Какое давление сжиженного газа
Содержание статьи
Сжиженные углеводородные газы
Сжиженный углеводородный газ (СУГ) — это углеводороды или их смеси, которые при нормальном давлении и температуре окружающего воздуха находятся в газообразном состоянии, но при увеличении давления на относительно небольшую величину без изменения температуры переходят в жидкое состояние.
Сжиженные газы получают из попутных нефтяных газов, а также газоконденсатных месторождений. На перерабатывающих заводах из них извлекают этан, пропан, а также газовый бензин. Наибольшую ценность для отрасли газоснабжения имеют пропан и бутан. Их главное преимущество в том, что их легко хранить и перевозить в виде жидкости, а использовать в виде газа. Другими словами, для перевозки и хранения сжиженных газов используются плюсы жидкой фазы, а для сжигания — газообразной.
Сжиженный углеводородный газ получил широкое применение во многих странах мира, включая Россию, для нужд промышленности, жилищного и коммунально-бытового сектора, нефтехимических производств, а также в качестве автомобильного топлива.
Молекула пропана состоит из трех атомов углерода и восьми атомов водорода
Пропан
Для систем газоснабжения, эксплуатируемых в России, наиболее подходящим является технический пропан (C3H8), так как он имеет высокую упругость паров вплоть до минус 35°C (температура кипения пропана при атмосферном давлении — минус 42,1°C). Даже при низких температурах из баллона или газгольдера, наполненного пропаном, легко отбирать нужное количество паровой фазы в условиях естественного испарения. Это позволяет устанавливать газовые баллоны со сжиженным пропаном на улице зимой и отбирать паровую фазу при низких температурах.
Бутан
При сгорании молекулы бутана в реакцию вступают четыре атома углерода и десять атомов водорода, что объясняет его большую теплотворную способность по сравнению с пропаном
Бутан (C4h20) — более дешевый газ, но отличается от пропана низкой упругостью паров, поэтому применяется только при положительных температурах. Температура кипения бутана при атмосферном давлении — минус 0,5°C.
Температура газа в резервуарах системы автономного газоснабжения должна быть положительной, иначе испарение бутановой составляющей СУГ будет невозможно. Для обеспечения температуры газа выше 0°C используется геотермальное тепло: газгольдер для частного дома устанавливается подземно.
Смесь пропана и бутана
В коммунально-бытовой сфере используется смесь пропана и бутана технических (СПБТ), в быту называемая пропан-бутаном. При содержании бутана в СПБТ свыше 60% бесперебойная работа резервуарных установок в климатических условия России невозможна. В таких случаях для принудительного перевода жидкой фазы в паровую применяются испарители СУГ.
Особенности и свойства СУГ
Свойства сжиженных газов влияют на меры безопасности, а также конструктивные и технические особенности оборудования, в котором они хранятся, перевозятся и используются.
Отличительные особенности сжиженных газов:
- высокая упругость паров;
- не имеют запаха. Для своевременного выявления утечек сжиженным газам придают специфический запах — производят одоризацию этилмер-каптаном (C2H5SH);
- невысокие температуры и пределы воспламеняемости. Температура воспламенения бутана — 430°C, пропана — 504°C. Нижний предел воспламеняемости пропана — 2,3%, бутана — 1,9%;
- пропан, бутан и их смеси тяжелее воздуха. В случае утечки сжиженный газ может скапливаться в колодцах или подвалах. Запрещается устанавливать оборудование, работающее на сжиженном газе, в помещениях подвального типа;
- переход в жидкую фазу при увеличении давления или уменьшении температуры;
- высокая теплотворная способность. Для сжигания СУГ необходимо большое количество воздуха (для сжигания 1 м³ газовой фазы пропана необходимо 24 м³ воздуха, а бутана — 31 м³ воздуха);
- большой коэффициент объемного расширения жидкой фазы (коэффициент объемного расширения жидкой фазы пропана в 16 раз больше, чем у воды). Баллоны и резервуары заполняются не более чем на 85% геометрического объема. Заполнение более чем на 85% может привести к их разрыву, последующему быстрому истечению и испарению газа, а также воспламенению смеси с воздухом;
- в результате испарения 1 кг жидкой фазы СУГ при н. у. получается 450 литров паровой фазы. Другими словами, 1 м³ паровой фазы пропан-бутановой смеси имеет массу 2,2 кг;
- при сгорании 1 кг пропан-бутановой смеси выделяется около 11,5 кВт×ч тепловой энергии;
- сжиженный газ интенсивно испаряется и, попадая на кожу человека, вызывает обморожение.
