Какие трубки высокого давления применяются для метана
Содержание статьи
Какую выбрать магистраль для газового оборудования авто. Замена медной трубки ГБО на пластиковую
Последнее обновление — 6 декабря 2020 в 15:55
Ещё не так давно в системах газобаллонного оборудования, для передачи топлива под высоким давлением (пропан или метан) из баллона до редуктора, применялись только металлические магистрали. С развитием технологий им на смену пришли современные решения.
В этой статье мы расскажем, какие трубки лучше для ГБО медные или пластиковые, а также, как происходит замена медной трубки на пластиковую.
Виды трубок ГБО
По назначению газовый трубопровод высокого давления на авто бывает:
- заправочный — от ВЗУ до баллона (если установка пропановая то до мультиклапана);
- расходный — от бака до редуктора-испарителя.
Заправочная магистраль всегда 8 мм. Если мощность двигателя машины до 150 лошадиных сил расходная трубка 6 мм, свыше 150 желательно ставить 8 мм.
Ввиду высокого давления сжатого метана (200-250 атмосфер), для транзита газа в таких установках ГБО применяются только стальные магистрали.
Трубки для ГБО метан
Для пропан-бутановых систем существует три вида трубок. Отличаются они материалом изготовления:
- медные
- алюминиевые
- термопластиковые.
Плюсы и минусы
Медная трубка для ГБО до недавних времён была самым распространённым вариантом. Основными её преимуществами являются ремонтопригодность (ремонт выполняется методом пайки) и относительная дешевизна. А вот недостатков много:
- вступает в химическую реакцию с добавками пропан-бутановой смеси. Из-за чего появляется патина (окислы), которые забивают фильтры и даже выводят из строя форсунки
- со временем подвержена коррозии
- определённая сложность при монтаже, особенно на изгибах (имеет низкую эластичность)
- для качественной установки потребуется специальный инструмент (труборез, развальцовка)
- для обеспечения запаса при линейном расширении трубы, в случае сильного температурного перепада, необходимо делать компенсационное кольцо (петлю)
- легко подвергается механическому протиранию, не любит вибрационных нагрузок.
Алюминиевые трубки ГБО очень редко применяются при установке ГБО, к тому же они имеют схожие качества с медными, за исключением некоторых:
- не вступают в реакцию с пропаном
- проще при монтаже (из-за мягкости металла)
- дешевле
- менее ремонтопригодны
- при установке нужно использовать только алюминиевые ниппеля (бонки).
Также оба вида газовых трубопроводов бывают в защитной ПВХ оболочке (изоляции), что значительно спасает их от механических повреждений. Также трубки с изоляцией обязательны к установке, если поставить без оплётки могут возникнуть проблемы при регистрации оборудования.
Самая современная газовая магистраль для ГБО — пластиковая. Такие трубки состоят из трёх слоев: капроновый рукав, армирование из синтетических материалов, ПВХ оплётка, также они имеют маркировку, которая включает:
- наименование производителя
- тип применяемого топлива (LPG)
- рабочее давление (обычно 4.5 bar)
- внутренний диаметр
- дата изготовления рукава.
Пластиковые газовые трубки в ПВХ оплётке
Термопластиковые трубки для ГБО обладают всеми недостающими качествами присущими медным/алюминиевым аналогам. Однако нюансы также имеются:
- цена немного выше алюминиевой магистрали, но ниже медной
- установку желательно осуществлять при помощи оригинальной фурнитуры (фитинги, переходники, гайки, обжимки)
- при установке потребуется большее количество монтажных скоб, т.к. трубка из-за мягкости склонна к провисанию.
Что лучше выбрать
Несомненно, что выбор магистрали для ГБО в каждом случае индивидуален. Некоторые установщики умудряются поставить на пропановую систему стальную трубу. Конечно, работать оборудование будет ничем не хуже, но ради чего прикладывать такие усилия не совсем понятно. Скорее всего здесь играет роль один из факторов: дешевизна стального трубопровода или ставят что было в наличии.
Однако же термопластиковый трубопровод на данный момент идеальное решение. Основные причины тому являются:
- отсутствие загрязнений из-за окислов (по этой причине можно даже увеличить интервал замены фильтров)
- простота в установке, особенно при самостоятельном монтаже.
Какого производителя выбрать и где купить
Основной бренд, представленный на рынке СНГ и являющийся несомненным лидером ниши — итальянская фирма FARO (Фаро), их продукция также может быть представлена под марками Digitronic (Диджитроник), SAVER (Сэйвер) и др. Главное при покупке не нарваться на некачественный товар, т.к. рынок наводнен подделками.
Лучше всего приобретать газовую магистраль в проверенных магазинах специализирующихся на продаже газобаллонного оборудования. В нашем интернет-магазине Вы можете купить оригинальную трубку для ГБО, длиной от 1 метра или цельными бухтами 25 и 50 м., а также всю необходимую фурнитуру для монтажа.
