Какое давление у водорода

Содержание статьи

Проблемы водородной энергетики

Часть 5

Если судить по прошлым статьям, где описывалась водородная энергетика и перспективы водородной экономики, то может возникнуть заблуждение, что никаких технологических ограничений к переходу на водород, в принципе, нет. Однако это не так.

Самая большая нерешённая проблема водородной энергетики и перспектив водородной экономики – это хранение водорода.

Хранение водорода обходится ещё дороже, чем его производство. Всё дело в плотности энергии водорода на 1 м3, и в больших утечках. Также к хранению водорода предъявлен список строгих требований, среди которых главным является то, что системы хранения должны выдерживать либо криогенные температуры, либо высокие давления, либо содержать активные материалы, которые взаимодействуют с водой или воздухом.

То есть условия хранения водорода – всегда неблагоприятные, требующие обеспечения высокой надёжности и безопасности.

Какие существуют методы хранения водорода?

1. Хранение газообразного водорода под давлением.

Самый простой метод хранения водорода – это его газообразная форма под давлением.

1 килограмм водорода при комнатных условиях занимает 11,2 м3 объёма, что очень много. Сжимая газообразный водород, мы увеличиваем его плотность. Согласно уравнению состояния идеального газа, чем выше давление газа, тем меньший объём он занимает.

Сам принцип, инфраструктура и технические решения такого метода уже давно отработаны на хранении природного газа.

Для хранения используются цилиндрические баллоны и трубы большого диаметра (контейнеры).

В обычных стальных баллонах хранится водород под давлением до 200 атмосфер.

В России принят стандарт окраски и маркировки баллонов содержащий сжатый водород: Темно-зеленый баллон, с красной надписью.

При таком давлении в 1 м3 хранится около 17,8 килограмм водорода. То есть для хранения 1 кг, водорода при давлении в 20 МПа, нужно 56,3 литра объема. И это честно говоря, вообще трэш с энергетической точки зрения.

Самостоятельно можно подсчитать энергетическую плотность, и узнать, почему это трэш.

Существуют титановые баллоны, способные хранить водород под давлением 400 атмосфер.

Наиболее передовые, композитные баллоны, используемые на автотранспорте, способны безопасно выдерживать давление до 700 атмосфер.

Баки из углепластика со сжатым под давлением 680 атмосфер водородом располагаются под днищем Toyota Mirai.

Однако даже при таком высоком давлении энергетическая плотность водорода составляет всего 4,4 МДж на 1 литр, что более чем в 7 раз меньше аналогичного показателя бензина – 31,6 МДж на 1 литр.

В BMW i Hydrogen NEXT две емкости, в которых под давлением 700 бар хранится 6 кг водорода.

Хранение водорода под рабочим давлением 160 атмосфер в стационарных условиях происходит в трубах-контейнерах, часто объединённых по 18 штук. Это позволяет запасти до 700 кг водорода.

Контейнеры для хранения водорода

2. Хранение водорода в жидком виде.

Плотность жидкого водорода составляет 70,8 кг/м3, что в 1,83 раза больше чем в газообразной форме при давлении в 700 Атмосфер. Соответственно, энергетическая плотность будет более 8 МДж на 1 литр.

Однако сам процесс сжижения водорода энергоёмкий: от 25 до 45 % энергии сжиженного водорода расходуется на сам процесс сжижения, что соответствует 10-14 кВт*ч затрат электроэнергии на 1 кг водорода.

Хранится жидкий водород в криогенных контейнерах, конструкция которых сильно отличается от конструкции композитного баллона для хранения газообразного водорода.

Резервуары для хранения и выдачи жидкого водорода, на 12-ти осных сцепных транспортёрах, ст. Балашиха.

Для производства используются высококачественные стали, предназначенные для требуемых температурных диапазонов. Резервуары оснащены фильтрами тонкой очистки жидкого водорода и пробоотборником специальной конструкции, и имеют высокоэффективную теплоизоляционную систему.

Однако, какой бы хорошей ни была изоляция, потери на испарение водорода существуют, и довольно-таки существенные. Они особенно заметны для небольших резервуаров с высоким соотношением поверхности к объему.

Наибольших успехов в плане уменьшения утечек добились специалисты BMW. Они разработали и испытали несколько автомобилей с водородным топливом, хранящимся в жидком виде в специальных баллонах. Им удалось уменьшить потери на испарение до 1,5 % массы в день.

Двигатель внутреннего сгорания BMW Hydrogen 7 может работать на бензине, или водороде. На Hydrogen 7 установлен бензобак 74 литра, и баллон для хранения 8 кг водорода.

