Какое давление действует на подлодку
Содержание статьи
Как давление давит на подводную лодку
Что происходит с подводными лодками при погружении на максимальную глубину? Рассказывает моряк-подводник!
Многие знают, что подводные лодки были разработаны для того, чтобы вести работу непосредственно под водой на различных глубинах. Современные российские подлодки погружаются в среднем на 400-500 м., это их рабочая глубина, на которой они могут находится без вреда для экипажа и технической части самой подлодки.
Есть и такие субмарины в составе нашего флота у которых рабочая глубина всего 200-250 м., а есть у которых по 600-650 м., в основном это атомные подлодки. Глубина погружения играет довольно важную роль в жизни подлодки, так как чем глубже находится ПЛ, тем безопаснее она может себя чувствовать. На большой глубине ее не способны обнаружить даже современные устройства.
Но, кроме рабочей глубины погружения, существует еще одна — предельная. Само слово говорит за себя, это максимальная глубина на которую может погрузиться подводная лодка. На такой глубине давление воды становится очень высоким, уже при преодолении рабочей глубины начинается постепенное разрушение корпуса подлодки и деформация некоторых частей, а соответственно и у экипажа ухудшается самочувствие.
При достижении предельной глубины могут произойти необратимые последствия. Так же напомню, что рекорд по глубине погружения, поставлен нашей советской подлодкой К-278 «Комсомолец», которая погрузилась на 1027 м. в 1985 г. Она преодолела свою рабочую глубину в 1000 м. и по некоторым данным экипаж слышал скрежет металла, но все обошлось и АПЛ поднялась на поверхность установив мировой рекорд.
Спасибо за прочтение! Ставьте лайк и подписывайтесь на канал!
Источник
Давление под водой
Вычислив максимальную высоту водяного столба, Торричелли ответил также на вопрос, который, возможно, задавали себе и вы. Думаю, многие из вас хоть раз в жизни пробовали заниматься подводным плаванием с трубкой и ластами. Обычно такая трубка не более 30 сантиметров длиной, а вам, я уверен, очень хотелось, чтобы она была гораздо длиннее, и тогда вы могли бы нырять поглубже. А как вы думаете, как глубоко можно погрузиться под воду, дыша через трубку и не опасаясь при этом захлебнуться?
Мне очень нравится отвечать на этот вопрос прямо в учебной аудитории с помощью устройства под названием манометр (это неотъемлемая часть любого лабораторного оборудования). Прибор очень прост, его легко можно смастерить дома; чуть позже я его опишу. Итак, мне надо выяснить, насколько глубоко я могу опуститься ниже поверхности воды и при этом продолжать вдыхать воздух в легкие. Чтобы это определить, мы должны измерить гидростатическое давление воды на мою грудь, которое усиливается по мере погружения.
Окружающее нас давление, которое, как вы помните, одинаково на одинаковых уровнях, представляет собой сумму атмосферного и гидростатического давления. Плавая под поверхностью воды, я дышу воздухом, поступающим снаружи. Его давление равно одной атмосфере. Следовательно, когда я набираю воздух в легкие через трубку, его давление в легких становится таким же: одна атмосфера. Но давление, действующее на мою грудь, представляет собой сумму атмосферного и гидростатического давления. Так что теперь давление на мою грудь выше, чем давление внутри легких; эта разница равна гидростатическому давлению. Она не приводит ни к каким проблемам с выдохом, но при вдохе мне необходимо расширить грудь. И если гидростатическое давление слишком высоко из-за моего чересчур глубокого погружения, мне просто не хватит мышечной силы, чтобы преодолеть разницу давлений, и я не смогу сделать очередной вдох. Вот почему, если я хочу нырнуть глубже, мне нужно дышать сжатым воздухом — чтобы преодолеть гидростатическое давление. Однако долго дышать сильно сжатым воздухом вредно — причина, по которой количество времени для глубоких погружений строго ограничено.
