Какое давление в коробке передач т 150
Содержание статьи
Техническое обслуживание коробки передач трактора Т-150 и Т-150К
Для обеспечения бесперебойной работы коробки передач трактора Т-150 и Т-150К необходимо выполнять следующие правила:
1) — производить ежедневную очистку агрегатов от грязи и пыли;
2) — регулярно контролировать степень затяжки всех соединений маслопроводов, а также крепления агрегатов, осуществлять подтяжку резьбовых соединений;
3) — заполнять систему используемым для двигателя чистым, профильтрованным и хорошо отстоянным маслом. Запрещено применение не рекомендованных марок масел;
4) — заправка, а также доливка масла осуществляется при остановленном дизеле через фильтр заливной горловины посредством лейки (необходимо снять большую пробку) либо нагнетателя, снабжённого шлангом с резьбовым наконечником, ввинчивающимся вместо малой пробки в отверстие. Уровень масла должен располагаться по центру масломерного стекла.
На тракторе Т-150 (гусеничный) проверка уровня масла в коробке передач производится только при работающем дизеле (через 4-5 минут после пуска либо через 1-2 минуты после остановки трактора, который работает на средних оборотах). На тракторе Т-150К (колёсный) данный контроль осуществляется при остановленном дизеле (через 10-15 минут после остановки);
5) — В процессе эксплуатации надлежит постоянно контролировать давление в гидросистеме коробки передач путём сверки с показаниями манометров.
При нормальной работе давление должно составлять 9±0,5 кгс/см2. Запрещена эксплуатация трактора при уменьшающемся ниже 7 кгс/см2 давлении со снижением оборотов коленчатого вала дизеля.
Допускается кратковременное падение давления до 5 кгс/см2 в момент переключения передач, после чего оно снова повышается до нормы. При остановке трактора данное показание манометра может некоторое время сохраняться, ввиду того что манометры связаны с гидроаккумуляторами и при их отсечке показывают давление, которое развивает жидкость под воздействием сжатых пружин гидравлических аккумуляторов. При движении трактора давление должно быть в норме;
6) — через 60 мото/ч после обкатки следует выполнить замену масла, а также промывку линии нагнетания и фильтров всасывания;
7) — фильтры нагнетания требуют регулярной промывки, для чего их необходимо снять, разобрать, затем промыть фильтрующие элементы в дизельном топливе и снова собрать.
Требуется контролировать правильность сборки и установки фильтров нагнетания гидравлических систем коробки передач. Фильтры вводятся в гнёзда клапаном вперёд; разделяющий сливную и нагнетательную полости поршень должен всегда точно располагаться в расточенном гнезде (со стороны крышки).
Первая промывка фильтров (после заливки в систему свежего масла) осуществляется через 60 мото/ч, а последующая — через 240 мото/ч;
8) — для замены масло должно сливаться (из масляного бака, КПП и раздаточной коробки) ещё тёплым, сразу после остановки трактора. На тракторе Т-150К следует вывинтить сливные пробки, которые расположены в баке гидросистемы, а также в корпусе раздаточной коробки, на тракторе Т-150 — вывинтить сливные пробки в баке гидросистемы и гидропанели КПП. Вместе с этим нужно демонтировать и промыть в дизельном топливе фильтр-заборник, заливной фильтр и детали фильтра нагнетания, произвести очистку и промывку пробок и сапунов;
9) — в процессе сборки вторичных валов и муфт необходимо правильно совмещать маслопроводы для соответствующих передач, контролируя, чтобы одна стрелка (набита на задней муфте) и две стрелки (набиты на передней муфте) располагались вверху и были направлены по ходу трактора, а расположенная на переднем торце вала риска была обращена вверх [рис. 1].
Рис. 1. Установка гидроподжимных муфт.
Первым делом при затяжке комплекта первичного вала нужно затягивать гайку, расположенную перед передним подшипником вала, после чего законтрить её отгибной пластинкой, а потом (после набора всех деталей) до отказа ввинтить болт с заднего конца вторичного вала. При установке стакана передней опоры вторичного вала необходимо совместить фрезерованный паз стакана с риской, которая нанесена на корпусе КПП.
