До какого давления заправлять кондиционера
Содержание статьи
Каким должно быть давление фреона в домашнем и автомобильном кондиционере
За счет испарения и конденсации хладагента в закрытом контуре происходит отбор тепловой энергии воздуха и ее выброс в окружающую среду. Это принцип действия любой холодильной машины. Агрегатное состояние и остальные параметры рабочего вещества постоянно меняются. Но большинство рядовых пользователей интересует лишь одна характеристика — давление фреона в кондиционере.
Подоплека ясна: многие хозяева частных домов и квартир желают самостоятельно обслуживать сплит-систему, заправляя хладон простейшим способом, найденным в интернете. Мы раскроем суть методики в 3 этапа — теоретическая часть, диагностика и инструкция по заправке.
Почему давление не зависит от количества хладона
Фреоны, применяющиеся в системах кондиционирования и холодильниках, циркулируют внутри закрытого контура, состоящего из двух теплообменников (испарителя и конденсора), компрессора и дроссельного клапана. В первом радиаторе хладагент переходит из жидкой в газовую фазу, отнимая теплоту комнатного воздуха, во втором снова превращается в жидкость. Подробнее принцип работы сплит-системы описывается в отдельной публикации.
Напомним: фреон — это вещество, кипящее при отрицательной температуре (в обычных условиях). Чтобы повысить точку испарения / конденсации, давление в контуре принудительно увеличивается компрессором.
Номограмма отражает, насколько меняется давления хладона R410a в зависимости от температуры окружающей среды. Четко установленных границ не существует
Напор хладона в системе зависит от нескольких основных факторов:
- температуры окружающей среды и воздуха в помещении;
- рабочего режима кондиционера;
- степени загрязнения теплообменников и воздушных фильтров;
- марки заправленного хладагента;
- других, менее существенных факторов.
Справка. Бытовые охладители обычно заправляются двумя марками фреонов — R22 и R410a. Автомобильные кондиционеры заполняются хладоном R134a, старые модели — R12.
Реальное давление рабочей жидкости меняется несколько раз в течение суток из-за погоды и переключения режимов охлаждения. Количество хладагента никакого влияния не оказывает, разве что вещество улетучится из системы полностью. В подтверждение этих слов опишем эксперимент, опубликованный в техническом пособии известного автора Патрика Котзаогланиана:
- Возьмем 2 закрытых резервуара, имитирующих фреоновый контур системы кондиционирования. Подключим к ним манометры и заполним разным количеством хладагента марки R22.
- Нагреем сосуды до одинаковой температуры +20 °С. Все три манометра покажут 8 Бар независимо от уровня жидкости в резервуаре. Почему?
- При нагреве фреон испаряется, но газу требуется в 30 раз больший объем, чем жидкости. Паровая фаза быстро заполняет свободное пространство и насыщается, давление в сосудах растет. Когда нагрев прекращается, показания приборов становятся одинаковыми.
- Для проверки утверждения нагреем 2 резервуара до температур 27 и 34 градуса. Манометры покажут рост до 10 и 12.2 Бар соответственно.
Вывод. Рабочее давление в кондиционере никак не зависит от объема фреона внутри системы, измерять его без учета температуры бессмысленно.
Как проверить остаток фреона
Определить недостаток или избыток хладона в контуре сплит-системы можно по величине перегрева газа, идущего из испарителя в компрессор. Разъясним данное понятие:
- испарившийся во внутреннем теплообменнике хладагент движется по трубке низкого давления в компрессор;
- по дороге пар успевает дополнительно нагреться на 5-8 °С (если количество фреона соответствует норме);
- разница между температурой кипения жидкости и реальной температурой газа на всасывающем патрубке компрессора называется перегревом.
Расположение сервисных портов сплит-системы и подключение манометрической станции
Ключевой момент. Чтобы узнать температуру кипения фреона определенной марки в реальных условиях, как раз и нужно измерить давление на стороне всасывания.