Зависимость давления насыщенных паров пропан-бутановой смеси от температуры
Зависимость давления насыщенных паров пропан-бутановой смеси от температуры
Зависимость плотности пропан-бутановой смеси от ее состава и температуры
Таблица плотностей сжиженной пропан-бутановой смеси (в т/м³) в зависимости от ее состава и температуры
T, °C | −25 | −20 | −15 | −10 | −5 | 5 | 10 | 15 | 20 | 25 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
P/B, % | |||||||||||
100/0 | 0,559 | 0,553 | 0,548 | 0,542 | 0,535 | 0,528 | 0,521 | 0,514 | 0,507 | 0,499 | 0,490 |
90/10 | 0,565 | 0,559 | 0,554 | 0,548 | 0,542 | 0,535 | 0,528 | 0,521 | 0,514 | 0,506 | 0,498 |
80/20 | 0,571 | 0,565 | 0,561 | 0,555 | 0,548 | 0,541 | 0,535 | 0,528 | 0,521 | 0,514 | 0,505 |
70/30 | 0,577 | 0,572 | 0,567 | 0,561 | 0,555 | 0,548 | 0,542 | 0,535 | 0,529 | 0,521 | 0,513 |
60/40 | 0,583 | 0,577 | 0,572 | 0,567 | 0,561 | 0,555 | 0,549 | 0,542 | 0,536 | 0,529 | 0,521 |
50/50 | 0,589 | 0,584 | 0,579 | 0,574 | 0,568 | 0,564 | 0,556 | 0,549 | 0,543 | 0,536 | 0,529 |
40/60 | 0,595 | 0,590 | 0,586 | 0,579 | 0,575 | 0,568 | 0,562 | 0,555 | 0,550 | 0,543 | 0,536 |
30/70 | 0,601 | 0,596 | 0,592 | 0,586 | 0,581 | 0,575 | 0,569 | 0,562 | 0,557 | 0,551 | 0,544 |
20/80 | 0,607 | 0,603 | 0,598 | 0,592 | 0,588 | 0,582 | 0,576 | 0,569 | 0,565 | 0,558 | 0,552 |
10/90 | 0,613 | 0,609 | 0,605 | 0,599 | 0,594 | 0,588 | 0,583 | 0,576 | 0,572 | 0,566 | 0,559 |
0/100 | 0,619 | 0,615 | 0,611 | 0,605 | 0,601 | 0,595 | 0,590 | 0,583 | 0,579 | 0,573 | 0,567 |
T — температура газовой смеси (среднесуточная температура воздуха); P/B — соотношение пропана и бутана в смеси, %
Источник
Сжиженный природный газ
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 апреля 2019; проверки требуют 53 правки.
Для этого термина существует аббревиатура «СПГ», которая имеет и другие значения: см. СПГ.
Сжи́женный приро́дный газ (СПГ) — природный газ (преимущественно метан, CH4), искусственно сжиженный путём охлаждения до минус 160 °C для удобства хранения или транспортировки. Для хозяйственного применения преобразуется в газообразное состояние на специальных регазификационных терминалах.
СПГ рассматривается как приоритетная или важная технология импорта природного газа целым рядом стран, включая Францию, Бельгию, Испанию, Южную Корею и США. Самый крупный потребитель СПГ — это Япония, где практически 100 % потребностей газа покрывается импортом СПГ.
Физические и химические характеристики[править | править код]
СПГ представляет собой жидкость без запаха и цвета, плотностью 0,41-0,5 кг/л в зависимости от температуры, давления, и содержания высших алканов (плотность чистого метана при температуре кипения — 0,41 кг/л, при повышении давления и понижении температуры плотность растет, примеси высших алканов также повышают плотность)[1][2]. Не токсичен. Температура кипения −158…−163 °C. Современный СПГ состоит на 85-95 % из метана, а в остальные 5 % входят этан, пропан, бутан, азот[3]. Нижняя граница теплоты сгорания — 50 116 кДж/кг, или 20 МДж/л. В процессе обработки природный газ очищают от воды, диоксида серы, диоксида углерода и т. п.[4]
Потребительские свойства[править | править код]
Чистый СПГ не горит, сам по себе не воспламеняется и не взрывается. На открытом пространстве при нормальной температуре СПГ возвращается в газообразное состояние и быстро смешивается с воздухом. При испарении природный газ может воспламениться, если произойдет контакт с источником пламени. Для воспламенения необходимо иметь концентрацию газа в воздухе от 4,4 до 17 % (объемных)[источник не указан 853 дня]. Если концентрация менее 4,4 %, то газа будет недостаточно для начала возгорания, а если более 17 %, то в смеси будет слишком мало кислорода. Для использования СПГ подвергается регазификации — испарению без присутствия воздуха.
