Какие действия после остановки обязан выполнить машинист при несанкционированном завышении давления
Содержание статьи
В Поездку
17.1. При несанкционированном завышении давления в тормозной магистрали пассажирского поезда устранение перезарядки ТМ производится после его остановки ступенью торможения на автоматических тормозах с разрядкой 0,03-0,04 МПа.
При этом машинист должен:
- в случае перезарядки ТМ до 0,6 МПа произвести служебное торможение с разрядкой до 0,4 МПа и отпустить тормоза с завышением давления в УР до 0,53-0,54 МПа (данная величина давления на 0,02-0,03 МПа выше давления, оставшегося в запасном резервуаре у вагона, имеющего наименьший выход штока);
- в случае перезарядки магистрали до 0,7 МПа произвести торможение снижением давления до 0,5 МПа, через 15-20 сек, отпустить тормоза повышением давления до 0,62-0,63 МПа, а через 1-1,5 мин снова выполнить торможение снижением давления в УР до 0,4 МПа и отпустить тормоза повышением давления до 0,53-0,54 МПа;
- в случае перезарядки до 0,8 МПа произвести три торможения, каждый раз снижая давление на 0,2 МПа и повышая его при отпуске на 0,12 МПа через 1,0-1,5 мин.;
- в случае перезарядки тормозной магистрали выше давления включения компрессора учитывать, что при падении давления в ГР менее давления перезарядки ТМ сработают тормоза в поезде.
После восстановления зарядного давления машинист должен направить помощника машиниста в хвост поезда для проверки отпуска тормозов. Если при проверке у отдельных вагонов не произойдет отпуск тормозов, помощник машиниста должен произвести отпуск тормозов путем выпуска воздуха из запасных резервуаров через выпускной клапан.
После зарядки тормозов поезда машинист поезда должен произвести торможение с разрядкой ТМ на 0,05-0,06 МПа и произвести отпуск тормозов.
Помощник машиниста при следовании от хвостового вагона на локомотив обязан проверить отпуск всех вагонов в поезде.
17.2. При несанкционированном завышении давления в тормозной магистрали МВПС машинист должен:
- плавно остановить поезд электропневматическим тормозом с применением минимальной величины давления в тормозных цилиндрах;
- перекрыть разобщительный кран от крана машиниста усл. No 395 к тормозной магистрали;
- разрядить уравнительный резервуар до нормального зарядного давления;
- применяя электропневматические тормоза произвести несколько торможений с последующим отпуском до снижения давления в тормозной магистрали до давления, на 0,01-0,02 МПа меньше чем в уравнительном резервуаре;
- открыть разобщительный кран от крана машиниста усл. No 395 к тормозной магистрали и выполнить ступень торможения автоматическими тормозами с разрядкой на 0,1 МПа;
- после ликвидации перезарядки тормозной магистрали в случаях отсутствия на МВПС сигнализатора отпуска тормозов поезда направить вдоль состава поезда помощника машиниста, который соблюдая технику безопасности должен проверить отпуск тормозов каждого вагона по отсутствию выхода штоков тормозных цилиндров и отходу тормозных колодок от колес;
- после убеждения помощником машиниста в отпуске тормозов всего состава и его доклада об этом по приходу в хвостовую кабину управления, произвести сокращенное опробование тормозов;
- при оборудовании МВПС сигнализатором срабатывания и отпуска тормозов хвостового вагона, провести сокращённое опробование тормозов по срабатыванию его сигнальной лампы, без участия помощника машиниста.
Источник
247 30 2011 . — —
.. 2011.
247
—
1.
1.1. :
— ;
— () ;
— ;
— — .
1.2. :
— , ;
— ;
— ;
— 418;
— — , .
, .
1.3. (-, ) , .
1.4. , , , , 5-7 III ( ) , :
— , , , III ;
— , , ;
— — , III — , , .
1.5. ( ) , .
1.6. , .
:
—
-45;
— , ;
— ;
— ;
— ;
— .
. , , -45, , , , ( ).
.
1.7. :
— , ;
, ;
— , , . .
, .
— , , -45, .
— :
— , ;
— , , 1.
1.8. () . , :
— , ;
— ;
— , , -45;
— , , .
.
. . , 3 /. -, .
, .
, , .
— . , , , 3 /
— , , ;
, , — , .
