Каким давлением красить lvlp
Содержание статьи
HVLP или LVLP: какой краскопульт лучше?
Окрасочный пистолет занимает первое место в списке оборудования для проведения покраски авто. Суть работы краскопульта заключается в распылении грунта или лакокрасочных материалов под воздействием давления сжатого воздуха, то есть воздушно-капельным способом. Современный ассортимент таких инструментов разнообразен, и вопрос о том, как выбрать краскораспылитель и какая система – LVLP или HVLP – лучше, занимает многих. В данной публикации коротко рассмотрим устройство окрасочного пистолета и два основных типа распыления.
Как устроен краскопульт?
Краскопульт, в той своей форме, в какой мы видим его сегодня, был создан более века назад. Сейчас существует много разных вариантов его конструкций. В чем же отличие?
Внешне окрасочные пистолеты очень похожи, но внутри они могут иметь разное устройство воздушных головок и каналов для проведения воздуха, различаться системами распыления (HVLP, LVLP, HP и других комбинаций объема и давления). Эти нюансы в строении любого краскораспылителя определяют не только качество и скорость работы мастера, но и удобство использования инструмента.
Лучше понять то, как выбрать окрасочный пистолет, поможет изучение его основных элементов. Любой современный краскопульт имеет три системы регулировки, к которым относятся:
- Регулятор факела, который позволяет выбрать оптимальную форму распыляемого пятна в процессе работы.
- Регуляция подачи воздуха необходима для того, чтобы мастер имел возможность настраивать выходное давление, или проще говоря, изменять силу, с которой краска будет вылетать из сопла.
- Регулятор хода иглы, или по-другому – открытия форсунки, предназначен для уменьшения или увеличения объема подаваемого лакокрасочного материала, а соответственно, для создания нужной толщины слоя.
Технические особенности эти трех элементов бывают разными, и в зависимости от этого выделяют различные системы распыления окрасочных пистолетов. Поговорим о них далее.
Типы систем распыления
Все предлагаемые на рынке краскопульты распределяются на семь категорий. Их классификация представлена в таблице.
Система распыления | Давление воздуха | Другие особенности |
---|---|---|
HTE – High Transfer Efficiency | высокое | эффективная передача краски |
LVLP – Low Volume Low Pressure | низкое | небольшой объем |
HP – High Pressure | высокое | низкий расход воздуха |
MP – Middle Pressure | среднее | |
RP – Reduced Pressure | пониженное | тонкое распыление без разводов |
HVLP – High Volume Low Pressure | низкое | высокий объем |
LVMP – Low Volume Middle Pressure | среднее | низкий объем |
Если вам нужен окрасочный пистолет высокого давления, то как видно из таблицы, следует выбирать краскопульты систем HP или HTE.
Категория краскораспылителей HVLP
Краскопульты HVLP (не HLVP!) характеризуются большим объемом и низким давлением. Они были разработаны в 80-е годы прошлого века, и одной из целей их создания явилась минимизация нанесения вреда окружающей среде.
Устройство воздушных каналов в окрасочных пистолетах системы HVLP предусматривает перенос без потерь на рабочую поверхность минимум 65% распыляемого материала.
Такой эффект объясняется высоким уровнем давления на входе – 2,5-3 атм. – и низкому его показателю на выходе – около 0,7 атм. Получается, что в процессе эксплуатации краскопультов типа HVLP в воздухе теряется около 25-35% краски или лака.
Но забота об окружающей среде – не единственное качество таких краскораспылителей. Преимуществом системы HVLP (которую по ошибке иногда называют HLVP) является весомая экономия лакокрасочного материала, достигаемая благодаря небольшой скорости полета краски на выходе. Из-за этого образуется меньше тумана, однако распылять материал при этом необходимо на близком расстоянии – не дальше 15 см.
Плюсы и минусы окрасочных пистолетов HVLP сведены в таблицу.
Достоинства | Недостатки |
---|---|
Экономия краски | Нужно много воздуха (360 л/мин и более), а значит и мощный компрессор |
Хорошие экологические показатели | Диаметр воздухопровода увеличен |
Не дают много тумана | Требует установки дополнительных фильтров для очистки воздуха от влаги и масла из-за применения мощного компрессора |
Минимум мусора на рабочей поверхности | Требует высокого мастерства во избежание подтеков |
К недостаткам также стоит отнести малую дальность дистанции при распылении краски.
