Какое давление на поршень в двс
Box77 ›
Блог ›
Физика камеры сгорания. Часть 7. Основы динамики блока цилиндров
В общении автолюбителей часто встречаются такие слова, как механические потери в двигателе, соотношения диаметр поршня к ходу коленчатого вала, соотношения длины шатуна к ходу коленчатого вала, крутящий момент и силы инерции. К сожалению, подобные разговоры обычно дальше обмена звучными фразами не идут. И даже после трехчасовых дискуссий на эти темы ни у кого из собеседников не появляется чего-то нового в голове.
Сегодня мы окунемся в мир динамики кривошипно-шатунного механизма и уясним, как на деле все это работает. Немного вспомним векторы и обычную механику за 8 класс.
Итак, начнем с того, что же вращает двигатель, а именно:
1. Сила давления газов на поршень.
Эта та сила, которая лежит в основе работы любого ДВС, которая является «оживляющей» силой. Смесь сжалась, воспламенилась, началась химическая реакция и увеличились давление и температура в камере сгорания. Температура в динамике ДВС играет несущественную роль, но вот давление — наиважнейшую.
Итак, сила давления газов на поршень равна:
Fг = (Р — Рк) * п * D^2 / 4, где
Р — давление в цилиндре,
Рк — давление картерных газов,
D — диаметр поршня.
Какие выводы можно сделать?
— Чем больше диаметр цилиндра, тем больше сила давления газов при том же значении давления в цилиндре.
— Чем ниже давление картерных газов, тем больше сила давления газов при том же значении давления в цилиндре.
Каждый автолюбитель знает о сапуне, торчащем из головки блока цилиндров, но мало кто понимает его истинный смысл: снижение давления картерных газов за счет разряжения во впуске. Не раз встречал, как шланг выводили на улицу, а вход в коллектор глушили. Встречался, когда сапун пытались глушить, в итоге давление картерных газов становилось избыточным и мотор попросту глох. Особо серьезно к системе рециркуляции картерных газов относится Хонда, где имеется не только сапун с ГБЦ, есть клапана рециркуляции, шланги с блока, разряжение используется до и после дросселя и так далее — и все это не от нечего делать, а для повышения эффективности силовой установки.
2. Силы инерции движущихся масс.
Итак, мы рассмотрели силы, возникающие по причине изменения давления газов в цилиндре.Но в ДВС возникают и прочие силы, связанные с тем, что детали ШПГ имеют ненулевую массу, а именно: силы инерции.
Силы инерции делятся на два типа:
— Силы инерции возвратно-поступательно движущихся масс
— Силы инерции вращающихся масс.
2.1. Сила инерции возвратно-поступательно движущихся масс.
Данные силы порождаются движением поршня и шатуна. Но если с поршнем все понятно, то с шатуном не все так просто: шатун обычно представляют в виде гантели, представляющей собой две шейки с безмассовым стержнем. Тогда массы шеек гантели рассчитывают следующим образом:
Находится центр масс шатуна вывешиванием, т.е. шатун располагают горизонтально на некоторую ось таким образом. чтобы левая и правая часть шатуна были уравновешены. Это будет не середина шатуна, поэтому левое и правое плечо обозначим как lп и lк, где lп — плечо верхней головки шатуна, куда устанавливается поршневой палец, а lк — плечо нижней головки шатуна, соединяющаяся с шатунной шейкой коленчатого вала.
Тогда массы условной гантели равны:
Масса поршневой части шатуна:
mшп = mш * lк / l = mш * (l — lп) / l
Масса части шатуна, соединяющейся с коленчатым валом:
mшк = mш * lп / l
Таким образом, возвратно-поступательно движущиеся массы:
mвп = mп + mшп, где mп — масса поршня, mпш — масса поршневой части шатуна.
Так как сила есть произведение массы на ускорение,
сила инерции возвратно-поступательно движущихся масс равна:
Fивп = — (mп + mшп) * а, где а — ускорение поршня.
Запишем в общем виде:
Fивп = — (mп + mшп) * w^2 * r * ({ cosф + cos2ф * r / l } + е * r * { sinф + sin2ф * r / (2*l)})
При е = 0:
Fивп = — (mп + mшп) * w^2 * r * { cosф + cos2ф * r / l }
Тут должен оговориться, что в массу поршня входят также масса пальца и поршневых колец.
2.2. Сила инерции вращающихся масс.
