Цирк в каких продуктах
Содержание статьи
Меню для цирковых животных оптимизируют
Росгосцирк в ходе оптимизации расходов переходит на новые нормативы кормления животных в 41 стационарном цирке по всей России. Например, ранее в меню ластоногих (сивучи, тюлени) входили говяжья печень, креветки и осетрина. Из нового рациона исключат печень, осетрину заменят мойвой, салакой, сельдью и минтаем, а вместо креветок будут давать кальмаров. Из рациона обезьян исключили сливочное масло, повидло и чай, а из меню собак — пахту (обезжиренные сливки), сахар и кальмаров.
По словам гендиректора Росгосцирка Вадима Гаглоева, существовавшие до недавнего времени нормы кормления разрабатывались еще в советские времена и уже устарели.
— Сегодня есть много современных сбалансированных кормов с высоким содержанием витаминов и минералов. Качество кормов стало намного лучше. Кроме того, животных надо кормить с учетом их естественных потребностей. Я не очень понимаю, когда в рационе хищников присутствует в большом количестве свинина — до 1,1 тыс. кг в год. Любой дрессировщик скажет, что кошек нельзя кормить свининой, ее дают в подкормку в небольших количествах. Очень много смешного в рационах можно увидеть. Например, говяжья печень в рационе у ластоногих. Все понимают, что не едят в природе ластоногие говяжью печень, ведь не плавают же рядом с ними коровы в естественных условиях, — отметил Гаглоев.
Чтобы приблизить питание обезьян к естественному, вместо повидла им будут давать свежие фрукты, ягоды (клюква, шиповник), а также сухофрукты. Медведям перестанут давать салат, петрушку и укроп, поскольку в их меню есть зеленые ветки и трава, которые заменяют по своим качествам зелень, употребляемую в пищу человеком.
Неизменным осталось меню индийских и африканских слонов. Помимо сена и травы в него входят хлеб, подсолнухи, морковь, свекла, картошка, капуста, ветки, фрукты и ягоды. Также в сильные холода для профилактики простудных заболеваний или перед дальними переездами для снятия стресса по предписанию ветврача им дают по ведру смешанного с водой кагора или водки — в зависимости от предпочтений животного.
Как один из вариантов нового меню в Росгосцирке рассматривают вариант введения сухих кормов как импортного, так и отечественного производства, сделанных в соответствии с ГОСТом. Сегодня существуют гранулированные корма не только для собак и кошек, но и для лошадей, хищных крупных кошек.
Дрессировщики, опрошенные «Известиями», скептически отнеслись к инициативе Росгосцирка.
Художественный руководитель театра «Уголок дедушки Дурова», народный артист России Юрий Дуров отметил, что старые нормы кормления разрабатывались специалистами с учетом норм зоопарков, поэтому он не видит смысла в их отмене.
— Когда я работал в Росгосцирке, были такие же нормативы кормов. У морских львов говяжья печень присутствовала в меню. Они ее едят без особой охоты. Но ведь нормы разрабатывались не бухгалтерами, а разбирающимися в этом людьми, которые отталкивались от норм зоопарка. Эти нормативы делались не для того, чтобы дрессировщик мог на выходной себе сделать отбивную из печени. Дрессировщики, кстати, действительно старались, впихивали печень в морских львов, потому что там имеются полезные для них компоненты. Хотя был один дрессировщик, который себе дополнительно выписывал коньяк и копченую колбасу для морских львов: для его животных как-то пробили эти дополнительные нормы кормов, — рассказал Дуров.
Народный артист России, руководитель «Обезьяньего шоу» Московского цирка на Цветном бульваре Азиз Аскарян уверен, что повидло из рациона обезьян изымать не следует.
— Испокон веков повидло и чай были в рационе у обезьян, они это очень любят, причем не только человекообразные, но и макаки, мартышки. С 1970-х годов у меня обезьяны буквально каждый день едят хлеб или печенье с повидлом два раза в день. Это дешевые продукты, и мне непонятно, почему именно их исключили, — отметил Аскарян.
Российская государственная цирковая компания была основана в 1919 году. В настоящее время «Росгосцирк» объединяет 41 стационарный цирк, 11 передвижных цирков-шапито и 8 передвижных зооцирков. В цирковом конвейере компании работает около 3 тыс. человек. В цирковых программах и зооцирках выступает более 1,8 тыс. животных 87 видов.
Источник
Цирк: чудесам есть место в повседневной жизни!
