Какие бывают финансовые продукты
Содержание статьи
Финансовые продукты
Понятие финансового продукта
Определение 1
Финансовый продукт — это вид экономического блага, приносящего своим владельцам определенную выгоду.
Они выполняют функции, способные удовлетворить потребности инвестора. При проведении операций с финансовыми продуктами инвестор может стать:
- владельцем финансового продукта;
- кредитором;
- приобрести право проведения операции купли-продажи с финансовым продуктом.
Замечание 1
Под финансовыми продуктами понимаются ценные бумаги и производные от них. Наиболее часто в их роли выступают акции, инвестиционные фонды, облигации, варранты, опционы.
Акции являются одним из фондовых инструментов, широко используемых инвесторами. Они дают право своему владельцу на получение дохода в виде дивидендов, а также на участие в управлении субъектом хозяйствования. Акции позволяют получить выплату в случае ликвидации компании. Компании используют акции для привлечения капитала с целью расширения рынков сбыта или производства.
Еще одним распространенным видом финансовых продуктов является облигация. По сути, это долговое обязательство, которое выдается компанией с гарантией последующего выкупа. Владелец облигации не получает имущественных прав, а лишь финансовую выплату через определенный промежуток времени, возможно, с процентами. В случае, если владелец облигации решит закрыть ее до времени наступления платежа, он может продать ее третьему заинтересованному лицу.
Инвестиционные фонды
Комбинированными финансовыми продуктами являются инвестиционные фонды. Они объединяют в себе облигации, акции и инструменты денежного обращения. Инвесторы предпочитают распределять риски по вложениям, то есть использовать инвестиционные портфели. Часто в практической деятельности создаются крупные портфели, участниками которых выступает определенное число инвесторов. Портфели могут иметь разные цели существования, а значит, разный состав. Покупка финансовых инструментов с различной длительностью действия и уровнем риска позволяет получать доход в длительной перспективе. Кроме того, портфель позволяет распределить риски между бумагами.
Существуют производные финансовые продукты, такие как опцион и варрант. Они гарантируют своим владельцам право на осуществление операций купли-продажи финансовых инструментов. Примером может послужить опцион на акцию. Он фиксирует цену договора между продавцом и покупателем. То есть, владелец опциона сможет провести сделку в будущем по заранее зафиксированной цене. Как правило, операции с производными инструментами осуществляются для целей хеджирования (страхования от рисков потерь). Все чаще производные от ценных бумаг применяются для спекулятивных сделок.
Особенности продажи финансовых продуктов
Для того, чтобы эффективно реализовывать финансовые продукты, продавце должен обладать следующими навыками:
- Глубокое знание продукта.
- Наличие развитых профессиональных навыков в сфере продаж.
- Умение объяснять сложную структуру продукта простым языком.
Если речь идет о банковских финансовых продуктах, то менеджер обязан знать всю линейку товаров, чтобы иметь возможность предложить покупателю наиболее оптимальный вариант. Для этого необходимо понимать, какие выгоды получит потребитель и продемонстрировать их. Банк России разработал определенные виды сценариев, позволяющие осуществлять взаимодействие с покупателем.
Проблема продажи небанковских финансовых продуктов связана с недостатком информации. Большинство покупателей не могут получить исчерпывающие данные по продукту, в том числи по его рискам. Часто, приобретая фондовые инструменты через банк, покупатель не понимает, что весь риск переносится на него, а банк не несет какой-либо ответственности. Этот момент касается физических лиц, выступающих в качестве покупателя.
Источник
Основные виды банковских продуктов и услуг
Жизнь с каждым годом становится все более динамичной, актуальность финансовых вопросов растет. Нам почти ежедневно приходится решать задачи денежного характера, и в большинстве случаев, при помощи банков. Как показывает практика, клиенты этих финансовых учреждений в последнее время значительно помолодели, а линейка банковских продуктов и услуг существенно расширилась.
Понятие банковского продукта и услуги
В связи с отсутствием единой точки зрения по поводу трактования этих терминов, международная практика не разграничивает понятия банковского продукта и банковской услуги. Оба значения имеют единую основу, поскольку их основной целью является удовлетворение потребностей клиента и получение прибыли. Однако, несмотря на сходство выражений, их отождествляют не всегда.
Российские экономисты и ученые тоже дают формулировку банковскому продукту. Они считают, что это конкретный финансовый документ, который эмитируется с целью обслуживания клиента и для осуществления определенной операции. В категорию «банковский продукт» входят чеки, векселя, банковские проценты и карты, вклады, сертификаты различных видов и др. Под термином «банковские услуги» скрываются операции по обслуживанию клиентов.