Сколько надо трубки для ГБО
Подбирать метраж расходной трубки для ГБО надо по длине автомобиля с запасом примерно 1 м. 1.5-2 метра длины заправочной обычно хватает для любого авто (зависит от того куда выведен ВЗУ).
Чтобы соединить пластиковые трубки с редуктором и мультиклапаном, нужно использовать специальные фитинги и переходники для ГБО трубок. Также бывают соединители разных диаметров, угла наклона, поворотные и без.
Фитинги, скобы, пеходник для термопластиковой трубки ГБО
Если расходная труба 6 мм, значит, потребуются два фитинга соответствующего размера, также 2 шт. на 8 мм для заправочной магистрали.
Как заменить медную трубку на пластиковую
Если принято решение о смене газовой магистрали с меди на пластик, кроме необходимой длины/диаметра трубопровода, также нужно приобрести установочную арматуру (скобы). Покупать скобы следует из расчёта 1 штука для монтажа 30-40 см трубки.
Замена медной трубки ГБО на пластиковую производится в несколько этапов:
- демонтаж старого газопровода;
- установка термопластика;
- проверка системы на утечки.
Снятие
Для того чтобы снять медную трубку можно не стравливать газ из баллона, а просто перекрыть вентиль на мультиклапане. О том, как правильно и безопасно дегазировать ёмкость мы рассказывали здесь. Важно убедиться в исправности запорной арматуры.
Затем спустить остатки газа, открутив крепёжные гайки на редукторе, а также мультиклапане. Далее снять скобы крепления трубки и демонтировать старую магистраль.
Таким же методом, открутив гайку от мультиклапана и ВЗУ, снять заправочную трубку.
Установка
Монтаж термопластиковой трубки ГБО, к днищу автомобиля, производится аналогичным способом при помощи крепления скоб саморезами. Желательно прокладывать газопровод рядом со штатной бензиновой магистралью, избегая подвижных элементов подвески, не допускать заломов (сильных перегибов), а также источников нагрева (система выхлопа, особенно выхлопной коллектор).
Главные условия для того чтобы качественно и надёжно выполнить соединение трубки, без дополнительной герметизации:
- использование фитингов и трубок одного производителя;
- соблюдение соосности сопряжения (избегать перекосов при затяжке);
- не прилагать чрезмерного усилия при затяжке гаек (18 Н*м для 6 мм, 42 Н*м для 8 мм будет достаточно);
- применять ниппель-бонки, обжимные шайбы, конусные муфты один раз.
Ко всему прочему обрезать концы трубок надо строго под 90 градусов. Желательно при этом использовать специальные кусачки либо нож.
Более подробно о том, как соединить пластиковые трубки на ГБО, а также медные и алюминиевые, можно ознакомиться наглядно по видео ниже.
Проверка
По окончании установки необходимо убедиться, что во всех соединениях отсутствуют утечки газа, включая шланги. Всё про шланги к газовому оборудованию можно узнать тут.
Проверку следует проводить при помощи мыльного раствора или газоанализатора. В случае выявления утечек необходимо обязательно устранить их появление. Сделать это можно методом дозатяжки крепежа, применением фум ленты (рекомендуется при аварийных случаях) или заменой сопряжения.
Источник
Типы газовых баллонов для использования КПГ (МЕТАН).
Многие владельцы автомобилей даже не догадываются, что в качестве альтернативного топлива для автомобиля можно использовать не только сжиженный углеводородный газ — пропан-бутан, но и экологически чистый, природный газ метан .
К сожалению, при атмосферном давлении, плотность метана в тысячу раз ниже плотности бензина, поэтому при использовании на транспортных средствах он храниться в специальных газовых баллонах в сжатом виде, под давлением 200-250 атмосфер.
Если раньше метан в качестве топлива можно было увидеть только на больших автобусах и грузовиках, то сейчас, благодаря развитию современных технологий газового оборудования, установка для работы на метане возможна даже на автомобилях премиум-класса.
Кроме того метан, как моторное топливо, расходуется двигателем внутреннего сгорания экономичнее бензина, в отличии от пропан-бутана. Например, если расхода пропанобутановой смеси превышает расход бензина на 10-20%, то расхода метана как правило, ниже расхода бензина на 5- 10% . Это обусловлено физико-химическими свойствами природного газа, особо стойким строением его молекул и, главное, его октановым числом, которое, достигая 120, заметно превосходит показатели самых высокооктановых углеводородов.
Стоит отметить тот факт, что стоимость 1 м3 метана (в г. Москве- ) гораздо ниже стоимости 1л. пропан-бутана(в г. Москве- ).Особенно экономия заметна на коммерческом транспорте и автомобилях с большим объемом двигателя.