Специальной центровки на тракторе Т-150 требуют стаканы, которые устанавливаются на заднем картере в месте выхода вторичных валов: окончательная затяжка гаек крепления стаканов должна выполняться после установки ступицы тормозного барабана, причём следует предварительно проверить отсутствие трения стакана о ступицы путём поворота вала на несколько оборотов;
10) — перед тем как выполнять соединение КПП трактора Т-150К с раздаточной коробкой нужно вставить в отверстие корпуса коробки передач валики и вилки переключения рядов ходоуменьшителя и заднего хода, а также сдвинуть до упора вперёд шестерню включения ходоуменьшителя. Когда вал привода заднего хода войдёт передним концом в отсек ходоуменьшителя, необходимо надеть на него шестерню заднего хода. После этого корпус коробки передач и раздаточной коробки соединяются болтами;
11) — следует регулярно контролировать состояние тормозов трактора Т-150, выполнять их своевременную очистку от масла, грязи и пыли, а также не допускать перегрева.
Регулировка тормозов осуществляется в указанной последовательности:
— отпустить тормозную педаль и установить фигурный рычаг до упора с наклоном ниже оси горизонта на 4 град. 30 мин;
— затянуть до отказа регулировочную гайку, удерживая рычаг в данном положении, а потом отвернуть её на 5-6 оборотов.
Величина зазора между накладками тормозных лент и тормозным барабаном в отрегулированном тормозе должна составлять 1,5-2 мм (по всей окружности). Регулировка равномерности зазора выполняется регулировочными винтами [рис. 2].
Рис. 2. Регулировка тормозов.
1) — Регулировочная гайка;
2) — Траверса;
3) — Двуплечий рычаг;
4) — Пружина;
5) — Упор;
6) — Оттяжная пружина;
7) — Тормозная лента;
8) — Тормозной барабан;
9) — Регулировочный болт;
10) — Контргайка;
11) — Регулировочный болт;
12) — Контргайка;
13) — Регулировочный болт;
14) — Контргайка.
С целью увеличения производительности трактора и ресурса тормозных лент рекомендовано управлять трактором за счёт включения разноимённых передач на бортах (выполнение поворота с фиксированным радиусом). Поворот при помощи отключения одного борта с дальнейшим его торможением должен выполняться только в случае, когда требуется точное копирование определённой траектории движения (на пахоте), а также чтобы осуществить поворот вокруг гусеницы.
12) — необходимо производить регулировку механизма блокировки переключения рядов; фиксаторы не должны препятствовать переключению только когда муфта сцепления полностью выключена. Регулировка длины тяги, которая соединяет с рычагом валика блокировки рычаг управления муфтой сцепления, производится в следующем порядке:
— тяга отсоединяется от рычага валика блокировки;
— полностью выжимается муфта сцепления;
— по указателям устанавливается валик блокировки: совмещаются риски колонки и рычага (на тракторе Т-150), совмещается линия симметрии рычага с кромкой указателя (на тракторе Т-150К) [рис. 3].
Рис. 3. Регулировка механизма переключения рядов.
А — Механизм блокировки трактора Т-150;
1) — Тяга блокировки;
2) — Контргайка;
3) — Вилка;
4) — Рычаг валика;
а) — положение рисок, при котором вилки разблокированы, что соответствует полностью выключенной муфте сцепления;
Б — Механизм блокировки трактора Т-150К;
1) — Рычаг валика;
2) — Палец;
3) — Указатель;
4) — Вилка;
5) — Контргайка;
6) — Тяга.
Чтобы проверить положение и удержать валик фиксаторами следует полувключить один из рядов;
— путём свинчивания либо навинчивания вилки регулируется длина тяги таким образом, чтобы совместились отверстия под палец; далее нужно соединить вилку с рычагом;
— педаль муфты сцепления отпускается, и регулировка проверяется путём повторных включений рядов, после чего палец зашплинтовывается, а контргайка затягивается.
13) — периодически контролировать механизм блокировки, препятствующий запуску пускового двигателя при нахождении рычага переключения рядов в нейтральном положении.
