Какая психология является продуктом социальных отношений
Содержание статьи
Практическая значимость психологии социальных отношений
Социальные отношения как психологический феномен
Человека сложно представить вне общества. Социум обеспечивает базис для развития, поддержку, значимость собственного существования как личности и функциональной единицы. Социальные отношения – сложная и многогранная система взаимосвязей между людьми, основанная на взаимодействии, иерархии, совместной деятельности и качестве результативности. Межличностные, внутригрупповые и межгрупповые, коллективные, взаимодействие в массе, с общественными структурами – все это становилось предметом изучения психологов , причем не только для выдвижения теории, но и проверка посредством социальных экспериментов.
Практическая значимость изучения социальных отношений
Для большинства обывателей психология отношений опирается на нечто личное – взаимодействие с близким окружением: семьей, рабочим коллективом, родственниками, друзьями. На самом деле социальные отношения это более глубокое и всеобъемлющее понятие. После Второй Мировой войны велось активное изучение этого направления с целью понять закономерности и факторы, влияющие на качество взаимодействия между людьми с целью сделать их более продуктивными, полезными для общества, приносящими экономическую выгоду.
- Психология рекламы;
- Особенности взаимодействия человека в коллективе, начиная от детского сада и заканчивая профессиональными коллективами;
- Психология лидерства и руководства;
- Маргинальность;
- Психология масс и теории толпы;
- Психология маркетинга и продаж.
Это далеко не полный перечень направлений, в основе которых социальные отношения. Личность в системе социальных отношений может рассматриваться как субъект и объект – первый активно влияет, творит, второй – пассивно воспринимает и реагирует на воздействие. Такие понятия как «психологический климат в коллективе», «харизматичность», «лидерство», «руководство» не имеют значения вне отношений между людьми.
Человек – субъект общественных отношений
Отечественная психология в ХХ веке установила своеобразную триаду познания человека внутри социума: «индивид – личность – индивидуальность».
- В качестве идивида человек рассматривается с точки зрения особи, представителя своего биологического вида. Сегодня понятие «индивид» подразумевает взгляд на человека вне его психических и личностных особенностей.
- А.Н. Леонтьев: «Личность — как устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности». Неотъемлемой частью личности является самосознание. Человек как субъект социальных отношений выстраивает собственную систему самосознания в основе которых лежат нормы поведения и человеческая речь. Личность – это формируемое , начиная с детства понятие «Я-концепции». Наиболее активно этот процесс задействуется в подростковом возрасте, когда ребенок осознает не только собственное «Я», но и понимает всю значимость общества в собственном мире, где ранее были только родители и ближайшее окружение из значимых взрослых.
- Индивидуальность. Совокупность особенностей и свойств, которая отличает нас от других людей. Ценность индивидуальности и ее развитие осознается уже после периодов пубертата и юности. Если ребенок стремится подражать и быть похожим на значимых взрослых, то с накоплением индивидуального опыта человек задумывается о развитии качеств, которые будут его выделять из массы.
Чтобы ответить на вопрос «что такое социальные отношения?» нужно рассмотреть систему взаимоотношений, коммуникации и совместной деятельности по всем трем критериям триады. Если сопоставлять работы и концепции отечественных и зарубежных исследователей, то можно четко отслеживать приоритеты, ожидаемые от конечных результатов. Психология советского периода большое внимание уделяла личности в коллективе – построению отношений со сверстниками, эффективности производственных коллективов, влиянию психологического климата в среде школьников, формированию у них правильных социальных ценностей.
Человек – объект социальных отношений, роль социализации
Понятие объекта в нашем случае подразумевает , что на человека, находящегося внутри социальных отношений оказывается перманентное воздействие, которое оказывает различные эффекты. Первое, о чем говорят , подразумевая воздействие социума на конкретного индивида, — это социализация. Комплексное воздействие по прививанию индивиду ценных в окружающей его группе людей норм поведения, правил взаимодействий и качеств, которые считаются полезными для конкретного общества и принятые большинства его членами. Процесс социализации начинается в семье, где ребенок перенимает понимание правил на примере и под контролем родителей и ближайшего окружения. Далее вступают социальные институты:
- Детский сад и школа;
- ВУЗ, СУЗ;
- Профессиональный коллектив;
- Политические движения;
- Масс медиа.
