Какое давление сжиженного газа

Содержание статьи

Сжиженные углеводородные газы

Сжиженный углеводородный газ (СУГ) — это углеводороды или их смеси, которые при нормальном давлении и температуре окружающего воздуха находятся в газообразном состоянии, но при увеличении давления на относительно небольшую величину без изменения температуры переходят в жидкое состояние.

Сжиженные газы получают из попутных нефтяных газов, а также газоконденсатных месторождений. На перерабатывающих заводах из них извлекают этан, пропан, а также газовый бензин. Наибольшую ценность для отрасли газоснабжения имеют пропан и бутан. Их главное преимущество в том, что их легко хранить и перевозить в виде жидкости, а использовать в виде газа. Другими словами, для перевозки и хранения сжиженных газов используются плюсы жидкой фазы, а для сжигания — газообразной.

Сжиженный углеводородный газ получил широкое применение во многих странах мира, включая Россию, для нужд промышленности, жилищного и коммунально-бытового сектора, нефтехимических производств, а также в качестве автомобильного топлива.

Молекула пропана

Молекула пропана состоит из трех атомов углерода и восьми атомов водорода

Пропан

Для систем газоснабжения, эксплуатируемых в России, наиболее подходящим является технический пропан (C3H8), так как он имеет высокую упругость паров вплоть до минус 35°C (температура кипения пропана при атмосферном давлении — минус 42,1°C). Даже при низких температурах из баллона или газгольдера, наполненного пропаном, легко отбирать нужное количество паровой фазы в условиях естественного испарения. Это позволяет устанавливать газовые баллоны со сжиженным пропаном на улице зимой и отбирать паровую фазу при низких температурах.

Бутан

Молекула бутана

При сгорании молекулы бутана в реакцию вступают четыре атома углерода и десять атомов водорода, что объясняет его большую теплотворную способность по сравнению с пропаном

Бутан (C4h20) — более дешевый газ, но отличается от пропана низкой упругостью паров, поэтому применяется только при положительных температурах. Температура кипения бутана при атмосферном давлении — минус 0,5°C.

Температура газа в резервуарах системы автономного газоснабжения должна быть положительной, иначе испарение бутановой составляющей СУГ будет невозможно. Для обеспечения температуры газа выше 0°C используется геотермальное тепло: газгольдер для частного дома устанавливается подземно.

Смесь пропана и бутана

В коммунально-бытовой сфере используется смесь пропана и бутана технических (СПБТ), в быту называемая пропан-бутаном. При содержании бутана в СПБТ свыше 60% бесперебойная работа резервуарных установок в климатических условия России невозможна. В таких случаях для принудительного перевода жидкой фазы в паровую применяются испарители СУГ.

Особенности и свойства СУГ

Свойства сжиженных газов влияют на меры безопасности, а также конструктивные и технические особенности оборудования, в котором они хранятся, перевозятся и используются.

Отличительные особенности сжиженных газов:

  • высокая упругость паров;
  • не имеют запаха. Для своевременного выявления утечек сжиженным газам придают специфический запах — производят одоризацию этилмер-каптаном (C2H5SH);
  • невысокие температуры и пределы воспламеняемости. Температура воспламенения бутана — 430°C, пропана — 504°C. Нижний предел воспламеняемости пропана — 2,3%, бутана — 1,9%;
  • пропан, бутан и их смеси тяжелее воздуха. В случае утечки сжиженный газ может скапливаться в колодцах или подвалах. Запрещается устанавливать оборудование, работающее на сжиженном газе, в помещениях подвального типа;
  • переход в жидкую фазу при увеличении давления или уменьшении температуры;
  • высокая теплотворная способность. Для сжигания СУГ необходимо большое количество воздуха (для сжигания 1 м³ газовой фазы пропана необходимо 24 м³ воздуха, а бутана — 31 м³ воздуха);
  • большой коэффициент объемного расширения жидкой фазы (коэффициент объемного расширения жидкой фазы пропана в 16 раз больше, чем у воды). Баллоны и резервуары заполняются не более чем на 85% геометрического объема. Заполнение более чем на 85% может привести к их разрыву, последующему быстрому истечению и испарению газа, а также воспламенению смеси с воздухом;
  • в результате испарения 1 кг жидкой фазы СУГ при н. у. получается 450 литров паровой фазы. Другими словами, 1 м³ паровой фазы пропан-бутановой смеси имеет массу 2,2 кг;
  • при сгорании 1 кг пропан-бутановой смеси выделяется около 11,5 кВт×ч тепловой энергии;
  • сжиженный газ интенсивно испаряется и, попадая на кожу человека, вызывает обморожение.