Система окрасочных пистолетов LVLP
Работа краскопультов LVLP основана на низком давлении и невысоком объеме. Это относительно новая разработка, которая сочетает в себе нечто среднее между системами HVLP и HP.
При распылении краски из окрасочного пистолета LVLP входное давление составляет 1,5-2 атм., а на выходе оно падает до 0,7-1,2 атм. Эффективность переноса лакокрасочного материала на рабочую поверхность – более 65%. Расход воздуха значительно меньше, чем в системе HVLP, и составляет 150-350 л в минуту.
Также краскопульт LVLP можно держать на расстоянии 25-30 см от окрашиваемой детали, благодаря чему становится легче обрабатывать труднодоступные зоны кузова.
Недостатки у данной категории окрасочных пистолетов отсутствуют, а из достоинств можно добавить низкую чувствительность инструмента к перепадам давления компрессора.
Дополнительная информация
Различаются краскопульты и по способу подачи краски на распылитель. Материал может подаваться либо из бачка, входящего в конструкцию пистолета, либо через шланг, увеличивающий давление и прикрепляемый к краскораспылителю.
Системы распыления RP, LVMP, MP, HTE в отличие от LVLP и HVLP, используются в обычных гаражных условиях реже. Однако и среди них есть достойные варианты, например, категория краскопультов RP, обеспечивающая идеально ровное и тонкое покрытие без разводов.
Профессионалы обычно не ограничиваются каким-либо одним типом окрасочного пистолета, и в их арсенале есть как минимум три разных инструмента. Что касается частных гаражных работ, то для этого оптимальным вариантом является краскопульт LVLP.
При покупке оборудования для покраски авто не забывайте, что показатель потребления воздуха выбранного краскопульта не должен быть выше производительности компрессора.
Также полезно знать про размер, а точнее, диаметр, сопла, который измеряется в миллиметрах и различен для разных материалов:
- база «металлик» – 1,2-1,3;
- акриловый грунт 2к – 1,4-1,5;
- жидкая шпатлевка – 1,7-2;
- акриловый лак и краска – 1,4-1,5.
Для начинающего гаражного мастера можно взять пистолет с дюзой 1,4 мм. Такой диаметр является универсальным для новичков, с ним можно распылять грунт, если добавить в него немного больше растворителя. А лучше всего приобрести комплект игл и сопл разных размеров и использовать на одном краскопульте в зависимости от потребности.
Во время покраски также поглядывайте на входной манометр для контроля уровня давления сжатого воздуха. Если окрасочный пистолет нужен для редких работ или вовсе, покраски дисков или пары кузовных деталей, то для начала можно остановить свой выбор на одном из скромных по цене китайских краскопультах, среди которых есть немало достойных вариантов.
Источник
Техника окрашивания крыла лвлп краскопультом
Окрашивание крыла ЛВЛП краскопультом является сегодня наиболее перспективной техникой, учитывая, что она представляет собой определенный компромисс между HVLP и HP способами нанесения лакокрасочных материалов на поверхность. К достоинствам LVLP-технологии относятся высокий перенос краски и лаков (от 75% до 80%) на окрашиваемые плоскости, небольшое потребление сжатого воздуха и слабая реакция на перепады давления.
По сравнению с другими видами краскораспылителей, LVLP-технология позволяет окрашивать труднодоступные места намного легче за счет увеличения расстояния от краскопульта до окрашиваемой поверхности на 5-10 см при нанесении на крыло автомобиля лака или краски. Распылитель LVLP представляет собой промежуточную модификацию, давление воздуха на выходе из которой меньше, чем у обычных пистолетов, но больше, чем у HVLP.
Отзывы специалистов о краскопультах LVLP только положительные: большинство из них единодушно считают данный способ покраски автомобилей самым лучшим для профессионалов. Особенно много положительных отзывов о распылителе форте LVLP SG-160 Profi. Производительность мастеров при работе с такой технологией может составлять до 50 м² окрашиваемой поверхности в смену. Однако чтобы работать таким пистолетом, необходимо иметь определенный навык, иначе будут гарантированы подтеки.