Но вернемся к подводному плаванию с трубкой и ластами — насколько же глубоко можно плавать под водой с таким оснащением? Чтобы это выяснить, я устанавливаю манометр на стене лекционного зала. Представьте себе прозрачную пластиковую трубку длиной около 4 метров. Я прикрепляю один ее конец высоко на стене слева, а второй правее, приладив трубку в форме U. Обе части получаются чуть меньше 2 метров в длину. Затем наливаю в трубку клюквенный сок, и он, естественно, устанавливается в каждой части U-видной трубки на одинаковом уровне. После этого я дую в правый конец трубки, толкая сок вверх в ее левой части. Расстояние по вертикали, на которое я могу протолкнуть сок вверх, расскажет мне, как глубоко я могу погрузиться под воду с трубкой. Почему? Потому что это четкий показатель того, насколько большое давление способны «выдать» мои легкие для преодоления гидростатического давления воды — клюквенный сок и вода при таком применении абсолютно эквивалентны, просто красный сок более нагляден.
Я наклоняюсь, делаю глубокий выдох, затем вдыхаю, заполнив легкие воздухом, и изо всех сил дую в правый конец трубки. Мои щеки чуть не лопаются, глаза вылезают из орбит, и сок в левой стороне U-образной трубки сантиметр за сантиметром ползет вверх — угадайте, на сколько? — аж на 50 сантиметров. Это все, на что я способен, да и удержать жидкость на этом уровне я могу не дольше нескольких секунд. Итак, я протолкнул сок на левой стороне трубки на 50 сантиметров, а это значит, что я также протолкнул его вниз на те же 50 сантиметров в правой части, то есть в целом переместил столб сока по вертикали приблизительно на 100 сантиметров, или на метр. Конечно, когда мы дышим через трубку под водой, мы втягиваем воздух, а не выдуваем его; а что если это намного легче? И я провожу второй эксперимент: на этот раз высасываю сок из трубки, опять же изо всех сил. Результат, однако, примерно такой же; сок на той стороне, с который я сосу, поднимается где-то на 50 сантиметров — и соответственно опускается на те же 50 сантиметров в другой части. А я опять в полном изнеможении.
По сути, это была точная имитация подводного плавания на глубине одного метра, что можно считать эквивалентом одной десятой части атмосферы. Моих студентов эта демонстрация обычно сильно удивляет; они думают, что у них, молодых, результат будет намного лучше, чем у пожилого профессора. И я предлагаю самому крупному и, по-видимому, сильному парню подойти и попробовать. Он очень старается — лицо багровеет, глаза выпучены, — но итог шокирует силача. Его легкие перемещают столб лишь на пару сантиметров дальше, чем мои.
Оказывается, это действительно почти верхний предел того, насколько глубоко мы можем погрузиться под воду и продолжать дышать через трубку — всего на какой-то жалкий метр. И то дышать на этом уровне человек сможет в течение нескольких секунд. Вот почему большинство трубок для подводного плавания намного короче метра, как правило, всего сантиметров двадцать-тридцать. Попробуйте поплавать с более длинной трубкой — сгодится любая — и посмотрите, что будет.
Вы можете задаться вопросом, какая сила воздействует на вашу грудь, когда вы погружаетесь в воду, чтобы немного поплавать с маской и ластами. При погружении на один метр гидростатическое давление составляет около одной десятой атмосферы, или, иными словами, одну десятую килограмма на квадратный сантиметр. Площадь человеческой груди — что-то около тысячи квадратных сантиметров. Таким образом, сила, прилагаемая к вашей груди, составляет около 1100 килограммов, а сила, воздействующая на внутреннюю стенку грудной клетки из-за давления воздуха в ваших легких, — около тысячи килограммов. Стало быть, разность давлений в одну десятую дает разницу в целых 100 килограммов! Когда смотришь на это с такой точки зрения, все выглядит намного серьезнее, не так ли? А если бы вы погрузились на 10 метров, гидростатическое давление равнялось бы одной атмосфере, то есть килограмму на квадратный сантиметр поверхности, и сила, воздействующая на вашу бедную грудь, стала бы почти на тысячу килограммов (одну тонну) больше, чем противодействующая сила, создаваемая одноатмосферным давлением в ваших легких.