Двухклеммный включатель типа ВК-403 (на тракторе Т-150 находится на колонке, а на тракторе Т-150К — на крышке отсека ходоуменьшителя) при включении замыкает первичную обмотку трансформатора магнето ПД на «массу». Для проверки требуется:
— отсоединить идущий к включателю провод и проверить цепь посредством контрольной лампы;
— установить в нейтральное положение рычаг переключения рядов — лампочка гореть не должна;
— лампочка должна загореться при включении любого ряда. Если лампочка при включённом режиме не загорается, то нужно проверить цепь и (в случае необходимости) снять регулировочные прокладки с включателя.
14) — при замене шестерни в приводе гидравлической системы коробки передач трактора Т-150К следует правильно отрегулировать установку шестерни [рис. 4]:
— путём подбора прокладок (А) установить размер 42,5±0,15 мм от торца ведомой конической шестерни привода насоса гидравлической системы коробки передач до оси расточки вала привода насоса заднего навесного устройства;
— путём подбора прокладок (Б) между стопорным кольцом проставочного корпуса и стаканом сальника установить зазор в зубья конической пары 0,2-0,4 мм.
Рис. 4. Регулировка привода насоса гидравлической системы КПП трактора Т-150К.
1) — Валик привода гидросистемы навески;
2) — Стакан сальника;
3) — Проставочный корпус;
А — Регулировочная прокладка шестерён;
Б) — Регулировочная прокладка шестерён.
15) — порядок проведения регулировки привода переключения передач (трактор Т-150К):
— отсоединение тяги от рычага управления коробкой передач на рулевой колонке;
— установка рычага валика распределителя горизонтально (параллельно оси коробки передач) в фиксированное положение золотника;
— регулировка длины тяги таким образом, чтобы цифра (2) на шкале рычага переключения располагалась напротив указателя передач на кронштейне;
— соединение в указанном положении (посредством пальца) рычага управления с регулировочной вилкой, после чего посредством контргайки законтрить вилку.
16) — в процессе монтажа и демонтажа агрегатов гидросистемы следует закрывать отверстия с целью предохранения от попадания во внутренние полости грязи, пыли и влаги. При установке соединительных шлангов их перегибы не допустимы.
17) — в процессе разборки, сборки, а также регулировки агрегатов гидросистемы необходимо:
— выполнять регулировки с использованием контрольных приборов;
— при разборке/сборке распределителя не допускать разукомплектовывания корпуса с золотником, ввиду того, что они являются плунжерной парой. В процессе сборки сектор и золотник следует устанавливать по меткам, нанесённым на соответствующих зубьях и впадинах;
— разборка гидроаккумулятора допускается только при наличии пресса либо вспомогательных стяжных болтов (М10х110) с гайками.
3*
Источник
Самое интересное: ТОП статьи по спецтехнике
Содержание:
- Общие характеристики КПП Т-150К
- Общие характеристики коробки передач Т-150 гусеничного трактора
- Различие коробки передач у Т-150 и Т-150К
- Устройство КПП: гидравлическая, механическая, с ходоуменьшителем
- Схема коробки передач Т-150 с обозначениями
- Переключение КПП старого и нового образца
- Схема КПП Т-150К с обозначениями
- Схема переключения
- Каталог деталей на коробку Т-150 и Т-150К
- Замена масла в КПП Т-150/Т-150К: сколько масла в коробке, какое и как залить
- Сколько масла в коробке?
- Как залить масло?
- Какое масло залить?
- Как проверить давление в КПП Т-150/Т-150К
- Настройка и ремонт трансмиссии
Тракторы Т-150К и его гусеничная вариация Т-150 считаются одними из самых известных моделей ХТЗ. За десятки лет эти машины не утратили актуальности, и с некоторыми модификациями производятся по сей день.
Одной из причин столь широкого распространения Т-150 и Т-150К является то, что эти тракторы унифицированные. Это означает, что они имеют максимально схожую конструкцию, и большинство деталей взаимозаменяемые. Но это не относится к коробке передач — она у тракторов Т-150 и Т-150К имеет разную конструкцию.
