Какое давление в цанговом газовом баллоне
Содержание статьи
Какое давление газа в цанговом баллоне
Все, что необходимо знать о газовых баллонах
Газовые баллоны в туризме применяются довольно давно еще с 30-х годов-потеснив при этом керосиновые примусы, хорошо это или плохо судить вам, потому что так или иначе всегда находятся приверженцы керосинок и их плюсы с минусами мы обсудим в следующий раз, потому что сегодня речь пойдет именно о газе.
Газовые баллоны обычно делятся по степени их соединения. На цанговый, резьбовой и прокалываемый. Цанговые газовые баллоны обычно дешевле резьбовых но применяются они только с помощью переходного шланга. Не стоит брать такие баллоны для зимнего применения так как в них используют самое паршивое топливо,а вес газа обычно составляет 0,22 кг. Применяют такие баллоны как правило в теплый период времени и берут в основном из- за низкой цены. Цанговые или в простонародье (диклофосные ) баллоны стоят в несколько раз дешевле резьбовых.
С резьбовыми баллонами все гораздо проще, на них можно накрутить, как саму горелку так и пользоваться ими через переходной шланг. Газ в этих баллонах них как правило более высокого качества, но от качества растет возрастает цена. Вес резьбовых балонов как правило варьируется от 0,11 до 0,5 кг. газа.
Пожалуй самый дебильно устроенный баллон это прокалываемый. Наверное к счастью, но такие баллоны очень редки в РФ и продаются в основном в странах Евро Союза. Беда этих баллонов в том, что их нельзя снять до полного израсходования газа и применяются они как правило для вариантов кемпинга.
По мимо всего прочего газовые баллоны разделяются по смеси в которую обычно входит Бутан, Пропан, Изобутан. В зависимости от соотношения компонентов зависит то , как газовая горелка поведет себя на морозе. Есть зимние варианты баллонов смесь бутана в них составляет как правило 50 процентов, что дает возможность эксплуатировать газовую горелку зимой до -30 градусов. Часто на зимних вариантах баллонов стоит маркировка снежинка.
Теперь о перезаправке- если коротко то перезаправлять газовые баллоны нельзя. Они предназначены для одноразового применения, но многие перезаправляют. Как именно здесь описывать не буду. Еще несколько особенностей которые нужно знать. Возить газ в рейсовом самолете запрещено и о том, что есть такое ограничение для поездок на поезде тоже следует помнить, так как от выборочной проверки багажа не застрахован ни кто.
Источник
Почему нельзя перезаправлять туристические газовые баллоны и тест на прочность
С появлением одноразовых туристических баллонов появились и желающие сэкономить на покупке нового баллона, так как по их мнению цена не оправдана. Многие стали активно снимать видеоролики, где учили всех как перезаправлять туристические баллоны и этих роликов становилось всё больше и больше!
Согласен, что стоят они не дёшево, но на мой взгляд в первую очередь думать нужно не о цене, а о безопасности и последствиях. Ведь перезаправка таких баллонов может доставить массу неприятностей, о которых я сегодня подробно расскажу!
Как перезаправляют баллоны
Тут всё очень просто, для перезаправки понадобится обычная горелка, без всяких наворотов, такая наверное была у каждого!
Особых доработок тут вносить не нужно, достаточно просто открутить сопло и жиклёр, чтобы трубочка была свободная. Затем бытовой газовый баллон накручивают штуцер и соединяют их при помощи шланга. На фото ниже можно посмотреть как это происходит.
Теперь нужно открыть вентиля и, газ постепенно будет перетекать в пустой баллон, пока полностью его не заполнит.
Почему нельзя перезаправлять
Содержимое туристических баллонов — это смесь бутана, изобутана и пропана, такой коктейль позволяет комфортно использовать баллон при температуре до -20 ° C.
Давление в таком баллоне при температуре +25 ° C составляет не более 3 атм, тогда как рабочее давление обычного пропанового баллона доходит до 16 атм! Думаю не сложно представить что может случиться с туристическим баллоном и, как это опасно для жизни!
А ещё, на баллонах русскими буквами написано, что перезаправлять их категорически запрещается, но это не останавливает любителей сэкономить.