Зависимость давления насыщенных паров пропан-бутановой смеси от температуры

Зависимость давления насыщенных паров пропан-бутановой смеси от температуры

Зависимость давления насыщенных паров пропан-бутановой смеси от температуры

Зависимость плотности пропан-бутановой смеси от ее состава и температуры

Таблица плотностей сжиженной пропан-бутановой смеси (в т/м³) в зависимости от ее состава и температуры

T, °C

−25−20−15−10−5510152025
P/B, %
100/00,5590,5530,5480,5420,5350,5280,5210,5140,5070,4990,490
90/100,5650,5590,5540,5480,5420,5350,5280,5210,5140,5060,498
80/200,5710,5650,5610,5550,5480,5410,5350,5280,5210,5140,505
70/300,5770,5720,5670,5610,5550,5480,5420,5350,5290,5210,513
60/400,5830,5770,5720,5670,5610,5550,5490,5420,5360,5290,521
50/500,5890,5840,5790,5740,5680,5640,5560,5490,5430,5360,529
40/600,5950,5900,5860,5790,5750,5680,5620,5550,5500,5430,536
30/700,6010,5960,5920,5860,5810,5750,5690,5620,5570,5510,544
20/800,6070,6030,5980,5920,5880,5820,5760,5690,5650,5580,552
10/900,6130,6090,6050,5990,5940,5880,5830,5760,5720,5660,559
0/1000,6190,6150,6110,6050,6010,5950,5900,5830,5790,5730,567
Читайте также:  При каком давлении можно ходить в баню

T — температура газовой смеси (среднесуточная температура воздуха); P/B — соотношение пропана и бутана в смеси, %

Источник

Сжиженный природный газ

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 апреля 2019; проверки требуют 53 правки.

Для этого термина существует аббревиатура «СПГ», которая имеет и другие значения: см. СПГ.

Сжи́женный приро́дный газ (СПГ) — природный газ (преимущественно метан, CH4), искусственно сжиженный путём охлаждения до минус 160 °C для удобства хранения или транспортировки. Для хозяйственного применения преобразуется в газообразное состояние на специальных регазификационных терминалах.

СПГ рассматривается как приоритетная или важная технология импорта природного газа целым рядом стран, включая Францию, Бельгию, Испанию, Южную Корею и США. Самый крупный потребитель СПГ — это Япония, где практически 100 % потребностей газа покрывается импортом СПГ.

Физические и химические характеристики[править | править код]

СПГ представляет собой жидкость без запаха и цвета, плотностью 0,41-0,5 кг/л в зависимости от температуры, давления, и содержания высших алканов (плотность чистого метана при температуре кипения — 0,41 кг/л, при повышении давления и понижении температуры плотность растет, примеси высших алканов также повышают плотность)[1][2]. Не токсичен. Температура кипения −158…−163 °C. Современный СПГ состоит на 85-95 % из метана, а в остальные 5 % входят этан, пропан, бутан, азот[3]. Нижняя граница теплоты сгорания — 50 116 кДж/кг, или 20 МДж/л. В процессе обработки природный газ очищают от воды, диоксида серы, диоксида углерода и т. п.[4]

Потребительские свойства[править | править код]

Чистый СПГ не горит, сам по себе не воспламеняется и не взрывается. На открытом пространстве при нормальной температуре СПГ возвращается в газообразное состояние и быстро смешивается с воздухом. При испарении природный газ может воспламениться, если произойдет контакт с источником пламени. Для воспламенения необходимо иметь концентрацию газа в воздухе от 4,4 до 17 % (объемных)[источник не указан 853 дня]. Если концентрация менее 4,4 %, то газа будет недостаточно для начала возгорания, а если более 17 %, то в смеси будет слишком мало кислорода. Для использования СПГ подвергается регазификации — испарению без присутствия воздуха.

Применение[править | править код]

Моторное топливо[править | править код]

Начиная с 1990-х годов появляются различные проекты использования СПГ в качестве моторного топлива на водном[5], железнодорожном и даже автомобильном транспорте, чаще всего с использованием переоборудованных газодизельных двигателей[6].