Многие думают, что данный вид искусства, если не существовал всегда, то как минимум появился так давно, что никто этого даже вспомнить не сможет. На самом деле цирк как заведение появился недавно, а вот его элементы существовали задолго до его появления.
Отцом-основателем цирка считается Филип Астлей – английский предприниматель, успешный наездник и любитель всевозможных развлечений. Именно ему пришла в голову мысль о создании цирка как целого комплекса развлечений, непременными атрибутами которых являлись музыка, номера с животными, клоуны и акробаты.
Господин Астлей купил в 1768 году целое поле в Ватерлоо и построил на нем арену круглой формы. Именно здесь он начал давать первые представления, которые сразу же стали пользоваться популярностью. А спустя время появились выступления клоунов, которые развлекали гостей в перерывах между представлениями.
Цирк (видео) сегодня
Характерные особенности цирка как искусства
Цирковое представление с давних пор – это обязательно круглый манеж. Его диаметр может варьироваться в пределах 12-13 метров.
Программа цирка непременно должна включать в себя конное выступления (отсюда, собственно, и необходимость в манеже), номера эквилибристов и акробатов, жонглеров. Присутствие клоунов хоть и не обязательно, но крайне желательно, так как самый лучший фон для выступлений – это смех.
На арене по желанию могут появляться и дрессированные животные, однако современные цирки начинают отказываться от этой практики благодаря активной деятельности защитников прав животных.
И все же цирк невозможен без манежа и лошадей. Если их не будет, вы можете смело говорить о варьете, а не о цирке.
Цирк – искусство особенное
Цирку отводится уникальное место среди остальных видов искусств, так как этот вид деятельности направлен на получение удовольствия от визуального контакта. Здесь нет языковых барьеров, такое искусство будет доступно совершенно любой публике.
И совершенно зря считают, будто цирк – это развлечение для детей. Само собой, пятилетний ребенок не может не оценить невероятную смелость дрессировщика львов, сующего голову в пасть страшному хищнику. Однако верно и то, что при посещении цирка всей семьей каждый найдет в цирке что-то, что способно удивить, поразить до глубины души, принести истинное удовольствие.
Цирк и его популярность
Когда-то цирк был зрелищем для избранного круга почитателей. Истинные знатоки конного искусства собирались вокруг конной арены, чтобы с удовольствием оценить мастерство великих наездников 18-19 веков.
Сегодня же этот вид развлечений доступен всем желающим. Цирк не перестает удивлять. Под куполом собраны все виды эмоций и человеческой силы – упорство и самоотдача, безграничное бесстрашие и трудолюбие, настоящая любовь к искусству и стремление к созданию прекрасного, так увлекающего публику.
Что нас так привлекает в цирке?
В цирке вы не найдете мелочности, зла, несправедливости, подлости. Здесь только благородство и добро! В стенах цирка живет страсть и жажда приключений, стремление к чудесам, безграничные возможности для полета фантазии!
Источник
Правда о цирке: как там на самом деле обращаются с животными
За последние двадцать лет в дикой природе вымерло больше десяти видов животных — яванский тигр, западный черный носорог, китайский речной дельфин и другие. Но лозунг «Звери должны жить на воле» продолжает привлекать сторонников экологического движения. О том, чем отличаются домашние, цирковые и дикие животные и надо ли их бояться, РИА Новости рассказал художественный руководитель Большого Московского цирка Аскольд Запашный.
— Цирк многие не любят, потому что считают, что там издеваются над животными. Это мнение порой подкрепляют доказательствами — некими видео в интернете. Что вы отвечаете в таких случаях?
— Тема для меня очень актуальная. Я болен цирком и готов говорить об этом часами. Да, и мне дико обидно, ведь это — грязная политика, которая действительно работает. Ее цель — воздействовать на нормальных людей, манипулировать ими.
— Кто этим занимается?
— Так называемые зеленые организации, не «Гринпис», а другие, которые в нашей стране только зарождаются.
В мире они работают по определенной схеме: появляются новые кандидаты на какую-то определенную должность во власти, продвигаются какие-то партии и начинают придумывать ходы. Чтобы заявить о себе, им нужно создать проблему — политическое пугало — а потом заставить о ней рассуждать.
— Что вы отвечаете на обвинительные реплики вроде «вы перевозите животных в маленьких душных контейнерах, держите в неволе, дрессируете»?
— Давайте вопросом на вопрос. Что отвечают люди, перевозя собаку самолетом и сажая в маленькую переноску, которую еще не всегда разрешают брать в салон? И ведь эта собака тоже, по сути, в неволе живет и перевозится.
