Какое давление фреона r12

R12 фреон: характеристики, свойства, особенности

В этой публикации пойдет речь о фреоне R12, характеристиках, свойствах и особенностях хладагента. Для удобства мы собрали их в 2 таблицы. В конце статьи вы найдете диаграммы хладагента R12.

История и применение

Хладагент R12 разработали и начали использовать после 1935 года. Он приме5нялся в кондиционерах, автокондиционерах, холодильниках, морозильных камерах и т.д. Характеристики R12 фреона позволили обеспечить максимальную холодопроизводительность. Он известен под названиями и торговыми марками:

  • Freon 12;
  • R-12;
  • CFC-12;
  • ХФУ-12;
  • Хладон 12
  • Halon 122;
  • Arcton 12;
  • Forane-12;
  • E940;
  • Genetron 12.

16 сентября 1987 года был принят Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой. Согласно ему, в мире начали сокращать производство климатического оборудования на R-12. С 1994 года его не выпускают вообще.

При этом производство хладагента R12 не прекращается. Он необходим для работы старого оборудования. Но его со временем модернизируют, меняют на новое, переводят на другие хладоны. По прогнозам, к 2035 году потребность в R12 отпадет.

Сейчас как никогда актуальны качественные заменители CFC-12. Предлагаем прочитать обзор аналогов хладагента R-12. В нем мы рассмотрели самые популярные и эффективные его замены.

Представители стран, подписавших Монреальский протокол 1987 года.

Масло для ХФУ-12

Для систем, работающих на R12 фреоне используются минеральные масла. Хотя хладагент также совместим с алкилбензольными. Приводим список минеральных масел, совместимых с R12:

  • ХФ 12-16;
  • Mobil Gargoyle Arctic Oil 155, 300;
  • TOTAL LUNARIA FR 68;
  • Suniso 3GS, 4GS;
  • MOTOROL 3GS;
  • MOGUL ONF

Аналоги хладагента R-12

Замена R12 фреона на другие хладагенты обусловлена его ценой. Некоторое оборудование лучше модернизировать, что не переплачивать в дальнейшем. Универсальной замены 12 хладону нет. Для каждой системы нужно подбирать свой в зависимости от ее характеристик. Вот наиболее распространенные аналоги фреона R-12:

  • R124;
  • R134a (тетрафторэтан);
  • R142b;
  • R152a;
  • R227ea;
  • R401a, R401b, R401c;
  • R406a;
  • R409a, R409b;
  • R414a;
  • R415a, R415b;
  • R600a (изобутан).

Некоторые производители продают под видом R12 смесь фреонов R134а и R600а. Их соотношение в этом газе 50/50. В основном ее используют в автомобильных кондиционерах. При замене необходима доработка системы, а именно:

  1. Полная очистка и продувка сжатым азотом;
  2. Замена уплотнителей;
  3. Замена масла на полусинтетическое или синтетическое;
  4. Иногда — замена фильтра-осушителя;
  5. Иногда — замена компрессора.

Популярность пользуется также пропан-бутановая смесь (ПБС). У нее хорошие показатели холодопроизводительности. в зависимости от соотношения пропана и бутана можно подобрать характеристики. Но большинство климатических систем также требует доработки.

Чем можно заменить фреон R-12 в холодильнике

Есть два варианта замены R12 хладона в холодильнике: с доработкой системы и без нее. Второй вариант более дешевый, но производительность холодильника снизится. Для замены R12 можно использовать следующие фреоны:

  • R406a;
  • R401a, R401b, R401c;
  • R409a, R409b.

Для перехода на R406a, R409a и R409b не требуется замена компрессорного масла. Они совместимы с минеральными и алкилбензольными (AB). Хладагенты R401a, R401b, R401c работают только с алкилбензольным и синтетическим маслом.

Как вариант, можно перевести холодильник на хладагент R134a или R600a. В первом случае потребуется замена масла на синтетическое. R600a фреон (изобутан) работает с минералкой. Но при ретрофите системы может потребоваться замена компрессора. Специалист должен определять это в каждом конкретном случае.

Характеристики фреона R12, таблица

Зависимость температуры и давления R-12

Техника безопасности

R12 хладагент находится в баллонах под давлением. При нагревании может взорваться. Для человека опасен тем, что в закрытых помещениях вытесняет кислород. Предельно допустимая концентрация при вдыхании на протяжении более 8 часов:

  • 4950 мг в куб. м.;
  • 1000 частей на миллион.