:
) , , ;
) 2,5% , .
, , .
, .
, 1 ( ).
.
1.9. .
, .
, ,
:
— ;
— ;
— (, );
— (, ) :
;
;
, , ;
;
;
;
.
, — 1000 .
1000 . 1000 , . , , .
, 120 /, , , .
20 .
(-) , .
1.10. — .
, -, . , . , -.
2.
2.1. , , — . 3-4 , 1-2 , . , , 0,5 /2, , . , 8-10 . , ̻ — . 418, , , .
2.2. , 10 , 400 20 , 30 , .
, , , «» «» , .
:
— . 4.6. , Ļ 31 2010
684 , , , , : , ! ! , () (), , , . ( 12-15 , );
— ;
— -, , ( , );
— , :
— , ;
— ;
— , ;
— » » ;
— ;
— , . . , ;
— — , » » ( );
— , .
2.3 , , .
, , . :
) , :
— ( ) ;
— ;
— , ;
— .
) ( ) — 6,5-6,8 /2, , , . , .
, 100 4 , 100 6 .
) , , .
) .
) . — .
.
2.4.
2.4.1. , , — , , ( ) ,
.
, .
, , 0,5 /2 40 9,0 / 2 4,0 / 2 400 7 .
:
) ,
) , , , , .
, , .
2.4.2. . — . 394 2 3 . . , 2008 2009 ., .
, , — 6,5-6,7 /2 .
.
2.4.3. . 2010 . .
, .
( ) , — 0,5 . .
2.5. :
— ;
— , ;
— ;
— ( ) ;
. , , .
, .
2.6. , :
— ;
— ( );
— .
, . , .
3. ,
3.1. , , -, , .
3.2. :
— , ;
— , , ;
— , , ;
— ;
— 2 , ;
, ;
— ;
— , , ( ), .
2- , .
.
3.3. : :
— , ;
— . ;
— () .
4.
4.1. 0,3-0,5 /2. :
— 6 /. 4 /. 5,3-5,4 /. ( 0,2-0,3 /. , , );
— 7 /. 5 /., 15-20, 6.2-6,3 /., 1-1,5 4 /. 5,3-5,4 /.;
— 8 /. , 2 /. 1,2 /. 1-1,5 .
— , .
. , .
0,5-0,6 /. . .
5.
5.1. ( ) 2- . 0,2 /. 80-120 .
5.2. , :
— 0,6-0,7 / ;
— 3,5 /2 1 5,8 — 6,5 /2
5.3. :
— , ;
— , , ;
— ;
— 2- 0,6 — 0,7 /.;
— ;
—
.
5.4. , , , .
5.5. 2- 4- , :
— , , , 2- 4- , , 5,0-5,2 /.;
— , , ;
— , , 2- , , , .
6. , , ,
6.1. , , , :
— ( , ..);
— ;
— , , ;
, , , , , , , , , , , , , .
, , .
( ) , .
6.2. , , :
— , , — ;
— — , ,
, , , :
— ( , , );
— ;
— ;
— , , .
Источник
Действия машиниста при завышении давления в тм пассажирского поезда
Порядок действий при перезарядке тормозной магистрали в составе пассажирского поезда
17.1. При несанкционированном завышении давления в тормозной магистрали пассажирского поезда устранение перезарядки ТМ производится после его остановки ступенью торможения на автоматических тормозах с разрядкой 0,03-0,04 МПа. При этом машинист должен:
- в случае перезарядки ТМ до 0,6 МПа произвести служебное торможение с разрядкой до 0,4 МПа и отпустить тормоза с завышением давления в УР до 0,53-0,54 МПа (данная величина давления на 0,02-0,03 МПа выше давления, оставшегося в запасном резервуаре у вагона, имеющего наименьший выход штока);
- в случае перезарядки магистрали до 0,7 МПа произвести торможение снижением давления до 0,5 МПа, через 15-20 сек, отпустить тормоза повышением давления до 0,62-0,63 МПа, а через 1-1,5 мин снова выполнить торможение снижением давления в УР до 0,4 МПа и отпустить тормоза повышением давления до 0,53-0,54 МПа;
- в случае перезарядки до 0,8 МПа произвести три торможения, каждый раз снижая давление на 0,2 МПа и повышая его при отпуске на 0,12 МПа через 1,0-1,5 мин.;
- в случае перезарядки тормозной магистрали выше давления включения компрессора учитывать, что при падении давления в ГР менее давления перезарядки ТМ сработают тормоза в поезде.