— Это же домашнее животное, а не дикое.
— Какая разница? Да, собакам и кошкам действительно удобно с людьми. Но почему те, кто пишет мне в соцсетях злобные комментарии, решили, что льву, который изначально рожден в цирке, среди людей, плохо живется? Он не знает другого, не знает дикой природы. Это по факту такое же домашнее животное, только экзотическое. Или, например, белые тигры. Они появились как исключение из правил, но потом люди решили их разводить. Такие животные не могут охотиться из-за отсутствия маскировки. Можно ли назвать их дикими?
Здесь такая логика просто ломается — и у хейтеров нет ответа на этот вопрос.
— А у вас есть.
— Да. Для меня нет разницы между так называемым домашним животным и экзотическим, воспитанным в неволе. Большинство собак живут в небольших квартирах. И их хозяева обычно думают: «Моей собаке со мной хорошо». Так и моим тиграм хорошо. Животное в цирке доживает до 16-18 лет — глубокой старости, его любят, за ним ухаживают, его хорошо кормят, лечат, если нужно. На воле они бы жили в лучшем случае до пяти-шести лет.
— Почему такая разница — там слишком опасно?
— В дикой природе у них — постоянная битва за выживание. Они должны искать себе еду, а это борьба, часто кровавая. Если зверь ранен, никто ему не поможет — не вылечит, не выходит. Он просто умрет — от болезней или от голода. Или найдется кто-то сильнее его, и тогда животное погибнет в схватке.
Чтобы понять реальную картину, достаточно посмотреть не пропагандистское видео, а любое профессиональное документальное кино о живой природе.
Мне пишут: «Посмотрите фильм «Дамбо». Отвечаю: «Вы хотите, чтобы дрессировщик, работая с животными всю жизнь, из фильма про компьютерного слона, который на компьютерных ушах летает по Африке, что-то для себя почерпнул?» Это то, что я называю мультяшным мышлением.
— Вы же смотрели ставшее вирусным видео с эпилептическим приступом у тигра на выступлении цирка Багдасаровых в Магнитогорске?
— Его приводят в пример, когда пытаются доказать, что дрессура способна вызвать эпилепсию. Но если это так, то где другие примеры, ведь сейчас у каждого второго есть камера в телефоне. Наберите в поисковике — и вы увидите только эти растиражированные кадры одного и того же случая. Никто не знает, отчего такие приступы случаются, их нельзя как-то остановить, можно только переждать.
На видео Артур Багдасаров сначала пытается понять, что с животным происходит: берет палку и проверяет зверя на чувствительность. Я бы тоже так сделал. Помощники пытаются вернуть тигра в сознание, обрызгав водой. Потом дрессировщик за хвост оттаскивает животное в безопасное место, подальше от других хищников, которые в такой момент будут инстинктивно пытаться броситься на слабого. Их, думаю, сдерживала Карина Багдасарова, которая также была на манеже.
Зоошизики, которые, в отличие от зоозащитников, с животными никогда не работали, пишут: «Тигру стало плохо, а его бьют палкой». Начинается хайп, и мало кто задается вопросом: «А зачем это дрессировщику? Он что, дебил — специально жестоко (как они думают) обращаться с животным на арене?»
— Как с этим можно бороться?
— Только информацией и призывом к здравому смыслу. Ведь кроме зоошизиков, тех, кто зарабатывает на этом деньги или хайп, есть и просто люди, поддающиеся влиянию. Если большинство информации, которая им попадается, против цирка, значит, они тоже против. Но если с ними пообщаться, они меняют мнение.
— Как вы относитесь к передвижным циркам, как нужно регламентировать их работу?
— Конечно, на уровне закона. Этим мы занимались, когда помогали готовить закон «Об ответственном обращении с животными». Правда, изначально некоторые странные «эксперты», которые попали на обсуждения, пытались вписать в него вещи вроде «лошадь не предназначена для того, чтобы на ней ездить» и провести запрет катания на них. Еще хотели прописать стандарты цирковых вольеров, практически невыполнимые в городе. Все цирки стали бы тогда вне закона.
— Есть ли у передвижных цирков отдельные стандарты?
— Нет, животные там считаются личными. Никто же не регламентирует проживание кошки в квартире. Как хочешь — так и обращайся. У вас есть обязательства по отношению к своей собаке? Здравый смысл. Вот и здесь пока так же, хотя надо регламентировать, кто имеет право дрессировать животных, и так далее.