Одной из вращающихся масс является приведенная масса нижней шейки шатуна. найденная ранее:
mшк = mш * lп / l
Второй массой является сумма масс неуравновешенных частей коленчатого вала, а именно: шатунная шейка и щеки.
С шатунной шейкой проблем нет — это mшш, а вот массы щек необходимо привести к центру оси шатунной шейки для удобства:
mщк = mщ * (r — rшш) / r, где mщ — реальная масса щек коленчатого вала, а rшш — радиус шатунной шейки коленчатого вала.
Так как щеки у одного цилиндра две, масса неуравновешенный частей коленчатого вала равны:
mшш + 2*mщк
Полная сумма вращающихся масс равна сумме масс неуравновешенных частей коленчатого вала и приведенной массы нижней шейки шатуна:
mшк + mшш + 2*mщк
Силы инерции вращающихся масс равны:
Fив = — (mшк + mшш + 2*mщк) * r * w^2
Тут должен отметить, что в массу шатунной шейки входит также масса шатунных вкладышей.
3. Преобразования сил:
Сила давления газов на поршень и сила инерции возвратно-поступательно движущихся масс в сумме дают силы, действующие на поршень по оси цилиндров. Тут важно отметить, что силы инерции возвратно-поступательно движущихся масс имеют знак «минус», т.е. действуют нам во вред (должен оговориться: во вред — часть цикла, в некоторый момент сила меняет знак и работает с пользой).
Т.е.:
Fп = Fг + Fивп = (Р — Рк) * п * D^2 / 4 — (mп + mшп) * w^2 * r * ({ cosф + cos2ф * r / l } + е * r * { sinф + sin2ф * r / (2*l)}),
или же при отсутствии ускорения коленчатого вала, т.е. при е(t) = 0:
Fп = Fг + Fивп = (Р — Рк) * п * D^2 / 4 — (mп + mшп) * w^2 * r * ({ cosф + cos2ф * r / l }
Сила, действующая на поршень, в динамике делится на две составляющие силы:
— Сила, направленная по оси шатуна,
Fш = Fп / cosb, где b — угол между осью цилиндра и осью шатуна
— Сила, перпендикулярная оси цилиндра и направленная в противоположную сторону силе по направлению шатуна,
N = Fп * tg b, где b — угол между осью цилиндра и осью шатуна
Сумма векторов данных сил даст опять нам вектор Fп.
Эффективной действующей силой из этих двух является Fш.
3.1. Сила, направленная по оси шатуна.
Fш = Fп / cosb, где b — угол между осью цилиндра и осью шатуна,
Или же (подставив Fп):
Fш = (Fг + Fивп) / cosb
Или же:
Fш = ((Р — Рк) * п * D^2 / 4 — (mп + mшп) * w^2 * r * ({ cosф + cos2ф * r / l } + е * r * { sinф + sin2ф * r / (2*l)})) / cosb
При отсутствии ускорения коленчатого вала, т.е. при е(t) = 0:
Fш = ((Р — Рк) * п * D^2 / 4 — (mп + mшп) * w^2 * r * { cosф + cos2ф * r / l }) / cosb
Как мы уяснили ранее, эта сила — остаток от силы, действующей на поршень, которая участвует в полезной работе ДВС.
Перенесем вектор Fш для удобства дальнейшего рассмотрения в центр шатунной шейки коленчатого вала. Теперь разложим и эту силу на две составляющие:
— Касательную силу, направленную по касательной к окружности вращения шатунной шейки:
Fкв = Fш * sin (ф + b), где ф — угол поворота коленчатого вала, b — угол между осью цилиндра и осью шатуна
— Перпендикулярную силу, направленную от шатунной шейки к оси коленчатого вала:
Fпв = Fш * cos (ф + b), где ф — угол поворота коленчатого вала, b — угол между осью цилиндра и осью шатуна
Здесь полезной силой является касательная сила.
3.2. Сила, направленная по касательной к окружности вращения шатунной шейки.