Вот почему азиатские ловцы жемчуга — некоторые из них раз за разом ныряют на 30-метровую глубину — очень сильно рискуют жизнью. Они не могут использовать маску с трубкой, поэтому им приходится задерживать дыхание, а поскольку это можно сделать не более чем на несколько минут, работать приходится очень быстро.
Теперь вы можете по достоинству оценить, каким чудом инженерной мысли является подводная лодка. Представим себе подводную лодку, погруженную на 10 метров, и предположим, что давление воздуха внутри нее равно одной атмосфере. Гидростатическое давление (в данном случае разница между давлением внутри и снаружи лодки) составляет около 10 тысяч килограммов, то есть около 10 тонн, на квадратный метр, так что, как видите, даже очень маленькая подводная лодка должна быть крепкой, чтобы иметь возможность погружаться хотя бы на 10 метров.
Это делает поистине потрясающим достижение парня, который в начале XVII века изобрел подводную лодку, — Корнелиуса ван Дреббеля (тоже, как и я, голландца, чем я, должен признаться, весьма горжусь). Он мог опускаться на своем детище на глубину всего метров пять, но и в этом случае ему приходилось иметь дело с гидростатическим давлением в половину атмосферы, а ведь его лодка была построена из кожи и дерева! Согласно отчетам того времени ван Дреббель успешно маневрировал на одной из своих лодок на этой глубине во время испытаний на Темзе, в Англии. Рассказывают, что модель приводилась в движение шестью гребцами, могла перевозить шестнадцать пассажиров и оставаться под водой в течение нескольких часов. «Дыхательные трубки» над поверхностью воды удерживали специальные поплавки. Изобретатель хотел произвести впечатление на короля Якова I в надежде, что тот закажет несколько таких лодок для своего флота, но, увы, короля и его адмиралов изобретение не впечатлило и подводная лодка ван Дреббеля так никогда и не использовалась в военных действиях. Как секретное оружие, возможно, она действительно была не слишком перспективна, но с технической точки зрения она стала настоящим революционным изобретением.
То, как глубоко могут погружаться современные субмарины, — военная тайна, но принято считать, что они способны опускаться на глубину тысяча метров, где гидростатическое давление составляет около 100 атмосфер, то есть миллион килограммов (тысяча тонн) на квадратный метр. Неудивительно, что американские подлодки изготавливаются из высококачественной стали, а российские — из еще более прочного титана, потому могут погружаться еще глубже.
Продемонстрировать, что произойдет с подводной лодкой, если ее стенки окажутся недостаточно крепкими или если она погрузится слишком глубоко, легко. Для этого я подключаю вакуумный насос к банке из-под краски объемом в галлон и медленно выкачиваю из нее воздух. Разница давлений между воздухом снаружи и внутри не может превысить одну атмосферу (сравните с подводной лодкой!). Мы знаем, что банки для краски изготавливают из довольно крепкого материала, но прямо на наших глазах из-за разницы давлений банка сминается, словно алюминиевая жестянка из-под пива. Такое впечатление, будто невидимый великан схватил ее и сжал в кулаке. Многие из нас, в сущности, делали то же самое с пластиковой бутылкой из-под воды, высасывая из нее воздух, в результате чего она несколько сплющивалась. На интуитивном уровне вы можете подумать, что бутылка сминается из-за силы, с которой вы к ней присосались. Но на самом деле причина в том, что, когда я высасываю воздух из банки из-под краски или вы из пластиковой бутылки, давление наружного воздуха перестает испытывать достаточное противодействие внутреннего давления. Вот на что в любой момент готово давление нашей атмосферы. Буквально в любой момент.