На судах СПГ как основной вид топлива используется как на грузовых, так и на пассажирских перевозках:

  • первым грузовым судном стал контейнеровоз Isla Bella (спуск на воду 18 апреля 2015 года);
  • первым пассажирским круизным лайнером на СПГ стал AIDAnova (спущен на воду 21 августа 2018 года)[7].

В России выпускается тепловоз ТЭМ19-001, работающий на СПГ[8][9]. В США и Европе появляются проекты по переводу грузового автомобильного транспорта на СПГ[10][11].

Разрабатываются ракетные двигатели, использующие в качестве топлива «СПГ + жидкий кислород» (данный вид двигателей имеет ряд преимуществ).

Способ получения[править | править код]

СПГ получают из природного газа путём сжатия с последующим охлаждением. При сжижении природный газ уменьшается в объёме примерно в 600 раз[3][12]. Процесс сжижения идет ступенями, на каждой из которых газ сжимается в 5-12 раз, затем охлаждается и передается на следующую ступень. Собственно сжижение происходит при охлаждении после последней стадии сжатия. Процесс сжижения, таким образом, требует значительного расхода энергии[13], до 25 % от её количества, содержащегося в сжиженном газе.

В процессе сжижения используются различные виды установок — дроссельные, турбодетандерные, турбинно-вихревые и пр.

Устройство завода по производству СПГ[править | править код]

Как правило, завод по сжижению природного газа состоит из:

  • установки предварительной очистки и сжижения газа;
  • технологических линий производства СПГ;
  • резервуаров для хранения;
  • оборудования для загрузки на танкеры;
  • дополнительных служб для обеспечения завода электроэнергией и водой для охлаждения[14].

Технология сжижения

Процессы сжижения больших заводов СПГ[15]:

  • AP-C3MR — Air Products & Chemicals, Inc. (APCI)
  • AP-X — Air Products & Chemicals, Inc. (APCI)
  • AP-SMR ( Mixed Refrigerant) — Air Products & Chemicals, Inc. (APCI)
  • Cascade — ConocoPhillips
  • MFC (mixed fluid cascade) — Linde
  • PRICO (SMR) — Black & Veatch
  • DMR (Dual Mixed Refrigerant)
  • Liquefin — Air Liquide

Способы хранения и транспортировки[править | править код]

Танкер с СПГ прибывает в порт Бостона

Доставка СПГ — процесс, включающий в себя несколько стадий. Сначала происходит трансформация природного газа в СПГ на заводах по сжижению газа, которые обычно располагаются рядом с районами добычи природного газа. СПГ хранится в специальных криоцистернах, устроенных по принципу сосуда Дьюара. Транспортируется СПГ на специализированных морских судах — газовозах, оборудованных криоцистернами, а также на спецавтомобилях. Регазифицированный СПГ транспортируется конечным потребителям по трубопроводам.[16]

Считается, что транспортировка газа в виде СПГ становится более экономичной по сравнению с трубопроводом на расстояниях более нескольких тысяч километров[17].

Страны-производители[править | править код]

В 2018 году странами — лидерами по поставкам (чистый экспорт) сжиженного газа были (в млрд м³):[18]

  • Катар — 104,8;
  • Австралия — 91,8;
  • Малайзия — 33,0;
  • Нигерия — 27,8;
  • США — 26,3;
  • Россия — 24,9;
  • Индонезия — 20,8;
  • Тринидад и Тобаго — 16,8;
  • Алжир — 16,6;
  • Оман — 13,6;
  • Папуа-Новая Гвинея — 9,5.

Производство СПГ в России[править | править код]

Этот раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности.

Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения.

Читайте также:  Давление при гестозе у беременных какое

На сегодняшний день доля России на мировом рынке СПГ равна 6 % от общего объема[19]. Экспорт СПГ в 2018 году вырос на 70 %, составив почти 26 млрд м³.[20]

В России первый завод СПГ был построен в 2009 году, в рамках проекта Сахалин-2, в посёлке Пригородное на юге Сахалина. Завод был запущен 18 февраля 2009 года. Оператор строительства и проекта «Сахалин-2» — «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани». По результатам работы в 2010 году завод вышел на проектную производственную мощность — 9,6 млн тонн СПГ (что эквивалентно 13 млрд м³ газообразного природного газа)[21]. Пущена уже третья очередь завода (? на декабрь 2020 года 3 очередь завода до сих пор не запущена).

