Какое давление будет испытывать подводная лодка на той же глубине

Почему батискаф смог, а подводная лодка никак? Пределы подводной живучести.

  • Интересно о технике и технологиях

Задумывались ли вы о том, на каких глубинах под водой плавают подводные лодки? Когда задаю такой вопрос ученикам, лишь малая часть дает верный ответ. Часто мнения скачут от «сто метров» до «5 километров».

В первую очередь, говоря о рабочей глубине* мы будем ориентироваться на военные подлодки. Погружение в глубину — дело непростое, поэтому до поры до времени создание подлодок было под силу лишь государствам, а они в свою очередь были заинтересованы такими аппаратами с военной точки зрения.

Итак, ко времени Первой Мировой войны глубина погружения подлодок составляла 30-60 метров. Всего. Вот подлодка Е-14 ВМФ Великобритании. Погружалась до 60 метров.

Е-14, 1915 год.

Главная проблема с глубиной погружения состоит в том, чтобы выдерживать растущее внешнее давление. На каждые 10 метров глубины давление воды растет на 1 атмосферу. Таким образом на 100 метровой глубине избыточное давление будет равно 10 атмосфер. Можете представить это так: на каждый квадратный метр лодки давит сила, равная весу двух железнодорожных цистерн, поставленных одна на другую. А глубже давление еще больше!

Однако военные требовали, инженеры трудились в поте лица и во Вторую Мировую войну у нас уже были подводные лодки, погружающиеся на 100-300 метров в глубину! При этом военные подводники находились в среде комфортного атмосферного давления, а снаружи на корпус давили уже сотни тонн воды.

Вот пример компоновки советской подводной лодки типа «Щ» или «Щука», ее модификации и фотографии:

Данная подлодка выпускалась до начала Второй мировой и имела глубину погружения до 90-100 метров.

Время шло, холодная война подливала масла в огонь, и в итоге в мире появились атомные субмарины, способные погружаться еще глубже, находиться под водой неограниченно долго и даже нести на борту ядерные ракеты…

Первые из них проектировались на глубины около 300 метров. Но постепенно запас прочности рос. И в 1985 году АПЛ «Комсомолец» установила до сих пор не побитый рекорд погружения в 1027 метров. В целом рабочие глубины атомных подводных лодок находятся в пределах 400-800 метров. То есть даже 1 километр глубины подлодке «не по зубам»!

Читайте также:  Какие причины повышения артериального давления

И вот тут нам стоит обратить внимание на… батискафы!

Эти удивительные создания годятся для почти любых глубин. Особенно лучшие из них.

Одним из первых был создан FNRS-2, сконструированный Огюстом Пикаром в 1948. О семье Пикаров я уже писал здесь. Он погружался на глубины до 4 000 метров. Затем аппарат был доработан в FNRS-3.

А после те же Пикары создали батискаф «Триест». Именно на нем было совершено погружение в Марианскую впадину на глубину практически 11 километров под водой.

Существуют пилотируемые подводные аппараты, условно называющиеся беспоплавковыми, которые иногда не относят к батискафам, но по сути конструкционно они от батискафов мало отличаются. Просто вместо бензина используют для поплавка другой материал, например синтактическую пену. Таковы американские «Алвины», погружающиеся до 4500 метров.

Похожая конструкция у наших аппаратов «Мир», который способен опускаться под поверхность океана на глубины до 6500 метров.

Кстати, с помощью именно этих аппаратов исследовали затонувший «Титаник».

Так почему же подводные лодки опускаются до 800 метров, а батискафы гораздо ниже?

Дело тут вот в чем. Подводная лодка именно в силу своих функций и требований быстроходности имеет удлиненную цилиндрическую форму. А это значит, что в разных точках поверхности защищенного от давления корпуса она имеет разную кривизну. С одной стороны если мы посмотрим на сечение подводной лодки, то увидим вот какое распределение давления:

Это идеальная геометрия. Внешнее давление, равномерно распространяясь по кругу, превращается в материале в напряжение сжатия. Все металлы отлично работают на сжатие, но гораздо хуже на изгиб. И особенно конструкционные материалы чувствительны к так называемым концентраторам напряжения. К ним могут относиться и отверстия, и наплывы, и неравномерность толщины, и также изменение кривизны.

Читайте также:  Какое давление в шинах минск

А если мы посмотрим на подводную лодку «в профиль», то увидим как раз эти зоны повешенных напряжений там, где цилиндр переходит в сферу. Ну, и конечно, топедные отсеки, элементы хвоста также имеют повышенное нагружение. Вот зоны повышенного напряжения на рисунке.

Рисунок очень приблизительный. Главная его идея в том, чтобы показать, что в зонах повышенных напряжений они могут в разы, а порой и в 10 раз превосходить номинальные. Именно из-за этого подводные лодки имеют ограниченную глубину погружения.

А что же батискаф?