Какой принцип работы трансмиссии, ее схема, устройство, особенности ремонта и различия между КПП трактора Т-150 с колесами и его гусеничной версии — об этом пойдет речь дальше в статье.
Общие характеристики КПП Т-150К
На колесной модификации стоит механическая КПП (151б 37.005). У раздаточной коробки есть несколько рабочих диапазонов:
- замедленный,
- рабочий,
- транспортный,
- для перемещения задним ходом.
В каждом диапазоне механической коробки есть несколько скоростей (4-е). Их выбор выполняется гидроподвижными муфтами — и при этом не прерывается поток мощности.
Чтобы перевести механическую коробку передач Т-150К с одного диапазона на другой, нужно остановить трактор.
Вес коробки — 575 кг.
Общие характеристики коробки передач Т-150 гусеничного трактора
На гусеничном Т-150 коробка передач также имеет четыре диапазона: они совпадают с теми, которые есть на трансмиссии колесной машины. В каждом диапазоне есть по четыре передачи, переключение которых выполняется без прерывания мощностного потока.
Вторичный вал КПП Т-150 оборудован отдельными гидроподжимными муфтами. Они служат для того, чтобы соединить вал с главными шестернями каждой из четырех скоростей.
Различие коробки передач у Т-150 и Т-150К
Главное отличие КПП заключается в том, что на гусеничной машине для переключения скоростей не надо останавливаться. Это стало возможно благодаря особому устройству коробки на Т-150. У нее сначала подключается гидроподжимная муфта новой передачи и лишь затем отключается муфта предыдущей. Получается, что мгновение работают обе муфты. Таким образом переключение коробки передач Т-150 производится неразрывно. Но для смены рабочего диапазона гусеничный трактор все равно надо останавливать.
Устройство КПП Т-150 и Т-150К: гидравлическая, механическая, с ходоуменьшителем
На подавляющем большинстве тракторов Т-150 и Т-150К устройство коробки передач гидромеханическое. Это означает, что сама трансмиссия — «механика», но управляется при помощи гидравлики. Такое устройство КПП на Т-150К позволило сделать переключение передач неразрывным, что положительно сказывается на эффективности работы и позволяет при необходимости повысить тяговое усилие.
Но существует на Т-150К механическая КПП с другим устройством — без гидравлики. Такие машины выпускались в середине 90-х годов, и их относительно мало. Тем не менее в некоторые регионы они поставлялись партиями, поэтому достаточно распространены.
Слева на фото гидромеханическая трансмиссия, а справа — полностью механическая.
Многие виды сельскохозяйственных работ выполняются на низких скоростях, поэтому в устройстве КПП Т-150К присутствует ходоуменьшитель. У колесного и гусеничного тракторов редуктор является несъемным, демонтировать с трансмиссии его нельзя.
Трансмиссия с ходоуменьшителем.
Первичный вал имеет промежуточное соединение с валом сцепления. У большинства спецтехники эти соединения мягкие — в них используются резиновые упругие прокладки. Но в схеме коробки Т-150 и Т-150К присутствуют только металлические детали, поэтому такие промежуточные соединения относятся к жестким.
На схеме коробки трактора Т-150 показано одинарное и комбинированное жесткое промежуточное соединение со следующими обозначениями:
- Вал сцепления.
- Первичный вал КПП Т-150/Т-150К.
- Палец.
- Втулка КПП Т-150.
- Зубчатый венец.
- Шестерня КПП Т-150.
Зависимость скорости движения трактора от выбранного диапазона и передачи для современных Т-150 следующая:
Схема коробки передач Т-150 с обозначениями
Общий вид коробки переключения передач Т-150 представлен на следующей схеме.
Были использованы обозначения:
- Промежуточный приводной вал.
- Первичный вал.
- Крышка.
- Выход на рукоять смены скоростей.
- Защитный кожух.
- Рычаг пуска насоса КПП Т-150.
- Вал отбора мощности.
- Круглый фланец.
- Тормоз.
- Гидропанель.
- Вал контроля левого клапана для сброса давления коробки трактора Т-150 .
- Корпус.
- Защитная металлическая пластина.
- Распределитель.
Схематическое расположение валов выглядит следующим образом:
- Заднего хода и замедленных передач.
