Какое давление в баллонах с хлором
Баллон для хлора
Хлор — газ желтовато-зелёного цвета, тяжелее воздуха, с резким запахом и сладковатым, «металлическим» вкусом, молекула которого состоит из двух атомов хлора (химическая формула Cl2). Хлор чрезвычайно активен и непосредственно соединяется почти со всеми элементами периодической системы. В природе он встречается только в виде соединений в составе различных минералов. Наибольшие запасы хлора содержатся в составе солей в водах морей и океанов. Хлор присутствует в организмах людей и животных, в основном в межклеточных жидкостях. Сжижение хлора происходит при комнатной температуре при повышении давления более 0,8 Мпа, а также при нормальном атмосферном давлении при понижении температуры ниже -34°C. При сжижении хлор принимает вид жёлто-зелёной жидкости, обладающей очень высоким коррозионным действием, замерзает при температуре -101°C. Хлор в промышленных масштабах получают путём электролиза раствора поваренной соли, при этом вместе с хлором выделяется гидроксид натрия и водород. Используется три варианта электрохимического метода получения хлора. Два из них — электролиз с твердым катодом: диафрагменный и мембранный методы, третий — электролиз с жидким ртутным катодом (ртутный метод производства). В небольших количествах хлор получают лабораторными методами при взаимодействии кислоты и гипохлорита натрия, при окислении хлороводорода сильными окислителями.
ПРИМЕНЕНИЕ:
• при производстве поливинилхлорида, пластикатов, синтетического каучука, из которых изготавливается изоляция для проводов, оконные профили, упаковочные материалы, одежда и обувь, линолеум, лаки, пенопласты, игрушки, детали приборов, строительные материалы; • при производстве хлорорганических инсектицидов — безопасных для растений, но убивающих вредных для посевов насекомых; • для отбеливания тканей, бумаги, картона; • в химической промышленности при производстве соляной кислоты, хлорной извести, бертолетовой соли, хлоридов металлов, ядов, лекарств, удобрений; • в металлургии для производства чистых металлов: титана, олова, тантала, ниобия; • для обеззараживания питьевой воды. Требования к транспортированию, хранению и эксплуатации баллонов для жидкого хлора устанавливаются Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила безопасности производств хлора и хлорсодержащих сред», ГОСТ 6718-93 «Хлор жидкий. Технические условия», нормами пожарной безопасности, а также иными нормативными правовыми актами и международными соглашениями, действующими на территории РФ.
До введения баллонов в эксплуатацию они не являются опасным грузом, но в любом случае их следует транспортировать в условиях, исключающих механическое повреждение. Баллоны с жидким хлором транспортируют железнодорожным, водным и автомобильным (в исключительных случаях авиационным) транспортом в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на данном виде транспорта. Баллоны с жидким хлором следует перевозить в вертикальном положении в специальных клетях. Допускается перевозка баллонов в горизонтальном положении с высотой штабеля не более половины высоты стенки вагона или борта кузова автомашины. Все баллоны должны быть уложены колпаками (вентилями) в одну сторону и иметь прокладки между баллонами. Допускается перевозка баллонов в железнодорожных вагонах без клетей в вертикальном положении при наличии на них предохранительных колец и при условии плотной загрузки вагона, исключающей возможность смещения (падения) баллонов. При перевозке баллонов с жидким хлором автомобильным транспортом скорость движения автотранспортного средства устанавливается с учетом предписывающих знаков дорожного движения и конкретных дорожных условий, но не более 60 км/ч. При транспортировании баллоны малого объема с хлором должны быть упакованы в деревянные ящики, масса груза в каждом ящике не должна превышать 65 кг. Ящики в количестве двух и более грузовых мест по железной дороге транспортируют пакетами на поддонах. Речным транспортом баллоны с жидким хлором транспортируют с сопровождающим грузовладельца. Транспортирование баллонов должно производиться с заглушками на арматуре и навернутыми колпаками.