Как держать пистолет?
Краскораспылитель всегда нужно направлять только под прямым углом к окрашиваемой поверхности, то есть продольная ось дюзы должна располагаться перпендикулярно крылу автомобиля, иначе качественного результата, осуществляя окраску крыла, получить не удастся. Если держать распылитель под другим углом, отличным от прямого, процесс пойдет неравномерно, и в одной части поверхности краска ляжет тоньше за счет того, что расстояние от факела до нее будет больше, а в другой части крыла, где расстояние от факела будет меньше, окрасочный материал ляжет более толстым слоем.
Результатом неверного расположения пистолета относительно окрашиваемой поверхности могут стать перекосы слоев или рябь на однотонных лаках и красках, а на металликах это приведет к возникновению облаков или полос плохо прокрашенного материала. При этом расстояние от пистолета до объекта окраски следует сохранять на уровне от 15 до 20 см. Если не соблюдать рекомендуемую дистанцию и держать пистолет чуть ближе к крылу, то могут возникнуть подтеки и появиться перекосы слоев за счет того, что слой окрасочного материала станет толще, поскольку концентрация краски на единицу поверхности будет выше. Если же пистолет будет находиться дальше от окрашиваемой площади, чем рекомендуемая дистанция, то покрытие будет шероховатым, кроме того, появится перерасход лакокрасочных материалов.
Скорость движения пистолета
Количество наносимых на поверхность крыла материалов напрямую зависит от того, как быстро движется краскораспылитель относительно поверхности. При быстром движении будет формироваться более тонкий слой, а при медленном — более толстый. Однако слишком быстрое движение может привести к тому, что пленка на поверхности крыла может вообще не сформироваться, поскольку материала будет настолько мало, что капли не смогут сливаться друг с другом, образуя пленку. В том случае, если краска разведена жидко, а подача ее поставлена на максимум, то быстрая скорость движения пистолета во время работы становится необходимостью.
При движении распылителя важно сохранять постоянную скорость: она не должна замедляться по краям детали и ускоряться в центре крыла. Работать нужно ритмично и аккуратно. Рекомендуемая скорость передвижения краскораспылителя системы LVLP вдоль окрашиваемой площади равна примерно 40-50 см/сек. Это означает, что на детали среднего размера затрачивается около 2 секунд за один проход от края до края. На эту величину могут действовать, слегка ее изменяя, такие моменты, как размер факела, степень его перекрытия, настройки пистолета и расстояние до окрашиваемой поверхности. Получить одинаковые результаты покрытия можно, например, если быстрее передвигать пистолет с большей подачей материалов или медленнее с меньшей подачей. А также если быстрее перемещать распылитель с большим перекрытием факела или медленнее с меньшим перекрытием.
Начало движения
Начинать движение краскораспылителя системы LVLP рекомендуется с верхнего левого края детали, слегка в стороне от цели, при этом спусковой крючок должен быть частично нажат, чтобы обеспечить подачу воздуха. Чуть-чуть не доходя до начала поверхности, следует нажать на крючок полностью, открыв подачу покрасочного материала, и держать крючок полностью нажатым в продолжении всего перемещения над поверхностью до того момента, когда произойдет выход за ее противоположный край. После перемещения за противоположный край нужно частично отпустить крючок, прервав подачу покрасочного материала так, чтобы подача воздуха продолжалась.
Затем следует сдвинуть краскораспылитель вниз на такое расстояние, которое обеспечивает необходимую степень перекрытия полос, и двигаться в обратном направлении в том же порядке. Корректировку степени перекрытия полос, а также корректировку расстояния от пистолета до крыла и скорости его перемещения необходимо производить, мгновенно реагируя на любые, даже самые незначительные отклонения от выбранного режима окраски, обеспечивающего получение полностью равномерного слоя покрытия.