После восстановления зарядного давления машинист должен направить помощника машиниста в хвост поезда для проверки отпуска тормозов. Если при проверке у отдельных вагонов не произойдет отпуск тормозов, помощник машиниста должен произвести отпуск тормозов путем выпуска воздуха из запасных резервуаров через выпускной клапан.
После зарядки тормозов поезда машинист поезда должен произвести торможение с разрядкой ТМ на 0,05-0,06 МПа и произвести отпуск тормозов. Помощник машиниста при следовании от хвостового вагона на локомотив обязан проверить отпуск всех вагонов в поезде.
17.2. При несанкционированном завышении давления в тормозной магистрали МВПС машинист должен:
- плавно остановить поезд электропневматическим тормозом с применением минимальной величины давления в тормозных цилиндрах;
- перекрыть разобщительный кран от крана машиниста усл. № 395 к тормозной магистрали;
- разрядить уравнительный резервуар до нормального зарядного давления;
- применяя электропневматические тормоза произвести несколько торможений с последующим отпуском до снижения давления в тормозной магистрали до давления, на 0,01-0,02 МПа меньше чем в уравнительном резервуаре;
- открыть разобщительный кран от крана машиниста усл. № 395 к тормозной магистрали и выполнить ступень торможения автоматическими тормозами с разрядкой на 0,1 МПа;
- после ликвидации перезарядки тормозной магистрали в случаях отсутствия на МВПС сигнализатора отпуска тормозов поезда направить вдоль состава поезда помощника машиниста, который соблюдая технику безопасности должен проверить отпуск тормозов каждого вагона по отсутствию выхода штоков тормозных цилиндров и отходу тормозных колодок от колес;
- после убеждения помощником машиниста в отпуске тормозов всего состава и его доклада об этом по приходу в хвостовую кабину управления, произвести сокращенное опробование тормозов;
- при оборудовании МВПС сигнализатором срабатывания и отпуска тормозов хвостового вагона, провести сокращённое опробование тормозов по срабатыванию его сигнальной лампы, без участия помощника машиниста.
Источник
Действие машиниста при несанкционированном завышении давления в тормозной магистрали.
При несанкционированном завышении давления в тормозной магистрали пассажирского поезда устранение перезарядки ТМ производится после его остановки ступенью торможения на автоматических тормозах с разрядкой 0,03-0,04 МПа. При этом машинист должен:
— в случае перезарядки ТМ до 0,6 МПа произвести служебное торможение с разрядкой до 0,4 МПа и отпустить тормоза с завышением давления в УР до 0,53-0,54 МПа (данная величина давления на 0,02-0,03 МПа выше давления, оставшегося в запасном резервуаре у вагона, имеющего наименьший выход штока);
— в случае перезарядки магистрали до 0,7 МПа произвести торможение снижением давления до 0,5 МПа, через 15-20 сек, отпустить тормоза повышением давления до 0,62-0,63 МПа, а через 1-1,5 мин снова выполнить торможение снижением давления в УР до 0,4 МПа и отпустить тормоза повышением давления до 0,53-0,54 МПа;
— в случае перезарядки до 0,8 МПа произвести три торможения, каждый раз снижая давление на 0,2 МПа и повышая его при отпуске на 0,12 МПа через 1,0-1,5 мин;
— в случае перезарядки тормозной магистрали выше давления включения компрессора учитывать, что при падении давления в ГР менее давления перезарядки ТМ сработают тормоза в поезде.
После восстановления зарядного давления машинист должен направить помощника машиниста в хвост поезда для проверки отпуска тормозов. Если при проверке у отдельных вагонов не произойдет отпуск тормозов, помощник машиниста должен произвести отпуск тормозов путем выпуска воздуха из запасных резервуаров через выпускной клапан.
После зарядки тормозов поезда машинист поезда должен произвести торможение с разрядкой ТМ на 0,05-0,06 МПа и произвести отпуск тормозов. Помощник машиниста при следовании от хвостового вагона на локомотив обязан проверить отпуск всех вагонов в поезде.