Под воздействием родственного и профессионального окружения, средств массовой информации и политической пропаганды формируются ценности, поощряемые знания и нормы, которые позволяют человеку влиться в общество, быть полезным и принимаемым большинством людей.
Виды социальных отношений
Классификации видов отношений внутри социума разнятся в зависимости от направления психологии. Например, с точки рассмотрения социальных общностей выделяют следующие виды социальных отношений:
- Семейные – в основе взаимодействия и коммуникация между близкими и дальними родственниками, отношения сиблингов (братьев и сестер), родительские и брачные.
- Групповые — включают отношения в малых и больших группах.
- Классовые – взаимоотношения на основе социальных страт, иерархии, ролей, лифтов.
- Национальные – сюда входит самосознание себя как части конкретного этноса или нации.
При этом подразумевается, что человек действует как представитель собственной группы по отношению к внешнему социуму и внутри группы, как один из членов семьи или коллектива. Взаимосвязи могут основываться на экономической, творческой, религиозной, профессиональной, культурной, социальной деятельности.
Также социальные отношения и их виды могут классифицироваться на 2 основные группы – материальные и духовные.
- Материальные отношения. Считается, что человек вступает в этот тип взаимодействия, независимо от осознанности и желания. Это относится к отношениям связанным с вступлением в брак и деторождению, производственным отношениям, взаимодействию в сфере экологии.
- Духовными отношениями классифицируются те, что человек осознает. Они проходят фильтры внутренних установок и ценностей. Сюда относят религию, творчество, философию, право, политику, моральные отношения. По-другому духовные отношения называют также идеальными.
Материальные и духовные отношения могут развиваться внутри групповых, семейных, классовых и национальных взаимодействий, оказывая влияние на результативность и процесс развития взаимодействий.
Виды взаимодействий внутри общественных отношений
В основе отношений лежат взаимодействия между людьми. Межличностные отношения, которые начинаются с диалога – отдельное направление в социальной психологии. На их основе строится стратегия адаптации и жизни внутри социума. Насколько эффективен человек в навыке межличностного взаимодействия, настолько он успешен и имеет возможности расширения собственных границ за территорией привычной социальной группы.
- В основе различий может выступать субъект – в данном случае, это отношения между отдельными личностями, большими и малыми группами на почве эстетических, моральных, индивидуальных, даже международных отношений.
- Исходя из объектов: здесь рассматриваются семейно-бытовые, экономические, правовые, религиозные и политические.
- Различия по эмоциональным связям, модальностям – субординация, партнерство, конфликт, соперничество.
- По степени формальности – формальные и неформальные. Такие отношения опираются на соблюдение установленных в группе норм и правил, иерархии и этикета.
Исходя из качества отношений, складывается комплекс взаимодействий продуктивного или деструктивного характера. От характера результативности процесса будет зависеть: станут ли взаимодействия партнерскими, объединенными взаимной выгодой и целями или перерастут в конфликт, где есть собственные предпосылки, причины и поводы. Особенности конфликтных отношений, механизмы возникновения и способами урегулирования занимается раздел «Конфликтологии», еще одного направления психологии отношений.
Важность понимания механизмов социальных отношений
Введение в школьную программу предметов «Обществознания», «Человек и общество» дает возможность подросткам получить базовые знания о психологических аспектах социальных отношений. Что такое группы, маргинальность, конфликты? Почему важно уметь находить общие интересы и договариваться. Формирование адекватных ценностей в детском возрасте упрощает процессы адаптации и выстраивания экологной в отношении окружающих людей Я-концепции.
- Партнерство и построение гармоничных отношений;
- Продвижение на основе общих ценностей и развитие собственных;
- Понимание механизмов принятия и эмпатии;
- Умение сопереживать, слушать и слышать.