- Первичный.
- Промежуточный.
- Правый вторичный.
- Левый вторичный.
Переключение КПП на Т-150 старого и нового образца
В какое положение перевести рычаг для выбора нужной скорости зависит от года выпуска машины. Тракторы, выпущенные до 1983 года, относятся к моделям старого образца.
Для выпущенных после 83-го тракторов Т-150 схема коробки передач изменилась. У них увеличилось до 40000 Н тяговое усилие, устанавливаются усиленные подшипники и зубчатые соединения. Также в коробке нового образца стоит универсальный скоростной редуктор.
Схема переключения КПП Т-150 старого и нового образца в сравнении представлена ниже.
Схема КПП Т-150К с обозначениями
Если проводить разбор коробки Т-150К, то можно увидеть, что трансмиссия представляет собой двухкомпонентный модуль:
- непосредственно сама коробка передач;
- раздаточная коробка.
Они жестко соединены друг с другом при помощи болтового крепления и работают в тандеме.
Схема КПП Т-150К с обозначениями представлена ниже.
На схеме цифрами обозначены следующие детали «механики» колесной машины:
1. Шестеренка, включающая передний мост.
2-3. Приводной вал пер. моста/уменьшения ряда.
4-5. Гидроподжимные муфты.
6, 8-9. Вал вторичный/приводной ВОМ/первичный.
7. Распределитель гидравлики.
10-13. Ведущие шестеренки передач.
14. Рычаг, с помощью которого меняются диапазоны.
15-16. Шестерня/валик включения заднего хода.
17. Модуль блокирования выбора рядов.
18-19. Рычаги включения переднего моста/управления ВОМ.
20. Шестеренка привода насоса КПП Т-150К.
21-22. Главные шестерни 3-го и 2-го диапазонов.
23. Первичн. вал раздатки. 24. Муфта выбора рядов. 25. Приводной вал заднего моста.
Схема переключения КПП Т-150К
Схема переключения передач КПП на Т-150К представлена на фото. Для регулирования скорости движения трактора используются два рычага: левый переключает диапазоны, а правый — передачи.
Каталог деталей на коробку Т-150 и Т-150К
Чтобы не ошибиться при выборе запчастей на коробку Т-150/Т-150К, необходимо ориентироваться на артикульный номер детали. Также надо помнить о том, что далеко не все запчасти для колесного и гусеничного тракторов совпадают — в их трансмиссиях есть значительные различия.
Схема сборки коробки на Т-150 представлена ниже.
Таблица с каталогом деталей КПП трактора Т-150/Т-150К
(чтобы перейти в низ каталога запчастей, нажмите тут)
Номер на схеме | Артикул | Название детали |
1 | 151.37.010 | Муфта в сборе с шестернями |
2 | 151.37.011-1 | Муфта задняя с шестернями в сборе |
3 | 150.37.025-1 | Распределитель КПП Т-150/Т-150К |
4 | 150.37.037-2 | Втор. вал |
5 | 151.37.199 | Шаиба |
6 | 151.37.207-6 | Шестеренка ведущая вторичного вала |
7 | 151.37.212-4 | Втулка вторичного вала |
8 | 151.37.216 | Стакан нижний вторичного вала |
9 | 151.37.223 | Упорная шаиба с бортиком |
10 | 151.37.235-5 | Шестеренка втор. вала |
11 | 151.37.264-2 | Рычаг распределителя |
12/13 | 151.37.269/151.37.270 | Шайба С/И/Шайба стоп.втор вала Т-150 |
14 | 125.37.219A | Нижний стакан подшипника |
15 | 125.37.246 | Крепеж цилиндрический |
16 | 150.37.125-2 | Втор. вал |
17 | 150.37.143-1 | Прокладка распределителя |
18 | 150.37.149 | Шайбочка типа «замок» на ХТЗ |
19 | 150.37.259 | Дроссель |
20 | 150.37.333Б | Кольцо уплотнительное для втор. вала (пластмасса) |
21 | 150.37.338 | Болт (d30) |
22 | 150.37.420 | Гайка |
23/24/25 | M10x30/ M12x30/ М12х35 | Крепежи шестигранные, с уменьшенной головкой |
26 | 2С120.13941 | Стопорное кольцо |
27/28 | 311/313.8338 | Подшипники |
29 | КГ1/4 | Пробка межосевого дифференциала |
30/31 | 1065Г/1265Г.6402 | Шайбы |
Замена масла в КПП Т-150/Т-150К: сколько масла в коробке, какое и как залить
На КПП Т-150 и Т-150К нужна регулярная замена масла, чтобы трактор длительное время сохранял свои рабочие характеристики. Важно использовать рекомендованные технические жидкости и расходники: только они обеспечат оптимальные условия для работающей с нагрузками трансмиссии. Аналоги и заменители стоит подбирать с большой осторожностью — и только тогда, когда нет возможности достать рекомендованные техжидкости.