При несанкционированном завышении давления в тормозной магистрали МВПС машинист должен:
— плавно остановить поезд электропневматическим тормозом с применением минимальной величины давления в тормозных цилиндрах;
— перекрыть разобщительный кран от крана машиниста усл. N 395 к тормозной магистрали;
— разрядить уравнительный резервуар до нормального зарядного давления;
— применяя электропневматические тормоза произвести несколько торможений с последующим отпуском до снижения давления в тормозной магистрали до давления, на 0,01-0,02 МПа меньше чем в уравнительном резервуаре;
— открыть разобщительный кран от крана машиниста усл. N 395 к тормозной магистрали и выполнить ступень торможения автоматическими тормозами с разрядкой на 0,1 МПа;
— после ликвидации перезарядки тормозной магистрали в случаях отсутствия на МВПС сигнализатора отпуска тормозов поезда направить вдоль состава поезда помощника машиниста, который соблюдая технику безопасности должен проверить отпуск тормозов каждого вагона по отсутствию выхода штоков тормозных цилиндров и отходу тормозных колодок от колес;
— после убеждения помощником машиниста в отпуске тормозов всего состава и его доклада об этом по приходу в хвостовую кабину управления, произвести сокращенное опробование тормозов;
— при оборудовании МВПС сигнализатором срабатывания и отпуска тормозов хвостового вагона, провести сокращённое опробование тормозов по срабатыванию его сигнальной лампы, без участия помощника машиниста.
Назначение БЛОК, БЛОК-М.
Комплекс БЛОК является модульным изделием. Применяется на электровозах постоянного и переменного тока, двухсистемных локомотивах,
магистральных и маневровых тепловозах, газотурбовозах, специальном подвижном составе, в том числе и на комбинированном ходу и мотор-вагонном
подвижном составе (МВПС). В состав комплекса входит базовая часть и компоненты, обеспечивающие адаптацию комплекса к конкретному типу подвижного состава, а так же взаимодействие с бортовыми системами на данном типе подвижного состава.
Комплекс БЛОК-М предназначен для повышения безопасности во всех режимах движения локомотива путем:
— приема и обработки информации о поездной ситуации по непрерывному
(АЛСН, АЛС-ЕН) и точечному каналам связи (напольные устройства);
— индикации и сигнализации машинисту локомотива информации о поездной обстановке, характеристиках пути следования, параметрах движения поезда, его тормозной системы и режиме работы устройства;
— осуществления остановки перед путевым светофором с запрещающим показанием, имеющим кодирование, вне зависимости от действий машиниста;
— исключения движения со скоростью выше допустимой по показаниям
путевых светофоров, по состоянию пути и других технических средств,
участвующих в процессе движения поездов;
— исключение движения при неработоспособном состоянии машиниста;
— исключения несанкционированного движения (скатывание);
— запрета проследования путевого светофора с запрещающим показанием
без предварительной остановки;
— использования всех видов диагностики, контроля наличия и
исправности блоков и модулей устройства;
— регистрации информации, необходимой для идентификации нарушений
безопасности движения в поездной и маневровой работе и выявления их
Функции комплекса БЛОК в режиме следования по участкам
оборудованных устройствами АЛСО обеспечивает следующие независимые
— режим работы с каналом АЛС-ЕН — режим приема и обработки сигналов
АЛСН и АЛС-ЕН или только сигналов АЛС-ЕН;
— режим работы с каналом ТКС — режим отсутствия приема сигналов
АЛСН и АЛС-ЕН и при наличии ранее поступившей информации от ТКС;
— режим работы с каналом АЛСН — режим приема и обработки сигналов
АЛСН при отсутствии сигналов АЛС-ЕН и ТКС;
— режим работы автономный — работа без взаимодействия со стационарными устройствами по каналам АЛСН, АЛС-ЕН и точечным каналам связи (ТКС).
