Какое давление в нефтепроводе дружба

Трубопровод «Дружба». Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. К концу 1950-х гг. страны Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) из-за роста промышленного производства остро нуждались в нефти. Ее поставки из СССР в Восточную Европу тогда осуществлялись только железнодорожным транспортом. 18 декабря 1958 г. на X сессии СЭВ в Праге было принято решение о строительстве нефтепровода от месторождений в Башкирской и Татарской АССР в ГДР, Польшу, Венгрию и Чехословакию. Он получил название «Дружба». Решение было закреплено межправительственными соглашениями, заключенными в 1959 г.

Проект нефтепровода был разработан московским институтом «Гипротрубопровод» и утвержден постоянной комиссией СЭВ по нефтяной и газовой промышленности. Нефтепровод начинался в Альметьевске (Татарская АССР), далее его маршрут пролегал через Куйбышев (ныне Самару), Пензу, Липецк, Орел, Брянск и Мозырь (Белорусская ССР). После Мозыря трубопровод разветвлялся на два направления: на север, через Брест и Польшу и далее к городу Шведт (ГДР); и на юг, через Украину, Броды и далее к Братиславе, Праге и Будапешту с разветвлением в венгерском городе Шаги.

Агрегаты для насосных станций поставлялись из ГДР, средства автоматики — из Венгрии, различная арматура и клапаны — из Чехословакии. Поставками труб, техники и основными проектными и строительными работами занимались предприятия СССР, в том числе тресты Министерства нефтедобывающей промышленности и Главного управления газовой промышленности СССР.

Строительство началось 10 декабря 1960 г. в районе Карпат, на самом сложном участке. В 1962-1963 г. были завершены работы над участками нефтепровода в Чехословакии, Польши, Венгрии и ГДР, до октября 1964 г. они работали на перекачку нефти, которую сгружали на границе из железнодорожных цистерн. На территории СССР строительство вели ряд трястов Министерства нефтяной промышленности СССР.

15 октября 1964 г. состоялась официальная церемония ввода в строй нефтепровода «Дружба». Подача нефти от Альметьевска в страны СЭВ была запущена 4 ноября 1954 г. В 1967 г. за проектирование трубопровода «Гипротрубопровод» был награжден орденом Трудового Красного Знамени. О строительстве трубопровода был снят документальный фильм «Магистраль» (режиссер — Роман Григорьев).

Общая длина трубопровода составила 4 тыс. 665 км (в том числе по территории СССР 3 тыс. 4 км, Польши — 675 км, Чехословакии — 836 км, Венгрии — 123 км, ГДР — 27 км). На тот момент «Дружба» была самым протяженным нефтепроводом в мире. Также от нефтепровода на территории Советского Союза были сделаны около 300 км ответвлений к ближайшим городам. Диаметр труб на участке от Альметьевска до Мозыря — 1020 мм, далее — от 529 до 720 мм. В СССР нефтепровод пересек 458 водных преград и оврагов, в том числе 18 крупных рек, включая Волгу, Дон, Десну и Днепр. Подача нефти по трубопроводу осуществлялась с помощью 80 насосных станций. Первоначальная мощность нефтепровода составляла 30 млн т в год.

В 1969 г. было начато расширение пропускной способности «Дружбы», в 1974 г. была построена вторая нитка трубопровода диаметром до 1220 мм. В 1978 г. было сооружено ответвление от «Дружбы» к нефтеналивным терминалам в Литве и Латвии через г. Унечу (в г. Полоцке он соединяется с магистральным нефтепроводом «Сургут-Полоцк»).

В июле 2006 г. из-за аварии на ответвлении от трубопровода «Дружба» неподалеку от г. Унечи произошла утечка нефти: площадь загрязнения составила до 1 тыс. кв. м. В результате прокачка сырья по этому участку в сторону Полоцка и Прибалтики была прекращена. Его восстановление планируется в 2018 г. Вместо пострадавшего участка для экспорта нефти, который ранее осуществлялся через терминалы в Бутинге (Литва) и Вентспилсе (Латвия), в 2009-2012 гг. был построен нефтепровод «Балтийская трубопроводная система- II» (Унеча — Андреанополь — Усть-Луга), который связал трубопровод с российскими портами на Балтийском море.