Навыки, выстроенные на основе взаимодействия с другими людьми помогают получать нужные ресурсы, делиться опытом, продвигаться по иерархическим лестницам (карьера ил положение в обществе), добиваться поставленных целей. Успех в современном мире основан на умении выстраивать партнерские, взаимовыгодные отношения. Это относится как к реальной, так и виртуальной среде. Понимание механизмов донесения информации повышает способность фильтрации действительно важных новостей и фактов, от подделок, призванных посеять сомнения, взволновать, посеять панику. Человек становится более ориентирован и стрессоустойчив, меньше поддается влиянию массовых эффектов и фэйковых месседжей.
Источник
Какая психология является продуктом социальных отношений — Женщина бриллиант-новостной женский портал
Понятие и виды социальных отношений, их взаимосвязь с общением.
Для обозначения системы отношений используют различные понятия: «социальные отношения», «общественные отношения», «человеческие отношения» и т.д. В одном случае они употребляются как синонимы, в другом – резко противопоставляются друг другу. На самом деле, несмотря на смысловую близость, данные понятия различаются между собой.
Социальные отношения – это отношения между социальными группами или их членами.
Общественные отношения – это многообразные связи. Возникающие между названными общностями, а также внутри них в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.
Отношения классифицируются по следующим основаниям:
— с точки зрения владения и распоряжения собственностью (классовые, сословные);
— по объему власти (отношения по вертикали и по горизонтали);
— по сферам проявления (правовые, экономические, политические, моральные, религиозные, эстетические, межгрупповые, массовые, межличностные);
— с позиции регламентированности (официальные, неофициальные);
— исходя из внутренней социально-психологической структуры (коммуникативные, когнитивные и др.).
Кроме понятия «общественные отношения», в науке широко используется и понятие «человеческие отношения». Оно, как правило, применяется для обозначения всевозможных субъективных проявлений человека в процессе его взаимодействия с различными объектами внешнего мира, не исключая и отношение к самому себе.
Человеческие отношения выражаются в виде производственных, экономических, правовых, нравственных, политических, религиозных, этнических, эстетических и т.д.
Производственные отношенияконцентрируются во множестве профессионально-трудовых ролей-функций человека (например, инженер или рабочий, руководитель или исполнитель и т.д.).
Экономические отношения реализуются в сфере производства, владения и потребления, представляющей собой рынок материальной и духовной продукции. Здесь человек выступает в двух взаимосвязанных ролях – продавца и покупателя. Экономические отношения вплетены в производственные через рынок труда (рабочей силы) и создание потребительских товаров. В этом контексте человеку свойственны роли хозяина и владельца средств производства и производственной продукции, а также роль рабочей силы, которую нанимают.
Правовые отношения в обществе закрепляются законодательным путем. Они устанавливают меру свободы личности как субъекта производственных, экономических, политических и других общественных отношений.
Нравственные отношения закрепляются в соответствующих ритуалах, традициях, обычаях и других формах этнокультурной организации жизни людей. В этих формах заключается моральная норма поведения на уровне бытующих межличностных отношений, которая проистекает из нравственного самосознания конкретной общности людей. В проявлениях нравственных отношений много культурно – исторических условностей, идущих от образа жизни общества. В центре этих отношений находится человек, который рассматривается как самоценность. По проявлению нравственных отношений человек определяется как «хороший – плохой», «добрый – злой», «справедливый – несправедливый» и т.п.
Религиозные отношения отражают взаимодействие людей, которое складывается под влиянием представлений о месте человека во вселенских процессах жизни и смерти, об идеальных свойствах психики, духовных и нравственных основах существования. Эти отношения основываются на чувствах, интуиции и вере.
Политические отношения концентрируются вокруг проблемы власти. Власть автоматически приводит к доминированию тех, кто ею обладает, и подчинению тех, кто ее лишен. Власть, предназначенная для организации общественных отношений, реализуется в виде лидерских функций в сообществах людей. Ее абсолютизация, как и ее полное отсутствие, вредна для жизнеобеспечения сообществ.