Для работы вам понадобится манометрическая станция с присоединительными шлангами и контактный термометр (также подойдет электронный пирометр). Диагностируем остаток фреона согласно следующей инструкции:
- Узнайте тип используемого в кондиционере хладона по шильдику, закрепленному на внешнем модуле.
- Синий шланг, ведущий к манометру низкого давления (сокращенно — НД), находящийся слева на коллекторе, подключите к сервисному порту газовой магистрали, как сделано выше на фото. Она отличается большим диаметром.
- Включите сплит-систему на охлаждение при максимальном режиме работы вентилятора. Откройте левый кран манометрической станции.
- Снимайте показания только после запуска компрессора. Звук работающего агрегата хорошо слышится из внешнего блока.
- Узнайте температуру кипения вашей марки фреона при измеренном давлении, ориентируясь по таблице.
- С помощью термометра измерьте реальный нагрев газовой трубки на всасывающей стороне. Рассчитайте разницу между этой температурой и табличным значением точки кипения.
- Переходите к анализу результата. С помощью термометра определяется нагрев газового патрубка большого диаметра, приходящего от внутреннего блока к компрессору
Совет. Пользоваться таблицей фреонов необязательно. На манометрах коллектора тоже нанесены дополнительные шкалы, сходу показывающие температуру кипения хладона при измеряемом давлении. Главное, — изначально подобрать правильную станцию, где нанесена разметка для хладагентов R22, R410a и R134a.
Разметка шкалы манометра под различные типы хладагентов
Разберем пример, отображенный на фото. Стрелка показывает 5.4 Бар, что соответствует точке кипения фреона R22 +8 °С. Измеряем температуру всасывающего патрубка и получаем, например, +14 градусов, величина перегрева составит 14 — 8 = 6 градусов. Допустимый диапазон для всех типов воздушных кондиционеров, включая автомобильные, составляет 5-8 °С, значит, количество хладона в норме.
Наглядно процесс измерения показан в следующем видео:
Признаки нехватки хладагента
Если в результате измерений вы получили перегрев пара более 8 градусов, налицо недостаток фреона в контуре. Что происходит в кондиционере:
- Жидкость закипает в первой секции испарителя и переходит в газообразное состояние. Пар, пройдя сквозь трубки теплообменника и участок магистрали до компрессора, успевает сильно нагреться.
- Постоянно всасывая горячий газ, компрессорный агрегат плохо охлаждается и начинает перегреваться, сокращается ресурс механизма.
- Производительность по холоду заметно снижается. 1 кг хладона в среднем способен поглотить и перенести 50 Вт теплоты — чем меньше расход фреона в элементах контура, тем слабее охлаждается воздух.
При утечке хладона на стыках появляются следы масла, не заметные на первый взгляд
Примечание. Проблема с нехваткой хладагента возникает, как правило, из-за утечек на вальцевых соединениях медных трубопроводов. Главный симптом — следы масла на гайках, выбивающегося вместе с рабочей жидкостью.
Недостаток хладагента сопровождается другими побочными признаками:
- по команде датчиков сплит-система часто отключается и показывает ошибку;
- компрессор долго работает в максимальном режиме;
- трубки и сервисные порты покрываются инеем, в запущенных случаях на ребрах испарителя нарастает снежная «шуба».
Идентичные симптомы проявляются на кондиционерах авто, поскольку они функционируют по аналогичному принципу.
Переизбыток и другие неполадки
Величина перегрева оказалась меньше 5 градусов? Значит, в системе циркулирует слишком много жидкости. Часть вещества не успевает испариться в теплообменнике внутреннего блока, отдельные капли могут попадать в компрессор, а это чревато крупной поломкой.
Рекомендация. Перезаправка встречается относительно редко — как правило, после обслуживания кондиционера неграмотным персоналом. Обнаружив проблему, стоит вызвать нормального сервисного мастера, который сольет лишний хладон либо выявит другую неполадку.