Ямал СПГ: компанией «Новатэк» (владелец контрольного пакета акций), совместно с французской «Total» и китайской «CNPC», реализован проект завода по сжижению природного газа на полуострове Ямал.

Новые стратегии России в сфере СПГ[править | править код]

Новая тактика России поможет увеличить объемы производства сжиженного природного газа и включить процесс производства в систему развития газотранспортной системы (ГТС). Россия будет использовать весь потенциал ГТС благодаря новой стратегии по использованию сжиженного природного газа (СПГ).

Производство СПГ планируется включить в стратегию развития газотранспортной системы. Благодаря этому все мощности ГТС можно будет задействовать для производства СПГ (газоперерабатывающие заводы Балтийский СПГ, Амурский ГПЗ, Дальневосточный СПГ и Владивосток СПГ).

Это увеличит эффективность всей системы. Согласно российской стратегии по СПГ до 2035 года, «Роснефть» намерена построить три проекта мощностью до 95 миллионов тонн в год. Благодаря этому Россия станет одним из лидеров производства СПГ. Похожие проекты разрабатываются и в других компаниях, например, в «Новатэке».

Развитая структура ГТС исполнит роль транспорта для сети СПГ-заводов, которые удобно разместить в местах с готовой инфраструктурой и рабочей силой и высоким спросом на готовую продукцию. Ведется строительство СПГ-завода «Сахалин-1» мощностью 6,2 млн. т. в Де-Кастри в Хабаровском крае (первая очередь «Дальневосточного СПГ»). Его продукция будет востребована в Японии благодаря географической близости двух стран.

«Роснефть» планирует инвестировать три СПГ-проекта общей стоимостью не менее $100 млрд. (Дальневосточного СПГ, Кара СПГ, Арктик СПГ-2).

Реализация всех трех СПГ-проектов позволит стать России одним из крупнейших производителей СПГ в мире наравне с «большой тройкой» (Катар, Австралия и США).[22]

Страны-потребители[править | править код]

Основными импортёрами СПГ в 2017 году были (в млрд м³/год):[18]

  • Япония — 113,9;
  • Китай — 52,6;
  • Республика Корея — 51,3;
  • Индия — 25,7;
  • Тайвань — 22,5;
  • Испания — 16,6;
  • Турция — 10,9;
  • Франция — 19,8.

На 2014 год 29 стран импортировали СПГ[23].

За последние десять лет мировой спрос на СПГ увеличился вдвое, составив в 2016 году 258 млн тонн.[24]

Каталог регазификационных терминалов сжиженного природного газа.

Импорт СПГ в западную Европу[править | править код]

На территории Европы расположено около тридцати крупных регазификационных терминалов, суммарная мощность которых по состоянию на конец 2016 г. превышала 218 млрд м³ в эквиваленте природного газа. Однако в число крупнейших потребителей СПГ европейские страны не входят. Общий импорт СПГ в Европу в 2016 г. составил всего лишь 51 млрд м³ в эквиваленте (15,3 % мирового рынка этого продукта). При этом крупные поставки осуществлялись в Испанию (13,2 млрд м³), Великобританию (10,5 млрд м³), Францию (9,7 млрд м³).

Одна из причин низкой активности европейских стран на рынке СПГ — его высокая стоимость, другая причина — давно отлаженные трубопроводные поставки газа из России. В результате существующие регазификационные мощности не востребованы, терминалы работают с довольно низкой загрузкой. В 2016 г. загрузка мощностей терминалов колебалась от 19 % в Нидерландах и 20 % в Великобритании до 31 % в Бельгии и 37 % в Италии[25].

Польша планирует стать одним из газовых хабов Европы за счёт импорта СПГ, в основном из США и Катара. Импорт СПГ в Польше остается спорным, т. к. само государство на 50 % обеспечивает собственные энергетические нужды за счёт поставок трубопроводного газа из России. Польша — один из старейших покупателей российского газа, поставки не прерывались с 1944 года[26].