Однако, стоимость газового оборудования для метана выше стоимости оборудования для пропан-бутана, что обусловлено установкой одного или нескольких более дорогих специальных баллонов для метана.
Для заправки автомобиля метаном используются специальные автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС).
К сожалению, сеть заправочных станций для метана не так развита, как сеть для заправок пропан-бутаном, но согласно действующим проектам Газпрома, в ближайшие несколько лет, количество АГНКС для метана, должно значительно увеличиться.
В газовом оборудовании для пропан-бутана и метана используются разные по виду, заправочные устройства, это сделано специально, чтобы владельцы автомобилей не путались.
![]() | |
Винтиль заправочный для метана EMER | Выносное заправочное устройство Tomasetto пропан-бутан |
Самой большой и главной составляющей газового оборудования для метана являются газовые баллоны, они делятся на 4 типа:
Тип I | ![]() | Металлические газовые баллоны для автомобилей, имеют цилиндрическую форму, горловину под вентиль с одной стороны и закругленное донышко с другой стороны. Баллоны такого типа, отливаются в специальных формах, не имеют сварочных швов, что придает им большую прочность и плотность. В процессе изготовления, все баллоны, подвергаются строгому контролю, они должны отвечать всем требованиям нормативной и технической документации на все 100%. Кроме того каждый баллон проходит ультразвуковую проверку на предмет скрытых дефектов, а также проверятся избыточным давлением 30 МПа (300 кг/см2). |
Тип II | ![]() | Металлопластиковые баллоны 2 типа представляют собой герметичный лейнер изготовленный из легированной конструкционной стали прочностью 120кгс/мм2. и вязкостью 100кгс/мм2, основная часть которого покрыта прочной армирующей оболочкой. Применяемая сталь сохраняет свои механические характеристики при эксплуатации баллонов в условиях низких температур окружающего воздуха. |
Тип III | ![]() | В металлопластиковом баллоне типа III отличительной особенностью является алюминиевый лейнер, в отличии от типа II. Алюминиевый лейнер усилен специальной оплеткой из карбоволокна, разрывное усилие которой составляет не менее 140 кгс/мм2, нить оплетка пропитывается связующим составом на основе эпоксидной смолы. Наружные и внутренние поверхности баллона надежно защищены специальным покрытием стойким к коррозии в течение расчетного срока эксплуатации баллона. |
Тип IV | ![]() | По типу конструкции газовые баллоны типа IV схожи с типом III, единственной особенностью является , что материал лейнера используется полимерный, с армирующей оболочкой из композитного материала или углеродного волокна. Основным плюсом баллонов типа IV является маленький вес баллона, по сравнению с баллонами других типов, но баллоны типа IV пока остаются довольно редким явлением в силу высокой стоимости и небольшой разницы коэффициентов совершенства (отношения объема сосуда к собственной массе) относительно 3-го типа. |
Технические характеристики газовых баллонов типа II,III:
- Рабочее давление металлопластиковых баллонов — 19,6 Мпа(200 кг/см2);
- Максимально допустимое давление при заправке — 25 Мпа, при температуре окружающего воздуха до +55 градусов Цельсия;
- Расчетная температура эксплуатации — от -40 до +45 градусов Цельсия;
- Средний срок службы — 15 лет (не менее 15 тыс. заправок);
- Периодичность испытаний — один раз в пять лет;
- Давление на разрушение не менее 51Мпа, при том, что осколки не образуются.
Каждый баллон испытывается избыточным давлением 30Мпа (на прочность) и 20Мпа на герметичность. Кроме того один баллон из партии дополнительно испытывается избыточным давлением 51 МПа (на разрушение) и циклическую устойчивость — не менее 15 тыс. циклов.
Газовые метановые баллоны тип I
Газовые метановые баллоны тип I установлены в кузове автомобиля
Газовые метановые баллоны тип I установлены на автомобиль Газель
Газовые метановые баллоны тип I установлены на автомобиль Камаз
Композитный баллон SinomaТип II
Композитный баллон Stako Тип III
Газовые баллоны тип IV
В таблице 1 представлены технические характеристики газовых метановых баллонов тип I производства (ОМЗ) Россия.