По нефтепроводу «Дружба» в страны дальнего зарубежья ежегодно поставляется 66,5 млн тонн нефти (из них около 30 млн т приходятся на долю БТС-2). В настоящее время длина российского участка с учетом ответвлений составляет 5 тыс. 124 км, а общая протяженность «Дружбы» — 8,9 тыс. км. Грузооборот российского участка в 2013 г. составил 147,2 млрд тоннокилометров (произведение массы перемещенной нефти и общего расстояния).

Владельцем российского участка «Дружбы» является «Транснефть» (трубопровод принадлежит ее дочерней компании ОАО «Магистральные нефтепроводы «Дружба»). Белорусский участок находится в собственности «Гомельтранснефти», украинский — «УкрТатНафты», польский и немецкий — PERN, венгерский собственник — группа компаний MOL Plc., словацкий — Transpetrol, чешский — Mero.

Читайте также:  Какое атмосферное давление в самарской области

В 2013 г. расходы на реконструкцию и модернизацию российского участка трубопровода составили 12,12 млрд рублей.

Центр управления российской частью нефтепровода располагается в Брянске.

Источник

Транснефть: как устроены нефтепроводы

Заставить нефть двигаться по трубе — непростое дело, требующее знаний из многих областей науки и техники. Ведь географические, геологические, климатические условия, в которых работают нефтепроводы, порой отличаются друг от друга радикально, да и само сырье далеко не везде одинаково.

Магистральный нефтепровод представляет собой сложнейший механизм, в состав которого входят линейные сооружения (их также называют линейной частью), нефтеперекачивающие станции (НПС) с резервуарными парками или без них, наливные эстакады. Линейная часть — это и есть сама труба и специальные камеры для запуска внутрь трубы диагностических и очистных устройств. У нее есть ответвления и параллельные нитки, на которые можно переключить поток. С интервалом 10-30 км на трубопроводе устанавливают задвижки для перекрытия того или иного участка в случае аварии или планового ремонта.

Каждую магистраль сопровождают линии телефонной и радиорелейной связи. Их используют для передачи сигналов от многочисленных датчиков и дистанционного управления задвижками и другим оборудованием. Чтобы закопанный в землю трубопровод не ржавел, в дополнение к противокоррозионному изоляционному покрытию самих труб вдоль трасс размещают станции катодной и дренажной защиты.

Какое давление в нефтепроводе дружба

Магистральная насосная нефтебаза компании «Транснефть — Порт Усть-Луга». Фото: Александр Копелев

Во всех трубопроводах «Транснефти» углеводороды идут непрерывным потоком. То есть выделить в нем «свою» партию нефтяники не могут. При этом сырье постоянно принимается от добывающих компаний и отгружается на нефтеперерабатывающих заводах или на морских терминалах и наливных эстакадах. Там нефть «пересаживается» на другие виды транспорта — танкеры и железнодорожные составы. Но до этого она должна пройти свой путь по трубам, в чем ей активно помогают нефтепроводчики.

Чтобы заставить нефть двигаться по трубопроводу, требуется создать повышенное давление. Эту задачу выполняют нефтеперекачивающие станции, которых у «Транснефти» по стране около пятисот. По мере движения сырья по магистрали давление падает, но вся система рассчитана так, чтобы его хватило до следующей НПС.

Сердце любой перекачивающей станции — магистральная насосная, где установлены агрегаты, создающие необходимый напор. Они получают вращающий момент от электродвигателей. Иными словами, НПС преобразуют электрическую энергию в энергию движения нефти. Не удивительно, что «Транснефть» — один из крупнейших потребителей электроэнергии. В 2014 году компания израсходовала 12,3 млрд. кВт.ч, перекачав при этом 477,5 млн т нефти и 31,2 млн т нефтепродуктов.

Давление в трубе составляет от 50 до 100 атмосфер. Под его воздействием нефть движется со скоростью 10-12 км/ч. Однако есть участки, где сырье толкать не надо, оно течет само. Такое бывает в местах с относительно большим перепадом высот. Примером может служить перевалочный комплекс «Шесхарис» под Новороссийском, где нефть отгружается в танкеры. Комплекс состоит из двух площадок с резервуарами, одна из которых расположена на уровне моря, а другая — на горе, благодаря чему сырье из нефтехранилищ на верхней площадке перетекает в резервуарный парк нижней самотеком.