Fкв = Fш * sin (ф + b), где ф — угол поворота коленчатого вала, b — угол между осью цилиндра и осью шатуна
Подставим выражение для Fш и получим выражение Fкв через Fп:
Fкв = Fп * sin (ф + b) / cosb
Или же:
Fкв = (Fг + Fивп) * sin (ф + b) / cosb
Или же:
Fкв = ((Р — Рк) * п * D^2 / 4 — (mп + mшп) * w^2 * r * ({ cosф + cos2ф * r / l } + е * r * { sinф + sin2ф * r / (2*l)}))*sin (ф + b) / cosb
При отсутствии ускорения коленчатого вала, т.е. при е(t) = 0:
Fкв = ((Р — Рк) * п * D^2 / 4 — (mп + mшп) * w^2 * r * { cosф + cos2ф * r / l })*sin (ф + b) / cosb
Крайне неудобно, когда функция выражена через два угла, особенно, когда один угол явно зависит от другого, не смотря на то, что в таком виде функция более читаема.
Произведем математическое преобразование угла b через функцию от угла ф:
По теореме синусов:
l / sinф = r / sin b, где:
l — длина шатуна,
r — радиус кривошипа.
выражаем b через ф:
b = arcsin (r/l * sinф).
Перепишем Fкв = Fп * sin (ф + b) / cosb, подставив выажение для b:
Fкв = Fп * sin (ф + arcsin (r/l * sinф)) / cos (arcsin (r/l * sinф))
Или же более развернуто:
Fкв = ((Р — Рк) * п * D^2 / 4 — (mп + mшп) * w^2 * r * ({ cosф + cos2ф * r / l } + е * r * { sinф + sin2ф * r / (2*l)}))*sin (ф + arcsin (r/l * sinф)) / cos (arcsin (r/l * sinф))
Ну, и если отсутствует ускорение коленчатого вала, т.е. при е(t) = 0:
Fкв = ((Р — Рк) * п * D^2 / 4 — (mп + mшп) * w^2 * r * { cosф + cos2ф * r / l })*sin (ф + arcsin (r/l * sinф)) / cos (arcsin (r/l * sinф))
3.3. Силы, действующие на шатунную шейку коленчатого вала, или вращающая сила:
Суммарно вращающие силы можно представить в виде суммы силы, направленной по касательной к окружности вращения шатунной шейки, Fкв и силы инерции вращающихся масс Fив.
Опять же отмечу, что силы инерции вращающихся масс имеют знак минус, т.е. действуют нам во вред.
Итого, вращающая сила:
Fв = Fкв + Fив
Или же:
Fв = Fп * sin (ф + arcsin (r/l * sinф)) / cos (arcsin (r/l * sinф)) — (mшк + mшш + 2*mщк) * r * w^2
Или же более развернуто:
Fв = ((Р — Рк) * п * D^2 / 4 — (mп + mшп) * w^2 * r * ({ cosф + cos2ф * r / l } + е * r * { sinф + sin2ф * r / (2*l)}))*sin (ф + arcsin (r/l * sinф)) / cos (arcsin (r/l * sinф)) — (mшк + mшш + 2*mщк) * r * w^2
Если нет ускорения коленчатого вала, т.е. при е(t) = 0:
Fв = ((Р — Рк) * п * D^2 / 4 — (mп + mшп) * w^2 * r * { cosф + cos2ф * r / l })*sin (ф + arcsin (r/l * sinф)) / cos (arcsin (r/l * sinф)) — (mшк + mшш + 2*mщк) * r * w^2
4. Крутящий момент.
Произведение вращающей силы и радиуса кривошипа носит знакомое всем понятие «крутящего момента», т.е.
Мкр = Fв * r
Или же:
Мкр = r* (Fкв + Fив)
Или же:
Мкр = r * [Fп * sin (ф + arcsin (r/l * sinф)) / cos (arcsin (r/l * sinф)) — (mшк + mшш + 2*mщк) * r * w^2]
Или же более развернуто:
Мкр = r * [((Р — Рк) * п * D^2 / 4 — (mп + mшп) * w^2 * r * ({ cosф + cos2ф * r / l } + е * r * { sinф + sin2ф * r / (2*l)}))*sin (ф + arcsin (r/l * sinф)) / cos (arcsin (r/l * sinф)) — (mшк + mшш + 2*mщк) * r * w^2]
Если нет ускорения коленчатого вала, т.е. при е(t) = 0:
Мкр = r * [((Р — Рк) * п * D^2 / 4 — (mп + mшп) * w^2 * r * { cosф + cos2ф * r / l })*sin (ф + arcsin (r/l * sinф)) / cos (arcsin (r/l * sinф)) — (mшк + mшш + 2*mщк) * r * w^2]
Наряду с крутящим моментом существует реактивный момент двигателя, который стремится развернуть сам двигатель. Он противоположен по направлению крутящему моменту.