— А что насчет лошадей для катания? Они не сидят в клетках, но их эксплуатируют…
— Смотря как драматизировать ситуацию. Я знаю, что подавляющее большинство людей, содержащих лошадей, безумно их любят. Любой нормальный человек, который работает с животными, он сердобольный.
— Вы когда-нибудь боялись своих животных?
— Я дрессировщик и психолог, поэтому общаюсь с ними на языке тела, понимаю уровень их интеллекта, знаю природу страха. Это не ужасное чувство, а механизм самосохранения, который позволяет выживать. Я постоянно испытываю страх, как испытывал бы его любой нормальный человек. С другой стороны, я готов к опасности, потому что отработал миллион комбинаций, понял, кто на что способен, выявил потенциально опасных.
— Были ли случаи, когда вы не все просчитали в поведении животного?
— Да, недавно. Я уже десятки тысяч раз делал номер «Прыжок на льве», но в этот раз животное в самом начале ринулось. Потом он остановился, но я уже потерял равновесие — врезался грудью в колесо, чуть не сломал ребра. Как остался жив, непонятно.
— Из-за чего это случилось?
— Простое стечение обстоятельств. На манеже можно споткнуться и погибнуть. Если я падаю в зону досягаемости тигра, он тут же кидается, и все.
— Как вы относитесь к своим животным, привыкаете к ним, а они к вам?
— Они как маленькие дети, только чаще всего очень агрессивные и очень опасные. Когда ты доживаешь с ними до их старости и когда ты видишь, как они умирают… Это больно. У нас с братом был ручной тигр Мартин. Когда его не стало, другие животные чувствовали наше состояние. Можно было подойти к любому хищнику, взять и положить его голову к себе на ноги.
Но и из этого нельзя делать умильную картинку, потому что это как раз и есть мультяшное мышление. Хищник есть хищник.
Источник
Как содержат животных и где живут артисты. Что происходит за кулисами столичного цирка
«Что значит „не могу“?» — слышно от руководителя номера эквилибристов во время репетиции на арене Белгосцирка. То, что для зрителя шоу и развлечение на пару часов, для артистов — ежедневный труд и многочасовая подготовка. Мы увидели, как проходят репетиции в цирке, как ухаживают за животными, а также побывали в гримерках и узнали, что происходит за кулисами прямо во время представления.
11 февраля Белорусскому государственному цирку исполняется 60 лет. О том, как здесь все устроено и что происходит в день перед выступлением, нам рассказывает экскурсовод Анастасия Туманова. Анастасия Николаевна — потомственная артистка, 20 лет проработала воздушной гимнасткой.
Сцена с лифтом для манежей, пристройка с гримерками
Полдень. В зрительном зале уже вовсю идет генеральный прогон перед вечерним выступлением. На манеже репетируют украинские эквилибристы на першах под руководством заслуженного артиста Украины Геннадия Тараненко. Перши — это специальные шесты. Суть трюка заключается в том, что артист должен удержать равновесие, находясь на шесте, который держит на голове партнер.
Иногда во время репетиции от исполнителей номера доносится: «Я не могу». Вряд ли об этом можно догадаться, глядя выступление из зала.
Минская арена, как и само здание цирка с центрального входа, — это постройка 1959 года.
Как устроена арена? Конструкция интересна: под манежем в зрительном зале — еще три сцены на глубине почти в 15 метров.
Если нужно, круговая сцена арены опускается до необходимого уровня, въезжает на свой этаж, а на ее место поднимается манеж с другим покрытием. Выбор большой: прорезиненный манеж, с подсветкой изнутри, с паркетной доской или с деревянным настилом для цирка на льду. Манеж обычно меняют во время антракта.
За кулисами, в «карманах», стоят большие ящики с реквизитом. Если пройти по небольшому лабиринту, окажешься в новой пристройке — ей только десять лет. Тут есть тренировочный манеж без зрительного зала, вокруг которого на четырех этажах расположены гримерки артистов, ниже — комнаты для животных, в других зонах — цеха для обслуживания цирка, мастерские и тренировочные залы.
Среди гримерок на первом этаже есть и комната врача. Сегодня на смене Галина Шах. В прошлом — спортивный врач, последние пять лет женщина работает в цирке, здесь ее помощь нужна довольно часто.
— Артисты работают в опасных жанрах. Кроме того, стоит учитывать и человеческий фактор, у кого-то может подняться давление или температура. Во время спектакля тоже могут быть инциденты — врач всегда на подхвате, — рассказывает экскурсовод.