Двигатель внутреннего сгорания BMW Hydrogen 7 может работать на бензине, или водороде. На Hydrogen 7 установлен бензобак 74 литра, и баллон для хранения 8 кг водорода.

При хранении жидкого водорода в стационарных контейнерах нужно учитывать одну особенность: хранение водорода в герметичных ёмкостях в жидком виде нерационально для небольших количеств водорода (менее 1 кг), так как утечка жидкого водорода для небольших количеств очень велика, а оборудование слишком дорогое.

Читайте также:  При высоком давлении какие продукты употреблять

Последние разработки в области контейнерного хранения водорода предлагают хранить водород независимо от условий заполнения. Баллоны могут быть заполнены жидким водородом при высоком или низком давлении, сжатым газообразным водородом при низкой или комнатной температуре, возможны и комбинации этих операций (если исходная температура баллона находится в диапазоне от 180 до 300 К). В этом случае водород хранится не в жидком состоянии, а как сжатый криогаз или смесь жидкого и газообразного водорода (в зависимости от условий). Кроме того, в таких системах могут использоваться сорбенты с большой удельной поверхностью. При заполнении жидким водородом обеспечивается высокая плотность и малые потери на испарение.

Обобщая вышенаписанное, подводим итоги:

Распределение молекул H2 в зависимости от условий хранения водорода.

1. Энергоёмкость водорода, хранимого в газообразной форме под давлением до 400 атмосфер, очень маленькая. Баллоны, способные хранить водород под давлением 700 атмосфер, существенно дороже, и тоже обладают недостаточно высокой энергоёмкостью.

2. Стоимость хранения водорода в жидком виде относительно высокая, так как требует соответствующего оборудования с высокой стоимостью.

3. Уровень утечки жидкого водорода для небольших хранилищ, особенно в случае длительного времени хранения, очень высок.

Количество молекул водорода в зависимости от условий хранения.

Всё это заставляет искать новые и более эффективные способы хранения водорода. И они есть. Один из таких способов — это хранение водорода в твёрдых носителях (гидридах металлов), где возможно добиться плотности в 2,7 раза больше, чем в жидком водороде. И об этом в следующей статье.

Часть 6. Современные проблемы хранения водорода

================================================================

P. S. Ссылки на источники теперь находятся в группе Вконтакте!

Часть 1. Водородная энергетика: когда наступит будущее?

Часть 2. Водородная энергетика: методы получения водорода

Часть 3. Водородная энергетика: атомно-водородная технология

Часть 4. Водород в альтернативной энергетике

Источник

Для хранения газообразного водорода применяют газгольдеры, естественные подземные резервуары (водоносные породы, выработанные месторождения нефти и газа), хранилища, созданные подземными атомными взрывами. Доказана принципиальная возможность хранения газообразного водорода в соляных кавернах, создаваемых путём растворения соли водой через боровые скважины.

Для хранения газообразного водорода при давлении до 100 МПа используют сварные сосуды с двух- или многослойными стенками. Внутренняя стенка такого сосуда выполнена из аустенитной нержавеющей стали или другого материала, совместимого с водородом в условиях высокого давления, внешние слои – из высокопрочных сталей. Для этих целей применяют и бесшовные толстостенные сосуды из низкоуглеродистых сталей, рассчитанных на давление до 40–70 МПа.

Широкое распространение получило хранение газообразного водорода в газгольдерах с водяным бассейном (мокрые газгольдеры), поршневых газгольдерах постоянного давления (сухие газгольдеры), газгольдерах постоянного объёма (ёмкости высокого давления). Для хранения малых количеств водорода используют баллоны.

Следует иметь в виду, что мокрые, а также сухие (поршневые) газгольдеры сварной конструкции не обладают достаточной герметичностью. Согласно техническим условиям допускается утечка водорода при нормальной эксплуатации мокрых газгольдеров вместимостью до 3000 м3 – около 1,65%, а вместимостью от 3000 м3 и более – около 1,1% в сутки (считая на номинальный объём газгольдера).

Одним из наиболее перспективных способов хранения больших количеств водорода является хранение его в водоносных горизонтах. Годовые потери составляют при таком способе хранения 1–3%. Эту величину потерь подтверждает опыт хранения природного газа.

Газообразный водород возможно хранить и перевозить в стальных сосудах под давлением до 20 МПа. Такие ёмкости можно подвозить к месту потребления на автомобильных или железнодорожных платформах, как в стандартной таре, так и в специально сконструированных контейнерах.