Какое давление в нефтепроводе дружба

Система измерений количества и показателей качества нефти на ГНПС N 1 «Тайшет» компании «Транснефть — Восток». Фото: Михаил Гулкин

Движение в трубе в немалой степени зависит от характеристик самой нефти. Большинство добываемых в России углеводородов свободно движутся по трубопроводам только за счет создаваемого насосами давления. Однако из любого правила есть исключение, коим можно назвать северную нефть Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции. Эта нефть с высокой вязкостью и плотностью относится к категории неньютоновских жидкостей: их вязкость зависит от скорости течения. Кроме того, у нее повышенное содержание парафина (в среднем до 8%) и высокая температура застывания, среднее значение которой составляет +14 ºС, на некоторых месторождениях она доходит и до +30 ºС. То есть нефть при этих температурах превращается в подобие смолы или угля. Российские ученые разработали специальную присадку ДПН-1, называемую депрессорной. Ее добавление в поток снижает температуру застывания нефти практически до нуля по Цельсию, что позволяет уменьшить пусковые давления после длительных остановок трубопровода и предотвратить его «замораживание».

Читайте также:  Рекомендации европейских кардиологов до каких цифр снижать давление

Какое давление в нефтепроводе дружба

Пункт подогрева нефти на НПС «Чикшино» компании «Транснефть — Север» позволил значительно увеличить пропускную способность нефтепровода Уса — Ухта. Фото: Архив компании «Транснефть — Медиа»

Другим решением для транспортировки вязкого сырья стало сооружение пункта подогрева нефти в северной части магистрали Уса — Ухта — Ярославль. Там ее нагревают до +40 ºС. И хотя по мере продвижения по трубопроводу сырье начинает остывать, запаса тепла хватает, чтобы пройти весь необходимый путь. Несколько пунктов подогрева сейчас сооружается на строящемся нефтепроводе Заполярье — Пурпе — самой северной магистрали «Транснефти». Там нефть не такая парафинистая, но зато температура зимой может опускаться до очень низких значений и, соответственно, охлаждать сырье.

Большинство магистралей «Транснефти» — подземные, труба погружена в грунт на глубину около 1 м. Но если нефтепровод строится на Крайнем Севере, уберечь вечномерзлые грунты от губительного воздействия теплой трубы можно только проложив ее над землей. Так поступили, например, на строящейся магистрали Заполярье — Пурпе: трубы поместили на специальные опоры, которые, в свою очередь, покоятся на сваях. А чтобы и сваи не воздействовали на вечную мерзлоту, использовали технологию термостабилизации, то есть промораживания грунтов.

На пересечениях с крупными реками трубопровод заглубляют ниже дна реки, выкапывая траншею и укладывая в нее трубу, утяжеленную специальными грузами. Помимо основной нитки, укладывают также резервную нитку нефтепровода. Общее число подводных переходов на магистралях компании — свыше 1700. Около 40 из них — с глубиной залегания трубы от поверхности воды 25 м и более. Обслуживанием и ремонтом нефтепровода на подводных переходах занимается специальная водолазная служба.

Источник

СПРАВКА — Нефтепровод «Дружба»

МОСКВА, 15 окт /ПРАЙМ/. Пятьдесят пять лет назад введен в действие крупнейший в мире нефтепровод «Дружба».

Ниже приводится справочная информация.

«Дружба» — крупнейший в мире нефтепровод. Предназначен для транспортировки нефти Волго-Уральской, Западно-Сибирской и Прикаспийской нефтегазоносных провинций в Европу. Он был построен СССР при участии Польской Народной Республики (ныне Республика Польша), Чехословацкой Социалистической Республики (ныне два государства — Чешская Республика и Словацкая Республика), Германской Демократической Республики (ГДР, ныне в составе Федеративной Республики Германии) и Венгерской Народной Республики (ныне Венгрия) на основе соглашения, подписанного 18 декабря 1959 года его участниками как членами Совета экономической взаимопомощи.