Баллоны, предназначенные для хранения и транспортирования жидкого хлора, запрещается использовать для хранения и транспортирования других газов, а также запрещается производить какие-либо операции, которые могут загрязнить их внутреннюю поверхность и ухудшить физико-химические показатели газа. Запрещается производить какую-либо доработку корпусов баллонов с применением сварки или механического инструмента, которые могут привести к нарушению целостности или появлению дефектов, ухудшающих технические характеристики баллонов. При использовании баллонов для жидкого хлора не допускается их установка в местах прохода людей, перемещения грузов и проезда транспортных средств. Баллоны, предназначенные для хранения и транспортирования жидкого хлора, наполняются из расчета 1,25 кг газа на 1 дм3 вместимости баллона. Предельно допустимая концентрация хлора в воздухе рабочей зоны производственных помещении составляет 1 мг/м3. Работы с хлором необходимо проводить с применением средств индивидуальной защиты от химических факторов кожи, глаз и органов дыхания. Не разрешается проведение работ с хлором без средств индивидуальной защиты. Для защиты органов дыхания от паров газообразного хлора применяют промышленные фильтрующие противогазы марки В или БКФ, если объемная доля хлора в воздухе не будет превышать 0,5%, а объемная доля кислорода будет составлять не менее 18%. При концентрациях, превышающих указанные, необходимо пользоваться кислородно-изолирующими приборами типа КИП-8, РВЛ-1, ИП-4 или АДИ-ГС, АСВ-2. Отбор газообразного хлора из баллона (без сифона) следует проводить при вертикальном или наклонном положении баллона, в этом случае вентиль находится в верхнем положении (угол наклона не более 15°). Отбор жидкого хлора проводят при наклонном положении баллона — вентилем вниз. Отбор жидкого хлора из баллонов следует осуществлять за счет собственного давления хлора в баллоне. При наполнении баллонов хлором масса газа в наполненном баллоне не должна превышать 1,250 кг на 1 дм3 вместимости баллона. Остаточное давление в опорожненном баллоне должно быть не менее 0,05 МПа (0,5 кгс/см2). Также в процессе эксплуатации всегда необходимо помнить, что давление насыщенных паров хлора над жидкостью в закрытом баллоне меняется с изменением температуры. Так, при температуре -70°С давление в баллоне, наполненном жидким хлором, будет отсутствовать, при температуре в 0°С давление будет составлять 0,4 Мпа, а при температуре в +70°С давление поднимется до 2,3 Мпа.
Баллоны, наполненные жидким хлором, хранят в специальных складских помещениях в отдельно стоящих наземных или полузаглубленных зданиях. Склады жидкого хлора должны располагаться в более низких местах по отношению к другим близлежащим зданиям и сооружениям и преимущественно с подветренной стороны преобладающих направлений ветров относительно места расположения ближайших населенных пунктов. Вокруг склада жидкого хлора должно быть сплошное глухое ограждение высотой не менее 2 м, с глухими, плотно закрывающимися воротами, или должны быть предусмотрены иные решения, ограничивающие распространение газовой волны в начальный период аварийной ситуации и исключающие доступ посторонних лиц на территорию склада. К складу жидкого хлора должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей и автомобилей газоспасательной службы. Здания складов для жидкого хлора должны изготавливаться из огнестойких и малотеплопроводных материалов с защитой от химического воздействия хлора, должны быть оборудованы двумя выходами с противоположных сторон здания или помещения. Размещение баллонов с жидким хлором на складе должно исключать возможность их падения или перемещения и обеспечивать свободный доступ к запорным вентилям (вентили при горизонтальной укладке должны быть расположены в сторону прохода). При горизонтальной укладке баллоны с хлором размещают в один ряд у стен и в два ряда в проходах. Высота штабеля не должна превышать пяти ярусов. Допускается размещение баллонов на стеллажах, при этом верхний ряд баллонов должен быть не выше 1,5 м от уровня пола. При вертикальной укладке у стен следует размещать не более двух рядов баллонов, в проходах должно быть четыре. Допускается хранение заполненных жидким хлором баллонов вне специальных складов, под навесом, обеспечивающим защиту баллонов от осадков и прямых солнечных лучей, но время пребывания под навесом заполненных баллонов не должно превышать пяти суток, если иное не обосновано проектом. Открытые площадки должны быть удобны для подъезда и проведения погрузочных работ и оборудованы системой обнаружения и локализации возможной утечки хлора из аварийных баллонов. Не допускается совместное хранение баллонов с жидким хлором и органических веществ, порошков металлов, горючих жидкостей и газов. Хранение баллонов должно производиться с заглушками на арматуре и навернутыми колпаками.