Итак, сегодня мы рассмотрели основные силы, возникающие в ШПГ работающего ДВС, выявили зависимости мгновенных значений сил и крутящего момента от давления газов, частоты вращения (в общем случае и ускорения) и угла поворота коленчатого вала. Но следует помнить, что помимо сил инерции и сил, порожденных давлением газов, существуют силы трения и силы сопротивления.
Не забываем поправлять, если заметили ошибку, писать пожелания и ставить лайки.
На сим все.
Продолжение следует;)
Источник
Силы, действующие в кривошипно-шатунном механизме ДВС
При работе двигателя в КШМ каждого цилиндра действуют силы: давления газов на поршень Р, массы поступательно-движущихся частей КШМ G, инерции поступательно-движущихся частей Pи и трения в КШМ Рт. Силы трения не поддаются точному расчету; их считают включенными в сопротивление гребного винта и не принимают во внимание. Следовательно, в общем случае на поршень действует движущая сила Pд = Р + G + Pи. Силы, отнесенные к 1 м2 площади поршня, Движущее усилие Рд приложено к центру поршневого пальца (пальца крейцкопфа) и направлено вдоль оси цилиндра (рис. 216). На пальце поршня Pд раскладывается на составляющие: Рн — нормальное давление, действующее перпендикулярно к оси цилиндра и прижимающее поршень к втулке; Рш- усилие, действующее вдоль оси шатуна и передаваемое на ось шейки кривошипа, где оно в свою очередь раскладывается на составляющие Р? и РR (рис. 216). Усилие Р? действует перпендикулярно к кривошипу, вызывает его вращение и называется касательным. Усилие РR действует вдоль кривошипа и называется радиальным. Из геометрических соотношений имеем: Численное значение и знак тригонометрических величин для двигателей с различными постоянными КШМ ? =R / L можно принять по данным Величину и знак Рд определяют из диаграммы движущих сил, представляющей графическое изображение закона изменения движущей силы за один оборот коленчатого вала для двухтактных двигателей и за два оборота для четырехтактных в зависимости от угла поворота коленчатого вала. Чтобы получить значение движущей силы, необходимо предварительно построить следующие три диаграммы. 1. Диаграмма изменения давления р в цилиндре в зависимости от угла поворота кривошипа ?. По данным расчета рабочего процесса двигателя строят теоретическую индикаторную диаграмму, по которой определяют давление в цилиндре р в зависимости от его объема V. Для того, чтобы перестроить индикаторную диаграмму из координат рV в координаты р-? (давление — угол поворота вала), линии в. м. т. и н. м. т. следует продлить вниз и провести прямую АВ, параллельную оси V (рис. 217). Отрезок АВ делится точкой О пополам и из этой точки радиусом АО описывается окружность. От центра окружности точки О в сторону н. м. т. откладывают отрезок OO’ = 1 / 2 R2 / L поправка Брикса. Так как Значение постоянной КШМ ? = R / L принимают по опытным данным. Чтобы получить величину поправки OO’, в масштабе диаграммы в формулу OO’ = 1 / 2 ?R вместо R подставляют значение отрезка АО. Из точки О’, которая называется полюсом Брикса, описывают произвольным радиусом вторую окружность и делят ее на любое число равных частей (обычно через каждые 15°). Из полюса Брикса О’ через точки деления проводят лучи. Из точек пересечения лучей с окружностью радиусом АО проводят вверх прямые, параллельные оси р. Затем на свободном месте чертежа строят с помощью измерителя координаты давления газов р — угол поворота кривошипа ?°; принимая за начало отсчета линию атмосферного давления, снимают с диаграммы р-V значения ординат процессов наполнения и расширения для углов 0°, 15°, 30°, …, 180° и 360°, 375°, 390°, …, 540°, переносят их в координаты для этих же углов и соединяют полученные точки плавной кривой. Аналогично строят участки сжатия и выпуска, но в этом случае поправку Брикса ОО’ откладывают на отрезке АВ в сторону в. м. т. В результате указанных построений получают развернутую индикаторную диаграмму (рис. 218, а), по которой можно определить давление газов р на поршень для любого угла ? поворота кривошипа. Масштаб давлений развернутой диаграммы будет такой же, как и на диаграмме в координатах р-V. При построении диаграммы p = f(?) силы, способствующие движению поршня, считаются положительными, а силы, препятствующие этому движению,- отрицательными. 