Последний штрих
Окраска крыльев автомобиля, как и других деталей с явно выраженными углами снаружи и внутри, является более сложной, чем покрытие стандартных плоских панелей. Поэтому в таких случаях используют специальную технику, называемую «последний штрих». По этой технике первыми окрашиваются внешние и внутренние углы крыла, затем его торцы, и только после этого прокрашивается лицевая часть поверхности.
Последовательность действий при окраске переднего крыла:
- Первыми следует прокрасить торцы и места болтовых соединений, начиная с верхней площадки.
- Затем нужно перейти на место под поворотник, на передний торец и покрыть его краской.
- После можно перейти вниз для окраски нижних торцов и колесной арки.
- Теперь следует прокрасить последний торец, смотрящий на переднюю дверь.
- И только теперь можно окрашивать всю лицевую часть крыла.
По точно таким же правилам окрашивается дверь: сначала окрашиваются торцы и внутренняя сторона поверхности и только потом — лицевая часть двери.
Чтобы избежать подтеков при окраске крыла, учитывая резкие перегибы и изломы его поверхности, покрытие на этих участках следует наносить не центральной частью факела, а только его периферийной частью. При этом внутренние углы лучше окрашивать отдельно по каждой стороне. Сначала вертикальным проходом окрасить одну сторону угла, затем пройтись по основной поверхности горизонтальными проходами, а потом проделать все то же самое с противоположной стороны.
Пробное распыление
Перед тем как начать основную работу, можно произвести пробное распыление, которое позволит обнаружить возможные дефекты в настройке краскопульта и вовремя устранить их, не повредив окраску крыла. Для этого можно прикрепить на стену лист маскировочной бумаги, выставить на пистолете необходимое давление, сначала выкрутить максимально регулятор ширины факела, а затем его слегка убавить, после чего еще раз подрегулировать давление. Затем рекомендуется полностью закрыть регулятор подачи окрасочного материала и снова открыть его на 2 полных оборота.
Теперь можно начать пробное распыление: следует поднести распылитель перпендикулярно поверхности бумаги на рекомендуемое расстояние, нажать максимально на рычаг и сразу же отпустить его. Оставленный след должен иметь сигарообразную форму, полностью прокрашенную внутри, со слегка размытыми плавными краями снаружи. Если обнаружены подтеки, значит, нужно отрегулировать подачу материала, либо распылитель находился слишком близко к поверхности. Кроме того, подтеки могли быть вызваны излишне длительным временем распыления во время теста.
Шаблоны Инстаграм БЕСПЛАТНО
Хотите получить БЕСПЛАТНЫЙ набор шаблонов для красивого Инстаграма?
Напишите моему чат-помощнику в Telegram ниже ????
Вы получите: ???? Бесплатные шаблоны «Bezh», «Akvarel», «Gold»
Telegram Viber Vkontakte
или пишите «Хочу бесплатные шаблоны» в директ Инстаграм @shablonoved.ru
Шаблоны Инстаграм БЕСПЛАТНО
Хотите получить БЕСПЛАТНЫЙ набор шаблонов для красивого Инстаграма?
Напишите моему чат-помощнику в Telegram ниже ????
Вы получите: ???? Бесплатные шаблоны «Bezh», «Akvarel», «Gold»
Telegram Viber Vkontakte
или пишите «Хочу бесплатные шаблоны» в директ Инстаграм @shablonoved.ru
Источник
Настройка краскопульта: входное давление, подача краски, размер факела, диаметр сопла
Автор Забытый Автомаляр На чтение 14 мин. Опубликовано 21.10.2015
В борьбе за идеальный внешний вид автомобиля главным «личным оружием» маляра является покрасочный пистолет — по-научному краскопульт. Слава богу, маляры применяют свои пистолеты исключительно в мирных целях, хотя привязаны они к ним не меньше, чем агент 007 к своей «беретте». О настройке краскопульта, его подготовке к «покрасочному бою» мы поговорим в сегодняшней статье.
Когда я слышу слово «покраска», я хватаюсь за пистолет…
Все пистолеты, применяющиеся в ремонтной окраске автомобилей, работают по принципу пневматического распыления. Это означает, что лакокрасочный материал, подающийся в краскопульт и выходящий из его сопла, разбивается на мелкие частицы потоком сжатого воздуха, вылетающего с большой скоростью из отверстий воздушной головки.