Источник
Безопасная эксплуатация баллонов с хлором
При комнатной температуре и нормальном атмосферном давлении хлор — газ зеленовато-желтого цвета с резким, специфическим, удушающим запахом, который при концентрации 0,001 мг/л вполне ощутим, а при наличии в воздухе 0,3 мг/л действует на человеческий организм смертельно. Хлор поражает дыхательные пути и слизистые оболочки глаз. Пребывание человека в среде, где есть хлор, вызывает тяжелое удушье, сильную головную боль, рвоту, а при продолжительном пребывании иногда и смерть. Хлор хранят в стандартных баллонах защитного цвета с зеленой полосой.
Хранят баллоны с хлором на деревянных подкладках в вертикальном положении на полу склада в гнездах, вентилями вверх либо в горизонтальном положении с вентилями, обращенными к проходу. Ширина проходов между рядами баллонов или стеллажами должна быть не менее 1 м. Новые баллоны нельзя хранить вместе со старыми. Они в течение не менее двух суток должны находиться под наблюдением в целях определения исправности (нет ли утечки хлора).
При переноске, перевозке и укладке баллонов следует избегать ударов, особенно тщательно нужно оберегать вентили. Перевозить баллоны следует только на рессорном транспорте или на автокарах, в горизонтальном положении, с мягкими прокладками между баллонами в виде деревянных брусков с вырезанными гнездами для баллонов. Возможна перевозка баллонов в вертикальном положении при условии, что между ними будут мягкие прокладки в гнездах.
При транспортировке баллонов с хлором необходимо:
-укладывать их вентилями в одну сторону;
-навертывать предохранительные колпаки на баллоны;
-защищать их от действия солнечных лучей;
-принимать меры против падения, повреждения и загрязнения их.
Рабочий, сопровождающий транспорт с хлором, должен быть в положенной спецодежде и с защитными средствами.
Непосредственно в хлораторную баллоны следует переносить на специальных носилках, перевозить на тачках или механических тележках, снабженных подкладками с вырезами для баллонов. Использованный баллон с хлором подлежит взвешиванию для определения степени его опорожнения, а при отправке на завод-наполнитель он сопровождается документом, содержащим данные о количественном остатке хлора. На складе баллонов с хлором должны быть химические огнетушители (не менее двух на каждый выход), снаружи склада должен быть антихлор и гидропульты.
В хлораторных, складах и у входа в них, а также в подсобных помещениях складов должны быть емкости с 10-процентным раствором гипосульфита с содой в соотношении 1:2. Расход раствора — 30 л на 1 кг хлора.
Тщательный наружный осмотр баллонов без перемещения их следует производить не реже одного раза в месяц. Помещение склада и контрольные фонари осматривают ежедневно с целью обнаружения протекающих баллонов. Место течи баллона определяют по низкой температуре баллона, шипению, пузырькам, возникающим при смачивании водой подозреваемых мест, запахам и в сухую погоду — по налету кристаллов.
Течь хлора из баллона приостанавливают, заливая водой до образования льда, а при большой течи баллон удаляют из помещения и погружают в воду с гипосульфитом и содой. После временной приостановки течи такие баллоны удаляют со склада для исправления дефектов. Устранить дефект на корпусе баллона можно при помощи свинцового или резинового пластыря, углубляемого ударом полотна и затем стянутого железным обручем. Все работы по устранению утечек хлора следует выполнять в шланговых противогазах и при действующей вентиляции.