И чтобы окончательно убедить вас не заниматься такой опасной ерундой, рекомендую посмотреть видео с ютуб-канала VeryMax, где автор испытывал на прочность такие баллоны. Так вот при давлении 14 атм баллон просто разорвало, в итоге он пришел к выводу, что максимальное допустимое давление не может превышать 8 атм! На анимации ниже можно посмотреть этот момент:
По этому поводу было очень много споров, некоторые говорили что это не опасно, некоторые убеждали в обратном, лично я отношусь к числу противников данного способа и думаю я доходчиво объяснил почему.
На этом всё, спасибо за внимание и, берегите себя и своих близких!
Источник
Кое-что о заправке одноразовых газовых баллонов
Вспоминается времечко (начало нулевых), когда китайские газовые плитки и прилагающиеся к ним поллитровые баллоны (в простонародье — «дихлофосы») стали появляться в рыболовных и туристических лавках. В ту пору за один подобный баллон торговцы просили около ста рубчиков, что для не совсем доходных слоёв населения — было, мягко выражаясь — совсем не по карману. И тогда хитрая на выдумку голь научилась их — оные баллончики — заправлять от бытовых газовых баллонов.
Неизвестно имя того пионера, кто первый воздвиг мост в виде шланга между могучим 50-литровым гигантом и малюткой-поллитровкой, но сие событие стало эпохальным, ибо с него и началась Великая Эра Халявного Газа.
Мы сотоварищи этим делом душеньку в своё время тоже хорошо отвели. Столько баллонов перезаправили — счёт потеряли! И продолжалось бы всё так и дальше, покуда не обнаружился неприятный изъян у одного уже не единожды перезаправленного баллона. Он, этот баллон — дал течь, и начал медленно, но верно — спускать своё драгоценное содержимое в атмосферу.
Не сразу, но появилось у нас подозрение, что давление газа, закачанного в баллон — явно не соответствует давлению, которое тот обязан держать. Это подозрение также было подкреплено одним замечательным событием, произошедшим с совершенно другим перезаправленным баллоном.
Сей баллон был вставлен в портативный газовый агрегат, располагавшийся в только что установленном (на хорошем морозе) мобильном пристанище рыболова. И покамест в палатке царил дубак — агрегат исправно излучал калории, постепенно повышая температурку. И когда таковая достигла значения, при котором перестали мёрзнуть лунки (а также грабли рыболова) — в агрегате сию же секунду сработал клапан аварийного давления, враз отключивший подачу газа в систему. Оный клапан — ежели верить бумажке с иероглифами — нужен дабы предотвратить перегрев баллона. Но баллон-то был прохладен! Аки пиво из холодильника!
Стало ясно, что опосля кустарной перезаправки с баллонами происходит что-то не то, и газу внутри их явно некомфортно.
Таки да, но ведь оригинальный газ, закачанный в баллоны фирмой-изготовителем — спокойно себе плескался внутри, не делая при этом никаких поползновений слинять наружу.
Впоследствии выяснилось, что изначально в баллоны был залит жидкий бутан, либо изобутан, мы же по простоте душевной «надували» их техническим пропаном. Нижеследующая таблица красноречиво показывает, чем пропан отличается от своих братьев бутана и изобутана.
Таблица 1. Давление (в атмосферах) насыщенных паров предельных углеводородов.
Температурка, °C | Давление, атм — терпимое; — невыносимое; — пацаны, врассыпную! | ||
Бутан | Изобутан | Пропан | |
1,01 | 1,15 | 4,59 | |
5 | 1,21 | 1,80 | 5,36 |
10 | 1,44 | 2,12 | 6,21 |
15 | 1,72 | 2,49 | 7,16 |
20 | 2,02 | 2,90 | 8,22 |
25 | 2,37 | 3,37 | 9,39 |
30 | 2,76 | 3,89 | 10,66 |
35 | 3,20 | 4,46 | 12,10 |
40 | 3,69 | 5,11 | 13,64 |
45 | 4,23 | 5,82 | 15,34 |
50 | 4,84 | 6,60 | 17,17 |
55 | 5,50 | 7,49 | 19,18 |
60 | 6,23 | 8,42 | 21,34 |
65 | 7,03 | 9,44 | 23,67 |
Как сообщил нам агент парагвайской разведки, работающий под прикрытием в Южной Корее — все «дихлофосы» рассчитаны на давление до 6,4 атмосфер. Исходя из вышенарисованной таблички можно легко понять, почему изготовители баллонов запрещают греть свою продукцию выше 40-45°C — именно при сей температурке давление изобутана начинает уже по-настоящему проверять на прочность тонкие стенки баллона. А вот баллон с бутаном, как видно из таблицы — теоретически можно ещё на пару десятков градусов подогреть, но — фирма сказала низя, значит низя! Почему — есть одна версия, но о ней ниже.