2. Диаграмма сил массы возвратно-поступательно-движущихся частей КШМ. В тронковых двигателях внутреннего сгорания масса поступательно-движущихся частей включает массу поршня и часть массы шатуна. В крейцкопфных дополнительно входят массы штока и ползуна. Массу частей можно подсчитать, если имеются чертежи с размерами этих деталей. Часть массы шатуна, совершающая возвратно-поступательное движение, G1 = Gш l1 / l, где Gш- масса шатуна, кг; l — длина шатуна, м; l1 — расстояние от центра тяжести шатуна до оси кривошипной шейки, м: Для предварительных расчетов удельные значения массы поступательно-движущихся частей могут быть приняты: 1) для тронковых быстроходных четырехтактных двигателей 300-800 кг/м2 и тихоходных 1000-3000 кг/м2; 2) для тронковых быстроходных двухтактных двигателей 400-1000 кг/м2 и тихоходных 1000- 2500 кг/м2; 3) для крейцкопфных быстроходных четырехтактных двигателей 3500-5000 кг/м2 и тихоходных 5000-8000 кг/м2; 4) для крейцкопфных быстроходных двухтактных двигателей 2000-3000 кг/м2 и тихоходных 9000-10 000 кг/м2. Так как величина массы поступательно-движущихся частей КШМ и их направление не зависят от угла поворота кривошипа ?, то диаграмма сил массы будет иметь вид, показанный на рис. 218, б. Строится эта диаграмма в том же масштабе, что и предыдущая. На тех участках диаграммы, где сила массы способствует движению поршня, она считается положительной, а там, где препятствует,- отрицательной. 3. Диаграмма сил инерции поступательно-движущихся частей. Известно, что сила инерции поступательно-движущегося тела Ри =Gaн (G — масса тела, кг; а — ускорение, м/сек2). Масса поступательно-движущихся частей КШМ, отнесенная к 1 м2 площади поршня, m = G / F. Ускорение движения этой массы определяют по формуле (172). Таким образом, сила инерции поступательно-движущихся частей КШМ, отнесенная к 1 м2 площади поршня, может быть определена для любого угла поворота кривошипа по формуле Расчет Ри для различных ? целесообразно производить в табличной форме. По данным таблицы строят диаграмму сил инерции поступательно-движущихся частей в том же масштабе, что и предыдущие. Характер кривой Pи= f (?) дан на рис. 218, в. В начале каждого хода поршня силы инерции препятствуют его движению. Поэтому силы Ри имеют отрицательный знак. В конце же каждого хода силы инерции Ри способствуют этому движению и поэтому приобретают положительный знак. Силы инерции можно определить также графическим методом. Для этого берут отрезок АВ, длина которого соответствует ходу поршня в масштабе оси абсцисс (рис. 219) развернутой индикаторной диаграммы. От точки А вниз по перпендикуляру откладывают в масштабе ординат индикаторной диаграммы отрезок АС, выражающий силу инерции поступательно-движущихся частей в в. м. т. (? = 0), равную Pи(в. м. т) = G / F R?2 (1 + ?). В том же масштабе от точки В откладывают отрезок ВД — силу инерции в н. м. т. (? = 180°), равную Ри(н.м.т) = — G / F R?2 (1 — ?). Точки С и Д соединяют прямой. От точки пересечения СД и АВ откладывают в масштабе ординат отрезок ЕК, равный 3? G/А R?2. Точку К соединяют прямыми с точками С и Д, и полученные отрезки КС и КД делят на одинаковое число равных частей, но не менее чем на пять. Точки деления нумеруют в одном направлении и одноименные соединяют прямыми 1-1, 2-2, 3-3 и т. д. Через точки С и Д и точки пересечения прямых, соединяющих одинаковые номера, проводят плавную кривую, выражающую закон изменения сил инерции при нисходящем движении поршня. Для участка, соответствующего движению поршня к в. м. т., кривая сил инерции будет зеркальным отображением построенной. Диаграмма движущих сил Pд= f (?) строится путем алгебраического суммирования ординат соответствующих углов диаграмм При суммировании ординат этих трех диаграмм сохраняется указанное выше правило знаков. По диаграмме Рд= f (?) молено определить движущее усилие, отнесенное к 1 м2 площади поршня для любого угла поворота кривошипа. Сила, действующая на 1 м2 площади поршня, будет