Подают хлор из баллона после проверки оборудования для приема хлора, в том числе испарителей (наличие потока воды надлежащей температуры). Перед подачей хлора следует также убедиться в том, что все работающие в хлораторной предупреждены об этом. Хлорный вентиль на линии подачи хлора в испаритель следует открывать немедленно, создавая избыточное давление в хлоропроводе не выше 4 атм. При внезапном появлении газа работающий должен по возможности задержать или ослабить дыхание, воздержаться от кашля и резких движений, закрыть нос и рот платком, тряпкой, предварительно смочив их водой и, если это возможно, посмотреть, в каком направлении течет газ, миновать волну хлора без резких движений, дойти до ведра с раствором гипосульфита и соды или до места хранения газомаки. Надышавшийся хлором должен быть помещен в теплое помещение. Необходимо промывать глаза, нос, рот раствором соды и пить горячее молоко и кофе. Более серьезное лечение такого рабочего должен производить врач.
Источник
Справочник химика 21
Вычислите теплоту испарения хлора при Р = 0,1013 МПа, если уравнение зависимости давления (Па) насыщенного пара от температуры нид жидким хлором имеет вид [c.153]
Жидкий хлор представляет собой маслянистую жидкость бледного желто-зеленого цвета. При атмосферном давлении жидкий хлор кипит при температуре -33,6°С. Зависимость давления газообразного хлора над жидким хлором от температуры приведена в табл. 2 (стр. 19). [c.242]
Жидкий хлор представляет собой маслянистую жидкость имеющую при нормальной температуре желто-зеленый цвет, который переходит в оранжево-желтый при низких температурах. Под нормальным давлением жидкий хлор кипит при — 34,05 °С. [c.11]
Когда давление доведено до требуемого уровня, вентиль 2 закрывают и реакционный сосуд 6, находящийся в масляной бане 6, нагревают до температуры реакции. После этого открывают спускной вентиль автоклава 4 и насосом 10 подают реакционную смесь. Конструкция этого насоса такая же, как насоса для подачи жидкого хлора, рассмотренного при описании аппаратуры для проведения хлоролиза (см. стр. 189). [c.187]
На каждый литр емкости тары допускается наполнение не более 1,25 кг жидкого хлора. Рабочее давление жидкого хлора в котле цистерны и в контейнере 15 кгс/см , в баллонах 20 кгс/см . [c.35]
На второй ступени конденсация должна осуществляться при температуре около -30 °С в конденсаторах, охлаждаемых испаряющимся при атмосферном давлении жидким хлором или испаряющимся фреоном от специальных холодильных установок. [c.333]
Жидкий хлор и его насыщенный пар находятся при температуре 10 °С, паросодержание х = 0,2. Состояние этой системы характеризуется точкой А. В точке А абсолютное давление Р = 5,124 ат, энтальпия г = 114,7 ккал/кг, энтропия 8 = 1,054 ккал/(кг °С), удельный объем V = 12,2 л/кг. [c.26]
С приводит к повышению давления на 1500-2000 кПа. Поэтому установлена норма заполнения сосудов жидким хлором из расчета 1,25 кг на 1 л емкости. В отдельных производствах допускается заполнение емкостей без предварительного взвешивания на 80% по объему, что является ошибочным, так как при нормальных температурах это приводит к недоливу тары, а при низких температурах в зимних условиях — к заполнению, превышающему допустимые нормы. [c.57]
Значительный рост производства жидкого хлора и мощностей отдельных цехов обусловливает необходимость создания специально оборудованных крупнотоннажных хранилищ не только на заводах, производящих жидкий хлор, но и на заводах, его потребляющих. Железнодорожные цистерны и другие сосуды, предназначенные для заполнения жидким хлором, рассчитывают на давление, равное давлению насыщенных паров над хлором при температуре не более 50°С вводят ограничения на температуру теплоносителя, применяемого для подогрева жидкого хлора. К сожалению, в отдельных случаях для испарения хлора и его транспортирования применяют весьма примитивный подогрев железнодорожных цистерн и других сосудов водяным паром с температурой более 100 °С. Во избежание перегрева и разрыва сосудов необходимо строго следить за допустимой температурой, а там, где требуется в качестве теплоносителя водяной пар, испарители нужно оснастить автоматическими средствами противоаварийной защиты. [c.58]