Металлическая банка из-под краски, пластиковая бутылка на редкость банальные вещи, не так ли? Но если посмотреть на них глазами физика, можно увидеть нечто совершенно иное: баланс фантастически мощных сил. Наша жизнь была бы невозможна без таких балансов зачастую невидимых сил, возникающих вследствие атмосферного и гидростатического давления, и неумолимой силы тяготения. Эти силы настолько мощные, что даже незначительное нарушение их равновесия способно привести к настоящей катастрофе. Представляете, что будет в случае утечки воздуха через шов в фюзеляже самолета, летящего на высоте больше 7,5 километра (где атмосферное давление составляет всего около 0,25 атмосферы) со скоростью около 900 километров в час? Или если в крыше Балтиморского тоннеля, расположенного в 15-30 метрах ниже уровня реки Патапско, появится хотя бы тонюсенькая трещинка?
В следующий раз, идя по улице большого города, попробуйте думать как физик. Что вы на самом деле видите вокруг? Прежде всего результат яростных битв, бушующих внутри каждого здания, и я имею в виду отнюдь не войны в рамках офисной политики. По одну линию фронта находится сила земного притяжения, которая стремится притянуть всех и вся вниз — не только стены, полы и потолки, но и столы, кондиционеры, почтовые желоба, лифты, секретарей и исполнительных директоров и даже утренний кофе с круассанами. По другую действуют объединенные силы стали, кирпича и бетона и в конечном счете самой Земли, толкающие здания вверх.
Получается, что об архитектуре и строительстве можно думать как об искусстве борьбы с направленной вниз силой до ее полной остановки. Некоторые особенно воздушные небоскребы кажутся нам не подверженными воздействию гравитации. На самом деле ничего подобного — они просто перенесли битву на новую высоту в буквальном смысле слова. И если задуматься, вы поймете, что это лишь затишье перед бурей, которое носит временный характер. Строительные материалы подвержены коррозии, портятся и распадаются, а силы нашего природного мира вечны, безжалостны и неумолимы. И их победа — всего лишь вопрос времени.
Такая эквилибристика наиболее опасна в больших городах. Вспомним ужасную трагедию, произошедшую в Нью-Йорке в 2007 году, когда 83-летняя труба полуметровой ширины, проходящая под улицей, перестала сдерживать передаваемый по ней пар под высоким давлением, в результате чего возникший гейзер проделал в Лексингтон-авеню огромную дыру, куда провалился целый эвакуатор, и поднялся выше расположенного неподалеку 77-этажного небоскреба Крайслер-билдинг. Если бы столь потенциально разрушительные силы бо льшую часть времени не находились в состоянии сложнейшего баланса, никто из нас ни за что не согласился бы ходить по улицам мегаполисов.
И эти временные балансы в битве чрезвычайно мощных сил касаются не только творений рук человеческих. Возьмем, например, деревья. Спокойные, тихие, неподвижные, медленно растущие и безропотные, они используют десятки биологических стратегий для борьбы с силой тяготения и гидростатическим давлением. Какой же это подвиг — каждый год выпускать новые ветки, продолжать наращивать на стволе новые кольца, становясь еще крепче и сильнее, хотя при этом и земное притяжение, действующее на дерево, тоже усиливается. А еще дерево доносит соки до своих самых высоких ветвей. Разве не удивительно, что они вообще умудряются вырастать выше десяти метров? В моей соломинке вода смогла подняться только на 10 метров, так почему (и как) она поднимается в деревьях гораздо выше? Самые высокие секвойи достигают ста метров в высоту и все равно снабжают водой все верхние листья.