У врача в цирке не столько комната, сколько полноценный медицинский кабинет с кушеткой, электрокардиографом, биоптроном для светотерапии. Еще есть разные «укладки» — необходимый набор препаратов в чемодане: там средства как от анафилаксии, так и при клинической смерти.
— Всю реанимацию, которая делает скорая помощь, мы можем оказать здесь. Если возникают боли у артистов, то проводятся сеансы под биоптроном — так они могут тренироваться дальше, не уходя на больничные, так как дублеров у нас нет, — рассказывает врач Галина Шах.
Сегодня ее смена длится со старта репетиций (9 утра) и пока выступления всех артистов не закончатся (21.30).
Костюмерная — стразы и десятилетние костюмы
В цирке работают примерно 50 артистов, а в целом в штате около 300 человек.
— У нас очень много цехов — и оркестр, и униформа, и билетеры-контролеры, врачи, инженеры, уборщики в цирке и перед цирком, — рассказывает экскурсовод.
Одежда, украшения, обувь для белорусских, а иногда и приезжих, артистов в несколько рядов хранятся в костюмерном цеху. Здесь работают два человека, они ремонтируют одежду, стирают и гладят костюмы. Но образы создают не здесь: одежду для выступлений сначала отрисовывает цирковой художник, затем ее шьют на заказ.
Среди ярких костюмов на вешалках экскурсовод нашла даже свои наряды, которым уже исполнилось по 10 лет. Они в хорошем состоянии.
— Костюм ведь шьют под какую-то программу. Она, возможно, была востребована два- три раза за эти годы, поэтому костюм висит как новый.
А яркие наряды для девушек из балета делает один из мастеров цирка Дмитрий Титушкин. Его костюмы отличаются как минимум объемами и нагромождением деталей. Тут много перьев, страз, есть даже светодиодные ленты и тяжелые головные уборы с декоративными хвостами птиц. О последних артистки говорят, что с ними выступать тяжелее всего, они весят несколько килограммов, поэтому важно уметь сохранить равновесие и удержать украшение на голове.
— Когда такая шляпа на голове, что ты с ней можешь сделать на сцене? Только красиво походить, — говорит экскурсовод.
Как содержат животных в цирке?
В минском цирке есть свои конюшни, кроме того, здесь содержат нескольких обезьян, медведей и собак. Животные — в разных зонах на этажах.
В администрации говорят, что это третье-четвертое поколение животных, которые родились и привыкли жить в условиях цирка.
— Уход за ними хороший, все необходимые условия для жизни созданы. Спрос на номера с животными у зрителей всегда высокий, — объясняют нам в цирке.
Есть в цирке свой ветврач.
Пока на месте дрессировщики, нам показывают несколько зон с животными. Например, в цирковой конюшне 24 стойла, в них — три верблюда, две ламы, девять лошадей (и еще шесть пони) и ослик.
— Верблюды едят утром овсянку — литров семь съедают. Вечером у них 12 литров овощной смеси: в ход идут картошка, свекла, морковка, капуста. Сено и вода — в свободном доступе в любое время. У лошадей пятиразовое питание: кормят смесью из овса с морковкой и маслом, а также сеном, — рассказывает служащий, который ухаживает за лошадьми.
Зимой на улицу лошади не выходят. Нам поясняют, что разминки им хватает и на репетиции, потом им уже не до прогулки — надо отдохнуть.
— Летом, когда тепло, мы ставим для них вольер на улице, примерно шесть на шесть метров. И они гуляют на солнце. Зимой солнечные процедуры заменяет стойло с солярием, — объясняет специалист.
Есть в конюшне и отдельная комната для мытья крупных животных.
В программе участвуют и приезжие животные-артисты, условия для их проживания создает команда номера. Как раз после одного прогона мы застаем в слоновнике-тигрятнике четырех морских… не котиков, а львов, — поправляют нас дрессировщики.
Обычно в слоновнике обитают крупногабаритные животные, поэтому помещение тут высотой почти четыре метра, площадью примерно 9 на 13,5 метра. Работает вытяжка.
— Это, я бы сказала, наш VIP для животных, — говорит экскурсовод.
Морские львы находятся в транспортировочных клетках с бассейнами, в которых по 14 кубометров воды.
Животные — южноамериканской породы. Вместе с дрессировщиками Алексеем Гавриловым и Александром Хлыстовым команда приехала из геленджикского дельфинария.