Ну вот, теперь пришло время посмотреть в колонку с пропаном и округлить глаза… Уже при нуле градусов сей газ ощутимо давит на стенки баллона, намекая на то, что внутри ему становится туговато. При 15°C давление паров преодолевает предельную отметку в 6,4 атмосферы. А при 40°C оно уже более чем вдвое выше максимально допустимого (что категорически недопустимо). Не могу точно сказать — при каком давлении баллон наконец-то не выдержит и затрещит по швам, но лучше сие на практике не проверять 1 . Мы умудрялись хранить перезаправленные пропаном баллоны при комнатной температурке, на всякий случай не допуская их нагревания, и 8 с копейками атмосфер, судя по всему, баллон спокойно выдерживал.
Не стоит забывать, что кроме стенок, которые, вероятно и справятся с давлением, несколько превышающим заявленную норму, в баллоне есть и такая интимная часть, как клапан. Сколько он выдержит — вопрос интересный, ведь в конструкции сего «органа», помимо металлических частей, имеются и пластмассовые детали. Его могли попросту «наджабить» при перезаправке, посему в одном баллоне он и начал травить.
Баллон могли и «передуть». Известно, что любой сжиженный газ должен наливаться в ёмкости таким образом, дабы сверху оставалось свободное пространство 2 . Зачем сие надобно? Учёные мужи от физики неоднократно писали в своих научных трактатах о том, что жидкий газ — не вода, при повышении температуры он — ещё не успев испариться — заметно расширяется. И ежели в баллоне не будет свободного места — газ порвёт его аки мойву (вот возможно, что именно поэтому для баллонов с чистым бутаном предел нагрева — 45°C, несмотря на то, что давление паров ещё не достигло предельных 6,4 атмосфер).
Какие же выводы из всего вышесказанного можно сделать?
А вывод тут напрашивается единственный: не уверен — не заправляй.
Конечно, при исправном оборудовании, прямых руках и трезвой голове это вполне осуществимо. И ведь не обязательно чистый пропан в баллоны лить, можно и пропан-бутановую смесь, где оного пропана всего треть.
С чистым же пропаном остаётся единственное — держать баллоны на холоде и там же их эксплуатировать, не допуская даже малейшего нагрева.
Ну и самое главное — любая перезаправка одноразового баллона осуществляется перезаправщиком на свой страх и риск, и в случае каких-либо неприятных последствий — вся ответственность за произошедшее будет лежать исключительно на нём.
Между прочим, в последнее время газ в баллончиках существенно подешевел, и возникает закономерный вопрос: а нужна ли она вообще — вся эта возня со шлангами? Может, таки проще купить новый баллон, чем возиться с перезаправкой старого?
- Хотя, мы однажды это всё-таки проверили — на рыбалке, при помощи костра. Правда, давление в момент взрыва измерить не удалось — ввиду того, что среди тех, кто принимал участие в эксперименте — так и не нашлось волонтёра, который бы это сделал. Но бабахнуло знатно — дно от баллона взлетело вверх метров на 30. ↩
- Что-то около 15%-20% (прим. ред.). ↩
Источник
Источник
Давление в газовом баллончике для горелок
Приготовить домашнюю еду в полевых условиях, а также обогреть палатку позволяет достаточно простая по своей конструкции газовая горелка. Сегодня на рынке несложно найти огромное разнообразие этих устройств, которые выпускаются многими брендами. Одновременно с этим производители изготавливают и газовые баллоны для горелок, которые являются универсальными и могут применяться с самым разным
Выбираем газовый баллон: тип подключения
Если вы намереваетесь приобрести газовый баллон, необходимо обращать внимание не только на его объем и габариты, но и на способ крепления к горелкам. По этому критерию выделяют 4 типа изделий:
- Цанговый, или штуцерный баллон. По-простому называется дихлофосным, так как имеет специальный штуцер, для подсоединения к которому нужно дополнительно применять соответствующий переходник. В баллоне чрезвычайно тонкие стенки, из-за чего осложняется монтаж горелки. Объем составляет 220 граммов.