В результате образуется так называемый окрасочный факел, состоящий из частичек лакокрасочного материала, движущихся по направлению к окрашиваемой поверхности. Долетев до поверхности, частички оседают на ней, формируя лакокрасочного покрытие.
Устройство и особенности конструкции окрасочных пистолетов
Конструкция окрасочных пистолетов включает в себя:
- корпус с каналами для подачи сжатого воздуха и краски, снабженными игольчатыми клапанами,
- спусковой рычаг, управляющий переключением клапанов,
- выходное сопло для смесеобразования и формирования факела требуемой формы,
- резервуар (бачок) для краски,
- регулировочные винты для изменения расхода воздуха, краски и корректировки пятна распыла.
Устройство краскопульта SATA
К особенностям конструкции можно еще отнести механизм спускового крючка. Он устроен так, что при его нажатии сначала открывается подача сжатого воздуха. Дальнейшее нажатие приводит к срабатыванию клапана подачи краски.
Функции и расположение регуляторов
Как уже было сказано, на корпусе любого современного краскопульта имеется несколько регулировочных винтов.
- Первый, самый верхний (на некоторых краскопультах, как например у SATA, может располагаться сбоку), отвечает за корректировку размера и формы окрасочного факела.
- Второй отвечает за регулировку хода иглы и количество подаваемого материала.
- На многих краскопультах присутствует еще и третий винт, с помощью которого регулируется подача воздуха на входе. Как правило, он располагается внизу на рукоятке пистолета. У SATA этот винт находится «сзади» — под винтом регулировки подачи материала.
Регуляторы на корпусе краскопульта SATA
Вопрос регулировки краскопульта сводится к выбору правильного баланса «воздух — материал». При правильно подобранном соотношении эти параметры позволяют получить максимально равномерный окрасочный факел по всей ширине, и такое же равномерное распределение лакокрасочного материала по поверхности.
Система окрасочного пистолета
В зависимости от величины давления сжатого воздуха на входе в краскопульт и на воздушной головке (на выходе), все окрасочные пистолеты можно разделить на три основные группы:
- конвенциональные (высокое давление);
- HVLP (High Volume Low Pressure — большой объем воздуха и низкое давление);
- LVLP (Low Volume Low Pressure — низкий объем воздуха и низкое давление).
Различные типы окрасочных пистолетов внешне выглядят практически одинаково. «Изюминка» скрыта внутри конструкции
На сегодняшний день самыми прогрессивными, экономичными и удовлетворяющими экологическим нормам являются последние два типа распылителей. Как видно из названия, они характеризуются низким рабочим давлением: если обычные конвенциональные пистолеты распыляют материал при высоком давлении (примерно 3-4 бар), то пистолеты систем HVLP и LVLP — при низком (примерно 0,7-1,2 бар).
Что это дает? Главное преимущество — высокий коэффициент переноса краски. При малом давлении меньше краски превращается в бесполезный туман вокруг детали (так называемый overspray, «перепыл»), и больше переносится на окрашиваемую поверхность. У краскопультов низкого давления коэффициент переноса достигает 65-70% (по сравнению с 30-45% у конвенциональных распылителей). Учитывая, что краски типа металлик и перламутр недешевы, можно подсчитать, сколько денег сохранит для вас такой краскопульт.
Наиболее точно измерить давление на выходе можно с помощью специальной тестовой воздушной головки с двумя манометрами.
Для настройки и контроля давления пистолета HVLP SATA выпускает тестовую головку с двумя манометрами
К сожалению, такие насадки в комплекте с пистолетом не идут, поэтому указанная величина контролируется косвенно, по параметру давления на входе в краскопульт. С регулировки этого параметра мы и будем начинать настройку краскопульта.
Настройка входного давления
Давление на входе в краскопульт — показатель нормируемый и рекомендуемый заводом-изготовителем. Он всегда указывается в технической документации к пульверизатору.
Настраивать входное давление желательно по регулятору с манометром, подключенному непосредственно к рукоятке пистолета. Потому что на пути сжатого воздуха от компрессора к краскопульту неминуемы потери до 1 бар, а иногда и выше (это зависит от протяженности воздушной магистрали, количества «местных» сопротивлений, состояния фильтров и т.д.). Регулятор, подключенный к ручке пистолета позволит настроить давление более точно.