Если вы уверены в собственных силах, попытайтесь удалить часть фреона самостоятельно. По манометру на коллекторе или по таблице определите, какое давление должно быть в кондиционере при нормальном перегреве +7 °С и аккуратно стравите малую порцию газа.
Аномально высокий либо слабый перегрев возникает не только из-за хладагента, но и различных неисправностей:
- засорена капиллярная трубка дроссельного клапана;
- неполадки компрессора или осушителя;
- неисправен четырехходовой соленоидный клапан, обращающий цикл в другую сторону (режимы охлаждение / обогрев).
Диагностику и устранение неполадок автокондиционера лучше доверить мастеру станции техобслуживания
Указанные проблемы решаются одним способом — вызовом мастера, несведущий пользователь просто не сможет их диагностировать. Если манипуляции с хладоном не дали результата, звоните в сервисную службу.
Дозаправка по давлению и температуре перегрева
Сразу хотим предупредить, что данный способ добавления хладона считается ненадежным, хотя многие холодильщики заправляют фреон «на глазок», ориентируясь только по давлению. Лучшая и самая правильная методика заправки — полная замена хладагента с опорожнением системы и заливкой по весам, как это описывается в нашем руководстве.
Помимо термометра и манометрического коллектора, вам понадобится:
- шестигранные и рожковые ключи;
- весы электронные (сгодятся кухонные);
- фреон требуемой марки (указывается на табличке внешнего блока).
Важный момент. Хладагенты различных типов обладают разными физическими свойствами. Понятие взаимозаменяемости либо совместимости этих жидкостей отсутствует как таковое, подойдет только газ, указанный на табличке холодильного агрегата. В бытовых кондиционерах применяются марки R22 и R410a, в автомобилях — 134-й фреон.
Первым делом убедитесь в отсутствии утечек, иначе рискуете потратить время и силы впустую. Выполняя дозаправку, придерживайтесь инструкции:
- Присоедините шланг от манометра НД к сервисному порту, а среднюю трубку желтого цвета — к газовому баллону в соответствии с представленной ниже схемой.
- Откройте вентиль баллона и продуйте шланги от воздуха, на секунду приоткрыв кран высокого давления (справа на коллекторе).
- Поставьте емкость с хладоном на весы, обнулите показания. При заливке фреона R410a баллон ставится кверху дном.
- Включите кондиционер на охлаждение и откройте сервисный вентиль, предварительно открутив защитную крышку.
- Открывая кран НД (слева на манометрической станции), запускайте хладон в контур малыми порциями, буквально по 30 грамм. Ориентируйтесь по электронным весам.
- После заливки каждой порции перекрывайте кран и замеряйте температуру газового патрубка в течение 1-2 минут. При необходимости подавайте следующую порцию. Задача — снизить перегрев до нормы 5-8 °С.
- По окончании дозаправки закройте поочередно вентили коллектора, сервисного патрубка и баллона.
Пример. Если раньше температура газовой магистрали при давлении 5.4 Бар составляла +17 °С, перегрев достигал 17 — 8 = 9 градусов (фреон R22). Значит, нужно добиться охлаждения трубки до + 14 °С, чтобы уложиться в норму.
Подробно технология дозаправки сплит-системы по перегреву и давлению описана в видеосюжете:
Заключение
Обычно вопрос о требуемом давлении фреона внутри кондиционера заставляет нервничать классных специалистов по холодильным машинам. Нужно понимать, что однозначного ответа не существует в природе, поскольку данный параметр зависит от многих факторов и часто меняется. Всегда следует рассматривать связку двух характеристик — давление — температура, иначе вмешательство в работу «сплита» может привести к серьезной поломке.
Источник
Заправка кондиционера фреоном по давлению
Многих интересующихся может волновать вопрос о том, возможна ли заправка кондиционера по давлению, а также о том, сколько же фреона в кондиционере?
На каждом наружном блоке кондиционера должна закрепляться специальная табличка.
На ней присутствуют цифры, говорящие о том, какой именно фреон заливают в компрессор и в каком количестве. Составляющие данных показаний можно увидеть на расположенных немного ниже фотографиях.