- Прокалываемый баллон. Больше подходит для использования в быту. Все дело в том, что подсоединяя специальную горелку, вы нарушаете целостность изделия. Поэтому отключать ее нельзя до тех пор, пока газ не закончится. С одноразовым баллоном горелка может беспрерывно проработать чуть более 3-х часов, так как его объем — 320 граммов.
- Резьбовой баллон. Полностью оправдывает свое название. Для установки горелки на пропановый баллон применяется специальная резьба. Выпускается несколько видов таких изделий с объемом от 110 до 500 граммов.
- Клапанный баллон. Производится только такими производителями, как Coleman и Campingaz. Совместим исключительно с горелками от этих брендов. Оснащается клапаном, который призван полностью исключить утечку топлива. Идеально подходит для туристических походов. Объем — от 190 до 500 граммов.
Как подключить баллон к горелке? Ответ на этот вопрос зависит именно от типа выбранного изделия, поэтому обращайте внимание на способ подсоединения еще при покупке. В противном случае баллон может просто не подойти к примусу либо паяльной лампе.
Какой газ используется в баллонах
Практически все баллоны содержат смесь пропана с бутаном или изобутаном в разных пропорциях. Важным критерием выбора является количество пропана:
- В подавляющем большинстве баллонов содержание пропана составляет 20-30 процентов. Такие изделия вполне пригодны для использования с горелками, однако при снижении температуры до -15 градусов газ просто не будет гореть.
- 50 процентов. При таком содержании пропана баллон вполне может использоваться и в зимний период, выдерживая температуры до минус 30. Это подтверждает снежинка на поверхности изделия.
- 100 процентов. Чистый пропан в баллонах выпускает компания Coleman. Газ отлично горит при температуре до -42 градусов по Цельсию. При этом применяются толстостенные баллоны, благодаря чему исключается их разрушение в сильный мороз.
Совсем не используется пропан в продукции отечественных компаний. В таких баллонах содержится 100 процентов бутана, изобутана или смеси этих газов. Изделия отлично работают в летний период, но отказывают уже при минус 5 градусах.
Выбирая между бутаном и изобутаном, старайтесь покупать именно второй вариант. Он горит более стабильно, что объясняется высоким октановым числом и однородностью состава. На сколько хватает баллона? Ответ на этот вопрос зависит от нескольких важных факторов:
- Условия использования. В холодный период баллон прекращает работать значительно быстрее, чем летом.
- Объем. Если приводить точные цифры, то баллончик на 500 граммов способен гореть около двух суток.
- Интенсивность использования. Время беспрерывного горения баллона на 0,5 литра составляет 5-6 часов. Но если вы будете только готовить еду 3-4 раза в день, получите упомянутые выше 2 суток.
Практически любой баллончик (кроме прокалываемого) можно перезарядить. Как это сделать? Лучше всего обратиться в специализированные компании, так как самостоятельная заправка может привести к непредсказуемым последствиям. После перезарядки не рискуйте брать изделие в туристический поход. Он подойдет только для бытовых целей.
Полезные рекомендации по использованию баллонов
В холодный период баллоны лучше согревать перед использованием на улице. В походе можно взять его в спальный мешок или подержать пару часов за пазухой. В быту достаточно просто хранить изделие в отапливаемом помещении. Разумеется, как можно дальше от источника тепла и открытого огня.
Если вы намереваетесь лететь самолетом или ехать в поезде, лучше выбирать цанговые баллоны. Они наиболее безопасны и не вызовут лишних вопросов и проблем. Если горелка предназначена для резьбового подключения, можно заранее подготовить специальный переходник.
Обязательно обращайте внимание на пропорции газовой смеси в баллоне, ориентируясь на погодные условия. Кроме того, рекомендуем покупать только качественный газ от известных производителей, обходя стороной низкопробные китайские подделки.
И среди людей, выполняющих ремонты профессионально, и среди домашних умельцев большой популярностью пользуется ручная газовая горелка с баллоном. Сфера их применения очень широкая, есть несколько разновидностей. В этой статье рассказано, как правильно выбрать газовую горелку на баллон и научиться пользоваться данным аппаратом не самой замысловатой конструкции, но крайне полезным во многих случаях, когда выполняется ремонт помещения.