Применение[править | править код]
Моторное топливо[править | править код]
Начиная с 1990-х годов появляются различные проекты использования СПГ в качестве моторного топлива на водном[5], железнодорожном и даже автомобильном транспорте, чаще всего с использованием переоборудованных газодизельных двигателей[6].
На судах СПГ как основной вид топлива используется как на грузовых, так и на пассажирских перевозках:
- первым грузовым судном стал контейнеровоз Isla Bella (спуск на воду 18 апреля 2015 года);
- первым пассажирским круизным лайнером на СПГ стал AIDAnova (спущен на воду 21 августа 2018 года)[7].
В России выпускается тепловоз ТЭМ19-001, работающий на СПГ[8][9]. В США и Европе появляются проекты по переводу грузового автомобильного транспорта на СПГ[10][11].
Разрабатываются ракетные двигатели, использующие в качестве топлива «СПГ + жидкий кислород» (данный вид двигателей имеет ряд преимуществ).
Способ получения[править | править код]
СПГ получают из природного газа путём сжатия с последующим охлаждением. При сжижении природный газ уменьшается в объёме примерно в 600 раз[3][12]. Процесс сжижения идет ступенями, на каждой из которых газ сжимается в 5-12 раз, затем охлаждается и передается на следующую ступень. Собственно сжижение происходит при охлаждении после последней стадии сжатия. Процесс сжижения, таким образом, требует значительного расхода энергии[13], до 25 % от её количества, содержащегося в сжиженном газе.
В процессе сжижения используются различные виды установок — дроссельные, турбодетандерные, турбинно-вихревые и пр.
Устройство завода по производству СПГ[править | править код]
Как правило, завод по сжижению природного газа состоит из:
- установки предварительной очистки и сжижения газа;
- технологических линий производства СПГ;
- резервуаров для хранения;
- оборудования для загрузки на танкеры;
- дополнительных служб для обеспечения завода электроэнергией и водой для охлаждения[14].
Технология сжижения
Процессы сжижения больших заводов СПГ[15]:
- AP-C3MR — Air Products & Chemicals, Inc. (APCI)
- AP-X — Air Products & Chemicals, Inc. (APCI)
- AP-SMR ( Mixed Refrigerant) — Air Products & Chemicals, Inc. (APCI)
- Cascade — ConocoPhillips
- MFC (mixed fluid cascade) — Linde
- PRICO (SMR) — Black & Veatch
- DMR (Dual Mixed Refrigerant)
- Liquefin — Air Liquide
Способы хранения и транспортировки[править | править код]
Танкер с СПГ прибывает в порт Бостона
Доставка СПГ — процесс, включающий в себя несколько стадий. Сначала происходит трансформация природного газа в СПГ на заводах по сжижению газа, которые обычно располагаются рядом с районами добычи природного газа. СПГ хранится в специальных криоцистернах, устроенных по принципу сосуда Дьюара. Транспортируется СПГ на специализированных морских судах — газовозах, оборудованных криоцистернами, а также на спецавтомобилях. Регазифицированный СПГ транспортируется конечным потребителям по трубопроводам.[16]
Считается, что транспортировка газа в виде СПГ становится более экономичной по сравнению с трубопроводом на расстояниях более нескольких тысяч километров[17].
Страны-производители[править | править код]
В 2018 году странами — лидерами по поставкам (чистый экспорт) сжиженного газа были (в млрд м³):[18]
- Катар — 104,8;
- Австралия — 91,8;
- Малайзия — 33,0;
- Нигерия — 27,8;
- США — 26,3;
- Россия — 24,9;
- Индонезия — 20,8;
- Тринидад и Тобаго — 16,8;
- Алжир — 16,6;
- Оман — 13,6;
- Папуа-Новая Гвинея — 9,5.