Сколько масла в коробке Т-150?
Проверить уровень масла в коробке Т-150/Т-150К можно, заглянув через специальное смотровое окно, расположенное на корпусе трансмиссии.
Как залить масло в коробку Т-150/Т-150К
Вне зависимости от того, сколько масла в КПП, его нужно полностью сливать дважды в год — при смене сезона и установке нового масляного фильтра.
На гусеничном Т-150 масло доливается только при работающем моторе: двигатель должен проработать хотя бы пять минут после пуска. При включенной силовой установке также контролируется уровень масла в смотровом окне.
Для колесного Т-150К, напротив, все операции выполняются только при остановленном двигателе.
Какое масло залить в коробку передач Т-150/Т-150К?
Для КПП, гидросистемы и редуктора рекомендуется применять одно масло. Оно подбирается в зависимости от температурных условий.
Какое масло подойдет для КПП Т-150/Т-150К, можно посмотреть по таблице:
Рекомендованные | Аналоги | ||
Выше нуля | Ниже нуля | Выше нуля | Ниже нуля |
Дизельное масло М10Г2к | Моторное масло М8Г2к | Всесезонные дизельные масла М10В2/М12В2 | Дизельное масло ДС-8 (селективной очистки), масла М8Б/М8В |
Если надо работать при температуре ниже 20 градусов мороза, к двум частям объема масла в КПП Т-150 надо добавить одну часть веретенного масла АУ. Если нет возможности залить в коробку подходящее зимнее масло, то для работы при температуре ниже нуля можно добавить к двум частям летней техжидкости одну часть веретенного масла АУ. Но все же настоятельно рекомендуется использовать специальные масла — тогда трансмиссия дольше прослужит без капитального ремонта.
Как проверить давление в КПП Т-150/Т-150К
Для контроля за давлением в КПП Т-150/Т-150К необходимо следить за показаниями манометра, размещенного на панели.
Настройка и ремонт трансмиссии
Чтобы как можно реже требовался разбор и ремонт коробки передач трактора Т-150, КПП нуждается в настройке и регулировке. Ниже приводится схема механизма переключения рядов трансмиссии для гусеничного и колесного тракторов.
Для регулировки необходимо:
- выжать сцепление;
- установить трансмиссии гусеничного и колесного тракторов в соответствующие положения, показанные на схеме;
- навинчивая вилку (3), добиться того, чтобы отверстие в ней оказалось напротив пальца (5);
- соединить сцепление с рычагом блокировочного валика.
Если настройка и ремонт КПП трактора Т-150/Т-150К были выполнены верно, то при включенном сцеплении должно быть невозможно переключение скоростей. Включение передач допускается только при отжатом сцеплении. Если результат устроил, необходимо затянуть контргайку (2) и зашплинтовать палец.
Вам будет интересно:
Обновленные дорожно-фрезерные машины представили в Caterpillar
Грузовик Volvo FH занял первое место в рейтинге иностранной спецтехники на российском рынке
Колесный погрузчик ZW80 Hitachi: обновления и 10 % экономии топлива
Бульдозер гусеничный: как выбрать надежную технику
Какие бывают трактора: фото, классификация и виды
Круги отрезные по металлу для болгарки: виды, характеристики, какой выбрать
Самое интересное о спецтехнике читайте в разделе «Новости спецтехники»!
Источник