При вдыхании на протяжении долгого времени или в большой концентрации хладон R12 опасен для здоровья. Может привести к:

  • Нарушениям дыхания;
  • Кислородной недостаточности;
  • Сердечной недостаточности;
  • Потере сознания;
  • Смерти.

При попадании в глаза, их необходимо промывать большим количеством воды 15 минут. Если человек носит контактные линзы — их необходимо снять. Вода должна быть теплой, с минимум примесей.

Читайте также:  Какое давление в шинах якохама

При попадании ХФУ R-12 на кожу возможно обморожение. Действуйте как при любом переохлаждении. Согрейте обмороженный участок кожи, обмывая ее теплой водой.

При вдыхании нужно поместить пострадавшего на свежий воздух. Если есть нарушения дыхания, используйте реанимационную технику рот-в-рот. Если дыхание не нормализуется в течении 3-5 минут, вызывайте скорую помощь.

Диаграмма R12 хладагента

Диаграмма фреона Forane-12

В этой статье мы привели особенности и характеристики R12 фреона. Свои вопросы вы можете задать в комментариях. Не забудьте поделиться информацией с друзьями и коллегами!

Последние публикации

  • Какая морозильная камера лучше, No Frost или обычная
  • Топ 10 кондиционеров для квартиры 2020-2021 года
  • 30+ причин: Почему холодильник издает странные звуки, как устранить проблему
  • 6 брендов и 6 моделей: Какой купить холодильник недорогой, но хороший, с No Frost
  • 20+ причин: Почему холодильник работает, но не морозит, в чем проблема, как ее устранить
  • Атлант, Бирюса, Indesit — какой холодильник лучше и почему
  • Можно ли ставить холодильник рядом с плитой? Как защитить холодильник?
  • ТОП-10 лучших производителей и брендов холодильников на сегодняшний день
  • Фреон R407c — характеристики, особенности использования и замены
  • 13 причин, почему холодильник постоянно работает и не отключается

Источник

Каким должно быть давление фреона в домашнем и автомобильном кондиционере

За счет испарения и конденсации хладагента в закрытом контуре происходит отбор тепловой энергии воздуха и ее выброс в окружающую среду. Это принцип действия любой холодильной машины. Агрегатное состояние и остальные параметры рабочего вещества постоянно меняются. Но большинство рядовых пользователей интересует лишь одна характеристика — давление фреона в кондиционере.

Подоплека ясна: многие хозяева частных домов и квартир желают самостоятельно обслуживать сплит-систему, заправляя хладон простейшим способом, найденным в интернете. Мы раскроем суть методики в 3 этапа — теоретическая часть, диагностика и инструкция по заправке.

Почему давление не зависит от количества хладона

Фреоны, применяющиеся в системах кондиционирования и холодильниках, циркулируют внутри закрытого контура, состоящего из двух теплообменников (испарителя и конденсора), компрессора и дроссельного клапана. В первом радиаторе хладагент переходит из жидкой в газовую фазу, отнимая теплоту комнатного воздуха, во втором снова превращается в жидкость. Подробнее принцип работы сплит-системы описывается в отдельной публикации.

Напомним: фреон — это вещество, кипящее при отрицательной температуре (в обычных условиях). Чтобы повысить точку испарения / конденсации, давление в контуре принудительно увеличивается компрессором.

Номограмма отражает, насколько меняется давления хладона R410a в зависимости от температуры окружающей среды. Четко установленных границ не существует

Напор хладона в системе зависит от нескольких основных факторов:

  • температуры окружающей среды и воздуха в помещении;
  • рабочего режима кондиционера;
  • степени загрязнения теплообменников и воздушных фильтров;
  • марки заправленного хладагента;
  • других, менее существенных факторов.

Справка. Бытовые охладители обычно заправляются двумя марками фреонов — R22 и R410a. Автомобильные кондиционеры заполняются хладоном R134a, старые модели — R12.

