с пониженным давлением;
- если клапан то работает, то нет в слабом месте может образоваться течь, в таком случае герметичность пропадет. Исправность клапана можно проверить следующим образом: заведите и прогрейте автомобиль, откройте пробку на расширительном бачке, должно быть характерное шипение, если звука нет, значит клапан вышел из строя и крышку нужно поменять;
- возможно, с системой все в порядке, но термостат вышел из строя и показывает недостоверные данные. Осмотрите систему и отследите работу прибора, в случае неисправности замените на новый. Не эксплуатируйте автомобиль с неисправным датчиком, иначе можно не заметить серьезные проблемы с системой охлаждения.
УТЕЧКА
Если утечка антифриза все же есть, об этом может свидетельствовать лужа под автомобилем, нужно искать откуда течет. Если течь не сильная найти ее может быть непросто. В остывшем состоянии дефекты и трещины не видно, при работающем двигателе – опасно, можно обжечься, поэтому стоит воспользоваться специальными устройствами нагнетания давления в системе. Для этих целей подойдет насос, компрессор или манометр, машину стоит загнать в гараж.
Последовательность действий такая:
- Отсоедините от расширительного бачка патрубок, подходящий сверху.
- Вместо патрубка подсоедините шланг насоса.
- Отсоединенную деталь заткните подходящим по диаметру болтом и зафиксируйте его хомутом.
- Запустите насос, который начнет нагнетать давление и смотрите откуда пойдет течь.
- Следите за уровнем давления, на 1,5 атмосферах должен сработать воздушный клапан и можно смотреть откуда течет.
Устраните утечку и все должно заработать правильно.
ДРУГИЕ ПРИЧИНЫ
Если проведенная процедура не дала результатов, проверьте пол в салоне, антифриз может вытекать через трещины в радиаторе отопителя. При отсутствии антифриза в салоне, осмотрите блок цилиндров и в последнюю очередь цилиндры изнутри, сначала снимите свечи. Стоит проверить и уровень моторного масла, если есть внутренняя утечка, то он повышается из-за попадания тосола. В таком случае вероятнее всего пробита прокладка в головке блока цилиндров, для замены этой запчасти потребуется почти полностью перебрать агрегат.
Давление в системе охлаждения двигателя – важный рабочая характеристика, которая позволяет эффективно охлаждать подверженные трению механизмы двигателя. Выход из строя, закипание, нарушение герметичности, утечки и другие проблемы могут привести к сложноустраняемым и поломкам с дорогостоящим ремонтом, поэтому так важно следить за охлаждением.
Вот правила, которые помогут защитить мотор:
- Регулярно проверяйте уровень антифриза. Осматривайте асфальт под авто, в салон и внутреннюю часть механизма на предмет протечек.
- Не продолжайте эксплуатацию, если клапан или термостат вышли из строя. Это может привести к перегреву двигателя и затратам на капитальный ремонт или замену.
- Периодически очищайте радиаторы от грязи, чтобы убирать дополнительное покрытие, которое может привести к перегреву и повышенной температуре двигателя.
Источник