Вот почему я испытываю невероятное сожаление, видя большое дерево, сломанное бурей. Свирепым ветрам, а также льду и снегу, налипшему на его ветви, удается нарушить хрупкий баланс сил, которым это дерево до сих пор вполне успешно управляло. Думая об этом бесконечном сражении, я понимаю, что все больше ценю тот неимоверно далекий день, когда наши предки встали с четверенек на две ноги и начали укреплять свое положение в этом мире.
Источник
Источник
Основы теории подводной непотопляемости подводной лодки
- Александр Король
- Просмотров: 11955
В подводном положении остойчивость подводной лодки обеспечивается только остойчивостью веса, так как отсутствует действующая площадь ватерлинии, продольная метацентрическая высота уменьшается приблизительно в 100 раз и становится равной поперечной метацентрической высоте, запас плавучести погашен приемом воды в цистерны главного балласта и борьба за непотопляемость принимает совершенно другой характер.
Что же будет происходить с подводной лодкой при поступлении воды внутрь прочного корпуса и какой арсенал мер может противопоставить командир и экипаж для предотвращения ее гибели?
Сущность борьбы за подводную непотопляемость заключается:
— в обеспечении быстрейшего всплытия на поверхность, а если всплытие исключается тактической обстановкой, в удержании подводной лодки в заданном диапазоне глубин, не превышающем предельную глубину погружения, с последующим всплытием на глубину гарантированной прочности переборок аварийного отсека;
— в предотвращении разрушения переборок затапливающегося отсека и распространения воды в смежные отсеки с принятием мер к уменьшению и полному прекращению поступления воды.
Резкое увеличение глубины погружения и нарастание дифферента могут быть вызваны поступлением воды в отсек, заклиниванием кормовых горизонтальных рулей и причинами случайного характера. При поступлении воды в отсек или при заклинивании кормовых горизонтальных рулей на погружение скорость погружения подводной лодки под действием топящих сил может достигать 10−20 м/с. К случайным причинам, по которым подводная лодка может погрузиться на глубину, превышающую рабочую можно отнести неумелое, управление горизонтальными рулями на больших скоростях хода, непроизвольное заполнение цистерн вспомогательного балласта, ракетных шахт и контейнеров, торпедных аппаратов. Поэтому основная задача состоит в том, чтобы при помощи имеющихся средств одержать подводную лодку от провала на глубину, большую предельной, а затем вывести её на поверхность или на безопасную глубину в балансировочном режиме движения. В этом заключается смысл подводной непотопляемости.
Подводной непотопляемостью называется способность подводной лодки при поступлении воды в отсеки прочного корпуса всплывать в остойчивое надводное положение или при сохранении хода продолжать плавание в пределах глубин, безопасных по прочности переборок аварийного отсека. Обеспечение подводной непотопляемости представляет собой определенную сложность, так как:
— в подводном положении отсутствует запас плавучести, что приводит при поступлении воды в любой из отсеков к возникновению отрицательной остаточной плавучести и нарастанию дифферента;
— с увеличением глубины погружения увеличиваются гидродинамический напор, а, следовательно, и скорость поступления воды в отсек через пробоину;
— с увеличением глубины погружения уменьшается производительность водоотливных средств и увеличивается расход воздуха высокого давления (ВВД) для продувания цистерн главного балласта и создания противодавления в отсеках.
Целью конструктивного обеспечения непотопляемости является придание подводной лодке при её проектировании и постройке свойств и технических средств, обеспечивающих заданный уровень непотопляемости. При этом учитываются следующие факторы:
-давление, на которое рассчитаны прочный корпус и водонепроницаемые переборки;
— величина запаса ВВД, являющегося средством продувания цистерн главного балласта и создания противодавления в аварийном и смежном отсеках;
— быстродействие систем, предназначенных для ликвидации последствий аварии (главным образом системы аварийного продувания цистерн главного балласта и осушительной системы);
— несущая способность корпуса подводной лодки;
— автоматизация процесса борьбы за непотопляемость.
Рассмотрим кратко эти факторы.