Особенности банковских продуктов
Банковский продукт — довольно объемное понятие, включающее в себя комплекс услуг и операций банка, которые должны удовлетворить потребности клиента. Он характеризуется нематериальностью и денежностью. Помимо этого он:
- не подвержен амортизации;
- облечен в договорную форму;
- ограничен временными рамками;
- не имеет возможности патентной защиты;
- не зависит от банковского или иного законодательства;
- быстро перенимается другими финансово-кредитными организациями.
Классификация банковских продуктов
Банковский продукт предусматривает создание средств платежа и предоставление услуг. Платежные средства формируются на макроуровне, т. е. на уровне экономики в целом. А вторая составная часть банковского продукта — это различные услуги. В зависимости от используемых критериев классификации они бывают:
- специфическими или неспецифическими (в соответствии с особенностями банковской деятельности);
- предназначенными для ЮЛ или ФЛ (в зависимости от субъектов получения услуг);
- активного или пассивного характера (в соответствии с тем, как формируются и размещаются ресурсы банка);
- платными или бесплатными (в зависимости от расчета за предоставление);
- чистыми или связанными с движением материального продукта.
Согласно другой классификации, банковские услуги делятся на 4 вида:
- текущие — позволяющие клиенту добиться намеченных планов в обозримом будущем;
- оперативные — дающие возможность клиенту справиться с незапланированными трудностями;
- стратегические — позволяющие клиенту достичь масштабных перемен в деятельности, изменить образ жизни;
- специальные — направленные на оказание профессиональной помощи в непредвиденных, кризисных ситуациях.
Основные виды банковских услуги и продуктов
Сегодня клиентам банков доступно множество финансовых продуктов — не только традиционных, но и появившихся совсем недавно.
Операции с валютой — покупка и продажа различных валют, а также операции по обмену валют (как правило, осуществляются крупными банками).
Кредиты ФЛ и представителям бизнеса — предоставление средств на условиях платности, срочности и возвратности. В зависимости от целей выдачи капитала выделяют кредиты:
- на приобретение транспорта;
- на рефинансирование;
- на развитие бизнеса;
- потребительские;
- ипотечные.
Пластиковые карты (дебетовые или кредитные) — банковский продукт, который эмитируется с целью оплаты за товары и услуги в безналичном порядке, а также для снятия наличных денег и перевода средств другим пользователям.
Расчетно-кассовые операции — совокупность операций по обслуживанию клиентов (обслуживание ЮЛ, переводы, обмен валют, инкассация).
Депозиты (банковские вклады) — помещение денежных ресурсов на хранение в банк с целью обеспечения их сохранности и защиты от инфляции. За пользование средствами учреждение выплачивает клиенту определенный доход.
Лизинговые операции — вид инвестиционной деятельности, в основе лежит которой сдача в аренду имущества длительного пользования.
Хранение ценностей — услуга, предусматривающая передачу клиентом банку ценного имущества за определенную плату на временное сбережение.
Интернет-банкинг — это современная банковская услуга, позволяющая управлять своими счетами в дистанционном режиме, с возможностью выхода в интернет в любое время суток, из любого региона проживания.
Консультационные услуги — разъяснение различных вопросов финансового характера, ведение бухгалтерского учета и подготовка налоговых деклараций.
Брокерские услуги по операциям, связанным с обращением ценных бумаг — комплекс посреднических услуг, благодаря которому клиенты банка получают возможность приобретать акции, облигации и другие ценные бумаги без участия брокера.
Какие бывают банковские продукты? Их перечень можно продолжить, но далеко не все из них используются в повседневной деятельности обычных финансовых учреждений. Многие банки специализируются на оказании узкого спектра услуг. Однако грань между традиционными и нетрадиционными продуктами все больше стирается, и возможно, в скором времени универсальных банков станет намного больше.
Источник
Финансовые продукты | Financial Products
Финансовые продукты — англ. Financial Products, классифицируются на три основных категории в зависимости от присущей им функции с точки зрения инвестора. В результате вложения средств в один из доступных типов финансовых продуктов инвестор становится либо владельцем, либо кредитором, либо получает право купить или продать продукт. Одними из наиболее популярных финансовых продуктов являются акции, облигации, инвестиционные фонды, варранты и опционы.
Акции представляют право собственности инвестора на долю собственности в компании. Их обычно продают инвесторам на биржевых и внебиржевых рынках, которые рассчитывают, что их рыночная стоимость повысится через определенное время. В свою очередь компания, которая продает акции, получает взамен средства, необходимые для развития своей деятельности. Кроме того, такой финансовый продукт как акции может приносить прибыль его владельцу еще и в форме дивидендов, которые являются частью прибыли компании-эмитента, выплачиваемой акционерам.