Реальное давление рабочей жидкости меняется несколько раз в течение суток из-за погоды и переключения режимов охлаждения. Количество хладагента никакого влияния не оказывает, разве что вещество улетучится из системы полностью. В подтверждение этих слов опишем эксперимент, опубликованный в техническом пособии известного автора Патрика Котзаогланиана:

  1. Возьмем 2 закрытых резервуара, имитирующих фреоновый контур системы кондиционирования. Подключим к ним манометры и заполним разным количеством хладагента марки R22.
  2. Нагреем сосуды до одинаковой температуры +20 °С. Все три манометра покажут 8 Бар независимо от уровня жидкости в резервуаре. Почему?
  3. При нагреве фреон испаряется, но газу требуется в 30 раз больший объем, чем жидкости. Паровая фаза быстро заполняет свободное пространство и насыщается, давление в сосудах растет. Когда нагрев прекращается, показания приборов становятся одинаковыми.
  4. Для проверки утверждения нагреем 2 резервуара до температур 27 и 34 градуса. Манометры покажут рост до 10 и 12.2 Бар соответственно.

Вывод. Рабочее давление в кондиционере никак не зависит от объема фреона внутри системы, измерять его без учета температуры бессмысленно.

Как проверить остаток фреона

Определить недостаток или избыток хладона в контуре сплит-системы можно по величине перегрева газа, идущего из испарителя в компрессор. Разъясним данное понятие:

  • испарившийся во внутреннем теплообменнике хладагент движется по трубке низкого давления в компрессор;
  • по дороге пар успевает дополнительно нагреться на 5-8 °С (если количество фреона соответствует норме);
  • разница между температурой кипения жидкости и реальной температурой газа на всасывающем патрубке компрессора называется перегревом.

Расположение сервисных портов сплит-системы и подключение манометрической станции

Ключевой момент. Чтобы узнать температуру кипения фреона определенной марки в реальных условиях, как раз и нужно измерить давление на стороне всасывания.

Для работы вам понадобится манометрическая станция с присоединительными шлангами и контактный термометр (также подойдет электронный пирометр). Диагностируем остаток фреона согласно следующей инструкции:

  1. Узнайте тип используемого в кондиционере хладона по шильдику, закрепленному на внешнем модуле.
  2. Синий шланг, ведущий к манометру низкого давления (сокращенно — НД), находящийся слева на коллекторе, подключите к сервисному порту газовой магистрали, как сделано выше на фото. Она отличается большим диаметром.
  3. Включите сплит-систему на охлаждение при максимальном режиме работы вентилятора. Откройте левый кран манометрической станции.
  4. Снимайте показания только после запуска компрессора. Звук работающего агрегата хорошо слышится из внешнего блока.
  5. Узнайте температуру кипения вашей марки фреона при измеренном давлении, ориентируясь по таблице.
  6. С помощью термометра измерьте реальный нагрев газовой трубки на всасывающей стороне. Рассчитайте разницу между этой температурой и табличным значением точки кипения.
  7. Переходите к анализу результата. С помощью термометра определяется нагрев газового патрубка большого диаметра, приходящего от внутреннего блока к компрессору

Совет. Пользоваться таблицей фреонов необязательно. На манометрах коллектора тоже нанесены дополнительные шкалы, сходу показывающие температуру кипения хладона при измеряемом давлении. Главное, — изначально подобрать правильную станцию, где нанесена разметка для хладагентов R22, R410a и R134a.

Разметка шкалы манометра под различные типы хладагентов

Читайте также:  Какой хороший измеритель давления

Разберем пример, отображенный на фото. Стрелка показывает 5.4 Бар, что соответствует точке кипения фреона R22 +8 °С. Измеряем температуру всасывающего патрубка и получаем, например, +14 градусов, величина перегрева составит 14 — 8 = 6 градусов. Допустимый диапазон для всех типов воздушных кондиционеров, включая автомобильные, составляет 5-8 °С, значит, количество хладона в норме.

Наглядно процесс измерения показан в следующем видео:

Признаки нехватки хладагента

Если в результате измерений вы получили перегрев пара более 8 градусов, налицо недостаток фреона в контуре. Что происходит в кондиционере:

  1. Жидкость закипает в первой секции испарителя и переходит в газообразное состояние. Пар, пройдя сквозь трубки теплообменника и участок магистрали до компрессора, успевает сильно нагреться.
  2. Постоянно всасывая горячий газ, компрессорный агрегат плохо охлаждается и начинает перегреваться, сокращается ресурс механизма.
  3. Производительность по холоду заметно снижается. 1 кг хладона в среднем способен поглотить и перенести 50 Вт теплоты — чем меньше расход фреона в элементах контура, тем слабее охлаждается воздух.