В октябре 2019 года глава немецкой энергетической компании «Uniper» Андреас Ширенбек оценил в перспективе дефицит газа на континенте, который может достичь 300 миллиардов кубометров в год. По его словам, нынешняя ситуация с СПГ на европейском рынке говорит об увеличении поставок, которые обеспечит в основном Россия. По его словам, альтернативных источников практически нет. Норвегия сделать это не в состоянии из-за истощения месторождений в Северном море, а Алжир снизил экспорт на 20 процентов и сдаёт позиции крупного европейского поставщика из-за повышения внутреннего спроса[27].

Главные экспортёры и импортёры[править | править код]

Главные экспортёры и импортёры СПГ (2019 г.)[28]

ЭкспортёрОбъём, млн. тПримечаниеИмпортёрОбъём, млн. тПримечание
Катар77,8052,36 → Азия

23,52 → Европа

1,92 → Африка и Бл. Восток

Япония76,8729,84 ← Австралия

9,35 ← Малайзия

8,34 ← Катар

6,34 ← Россия

3,64 ← США

Австралия75,3975,33 → Азия

0,06 → Африка и Бл. Восток

Китай61,6828,16 ← Австралия

7,48 ← Малайзия

8,49 ← Катар

2,85 ← Россия

0,27 ← США

США33,7512,54 → Азия

12,72 → Европа

7,13 → Америка

1,37 → Африка и Бл. Восток

Юж. Корея40,1411,12 ← Катар

7,59 ← Австралия

5,05 ← США

2,31 ← Россия

Россия29,3213,58 → Азия

15,07 → Европа

…6,6 → Великобритания

…4,7 → Италия

0,06 → Америка

0,61 → Африка и Бл. Восток

Индия23,989,74 ← Катар
Малайзия26,2126,21 → АзияТайвань16,664,67 ← Катар

4,39 ← Австралия

Нигерия20,84Испания15,72
Индонезия15,47Франция15,57
Тринидад и Тобаго12,50Великобритания13,55
Алжир12,23Италия9,77
Оман10,26Турция9,37
Весь мир354,7

История[править | править код]

  • 1912 год — построен первый экспериментальный завод, не использовался для коммерческих целей. В 1917 году в США был получен первый СПГ. Развитие трубопроводных систем доставки надолго отложило совершенствование этой технологии.
  • 1941 год — в Кливленде (штат Огайо, США) впервые налажено масштабное производство сжиженного природного газа.
  • 1944 год — первая и самая серьёзная по сей день катастрофа, унёсшая 128 жизней. Основной причиной катастрофы послужил неправильный выбор металла для танков.
  • 1959 год — осуществлена первая поставка сжиженного природного газа из США в Великобританию на модифицированном танкере времен Второй мировой войны. В этом же году газ был поставлен из США в Японию.
  • 1964 год — построен завод в г. Арзев (Алжир); начались регулярные перевозки танкерами; начал работать первый терминал по регазификации во Франции.
  • 1969 год — начало долгосрочных поставок из США в Японию — соглашения действуют более 40 лет.
  • 1971 год — начались поставки из Ливии, завод в Марса-эль-Брега (сейчас Эль-Бурайка), в Испанию и Италию.
  • 1972 год — производство СПГ началось в Брунее — завод в Лумуте.
  • 1977 год — на рынок сжиженного природного газа вышла Индонезия.
  • 1983 год — начато производство в Малайзии — объём поставок в Японию составил 8 млн тонн.
  • 1989 год — началось производство в Австралии — объём 6 млн тонн в год.
  • 1990-е — Индонезия становится одним из основных производителей и экспортеров СПГ в Азиатско-Тихоокеанском регионе — 22 млн тонн в год.
  • 1997 год — Катар становится одним из экспортеров СПГ[29].
  • 2009 год — запущен первый в России завод СПГ, порт Пригородное (Корсаков, Сахалинская область, проект «Сахалин-2»), объём резервуаров 200 тыс. м³.