— пропускной способности, комплекс БЛОК использует показания локомотивных светофоров АЛСН, АЛС-ЕН, данные переданные посредством
устройств радиоканала и информацию, принятую от путевых устройств САУТ
1.3 При приеме комплексом БЛОК сигналов АЛСН на МСС, БИЛ-УМВ,
БИЛ-ПМВ индицируются сигналы, соответствующие сигналам путевых
светофоров, к которым приближается локомотив (МВПС) в соответствии с
Инструкцией по сигнализации на железнодорожном транспорте Российской
1.4 При приеме комплексом БЛОК сигналов АЛС-ЕН на МСС, БИЛ-
УМВ, БИЛ-ПМВ индицируются сигналы, соответствующие
В состав системы БЛОК в ходят основные блоки:
— Блок индикации (Монитор 5, БИЛ-УМВ, БИЛ-ИП, ПМ3-САУТ-ЦМ/485)
После включения питания блок Монитор 5 (БИЛ-УМВ) в активной кабине
— давление в тормозной магистрали (при наличии «7» в конфигурации);
— давление в уравнительном резервуаре (при наличии «7» в
— давление в тормозном цилиндре (при наличии «7» в конфигурации);
— готовность съемного носителя информации (кассеты регистрации) — при
— несущая частота канала АЛСН (активность канала АЛС-ЕН);
— режим работы «ПОЕЗДНОЙ»;
— индикатор «Радиоканал» связи с носимой частью прибором ТСКБМ-Н
(при условии включения прибора ТСКБМ-Н);
— сигнал «ВНИМАНИЕ» (кратковременно);
1.9 На участках оборудованных устройствами АЛСО с подвижными
блок-участками на путях отсутствуют проходные светофоры, а так же при
работе системы интервального регулирования в режиме автоматического
пропуска поездов, станционные светофоры находятся в выключенном
1.9.1 В случае движения поезда по таким участкам машинисту передается
информация о текущем расстояния от головы поезда до рассчитанного
комплексом места остановки или места снижения скорости движения, а также о
имеющемся у машиниста запасе времени перед применением им служебного
торможения, которое должно быть своевременно выполнено в целях
предотвращения действия автотормозов.
1.9.2 Указанные данные формируются комплексом БЛОК на основании
принятой информации, с использованием основных каналов приема АЛСН,
1.10 Комплекс БЛОК осуществляет автоматическое включение и
выключение алгоритмов работы с данными каналов АЛСН и АЛС-ЕН при
входе/выходе в/из зоны действия системы интервального регулирования,
реализованной с применением подвижных блок-участков, так же
автоматическое переключение алгоритмов работы с таблицами АЛС-ЕН. Кроме
того, в комплексе БЛОК предусмотрен ручной ввод машинистом необходимого
параметра, обеспечивающего работу БЛОК с устройствами АЛСО.
1.11 Комплекс БЛОК в режиме следования по участкам оборудованных
устройствами АЛСО автоматически получает номер пути следования поезда по
данным от напольных устройств АЛС-ЕН и ТКС, а также предусмотрен ручной
ввод машистом пути маршрута следования поезда.
1.12 Комплекс БЛОК в режиме следования по участкам оборудованных
устройствами АЛСО обеспечивает следующие независимые режимы
— режим работы с каналом АЛС-ЕН — режим приема и обработки сигналов
АЛСН и АЛС-ЕН или только сигналов АЛС-ЕН;
— режим работы с каналом ТКС — режим отсутствия приема сигналов
АЛСН и АЛС-ЕН и при наличии ранее поступившей информации от ТКС;
— режим работы с каналом АЛСН — режим приема и обработки сигналов
АЛСН при отсутствии сигналов АЛС-ЕН и ТКС;
— режим работы автономный — работа без взаимодействия со
стационарными устройствами по каналам АЛСН, АЛС-ЕН и точечным каналам
1.13 Запрещается выдавать из депо локомотивы (МВПС), оборудованные
Источник
Рекомендации локомотивной бригаде по действиям при ликвидации ненормативного (завышенного) давления в тормозной магистрали поезда.
Причинами завышения давления в тормозной магистрали являются:
· оставление ручки крана машиниста усл. № 395 в первом положении (не правильные действия машиниста)
· неисправность крана машиниста усл. № 395. (неисправность крана машиниста)
· неисправность приставки САВП на кране машиниста усл. № 395.
· неисправность электропневматического клапана КЭО-15 САВП на пневматической панели.