Данную величину — давление хладагента, можно считать главной для осуществления заправки кондиционера.
Формулы вычисляются на заводах благодаря применению опытных решений. Величина указана для заправки и качественного функционирования компрессора. Ее нельзя не учитывать и заливать «приблизительно» в большую или же меньшую сторону, любые переливы или же недоливы фреонного вещества очень плохо влияют на функционирование оборудования, понижают срок его службы, ломаются главные узлы кондиционера, и, что наиболее прискорбно, сам компрессор.
Заливайте именно столько фреона, сколько указывается на табличке изготовителем!
Ниже будет рассказываться о том, почему это настолько важно.
Другой вопрос.
Каким будет рабочее давление в кондиционере, работающем на 410 фреоне, ежели на улице температура является переменчивой? Тем более, есть еще вопрос — какими будут параметры давления в случае, если температура окружающей среды +10 и кондиционер производит охлаждение серверной?
На форумах зачастую оставляют сообщения о том, что необходимо учитывать регулируемую эффективность — определенного ответа нет, многое зависит от логической составляющей аппарата, какой он марки, какая марка фирмы — изготовителя, что у агрегата находится в конструкции микросхем, в каком режиме сейчас он производит свою работу, какой температурный диапазон выставлен сейчас на пульте управления, с какой скоростью функционирует вентилятор, какого типа сам кондиционер и другое.
Как можно увидеть, тут присутствует множество факторов, которые влияют на показатели давления фреона в контурах и точнейшего ответа, пять атмосфер либо восемь нельзя дать.
Однако некоторые хотят знать, существуют ли определенные пределы? Могут ли диапазоны давления меняться?
Любые новички всегда стараются ориентироваться по давлению. А когда задаешь вопрос, какие именно характеристики цикла были при осуществлении запуска кондиционера, говорят, что давление было рабочим.
Давления могут быть: температурными — нагнетания и всасывания соответственно, на выходе конденсатора, на выходе около испарителя, кипения и конденсации и также иных точек на магистрали, где показатели давления будут обладать различными параметрами. Если имеется определенный перепад высот в трубопроводе, то и характеристики там также будут качественно отличаться. Так что, как сами видите, давление имеет свойство к переменам.
Присутствует таблица зависимости температурных показателей кипения фреонов непосредственно от давления. Она размещается немного ниже.
Таблица соотношения давление/температура
Единицей измерения давления насыщения принято считать Бар. 1 Бар равен ста кПа.
На таблице — графике изображается прямая зависимость температурных показателей от показателей давления, при этом совершенно не важно, конденсации либо же испарения фреонного состава, только она может полноценно подойти для линий насыщения — пар, для расчета по переохлаждению данные цифры уже не могут быть особо высокоточными.
Представляем Вашему вниманию немного теории, касающейся знаний и рисунков, дабы хорошо разбираться в тонкостях такого вопроса. Рассмотрим на данном изображении детально давление и температурные параметры.
Немного теории
Как можно увидеть, давление прибора под названием манометр показывает ровно 8 атмосфер, а в сосудах располагается разное количество фреона. Температура также везде одинаковая, она равна двадцати градусам Цельсия.
Вместе с этим, давление в любом из сосудов, которые содержат фреон R22 в жидком состоянии при наличии температуры в двадцать градусов по Цельсию, будет равняться восьми барам , не зависимо от степенного уровня жидкостей. Необходимо также отчетливо понимать, что в неподвижном состоянии давление обладает определенными характеристиками, а в динамике, в движении фреона, результат, вне всяких сомнений, может значительно отличаться.
Если брать для примера книги зарубежных тематических авторов, то можно достаточно серьёзно поживиться информацией, причем очень полезной!
Авторы таковых пособий длительным образом на практике многих лет занимались проведением монтажа и разнообразными практическими заданиями, напрямую связанными с холодильной техникой и кондиционерами. В простенькой форме один шведский автор объясняет разнообразные сложные вопросы для правильного понимания процессов, происходящих в холодильном оборудовании.