Настройка входного давления с помощью манометра-регулятора
Процесс настройки входного давления сам по себе достаточно прост.
1. Откройте (отверните) до максимальных значений регуляторы подачи воздуха и размера факела. Регулировка подачи краски при этом не играет роли.
2. Затем нажмите на спусковой рычаг краскопульта, чтобы началась подача сжатого воздуха. В это время, вращая регулировочный винт подачи воздуха на манометре, установите рекомендованное давление на входе.
Напоминаю, что для конвенциональных краскопультов это значение составляет от 3 до 4 бар; для пистолетов системы HVLP и LVLP, в зависимости от модели и производителя, данная величина может варьироваться в пределах 1,5-2,5 бар (в основном 2 бар).
Регулировка входного давления по подключенному к ручке пистолета манометру-регулятору. 1. Полностью открываем подачу воздуха. 2. Полностью открываем регулятор ширины факела. 3. Нажимаем на курок. 4. Устанавливаем рекомендованное давление на манометре.
3. После настройки входного давления полностью откройте подачу краски (3-4 оборота регулятора). Убедившись, что все регулировочные винты открыты на максимум, а вязкость краски или лака соответствует заданной, можно приступать к тестам. Но о тестах позже.
Если пистолет оборудован встроенным манометром
Настроить входное давление на «продвинутых» моделях, оборудованных встроенными цифровыми манометрами, еще проще.
SATAjet 4000 B RP Digital со встроенным цифровым манометром
Если пистолет оборудован встроенным манометром. 1. Полностью открываем регулятор факела. 2. Нажимаем на курок. 3. Устанавливаем рекомендуемое давление, вращая регулятор подачи воздуха на краскопульте.
Если манометр без регулятора
Если манометр без регулятора. 1. Полностью открываем подачу воздуха. 2. Полностью открываем регулятор ширины факела. 3. Нажимаем на курок. 4. Вращая регулировочный винт на редукторе компрессора или фильтр-группе, устанавливаем рекомендованное давление.
Если манометра нет вообще. Наименее точный способ
Если же ваш краскопульт не оборудован никакими измерительными приборами, очень грубо и приблизительно можно установить давление на редукторе компрессора или манометре фильтр-группы.
Выбирая давление в этом случае помните, что падение давления в исправном и чистом фильтре составляет 0,3— 0,5 атм (а в забитом — намного больше!), и примерно 0,6 атм «съедает» воздушный шланг внутренним диаметром 9 мм и длиной 10 м.
Если манометра нет вообще. Наименее точный способ! 1. Полностью открываем подачу воздуха. 2. Полностью открываем регулятор ширины факела. 3. Нажимаем на курок. 4. Устанавливаем давление на редукторе так, чтобы на 10 м шланга (внутренний диаметр 9 мм), на редукторе было на 0,6 бар больше рекомендованного входного давления пистолета.
Если рекомендованное входное давление неизвестно. Настройка пистолетов «no name»
Допустим, мы купили на рынке недорогой краскопульт с единственной «маркой» «Professional», и больше никакой информации о данном пистолете нам не известно — ни типа, ни рекомендаций по настройке, ни даже фирмы-производителя. В таком случае определить давление на входе можно опытным путем.
Залейте в бачок пульверизатора эмаль или лак стандартной вязкости, полностью откройте все регулировочные винты и, вращая регулятор на манометре, добейтесь получения максимально равномерного отпечатка факела при расстоянии до тестовой поверхности около 15 см. Зафиксированное при этом давление и будет искомым рабочим давлением на входе для этого пистолета.
Стоит сказать, что прибегнув к такой настройке, вы можете разочароваться во многих краскопультах. Главная проблема настройки дешевых пистолетов состоит в том, что для получения равномерного факела нужно либо огромное количество воздуха, что требует наличия более мощных компрессоров, либо они имеют высокое давление на выходе, что не позволяет качественно наносить базовые эмали, содержащие много алюминиевого зерна.