Хлор активно взаимодействует с углеводородом природного каучука, но замещение идет прежде присоединения и таким образом является причиной циклизации. Так реагируют газообразный хлор с природным каучуком в растворе и жидкий хлор с каучуком, подобным же образом идет реакция и под давлением. Течение реакции согласно Блумфилду, определенное по количеству выделившегося хлористого водорода, можно [c.219]
Транспортирование жидкого хлора. Жидкий хлор перевозят в специальных железнодорожных цистернах, специальных контейнерах — бочках вместимостью 400, 800 и 1000 л и баллонах. Рабочее давление жидкого хлора в котле цистерны и в контейнере составляет 15 кгс/см (1471 кПа). Баллоны для жидкого хлора должны удовлетворять требованиям ГОСТ 949-73. Допускается наполнение баллонов не более 1,25 кг жидкого хлора на 1 л вместимости тары. [c.187]
На одном из зарубежных нефтехимических комбинатов в в 1973 г. произошла крупная авария при передавливании жидкого хлора азотом. Жидкий хлор поступал из железнодорожных цистерн и направлялся в складские емкости (танки) для жидкого хлора. В складе жидкого хлора было установлено четыре резервуара емкостью по 49 м Резервуары склада были отделены от железной дороги и один от другого защитными стенами с соответствующим покрытием. Емкости для жидкого хлора были рассчитаны на рабочее давление 1,8 МПа и испытаны на давление 2,2 МПа. Каждый резервуар имел предохранительный клапан. [c.211]
Заполнение жидким хлором стационарных танков и емкостей, налив и слив железнодорожных цистерн и других сосудов. Жидкий хлор при нагревании на 1 °С увеличивается в объеме на 0,165- 0,245% в зависимости от температурной зоны с увеличением давления на каждые 100 кПа его объем уменьшается на 0,012%, т. е. в заполненном жидким хлором сосуде повышение температуры на [c.57]
Следовательно, смешением с жидким хлором и последующим нагревом под давлением можно превратить хлорпропаны в четыреххлористый углерод и гексахлорэтан. [c.188]
Были исследованы пределы взрываемости смесей дихлорпентанов с жидким хлором [98]. Для этого смеси обоих компонентов в различных соотношениях пропускали при различных температурах через никелевую трубку специальной конструкции с электрическим обогревом под давлением около 70 ат. Так было установлено, что нижний предел взрываемости лежит при 6 г-мол хлора на 1 г-мол дихлорпентана, а верхний предел — около 9 г-мол хлора на 1 г-мол дихлорпентана. [c.188]
Поскольку резервуары с жидким хлором были заполнены на 70-90%, а при взаимодействии хлора с, углеводородами резко повысилась температура (очевидно, до 300-400°С), резко повысилось и давление, что привело к разрыву резервуаров. Не исключена возможность также образования взрывчатого треххлористого азота, если в азотный трубопровод попали аммиачные примеси. [c.212]
Жидкий хлор и дихлорпентан вводят в систему через тройник с образованием гомогенной смеси и нагнетают под давлением около 70 ат в реактор. Хлорпентаны из расходного бачка подают насосом через счетчик капель в смесительный тройник. Туда же вводят и хлор, дозировку которого контролируют по уровнемеру. [c.188]
Отмечены случаи, когда отсутствие надежных блокировок безопасности, предупреждающих аварийное состояние при изменениях до опасных пределов температуры, давления, уровней жидкости, приводило к образованию взрывоопасных смесей в закрытой аппаратуре и трубопроводах и взрывам (получение жидкого хлора, хлоропрена, ксантогенирование целлюлозы, рекуперация растворителей, компримирование газов и центрифугирование взрывоопасных сред, хранение взрывоопасных газов). [c.9]