При утечке хладона на стыках появляются следы масла, не заметные на первый взгляд

Примечание. Проблема с нехваткой хладагента возникает, как правило, из-за утечек на вальцевых соединениях медных трубопроводов. Главный симптом — следы масла на гайках, выбивающегося вместе с рабочей жидкостью.

Недостаток хладагента сопровождается другими побочными признаками:

  • по команде датчиков сплит-система часто отключается и показывает ошибку;
  • компрессор долго работает в максимальном режиме;
  • трубки и сервисные порты покрываются инеем, в запущенных случаях на ребрах испарителя нарастает снежная «шуба».

Идентичные симптомы проявляются на кондиционерах авто, поскольку они функционируют по аналогичному принципу.

Переизбыток и другие неполадки

Величина перегрева оказалась меньше 5 градусов? Значит, в системе циркулирует слишком много жидкости. Часть вещества не успевает испариться в теплообменнике внутреннего блока, отдельные капли могут попадать в компрессор, а это чревато крупной поломкой.

Рекомендация. Перезаправка встречается относительно редко — как правило, после обслуживания кондиционера неграмотным персоналом. Обнаружив проблему, стоит вызвать нормального сервисного мастера, который сольет лишний хладон либо выявит другую неполадку.

Если вы уверены в собственных силах, попытайтесь удалить часть фреона самостоятельно. По манометру на коллекторе или по таблице определите, какое давление должно быть в кондиционере при нормальном перегреве +7 °С и аккуратно стравите малую порцию газа.

Аномально высокий либо слабый перегрев возникает не только из-за хладагента, но и различных неисправностей:

  • засорена капиллярная трубка дроссельного клапана;
  • неполадки компрессора или осушителя;
  • неисправен четырехходовой соленоидный клапан, обращающий цикл в другую сторону (режимы охлаждение / обогрев).

Диагностику и устранение неполадок автокондиционера лучше доверить мастеру станции техобслуживания

Указанные проблемы решаются одним способом — вызовом мастера, несведущий пользователь просто не сможет их диагностировать. Если манипуляции с хладоном не дали результата, звоните в сервисную службу.

Дозаправка по давлению и температуре перегрева

Сразу хотим предупредить, что данный способ добавления хладона считается ненадежным, хотя многие холодильщики заправляют фреон «на глазок», ориентируясь только по давлению. Лучшая и самая правильная методика заправки — полная замена хладагента с опорожнением системы и заливкой по весам, как это описывается в нашем руководстве.

Помимо термометра и манометрического коллектора, вам понадобится:

  • шестигранные и рожковые ключи;
  • весы электронные (сгодятся кухонные);
  • фреон требуемой марки (указывается на табличке внешнего блока).

Важный момент. Хладагенты различных типов обладают разными физическими свойствами. Понятие взаимозаменяемости либо совместимости этих жидкостей отсутствует как таковое, подойдет только газ, указанный на табличке холодильного агрегата. В бытовых кондиционерах применяются марки R22 и R410a, в автомобилях — 134-й фреон.

Первым делом убедитесь в отсутствии утечек, иначе рискуете потратить время и силы впустую. Выполняя дозаправку, придерживайтесь инструкции:

  1. Присоедините шланг от манометра НД к сервисному порту, а среднюю трубку желтого цвета — к газовому баллону в соответствии с представленной ниже схемой.
  2. Откройте вентиль баллона и продуйте шланги от воздуха, на секунду приоткрыв кран высокого давления (справа на коллекторе).
  3. Поставьте емкость с хладоном на весы, обнулите показания. При заливке фреона R410a баллон ставится кверху дном.
  4. Включите кондиционер на охлаждение и откройте сервисный вентиль, предварительно открутив защитную крышку.
  5. Открывая кран НД (слева на манометрической станции), запускайте хладон в контур малыми порциями, буквально по 30 грамм. Ориентируйтесь по электронным весам.
  6. После заливки каждой порции перекрывайте кран и замеряйте температуру газового патрубка в течение 1-2 минут. При необходимости подавайте следующую порцию. Задача — снизить перегрев до нормы 5-8 °С.
  7. По окончании дозаправки закройте поочередно вентили коллектора, сервисного патрубка и баллона.
Читайте также:  Какое давление у человека после физических нагрузок

Пример. Если раньше температура газовой магистрали при давлении 5.4 Бар составляла +17 °С, перегрев достигал 17 — 8 = 9 градусов (фреон R22). Значит, нужно добиться охлаждения трубки до + 14 °С, чтобы уложиться в норму.