Прочный корпус должен обеспечить неограниченное число погружений на рабочую глубину. Водонепроницаемые переборки по своей конструкции бывают плоскими и сферическими. В настоящее время применяются два варианта расстановки переборок — смешанный и однородный, причем последний вариант, когда все переборки плоские, принят на всех новых проектах подводных лодок.
При смешанном варианте сферическими переборками ограничиваются отсеки-убежища. Переборка ставится выпуклой частью к отсеку-убежищу и рассчитана на давление 104 гПа (10 кгс/см2) со стороны вогнутости, то есть с внешней стороны отсека-убежища, когда материал переборки работает на растяжение. Выпуклая сторона переборки рассчитана па давление 2×103 гПа (2 кгс/см2). Плоские переборки при однородном варианте расстановки рассчитаны на давление 104 гПа с обеих сторон. Прочность таких переборок должна обеспечить их целостность, если подводная лодка, имея ход равный ¾ от максимального на глубине 500 м получит пробоину не более 0,01 м2, своевременно произведет всплытие на глубину 100 м до достижения давления в аварийном отсеке 104 гПа (10 кгс/см2).
Величина запаса ВВД на подводной лодке предусматривает:
одно аварийное продувание с рабочей глубины,
всплытие подводной лодки с грунта с затопленным отсеком с глубины, равной половине предельной,
трёхкратное продувание всех цистерн главного балласта при всплытии с перископной глубины в крейсерское положение,
время продувания всех цистерн главного балласта при всплытии с перископной глубины в крейсерское положение — не более 90 секунд,
время продувания средней группы цистерн главного балласта с перископной глубины в позиционное положение — не более 30 секунд.
Система аварийного продувания транспортирует воздух высокого давления для продувания цистерн главного балласта. Однако транспортирующие способности этой системы недостаточны для эффективной, малой по времени подачи воздуха в цистерны. Причинами этого являются: недостаточное проходное сечение трубопроводов, большое количество местных сопротивлений в трубопроводах и арматуре. Это приводит к тому, что продувание цистерн главного балласта и создание противодавления в аварийном отсеке происходит с запозданием по сравнению со временем его затопления. Основной причиной этого является недостаточное секундное поступление ВВД в цистерны главного балласта при продувании их на больших глубинах. В связи с этим разработаны и внедрены системы аварийного продувания цистерн главного балласта с помощью пороховых газов.
Осушительная система предназначена для удаления за борт воды, попавшей внутрь прочного корпуса. Она состоит из трубопроводов, арматуры и водоотливных средств. Суммарная производительность водоотливных средств подводной лодки зависит от их количества, глубины погружения и условий работы насосов.
Несущая способность корпуса подводной лодки при большой скорости хода является основным средством борьбы за подводную непотопляемость практически вне зависимости от глубины погружения. При пробоине в кормовых отсеках, как правило, выходят из строя энергетическая установка и линии валов, подводная лодка теряет ход и тем самым утрачивает несущую способность корпуса. Таким образом, несущая способность корпуса подводной лодки в большей степени активно используется при поступлении воды в носовые отсеки.
Автоматизация процессов борьбы за непотопляемость существенно уменьшает время запаздывания в принятии решения по борьбе за живучесть и исключает его субъективность. При отсутствии автоматизации средства борьбы за непотопляемость могут быть применены не ранее, чем через 25-30с после начала поступления воды в отсек подводной лодки, а при наличии средств автоматизации — через 3,5с. Изменение кинематических параметров подводной лодки при аварии происходит очень быстро.
Из выше изложенного следует, что на подводную непотопляемость оказывают влияние следующие факторы:
глубина, на которой начала поступать вода в отсек, и размеры пробоины,
начальная скорость хода и резерв мощности энергетической установки для развития максимальной скорости хода,
— объём и расположение затапливаемого отсека,
— интенсивность продувания ЦГБ,
— наличие противоаварийной автоматики,
— допустимые дифференты на участке всплытия.