Дефекты металла при изготовлении аппаратов. При проверке толщины стенки хлорного танка после аварийного сброса хранив-щегося в нем жидкого хлора был обнаружен дефект металла уменьшение толщины стенки на значительном участке по вине завода-изготовителя. Как показало расследование, танк с жидким хлором находился в эксплуатации в течение трех лет. При очередных технических освидетельствованиях толщину стенки аппарата не определяли. Авария «произошла в результате нарушения Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением службой Главного механика и технического надзора. [c.58]
Резервуары заполнялись жидким хлором из железнодорожных хлорных цистерн путем выравнивания давления в емкости и железнодорожной цистерне. Когда давление газа над жидкостью в цистерне понижалось в зависимости от температурных условий в нее подавали азот для дальнейшего передавливания. Таким же способом подавали жидкий хлор из складских сборников потребителям. Азот для передавливания жидкого хлора поступал из общезаводской магистрали. Для предупреждения возможного загрязнения азота углеводородами у входа и выхода от каждого потребителя была смонтирована специальная защита. [c.211]
По протоколу комиссии, хлорные 1-й, 3-й и 4-й танки были заполнены на 90%, 2-й танк был заполнен на 70%. До аварии жидкий хлор потребителю (в цех дихлорэтана) подавали из железнодорожной цистерны. После полного использования жидкого хлора из цистерны производство дихлорэтана было переведено на питание жидким хлором из складского 1-го хлорного танка. Поскольку давление в 1-м резервуаре было недостаточным, хлор не поступал в испаритель. Поэтому для передавливания жидкого хлора был подан компримированный азот из азотного резервуара. После подачи азота в 1-ю хлорную емкость давление в ней возросло с 450 до 750 кПа, и подачу азота прекратили. Спустя [c.211]
Для превращения жидкого хлора в газообразный к сосуду, в котором происходит образование газа, требуется подвод тепла около 67 тл/ч испаривщегося хлора, в противном случае при испарении хлора сосуды обледеневают и давление хлора в них падает, что приводит к уменьшению расхода газообразного хлора. При отсутствии подогрева расход хлора из одного баллона не должен превыщать 0,6 кг/ч. Для увеличения отбора газообразного хлора баллоны подогревают водой с температурой не выще 40 °С (во избежание чрезмерного повыщения давления и взрыва баллонов). Обогрев электрическим током и открытым огнем запрещается. [c.105]
Для перекачивания жидкостей, утечка которых недопустима вследствие их химической агрессивности, токсичности или высокой стоимости, например для перекачивания жидкого хлора, разбавленной азотной кислоты, радиоактивных жидкостей применяют герметические насосы (рис. 7-8). Их используют также в случае необходимости работать при повышенном давлении на стороне всасывания. Полная герметизация насоса достигается путем установки рабочего колеса 1 непосредственно на валу ротора 2 электродвигателя. Обмотки статора 3 электродвигателя герметически отделяются от обмоток ротора 2 тонкой цилиндри ческой оболочкой из немагнитной нержавеющей стали. [c.195]
Сухой природный каучук в растворе жидкого хлора хлорируется при -70° только до образования соединения, содержащего 54% хлора. Каучук набухает в жидком хлоре прп -70° и в течение 17 час. хлорируется до производных, содержащих 38-43% хлора, но нагретый до 120° этот продукт уже через 1-3 часа содержит 68-69% хлора. При нагревании в течение 2 час. при 90° под давлением 13 ат получается продукт с 68,5% хлора [35]. [c.220]
Давление пар ов твердого и жидкого хлора в зависи Мости от темлературы [c.126]
Для потребления жидкого хлора на месте, его испаряют в стальных трубчатых теплообменниках, обогреваемых теплой водой, при этом давление испаренного хлора регулируется автоматически путем изменения подачи теплой воды. [c.267]