Подробно технология дозаправки сплит-системы по перегреву и давлению описана в видеосюжете:

Заключение

Обычно вопрос о требуемом давлении фреона внутри кондиционера заставляет нервничать классных специалистов по холодильным машинам. Нужно понимать, что однозначного ответа не существует в природе, поскольку данный параметр зависит от многих факторов и часто меняется. Всегда следует рассматривать связку двух характеристик — давление — температура, иначе вмешательство в работу «сплита» может привести к серьезной поломке.

Источник

Тема: Как определить хладагент (R406 или R12) по давлению в баллоне?

  1. 20.02.2010 11:06 #1

    Как определить хладагент (R406 или R12) по давлению в баллоне?

    С наступающим ПРАЗДНИКОМ!!! Подскажите пож. как определить в балоне фреон по давлению? Какое должно быть давление на манометре R406 и R12. Ситуация такая — купил недавно нашего родного 12, но ведет он себя не как 12, при заправке, а как 406. В газовой фазе не заправляется, а житким всё нормально. Какие могут быть последствия при заправке 406? Заранее СПАСИБО.

  2. Если у Вас сломался холодильник, загляните в наш каталог мастерских. В нем представлена актуальная информация о сервисных центрах, мастерских и частных мастерах Вашего города.

    Если же Вы профессиональный холодильщик или представитель сопутствующей профессии, имеет смысл зарегистрироваться на форуме, чтобы получить возможность общаться с коллегами. Кстати, зарегистрированным пользователям этот информационный блок не показывается.

  3. 20.02.2010 13:48 #2

    Холодильщик

    Re: разница давления в балоне фреон 406 и 12

    Сообщение от санчоус

    Какие могут быть последствия при заправке 406? Заранее СПАСИБО.

    Ни каких.

  4. 20.02.2010 19:30 #3

    Холодильщик

  5. 20.02.2010 21:06 #4

    Заблокирован

    Там дозы разные, если заменять.

  6. 20.02.2010 22:38 #5

    Холодильщик

    Последствий в самом деле никаких,главное правильно заправить.

    Сообщение от генрих

    Там дозы разные, если заменять.

    406-го по инструкции идет 80% по сравнению с 12-м,но эта цифра не точная.

  7. 21.02.2010 05:55 #6

    Заблокирован

    Если заправлял из этого баллона в газовой фазе, то возможно смесевые данные изменились, смотря сколько взял легкой фракции. А так заправлять в жидкой фазе очень удобно по весам. :hi:

  8. 21.02.2010 07:03 #7

    Холодильщик

    разница давления в балоне фреон 406 и 12

    Если заправили по «пару» холодильник работать не будет как надо. Стравите эту «смесь» и заправте по жидкости из другого баллона дозу указанную на шильдике холодильника с добавкой 20%.

    Фирма работает в области холода более 20 лет

  9. 21.02.2010 18:31 #8

    Холодильщик

    Сообщение от владимир алексеевич

    заправте по жидкости из другого баллона дозу указанную на шильдике холодильника с добавкой 20%.

    А не убавкой? 😕

  10. 21.02.2010 19:44 #9

    Холодильщик

    Сообщение от strateg

    А не убавкой?

    Правильно должно быть с убавкой,возможновладимир алексеевич,просто ошибся.

  11. 21.02.2010 20:39 #10

    Заблокирован

    Сообщение от Митяй

    без повторов.

    Это наверное без косяков, я рад- хорошо начнём, далеко пойдём- удачи!

  12. 21.02.2010 20:50 #11

    Холодильщик

    разница давления в балоне фреон 406 и 12

    Конечно расчитав доза заранее и по электронным весам.

    Фирма работает в области холода более 20 лет

  13. 21.02.2010 22:06 #12

    Заблокирован

    Мой метод из опыта заправки 406а: Однокамерные 70-75% от 12 или 134а, двухкамерные 80-100%, ноу-фросы — 90-100%. Но самое главное давление примерно как у 12-го, так что можно и по давлению :hi:

  14. 22.02.2010 09:30 #13

    А как отличить эти газы друг от друга по давлению?или есть другой метод различия?чтобы не обманывали в магазине 😯 всетаки разница в цене существенная

  15. 22.02.2010 10:56 #14

    Холодильщик

    На счет давления не знаю, а вот по запаху отличал. 406-й воняет какой то хренью.

  16. 22.02.2010 11:42 #15

    Заблокирован

Источник