Параметры горелок
Газовые горелки на баллончик с цанговым присоединением представляют отдельный класс инструментов. Применяются они в условиях высокой пожарной безопасности там, где задействовано серьезное строительное оборудование, а риск повреждения аппарата сведен к минимуму.
Основными параметрами являются температура и форма пламени. У простейших устройств температура горения близка к минимальной — 700−1000°С. Воздух поступает естественным образом, и его всегда не хватает. У более дорогих изделий специальная форма воздухоподводящих каналов, что увеличивает приток воздуха, а температура пламени возрастает до 1200°C.
Пламя еще большей температуры у эжекторных горелок, в которых к очагу воздух поступает за счет разрежения, а сила потока находится в прямой пропорциональной зависимости к рабочему давлению газа. Благодаря этому температуру можно увеличить до 1500−1600°С и сравнительно плавно регулировать ее с длиной пламени лишь поворотом крана. В аппарате может быть несколько очагов горения. Таким инструментом не выполняют тонкую работу, но успешно прогревают обширные участки.
Пороговая температура горелок — 2000−2400°С, а достигается она путем концентрации нагнетаемого воздуха в очаг горения, а также использования газа метилацетилена пропадиена (МАПП). В пламени образуется высокотемпературный конус, чья мощность и температура могут быть сопоставлены с газокислородной сваркой.
В дополнение изделие любого вида может оснащаться гибкой или поворотной трубкой, пьезорозжигом и высокочувствительным регулировочным клапаном. Существует широкий выбор аппаратов по мощности и расходу газа.
Туристические лампы
Низкотемпературные устройства используются для выполнения широкого спектра работ, подходят как для использования в быту, так и для профессионального строительства. Эти паяльные лампы чаще заменяют электрические фены там, где возможна лишь автономная работа.
Основным недостатком горелок без инжектора является низкая стабильность пламени, особенно заметная при резких наклонах и поворотах. Плескания сжиженного газа не влияют существенно в более дорогих аппаратах, имеющих специальный редуктор и контур подогрева.
Обычно такие аппараты не используются для пайки. Главным образом с их помощью разжигают дрова и угли или разогревают материалы, которые допускают использование открытого пламени. Лампа незаменима для оттаивания труб, подогрева двигателей автомобилей, обжига краски для ее устранения, распаковки сгонов на пакле, иных черновых работ.
Лампы с наддувом
Устройство и назначение эжекторных паяльных ламп более специфичное. Данные устройства используются для обработки цветных металлов. Благодаря большой температуре и возможности регулировать пламя эти устройства превосходны для пайки и закалки металлов, прочей термической обработки, требующей высокой точности температуры и строго очерченного конуса.
Специфика применения серьезно корректирует размер сопел и горелок. Миниатюрные аппараты служат для пайки тонкого металла и ювелирных украшений. У горелок среднего класса толщина конуса составляет 3−9 мм, они более остальных подходят для электрической пайки соединительных кабельных муфт, алюминиевых и медных трубок.
Благодаря высокой мощности более крупные изделия рационально использовать в следующих областях:
- художественная ковка;
- точная штамповка и гибка металла.
Именно эти инструменты используются домашними мастерами в качестве основы самодельных закалочных печей и газовых горнов.
В случае с эжекторными вариантами понятие нестабильности пламени сугубо фигуральное, хотя есть вероятность периодических вспышек газа, в ядре температура остается стабильной относительно. Контур преднагрева газа больше используется для повышения экономичности горелок, быстрейшего их выхода на рабочую мощность, более точного регулирования температуры.
Высокотемпературные лампы
- Есть аппараты, где MAPP газ используется вместо пропан-бутановой смеси. Температура пламени в этих аппаратах равна 2200−2400°С. Основная энергия при этом концентрируется в конусе, достаточно стабильном и с выраженной границей.
- Такие изделия используются для прогрева, гибки и ковки массивных деталей и высокоуглеродистых сталей. Высокая температура позволяет качественнее отпускать и закалять металл.
- Что касается сварки и пайки, устройства на MAPP газе прекрасно справляются с нержавейкой, и даже тонкие детали при этом не перегреваются. Еще одним плюсом MAPP является низкая температура кипения, что позволяет использовать его при температуре -20°С даже в изделиях без контура подогрева.
Выбираем оптимальный вариант
При выборе газовой горелки не забудьте о нюансах.