1. При завышении давления в тормозной магистрали более 5,5 кгс/см² из-за неправильных действий машиниста необходимо:
1.1. перейти на пневматическое управление тормозами;
1.2. остановить поезда снижением давления в уравнительном резервуаре снижением давления на величину 0,3-0,4 кгс/см² от предтормозного давления. На остановке выполнить вторую ступень торможения с разрядкой на величину 0,4-0,5 кгс/см². Ручку крана вспомогательного тормоза локомотива усл. № 254 установить в крайнее тормозное (VI) положение. Отпуск тормозов выполнить постановкой ручки крана машиниста в I положение до повышения давления в тормозной магистрали на 0,5-0,6 кгс/см² меньшим, чем первоначальное предтормозное давление.
1.3. При необходимости выполнить несколько циклов торможений и отпусков. Каждый цикл в себя включает:
· торможение путем снижения давления в уравнительном резервуаре на величину 1,0 кгс/см²;
· последующий отпуск тормозов первым положением ручки крана машиниста путем повышения давления в тормозной магистрали на 0,5-0,6 кгс/см² меньшим, чем с которого выполнено торможение;
Пример: При ненормативном давлении в ТМ величиной 7,0 кгс/см² снизить давление в УР до 6,0 кгс/см² и произвести отпуск тормоза постановкой ручки крана машиниста в I положение до получения давления в УР величиной 6,5 – 6,6 кгс/см².
Произвести повторное торможение, соблюдая рекомендацию и довести давление в ТМ до установленного.
1.4. После перехода на установленное зарядное давление помощник машиниста совместно с поездной бригадой обязан проверить отпуск тормоза на каждом вагоне. Отпуск тормоза проверять по отходу тормозных колодок от поверхности катания колёсной пары с обеих сторон состава!
1.5. После отправления проверить состояние поезда через открытые боковые окна на расстоянии 1000 м от места стоянки при скорости движения не более 25 км/час.
2. Для определения неисправной части конструкции крана машиниста усл. № 395 необходимо:
2.1. Установить ручку крана машиниста в IV положение и если при этом прекратиться завышение давления, то неисправность в редукторе. При этом необходимо:
2.1.1. Обстучать редуктор; неоднократными постановками ручки крана машиниста из II в IV положение не допускать дальнейшего повышения давления в ТМ. Если давление в ТМ не превысило 5,5 кгс/см² и не наблюдается дальнейший рост давления в ТМ при II положении ручки крана – продолжить дальнейшее движение, проверив состояние поезда через открытые боковые окна.
2.1.2. Если при обстукивании редуктора рост давления не прекращается, то неоднократными постановками ручки крана машиниста из II в IV положение, не допуская дальнейшего повышения давления в ТМ, довести поезд до ближайшей станции.
2.1.3. Действовать согласно п. 1.1. и 1.2. данной рекомендации.
2.1.4. На остановке в рабочей кабине перекрыть разобщительный и комбинированный краны, произвести замену неисправного редуктора на исправный, взятый в не рабочей кабине.
2.1.5. После смены редуктора открыть разобщительный и комбинированный краны в рабочей кабине и действовать согласно п. 1.3; 1.4. и 1.5 данной рекомендации.
2.2. Если после постановки ручки крана машиниста в IV положение продолжается рост давления в тормозной магистрали, то для предотвращения дальнейшего роста давления необходимо перекрыть
РАЗОБЩИТЕЛЬНЫЙ кран на трубопроводе напорной магистрали и в таком положении довести поезд до ближайшей станции, не допуская понижения давления в ТМ ниже 5,0 кгс/см² периодически открывая
2.2.1. Доведя поезд до ближайшей станции выполнить остановку в пределах пути приема, с разрядкой уравнительного резервуара на величину 0,3-0,4 кгс/см² от предтормозного давления.
На остановке выполнить вторую ступень торможения величиной 0,4-0,5 кгс/см², установить ручку крана вспомогательного тормоза локомотива усл. № 254 в крайнее тормозное (VI) положение, перекрыть комбинированный и разобщительный кран в рабочей кабине. Произвести замену верхней и средней части неисправного крана на исправную верхнюю и среднюю часть крана из нерабочей кабины.
Примечание: При установке верхней и средней частей затягивание гаек производить перекрестно.
2.2.2. После смены верхней и средней части открыть разобщительный и комбинированный краны и действовать согласно п. 1.3; 1.4. и 1.5 данной рекомендации.
ПРИМЕЧАНИЕ: СНЯТИЕ И СМЕНУ КРАНА МАШИНИСТА ВЫПОЛНЯЕТ ТОЛЬКО МАШИНИСТ.
Источник
Источник