См. также[править | править код]

  • Газовоз
  • Регазификация сжиженного природного газа
  • Сланцевый газ

Примечания[править | править код]

  1. ↑ (недоступная ссылка с 10-11-2016 [1669 дней])Сжиженный природный газ Архивная копия от 31 августа 2009 на Wayback Machine
  2. ↑ https://en.murmanshelf.ru/files/oil_seminar_2012/1_Overview.pdf#page=6
  3. ↑ 1 2 Liquefied Natural Gas: Understanding the Basic Facts (англ.). US Department of Energy (DOE) Office of Fossil Energy, National Energy Technology Laboratory (August 2005). Дата обращения: 10 ноября 2016.
  4. ↑ Майорец М., Симонов К., 2013, с. 40.
  5. ↑ Природный газ на водном транспорте, 1986.
  6. ↑ Гайнуллин Ф. Г., Гриценко А. И., Васильев Ю. Н., Золотаревский Л. С. Природный газ как моторное топливо на транспорте. — М.: «Недра», 1986.
  7. ↑ Первый лайнер AIDA на сжиженном газе спущен на воду, CruiseRadar (22 августа 2018). Дата обращения 6 сентября 2018.
  8. ↑ Локомотив с американским сердцем.
  9. ↑ На МЖД испытали тепловоз на сжиженном газе Архивная копия от 17 мая 2014 на Wayback Machine
  10. ↑ Перспективы США: перевод грузового транспорта на природный газ (недоступная ссылка). Дата обращения: 16 мая 2014. Архивировано 17 мая 2014 года.
  11. ↑ Сжиженный природный газ (СПГ) как альтернатива нефти в транспортном секторе
  12. ↑ (недоступная ссылка с 10-11-2016 [1669 дней])Сахалинский завод СПГ Архивировано 31 октября 2009 года.
  13. ↑ Сжиженный природный газ (СПГ), технологии сжижения — Техническая библиотека Neftegaz.RU. neftegaz.ru. Дата обращения: 5 ноября 2019.
  14. ↑ Майорец М., Симонов К., 2013, с. 46.
  15. ↑ Evaluation of LNG Technologies, University of Oklahoma 2008 Архивировано 29 декабря 2015 года.
  16. ↑ Liquefied Natural Gas (LNG) value chain.
  17. ↑ https://en.murmanshelf.ru/files/oil_seminar_2012/1_Overview.pdf#page=4
  18. ↑ 1 2 BP istical Review of World Energy 2019
  19. ↑ ЦДУ ТЭК. Стратегия роста. ЦДУ ТЭК. ЦДУ ТЭК (15.05.2019).
  20. ↑ России удалось рекордно заработать на экспорте // Взгляд, 18 января 2019
  21. ↑ (недоступная ссылка с 10-11-2016 [1669 дней])Проект «Сахалин-2» — последние достижения Архивная копия от 8 марта 2011 на Wayback Machine
  22. ↑ В СПГ-стратегию вписали возможные проекты «Роснефти» почти на 100 млн т. РБК. Дата обращения: 5 апреля 2021.
  23. ↑ [1]
  24. ↑ [2] — подставить прямую ссылку
  25. ↑ Сергей Кудияров. СПГ не пройдёт // Эксперт, № 35 (1041), 28 августа — 3 сентября 2017
  26. ↑ Минчичова В.С. Перспективы получения Польшей статуса нового газового хаба Европейского Союза // Экономика и предпринимательство. — 2020. — № 7 (120). — С. 114-117. — ISSN 1999-2300.
  27. ↑ Труба зовет: Европа потребовала больше газа из России. РИА Новости (20200224T0800+0300). Дата обращения: 25 марта 2020.
  28. ↑ GIIGNL Annual Report 2020 Edition.
  29. ↑ Майорец М., Симонов К., 2013.

Литература[править | править код]

  • Гайнуллин Ф. Г., Гриценко А. И., Васильев Ю. Н., Золотаревский Л. С. Природный газ как моторное топливо на транспорте. — М.: Издательство «НЕДРА», 1986.
  • В. С. Вовк, А. И. Новиков, А. И. Глаголев, Ю. Н. Орлов, В. К. Бычков, Д. А. Удалов «Мировая индустрия и рынки сжиженного природного газа: прогнозное моделирование». — М.: Издательство «Газпром экспо», 2009
  • Майорец М., Симонов К. Сжиженный газ — будущее мировой энергетики. — М.: Альпина Паблишер, 2013. — 360 с. — ISBN 978-5-9614-4403-2.

Ссылки[править | править код]

  • Производство и экспорт СПГ в 2018 г. // Лента. Ру, 1 апреля 2019
  • Мир на грани конца бума: от жидкого газа начали отказываться // РИА Новости, 23.02.2020
  • СПГ выходит в море/// ГеоЭнергетика.ru, 02.07.2018

Источник

Читайте также:  Какое нормальное атмосферное давление в старом осколе