- Для туризма хорошо подходят простейшие факельные горелки без наддува. Произвести розжиг костра или подогреть пищу помогут даже дешевые китайские изделия, которые не особо жалко сломать или потерять.
- Для быта и мелкого ремонта предпочтительны инструменты любительской серии. Конструкция полупрофессиональных горелок более сложна, и в ней нет недостатков, как, к примеру, оплавление пластиковой обкладки мундштука или сбой пьезорозжига.
- Дополнительным аргументом против средних цен является практически повсеместное отсутствие нормального клапана регулировочного, который может быть важным и в случае грубых работ.
- Если с помощью аппарата планируется выполнять тонкую работу, пайку или сварку, дополнительно должно уделяться внимание балансировке и эргономике. Эти работы подразумевают частое включение и выключение горелки, следовательно, форма корпуса и размещение элементов управления должны позволять одной рукой осуществить розжиг и регулировку.
- Выбор мощности диктует толщина и материал обрабатываемых деталей. Горелки мощностью 500−700 Вт вполне годны для пайки медных проводов или обжигания краски. Стальные изделия и трубки из цветных металлов толщиной до 3 мм хорошо прогреются горелкой мощностью порядка 1200−1500 Вт. Горелки в 2−3 кВт используются для нагрева и гибки арматуры толщиной до 14 мм.
- И еще об одной особенности: пламя качественных мощных горелок можно отрегулировать для более тонкой работы, но маломощной горелкой прогреть массивную деталь не удастся.
Вспоминается времечко (начало нулевых), когда китайские газовые плитки и прилагающиеся к ним поллитровые баллоны (в простонародье — «дихлофосы») стали появляться в рыболовных и туристических лавках. В ту пору за один подобный баллон торговцы просили около ста рубчиков, что для не совсем доходных слоёв населения — было, мягко выражаясь — совсем не по карману. И тогда хитрая на выдумку голь научилась их — оные баллончики — заправлять от бытовых газовых баллонов.
Неизвестно имя того пионера, кто первый воздвиг мост в виде шланга между могучим 50-литровым гигантом и малюткой-поллитровкой, но сие событие стало эпохальным, ибо с него и началась Великая Эра Халявного Газа.
Мы сотоварищи этим делом душеньку в своё время тоже хорошо отвели. Столько баллонов перезаправили — счёт потеряли! И продолжалось бы всё так и дальше, покуда не обнаружился неприятный изъян у одного уже не единожды перезаправленного баллона. Он, этот баллон — дал течь, и начал медленно, но верно — спускать своё драгоценное содержимое в атмосферу.
Не сразу, но появилось у нас подозрение, что давление газа, закачанного в баллон — явно не соответствует давлению, которое тот обязан держать. Это подозрение также было подкреплено одним замечательным событием, произошедшим с совершенно другим перезаправленным баллоном.
Сей баллон был вставлен в портативный газовый агрегат, располагавшийся в только что установленном (на хорошем морозе) мобильном пристанище рыболова. И покамест в палатке царил дубак — агрегат исправно излучал калории, постепенно повышая температурку. И когда таковая достигла значения, при котором перестали мёрзнуть лунки (а также грабли рыболова) — в агрегате сию же секунду сработал клапан аварийного давления, враз отключивший подачу газа в систему. Оный клапан — ежели верить бумажке с иероглифами — нужен дабы предотвратить перегрев баллона. Но баллон-то был прохладен! Аки пиво из холодильника!
Стало ясно, что опосля кустарной перезаправки с баллонами происходит что-то не то, и газу внутри их явно некомфортно.
Таки да, но ведь оригинальный газ, закачанный в баллоны фирмой-изготовителем — спокойно себе плескался внутри, не делая при этом никаких поползновений слинять наружу.
Впоследствии выяснилось, что изначально в баллоны был залит жидкий бутан, либо изобутан, мы же по простоте душевной «надували» их техническим пропаном. Нижеследующая таблица красноречиво показывает, чем пропан отличается от своих братьев бутана и изобутана.
Таблица 1. Давление (в атмосферах) насыщенных паров предельных углеводородов.