Производство СПГ в России[править | править код]
Этот раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности. Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения. |
На сегодняшний день доля России на мировом рынке СПГ равна 6 % от общего объема[19]. Экспорт СПГ в 2018 году вырос на 70 %, составив почти 26 млрд м³.[20]
В России первый завод СПГ был построен в 2009 году, в рамках проекта Сахалин-2, в посёлке Пригородное на юге Сахалина. Завод был запущен 18 февраля 2009 года. Оператор строительства и проекта «Сахалин-2» — «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани». По результатам работы в 2010 году завод вышел на проектную производственную мощность — 9,6 млн тонн СПГ (что эквивалентно 13 млрд м³ газообразного природного газа)[21]. Пущена уже третья очередь завода (? на декабрь 2020 года 3 очередь завода до сих пор не запущена).
Ямал СПГ: компанией «Новатэк» (владелец контрольного пакета акций), совместно с французской «Total» и китайской «CNPC», реализован проект завода по сжижению природного газа на полуострове Ямал.
Новые стратегии России в сфере СПГ[править | править код]
Новая тактика России поможет увеличить объемы производства сжиженного природного газа и включить процесс производства в систему развития газотранспортной системы (ГТС). Россия будет использовать весь потенциал ГТС благодаря новой стратегии по использованию сжиженного природного газа (СПГ).
Производство СПГ планируется включить в стратегию развития газотранспортной системы. Благодаря этому все мощности ГТС можно будет задействовать для производства СПГ (газоперерабатывающие заводы Балтийский СПГ, Амурский ГПЗ, Дальневосточный СПГ и Владивосток СПГ).
Это увеличит эффективность всей системы. Согласно российской стратегии по СПГ до 2035 года, «Роснефть» намерена построить три проекта мощностью до 95 миллионов тонн в год. Благодаря этому Россия станет одним из лидеров производства СПГ. Похожие проекты разрабатываются и в других компаниях, например, в «Новатэке».
Развитая структура ГТС исполнит роль транспорта для сети СПГ-заводов, которые удобно разместить в местах с готовой инфраструктурой и рабочей силой и высоким спросом на готовую продукцию. Ведется строительство СПГ-завода «Сахалин-1» мощностью 6,2 млн. т. в Де-Кастри в Хабаровском крае (первая очередь «Дальневосточного СПГ»). Его продукция будет востребована в Японии благодаря географической близости двух стран.
«Роснефть» планирует инвестировать три СПГ-проекта общей стоимостью не менее $100 млрд. (Дальневосточного СПГ, Кара СПГ, Арктик СПГ-2).
Реализация всех трех СПГ-проектов позволит стать России одним из крупнейших производителей СПГ в мире наравне с «большой тройкой» (Катар, Австралия и США).[22]
Страны-потребители[править | править код]
Основными импортёрами СПГ в 2017 году были (в млрд м³/год):[18]
- Япония — 113,9;
- Китай — 52,6;
- Республика Корея — 51,3;
- Индия — 25,7;
- Тайвань — 22,5;
- Испания — 16,6;
- Турция — 10,9;
- Франция — 19,8.
На 2014 год 29 стран импортировали СПГ[23].
За последние десять лет мировой спрос на СПГ увеличился вдвое, составив в 2016 году 258 млн тонн.[24]
Каталог регазификационных терминалов сжиженного природного газа.
Импорт СПГ в западную Европу[править | править код]
На территории Европы расположено около тридцати крупных регазификационных терминалов, суммарная мощность которых по состоянию на конец 2016 г. превышала 218 млрд м³ в эквиваленте природного газа. Однако в число крупнейших потребителей СПГ европейские страны не входят. Общий импорт СПГ в Европу в 2016 г. составил всего лишь 51 млрд м³ в эквиваленте (15,3 % мирового рынка этого продукта). При этом крупные поставки осуществлялись в Испанию (13,2 млрд м³), Великобританию (10,5 млрд м³), Францию (9,7 млрд м³).
Одна из причин низкой активности европейских стран на рынке СПГ — его высокая стоимость, другая причина — давно отлаженные трубопроводные поставки газа из России. В результате существующие регазификационные мощности не востребованы, терминалы работают с довольно низкой загрузкой. В 2016 г. загрузка мощностей терминалов колебалась от 19 % в Нидерландах и 20 % в Великобритании до 31 % в Бельгии и 37 % в Италии[25].
Польша планирует стать одним из газовых хабов Европы за счёт импорта СПГ, в основном из США и Катара. Импорт СПГ в Польше остается спорным, т. к. само государство на 50 % обеспечивает собственные энергетические нужды за счёт поставок трубопроводного газа из России. Польша — один из старейших покупателей российского газа, поставки не прерывались с 1944 года[26].