Сооружение нефтепровода должно было продемонстрировать плоды экономической интеграции социалистических стран: трубы изготавливались в Советском Союзе и в Польше, вентили и арматура в Чехословакии. ГДР поставляла насосы, а Венгрия обеспечивала оборудование для автоматизации и связи.

Строительство «Дружбы» началось 10 декабря 1960 года с конечных участков. Главная причина была геополитической: таким образом СССР демонстрировал серьезность своих намерений обеспечить социалистические страны достаточным количеством углеводородного сырья. При сооружении нефтепровода каждая страна несла ответственность за свою часть (трубопровод становился собственностью соответствующего государства).

Строительство «Дружбы» велось в сложных географических и климатических условиях: перепад высот достигал более одной тысячи метров. Нефтепровод прокладывался по горам (построено 175 мостов и 113 переходов), по дну 45 крупных рек, в том числе Волги, Оки, Днестра, Днепра, Припяти, Дуная, Вислы, Одера, пересекал сотни автомобильных и железных дорог. При его сооружении было вывезено более 15 миллионов кубометров грунта для заложения 730 тысяч тонн труб. Строительство нефтепровода «Дружбы» стоило около 400 миллионов рублей.

К середине 1964 года основные объекты системы были сданы в эксплуатацию, а 15 октября 1964 года состоялась официальная церемония ввода магистрали в строй. Нефтепровод диаметром до 1,02 метра шел по территории СССР от Куйбышева (ныне Самара) до города Унеча Брянской области. Там от него отходило ответвление диаметром до 0,8 метра в латвийский город Вентспилс (Унеча — Полоцк (Белоруссия) — Мажейкяй (Литва) — Вентспилс), имеющий порт на Балтийском море. Основная труба «Дружбы» из Брянской области шла на запад в Белоруссию, где магистраль разделялась на две ветки. Северная ветка шла через Польшу в ГДР, южная — через Украину в Чехословакию и Венгрию.

В 1969 году возник вопрос об увеличении экспортных возможностей Советского Союза, а имеющийся нефтепровод такого увеличения обеспечить не мог. В 1974 году по тем же трассам была проложена трубопроводная система «Дружба-2» диаметром до 1,220 метра. Тем самым экспортные возможности страны были увеличены более чем в два раза.

В 1975 году было построено ответвление от магистральной нитки от Мичуринска Тамбовской области в Кременчуг (Украина).

В 1981 году вступила в строй третья очередь нефтепровода (на территории ГДР, Чехословакии).

Общая протяженность магистральной части нефтепровода («Дружба-1» и «Дружба-2») составила 8,9 тысячи километров (из них 3,9 тысячи километров на территории России). В систему нефтепроводов также входило 46 насосных станций, из них четыре головные — «Лопатино», «Клин», «Никольское», «Унеча», резервуарные парки. Управление «Дружбой» осуществлялось с главного территориального диспетчерского пункта, находящегося во Львове (Украина).

После распада социалистического лагеря и СССР в 1992 году центр управления российской частью нефтепровода переместился из Львова в Брянск. В России магистраль нефтепровода проходит по территориям 32 районов восьми областей.

Читайте также:  Погода какое атмосферное давление

Ежегодно по нефтепроводу перекачивается свыше 100 миллионов тонн нефти; ею обеспечивается промышленность 10 европейских стран.

В 2006 году на нефтепроводе в районе Унеча-Полоцка в Брянской области произошла авария. После этого полностью приостановили прокачку по северной части «Дружбы».

В 2012 году была построена «Балтийская трубопроводная система-2», которая связала нефтепровод «Дружба» с российскими морскими портами на Балтийском море. Она начинается от линейной производственно-диспетчерской станции «Унеча» доходит до Спецморнефтепорта «Усть-Луга» (Ленинградская область). «Балтийская трубопроводная система-2» проходит по территории пяти областей.

Российский участок нефтепровода «Дружба» принадлежит АО «Транснефть — Дружба» (до декабря 2014 года — ОАО «Магистральные нефтепроводы „Дружба“, в 2014-2016 годах — ОАО „Акционерная компания по транспорту нефти „Транснефть“), являющейся дочерней компанией ПАО „Транснефть“.