Облигации являются финансовыми продуктами, которые представляют собой долговое обязательство, возникшее у компании-эмитента перед ее инвесторами. В отличие от акций, инвестор не получает долю собственности в компании. Такой тип инвестиций обычно обладает более низкой доходностью, чем акции, но и связан с меньшим уровнем риска. Инвесторы передают эмитенту наличные средства, которые должны быть выплачены им на определенную дату в будущем (дату погашения) вместе с процентами. Если инвестор хочет избавиться от своих облигаций до даты погашения, он может перепродать их третьим лицам. При этом маловероятно, что ее рыночная стоимость будет равна номиналу, который должен быть выплачен инвестору на дату погашения. Скорее всего, инвестор получит рыночную стоимость облигации, которая может быть больше или меньше, чем ее номинал. Облигации выпускают не только частные компании, но и государственные органы, включая центральные, муниципальные и местные органы власти.
Инвестиционные фонды являются комбинированными финансовыми продуктами, которые могут состоять из инструментов денежного рынка, акций или облигаций. Они обычно не инвестируют все свои средства в одну определенную компанию или финансовый инструмент, а формируют инвестиционные портфели. Эти фонды используют объединенные средства инвесторов, чтобы приобрести определенное количество акций, облигаций или других низкорисковых инвестиций, чтобы диверсифицировать свои портфели и снизить риск. В зависимости от финансовых целей их инвесторов инвестиционные фонды могут предлагать различные уровни риска: от высокорисковых вложений в акции транснациональных корпораций, до низкорисковых фондов облигаций.
Варранты и опционы дают инвестору право на покупку или продажу определенного финансового продукта. При этом, их приобретение не дает инвестору статуса кредитора или владельца. Например, опционы на акции дают возможность купить или продать акции определенной компании по заранее оговоренной цене (цене исполнения). Такие инвестиции осуществляются либо для хеджирования, либо исключительно в спекулятивных целях, рассчитывая, что рыночная стоимость базового актива изменится таким образом, как и предполагал инвестор.
Источник
,
_ Финансовые инструменты — это ценные бумаги и производные финансовые инст- финансовые рументы. Они являются особой и весьма _ широкой по составу категорией финансовых контрактов. В российском законодательстве (ст. 142 ГК РФ) ценной бумагой признается документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. С передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в совокупности. В случаях, предусмотренных законом или в установленном им порядке, для осуществления и передачи прав, удостоверенных ценной бумагой, достаточно доказательств их закрепления в специальном реестре. Ценными бумагами считаются акции, облигации, векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты, инвестиционные паи, закладные, коносаменты, складские свидетельства и другие виды ценных бумаг. Определения отдельных видов ценных бумаг даются в табл. 10.1. Таблица 10.1 Виды ценных бумаг, определенных российским законодательством
Производным финансовым инструментом (см. Закон о рынке ценных бумаг, ст. 2) признается договор, за исключением договора РЕПО1, предусматривающий одну или несколько из следующих обязанностей[1][2]:
К производным финансовым инструментам (Г1ФИ) относят форварды, фьючерсы, опционы, свопы и пр. Приведем некоторые определения в табл. 10.2. Таблица 10.2 Основные виды ценных бумаг производных финансовых инструментов1
1 В российском нормативном поле данные финансовые инструменты определены в Указаниях Банка России от 16.02.2015 № 3565-У «О видах производных финансовых инструментов». В таблице приведены более свободные академические определения.
Названные виды финансовых инструментов не охватывают все объекты, выпускаемые и обращающиеся на финансовых рынках. Значительная их часть может быть раскрыта с помощью понятия финансового продукта. Финансовый продукт (услуга) — это разновидность экономического блага, возникновение которого связано с деятельностью финансового посредника, направленной на удовлетворение спроса на данное благо со стороны его клиентов. Примеры Примерами финансовых продуктов являются банковский депозит, разновидности кредитов (например, ипотека, автокредитовапие), страховой полис, пенсионный план управляющей компании и т.п. (более развернутая классификация дана далее в главе). Несмотря на то, что в определенных случаях понятия финансового продукта и финансовой услуги должны быть разделены1, в данной главе они используются преимущественно как синонимы. Финансовые посредники создают и совершенствуют финансовые продукты (услуги), разрабатывают и выводят на рынок принципиально новые продукты, осуществляя тем самым финансовые инновации. К значимым инновациям последней трети XX — начала XXI в. относят:
• переход к модели персонально настраиваемых продуктов и инструментов, ориентированных на запросы индивидуального инвестора, и др. |
Источник