Для хранения и перевозки небольших количеств сжатого водорода при температурах от –50 до +60 °С используют стальные бесшовные баллоны малой ёмкости до 12 дм3 и средней ёмкости 20–50 дм3 с рабочим давлением до 20 МПа. Корпус вентиля изготавливают из латуни. Баллоны окрашивают в тёмно-зелёный цвет, они имеют красного цвета надпись «Водород».

Баллоны для хранения водорода достаточно просты и компактны. Однако для хранения 2 кг Н2 требуются баллоны массой 33 кг. Прогресс в материаловедении даёт возможность снизить массу материала баллона до 20 кг на 1 кг водорода, а в дальнейшем возможно снижение до 8–10 кг. Пока масса водорода при хранении его в баллонах составляет примерно 2–3% от массы самого баллона.

Большие количества водорода можно хранить в крупных газгольдерах под давлением. Газгольдеры обычно изготовляют из углеродистой стали. Рабочее давление в них обычно не превышает 10 МПа. Вследствие малой плотности газообразного водорода хранить его в таких ёмкостях выгодно лишь в сравнительно небольших количествах. Повышение же давление сверх указанного, например, до сотен МПа, во-первых, вызывает трудности, связанные с водородной коррозией углеродистых сталей, и, во-вторых, приводит к существенному удорожанию подобных ёмкостей.

Для хранения очень больших количеств водорода экономически эффективным является способ хранения истощённых газовых и водоносных пластах. В США насчитывается более 300 подземных хранилищ газа.

Газообразный водород в очень больших количествах хранится в соляных кавернах глубиной 365 м при давлении водорода 5 МПа, в пористых водонаполненных структурах вмещающих до 20·106 м3 водорода.

Читайте также:  Какое давление воды на глубине 1 метр

Опыт продолжительного хранения (более 10 лет) в подземных газохранилищах газа с содержанием 50 % водорода показал полную возможность его хранения без заметных утечек. Слои глины, пропитанные водой, могут обеспечивать герметичное хранение ввиду слабого растворения водорода в воде.

Источник

Современные проблемы хранения водорода

Часть 6

В предыдущей части рассмотрены методы хранения и транспортировки газообразного водорода под давлением и в жидкой фазе. Сегодня поговорим о перспективных и альтернативных методах хранения водорода и их проблемах.

Химически связанный водород.

Шаровые резервуары (объемом 5000 м3), используются для хранения под избыточным давлением сжиженных углеводородных газов, жидких продуктов химических производств, например аммиака.

Высокой плотностью содержания водорода обладают аммиак, этанол, метанол.

Тот же аммиак сжижается при комнатной температуре и давлении 1 МПа. В жидком виде его можно легко транспортировать и хранить.

2NH3 → N2 + 3 Н2 – 92 кДж.

Чтобы получить килограмм водорода, нужно использовать 5,65 кг аммиака. Но при этом теплота сгорания полученного водорода может превышать на 20% теплоту сгорания использованного в процессе разложения аммиака. КПД такого процесса составляет 60-70%.

Аналогично, водород из метанола может быть получен с помощью:

1. метода каталитического разложения:

СН3 ОН → СО+2 Н2 – 90 кДж, с последующей каталитической конверсией СО.

2. каталитической паровой конверсии:

Н2 О+СН3 ОН → СО2+3 Н2 – 49 кДж.

Для процесса используют цинк-хромовый катализатор. Процесс протекает при 300–400 °C.

Общий КПД такого процесса 65-70%.

Следует пояснить, что КПД можно поднять, используя тепло от сгорания водорода. Например, КПД сжигания метанола в ГТУ (газотурбинной установке) составляет примерно 35 %. Однако, КПД возрастает до 41%, если проводить тепло отходящих газов сжигаемой смеси СО + Н2, а при проведении паровой конверсии и сжигании полученного водорода КПД возрастает до 42 %.

Большой недостаток подобных методов хранения водорода – это однократное использование среды хранения. То есть, это одноразовый вариант (всё равно, что элемент питания противопоставить аккумулятору).

Гидридная система хранения водорода.