Эстетические отношения возникают на основе эмоционально – психологической привлекательности людей друг для друга и эстетического отражения вещественных объектов внешнего мира. Эти отношения отличаются большой субъективной вариативностью. То, что для одного человека может быть привлекательным, для другого – нет. Эталоны эстетической привлекательности имеют психобиологическую основу, которая связана с субъективной стороной человеческого сознания. Они обретают постоянство в этно – психологических формах поведения, подвергаясь культурологической обработке через различные виды искусства и закрепляясь в социально – исторических стереотипах человеческих отношений.
Понятие «человеческие отношения» является более широким по сравнению со всеми остальными, обозначающими те или иные отношения. У каждой личности обычно бывают разные отношения с какой – то общностью и даже отдельным человеком, который входит в ближайшее или более отдаленное окружение. В отношениях одного человека с другим обнаруживается характерный признак – наличие положительной или отрицательной эмоциональной реакции на другого человека. Эта реакция может быть и нейтрально равнодушной или противоречивой. Естественно, что одни отношения в силу своего характера могут нести конструктивное начало и «работать» на умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое развитие личности, а действие других отношений может иметь для нее деструктивный результат. В этом смысле для личности особенно важны отношения с субъективно значимыми для нее людьми.
Среди межличностных отношений выделяются отношения знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские и отношения, переходящие в интимно – личностные: любовные, супружеские, родственные. Главным критерием межличностных отношений является глубина вовлеченности в них личности. Наибольшее включение личности происходит в дружеских и супружеских отношениях.
Понятием «личное отношение» определяется сугубо индивидуальная направленность человека на кого – либо или на что – либо. В личном отношении к другому человеку заключены конкретное реагирование на достоинства и недостатки партнера, его значимость для субъекта отношения. Личное отношение проистекает из субъективных установок человека и может оставаться скрытым.
Психические отношения раскрывают притягательность объекта, благоприятно или неблагоприятно воздействующего на органы чувств человека. Эти отношения отличаются непроизвольностью реагирования субъекта на свойства отражаемого объекта. Они сопровождают любой акт психической деятельности человека на конкретно – чувственном уровне отражения и проявляются в чувственном тоне и настроении, а также в аффектах и других психических состояниях. Кроме того, эти отношения регулируют взаимодействие с субъектом, обнаруживая себя в стремлении к нему или в избегании его. Путем осознания своего психического отношения к объекту, человек преобразует элементарное аффективное реагирование в чувства. Тем самым психические отношения трансформируются в психологические.
Психологические отношения личности в развитом виде представляют целостную систему ее индивидуальных, избирательных, сознательных связей с различными сторонами объективной действительности. Сознательность и произвольность психологических отношений опирается на когнитивные функции психической деятельности человека. Благодаря когнитивным процессам происходит анализ значимости приятного – неприятного объекта, что и предопределяет наше психологическое отношение при выборе или отвержении данного объекта.
Новое качество социально – психологических отношений обусловлено тем, что они всегда продукт взаимодействия, взаимосвязи, взаимоустремления, взаимовлияния, взаимопознания, взаимовыражения, взаимоотношения. Все эти «взаимо» интегрируются в групповые эффекты сотрудничества – соперничества, дружбы – вражды, любви – ненависти, добра – зла, лидерства – конформизма и др.
Ролевые взаимоотношения отражают функционально – организаторскую зависимость людей в совместной деятельности. Взаимоотношения «ведущий – ведомый» в производственных сообществах представлены ролями руководителя, коллеги, исполнителя. Они закрепляются в официальной административно – управленческой структуре. В то же время каждый рядовой работник также может выступать по отношению к другому в роли ведущего или ведомого. Эти роли не всегда совпадают с официальными должностями и проявляются в неофициальном лидерстве.
Коммуникативные взаимоотношения характеризуют активность членов сообщества в их контактах, взаимосвязях и общении. Возникают они посредством информационного обмена между участниками взаимодействия и в значительной мере зависят от психологических качеств партнеров, которые они способны проявить в диапазоне «общительность – замкнутость». Развитию коммуникативных взаимоотношений благоприятствуют следующие качества: открытость, искренность, простота, личное обаяние, непосредственность, эмоциональность и т.п. Коммуникативный потенциал личности снижается из – за робости, застенчивости, скрытности, неумения слушать других и т.п.