В октябре 2019 года глава немецкой энергетической компании «Uniper» Андреас Ширенбек оценил в перспективе дефицит газа на континенте, который может достичь 300 миллиардов кубометров в год. По его словам, нынешняя ситуация с СПГ на европейском рынке говорит об увеличении поставок, которые обеспечит в основном Россия. По его словам, альтернативных источников практически нет. Норвегия сделать это не в состоянии из-за истощения месторождений в Северном море, а Алжир снизил экспорт на 20 процентов и сдаёт позиции крупного европейского поставщика из-за повышения внутреннего спроса[27].
Главные экспортёры и импортёры[править | править код]
Главные экспортёры и импортёры СПГ (2019 г.)[28]
Экспортёр | Объём, млн. т | Примечание | Импортёр | Объём, млн. т | Примечание |
---|---|---|---|---|---|
Катар | 77,80 | 52,36 → Азия 23,52 → Европа 1,92 → Африка и Бл. Восток | Япония | 76,87 | 29,84 ← Австралия 9,35 ← Малайзия 8,34 ← Катар 6,34 ← Россия … 3,64 ← США |
Австралия | 75,39 | 75,33 → Азия 0,06 → Африка и Бл. Восток | Китай | 61,68 | 28,16 ← Австралия 7,48 ← Малайзия 8,49 ← Катар 2,85 ← Россия … 0,27 ← США |
США | 33,75 | 12,54 → Азия 12,72 → Европа 7,13 → Америка 1,37 → Африка и Бл. Восток | Юж. Корея | 40,14 | 11,12 ← Катар 7,59 ← Австралия 5,05 ← США … 2,31 ← Россия |
Россия | 29,32 | 13,58 → Азия 15,07 → Европа …6,6 → Великобритания …4,7 → Италия 0,06 → Америка 0,61 → Африка и Бл. Восток | Индия | 23,98 | 9,74 ← Катар |
Малайзия | 26,21 | 26,21 → Азия | Тайвань | 16,66 | 4,67 ← Катар 4,39 ← Австралия |
Нигерия | 20,84 | Испания | 15,72 | ||
Индонезия | 15,47 | Франция | 15,57 | ||
Тринидад и Тобаго | 12,50 | Великобритания | 13,55 | ||
Алжир | 12,23 | Италия | 9,77 | ||
Оман | 10,26 | Турция | 9,37 | ||
Весь мир | 354,7 |
История[править | править код]
- 1912 год — построен первый экспериментальный завод, не использовался для коммерческих целей. В 1917 году в США был получен первый СПГ. Развитие трубопроводных систем доставки надолго отложило совершенствование этой технологии.
- 1941 год — в Кливленде (штат Огайо, США) впервые налажено масштабное производство сжиженного природного газа.
- 1944 год — первая и самая серьёзная по сей день катастрофа, унёсшая 128 жизней. Основной причиной катастрофы послужил неправильный выбор металла для танков.
- 1959 год — осуществлена первая поставка сжиженного природного газа из США в Великобританию на модифицированном танкере времен Второй мировой войны. В этом же году газ был поставлен из США в Японию.
- 1964 год — построен завод в г. Арзев (Алжир); начались регулярные перевозки танкерами; начал работать первый терминал по регазификации во Франции.
- 1969 год — начало долгосрочных поставок из США в Японию — соглашения действуют более 40 лет.
- 1971 год — начались поставки из Ливии, завод в Марса-эль-Брега (сейчас Эль-Бурайка), в Испанию и Италию.
- 1972 год — производство СПГ началось в Брунее — завод в Лумуте.
- 1977 год — на рынок сжиженного природного газа вышла Индонезия.
- 1983 год — начато производство в Малайзии — объём поставок в Японию составил 8 млн тонн.
- 1989 год — началось производство в Австралии — объём 6 млн тонн в год.
- 1990-е — Индонезия становится одним из основных производителей и экспортеров СПГ в Азиатско-Тихоокеанском регионе — 22 млн тонн в год.
- 1997 год — Катар становится одним из экспортеров СПГ[29].
- 2009 год — запущен первый в России завод СПГ, порт Пригородное (Корсаков, Сахалинская область, проект «Сахалин-2»), объём резервуаров 200 тыс. м³.