Состав этилена может несколько меняться в зависимости от требуемого качества продукта и чистоты используемого хлора. Указанные выходы даны при условии использования в качестве сырья 99% газообразного этилена. В процессе используется заново испаренный жидкий хлор или сухой газообразный хлор из электролитической ячейки. В этом случае эффективность установки относится к использованию газа, содержащего 96-96,5% (об.) хлора. Низкие рабочие давления и низкие температуры дают возможность использовать обычное оборудование и минимум специальных конструкционных материалов. [c.401]
Вместо сжатого воздуха для передавлив ания жидкого хлора используют газообразный хлор, подаваемый в хранилище под давлением. Для этой цели может применяться хлорный компрессор либо напор создается путем испарения жидкого хлора под соответствующим давлением. Жидкий хлор может испаряться в отдельном испарителе или в емкостях для жидкого хлора могут быть установлены подогреватели. При этом в хранилище испаряется часть жидкого хлора и повышаетсд давление паров до требуемой величины [85]. При использовании для передавливания жидкого хлора паров хлора под давлением исключается образование разбавленного хлора, возникающее при употреблении сжатого воздуха. В последнее время разработаны и успешно применяются для перекачивания жидкого хлора безсальниковые насосы с разделительной трубой [86, 871. [c.358]
Высушенный хлор далее направляют потребителю в газообразном либо в сжиженном виде. Хлор сжижается [19] при давлении 3-10 — 6-10 Па и температуре 5-25°С. Компримирование хлора производят ротационными компрессорами (или двухступенчатыми поршневыми компрессорами с промежуточным охлаждением на первой ступени). Жидкий хлор транспортируют в стальных баллонах или в железнодорожных цистернах. [c.174]
Наиболее употребительным режимом сжижения являются давления 3-6 ат и температуры в пределах 5-25° С. Для повышения выхода жидкого хлора необходимо иметь возможно более концентрированный газ. Во избежание подсоса воздуха требуется максимальное уплотнение аппаратуры и работа электролизеров под небольшим давлением (3-5 мм вод. ст.). [c.416]
При атмосферном давлении и температуре -34,05°С хлор переходит в жидкое состояние, а при температуре -101,6°С — замерзает. Жидкий хлор — прозрачная жидкость янтарного цвета. [c.43]
Ввиду коррозионного действия хлора, а также хлорирования обычных смазочных масел в его атмосфере, для компримирования хлора требуются специальные типы компрессоров. Ранее большое распространение имели хлорные компрессоры с жидким поршнем, в которых в качестве поршня применялась серная кислота. Подобные компрессоры (отечественные РЖК, НЭШ) используются и в настоящее время. Они позволяют обеспечить давление хлора до 0,2-0,25 МПа. Максимальная производительность жидкостных компрессоров 1800-2000 м /ч. Несмотря на простоту устройства и обслуживания, способность работать на неочищенных и не полностью осушенных газах, эти компрессоры имеют существенные недостатки. Главными из них являются высокий удельный расход электроэнергии, обусловленный низким КПД (25-30%), а также относительно низкое давление сжатия хлора. [c.122]
При получении жидкого хлора по данной схеме хлор из турбовинтового компрессора под давлением около 0,35 МПа поступает в конденсатор 4, который охлаждается кипящим хладоном. Сконденсированный хлор направляют в смеситель 8. Из конденсатора 4 газовая фаза передается в смеситель 5, куда для предотвращения образования взрывоопасной смеси хлора и водорода подается также сухой компримированный азот, охлажденный в холодильнике 6. Охлаждение азота осуществляется абгазами со второй стадии сжижения. Смесь газов из смесителя 5 направляется а конденсатор 7, откуда сжиженный хлор передают в смеситель 8 и далее в сборник 9. Из сборника 9 [c.124]