Для оценки влияния этих факторов на непотопляемость строят диаграммы зон безопасности для определенного проекта подводной лодки.
На диаграмме (рис. 9) изображены кривые предельных значений глубины погружения и скорости хода в момент поступления воды в отсек при различных размерах пробоин для атомной подводной лодки проекта, где:
ήо — глубина погружения подводной лодки перед аварией;
ήпред — предельная глубина погружения;
vо — скорость подводной лодки перед аварией;
vпр — максимальная скорость хода подводной лодки.
Рис. 9. Зоны безопасности подводной лодки в зависимости от площади пробоины
На диаграмме вероятность негибели аварийной подводной лодки будет выражаться относительной площадью зоны безопасности. Под зоной безопасности понимается область предельно допустимых значении глубины погружения и скорости хода подводной лодки в момент аварии, при которых возможно ее спасение. Зона безопасности будет расположена под соответствующей кривой площади пробоины. Чем больше площадь этой зоны, тем больше вероятность негибели подводной лодки при проведении соответствующих противоаварийных мероприятий. Из диаграммы следует, что при больших площадях пробоин спасение подводной лодки возможно только в случае нахождения её в момент поступления воды на малых глубинах погружения и большой скорости хода.
Так, например, вероятность негибели атомной подводной лодки будет равной 0,5 при нахождении её на глубине ήо=200 м на скорости хода перед аварией vо = 15 узлов при поступлении воды через пробоину площадью 0,01 м2, так как ήо/ ήпред= 200/400=0.5, vо /vпр= 15узл/30 узл = 0.5.
Точка пересечения этих значений находится под кривой площади пробоины равной 0,01 м2, то есть в зоне безопасности. Таким образом, во всех случаях поступления воды в отсеки прочного корпуса необходимо иметь большую скорость хода. При наличии резерва мощности энергетической установки и возможности быстрого развития максимального хода повышается несущая способность корпуса подводной лодки.
При аварии, связанной с заклинкой горизонтальных рулей, наблюдается обратный эффект — увеличение скорости хода ухудшает возможности одержания подводной лодки от провала по глубине. Это объясняется тем, что угол дифферент подводной лодки при постоянном угле перекладки горизонтальных рулей возрастет пропорционально квадрату её скорости. Диаграмма зон безопасности для случая заклинки больших горизонтальных рулей атомной подводной лодки показана на рис. 10.
Анализ диаграммы показывает, что зона безопасности тем больше, чем меньше угол заклинки горизонтальных рулей, а вероятность негибели подводной лодки возрастает с уменьшением скорости хода.
Большое влияние на подводную непотопляемость оказывает время запаздывания в проведении противоаварийных мероприятий. Зона безопасности резко уменьшается при увеличении времени на принятие решения, отдачу команд и их исполнение по одержанию подводной лодки от провала на большую глубину.
Рис.10. Зоны безопасности подводной лодки при заклинивании КГР
При поступлении воды внутрь прочного корпуса запаздывание более 120 с является гибельным для подводной лодки. Из диаграммы (рис. 10) видно, что облегчить ее состояние может только большая скорость и малая глубина погружения в начале аварии. Уменьшение глубины погружения во всех случаях аварии увеличивает вероятность негибели подводной лодки, что достигается созданием максимально допустимого дифферента при всплытии. Эффективное одержание подводной лодки от провала без хода при нахождении ее на больших глубинах погружения требует большого расхода ВВД в единицу времени, что не всегда обеспечивается транспортирующей способностью системы аварийного продувания. В первую очередь должны продуваться только те цистерны главного балласта, которые компенсируют дифферентующий момент и отрицательную плавучесть, возникшие от поступления воды в отсек.
Борьба за подводную непотопляемость может быть успешной только в том случае, если все средства, предназначенные для борьбы за неё, будут своевременно и рационально использованы.
Источник