Контейнеры фирмы Pragma Industries для хранения водорода в АВ5 интерметаллидах на 20 литров, вес контейнера 350 г. Загрузка при 1 МПа, разгрузка при 0,2 МПа и 20 °C

Альтернативой хранению жидкого водорода является хранение водорода в твёрдых носителях, именуемых гидридом. В большинстве случаев, это химическое соединение металла и водорода, где водород хранится как в самой кристаллической решётке, так и с замещением кристаллической решётки металлов. Подобное хранение водорода имеет большие преимущества перед традиционными газообразным методом под давлением и жидкой форме, как то:

1. более высокая безопасность хранения, а, следовательно, более простая транспортировка (повреждённая ёмкость с гидридом водорода представляет значительно меньшую опасность, чем повреждённый сосуд с водородом в жидкой форме, или же бак, заполненный водородом высокого давления);

2. меньшие энергозатраты на хранение.

Реакции связывания водорода с металлом протекают с выделением тепла. Экзотермический процесс образования гидрида из водорода в металле – это «зарядка», или накачка металла водородом, а эндотермический процесс освобождения водорода из гидрида — это «разрядка», или отдача водорода.

Выразить это можно так:

Н2 + Металл → гидрид + тепло (освобождающееся);

Гидрид → Н2+Металл+тепло (добавляемое).

Выдержка из доклада U.S. Department of ENERGY.

Гидриды обладают высокой объёмной плотностью хранения водорода (0,1-0,15 кг/л), что сравнимо с плотностью хранения жидкого водорода, но при этом не требуют поддержания низкой температуры.

Разрабатываются методы, способствующие теоретическому хранению до 140 кг водорода на 1 м3 металлизированного гидрида. Это позволит на стандартном 50-литровом баке проехать до 270-300 км. Однако действительность вносит коррективы, и результирующее количество сохранённого водорода в обозримом будущем не превысит 80 кг/м3.

В 2017 году изначальные цели по достижению бытового хранения водорода, представленные на рисунке 4 (к 2020 году — в 5,5% массы, или 40 кг/м3 водорода; к 2025 году — в 6,5% массы, или 50 кг/м3; конечная цель — в 7,5% массы, или 70 кг/м3), были пересмотрены, рисунок 5.

Рисунок 4. Значения объёмной (Volumetric) и массовой (gravimetric) плотности водорода в различных гидридах, а также для некоторых других систем хранения до 2017 года

Рисунок 5. Пересмотренные данные.

Теперь вместо 40 кг/м3 и 5,5% к 2020 году – 30 кг/м2 и 4,5%, вместо 50 кг/м3 и 6,5% к 2025 году теперь – 40 кг/м3 и 5,5%, и конечная цель — вместо 7,5% и 70 кг/м3 — всего 6,5% и 50 кг/м3.

Гидриды, которые имеют хорошие расчётные параметры хранения водорода, на практике не используются, так как не могут быть эффективно использованы на транспорте. Именно поэтому пока вместо гидридов используется всё тот же водород под давлением и в жидкой форме.

Как видно из рис.4, некоторые гидриды обладают большей энергоёмкостью по запасу водорода, чем бензин, однако эксплуатация подобных гибридов – ещё нерешённая задача.

В перспективе, к 2050 году мы можем получить гидриды, сравнимые по своим энергетическим параметрам с бензином.

Например, сегодня гидрид магния хранит 77 грамм водорода на 1 кг массы гидрида, в то время как в баллоне под давлением 20 МПа приходится всего 14 г на 1 кг ёмкости.

Читайте также:  Какое оптимальное давление при ловли рыбы

Гидрид магния (MgH2) – на сегодня самый изученный (изучается уже более 40 лет), доступный, массовый и недорогой материал. У него высокая массовая (7,6 %) и объёмная (109 г/л) плотность. Однако он имеет термодинамические и кинетические ограничения в применении.

При температурах ниже 200 °C водород больше не поглощается, десорбция (выделение водорода) также происходит при высокой температуре в 400 °C. Скорости сорбции и десорбции не высокие. За последние 10 лет разработаны методы улучшения этих параметров, использующие наноструктурные материалы, которые улучшают кинетические свойства гибрида магния (новые катализаторы процессов на основе редкоземельных металлов и т.п.).

Энергетическая установка подводных лодки типа U-212/214, воздухонезависимая, состоит из 9 протон-обменных топливных элементов Siemens SINAVYCIS PEM BZM34, включающих в себя цистерны с криогенным кислородом и ёмкости с гидридом металла (системой хранения водорода).

В концепции водородной экономики, переход на которую уже запланирован в энергетических доктринах Германии и Японии (я писал об этом тут), огромную роль для топливных элементов и всей водородной энергетики будет играть палладий. На его основе уже изготавливаются катализаторы и мембраны для получения чистого водорода, материалы с повышенными характеристиками, топливные элементы, электролизёры, водородные сенсоры. Палладий может эффективно накапливать водород, особенно в форме нанопорошка.