Качественный профессиональный окрасочный пистолет отличается от дешевого, пусть даже красивого на вид, так же явно, как и фирменные швейцарские часы от китайского ширпотреба.
SATAjet 3000 B HVLP. Слева — оригинал, справа — подделка.
Хороший маляр сможет покрасить машину и плохим пистолетом — и получится хорошо. Покрасит и вторую — тоже неплохо. А на третьей, например, появятся проблемы… Так что виртуозам автопокраски жалеть деньги на свой главный инструмент просто грех.
Размер факела при окраске
Как показывает практика, самая высокая эффективность покраски достигается при работе с факелом максимального размера. Чем шире и равномернее факел, тем равномернее будет распределена по поверхности краска при меньшем количестве проходов.
Конечно, в некоторых случаях, например при частичном ремонте, покраске различных мелких деталей, труднодоступных мест и т.д., размер факела, подачу краски и входное давление можно корректировать исходя из необходимости на усмотрение маляра. Но в большинстве случаев при покраске регулировочный винт размера факела должен быть открыт на максимум.
Помните, что максимальный размер факела можно получить только при достаточной подаче ЛКМ.
Подача краски
Опять же, если речь идет о стандартных ремонтах, покраске кузова или отдельных деталей целиком, подачу ЛКМ рекомендуется открывать полностью. На большинстве «пульверов» максимальная подача краски идет при 3-4 оборотах регулятора, сопло при этом максимально открыто.
При полностью открытой подаче краски обеспечивается наименьший износ сопла и иглы краскопульта.
Диаметр сопла
Немаловажен для автомаляра и подбор диаметра сопла краскопульта — этим можно добиться оптимального распыления материалов с разной вязкостью. Диаметр сопла должен быть тем больше, чем гуще лакокрасочный материал. И наоборот.
Каждый производитель ЛКМ четко указывает, какая дюза для какого материала и какого вида выполняемых работ должна использоваться. Как правило, эти рекомендации соответствуют таким значениям (или недалеки от них):
- базовые эмали — 1,3-1,4 мм (для светлых цветов лучше 1,3);
- акриловые эмали и прозрачные лаки — 1,4-1,5 мм;
- жидкие первичные грунты — 1,3-1,5 мм;
- грунты-наполнители — 1,7-1,8 мм;
- жидкие шпатлевки — 2-3 мм;
- антигравийные покрытия — 6 мм (специальный распылитель антигравийных материалов).
Нетрудно понять, что диаметр сопла значительно влияет на количество пропускаемой краски, ее расход. Например, покрыть лаком большой капот с дюзой 1,3 мм будет достаточно проблематично (по словам некоторых мастеров — застрелиться можно). Даже если подачу краски открыть на полную, пропускной способности с такой дюзой для ЛКМ такой вязкости будет явно маловато. Через дюзу 1,5 мм, при прочих равных, лакокрасочного материала проходит уже на треть больше, чем через дюзу 1,3 мм.
Разброс в значениях диаметров дюз обусловлен также и привычками маляров: кто-то любит наносить «тонко», а кто-то привык «заливать».
Тестируем краскопульт
Существует три простых теста, позволяющих оценить исправность краскопульта и корректность его регулировок:
- тест правильности формы отпечатка факела;
- тест на равномерность распределения краски в факеле;
- тест на качество распыления.
Основным из них является первый, с него и начнем.
Тест правильности формы отпечатка факела
Для проведения теста нам потребуется лист чистой бумаги или картона, предварительно закрепленный на стене. Дальше действуем следующим образом.
- Убедитесь, что все регулировочные винты краскопульта открыты на максимум, а вязкость ЛКМ в бачке соответствует нормальной.
- Поднесите пистолет к тестовой поверхности, на рекомендуемое для типа вашего краскопульта расстояние (20-25 см для конвенциональных распылителей, 10-15 см для HVLP, 15-20 см для LVLP/RP).
- Направьте ось сопла перпендикулярно поверхности листа и буквально на секунду нажмите на спусковой рычаг.
- Смотрим на отпечаток факела. По его виду можно судить о том, насколько правильно отрегулирован пистолет.
Самый эффективный и наглядный способ проверки правиль