В таблице 2 представлены технические характеристики газовых метановых баллонов тип III, где средний коэффициент совершенства (отношение массы к объему) = 0.65, т.е. баллон объемом 100 литров будет весить примерно 65 кг
Объем, л | Вместимость газа, м3 | Наружный диаметр, мм | Длина, мм | Масса, кг | Макс. рабочее давление, МПа | Пробное давление, МПа |
47 | 11,75 | 326 | 860 | 33,6 | 20 | 30 |
50 | 12,5 | 326 | 900 | 35,2 | 20 | 30 |
67 | 16,75 | 326 | 1140 | 44,6 | 20 | 30 |
80 | 20 | 326 | 1360 | 53,2 | 20 | 30 |
100 | 25 | 326 | 1660 | 65 | 20 | 30 |
123 | 30,75 | 326 | 2000 | 78,4 | 20 | 30 |
67 | 16,75 | 398 | 840 | 45,6 | 20 | 30 |
80 | 20 | 398 | 965 | 52,3 | 20 | 30 |
85 | 21,25 | 398 | 1015 | 55 | 20 | 30 |
96 | 24 | 398 | 1125 | 61,1 | 20 | 30 |
100 | 25 | 398 | 1165 | 63,5 | 20 | 30 |
132 | 33 | 398 | 1485 | 80,5 | 20 | 30 |
160 | 40 | 398 | 1765 | 99,5 | 20 | 30 |
185 | 46,25 | 398 | 2005 | 108,5 | 20 | 30 |
В таблице 3 представлена зависимость изменения объема газа, от температуры окружающей среды и давления в баллоне
Определение количества СПГ (м3) в одном баллоне объемом 50 л | ||||||||
Давление газа в баллоне, кгс/см2 | Температура окружающей среды, °C | |||||||
— 30 | — 20 | — 10 | + 10 | + 20 | + 30 | + 40 | ||
10 | 0,55 | 0,55 | 0,54 | 0,53 | 0,53 | 0,53 | 0,52 | 0,52 |
20 | 1,15 | 1,12 | 1,16 | 1,10 | 1,09 | 1,07 | 1,06 | 1,04 |
30 | 1,79 | 1,70 | 1,70 | 1,69 | 1,65 | 1,63 | 1,61 | 1,57 |
40 | 2.41 | 2,33 | 2,30 | 2,27 | 2,22 | 2,17 | 2,15 | 2,13 |
50 | 3,2 | 3,05 | 2,98 | 2,94 | 2,84 | 2,81 | 2,75 | 2,72 |
60 | 4,05 | 3,76 | 3,66 | 3,57 | 3,53 | 3,45 | 3,41 | 3,27 |
70 | 5,00 | 4,61 | 4,43 | 4,32 | 4,17 | 4,07 | 4,02 | 3,89 |
80 | 6,45 | 5,71 | 5,33 | 5,20 | 4,88 | 4,76 | 4,65 | 4,55 |
90 | 7,63 | 6,72 | 6,25 | 5,92 | 5,63 | 5,49 | 5,29 | 5,17 |
100 | 8,77 | 7,69 | 7,24 | 6,76 | 6,49 | 6,25 | 5,95 | 5,81 |
110 | 9,82 | 8,59 | 7,97 | 7,53 | 7,24 | 6,96 | 6,63 | 6,47 |
120 | 10,91 | 9,38 | 8,95 | 8,45 | 8,00 | 7,79 | 7,32 | 7,14 |
130 | 12,04 | 10,16 | 9,85 | 9,29 | 8,78 | 8,33 | 8,02 | 7,83 |
140 | 12,8 | 11,11 | 10,77 | 10,14 | 9,59 | 9,09 | 8,75 | 8,54 |
150 | 13,16 | 11,90 | 11,36 | 10,87 | 10,27 | 9,74 | 9,38 | 9,15 |
160 | 13,79 | 12,50 | 12,12 | 11,43 | 11,11 | 10,39 | 10,13 | 9,76 |
170 | 13,93 | 13,28 | 12,69 | 11,81 | 11,49 | 10,90 | 10,63 | 10,37 |
180 | 14.29 | 13,64 | 13,24 | 12,50 | 12,00 | 11,54 | 11,25 | 10,98 |
190 | 14,62 | 14,18 | 13,57 | 12,84 | 12,50 | 12,03 | 11,59 | 11,18 |
200 | 14,93 | 14,29 | 13,81 | 12,99 | 12,66 | 12,50 | 12,19 | 11,63 |
Отличным качеством и относительно невысокой стоимостью, зарекомендовали себя газовые баллоны производства:
- Sinoma Китай
- РЕАЛ-ШТОРМ (Ижевск) Россия
- Орского машиностроительного завода (ОМЗ), Россия
- Digitronic Китай.
В соответствие с ТР ТС 018/2011 допускается применение вентелей только с автоматическим запорным клапаном и предохранительным устройством.
Самыми надежными и безопасными, признаным во всем мире, являются автоматические баллонные вентиля марки EMER
баллонный вентиль марки Emer
Видео процесса изготовления метановых газовых баллонов на заводах:
Выводы:
На сегодняшний день, современные комплекты газобаллонного оборудования отвечают всем необходимым требованиям, и являются более надежными и безопасными по сравнению с компонентами бензиновой системы питания автомобилей, это было неоднократно доказано на опытах.
Видео про баллоны из передачи «Главная дорога»
Источник