Для преодоления этого недостатка американские исследователи смешивали дихлорпропан с необходимым для перхлорирования количеством жидкого хлора и полученную смесь нагревали под давлением до [c.186]
Жидкий хлор перевозят на очистные установки в стальных баллонах под давлением. При уменьшении давления жидкий хлор превращается в газообразный и его добавляют к воде. В разбавленном растворе при pH>4 хлор соединяется с молекулами воды, образуя соляную и хлорноватистую кислоты, причем последняя в свою очередь освобождает ион гипохлорита. Степень ионизации зависит от величины pH при pH9 происходит почти полная ионизация. Учет влияния величины pH при дезинфекции воды исключительно важен, так как НОС] в молекулярной форме более эффективно действует на вредные организмы, чем ион ОС . [c.15]
Углеводород для хлорирования загружали в актоклав с мешалкой, куда вводили определенное количество хлора из баллончика 1. Баллон- чик заполняли жидким хлором через вентиль 2 при охлаждении, помещая в баню со льдом или охлаждающей смесью. Баллончик 1 взвешивали до и после наполнения, для этого его отъединяли в точке 3 от остальной аппаратуры. Затем хлор в газообразном состоянии вводили Б автоклав с мешалкой, где он растворялся в хлорируемом материале. Для этого баллончик 1 помещали в обогреваемую водяную баню. Однородность состава реакционной смеси достигалась кратковременным включением мешалки. К аппаратуре присоединены два баллона с азотом, один из которых полный, а второй частично опорожнен. Вентиль второго баллона соединяют с аппаратурой до выравнивания давлений. Для повышения давления в аппаратуре по сравнению с достигаемым при присоединении неполного lasiOTHoro баллона, открывают вентиль второго полного баллона до достижения требуемого уровня. [c.186]
Крупная авария произошла в хранилище жидкого хлора. В систему сжатого азота, применяемого для передавливания жидкого ллора, проникли ацетилен и другие углеводороды из технологического оборудования. При подаче такого азота в хлорные танки температура в последних повысилась и возросло давление, что было вызвано взаимодействием хлора с ацетиленом. Взрывом были разрушены два хлорных танка, в которых хранилось около 100 т жидкого хлора. [c.188]
Вычислите теплоту испарения хлора при нормальной температуре кипения (азять из справочника), если давление насыщенного пара над жидким хлором определяется уравнением [c.29]
Для получения более крупных кристаллов пробирку нагревают до 30-40°С. При этом кристаллогидрат разлагается на жидкий хлор и воду, насыщенную хлором. Затем пробирку медленно охлаждают до 0° С. Чем медленнее охлаждать, тем более крупные образуются кристаллы. Гексагидрат хлора С -бЫгО получается в виде желтых кристаллов. Он разлагается при 2,6 °С и давлении 10 Па, а критическая температура его разложения 28,7 °С при 6-10 Па. [c.241]
Критическая температура хлора равна 144 °С, критическое давление 76 атм. При температуре кипения жидкий хлор имеет плотность 1,6 г/см , а теплота его испарения составляет 4,9 ккал1молъ. Твердый хлор имеет плотность 2,0 г/см и теплоту плавления 1,5 ккал моль. Кристаллы его образованы отдельными молекулами СЬ (кратчайшее расстояние между которыми равно 3,34 А). [c.255]
Физические и химические свойства хлора. Самое слово хлорос означает желто-зеленый. Действительно, это зеленовато-желтый газ с резким запахом, в 2,5 раза тяжелее воздуха, сгущается в оранжевожелтую жидкость при О °С и небольшом давлении (около 400 кПа). Плотность жидкого хлора 1,57 г/см , кипит он при -34° и затвердевает при -101 °С. Один объем воды растворяет около пяти объемов хлора (при 0°С), получающийся раствор называют хлорной водой. [c.394]
Давление паров таердога и жидкого хлора в зависимости от температуры [c.128]
Справочник по основной химической промышленности Издание 2 Часть1 (0) — [ c.345 ]
Источник