Его жилая зона практически всегда — это идеальная сфера. Поэтому все внешнее давление превращается в идеальное напряжение сжатия, с которым отлично работают металлы. Именно это помогает батискафам удерживать огромное давление. Материалом сферы могут быть специальные сплавы, как у «Триеста», или даже особое стекло, как у «Тритонов».

Вот в чем главная разница в живучести на больших глубинах между батискафами и подводными лодками.

Есть и еще одно техническое различие между подводными лодками и батискафами. Оно касается того, как подводные аппараты меняют глубину, то есть опускаются или всплывают, и как они удерживают нужную глубину в течение длительного времени.

Подводные лодки имеют 2 способа это делать. Во-первых это заполнение балластных цистерн водой для погружения, либо их продувка сжатым воздухом для всплытия. А второй способ — это работа рулями глубины. Фактически подводные лодки зачастую идут глубже, чем уровень «равновесия» между силой тяжести и силой архимеда именно благодаря силам, создаваемым рулями. Их действие похоже на действие крыльев и рулей высоты у самолета, только направлены возникающие гидродинамические силы не вверх, а вниз. И частично всплывать подлодка также может при заполненных балластных цистернах, благодаря рулям глубины. Но делать это все она может только в движении.

Читайте также:  Какое должно быть давление уличное

У батискафа только один способ — либо заполнять балластные цистерны водой, либо продувать их. Плюс на борту батискафов часто есть запас балластных грузов. Например, на «Триесте», опускавшемся в Марианскую впадину, использовалась мелкая металлическая дробь. Если ее сбросить, аппарат начинает всплывать. Чтобы зависнуть на одной глубине, пилот батискафа обычно подбирает баланс между заполнением цистерн водой и сбросом части балластного груза.

Пожалуй, на этом всё.

Расскажите, что вы уже про это знали? Возможно, я упустил какие-то моменты? Буду рад дополнить статью.

Успехов вам и до новых встреч!

Источник

ШколеNET

  • Главная 
  • Вопросы & Ответы 
  • Вопрос 9152604

Пармезан Черница

более месяца назад

Просмотров : 8 Ответов : 0

Ваш ответ:

Комментарий должен быть минимум 20 символов

Чтобы получить баллы за ответ войди на сайт

Какое давление будет испытывать подводная лодка на той же глубине

Лучшее из галереи за : неделю месяц все время

Какое давление будет испытывать подводная лодка на той же глубинеКакое давление будет испытывать подводная лодка на той же глубинеКакое давление будет испытывать подводная лодка на той же глубинеКакое давление будет испытывать подводная лодка на той же глубинеКакое давление будет испытывать подводная лодка на той же глубинеКакое давление будет испытывать подводная лодка на той же глубинеКакое давление будет испытывать подводная лодка на той же глубинеКакое давление будет испытывать подводная лодка на той же глубинеКакое давление будет испытывать подводная лодка на той же глубинеКакое давление будет испытывать подводная лодка на той же глубинеКакое давление будет испытывать подводная лодка на той же глубинеКакое давление будет испытывать подводная лодка на той же глубинеКакое давление будет испытывать подводная лодка на той же глубинеКакое давление будет испытывать подводная лодка на той же глубинеКакое давление будет испытывать подводная лодка на той же глубинеКакое давление будет испытывать подводная лодка на той же глубинеКакое давление будет испытывать подводная лодка на той же глубинеКакое давление будет испытывать подводная лодка на той же глубинеКакое давление будет испытывать подводная лодка на той же глубинеКакое давление будет испытывать подводная лодка на той же глубинеКакое давление будет испытывать подводная лодка на той же глубинеКакое давление будет испытывать подводная лодка на той же глубинеКакое давление будет испытывать подводная лодка на той же глубинеКакое давление будет испытывать подводная лодка на той же глубинеКакое давление будет испытывать подводная лодка на той же глубинеКакое давление будет испытывать подводная лодка на той же глубине

Какое давление будет испытывать подводная лодка на той же глубине

Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

Другие вопросы:

Васян Коваль

Какой народ, относящийся к тюркской группе алтайской языковой семьи, исповедует православие? 1) татары 2) башкиры 3) чуваши 4) удмурты

более месяца назад

Смотреть ответ Просмотров : 5 Ответов : 1

Суррикат Мими

Расстояние от Нептуна — одной из планет Солнечной системы — до Солнца равно 4500 млн. км. Как эта величина записывается в стандартном виде? 1) 4,5 *10^8 км 2) 4,5 *10^9 км 3) 4,5 * 10^10км 4) 4,5*10^11 км

более месяца назад

Смотреть ответ Просмотров : 3 Ответов : 1

Васян Коваль

Подскажите названия этих памятников и где они установлены.

более месяца назад

Смотреть ответ Просмотров : 10 Ответов : 0 Картинок: 1

Зачетный Опарыш

Упростить выражение (3 а)^2-а(а-3)

более месяца назад

Смотреть ответ Просмотров : 5 Ответов : 1

Пармезан Черница

Помогите мне пожалйста. Озеро Шап срочное или бессточное?

более месяца назад

Смотреть ответ Просмотров : 3 Ответов : 1

Источник