См. также[править | править код]
- Газовоз
- Регазификация сжиженного природного газа
- Сланцевый газ
Примечания[править | править код]
- ↑ (недоступная ссылка с 10-11-2016 [1669 дней])Сжиженный природный газ Архивная копия от 31 августа 2009 на Wayback Machine
- ↑ https://en.murmanshelf.ru/files/oil_seminar_2012/1_Overview.pdf#page=6
- ↑ 1 2 Liquefied Natural Gas: Understanding the Basic Facts (англ.). US Department of Energy (DOE) Office of Fossil Energy, National Energy Technology Laboratory (August 2005). Дата обращения: 10 ноября 2016.
- ↑ Майорец М., Симонов К., 2013, с. 40.
- ↑ Природный газ на водном транспорте, 1986.
- ↑ Гайнуллин Ф. Г., Гриценко А. И., Васильев Ю. Н., Золотаревский Л. С. Природный газ как моторное топливо на транспорте. — М.: «Недра», 1986.
- ↑ Первый лайнер AIDA на сжиженном газе спущен на воду, CruiseRadar (22 августа 2018). Дата обращения 6 сентября 2018.
- ↑ Локомотив с американским сердцем.
- ↑ На МЖД испытали тепловоз на сжиженном газе Архивная копия от 17 мая 2014 на Wayback Machine
- ↑ Перспективы США: перевод грузового транспорта на природный газ (недоступная ссылка). Дата обращения: 16 мая 2014. Архивировано 17 мая 2014 года.
- ↑ Сжиженный природный газ (СПГ) как альтернатива нефти в транспортном секторе
- ↑ (недоступная ссылка с 10-11-2016 [1669 дней])Сахалинский завод СПГ Архивировано 31 октября 2009 года.
- ↑ Сжиженный природный газ (СПГ), технологии сжижения — Техническая библиотека Neftegaz.RU. neftegaz.ru. Дата обращения: 5 ноября 2019.
- ↑ Майорец М., Симонов К., 2013, с. 46.
- ↑ Evaluation of LNG Technologies, University of Oklahoma 2008 Архивировано 29 декабря 2015 года.
- ↑ Liquefied Natural Gas (LNG) value chain.
- ↑ https://en.murmanshelf.ru/files/oil_seminar_2012/1_Overview.pdf#page=4
- ↑ 1 2 BP istical Review of World Energy 2019
- ↑ ЦДУ ТЭК. Стратегия роста. ЦДУ ТЭК. ЦДУ ТЭК (15.05.2019).
- ↑ России удалось рекордно заработать на экспорте // Взгляд, 18 января 2019
- ↑ (недоступная ссылка с 10-11-2016 [1669 дней])Проект «Сахалин-2» — последние достижения Архивная копия от 8 марта 2011 на Wayback Machine
- ↑ В СПГ-стратегию вписали возможные проекты «Роснефти» почти на 100 млн т. РБК. Дата обращения: 5 апреля 2021.
- ↑ [1]
- ↑ [2] — подставить прямую ссылку
- ↑ Сергей Кудияров. СПГ не пройдёт // Эксперт, № 35 (1041), 28 августа — 3 сентября 2017
- ↑ Минчичова В.С. Перспективы получения Польшей статуса нового газового хаба Европейского Союза // Экономика и предпринимательство. — 2020. — № 7 (120). — С. 114-117. — ISSN 1999-2300.
- ↑ Труба зовет: Европа потребовала больше газа из России. РИА Новости (20200224T0800+0300). Дата обращения: 25 марта 2020.
- ↑ GIIGNL Annual Report 2020 Edition.
- ↑ Майорец М., Симонов К., 2013.
Литература[править | править код]
- Гайнуллин Ф. Г., Гриценко А. И., Васильев Ю. Н., Золотаревский Л. С. Природный газ как моторное топливо на транспорте. — М.: Издательство «НЕДРА», 1986.
- В. С. Вовк, А. И. Новиков, А. И. Глаголев, Ю. Н. Орлов, В. К. Бычков, Д. А. Удалов «Мировая индустрия и рынки сжиженного природного газа: прогнозное моделирование». — М.: Издательство «Газпром экспо», 2009
- Майорец М., Симонов К. Сжиженный газ — будущее мировой энергетики. — М.: Альпина Паблишер, 2013. — 360 с. — ISBN 978-5-9614-4403-2.
Ссылки[править | править код]
- Производство и экспорт СПГ в 2018 г. // Лента. Ру, 1 апреля 2019
- Мир на грани конца бума: от жидкого газа начали отказываться // РИА Новости, 23.02.2020
- СПГ выходит в море/// ГеоЭнергетика.ru, 02.07.2018
Источник