— Тут необходимый минимум есть. Животные, конечно, привыкают, но потом радуются, когда возвращаются в свою широкую акваторию в аквапарке, — говорят дрессировщики.
В слоновнике стоят мешки с солью высотой с человеческий рост, рядом — бочки с водой — это засолочные. Тут смешивают воду, чтобы сделать ее похожей на морскую, и через гидранты подают ее в бассейн для животных.
— Моря здесь, конечно, нет. Но мальчишки, как фокусники, наколдовали — крекс-пекс-фекс! — вот вам из пресной морская вода. Воду животным меняем каждый день. Добавляем соль в определенной пропорции, 20 промилле, как в морской воде. Стараемся, чтобы здесь было все чисто, — рассказывают TUT.BY.
Что происходит за кулисами за час до выступления
18.00, до выступления ровно час. Шпрехшталмейстер — ведущий представления — Дмитрий Александров готовится в своей гримерке к выходу. Дмитрий работает в цирке пять лет. До этого основная работа была на радио, а теперь радио — по совместительству. По образованию Дмитрий — юрист и тренер.
— Я всегда мечтал сюда попасть, в детстве хотел быть клоуном, но думал, что тут свой отдельный мир, династии. Да и после школы на цирк я благословения родительского не получил. Но когда мечта осуществилась, я был на седьмом небе от счастья, — рассказывает Дмитрий.
В гримерке у ведущего есть небольшая кровать, шкаф, трюмо с зеркалом, умывальник и санузел с душевой и туалетом. Дмитрий не тратит много времени на грим — нужно всего лишь нанести тон, подчеркнуть глаза и брови, закрутить усы. Говорит, что некоторыми карандашами поделилась жена, а отрастить и подкручивать усы посоветовал один из клоунов.
— Жена у меня, конечно, после этого сошла с ума, — шутит он.
Яркий грим он делает, только когда как артист участвует в цирке — в роли Деда Мороза, например.
Приезжих артистов селят в гостинице цирка — на Интернациональной, 24а.
— Но некоторые старые артисты привыкли жить в гримерке. По сути, они кочевники. Программа идет, допустим, два с половиной — три месяца, — тогда гримерка для них как дом родной. Они тут уже ставят мультиварки — прямо кладовка.
В это же время другие артисты создают последние штрихи для образа. Например, воздушные гимнасты Максим Виноградов и Вероника Рыбчонок помогают друг другу делать макияж. Силачи Братья Казаковы заканчивают тренировку в костюмах перед выходом на сцену. До выступления остается примерно 20 минут.
Закулисье Белгосцирка во время представления
До представления всего пара минут. За кулисами уже столпились артисты первых номеров с реквизитом. Гимнастки снова делают растяжку, канатоходцы просят сделать фото, врач со своим докторским чемоданчиком уже дежурит на месте, а кто-то из артистов следит за представлением у телевизора: там транслируют все, что происходит на манеже.
У самых кулис стоит инспектор манежа Василий Уманец. Он следит за тем, чтобы все исправно работало, вовремя открывалось и закрывалось. В цирке он около 30 лет, до этого 19 лет работал шпрехшталмейстером.
На часах 19.00. Ведущий Дмитрий Александров идет к кулисам и громко говорит артистам: «Ну что, готовы? Сделаем это!». Инспектор манежа открывает занавес, звучит оркестр, артисты выходят на пролог.
За сценой в это время все работают слаженно, быстро заменяя друг друга: одни артисты буквально вылетают на сцену, вторые прибегают обратно, третьи выезжают на машине, за ними — морские львы, потом собаки.
Случаются и мини-инциденты. Когда на сцене выступают пони, слышно, как инспектор манежа за кулисами кричит ассистентам: «Совок! Девочки, совок, просыпайтесь!».
Когда из комнаты животных выводят хищников, например медведя, проход к сцене закрывают плотной растяжкой примерно на полтора метра в высоту и ставят предупреждающие таблички. Никто, впрочем, в этот момент и не решается без дела стоять за кулисами.
Картинка в закулисье меняется очень быстро. Ближе к финалу забегают девушки из балета, надевают громоздкие рюкзаки-крылья с яркими перьями и светодиодами и в один миг скрываются из вида.
Прощаясь, артисты цирка выходят на эпилог. Врач Галина Николаевна уходит с полным чемоданчиком: ее помощь сегодня никому не понадобилась. На следующий день, в четверг, у артистов снова будет репетиция, затем три дня выступлений, и только в понедельник выходной.
Источник