Температурка, °C
Бутан | Изобутан | Пропан | |
1,01 | 1,15 | 4,59 | |
5 | 1,21 | 1,80 | 5,36 |
10 | 1,44 | 2,12 | 6,21 |
15 | 1,72 | 2,49 | 7,16 |
20 | 2,02 | 2,90 | 8,22 |
25 | 2,37 | 3,37 | 9,39 |
30 | 2,76 | 3,89 | 10,66 |
35 | 3,20 | 4,46 | 12,10 |
40 | 3,69 | 5,11 | 13,64 |
45 | 4,23 | 5,82 | 15,34 |
50 | 4,84 | 6,60 | 17,17 |
55 | 5,50 | 7,49 | 19,18 |
60 | 6,23 | 8,42 | 21,34 |
65 | 7,03 | 9,44 | 23,67 |
Как сообщил нам агент парагвайской разведки, работающий под прикрытием в Южной Корее — все «дихлофосы» рассчитаны на давление до 6,4 атмосфер. Исходя из вышенарисованной таблички можно легко понять, почему изготовители баллонов запрещают греть свою продукцию выше 40-45°C — именно при сей температурке давление изобутана начинает уже по-настоящему проверять на прочность тонкие стенки баллона. А вот баллон с бутаном, как видно из таблицы — теоретически можно ещё на пару десятков градусов подогреть, но — фирма сказала низя, значит низя! Почему — есть одна версия, но о ней ниже.
Ну вот, теперь пришло время посмотреть в колонку с пропаном и округлить глаза… Уже при нуле градусов сей газ ощутимо давит на стенки баллона, намекая на то, что внутри ему становится туговато. При 15°C давление паров преодолевает предельную отметку в 6,4 атмосферы. А при 40°C оно уже более чем вдвое выше максимально допустимого (что категорически недопустимо). Не могу точно сказать — при каком давлении баллон наконец-то не выдержит и затрещит по швам, но лучше сие на практике не проверять 1 . Мы умудрялись хранить перезаправленные пропаном баллоны при комнатной температурке, на всякий случай не допуская их нагревания, и 8 с копейками атмосфер, судя по всему, баллон спокойно выдерживал.
Не стоит забывать, что кроме стенок, которые, вероятно и справятся с давлением, несколько превышающим заявленную норму, в баллоне есть и такая интимная часть, как клапан. Сколько он выдержит — вопрос интересный, ведь в конструкции сего «органа», помимо металлических частей, имеются и пластмассовые детали. Его могли попросту «наджабить» при перезаправке, посему в одном баллоне он и начал травить.
Баллон могли и «передуть». Известно, что любой сжиженный газ должен наливаться в ёмкости таким образом, дабы сверху оставалось свободное пространство 2 . Зачем сие надобно? Учёные мужи от физики неоднократно писали в своих научных трактатах о том, что жидкий газ — не вода, при повышении температуры он — ещё не успев испариться — заметно расширяется. И ежели в баллоне не будет свободного места — газ порвёт его аки мойву (вот возможно, что именно поэтому для баллонов с чистым бутаном предел нагрева — 45°C, несмотря на то, что давление паров ещё не достигло предельных 6,4 атмосфер).
Какие же выводы из всего вышесказанного можно сделать?
А вывод тут напрашивается единственный: не уверен — не заправляй.
Конечно, при исправном оборудовании, прямых руках и трезвой голове это вполне осуществимо. И ведь не обязательно чистый пропан в баллоны лить, можно и пропан-бутановую смесь, где оного пропана всего треть.
С чистым же пропаном остаётся единственное — держать баллоны на холоде и там же их эксплуатировать, не допуская даже малейшего нагрева.
Ну и самое главное — любая перезаправка одноразового баллона осуществляется перезаправщиком на свой страх и риск, и в случае каких-либо неприятных последствий — вся ответственность за произошедшее будет лежать исключительно на нём.
Между прочим, в последнее время газ в баллончиках существенно подешевел, и возникает закономерный вопрос: а нужна ли она вообще — вся эта возня со шлангами? Может, таки проще купить новый баллон, чем возиться с перезаправкой старого?
- Хотя, мы однажды это всё-таки проверили — на рыбалке, при помощи костра. Правда, давление в момент взрыва измерить не удалось — ввиду того, что среди тех, кто принимал участие в эксперименте — так и не нашлось волонтёра, который бы это сделал. Но бабахнуло знатно — дно от баллона взлетело вверх метров на 30. ↩
- Что-то около 15%-20% (прим. ред.). ↩
«>
Источник