равна соответствующей ординате на диаграмме движущих усилий, умноженной на масштаб ординат. Полная сила, движущая поршень, где рд- движущая сила, отнесенная к 1 м2 площади поршня, н/м2; D — диаметр цилиндра, м. По формулам (173) с использованием диаграммы движущих сил можно определить значения нормального давления рн силы Рш, касательной силы Р? и радиальной силы PR при различных положениях кривошипа. Графическое выражение закона изменения силы Р? в зависимости от угла ? поворота кривошипа называется диаграммой касательных сил. Расчет значений Р? для разных ? производится с использованием диаграммы Pд= f:(?) и по формуле (173). По данным расчета строят диаграмму касательных сил для одного цилиндра двухтактного (рис. 220, а) и четырехтактного двигателей (рис. 220,6). Положительные значения откладывают вверх от оси абсцисс, отрицательные — вниз. Касательная сила считается положительной, если она направлена в сторону вращения коленчатого вала, и отрицательной, если она направлена против вращения коленчатого вала. Площадь диаграммы Р?= f (?) выражает в определенном масштабе работу касательной силы за один цикл. Касательные усилия для любого угла ? поворота вала можно определить следующим простым способом. Описывают две окружности — одну радиусом кривошипа R и вторую вспомогательную — радиусом ?R (рис. 221). Проводят для данного угла ? радиус ОА и продлевают его до пересечения со вспомогательной окружностью в точке В. Строят ?ВОС, у которого ВС будет параллельна оси цилиндра, а СО — параллельна оси шатуна (для. данного ?). От точки А откладывают в выбранном масштабе величину движущего усилия Рд для данного ?; тогда отрезок ЕD, проведенный перпендикулярно к оси цилиндра до пересечения с прямой AD, параллельной СО, и будет искомым Р? для выбранного ?. Изменение касательной силы ?Р? двигателя можно представить в виде суммарной диаграммы касательных сил ?Р?= f (?). Для ее построения необходимо столько диаграмм Р? = f (?), сколько цилиндров имеет двигатель, но сдвинутых одна относительно другой на угол ?всп поворота кривошипа между двумя последующими вспышками (рис. 222, а-в). Алгебраически сложив ординаты всех диаграмм при соответствующих углах, получают для различных положений кривошипа суммарные ординаты. Соединив их концы, получают диаграмму ?P? = f (?). Диаграмма суммарных касательных усилий для двухцилиндрового двухтактного двигателя показана на рис. 222, в. Аналогичным образом строят диаграмму и для многоцилиндрового четырехтактного двигателя. Диаграмму ?Р? = f (?) можно построить также аналитическим путем, располагая только одной диаграммой касательных усилий для одного цилиндра. Для этого необходимо разбить диаграмму Р? = f (?) на участки через каждые ?всп градусов. Каждый участок разделяют на одинаковое число равных отрезков и нумеруют, рис. 223 (для четырехтактного z = 4). Ординаты кривой Р? = f (?), соответствующие одним и тем же номерам точек, алгебраически суммируют, в результате чего получают ординаты суммарной кривой касательных усилий. На диаграмму ?Р? = f (?) наносят среднюю величину касательной силы Р? cp. Для определения средней ординаты Р? cp суммарной диаграммы касательных сил в масштабе чертежа необходимо площадь между кривой и осью абсцисс на участке длиной ?всп поделить на длину этого участка диаграммы. Если кривая суммарной диаграммы касательных сил пересекает ось абсцисс, то для определения Р? ср нужно алгебраическую сумму площади между кривой и осью абсцисс разделить на длину участка диаграммы. Отложив на диаграмме величину Р? ср вверх от оси абсцисс, получают новую ось. Участки между кривой и этой осью, расположенные над линией Р? , выражают положительную работу, а под осью — отрицательную. Между Р? ср и силой сопротивления приводимого в действие агрегата должно существовать равенство. Можно установить зависимость Р? ср от среднего индикаторного давления рi: для двухтактного двигателя Р? cp = pi z /? и для четырехтактного двигателя P? cp = pi z /2? (z — число цилиндров). По P? cp определяют средний крутящий момент на валу двигателя где D — диаметр цилиндра, м; R — радиус кривошипа, м. |
Источник