Когнитивные взаимоотношения представляют собой результат отражения адекватности взаимного познания людей. Они характеризуют партнеров в диапазоне «понимание – непонимание» через проявление сочувствия, сопереживания, эмпатии и других социально – психологических феноменов, определяющих проникновение участников взаимодействия в психологическую сущность друг друга.
Эмоциональные взаимоотношения отражают взаимную привлекательность людей и проявляются в рамках «любовь – ненависть». Побудителями этих чувств становится физическая, психологическая, социальная привлекательность партнеров. Различные виды привлекательности могут взаимно усиливать или ослаблять друг друга. Зависит это от субъективных установок партнеров на их совместную деятельность, а также от этнопсихологических стереотипов.
Волевые взаимоотношения отражают возможности самопроявления партнеров в совместной жизнедеятельности. Они характеризуют меру психологической активности или характер поведения людей в сообществах. Волевые взаимоотношения изменяются в диапазоне «независимость – подчинение» и проявляются как властность, самостоятельность, решительность, настойчивость, уступчивость, терпимость и т.д.
Моральные взаимоотношения характеризуют поведение людей по критериям «добро – зло» и проявляются в заботливости, отзывчивости или равнодушии, корысти, агрессии, эгоизме и т.п. Эти взаимоотношения отражают психологические установки, касающиеся этической стороны поведения людей в сообществах. Понимание добра – зла в первичных группах не всегда соответствует общественной морали из-за сложности и противоречивости обыденного сознания, которое не всегда принимает и использует общечеловеческие ценности.
Свое реальное отражение и выражение человеческие отношения находят в общении.
Межличностные отношения могут рассматриваться не только как диадные, но и как отношения между людьми, входящими в общую для них группу – семью, школьный класс, спортивную команду, бригаду рабочих и т.п. В этих случаях они проявляются в характере и способах взаимных влияний, которые оказывают люди друг на друга во время совместной деятельности и общения.
Положение человека в группе, определяющее его права, обязанности и привилегии, называется статусными отношениями. Возникают они в связи с межличностными отношениями. В разных группах один и тот же человек может иметь разный статус. Например, подросток, которого недолюбливают за агрессивность и невоспитанность одноклассники и учителя, вне школы может оказаться «заводилой» дворовой компании, лидером неформальной группировки. Статус человека зависит от особенностей группы, в которую он входит. Важными характеристиками статуса являются престиж и авторитет личности как своеобразная мера признания окружающими ее заслуг.
Отношения между конкретными малыми группами можно характеризовать как отношения внутригруппового фаворитизма, межгрупповой дискриминации, межгруппового сотрудничества.
Суть внутригруппового фаворитизма в том, что своя группа оценивается ее членами как более привлекательная (лучшая), нежели другие группы.
Межгрупповая дискриминация, которая может быть следствием внутригруппового фаворитизма, проявляется во враждебном отношении к чужой группе. Внутригрупповой фаворитизм необходим на ранних стадиях развития малой группы он благотворно влияет на ее сплоченность и отражает степень значимости и привлекательности группы для индивида. В этой связи межгрупповая дискриминация представляется естественной для групп преступников, объединенных по признаку землячества, например в исправительно-трудовых колониях.
Таким образом, межгрупповые отношения складываются на основе, описанной Б. Ф. Поршневым: члены некоторой общности (группы) вырабатывают определенное представление и чувство единства, выражаемые словом «Мы». Но ко всем, кто не входит в данную группу, относятся как к «чужим», обозначаемым местоимением «Они». В преступных группах чувство «Мы» не только делает человека зависимым от других членов, но и дает ощущение силы, поддержки. Как правило, это чувство снижает степень критичности по отношению к своим действиям и ответственность за их результаты.
Межгрупповое сотрудничество предполагает отсутствие антагонистических противопоставлений между понятиями «Мы» и «Они», взаимопонимание, поддержку и стремление к продуктивной совместной деятельности или к конструктивному диалогу между членами различных малых групп и объединений.
Источник
Источник