В качестве примера можно заняться прочтением такого краткого, но информативного абзаца:
«Давление вообще не имеет ни малейшей зависимости от степени жидкости и может определяться исключительно температурными показателями (иначе невозможно было бы градуировать свойства по температурным показателям?).
Вместе со стремительным распространением инновационных хладагентов необходимо помнить, в первую очередь, о температуре, а не о показателях давления в контурах.
Тогда Ваши впечатления и мысли не будут напрямую зависеть от применяемого хладагента и Вы сможете получить замечательный выигрыш в плане времени!»
В случае, если температурные показатели возрастают, то ограниченное количество жидкости должно испариться, а сама жидкость при таком раскладе расшириться и привести к объемному расширению жидкостей в сосудах. Для размещения объема паров, которые образовались за счёт выкипания, необходимо большое пространство — приблизительно в тридцать раз больше номинально обозначенного. Пары в сосуде сжимаются и давление в нем увеличивается прямо пропорционально возрастанию температуры.
В закрытых сосудах состояние смеси паров с порождающими их жидкостями (их именуют насыщенными парами либо же парожидкостной смесью, находящейся в фазе насыщения) подчиняется уточненному соотношению (находящемуся в зависимости от состояния жидкости) между температурой жидкости и давлением насыщенных паров.
Чтобы было полноценно реализовано соотношение между давлениями и температурами, нужна одна молекула жидкости, находящаяся при данной температуре в непосредственном контакте с паровой фазой.
На ином изображении в 1-м сосуде жидкий фреон R22 может находиться при температуре в двадцать градусов по Цельсию и манометр демонстрирует давление в емкости, которое равняется 8 бар.
А какое же давление, спросите Вы, будет в соседнем сосуде? Температурные показатели в двух резервуарах будут одинаковыми. Какое давление будет во 2 — м сосуде? Такое же — восемь атмосфер.
На последующем, располагающемся ниже изображении показывается разнообразное давление — 8, 10, и 12 бар соответственно. А температурные показатели будут от двадцати до тридцати четырех градусов по Цельсию!
При повышении температурного режима, пропорционально возрастет и давление, а объем останется тем же.
Различное давление, различная температура
Изображение демонстрирует переход хладагента из абсолютного газообразного состояния в стопроцентное жидкое.
Новость была писана отнюдь не в академическом стиле, а доступным языком для обыкновенного клиента или же новичка — монтажника установок, который имеет свойство к познанию чуть больше теоретической информации: каким образом и что именно проходит при заправках кондиционера?
Еще раз считаем нужным отметить, если у Вас есть нужда в дозаправке кондиционера по давлению, то Вы шагаете по пути, который на «перспективу» может создавать Вам огромное количество проблем, тем более если у Вас отсутствует такая важнейшая в данном случае составляющая, как практический опыт.
На одном из форумов я встретил, на удивление, достаточно четко описанный ответ специалиста, который неоднократно подтверждал собственное мастерство на практике. Он говорит приблизительно следующее:
— «Дозаправка кондиционера не является подкачиванием колес»!
(от себя: усложненные физические процессы жители нашей Планеты практически всегда, в подавляющем большинстве случаев, стараются сделать проще — вплоть до ограничения интереса до поисковых запросов, желая получить на них краткий, однако очень содержательный ответ, без вникания в суть задачи и поставить значение цифры по манометру, связав их с температурными показателями уличного воздуха).
В кондиционировании основными значениями обладают сама температура и различные температурные перепады. Ошибка многих заключается в том, что отсутствует понятие зависимости давления от температурных показателей конденсатора. Напротив, температурные данные средней точки конденсатора находятся в прямой зависимости от давления конденсации (либо же температуры, указанной в таблице насыщения). А давление конденсации уже считается непосредственной функцией многих переменных: объемной части конденсатора, производительности и эффективности компрессора, температурных данных на входе в конденсатор, расхода ресурсов и переохлаждения.
Источник