За белорусский участок отвечает ОАО „Гомельтранснефть Дружба“, украинский — „Укртранснафта“, польский и немецкий — PERN, венгерский собственник — группа компаний MOL Plc., словацкий — Transpetrol, чешский — Mero.

Видео дня. Дмитрий Шепелев сделал предложение Екатерине Тулуповой

Источник

Нефтепровод «Дружба». Справочная информация

https://ria.ru/20070109/58705713.html

Нефтепровод «Дружба». Справочная информация

Нефтепровод «Дружба». Справочная информация

Трубопровод «Дружба» протяженностью около 6000 километров является крупнейшей системой трубопроводов в мире. Северный участок нефтепровода проходит по территории Беларуси, Польши и Германии, а южный — Украины, Чехии, Словакии и Венгрии.

2007-01-09T12:08

2007-01-09T12:08

2008-06-07T07:30

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdn23.img.ria.ru/images/sharing/article/58705713.jpg?1212809428

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2007

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

«нефтяной конфликт» между россией и белоруссией, белоруссия прекратила транзит российской нефти в европу, справки, экономика

12:08 09.01.2007 (обновлено: 07:30 07.06.2008)

Трубопровод «Дружба» протяженностью около 6000 километров является крупнейшей системой трубопроводов в мире. Северный участок нефтепровода проходит по территории Беларуси, Польши и Германии, а южный — Украины, Чехии, Словакии и Венгрии.

К сюжету «Белоруссия прекратила транзит российской нефти в Европу» 

Трубопровод «Дружба» протяженностью около 6000 километров является крупнейшей системой трубопроводов в мире. Северный участок нефтепровода проходит по территории Беларуси, Польши и Германии, а южный — Украины, Чехии, Словакии и Венгрии.

Соглашение о строительстве трубопровода было подписано 18 декабря 1959 года руководителями стран — членов Совета экономической взаимопомощи (СЭВ): СССР, Венгрии, Чехословакии, Польши и ГДР. Строительство началось 10 декабря I960 года. Отправной точкой для нефтепровода стала Самара. Нефтепровод диаметром до 1020 мм шел по территории Российской Федерации от Самары до Брянской области. Здесь от него отходило ответвление в Вентспилс (Унеча — Полоцк — Мажейкяй — Вентспилс) диметром до 800 мм, а основная труба из Брянска шла на запад в Белоруссию, где нефтепровод «Дружба» разделялся на две ветки. Одна (северная) шла через Польшу в Германию. Другая (южная) — через Украину в Чехословакию и Венгрию.

На строительство системы нефтепроводов потребовалось четыре года, хотя отдельные участки начали работать раньше и первые тонны нефти в резервуары «Будковце» в Чехословакии поступили еще в феврале 1962 года. Примерно через полгода нефть «Дружбы» получила Венгрия. В течение 1963 года строители закончили участки «Мозырь-Броды» и «Мозырь-Брест». Это дало возможность начать поставки нефти в Польшу и ГДР. К середине 1964 года основные объекты системы «Дружба-1» были сданы в эксплуатацию, а 15 октября 1964 года состоялось официальная церемония ввода магистрали в строй.

Через пять лет возник вопрос об увеличении экспортных возможностей Советского Союза, а имеющийся нефтепровод такого увеличения обеспечить не мог. Мощностей «Дружбы-1» стало недостаточно, и в 1974 году по тем же трассам была проложена трубопроводная система «Дружба-2» диаметром до 1220 мм. «Дружбу-2» начали строить весной 1969 года и закончили в 1974 году, увеличив экспортные возможности страны более чем в два раза.

После распада социалистического лагеря и СССР центр управления российской частью нефтепровода переместился из Львова в Брянск. В России магистраль нефтепровода проходит по территориям 32 районов восьми областей. По нефтепроводу в страны ближнего и дальнего зарубежья направляется почти половина идущей на экспорт российской нефти. В последние годы по основному, западному, направлению нефтепроводной системы «Дружба» перекачивается до 70-80 млн. тонн в год. Эта нефть используется на мощных нефтеперерабатывающих заводах, расположенных в Мозыре (Белоруссия), Плоцке (Польша), Шведте (Германия).

Все справки >>

Источник