В Институте проблем химической физики РАН в Черноголовке ведутся работы по созданию аккумуляторов водорода на основе гидридов металла. Россия в этом плане контролирует половину мирового рынка палладия.

Криоадсорбционное хранение водорода.

Криоадсорбционное хранение водорода — это технология, объединяющая гидрную технологию и технологию жидкого хранения водорода.

Хранение водорода происходит в криогенно-охлаждаемых ёмкостях, содержащих адсорбирующий водород материал.

Подобный подход даёт преимущество по сравнению с хранением водорода в виде гидридов ввиду того, что количество водорода на единицу массы адсорбента больше, чем у гидридного хранения.

При этом стоимость адсорбента ниже, чем стоимость металлических сплавов при гидридном хранении водорода. Ёмкость адсорбента зависит от температуры: чем ниже температура криоадсорбции, тем выше ёмкость. Это существенно снижает общие затраты на хранение водорода, даже с учётом высоких расходов на охлаждение водорода. Рабочие температуры криоадсорбера выше, чем у систем хранения жидкого водорода (-253°C против диапазона от -208 до -195 °C у криоадсорбции. Адсорбция происходит при избыточном давлении около 4,2 Мпа, а десорбция — при 0,2 МПа.

Примером такого хранения водорода является применение активированного угля в качестве адсорбента. При температуре в -195 °C ёмкость хранения водорода составляет 68 г/кг адсорбента, при дальнейшем снижении температуры до – 208 °C ёмкость увеличивается до 82 г/кг. Как видим, подобная система хранения водорода по массовым характеристикам превосходит не только хранение водорода под давлением, но и в гидридах. Однако по объёму хранения эта схема уступает металлогидридным и жидководородным способам хранения.

Итоги.

1. Преимущества газообразного хранение водорода:

  • дешёвая, хорошо отработана и доступная технология.

Недостатки:

  • очень низкое объёмное содержание водорода. Однако плотность энергии при высоких давлениях порядка 700 атмосфер приближается к жидкому водороду.

2. Преимущества жидкого хранения водорода:

  • высокая доступная плотность хранения (на сегодня – 71 кг/м3).

Недостатки:

  • высокие энергозатраты на сжижение водорода, неизбежные потери водорода из-за испарения, высокая стоимость технологии хранения.

3. Преимущества криогенной адсорбции хранения водорода:

  • простая и отработанная технология;
  • безопасна.

Недостатки:

  • маленькое объёмное содержание водорода (от 0,5 до 20 кг/м3).

4. Преимущества хранения водорода в гидридах металлов, сплавов, интерметаллических соединений, композитов и т.п.:

  • безопасное хранение;
  • удобная транспортировка.

Недостатки:

  • ряд её технологий не отработан;
  • необходимость подогрева;
  • имеется деградация со временем;
  • относительно высокая стоимость;
  • недостаточная ёмкость хранения на сегодняшний день.

5. Преимущества перспективных способов хранения водорода на основе углеродных наноструктур (нанотрубки, фулерены) :

  • высокая плотность хранения водорода (до 100 кг/м3);
  • безопасны.

Недостатки:

  • большинство результатов по удержанию водорода оказались невоспроизводимы;
  • требуются обширные исследования в этом направлении;
  • неясны экономические перспективы вложенных средств в эти исследования.

Как видно, на сегодня наиболее востребовательные способы хранения водорода – это дешёвый метод хранения газообразного водорода под давлением и более энергоёмкий, но дорогой – хранение водорода в жидком виде. Все остальные способы либо экономически неоправданны, либо не до конца проработаны.

Технологии современного, серийного водородного автомобиля.

Однако энергию из водорода не обязательно получать, «сжигая» его. Водород может производить работу, переходя из сжатой фазы в обычную молекулярную фазу, попутно совершая работу перед «сжиганием». Перспективные исследования дают надежду на получение такого рода топливных элементов с удельной энергоёмкостью в 5 раз больше, чем у бензина. Но об этом в следующей статье.

Часть 7. Перспективный водородный топливный элемент в МИЛЛИОН раз превосходит литий-ионный аккумулятор

================================================================

P. S. Ссылки на источники теперь находятся в группе Вконтакте!

Часть 1. Водородная энергетика: когда наступит будущее?

Часть 2. Водородная энергетика: методы получения водорода

Часть 3. Водородная энергетика: атомно-водородная технология

Часть 4. Водород в альтернативной энергетике

Часть 5. Проблемы водородной энергетики

Источник